Семинар анатолия зенченко по ишвара йоге. Интервью с анатолием зенченко

Анатолий Зенченко — один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики Ишвара-йога , официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине.

Анатолий с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой. Мощным толчком к развитию был семинар А. Сидерского.

Вскоре после этого Анатолий начал вести занятия йоги. Параллельно он выступал со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Его уровень владения телом был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ не могли составить ему конкуренцию.

В период с 2001 по 2004 годы Анатолий участвовал в мировых чемпионатах по артистик- и олимпик-йоге. Пять раз он входил в тройку лучших и дважы становился победителем соревнований.

Постепенно преподавание йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподаёт в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Питере и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло — вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешёл на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге ещё в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно — приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году — это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла ещё в том, что они имели больше информации, они чётко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку — мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провёл цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги — в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлён тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил своё путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имён людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога — это моё любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды

  • 4 место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001 г.);
  • 2 место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001 г.);
  • 3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2002 г.);
  • Бронзовый призёр кубка мира в олимпик-йоге (2002 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2003 г.).

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

Анатолий Зенченко умеет говорить о йоге так, будто это не сложнейшая древняя практика, а невероятно приятное занятие, которое гарантирует удовольствие и наслаждение от процесса. Самое интересное, что для него это так и есть – недаром уже больше 20 из своих 35 лет он занимается только йогой и преподает ее другим по собственной методике Ишвара-йога. Для многих новых учеников его идеи становятся революционными, в корне меняют практику и подход к ней. Йога без боли и травм, йога без насилия над телом, йога с уважением к своему организму, с пониманием принципов работы опорно-двигательного аппарата. На семинарах Анатолия Зенченко не звучат слова «чакры», «энергия», «визуализация», зато после его четких и логичных объяснений ученики уходят глубже в освоенных формах или впервые входят в асану, о которой и не мечтали.

Во время съемок телевизионного мастер-класса «Пробуди в себе йога!» на телеканале «Тонус ТВ» Анатолий Зенченко успел не только попрактиковать йогу перед камерами, но и поговорить о ней.

С какого возраста вы в спорте, в искусствах, в йоге?

Лет в 7 моим любимым увлечением было задержать дыхание и посчитать, сколько шагов я смогу пройти на одной задержке дыхания. Причем меня интересовало не количество шагов, а то состояние, в которое я попадал в конце задержки дыхания.

В 10 лет дядя отвел меня на вольную борьбу, и с тех пор я практиковал боевые искусства. Йогой начал заниматься лет в 14.

Как вы ушли из борьбы в йогу?

Я занимался карате, и те люди, которые учили меня, помимо боевых искусств имели и другие интересы. Кто-то увлекался буддизмом, кто-то – православием, кто-то – йогой. Мне было с ними очень интересно, они все были гораздо старше, чем я. В шутку можно сказать, что в йогу меня привела «дурная компания».

Дальше каким-то чудом мне удалось не сломаться, потому что на этом пути не было никакой методики и правил. Все смотрели на рисунки и фотографии и пытались вслепую повторить ту или иную асану. Часто все заканчивалось травмами. Это был своеобразный «путь через тернии к звездам», и многие к этим звездам не доходили. Тело «сыпалось» очень быстро.

Но мне никогда не хотелось прожить обычную жизнь бухгалтера, инженера, сантехника, потому что это было априори скучно.


Когда вы пришли в йогу, какова была обстановка с йогой в стране?

В 1982 году в СССР был принят закон, запрещающий карате, карточный бридж и йогу. Реальность была такова, что нельзя было заплатить три рубля и пойти заниматься. По крайней мере, йогой – точно нет. Те, кто меня учил, говорили: «Если ты кому-нибудь расскажешь, кто или где тебя учил, то меня посадят. Поэтому думай, что ты делаешь и с кем ты общаешься». Это были те люди из йогов-шестидесятников, которые помнили постановку на учет в КГБ, обыски квартир и т.д.

Когда вы первый раз побывали в Индии?

Посещение Индии я долго оставлял «на сладкое», чтобы приехать туда уже со своим опытом, знаниями, представлением о йоге в разных уголках мира. Сначала я хотел посмотреть, на каком уровне находится йога в мире, и несколько лет подряд посещал разные конференции, соревнования по йоге, которые проходили в Аргентине, Бразилии, Италии, Португалии. Когда я попал в Индию в 2004 году, я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел.

С чего начать неподготовленному человеку, который хочет заняться йогой?

Лучший вариант: смотреть на того, кто будет преподавать вам йогу. Насколько он сам гармоничен, здоров и насколько он доволен жизнью. Со временем вы станете похожи на того, у кого учитесь. Поэтому внимательно посмотрите на того, на кого вы станете похожи через какое-то время, и сделайте вывод.


Йоги должны быть вегетарианцами или придерживаться какой-то особенной диеты?

Ответ на этот вопрос лежит, к сожалению, не на поверхности, потому что в таком искусстве, как йога, все взаимосвязано. Есть «Йога», а есть просто «йога». Йога с большой буквы «Й» – это та йога, которая описана в классических текстах и которая тысячелетиями передается в устной традиции от учителя к ученику. А йога с маленькой буквы «й» – это та йога, которая пришла сюда, на Запад, которая существует сейчас в Индии.

На самом деле, «Йога» – это нечто очень сложное. Это искусство, которое доступно единицам из живущих. Многим хочется быть йогами с большой буквы «Й», и они стараются к этому прикоснуться, но так как сами дойти туда не могут, то стараются «спустить» это искусство к себе. Если говорить о «Йоге», то невозможно достичь каких-то результатов, если вы не задумываетесь, как минимум, о том, что едите. Йога не равносильна отказу от мяса, каждый человек сам выбирает, что ему есть. Но йога – это в том числе и путь к здоровому организму и питанию, и если вы всерьез ею займетесь, то рано или поздно сами придете к оптимальному для себя здоровому питанию. Перестать есть мясо, например, можно (и нужно) не по этическим соображениям, а потому, что это не очень здоровая еда для организма. Я не знаю йогов с большой буквы «Й», которые едят мясо.

В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все. Слово «нельзя» – это не про йогу. Главное: точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите.

Имеет ли значение для начала занятий йогой физическое состояние человека, гибкость?

Йога никакого отношения к состоянию костей, подвижности суставов, растяжке или какой-то специальной физической форме не имеет! Пока человек жив, пока у него есть желание начать занятия, он может это делать. В любой момент жизни можно прийти в йогу и начать менять свою жизнь к лучшему.

Принцип йоги в том, что мы учимся управлять движением своего тела, взаиморасполагать определенные части тела относительно друг друга, находить гармонию между работой мышц-антагонистов. Мы учимся сознательно управлять процессом напряжения и расслабления конкретных мышц в конкретный момент. Вся йога – это способ тренировать мозги с помощью инструмента – тела.


Новый проект «Пробуди в себе йога» позволит большому количеству людей начать практику йоги с вашей помощью. Скажите, чего вы ожидаете от этого проекта?

Для людей неподготовленных вся дорога начнется с первого маленького шага. Поэтому в проекте «Пробуди в себе Йога!» я расскажу о комплексе конкретных упражнений, воздействующих на тело. Моя главная задача заключается в том, чтобы представить зрителям базовые упражнения и действия, которые нужно обязательно знать и уметь новичку. И самое важное – объяснить им, что они делают, для чего, зачем и как. Потому как сейчас, включая иногда телевизор и натыкаясь на передачи и упражнения по йоге с «гуру» и учителями, я зачастую вижу, что половину из того, что происходит на экране, нельзя даже отдаленно назвать йогой. И некоторые из таких упражнений могут быть не просто бесполезны, они могут быть вредны и опасны риском нанести себе травму.

Поэтому я здесь. Чтобы такого на экранах телеканала «Тонус ТВ» никогда не было.

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги

Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине

Преподает йогу и ведет семинары в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья.

О йоге с большой и маленькой буквы

Всю известную нам йогу можно разделить на две категории: Йога с большой буквы и йога - с маленькой.

Йога с большой буквы существовала испокон веков. Согласно преданию она берет свое начало от Адинатха - Шивы. Техники Йоги в первую очередь направлены на работу с сознанием, а знания о ней передаются ученикам от гуру в устной форме. Получая посвящение в традицию, ученик дает несколько обетов. В разных традициях и в разные времена обеты могли отличаться, но неизменно присутствовал обет не разглашать секретов практики никому и никогда. Поэтому о Йоге знают мало, она никогда не была чем-то модным или популярным. Кроме того, предлагаемые традицией техники сложны до невыполнимости, поэтому мало у кого возникает мотивация их постигать.

Йога с маленькой буквы - это как раз то, что представлено в массовом варианте и можно купить за деньги: комплексы движений, асан, простейшие дыхательные упражнения и рекомендации по питанию. Полезны ли они? Да. Работают ли они? Работают. Но эти техники не воздействуют на сознание напрямую и не меняют его качества. Поэтому не нужно питать иллюзий, что если вы еще несколько секунд постоите в бакасане, то у вас откроются все чакры и вы полетите домой в позе лотоса.

К сожалению, сейчас нередко происходит подмена понятий, когда йогу с маленькой буквы пытаются выдать за Йогу с большой буквы. Но необходимо понимать, что все виды йоги, основанные на практике асан, по сути своей являются авторскими методиками, не имеющими никакого отношения к древней традиции. И к ним неприменимо расхожее словосочетание «классическая йога», которым без зазрения совести пользуются представители некоторых направлений.

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас.

О занятиях йогой

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас. Вся наша жизнь в основном состоит из типовых ситуаций, в которых мы используем готовые поведенческие шаблоны. Но чтобы развиваться, необходимо выйти за рамки привычного. И йога дает нам такую возможность. Занимаясь практикой асан, мы принимаем различные положения тела, многие из которых, особенно на первоначальном этапе, становятся настоящим испытанием. Чтобы не сломаться и не страдать от боли, нам поневоле приходится прислушиваться к себе и искать единственно верное решение, позволяющее вернуться из дискомфортного состояния в зону комфорта. Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми.

Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми»

Досье

Анатолий ЗЕНЧЕНКО, автор методики ишвара-йоги, основатель Школы йоги в Киеве, президент Международной ассоциации йоги, Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» на Украине, ведущий международных семинаров, мастер-классов по теории и практике хатха-йоги, которые проходят во многих городах России и Европы.

Достижения: четвертое место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001), серебряный призер чемпионата Европы по артистик-йоге (2001), бронзовый призер интерконтинентального чемпионата по олимпик-йоге (2001), чемпион мира по артистик-йоге (2002), бронзовый призер Кубка мира по олимпик-йоге (2002), чемпион мира по артистик-йоге (2003).

Текст: Татьяна Бушмакина.
Фото: Игорь Мазутский.

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.