Что такое МОК? Международный олимпийский комитет: флаг, финансирование, комиссии, комитеты и структуры. Управление международным спортивным движением

Международный олимпийский комитет (сокр. МОК) , высший, постоянно действующий орган современного Олимпийского движения. Неправительственная, некоммерческая организация. Штаб-квартира - в Лозанне (Швейцария). Уставной документ МОК - Хартия Олимпийских игр (нынешняя ее редакция действует с 14 июля 2001), официальные языки - французский и английский.

Создан 23 июня 1894 в Париже на международном учредительном конгрессе сторонников олимпизма - по инициативе известного французского общественного деятеля и педагога, основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена (1863-1937). Тогда же было принято решение о возрождении Олимпийских игр, задача по организации которых возложена на МОК.

Олимпийские игры (зимние и летние) проводятся раз в 4 года, решение о месте и сроках проведения очередных Игр, а также их программе принимает Комитет. МОК принадлежит исключительное право на Олимпийские игры, а также на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн. Непосредственно на время Игр МОК передает право технического контроля за проведением соревнований в том или ином виде программы соответствующим международным спортивным федерациям (МСФ).

В момент создания МОК в 1894 в его состав вошли представители 12 государств (включая Россию: генерал А.Д.Бутовский), которые начали работу по организации Национальных олимпийских комитетов (НОК) в своих странах. Согласно ныне действующему регламенту, член МОК избирается на 8 лет, после чего он может вновь переизбираться на восьмилетний срок. Член МОК не может быть старше 70 лет (если он был (пере)избран до открытия 110-й сессии МОК 11 декабря 1999, то не старше 80). По регламенту, члены МОК являются его представителями в своих странах, а не наоборот.

На начало 2005 в Комитете состояли 120 человек, в том числе россияне Виталий Смирнов (в МОК - с 1971), Шамиль Тарпищев (с 1994) и Александр Попов (с 1999). В состав МОК входят также 25 почетных (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и заслуженных («лиц за пределами МОК», которые оказали ему «исключительные услуги») членов, а также имеющий статус почетного пожизненного президента МОК Х.А.Самаранч.

Члены Комитета избирают тайным голосованием президента МОК - сроком на 8 лет. Полномочия президента могут затем продлеваться каждые 4 года. Избранный на этот пост 16 июля 2001 Жак Рогге стал восьмым по счету президентом МОК. В разные годы Комитет возглавляли:

  1. Деметриус Викелас (Греция, 1894-1896)
  2. Пьер де Кубертен (Франция, 1896-1925)
  3. Анри де Боле-Латур (Бельгия, 1925-1942)
  4. Зигфрид Эдстрем (Швеция, 1946-1952)
  5. Эвери Брендэйдж (США, 1952-1972)
  6. Майкл Моррис Килланин (Ирландия, 1972-1980)
  7. Хуан Антонио Самаранч (Испания, 1980-2001)
  8. Жак Рогге (Бельгия, 2001- наст. вр.)

В состав исполкома МОК (действует с 1921), помимо президента, входят 4 вице-президента и 10 «рядовых» членов, избираемых тайным голосованием на четырехлетний срок. Раз в год проходит сессия МОК. При Комитете действуют также 22 различных комиссии: финансовая, медицинская, атлетическая, прессы, международных связей и пр. Комиссии изучают конкретные вопросы и готовят соответствующие рекомендации для исполкома МОК.

К олимпийскому движению, помимо МОК и его комиссий, относят Оргкомитеты Олимпийских игр, НОК, Международные спортивные федерации, а также партнеров движения. В настоящее время в мире действуют 202 НОК, в том числе НОК России (президент - Леонид Тягачев), созданный в 1989 и официально признанный МОК в 1993. К числу партнеров олимпийского движения относятся различные организации, получившие официальное признание МОК: Арбитражный спортивный суд, Международный комитет справедливой игры, Всемирная ассоциация олимпийцев, представляющая около 100 000 атлетов, в разные годы участвовавших в Олимпийских играх, Международный Паралимпийский комитет, образовательные структуры соответствующего профиля, крупные информационные агентства, многопрофильные объединения (например, ФИСУ - Международная федерация студенческого спорта) и пр. Особое место среди них занимает Всемирное антидопинговое агентство, сформированное в 1999 и занимающееся одной из самых серьезных проблем современного спорта.

В последнее время Международный олимпийский комитет упрекают в том, что его деятельность способствует чрезмерной коммерциализации Олимпийских играх - и «спорта высших достижений» в целом. Началось это в ту пору, когда МОК возглавлял Х.А.Самаранч. Ежегодный оборот денежных средств Комитета уже превысил 1 млрд. долл. Огромные доходы приносит ему реализация билетов на Олимпийские игры и продажа прав на ТВ-трансляцию, - а также лицензий на издательскую деятельность, тематических кинофильмов и видеопрограмм, сувенирной и прочей продукции с олимпийской символикой. Не секрет также, что в своих решениях по различным техническим и организационным вопросам МОК не всегда свободен от политической и иной конъюнктуры, а некоторые члены Комитета при голосовании о месте проведения очередных Олимпийских игр действуют отнюдь небескорыстно.

Ноябрь 4, 2011

Стержнем международной спортивной жизни в современном мире является Олимпийское движение, которое по праву занимает ведущее место в плеяде разнообразных социальных и культурных феноменов человеческой цивилизации. По своей массовости, традициям, масштабам, Олимпийское движение не имеет себе равных среди всех других неправительственных движений и общественных организаций. Влияние идей олимпизма в настоящее время необычайно велико, а Международный Олимпийский комитет является ныне одной из наиболее авторитетных и уважаемых спортивных организаций.

Олимпийское движение зародилось на самых ранних этапах античной цивилизации – первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. в Древней Греции. С тех пор Игры на протяжении многих столетий выполняли важнейшую роль, были главным спортивным и культурным событием в жизни различных народов.

Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. был образован Международный Олимпийский комитет (МОК), который стал центральной управленческой и организационной структурой мирового Олимпийского движения.

Возрожденное Олимпийское движение, по замыслу П. Кубертена, должно было стать той позитивной силой, которая противостояла агрессивности, воинственности, расовой и религиозной ненависти. Олимпийские игры призваны были стать инструментом мира и сотрудничества между народами, где победители определялись не на полях сражений, а на стадионах и спортивных трассах. В то же время П. Кубертен и его соратники предлагали не просто возродить Олимпиады в их неизменном виде, но и модернизировать Игры и Олимпийское движение в духе нового времени. Из античных Олимпиад заимствовались все позитивные принципы (честной игры, прекращения на период Игр военных действий и проч.) и аннулировались элементы дискриминации (неучастие женщин, лиц негреческого происхождения). Таким образом, Олимпийское движение изначально задумывалось его организаторами как международное общественное движение с высокими целями и идеалами – для гармонического развития человека, для соединения спорта с культурой и образованием, для создания нового образа жизни, достижения мира и культурного процветания.

Для практического воплощения в жизнь высоких целей олимпизма Кубертеном и его сподвижниками была создана специальная управленческая и организационная структура – МОК, который изначально сосредоточил в себе всю полноту верховной власти Олимпийского движения.

Необходимость создания МОК как организационной и управленческой структуры очевидна – без нее все международное Олимпийское движение становится образованием неэффективным и нежизнеспособным. Только постоянно действующий управленческий орган с соответствующими финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами способен решать сложные задачи международного масштаба.

Но совершенно недостаточно образовать управленческий орган и наделить его соответствующими полномочиями. Необходимо, чтобы созданный комитет был органом представительным и авторитетным. А это, в свою очередь, невозможно без выборности и сменяемости его членов на демократической основе.

Для эффективной работы управленческой структуры необходимым условием является четкое определение круга ее задач и полномочий, прав и обязанностей, которые излагаются в специальном правовом документе. Для Олимпийского движения такой документ носит название Олимпийская хартия. Этот правовой акт является документом публично-правового характера, то есть предназначается он не только для внутреннего пользования Олимпийским комитетом, но доступен всем лицам, желающим ознакомиться с его содержанием.

Еще одним важнейшим принципом деятельности управленческой структуры Олимпийского движения является его независимость от политического влияния каких-либо государств и политических блоков. Очевидно, что если Олимпийское движение попадет под чье-либо политическое влияние или будет придерживаться ангажированных позиций, то оно быстро утратит свой международный авторитет и общемировое значение. То же самое можно сказать и о финансовой зависимости от каких-либо коммерческих или государственных организаций. Понимание этого факта нашло свое воплощение в Олимпийской хартии, в которой записано, что МОК «является неправительственной организацией, созданной не для привлечения прибыли». Этот пункт позволяет МОК сохранять свою политическую и коммерческую независимость.

Перечисленные выше принципы легли в основу практической деятельности МОК, который уже более столетия успешно выполняет отведенную ему роль. В частности, МОК должен следить за регулярным проведением Олимпийских игр; определять их программу и состав участников (во взаимодействии с международными спортивными федерациями и страной-организатором Игр); регистрировать олимпийские рекорды; способствовать развитию спорта во всем мире; содействовать развитию и укреплению дружбы между спортсменами всех стран и континентов, не допуская расовой, религиозной и политической дискриминации в отношении стран и отдельных лиц.

В организационном плане МОК формируется следующим образом. Общая численность комитета не должна превышать 115 членов, которыми могут быть только физические лица. Состав МОК избирается на общем собрании, именуемый Сессией. Сессии проводятся с периодичностью не менее одного раза в год. В случае необходимости Сессия МОК созывается также по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК (см. рис.1).

На Сессии МОК избирается Президент на срок в 8 лет с подтверждением его полномочий после четырех лет. Кроме того, Сессия избирает членов Исполкома МОК на 4-летний срок. Исполком состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти членов. Все члены Исполкома избираются на Сессии тайным голосованием большинством поданных за них голосов.

Членом МОК может стать любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с требованиями МОК и рассмотрена Комиссией по номинациям.

Предлагать кандидатуры для избрания в состав МОК имеют право:

  • Члены МОК : каждый член МОК правомочен предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК;
  • Комиссия спортсменов МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур;
  • Национальные олимпийские комитеты: Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Европейские олимпийские комитеты (ЕОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеет право представить одну или более кандидатур на выборы в члены МОК;
  • Международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации – члены АСОИФ и АИОВФ – имеют право представить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК.

Повседневные управленческие функции по обеспечению эффективного функционирования Олимпийского комитета осуществляет Исполком МОК во главе с Президентом. Полномочия и обязанности Исполкома по управлению делами МОК заключаются в том, что он:

— следит за соблюдением Олимпийской хартии;
— несет ответственность за административную работу МОК;
— утверждает внутреннюю структуру МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;
— отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;
— представляет Сессии доклад по любым предлагаемым изменениям Правил и Официальных разъяснений;
— представляет Сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания МОК;
— следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских Игр;
— определяет и назначает знаки отличия МОК;
— готовит повестки дня Сессий МОК;
— выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему Сессией.

Президент руководит деятельностью Исполкома МОК, создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, формирует рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и персональный состав. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия Президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.

Очевидно, что эффективная работа МОК как управленческой структуры невозможна без привлечения необходимых финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения деятельности как самого МОК, так и для поддержки Олимпийского движения в целом.

Учитывая важность создания надежной финансовой базы для надлежащего развития Олимпийского движения, МОК разрабатывает специальные маркетинговые программы с целью привлечения денежных средств. Приоритетное значение имеют программы реализации прав трансляции Олимпийских Игр телекоммуникационным компаниям, программы работы с корпоративными спонсорами, чеканки памятных монет и медалей.

Полученные в результате реализации маркетинговых программ средства МОК перераспределяет между Национальными олимпийскими комитетами, Международными спортивными федерациями и Организационными комитетами по проведению Олимпийских Игр. На поддержание собственной деятельности МОК направляет, как правило, около 7% полученных средств.

МОК - высший руководящий орган олимпийского движения и высшая инстанция при решении всех вопросов современных Олимпийских игр.

В Хартии записано: «Международный олимпийский комитет был создан на Парижском конгрессе 23 июня 1894 года; ему доверены контроль и развитие современных Олимпийских игр. МОК является организацией, имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом. Срок его деятельности не ограничен. Его штаб-квартира находится в Швейцарии».

В первый состав МОК входили 14 человек, представляющих 12 стран.

Международный олимпийский комитет сам выбирает своих членов, которых считает наиболее подходящими, из тех стран, где имеются Национальные олимпийские комитеты, признанные МОК. В стране может быть только один член МОК, за исключением крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также стран, где состоялись Олимпийские игры. В этих странах могут быть, как максимум по два члена МОК.

Ранее членом МОК избирались на пожизненное пребывание в этом органе. Однако в 1966 году введено дополнение о том, что член МОК при достижении 72 лет (в 1985 г. МОК этот возрастной ценз увеличил на 3 года) должен подать в отставку. Это правило относится только к тем, кто избран после введения этого дополнения.

Члены МОК тайным голосованием избирают президента на восемь лет, который может быть переизбран на следующие четыре года. Избираются также три вице-президента - из них, по крайней мере, один из Европы - на четырехлетний период. Они могут быть переизбраны лишь после интервала минимум в четыре года. Президент и вице-президенты являются номинально членами всех комиссий и подкомитетов МОК.

В высший орган МОК избираются еще семь членов исполнительного комитета на четырехлетний срок, которые могут быть переизбраны не ранее чем через год, и административный делегат.

Исполком МОК проводит совещания с представителями международных федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, а также с представителями Национальных олимпийских комитетов для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой и проведением Игр. Периодически проводятся сессии Международного олимпийского комитета. За время своей деятельности МОК провел их 95. Две сессии - в 1962 и 1980 годах - состоялись в Москве.

Во время проведения Игр МОК выполняет роль верховного жюри, решая все спорные вопросы нетехнического характера, касающиеся Игр. Вопросы эти на решение исполкома МОК выносят только Национальные олимпийские комитеты, международные федерации по видам спорта или Организационный комитет Игр. Права технического контроля за проведением соревнований по отдельным видам спорта возлагаются на международные федерации по данным видам спорта, которые назначают для этого своих технических делегатов и специальные жюри. Официальными языками МОК являются французский и английский. На сессии МОК должен быть обеспечен синхронный перевод на испанский, русский и немецкий языки.

На конгрессе 1894 года первым президентом МОК был избран представитель Греции Д. Викелас. Но уже через два года президентский пост был доверен Пьеру де Кубертену. Основатель Олимпийских игр оставался на этом посту в течение 29 лет. С 1925-го по 1942 год президентом МОК являлся граф А. де Байе-Латура (Бельгия). Следующие десять лет МОК возглавлял швед 3. Эдстрем. В 1952 году президентом стал Э. Брендедж (США), а на сессии МОК в 1972 году президентом избран лорд М. Килланин (Ирландия).

В июле 1980 года в Москве, за три дня до открытия XXII Олимпийских игр, президентом МОК был избран Хуан Антонио Самаранч, который являлся в то время послом Испании в СССР. X. А. Самаранч 1920 года рождения, на протяжении многих лет активно участвует в международном олимпийском движении. Член МОК с 1966 года, член исполкома с 1970 года. В течение четырех лет (1974-1978 гг.) являлся вице-президентом МОК. В 1989 году на 95-й сессии МОК он вновь избран президентом.

Членами МОК от Советского Союза являлись К. А. Андрианов - с 1951-го по 1988 год, А. О. Романов- с 1952-го по 1971 год. В настоящее время нашу страну представляют В. Г. Смирнов, председатель Спорткомитета РСФСР (с 1971 г.) и М. В. Грамов (с 1988 г.), председатель Олимпийского комитета СССР.

В состав МОК входят 93 члена из 75 стран, а всего международное олимпийское движение объединяет 167 стран. Таким образом, не имеют своих представителей в МОК 92 страны Африки, Азии и Латинской Америки, в числе которых и такие, что играют важную роль в международном спортивном движении.

В отличие от других международных объединений, формирующихся на демократических принципах равного представительства от каждой страны, МОК, как уже говорилось, сам избирает своих членов, ограничивая их число и упорно не желая включать в состав своей организации представителей всех признанных им Национальных олимпийских комитетов. Более того, согласно Олимпийской хартии члены этой организации не являются представителями стран в МОК, а считаются послами МОК в других странах. Такой антидемократический принцип формирования МОК находится в противоречии с демократическим характером самого олимпийского движения. Настойчивая и активная деятельность представителей спортивных организаций социалистических стран, да и сама жизнь требуют дальнейшей демократизации деятельности Международного олимпийского комитета.

В настоящее время в 130 странах мира созданы национальные олимпийские комитеты, официально признанные МОК (в Европе - 31, Америке - 33, Азии - 28, Африке - 35, Австралии и Океании - 3).

В состав МОК избрано 75 членов из 60 стран. Таким образом, более половины из участвующих в олимпийском движении стран не имеют своих представителей в руководящем органе. Президентами МОК были: Д. Викелас (Греция) - 1894-1896 гг., П. де Кубертэн (Франция) - 1896-1925 гг., А. де Бале-Латур (Бельгия) - 1925-1942 гг., 3. Эдстрём (Швеция) -1942-1952 гг., Э. Брендэдж (США) - 1952-1972 гг., лорд Килланин (Ирландия) - с 1972 года по настоящее время.

Штаб-квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).

От Советского Союза в состав МОК входят К. А. Андрианов - председатель олимпийского комитета СССР и В. Г. Смирнов - первый заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

]

Длительное время Международный олимпийский комитет (МОК) и руководящие деятели международного олимпийского движения, опираясь на теорию «аполитичности спорта», изолировались от активной деятельности в защиту мира. Так, МОК не поддержал Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Сами рамки олимпийского движения в течение длительного времени препятствовали участию спортсменов-олимпийцев в активных выступлениях за мир, поскольку условия проведения Олимпийских игр в соответствии с их правилами запрещали любого рода политические акации. В 1967 г. Международный олимпийский комитет (МОК) впервые за всю историю принял Обращение к спортсменам всех стран с призывом выступить в защиту и во имя укрепления мира как единственного условия существования международного и национального спорта . Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под девизом «Спорт на службе мира».

В последние годы в олимпийском движении предприняты новые шаги, направленные на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания, в реализации других гуманистических ценностей. Так, 25 октября 1993 г. на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования, т.е. единогласно, была принята резолюция об олимпийском перемирии, инициаторами которой выступило 121 государство. Тем самым впервые в истории олимпийского движения была объявлена широкомасштабная кампания в поддержку мира. 5 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла резолюцию «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту», инициаторами которой выступило 141 государство. 6 ноября 1995 г. впервые в истории президент МОК Х.А. Самаранч выступил с трибуны ООН, праздновавшей свой полувековой юбилей. Это произошло во время дискуссии по теме «За установление лучшего и более прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам», состоявшейся в ходе 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В итоговой резолюции, проект которой зачитал двукратный олимпийский чемпион по гимнастике Барт Коннер, Генеральная Ассамблея ООН отметила вклад МОК в установление взаимопонимания между народами и укрепление мира на планете, а также призвала мировое сообщество соблюдать «олимпийское перемирие» во время Олимпийских игр. 25 ноября 1997 г. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе МОК и при поддержке рекордного в истории ООН числа государств - 178 - приняла резолюцию, призывающую всех членов мирового сообщества соблюдать «олимпийское перемирие» во время XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г. в Нагано. Начал функционировать международный центр «За олимпийское перемирие», создателями которого являются МОК и министерство иностранных дел Греции.

Активизирована деятельность в рамках программы «Олимпийская солидарность». В рамках этой программы МОК оказывает техническую и финансовую поддержку 200 национальным олимпийским комитетам, в том числе наименее обеспеченным, для дальнейшего развития олимпийского образования, спорта и культуры . Создан Международный олимпийский форум развития с целью выработки механизма консультаций и сотрудничества между развитыми странами, рассматривающими спорт как элемент программы технической помощи развивающимся странам, с одной стороны, и олимпийским движением, меж- и неправительственными организациями, с другой стороны. Вместе с верховным комиссаром ООН по делам беженцев МОК оказывал продовольственную помощь детям в Анголе, Боснии и Герцеговине и Руанде, а также спортивным оборудованием в лагерях беженцев из Косово, в Албании, республике Македония и других странах. МОК сотрудничает с программой развития ООН в борьбе с бедностью. В Камбодже, Эквадоре и Танзании совместно с организацией по обеспечению продовольствием и развитию сельского хозяйства ООН начата реализация спортивных и рекреационных проектов для бедных изолированных сообществ с большой долей молодежи среди населения. Наличие связи между развитием спорта и человеческим благополучием обусловило действия Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила 1994 г. - год столетней годовщины со дня создания Международного олимпийского комитета в «Международным годом спорта и олимпийского идеала».

В течение более полувека в олимпийском движении дискутировался вопрос о создании равных условий спортсменам разных стран в их подготовке к Олимпийским играм. В последние годы эта идея стала воплощаться в жизнь благодаря средствам «Олимпийской солидарности». Так, с 1989 г. МОК стал выплачивать стипендии спортсменам достаточно высокого класса из развивающихся стран, чтобы они могли планомерно готовиться за границей к Олимпийским играм. 158 стипендиатов «Олимпийской солидарности» выступали на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, и четверо из них стали олимпийскими чемпионами, еще 14 завоевали медали. Не менее впечатляющими выглядят данные об оказании помощи спортсменам, готовившимся к XVIII зимним Олимпийским играм 1998 г. в Нагано. Стипендии «Олимпийской солидарности» выплачивались 346 атлетам. 220 из них прошли предолимпийский отбор и выступили в Нагано. Четверо завоевали медали, еще 37 получили Олимпийские дипломы, заняв места с четвертого по восьмое. Тем самым МОК, допустивший к участию в Олимпийских играх профессионалов, вместе с тем делает все возможное, чтобы Олимпийские игры были по-настоящему универсальными и чтобы максимальное число атлетов могло бороться за олимпийские награды.

Международный олимпийский комитет (МОК) сделал важные шаги, направленные на запрещение политической и расовой дискриминации. В частности, он вынес решение о поручении организации Олимпийских игр только тем странам, где гарантируется свободное участие всех олимпийских комитетов. К числу достижений МОК за последние годы можно отнести также организованную в соответствии с базовыми принципами Олимпийской хартии кампанию против политики апартеида в Южной Африке и ту роль, которую она сыграла в прекращении апартеида. В тот момент, когда только возникшая демократия в Южной Африке еще не вступила в межправительственные организации, спортсмены всех стран приветствовали возвращение ее атлетов на 25-е Олимпийские игры в Барселоне (1992 г.).

В последние годы предприняты определенные меры для устранения дискриминации в отношении женщин в сфере спорта. Принято решение МОК о том, что каждый новый вид спорта, включаемый в программу Олимпийских игр, должен предусматривать возможность участия женщин в этом виде. Международный олимпийский комитет (МОК) призвал членов олимпийской семьи способствовать тому, чтобы к 2000 г. женщины занимали по меньшей мере 10% постов в структурах законодательной и исполнительной власти, а к 2005 г. - как минимум 20%.

Активизировались усилия МОК по установлению тесных контактов с межгосударственными международными организациями, прежде всего с ООН и различными организациями, входящими в ее систему. Целый ряд проектов осуществлен вместе с ЮНЕСКО, например, Всемирный форум по физической деятельности и спорту в Канаде и семинар «Обучение в духе олимпизма» в Мозамбике. Еще в 1984 г. МОК и ЮНЕСКО договорились о сотрудничестве.

21 октября 1998 г. президент МОК Х.А. Са-маранч и генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор скрепили своими подписями в Париже новый договор, предусматривающий более тесное сотрудничество между двумя организациями «в физическом и спортивном образовании для физического, умственного и социального развития молодежи». В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между МОК и Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, согласно которому обе стороны взяли на себя ответственность за проведение специфических акций международной солидарности в поддержку сельского населения.

Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи, усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств, наносящих вред здоровью спортсменов. Усилилась деятельность в этих направлениях национальных олимпийских комитетов, а также их всемирной организации (АНОК) и континентальных объединений НОКов. В 1994 г. МОК совместно со Всемирной организацией здравоохранениия провел в Уругвае Всемирный конгресс «Спорт для всех - здоровье для всех». В 1995 г. совместно с Программой ООН по международному контролю за оборотом наркотиков проведена Международная конференция «Спорт против наркотиков» в Италии, а совместно с Программой ООН по защите окружающей среды - Всемирная конференция «Спорт и окружающая среда».

Произошли организационные изменения и в самом МОК. Значительно обновился и увеличился его состав. Впервые в МОК появились женщины. Увеличилось число постоянных комиссий МОК, причем появились такие, как комиссия атлетов, комиссия по «спорту для всех», комиссия «Апартеид и олимпизм» и др. Ряд акций свидетельствует об усилении внимания МОК к вопросам культуры, укреплению связи спорта с искусством. Это, например, культурные акции во время Олимпийских игр, проведение Олимпийского конкурса «Искусство и спорт - 2000», образование международного института «Культурная Олимпиада», который призван нести ответственность за проведение Культурных Олимпиад во время летних Олимпийских игр, и др. Значительный вклад в усиление гуманистической направленности олимпийского движения вносят Международная олимпийская академия и Национальные Олимпийские академии, международная организация Специальных Олимпийских игр (для лиц с нарушением интеллекта), Международный Олимпийский центр за мир и культуру (Греция), Олимпийский музей в Лозанне и т.д.

Отмечая эти шаги гуманистической ориентации в олимпийском движении, содействующие более активной его роли в формировании и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира, необходимо отметить и другое - в нем все более прочные позиции завоевывает такой прагматический подход, согласно которому главная ценность этого движения - сам спорт (особенно спорт высших достижений) и спортивные рекорды, независимо от того, для чего они используются, каким целям служат. Основное внимание все более направляется на всемерное развитие спортивных соревнований , поощрение высоких спортивных достижений, рекордов и победителей.

Вот лишь некоторые факты, дающие основание для такого вывода. МОК отказывался и отказывается от всех предложений заменить на девиз с более выраженной гуманистической ориентацией официально принятый девиз олимпийского движения «Citius. Altius. Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). Такое предложение вносили многие ученые и общественные деятели. А ведь этот девиз ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения. По крайней мере, как отмечает профессор физического воспитания из Франции И. Хайнрих, он может быть интерпретирован двояко: во-первых, в смысле такого равновесия в состоянии человека, которое предполагает гармонию, эйритмию и личный идеал в социальной интеграции; во-вторых, в смысле такой сверхзадачи, когда все подчинено цели добиться успеха любой ценой в любой сфере деятельности, будь то спорт, политика, социальная сфера или экономическая область.

Из новой редакции Олимпийской хартии (1996 г.) исключено важное гуманистическое положение предыдущего варианта хартии (1979): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Хотя кардинальные изменения, которые произошли в мире за последние годы, в значительной мере сняли остроту политического противостояния ведущих мировых держав и, соответственно, степень политической заинтересованности в результатах, показанных на спортивной арене, но и в настоящее время продолжается использование спорта в корыстных политических и пропагандистских целях. Практически все страны продолжают подсчитывать медали и места, завоеванные своими спортсменами, и использовать достигнутые успехи для повышения престижа, усиления влияния страны на мировой арене, для доказательства «превосходства данного образа жизни или большей жизненной силы, присущей данному народу».

Не произошло существенных изменений в олимпийском движении и в плане предотвращения того негативного явления в этой сфере, которое, как правило, обозначается термином культурная гегемония, - большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в олимпийскую программу, имеет западное происхождение и, значит, Олимпийские игры, хотя они являются международными, включают в свою орбиту огромное множество стран, но многие нации, которые хотели бы внести свой культурный вклад в «международное взаимопонимание», используя эти Игры, имеют мало шансов в этом плане, поскольку вынуждены принять чисто западный взгляд на мир спорта.

Особенно сильное негативное влияние на реализацию гуманистических идеалов и ценностей олимпизма, как отмечено на 36-й сессии МОА (1993), оказала коммерциализация спорта и олимпийского движения. Одно из ярких проявлений ее негативной роли - кризис, который разразился в МОК в конце 1998-начале 1999 г. в связи с так называемым делом о коррупции. Бывший министр спорта Австралии Эндрю Томсон заявил, что он потрясен известиями о коррупции в МОК и считает, что после такого скандала эта организация просто не должна существовать. Томсон предложил отказаться от проведения Олимпиад в наступающем веке и создать крупные соревнования мирового масштаба, объединенные какой-либо другой идеей.

Таким образом, существует определенная непоследовательность олимпийского движения в реализации гуманистических идеалов и ценностей, противоречие между провозглашаемыми им идеалами и курсом на коммерциализацию и профессионализацию.

МОК на своем официальном сайте опубликовал заявление касательно доклада независимой комиссии ВАДА под руководством Ричарда Макларена о допинг-махинациях России до, во время и после Олимпиады-2014 в Сочи. Сегодня состоялась телефонная конференция исполкома МОК.

МОК поддерживает Макларена в необходимости продолжить и завершить свою работу. В комитете подчеркнули, что международные спортивные организации должны изучить доклад и принять соответствующие меры.

При этом сам МОК принимает следующие меры:

1. МОК начал дисциплинарное расследование относительно причастности официальных лиц из министерства спорта России и других лиц к фактам нарушения Олимпийской хартии и Антидопингового кодекса. С этой целью была создана специальная комиссия, в которую вошли Ги Каниве (вице-президент комитета по этике МОК и бывший член Конституционного суда Франции), Робин Митчелл (вице-президент комитета по медицине и науке МОК, президент комитета по этике МОК), Ян Ян (представитель спортсменов в комитете по этике МОК), Эндрю Райан (исполнительный директор Ассоциации летних олимпийских видов спорта), Вольфганг Шоберсбергер (представитель Федераций зимних видов спорта, член медицинской комиссии Международной федерации лыжных видов спорта).

2. Международный олимпийский комитет отложил решение по поводу допуска российских спортсменов к участию в Олимпийских играх-2016. Оно будет принято после оглашения решения Спортивного арбитражного суда (CAS) по российским легкоатлетам.

3. МОК не будет организовывать и патронировать организацию в России международных соревнований, в том числе Европейских олимпийских игр 2019 года.

Сотрудники Министерства спорта РФ, упомянутые в докладе независимой комиссии ВАДА, не получат аккредитации на Олимпиаду в Рио.

МОК проведет перепроверку, в том числе судебно-медицинскую экспертизу и полное расследование касательно всех российских спортсменов, принимавших участие в Зимних олимпийских играх в Сочи и их тренеров, официальных лиц и обслуживающего персонала. Для этих целей будет создана специальная дисциплинарная комиссия под руководством Дениса Освальда. Исходя из доклада этой комиссии, исполком МОК примет соответствующие меры.

МОК просит Международные федерации по всем зимним видам спорта заморозить подготовку ко всем крупным турнирам в России - чемпионатам мира, этапам Кубка мира и другим и активно поискать других организаторов.

МОК просит все международные федерации провести полные расследования и в случае выявления нарушений наложить соответствующие санкции на национальные федерации России по видам спорта.

4. Исполком МОК поддержал предложение об отмене презумпции невиновности российских спортсменов в отношении допинга. Таким образом, вопрос участия каждого российского спортсмена в международных турнирах будет решаться международными федерациями на основании анализа его антидопинговой истории.

5. Международный олимпийский комитет (МОК) обратился с просьбой к ВАДА продлить мандат независимой комиссии под руководством Ричарда Макларена. Организация требует сообщить имена российских спортсменов, которые были участниками "методологии исчезнувших положительных проб", применявшейся на Играх-2014 в Сочи, соответствующим федерациям, чтобы они смогли принять меры.

6. МОК сообщил, что направит результаты своих расследований в ЮНЕСКО И ВАДА. Это связано с тем, что МОК не имеет прямого влияния на Министерство спорта России и подчиненные ему ведомства. ЮНЕСКО И ВАДА, в свою очередь, примут соответствующие меры согласно Конвенции против допинга в спорте и Международному антидопинговому кодексу.

7. Исполком МОК выразил обеспокоенность фактами упущений в борьбе с допингом, которую выявил доклад независимой комиссии ВАДА под руководством Ричарда Макларена. Поэтому МОК снова созывает саммит организации с целью пересмотра антидопинговой системы и просит ВАДА организовать внеочередную международную конференцию по допингу в 2017 году. Олимпийский саммит 8 октября 2016 года предложит последующие меры в отношении этого вопроса. Предложения будут направлены на то, чтобы ответственность в борьбе с допингом была ясной и прозрачной; будут регламентировать процедуру аккредитации и надзор за антидопинговыми лабораториями, а также уточнят международные требования ВАДА к лабораториям. МОК повторяет требование саммита 17 октября 2015 года сделать всю антидопинговую систему независимой от спортивных организаций.

КТО РЕШАЛ СУДЬБУ РОССИИ
Приводим полный состав исполкома Международного олимпийского комитета.
Президент

Томас БАХ (Германия). Олимпийский чемпион-76 в фехтовании.
Вице-президенты
Наваль ЭЛЬ-МУТАВАКЕЛЬ (Марокко). Олимпийская чемпионка-84 в беге на 400 м с барьерами. Вице-председатель комиссии спортсменов ИААФ
Крэг РИДИ (Великобритания). Президент Всемирного антидопингового агентства (ВАДА)
Джон КОАТС (Австралия). Глава Олимпийского комитета Австралии. Президент Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS)
ЗАЙЦИНЬ Ю (Китай). Глава китайской федерации баскетбола и вице-президент Олимпийского комитета Китая.
Члены исполкома
ЧИН КУО ВУ (Тайвань). Президент международной федерации бокса
Рене ФАЗЕЛЬ (Швейцария). Президент международной федерации хоккея
Патрик ХИККИ (Ирландия). Президент Европейского олимпийского комитета
Клаудиа БОКЕЛЬ (Германия). Серебряный призер Олимпийских игр-2004 в фехтовании. Председатель комиссии спортсменов МОК
Хуан Антонио САМАРАНЧ-мл. (Испания). Первый вице-президент международной федерации современного пятиборья
Сергей БУБКА (Украина). Олимпийский чемпион-88 и рекордсмен мира в прыжках с шестом. Президент Олимпийского комитета Украины, член Совета международной федерации легкой атлетики (ИААФ)
Вилли КАЛЬТШМИТТ ЛУХАН (Гватемала). Почетный президент Олимпийской ассоциации Центральной Америки.
Анита ДЕФРАНЦ (США). Бронзовый призер Игр-76 в академической гребле.
Угур ЭРДЕНЕР (Турция). Президент Олимпийского комитета Турции, член Совета учредителей ВАДА
Гунилла ЛИНДБЕРГ (Швеция). Генеральный секретарь Ассоциации национальных олимпийских комитетов (ANOC).