Площадка для игры в бочче. Бочче

Очень часто, приезжая на курорты в Египте или Турции можно получить предложение сыграть в интересную и популярную в этих странах игру. Бочче что это, какие у нее правила, это сейчас и узнаем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В чем суть игры?

Чаще всего с этой игрой можно встретиться на курортных площадках Турции и Египта. А потому стоит знать, что за спорт представляет эта игра и какие у нее правила.

Согласно такому ресурсу, как Википедия, игра бочче, еще известная, как бочча или петанк, представляет собой традиционный способ развлечений. Считается, что она была заимствована у туристов из Франции. По своим правилам, она подобна таким играм, как и боулз. Все они имеют корни в Античности и уже позже распространялись по всему миру.

В результате, такое развлечение очень быстро завоевало популярность. И относится она к разряду спортивных игр, требующих от участников точности.

Особенности игры

Для игры Бочче потребуется наличие определенного набора игровых аксессуаров.

Сюда входит:

  • 4 одноцветных шара из расчета на 1 игрока или команды;
  • 1 маленького шара.

Играть можно на обычном грунте, бетонной площадке или на заасфальтированной поверхности. Можно использовать деревянные бортики, высота которых составит около 15 см. Для игры применяются как металлические, так и пластмассовые шары без отверстий.

На сегодняшний день существует большое количество вариантов игры в бочче. Между собой огни будут отличаться не только количеством участников, но и правилами.

Теперь стоит рассмотреть каким будет игровой процесс. Сама игра представляет собой серию бросков.

Они разделяются на:

  • пунто – когда производится бросок своего игрового шара, причем важно чтобы он оказался рядом с первым шаром, носящему название паллино;
  • раффа – осуществляются броски с целью выбить или отбить шар противника. Причем он должен находиться как можно дальше от паллино;
  • кошонет – совершается только после того, как был извещен арбитр.

Для проведения соревнования, каждый игрок должен ввести в игру все имеющиеся у него шары. Это следует делать как при одиночной или командной игре. Как бросать, каждая команда будет распределять по собственному желанию.

Капитан команды решает все вопросы, возникшие в игре. У игрока имеется около 1 минуты, чтобы приготовиться и совершить бросок.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Как видите, такие правила просты и понятны. Да и сама игра привлекательна как , так и взрослых.

Игровой процесс

Для определения того, кто начнет игру, следует бросить жребий. Задача бросающего попасть так, чтобы его шар оказался ближе к первому шару. Допускается выбивать ударом своего шара шаров противник. Причем игроки будут чередоваться между командами.

После этого определяется победитель – тот, чей шар окажется как можно ближе к первому брошенному. И так будут распределяться очки. Их начисление происходит по следующему принципу:

  • шар, который находится рядом с первым, получит – 20 очков;
  • чуть далее – 19.

Победителем становится та команда, набравшая большее количество очков.

Итоги

Теперь вы знаете об игре бочче что это, как в нее играть и какие у нее правила.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Под игрой имеется описание, инструкции и правила, а также тематические ссылки на похожие материалы - рекомендуем ознакомиться.

Как играть - правила и описание

Интересная спортивная игра с шарами, имеющая оригинальное название Bowl , представляет собой что-то среднее между боулингом и «бочей». Впрочем, цель, которой добиваются игроки, также сильно напоминает задачи «кёрлинга». Но не будем углубляться в поиск аналогов и соответствий, расскажем вкратце о правилах, остальное вы сами увидите и поймете, начав играть.

Для начала вспомним игру «Боча». В нее часто играют на курортах в отелях, и если вы посещали пляжные отели Турции, Египта, Испании, Кипра и т.д., то знаете, о чем идет речь. Играют на мягкой поверхности, такой, на которой брошенные шары быстро останавливаются. Сначала бросают малый шарик-метку, затем, игроки каждой из двух команд стараются подкатить к нему побольше своих больших шаров. Принадлежность шара определенной команде обозначается цветом или маркировкой шара. В итоге, команда, сумевшая выставить один или несколько своих шаров ближе к шарику-метке, чем шары соперника, побеждает.

В боулинге большой шар-биту запускают по длинной дорожке, стремясь сбить за раз как можно больше кеглей, стоящих в конце дорожки.

В кёрлинге, где игра происходит на льду, играют две команды, каждая из которых, запуская свои камни, старается подкатить их как можно ближе к центру специально обозначенного круга.

В этой игре есть элементы и того и другого и третьего. Вы можете играть против компьютера или вдвоем с другом. Тот из вас, чей шар по окончанию всех бросков окажется ближе других к шарику-маркеру, брошенному вначале, тот и выиграет. Увлекательно!

Можно скачать игру БОЧА БОУЛИНГ на свой компьютер, она не займет много места, но подумайте, имеет ли смысл это делать, ведь здесь она всегда доступна, Вам достаточно лишь открыть эту страницу.

Сделайте перерыв и сыграйте в онлайн игры , которые развивают логику и воображение, позволяют приятно отдохнуть. Расслабьтесь и отвлекитесь от дел!

Игра в шары - бочче (итал.) имеет древнейшую историю (первые известные упоминания - 2-3 тыс. лет до н.э.) и является родоначальницей различных игр, таких как боулинг (кегельбан), петанг, кёрлинг (на льду) и ряда других. Исторически становление этой игры произошло в Древнем Риме, в средние века она получила распро-странение в Европе, а затем значительно позже в Америке и Азии.
В настоящее время спортивная игра бочче популярна во всем мире. Свыше 50 стран мира входят в состав международной федерации бочче (СБИ), штаб квартира которой находится в г. Лугано, Швейцария. В Италии, Швейцарии, Франции, других европейских странах, в ряде стран Южной и Северной Америки бочче является любимой игрой жителей.
Варианты названий: Петанк, Петанг, Боча, Бочча, Бочче, Шары, Petanque, Petank, Petanq, Petankki, Bocce, Boccia, Boule, Balinaje.

Бочче. Правила игры.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек.

На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.

Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров.

Одна команда может состоять из четырех или двух человек.

В игре могут принимать участие две команды (малый набор ) или три команды (большой набор ) или, при объединении наборов, пять команд.

Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий - 19 и т.д. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Если шаров двадцать то и максимальное количество очков за один шар будет равно двадцати, если восемь шаров, то восемь. Суммируя очки определяют кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.

Технические правила игры Московской федерации игры «Бочче»

1. Площадка для игры в шары — «Бочче».
1.1. Игра в шары проводится на ровной (горизонтальной) площадке с гладкой поверхностью, ограниченной по периметру досками или другими неметаллическими ограждениями высотой 25 см. (допустимое отклонение +2 см.).
1.2. Длина площадки может варьироваться от 24,0 до 26,5 м, а ширина от 3,8 до 4,5 м. Идеальные размеры, рекомендуемые для международных соревнований - 4,5 х 26,5 м. Обычно игры проводятся одновременно на нескольких смежных площадках.
1.3. Ограждение на торцевых сторонах площадки, наиболее часто подвергаемых ударам шаров, состоят из подвижных досок, закрепленных только в верхней части и поворачивающихся вокруг оси крепления (рис.1).


Рис. 1. Торцевое ограждение.

Торцевые ограждения должны иметь с внутренней стороны амортизи-рующую удары шаров, накладку из технической резины, синтетического каучука и т.п.
Находящиеся вблизи площадки и вокруг ее ограждения люди, их вещи, а также другие предметы (светильники, тросы, кабели, стены, защитные сетки и т.д.) при судействе рассматриваются как посторонние предметы, столкновение шаров с которыми приводит к аннулированию технического результата действия игрока. Не разрешается крепить контейнеры для шаров на ограждения вокруг площадки.
1.5. На игровой площадке в соответствии с рис.2 должны быть проведены горизонтальные поперечные линии. Эти линии обозначаются цветным материалом (мел, мраморная крошка, краска и т.п.), который не должен влиять на состояние поверхности площадки. На боковых ограждениях площадки наносят вертикальные линии: соответствующие горизонтальным и являющиеся их продолжением.


Рис. 2. Разметка площадки.

1.6. Линии А, В, С, D (A",B",C",D") расположены симметрично относительно средней линии Е, проходящей через центр площадки. В течение матча происходит последовательная смена направления игры (вбрасывания шаров). После вбрасывания всех шаров в направлении А-А" и подсчета очков игра продолжается в противоположном направлении (А"-А) и т.д. Ниже дается описание правил игры в направлении А-A"!. В скобках приводятся обозначения линий для игры в противоположном направлении.
1.7. Стартовая зона А-В (А"-В") предназначена для нахождения игроков обеих команд.
1.8. Линии А и А" совпадают с торцевыми краями площадки и обозначают границы, за которые запрещено заходить игрокам, начинающим разбег для проведения бросков.
1.9. Линия В (В") указывает границу, с которой производится вбрасывание маленького шарика «паллино», а также броски шаров способами «пунто» и «раффа».
1.10. При вбрасывании шарика «паллино» из зоны А-В (А"-В") линия В (В") определяет максимальное расстояние, на которое он может быть вброшен.
1.11. Линия С (С") определяет максимальное расстояние, с которого игрок может осуществлять бросок шара способом ««воло»;
1.12. Линия D (D") определяет максимальную границу, которой может достигнуть игрок, осуществивший бросок шара способом «пунто», а также минимальное расстояние, которое должен пролететь шар, брошенный способом «раффа», прежде чем он коснется площадки.
1.13. Линия D" (D) определяет минимальную границу выбивания шаров способом «раффа», за исключением шарика «паллино» и шаров, составляющих с «паллино» единое целое.
1.14. Средняя линия Е указывает минимальное расстояние, на которое должен быть вброшен шарик «паллино» и определяет максимальную границу, которую не должен пересекать игрок, бросивший шар способом «раффа» или «воло».
1.15. Таким образом, зона Е-В" (Е-В) определяет ту часть площадки, в пределах которой должен остаться шарик «паллино» после его вбрасывания с линии В (В"). В начале матча «паллино» не вбрасывается, а устанавливается судьей в центр зоны АЕ (АЕ), который отмечается разметочной точкой Р" (Р).
1.16. Арбитр и игроки перед началом матча должны убедиться, в пригодности для игры поверхности площадки. Если матч начался без предварительной проверки, то он должен закончиться с теми же линиями и измерительными устройствами. После начала игры в течение всего матча не допускается корректировка линий разметки и измерительных устройств.
1.17. В случае полного или частичного стирания горизонтальных линий измерения должны проводиться от центров линий, нанесенных на боковых ограждениях.

2. Шары и шарик «паллино».
2.1. Шары и паллино должны быть сделаны из однородного синтетического материала и иметь строго сферическую форму.
Паллино: диаметр 4 см, вес 60 г.
Шары: диаметр 11 (10,6) см, вес от 920 до 1000 (900) г. В скобках указаны параметры шаров для юниоров и женщин.
2.2. Перед началом матча арбитр должен проверить пригодность шаров и «паллино» для игры.
2.3. В течение матча шары заменять нельзя. Если игрок или команда, несмотря на запрет, все же заменили шар, то игроку (команде), нарушившим данное правило, засчитывается поражение в этой партии матча.
2.4. В случае повреждения шары или «паллино» могут быть заменены только с разрешения арбитра. Кроме того, замена шаров разрешается в случаях прерывания матча (например, из-за плохой погоды) или если продолжение матча перенесено в другое спортивное сооружение.
2.5. Не разрешается смачивать шары слюной, а только предназначенной для этого водой.
2.6. Если игрок по ошибке бросает принадлежащий противнику шар, то бросок этого шара аннулируется и шар возвращается противнику. При этом игрок-нарушитель наказывается лишением одного из своих шаров. Если ошибочно брошенный шар принадлежит его товарищу по команде, то бросок этого шара аннулируется.
2.7. В процессе игры маркировки позиций шаров команд должны отличаться друг от друга, например, как показано на рис. 3.


Рис. 3. Обозначение положения шаров.

3. Регламент игры и составы команд.
3.1. Цель игры - расположить свои шары ближе к «паллино» по сравнению с шарами противника.
3.2. Матч по игре Бочче может состоять из одной или трех партий. Каждая партия играется до 15 очков и состоит из нескольких игр.
3.3. Начисление очков за каждую игру производится после ее завершения, т.е. после вбрасывания игроками всех шаров в одном из направлений А-А" или А"-А ().
3.4. Очки начисляются только той команде (игроку), чей шар (шары) оказывается самым близким к «паллино». При этом количество начисляемых очков равно числу шаров, находящихся ближе к «паллино», чем ближайший к нему шар противника.
3.5. В процессе игры могут осуществляться три вида бросков:
а) «пунто» - подкат своего шара как можно ближе к шарику «палли-но»;
б) «раффа» или «воло» - броски на выбивание, при которых брошен-ный шар ударяет другой шар или "паллино", которые игрок предваритель-но указывает арбитру.
3.6. Матчи команд проводятся в трех разрядах:
1) одиночные - один на один с четырьмя шарами у каждого из игроков;
2) парные (двойки) - двое на двое с двумя шарами у каждого игрока;
3) из трех человек (тройки) - трое на трое с двумя шарами у каждого
игрока.
К соревнованиям допускаются только укомплектованные команды.
В процессе игры каждый игрок должен ввести в игру все принадлежа-щие ему шары, при этом каждая команда по своему усмотрению определя-ет очередность бросков среди своих игроков.
3.7. В играх двоек и троек команды должны иметь капитана из числа играющих, которому дано право говорить с арбитром и решать с ним все вопросы, возникающие в ходе партии, в том числе и возможность изучить положение шаров на близком расстоянии (подойти к шарам). При возникновении такой необходимости капитан должен каждый раз просить разрешения арбитра и показать ему игрока, который подойдет к шарам.
3.8. Время, которое дается игроку на подготовку и выполнение одного броска - 1 минута.
3.9. Время, предоставляемое каждому игроку для ухода с площадки в течение каждой партии - 3 минуты (но только после осуществления бросков всех своих шаров и не более двух раз в течение партии).
3.10. Время (тайм-аут), предоставляемое тренеру (представителю команды) для прерывания игры и консультаций с игроками - 2 минуты 1 раз за игру.
Тайм-аут предоставляется команде только тогда, когда один из ее игроков готовится к броску.
3.11. В любое время матча, но при условии завершения командой всех
бросков, она, с согласия арбитра, может произвести замену игроков.
3.12. В индивидуальных партиях замена игроков не допускается.

4. Пробные броски.
Перед началом партии обе команды (игрока) по очереди могут выпол-нить пробные броски всех своих шаров в обоих направлениях.

5. Начало матча и вбрасывание шарика «паллино».
5.1. В начале партии «паллино» устанавливается в точках Р" (Р).
5.2. Бросается жребий между двумя командами за право броска первого шара или выбора стороны, откуда должна начаться партия. Команда, выигравшая жребий, получает право первого броска (или выбора стороны), другой команде соответственно предоставляется возможность выбрать сторону (или право начать игру).
5.3. Команда, начинающая партию или в очередной раз производящая вбрасывание шаров, может бросать первый шар любым способом, включая «раффа» или «воло». В случае если бросок аннулирован, эта же команда делает другой и так до тех пор, пока он не будет засчитан.
5.4. В случае если первая игра аннулирована, то она повторяется с противоположной стороны площадки с установкой «паллино» в центре соответствующей разрешенной зоны. Право первого броска принадлежит той команде, которая имело его перед этим.
5.5. В последующих играх «паллино» вбрасывается той командой, которая выиграла предыдущую игру. После неправильного вбрасывания «паллино» одной из команд, это делает другая, которая имеет право только на одно вбрасывание. Если и это вбрасывание окажется неудачным, то арбитр должен поставить «паллино» в соответствующей точке Р" (Р). Во всех случаях право броска первого шара принадлежит той команде, которая
первой вбрасывала «паллино».
5.6. Вбрасывание «паллино» в начале каждой игры производится только по команде арбитра, в противном случае оно не засчитывается.
5.7. Вбрасывание «паллино» не засчитывается, если шарик «паллино»:
1) пересекает линию В" (В) или его проекция приходится на эту ли-
нию;
2) не доходит до линии Е или его проекция приходится на эту линию;
3) касается бокового ограждения или останавливается на расстоянии меньше или равном 13 см;
4) выходит за пределы площадки;
5) выходит за пределы площадки, а потом вновь туда возвращается вследствие соударения с посторонними предметами;
6) пересекает линию Е, но задевает арбитра, даже если после этого соударения он остается в пределах разрешенной зоны.
5.8. Если на площадке остается только шарик «паллино», то команда, чьи шары были аннулированы (удалены), должна бросать следующий шар, чтобы игра могла продолжаться.
5.9. Если шар или «паллино» самопроизвольно (от сотрясения площадки, ветра и т.п.) сдвинулся с места, то он должен быть возвращен в прежнее положение, если оно было отмечено, в противном случае он остается на новой позиции.

6. Способы бросания шаров (основные положения).
6.1. Шар может быть брошен способами «пунто», «раффа» и «воло». Для того чтобы броски «раффа» или «воло» были засчитаны, игрок должен объявить арбитру, какой тип броска он будет выполнять и в какой шар или «паллино» он собирается попасть. В случае если игрок хочет изменить тип броска или цель (ударяемый шар), он должен уточнить предыдущее заявление, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только противником не будет использовано правило преимущества.
6.2. При выполнении любого броска нельзя опираться ногой на бортовое ограждение, иначе брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.3. При выполнении любого броска игрок не может заступать вытянутой вперед ногой за линию броска, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.4. После броска способом «пунто» игрок не может заходить за линию D(D"), а после выполнения броска способами "раффа" и "воло" за линию Е, если у него еще остались шары для игры. В противном случае один из них аннулируется.
6.5. Шары, задевшие ограждение до того, как они войдут в игру, аннулируются, если только не будет использовано правило преимущества.
6.6. Те шары или "паллино", которые откатываются только за счет смещения ограждений (вибрация при ударах и т.д.), не задетые другими движущимися шарами или "паллино", должны быть возвращены в первоначальное положение. Но если эти шары или "паллино" при своем перемещении сталкиваются с движущимися после правильного удара шарами, то после прекращения движения их оставляют в новой позиции.
6.7. Шары или "паллино" после ударов об ограждения и возврата их на площадку засчитываются, если только они не задевали посторонних предметов.
6.8. Если шары или "паллино" при правильных бросках выходят за пределы площадки, то они не засчитываются (удаляются с площадки), даже если они возвращаются на площадку после соударения с посторонними предметами.
В этом случае, если при возврате на площадку шар или "паллино" вызывают перемещение неподвижных помеченных шаров, то последние должны быть возвращены в первоначальное положение. Если же шар, возвращаясь на площадку задевает другие движущиеся шары, то они остаются в тех местах, где они остановились, в то время, как шар, вызвавший их движение, аннулируется.
6.9. Случайное появление на площадке посторонних предметов, которые искажают траекторию движения шара до того, как он вступил в игру, влечет аннулирование броска без потери шара и его повторное исполнение.
6.10. Игрокам запрещается преднамеренно останавливать брошенный шар или изменять его траекторию. В случае нарушения этого правила команде противника дается максимальное количество очков по числу участвующих в игре шаров этой команды.
6.11. Если шар, вылетевший с соседней игровой площадки заденет стоящие отмеченные шары или "паллино" и явится одновременно помехой при выполнении игроком броска, то сдвинутые шары должны быть возвращены в исходное положение, а бросок повторен.
6.12. Если вброшенный шар (после его введения в игру) случайно отклоняется от своей траектории арбитром или игроком, то он аннулируется. По решению арбитра бросок может быть повторен.

7. Бросок «Пунто».
7.1. Бросок «пунто» заключается в подкате шара к «паллино». При выполне нии «пунто» игрок не должен заступать за линию В (В") до момента выпуска шара из руки. В случае указанного нарушения бросок аннулирует-
ся с потерей этого шара, за исключением использования противником правила преимущества.
7.2. Если шар, выпавший из руки игрока, выполняющего бросок «пунто» будет им пойман до пересечения линии С (С"), то бросок может быть повторен без потери шара. После пересечения линии С (С") шар считается
введенным в игру и не может быть остановлен.
7.3. Команда, у которой аннулируется вброшенный шар должна бросать следующий до тех пор, пока вброшенный шар не будет засчитан или пока не будут вброшены все шары. Если все шары команды окажутся аннулированными, то противник получает количество очков, равное сумме уже вброшенных засчитанных шаров и оставшихся не вброшенных.
7.4. При всех видах бросков игрок не может играть следующим шаром до полной остановки всех шаров на площадке после предыдущего броска. В противном случае бросок аннулируется с потерей шара, если соперником
не использовано правило преимущества. Игрок не может выполнять любой бросок без разрешения арбитра, в противном случае бросок аннулируется с потерей шара.
7.5. Если арбитр ошибся в оценке позиции шаров, то все вброшенные после судейской ошибки шары должны быть вброшены заново. Маркировка шаров должна сохраняться на площадке до окончания вбрасывания всех шаров.
7.6. Если арбитр непроизвольно удаляет с площадки шар, коснувшийся бокового или торцевого ограждения до того, как противник воспользовался правилом преимущества и до того, как он столкнулся с другими шарами, то этот шар аннулируется и на площадку не возвращается.
7.7. Если два шара, принадлежащих разным командам окажутся на равном расстоянии, то команда, которая бросила шар последней и вызвала это равенство, должна продолжать свои броски пока не изменит позицию в свою пользу, даже если ей придется использовать все свои шары. Если по окончании вбрасывания всех шаров обеими командами указанное равенство сохранилось, то игра считается нулевой (очки не начисляются) и ее необходимо повторить, но с противоположной стороны площадки. Смещение шаров при броске «пунто».
7.8. Смещение (перемещение) шаров или «паллино» от первоначального положения и расстояние между шарами измеряются специальным измерительным инструментом, используемым в течение всей партии. Для измерения больших расстояний арбитр может воспользоваться складным метром или рулеткой. Измерения расстояния смещения шаров должны проводиться после маркировки их позиции на площадке.
Удар по цепочке.
7.9. Бросаемый шар, который ударяет другой шар, а тот в свою очередь ударяет третий шар и т.д. или «паллино» аннулируется, если смещение любого задетого шара от исходного положения превышает 70 см или расстояние от места первого соударения до конечного положения последнего сдвинутого шара превышает 70 см (рис. 4).


Рис. 4.

7.10. Если бросаемый шар после первого соударения проходит путь больший 70 см, а все остальные шары смещаются на расстояние меньшее 70 см (рис. 5 с учетом п. 7.9.), то бросок засчитывается, но все сдвинутые шары ставят на место за исключением случая использования правила преимущества.


Рис. 5.

7.11. Если бросаемый шар или сдвинутые при соударениях шары задевают бортовые или фронтальные ограждения площадки, то для оценки смеще-ний измеряют суммарное расстояние, т.е. от места соударения до борта плюс от борта до места остановки шара (рис. 6).


Рис. 6.

8. Бросок «Раффа».
8.1. Бросок способом «раффа» заключается в ударе определенного шара (своего или противника) или «паллино», выполненный с соблюдением определенных технических правил.
8.2. Для того чтобы бросок был засчитан, игрок должен указать арбитру шар, по которому он хочет бить и тип броска. В случае промаха брошенный шар аннулируется (удаляется с площадки), при этом все, что было сдвинуто, должно быть поставлено в первоначальное положение, если при этом противником не используется правило преимущества.
8.3. Шар, брошенный способом «раффа» с линии В (В") должен приземлиться за линией D (D") . Шар, который попадает на эту линию или опускается на площадку до нее, должен быть аннулирован за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.4. Игрок может переступить за линию В(В") только после того, как он бросил шар, даже если шар еще не коснулся площадки. В случае если игрок переступил за линию до начала броска, брошенный шар аннулируется, за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.5. Бросок «раффа» по «паллино» разрешается в любом месте игровой зоны. Бросок «раффа» по шарам разрешается только тогда, когда они расположены в пределах зоны D"A" (DA).
8.6. Шары и «паллино», находящиеся на расстоянии 13 см и менее от заявленного шара или «паллино» образуют с ним единое целое (мишень). В этом случае бросок засчитывается при попадании в любой из шаров или «паллино», образующих мишень.
8.7. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар, или «паллино», аннулируется, а все что было сдвинуто возвращается в исходное положение, если не использовано правило преимущества.
8.8. Если «паллино» находится перед линией С" (С), а шар, выбитый способами «раффа» или «воло» после соударения с торцевым бортом пересекает линию С"(С), то он должен быть поставлен рядом с местом соударения с бортом, но не менее 13 см от него. Если возвращается брошенный шар, то он остается в том месте, где остановился.

9. Бросок «Воло».
9.1. Бросок «воло» заключается в попадании брошенным шаром в заявлен-ный шар или «паллино» непосредственно с лета или после отскока от покрытия площадки в точке, удаленной от края выбиваемого шара или «паллино» на расстояние менее 40 см.
9.2. Чтобы бросок «воло» был засчитан, игрок должен заявить этот тип броска ("воло") и указать шар, по которому он хочет бить, затем он должен подождать пока арбитр начертит перед указанным шаром круговую дугу радиусом 40 см от его края и даст разрешение на бросок.
9.3. Бросок «воло» производится в пределах линии С (С"). Игрок может заступить за линию С (С") только после выпуска шара из руки, в противном случае шар аннулируется, за исключением случая использования правила преимущества.
9.4. При броске «воло» можно бить по всем шарам или «паллино», находящимся на расстоянии менее 13 см от указанного шара, если только между шаром, по которому ударили, и точкой удара о покрытие было менее 40 см (рис. 7).


Рис. 7.

9.5. Шары, которые находятся в пределах зоны D - D" , можно выбивать только броском «воло», т.к. бросок «раффа» в этой зоне запрещен.
9.6. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар («паллино»), или попадает за пределы очерченной зоны или на саму линию, аннулируется.
9.7. До тех пор, пока игрок не бросил последний шар, он не может перейти линию полуполя Е и после броска шара способом «раффа» или «воло» он должен вернуться в зону АВ (А"В").

10. Правило преимущества.
Все неправильные броски засчитываются или нет в зависимости от воли команды противника.

11. Остановка матчей.
11.1. Матчи, прерванные из-за плохой погоды или по другим непредвиденным обстоятельствам, должны продолжаться с тем же счетом, который имелся в момент прекращения матча.
11.2. В случае изменения погоды только арбитр может решить вопрос о прерывании игры. В случае если одна из команд покинет поле без разрешения арбитра, матч для этой команды считается проигранным.
11.3. В случае остановки матча по непредвиденным обстоятельствам команду, даже в индивидуальных играх можно полностью заменить, при этом матч продолжается с тем счетом, при котором был прерван.
11.4. Команда может производить замену только один раз.

12. Права и обязанности игроков.
12.1. Не играющие в данный момент игроки должны оставаться в пределах исходной зоны АВ (А"В"), если у них еще остались шары. Игроки могут заходить за линию В (В") в следующих случаях: без разрешения арбитра для разравнивания поля перед выполнением броска и во время игры после броска шара; с согласия арбитра для изучения позиции шаров с близкого расстояния, но при этом нельзя оставлять никаких предметов на площадке или чертить знаки пути, который шар должен проделать. Игрокам, которые заходят за линию В (В") в случаях, не указанных выше, делается предупреждение, а в повторном случае аннулируется шар, которым предстоит играть.
12.2. Игрок должен выполнить техническое действие (подготовку к броску и сам бросок) в течение предусмотренного времени - 1 минуты, после чего, в случае нарушения этого требования, команде делается предупреждение. При каждом последующем нарушении временного регламента команда лишается не введенного в игру шара. В этом случае капитан показывает арбитру игрока, у которого отбирается шар. Предупреждение действует в течение партии.
12.3. Игрок, который покидает игровую площадку без разрешения арбитра или вступает в пререкания с игроками, зрителями или арбитром может быть удален, а его команда объявляется побежденной. Вся команда должна быть в единой форме, состоящей из майки или куртки (с эмблемой), длинных брюк и спортивной обуви.

Б очча – спортивная игра на точность . Название игры, которая пришла из Италии, переводится с латыни как "мяч". Руководящим органом является Международная Ассоциация Спорта и Отдыха для людей с ДЦП, основанная в 1978 году. В 1984 году игра стала паралимпийским видом спорта. В летних Паралимпийских Играх в Пекине в соревнованиях по бочча принимали участие 88 спортсменов из 19 стран. В настоящее время более 50 стран имеют свои региональные и национальные программы.

Правила игры довольно просты, что делает ее привлекательной для занятий с детьми с нарушениями развития, и доступной для понимания самих детей, что достаточно важно для достижения хороших результатов.

Немного о правилах -

Специально размеченная площадка для игры в бочча имеет размеры 2.5 x 6 м и со всех сторон окружена свободным пространством шириной два метра. Поверхность площадки плоская и ровная. В игре используются кожаные мячи двух цветов - красные и синие, диаметр - 27 см, вес - 275 г, а также один белый шар меньшего размера, называемый джэком.

Матчи проводятся в трех разрядах:

1) одиночные - один на один, с шестью шарами у каждого из игроков;

2) парные - двое на двое, с тремя шарами у каждого игрока;

3) командные - трое на трое, с двумя шарами у каждого игрока.

Цель игры - расположить свои шары ближе к джэку по сравнению с шарами противника, Когда все мячи выброшены на корт, рефери объявляет конец партии и начисляет очки той команде (игроку), чей шар (шары) оказывается самым близким к джэку. При этом количество начисляемых очков равно числу шаров, находящихся ближе к джэку, чем ближайший к нему шар противника. По окончании всех партий очки каждого игрока (команды) суммируются, побеждает команда с большим количеством очков.

Для участия в соревнованиях по бочча допускаются спортсмены вынужден передвигаться в коляске, что обусловлено наличием тяжелой формы ДЦП или других неврологических заболеваний. Для обеспечения справедливости судейства, игроки проходят классификационный процесс.

Соревнования проходят среди спортсменов одного класса, имеющих сходный уровень физических возможностей. Игроки бочча делятся на четыре класса. BC1, BC2 и BC3 - для игроков с ДЦП, BC3 и BC4 - для игроков с другими неврологическими отклонениями, имеющими сходный с ДЦП эффект (мышечная дистрофия, мозговая травма и т.п.)

Некоторым участникам соревнований требуется помощь ассистента и специальных приспособлений. Ассистент обычно подает мячи игроку и держит рампу, сидя спиной в поле и ориентируясь только на указания игроков. В отдельных случаях используется специальный шлем с наконечником. Наконечником игрок толкает мяч по рампе и таким необычным способом принимает полноценное участие в игре.

Игроки производят броски только сидя на колясках в своих боксах.

Несмотря на видимость простоты игры, в поединках присутствует азарт, тактика и стратегия.

В Санкт – Петербурге существует Федерация спортивной игры в Бочча , представители которой принимают участие в европейских и мировых соревнованиях. В нашем городе Федерация занимается подготовкой и проведением соревнований по бочча с различными категориями людей.

Ученики школы № 627 Невского района Санкт – Петербурга являются большими поклонниками данной игры, участниками и призерами соревнований по бочча. Мы проводим школьные соревнования, ученики выезжают на районные соревнования. Несколько наших учеников, кто достиг 12-летнего возраста, соревнуются на равных со взрослыми спортсменами и получают призовые места. Нам есть к чему стремиться. Ученики не останавливаются на достигнутом и им не перестает нравится этот вид спорта, даже наоборот, все больше и больше времени они стараются ему уделять, используя даже перемены в школе, чтобы собраться и поиграть.Довольно простые правила игры позволяют детям самим ее проводить, даже без вмешательства воспитателя со стороны. Более опытные помогают другим участникам, более двигательно сохранные собирают мячи, смотрят, чей мяч ближе, а чем дальше, помогают удерживать мяч. То есть все вовлечены в общее дело, происходит постоянный процесс, постоянное движение, обмен впечатлениями.

Бочча требует от игроков точности броска и высокой концентрации, знания тактических приемов и техники игры. Во время занятий дети развивают как физические, так и психологические качества личности. Точность движений, контроль направления удара, сила броска, уверенность в своих решениях, мужество, решительность и упорство – все это бочча! Постоянно изменяющаяся обстановка в игре способствует развитию всех этих качеств.

Правила БОЧЧА (1) Введение Представленные правила являются правилами игры в бочча Правила игры применяются на всех Российских соревнованиях, проводимых под эгидой Федерации Физической культурой и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата. Региональные организации могут вносить свои пояснения, которые тем не менее не меняют смысла Этика и дух игры схожи с теми, которые существуют в теннисе. Приветствуется и поощряется участие зрителей. Тем не менее, болельщики, включая членов команды, не участвующих в соревновании, не должны мешать бросающему мяч игроку.

2. Экипировка и приспособления Перед соревнованиями весь инвентарь должен пройти проверку. Она проводится Главным судьей или его уполномоченными во время, назначенное Техническим делегатом. В идеале она должна проводиться за 48 часов до начала игры. Инвентарь включает в себя: мячи, коляски, вспомогательные устройства (пандусы/желоба), устройства для головы, рук или рта и прочее. По усмотрению Главного судьи любой инвентарь может быть проверен во время соревнований. И если в результате проверки выясняется, что мячи не соответствуют критериям, то игрок или сторона получает предупреждение (10.4), а эти мячи должны находиться у организационного комитета до окончания последнего дня соревнования. Замечание будет отмечено в протоколе, а у входа в комнату ожидания будет повешено объявление. 2.1. Мячи для бочча В набор мячей для бочча входят 6 красных, 6 синих и один белый мяч. Мячи для бочча, используемые в санкционированных соревнованиях, должны соответствовать критериям CBC. 2.1.1. Критерии мячей Вес 275 г +/– 12 г. Длина окружности: 270 мм +/– 8 мм. На мяче не должно быть никаких товарных знаков. 2.1.2. Мячи должны быть яркой окраски (красного, синего и белого цвета), в хорошем состоянии, без видимых царапин. Не разрешены никакие наклейки на мячах. Поцарапанные мячи не принимаются. 2.2. Измеряющее устройство Судейская коллегия должна обеспечить линейных судей, Технического делегата каждого санкционированного соревнования измеряющим устройством. 2.3. Табло Табло должно находиться в таком месте, чтобы все участники соревнований и зрители могли его видеть. 2.4. Таймер По возможности таймер должен быть электронным. 2.5. Контейнер для Джек бол Он должен позволять игрокам наблюдать, сколько мячей находится в контейнере, который располагается на видном для всех месте. 2.6. Красный/Синий цветной индикатор Аналогичен ракетке в настольном теннисе, что позволяет игрокам четко видеть, какая сторона должна делать бросок. 2.7. Корт 2.7.1. Поверхность корта должна быть ровной и гладкой, как, например, деревянный или покрытый плитками пол спортивного зала. Поверхность должна быть чистой. 2.7.2. Размеры корта: 12,5 м Í 6 м (см. приложение 3 – Схема корта). 2.7.3. Вся разметка на корте должна быть от 2 см до 5 см шириной и заметна. Для разметки линий должна использоваться липкая лента. Лента (4–5 см) используется для разметки внешних границ, линий броска и V-линий. Лента (2 см) используется для разметки внутренних линий, например, линия, разделяющая зону игры и крест. Размеры креста: 25 см, при этом используется лента (2 см). 2.7.4. Зона броска делится на 6 участков/боксов. 2.7.5. Зона между линией броска и V-линией означает ту зону, где Джэк бол, в случае попадания, не засчитывается. Лента для V-линии помещается на стороне линии, которая указывает зону «вне игры». 2.7.6. Крест отмечает восстановленное положение Джэк бола, а также положение Джэк бола в случае тайбрейка (дополнительной игры). 2.7.7. Все измерения внешних линий проводятся с внутренней стороны соответствующих линий. Внутренние линии измеряются от средней тонкой линии, проведенной вдоль ленты в самой ее середине. Передняя линия зоны броска располагается на расстоянии 2,5 м от внешней линии (см. Схема корта для бочча).

Условные обозначения: Non valid area for the Jack ball – не засчитываемая для Джек бола зона V-line – V-линия Throwing line – зона броска Box lines – линии зоны игры/боксов Border Lines – линии границы The Cross – крест 12,5 meters – 12,5 м 5 meters – 5 м 3 meters – 3 м 7 meters – 7 м 2,5 meters – 2,5 м 1 meter – 1 м Throwing boxes – боксы 3. Пригодность к игре Правила пригодности к игре четко расписаны в разделе «Классификация» Руководства СП ИСРА. В Руководстве содержится описание классификационного профиля, процесс классификации, реклассификации и протестов. 4. Дисциплины 4.1. Общие положения В игре 9 дисциплин. Каждая дисциплина предполагает участие спортсменов любого пола. Это следующие дисциплины: Индивидуальная BC1; Индивидуальная BC2; Индивидуальная BC3; Индивидуальная BC4; Индивидуальная; Пары – для игроков, классифицированных как BC3; Пары – для игроков, классифицированных как BC4; Командная игра – для игроков, классифицированных как BC1 и BC2; Командная игра – для игроков. 4.2. Индивидуальная BC1 Проводится с участием игроков, классифицированных по системе СП ИСРА как CP1 или СP2 (играют ногой). Игрокам может помогать один спортивный ассистент, который должен располагаться в определенном месте зоны игры. Спортивный ассистент выполняет такие задачи, как: – поправлять или устанавливать коляску игрока; – передавать мяч игроку; – катить мяч. 4.3. Индивидуальная BC2 Проводится с участием игроков, классифицированных по системе СП ИСРА как СP2(U). Для этих игроков не предполагается помощь спортивного ассистента. Они могут лишь попросить судью помочь принести мяч с корта или выйти на корт. 4.4. Индивидуальная BC3 (игроки используют вспомогательные средства) Проводится игроками с очень серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата во всех четырех конечностях церебрального или нецеребрального характера. Игроки не могут самостоятельно передвигать коляску и зависят от ассистента или передвигаются на коляске с электроуправлением. У этих спортсменов нет устойчивого захвата или способности высвободить мяч. Они могут выполнять движения рукой, но не могут достаточно размахнуться для хорошего броска мяча в корт. Каждый игрок имеет право на спортивного ассистента, который должен оставаться в зоне игрока, находиться спиной к корту, лицо повернуто в противоположную сторону от игрового корта (11.1.3/13.1). 4.5. Индивидуальная BC4 Проводится игроками с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата во всех четырех конечностях с плохим контролем владения мышцами тела нецеребрального или церебрального характера. Игрок должен продемонстрировать достаточную ловкость во владении и выбросе мяча в поле. Должен быть заметен недостаточный контроль над плавностью, быстротой движений и синхронизацией. Игроки не имеют права на помощь спортивных ассистентов. Они могут только попросить судью в установленное время поднять упавший мяч или выйти на корт. 4.6. Парная BC3 Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальной BC3. Пара ВС3 должна включать заменяющего игрока. Исключения только с разрешения СВС, и его решение является окончательным. Пара ВС3 должна включать на корте как минимум одного игрока с ДЦП. Каждый игрок имеет право на спортивного ассистента, как указано в правилах для индивидуальных игр. Правила игры в данном разделе такие же, как и для командных соревнований, за исключением соответствующего порядка зон/боксов 2–5. 4.7. Парная ВС4 Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальных ВС4. Пара ВС4 должна включать заменяющего игрока. Исключения только с разрешения СВС, и его решение является окончательным. Правила игры в данном разделе такие же, как и в командных соревнованиях, за исключением соответствующего порядка зон/боксов 2–5. 4.8. Командная игра Спортсмены должны классифицироваться как пригодные для участия в индивидуальных ВС1 или ВС2. Команда должна включать не менее одного игрока ВС1. Каждой команде разрешено иметь одного (1) спортивного ассистента, который следует правилам, изложенным в разделе индивидуальных соревнований класса ВС. Каждая команда должна начинать матч с тремя игроками на корте. Разрешено иметь одного или двоих заменяющих. Если в команде два заменяющих, то она должна включать двоих игроков ВС1. 4.9. Тренер Зону разминки и комнату ожидания разрешается посещать только одному тренеру по соответствующей дисциплине. 4.10. Дальнейшие детали Более подробные детали по классификации содержатся в разделе «Классификации» Руководства SPISRA 5. Формат матча 5.1. Индивидуальные дисциплины В индивидуальных дисциплинах матч состоит из четырех (4) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает два периода. Контроль Джек бола попеременно переходит от игрока к игроку. Каждый игрок получает шесть (6) цветных мячей. Сторона, бросающая красные мячи, занимает зону игры/бокс 3, а сторона, бросающая синие мячи, занимает игровую зону/бокс 4. При входе в комнату ожидания каждый игрок может принести с собой 6 красных мячей, 6 синих и один Джек бол. 5.2. Парные дисциплины В парных соревнованиях матч состоит из четырех (4) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает один период. Контроль Джек бола переходит по порядку от бокса 2 до бокса 5. Каждый игрок получает по три мяча. Сторона, бросающая красные мячи, занимает боксы 2 и 4, а сторона, бросающая синие мячи, занимает игровые боксы 3 и 5. 5.2.1. Количество мячей в парных дисциплинах Максимум 3 на игрока и один Джек бол на пару. Все остальные мячи комплекта и мячи, используемые резервом, находятся в условленной зоне. 5.2.2. При входе в комнату ожидания каждый игрок пары может иметь с собой 3 красных мяча, 3 синих мяча и один Джек бол на пару. 5.3. Командные дисциплины В командной игре матч состоит из шести (6) периодов, за исключением случаев тай-брейка. Каждый игрок начинает один период. Контроль Джек бола переходит по порядку от 1-й игровой зоны к 6-й. Каждый игрок получает два мяча. Сторона, бросающая красные мячи, занимает боксы 1, 3 и 5. Сторона, бросающая синие мячи, занимает боксы 2, 4 и 6. 5.3.1. Количество мячей в командных дисциплинах. Максимум два на игрока и один Джек бол на команду. Все остальные мячи комплекта и мячи, используемые резервом, находятся в условленной зоне. 5.3.2. При входе в комнату ожидания каждый член команды (включая заменяющих игроков) может иметь с собой 2 красных мяча, 2 синих и один Джек бол на команду.