Под потолком: Что такое «воздушная йога» и как она работает. Авиационные виды спорта

Воздухоплаватели, или, как часто их называют, баллунисты (от английского balloon - аэростат), - неугомонные люди. Ими придумано множество различных мероприятий с воздушными шарами.

Фиесты и соревнования - основные из них. Фиесты воздушных шаров проводятся по всему миру и собирают до нескольких сотен аэростатов, наиболее крупные воздухоплавательные фиесты - это американская фиеста в г. Альбу-керк (штат Нью-Мехико) и французская в г. Метц.

в отличие от фиест - более серьезные игры взрослых людей. Международная авиационная федерация (FAI) утвердила типовые правила воздухоплавательных соревнований на тепловых аэростатах.

Соревнования на воздушных шарах состоят из нескольких упражнений, суть которых заключается в том, чтобы как можно точнее привести аэростат в заданную точку или оптимизировать временной или дистанционный интервал полета.

Чтобы зафиксировать свой результат, пилот сбрасывает маркер - ленту из легкой ткани длиной 1,5 метра с легким мешочком песка на конце. К каждому пилоту прикрепляется судья, или в воздухоплавательной терминологии - обсервер, который фиксирует все нарушения и достигнутые результаты, а чтобы не было соблазна сговора, на каждый полет пилоту назначается новый обсервер.

В отличие от многих видов спорта судейство в воздухоплавании полностью независимо от каких-либо влияний со стороны организаторов, спонсоров, пилотов, федерации. Это достигается за счет сложной иерархии лиц, обеспечивающих судейство. Как было сказано, непосредственно с пилотом общается и наблюдает обсервер. Как правило, в каждом полете пилот имеет дело с новым обсервером.

Обсервер не обязательно должен уметь пилотировать аэростат, от него требуется безупречное знание правил и умение ориентироваться на местности. Обсерверы являются первой ступенью судейства, на второй ступени стоят так называемые дебриферы. Задача дебриферов - получение отчетов обсерверов о полете пилота, уточнение результатов полета и наложение штрафов. На третьей ступени судейской иерархии стоит спортивный директор, который рассматривает жалобы пилотов и выносит по ним решения. Высшим органом по линии судейства является жюри, состоящее из лиц, не связанных ни с организаторами, ни со спонсорами. Решение жюри является окончательным по любой жалобе пилота. Обычно судейский персонал превосходит по своей численности количество пилотов в полтора раза.

Как было сказано выше, одной из целей соревнования является проверка умения пилота привести аэростат к заданной цели и поразить ее маркером. В качестве целей, как правило, используются перекрестки дорог, такой объект имеет однозначное соответствие своей реальности изображению на карте. Иногда, например по соображениям безопасности, рядом с перекрестком может быть выложена мишень - крест из яркой ткани размером примерно 10x10 м. Если рядом с целью (перекрестком) лежит мишень, пилот должен пользоваться мишенью.

Перед каждым полетом пилоты получают от спортивного директора задания. Заранее никто не знает, какие это задания и в какой последовательности спортивный директор предложит их пилотам. Ниже приведены типовые задания, которые FAI рекомендует применять на соревнованиях.

  • Цель, объявленная пилотом (Pilot declared goal / PDG)
  • Цель, объявленная судьей (Judge declared goal / JDG)
  • Нерешительный вальс (Hesitation waltz / HW)
  • Прилет (Fly in / FIN)
  • Продолжение полета (Fly on / FORI)
  • Заяц и собака (Hare and Hound / HAH/FOX)
  • Потопление корабля (Watership down / WSD)
  • Мемориал Гордона Беннетта (Gordon Bennett memorial / GBM)
  • Плановый заход на посадку (Calculated rate of approach task / CRAT)
  • Гонка в зачетном районе (Race to an area / RА)
  • Локоть (Elbow / ELB)
  • Облет земли (Land run / LR)
  • Минимум дистанции (Minimum distance / Mini)
  • Наикратчайший полет (Shortest flight / STF)
  • Двойное бросание на минимальной дистанции (Minimum distance double drop / MNDD)
  • Максимальная дистанция (Maximum distance / MAX)
  • Максимальная дистанция с двумя бросками (Maximum distance double drop / MDDD)

Рекорды на тепловых аэростатах
Спортивные разрядные требования -
Воздухоплавательный спорт

История соревнований

Международная авиационная федерация (ФАИ), которая в настоящее время объединяет 16 различных классов спортивных авиационных направлений, на заре своего становления организовывала ежегодно большие международные соревнования по газовому воздухоплаванию . Впервые эти соревнования состоялись в 1906 году во Франции, в Париже. Призы для этих соревнований были учреждены Джеймсом Гордоном Беннетгом, который выделял средства для призовых фондов и в других видах спорта. В соответствии в уставом воздухоплавательного приза Гордона Беннетта учреждался переходящий приз дня национального воздухоплавательного союза, занявшего первое место.

Приз должен был представлять собой произведение искусства стоимостью 12 500 франков и мог оставаться в собственности национального союза только в том случае, если этот союз станет победителем в трех соревнованиях, а установленный рекорд не будет побит в течение 5 лет. Кроме этого приза, учреждался еще один: 12 500 франков наличными мог получить пилот, принесший первое место своему национальному воздухоплавательному союзу или клубу.

Страной-организатором соревнований на приз Гордон-Бенне па выступала та, которая в предыдущем году выиграла приз. По усмотрению организаторов соревнований устраивались полеты трех видов: на расстояние, на достижение намеченной (или, как сейчас принято говорить - декларированной) цели и на время. Все виды заданий применяются и в современном спортивном тепловом воздухоплавании, только при полетах на расстояние и время ограничивается район полета, в пределах когорого засчитывается результат. Как правило, этот район не превышает 20...40 километров.

Международные воздухоплавательные соревнования прервались Первой, а затем Второй мировыми войнами, хотя в различных странах проводились отдельные полеты и возобновились лишь в 1973 году, когда в США, в Альбукерке, стартовало 33 аэростата из 15 стран мира.

В России прерванные Великой Октябрьской революцией и гражданской войной спортивные полеты возродились в 1920 году. Как писал издававшийся в то время журнал «Аэро», первый свободный полет в Свободной России состоялся 27 июня 1920 года, газовый аэростат стартовал с центра Красной площади в Москве. К 1950 году в ФАИ было зарегистрировано 26 мировых рекордов, установленных отечественными воздухоплавателями.

Выполняющих различные упражнения в воздухе на длинных разноцветных лоскутах ткани, а новости об открытиях студий аэройоги и аэростретчинга появляются одна за другой. Ещё в 2013 году Гвинет Пэлтроу, известная любовью к здоровому образу жизни, поделилась на своём портале рассказом о занятиях «антигравитационной» (то есть отрицающей силу земного притяжения) йогой. Именно тогда Америку захватила повальная любовь к упражнениям на aerial silks - в буквальном смысле «воздушном шёлке», то есть длинном куске ткани, подвешенном двумя краями к потолку. Разбираемся, что это такое, зачем это нужно и куда за этим идти.

Впервые «воздушный шёлк» появился ещё в конце пятидесятых в цирковых школах, но широкую известность приобрёл только в девяностых, благодаря американскому танцору и гимнасту Кристоферу Харрисону , собравшему труппу акробатов под названием AntiGravity. Потом Харрисон начал экспериментировать с упражнениями в воздухе и понял, что с помощью подвесного гамака можно прекрасно растянуть мышцы спины. Постепенно он разработал целую систему упражнений для своей труппы, а в 2007 году представил её широкой публике. Практика получила название AntiGravity Yoga, и воздушная йога в сегодняшнем виде придумана именно Харрисоном.

Конечно, американский гимнаст не единственный, кто задумался, что подвешенная к потолку ткань может помочь по-новому взглянуть на привычные упражнения: один из самых известных современных мастеров йоги Беллур Айенгар тоже практиковал похожую методику, только выполнял асаны не в гамаке, а на подвешенных к потолку верёвках.

Несмотря на то что AntiGravity - запатентованная техника, многие спортсмены и инструкторы, вдохновившись идеей тренировок в воздухе, создают собственные комплексы упражнений, используя шёлковый гамак в качестве главного инструмента. У компании AntiGravity есть целый ряд направлений, но наибольшую популярность приобрела всё же воздушная йога , известная у нас как «йога в гамаках» или «аэройога».

Особенность этой йоговской практики в том, что все упражнения выполняются либо полностью в гамаке, либо с частичной опорой на него, что позволяет выравнивать асаны и поддерживать тело. Постоянное балансирование нагружает мышцы, малоактивные в повседневной жизни, помогая быстрее освоить сложные асаны, в том числе и перевёрнутые позы - их в гамаке можно выполнять без опоры на пол. Плюс аэройоги по сравнению с йогой классической в том, что она гораздо быстрее развивает гибкость, ведь сам гамак помогает усилить натяжение и вытянуть мышцы.

Важно, что занятия йогой на шёлковом гамаке практически полностью снимают напряжение с позвоночника и позволяют максимально растянуть околопозвоночные мышцы, чего очень сложно достичь при занятиях «на земле». И конечно, воздушная йога, как ничто другое, содействует расслаблению и успокоению: медленные покачивания в гамаке, похожем на кокон, способствуют снятию стресса и глубокой релаксации.

Нельзя сказать, что антигравитационные упражнения - это революция в мире фитнеса. В конце концов это просто возможность разнообразить рутину или увлечься чем-то новым. Любая физическая активность полезна и помогает чувствовать себя лучше. Важно, чтобы она нравилась и улучшала настроение, поэтому лучше выбирать вид нагрузки, который вам по душе; для одних это долгие прогулки с собакой, для других бадминтон или плавание, для третьих - фитнес на шёлковых лентах.

Авиационные виды спорта: вертолетный, самолетный, парашютный и планерный - пользовались большой популярностью среди советской молодежи. В авиационных клубах ДОСААФ путевку в небо получили тысячи юношей и девушек. Соревнования по авиационным видам спорта входили в программу Спартакиад народов СССР.

Спортивные самопеты готовы к вылету.

Парашютный спорт - один из самых попупярных в стране.

Самолетный спорт связан с развитием авиации, реактивного и спортивного самолетостроения. Он начал развиваться в начале XX в. Вот первые рекорды, внесенные в таблицу мировых достижений Международной авиационной федерацией (ФАИ), основанной в 1905 г.: дальность полета - 220 м, скорость - 41,29 км/ч, высота - 155 м. Далеко вперед шагнула с тех пор авиация. Осенним днем 1977 г. серийный самолет Е‑266М, которым управлял Герой Советского Союза, заслуженный летчик‑испытатель СССР А. Федотов, достиг невиданной высоты - 37 650 м! Абсолютный мировой рекорд! На этой машине, созданной в опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна, Федотов установил еще один рекорд: с грузом в 2 т на борту он поднялся на высоту 37 080 м. Замечательных результатов достигла и ученица А. Федотова - заслуженный мастер спорта С. Савицкая. На серийном самолете Е‑133 она развила невиданную скорость - 2683 км/ч - более чем в 2 раза выше скорости звука. Но Савицкая не думала останавливаться на достигнутом. Вскоре она поднялась на рекордную высоту в горизонтальном полете - 21 140 м и замкнутый 500‑километровый маршрут преодолела со скоростью 2450,4 км/ч. Всего на счету Савицкой 14 мировых рекордов. Состязания по высшему пилотажу на спортивных самолетах являются самыми популярными среди летчиков‑спортсменов. Начало воздушной акробатике было положено летом 1913 г., когда русский летчик П. Нестеров в небе над Киевом выполнил свою знаменитую «мертвую петлю». Регулярно проводятся мировые и европейские первенства. Советские пилоты не раз выигрывали главный командный приз этих турниров - Кубок П. Н. Нестерова. Больших успехов добились советские авиаторы и в вертолетном спорте - самом молодом виде авиаспорта. Вертолетный спорт - это комплекс упражнений по точности пилотирования на малой высоте в ограниченное время, а также оценка мастерства вертолетовождения.

Вертолетный спорт в нашей стране начал развиваться лишь с 1958 г., когда в Калуге состоялись первые всесоюзные соревнования. Советские летчики установили на винтокрылых машинах более 70 мировых рекордов. На машине Ми‑1, созданной в конструкторском бюро М. Л. Миля, советские спортсмены выступали впервые на чемпионате мира 1973 г. в Англии. Наши авиаторы соревновались, в отличие от пилотов из ФРГ, Австрии, Великобритании, США, на вертолетах общего назначения, не предназначенных специально для спортивных соревнований. Но когда чемпионат закончился, на высшую ступень пьедестала почета поднялись его абсолютные победители - А. Капралов и Л. Чекалов. Они великолепно справились со сложнейшей программой, в которую входили такие, например, упражнения, как полет по замкнутому 100‑километровому маршруту. В полете надо было найти 36 ориентиров, указанных судейской коллегией. В соревнованиях по произвольному комплексу за отведенные 3 мин спортсмен должен в ограниченном пространстве показать все свое мастерство техники пилотирования.

Очень хорошо выполнили А. Капралов и Л. Чекалов упражнение «спасательная операция». Необходимо было с высоты 9 м поставить в центр стола размером 1 м 2 полное ведро воды и не расплескать её. Прольешь 100 г - получишь штрафные очки. Отклонишься от центра стола, просрочишь время - тоже штраф. После «спасательной операции» А. Капралов и Л. Чекалов были уже недосягаемы для соперников. Лучшим среди женских экипажей оказался также советский экипаж - Т. Егоркина и Л. Беспалова. В планерный спорт входят соревнования на планерах - безмоторных летательных аппаратах тяжелее воздуха. Восходящие потоки воздуха не дают планеру терять набранную высоту, и он буквально парит в небе, словно птица.

С планеризмом связаны имена многих выдающихся ученых, авиаинженеров, конструкторов, летчиков. Планеризмом увлекались авиационные конструкторы А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, О. К. Антонов. Много внимания уделял планерному спорту и С. П. Королев - выдающийся ученый, конструктор космических кораблей. На планере Королева «Красная звезда» летчик А. В. Степанчонок трижды выполнил петлю П. Н. Нестерова. Его полеты дали начало высшему пилотажу в безмоторной авиации.

Массовое развитие планеризма в СССР относится к 1923 г., когда К. К. Арцеулов и другие энтузиасты приняли участие в состязаниях в Коктебеле (ныне Планерское) в Крыму, испытав в полете самые разнообразные конструкции. В тех соревнованиях выступали С. Н. Анохин и М. К. Раценская, замечательные советские планеристы, заслуженные мастера спорта. В 1935 г. Раценская установила рекорд: её полет на планере продолжался без посадки 15 ч 39 мин! Этот результат на 4 ч превышал существовавший тогда мировой рекорд. 32 ч пробыл в воздухе на учебном планере ГН‑2 Анохин - тоже высшее по тем временам достижение.

Во время Великой Отечественной войны Анохин не раз летал на планерах к партизанам, вывозил раненых солдат. Первый в нашей стране заслуженный летчик‑испытагель СССР, Герой Советского Союза С. Н. Анохин и М. К. Раценская за заслуги в развитии планеризма удостоены Большой золотой медали - почетной награды Международной авиационной федерации.

Высоких показателей добилась и О. Клепикова. Уже много лет никому не удается улучшить её рекорд в дальности полета на одноместном планере - 749,203 км, установленный в 30‑х гг. В таблицу всесоюзных достижений внесены и результаты О. Пасечника, показанные в 1978 г. Треугольный маршрут протяженностью 300 км он преодолел со средней скоростью 125 км/ч. Кроме того, в дистанционном полете по треугольнику Пасечник покрыл расстояние 765 км. Парашютный спорт - один из самых популярных авиационных видов спорта, включающий прыжки с парашютом с различных высот и различных типов летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и планеров. В программу чемпионатов мира и СССР входят одиночные прыжки на точность приземления и одиночные прыжки с выполнением комплекса акробатических фигур в свободном падении. Для второго упражнения установлена высота 2000 м. Парашютист, покинув самолет, летит к земле, не раскрывая купола, 30 с. Скорость к десятой секунде полета достигает 180–200 км/ч. Чтобы в таких сложных условиях уверенно выполнить упражнение, нужно обладать быстротой реакции, умением четко ориентироваться в пространстве и управлять своими движениями. И конечно, быть ловким, смелым, сильным. Недаром говорят: парашютизм - спорт мужественных и отважных людей.

На соревнованиях выполняются также групповые прыжки на точность приземления, групповые акробатические прыжки с построением в свободном падении заранее намеченных фигур.

Большой интерес всегда вызывает парашютное многоборье - всесторонняя проверка подготовленности спортсмена. Приземлившись, спортсмен демонстрирует мастерство в стрельбе, кроссе, на дорожке бассейна. Без парашютных прыжков не обходится ни один авиационный праздник. Красивое, незабываемое зрелище, когда на голубом фоне неба одновременно вспыхивает множество разноцветных куполов. В нашей стране парашютизм очень популярен. Тысячи юношей и девушек занимаются в авиационно‑спортивных клубах ДОСААФ. Первые спортивные прыжки с парашютом были совершены в СССР летом 1930 г. группой военных летчиков во главе с Л. Миновым. С тех пор благодаря своему высокому мастерству, усилиям инженеров и конструкторов, постоянно совершенствующих парашютную технику, наши спортсмены неизменно добиваются высоких результатов. Почти 700 раз они улучшали мировые рекорды, и ныне в таблице мировых достижений Международной авиационной федерации из 28 рекордов мира 25 принадлежат советским парашютистам.

Отлично выступают они и на мировых первенствах. Первыми в истории отечественного спорта абсолютными чемпионами мира стали (1954) В. Селиверстова и И. Федчишин. Абсолютными чемпионами мира (1976) являются Г. Сурабко и В. Закорецкая, единственная женщина, имеющая на своем счету свыше 7000 прыжков.

Самое же большое количество прыжков совершили известные советские парашютисты А. Осипов и Ю. Баранов. Они первыми перешагнули восьмитысячный рубеж. Это значит, что каждый из них пробыл под куполом чуть ли не полтора месяца, «отмерил» в воздухе около 20 тыс. километров, едва ли не половину - в свободном падении. Нашим мастерам принадлежат и другие уникальные достижения, например в прыжках из стратосферы. Москвичка Э. Фомичева, покинув самолет на высоте 15 200 м, 14 700 м летела вниз, не раскрывая купола. Этот прыжок выполнялся днем. А вот Н. Пронюшкина ночью в свободном падении преодолела 14 400 м! Таких результатов не добивался никто в мире.

Парашютизм, пожалуй, — один из самых экстремальных видов спорта. Наблюдая с земли за парящим в небе парашютистом, и просматривая фотографии полета, зачастую проходящего над облаками, у обычного зрителя захватывает дух! Но любители этого спорта нас покоряют не только свойственной ему опасностью (высота прыжка, продолжительность полета и другие параметры), но и красотой «парения» в воздухе, а также потрясающими акробатическими номерами и фигурами, которые им удается выполнить, находясь высоко в небе.

Как в любом спорте, в парашютной акробатике тоже есть свои правила и требования. Наша подборка поможет познакомимся с ними поближе, посмотрев потрясающие фотографии выступлений парашютистов.

(Всего 19 фото)

1. Купольная акробатика - это парашютный вид спорта, где команды соревнуются в построении различных фигур из раскрытых куполов парашютов.

2. Именно этим он существенно отличается от остальных видов парашютного спорта, где вся основная работа над конечным результатом идет до того как раскроется парашют, за исключением лишь прыжков на точность приземления.

3. Как правило, в официальных соревнованиях команды состоят из четырёх или восьми акробатов.

4. В рамках любительских соревнований команды бывают гораздо многочисленнее.

6. Групповая акробатика - это вид спорта, основная цель которого – построить во время полета максимальное количество разных фигур командой из нескольких парашютистов. Обычно команды состоят из двух, четырёх, восьми и шестнадцати спортсменов.

7. Групповая акробатика - наиболее массовый вид парашютного спорта.

8. В августе 2011 года в воздушном пространстве Аэрограда Коломна проходили соревнования по групповой акробатике «Рекорд России 2011», в рамках которых нашими парашютистами был установлен рекорд России и Европы: единая формация состояла из 201 cпортсмена!

11. Мировой рекорд в Групповой акробатике по построению в Больших формациях на данный момент составляет четыреста человек. Он был поставлен в Тайланде в 2006 г. Парашютисты сформировали фигуру и смогли в ней продержаться в течение 4,25 секунд!

14. Фигуры в групповой акробатике бывают не только крайне сложными, но и достаточно креативными и забавными.

15. Фристайл - одна из разновидностей парашютного спорта. Во время свободного падения парашютист выполняет сложнокоординированные движения, вращение в произвольных плоскостях и осях, в самых разнообразных позах. Каждое движение осуществляется только с опорой на набегающий поток воздуха, что открывает перед спортсменами широкие возможности для импровизации и самовыражения, фактически являя собой балет в воздухе.

16. Как правило, целью является эстетика и красота движений, поэтому такие прыжки часто сопровождаются видеосъёмкой.

17. В соревнованиях по фристайлу оценивается сложность акробатических элементов и мастерство оператора, который снимает парашютиста в небе. Одновременно в прыжке могут участвовать несколько человек.

18. Заниматься фристайлом могут многие спортсмены-парашютисты, но из-за недостаточности информации по фристайлу в России данный вид спорта ещё не очень популярен.

19. Пожелаем российским парашютистам вдохновения, отваги и удачного ветра для их прекрасных прыжков!