Консультация по чтению (1 класс) на тему: Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Дыхательная гимнастика

Муниципальное образовательное учреждение

«Саринская средняя общеобразовательная школа»

Система тренировочных упражнений

по формированию навыка чтения целыми словами

Мухаметшина Флюра Сагитовна

учитель начальных классов

2006 г.

Введение

I. Обучение динамическому чтению.

II. Система тренировочных упражнений по формированию чтения целыми словами.

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

а) интонации,

г) громкость,

д) логическое ударение,

е) жесты и мимика.

III. Совершенствование техники чтения про себя.

IV. Нетрадиционные приемы развития устной речи.

V. Упражнения для развития сознательного чтения.

VI. Разработки уроков по чтению.

      Звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф. 1 класс.

      Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого для детей. 1класс.

      В.Ю. Драгунский. Заколдованная буква. 3 класс.

      С.В. Михалков. А что у вас. 2 класс.

      В.В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. 4 класс.

Введение.

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимальной скорость влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

В данной работе приведен набор практических действий по развитию техники чтения, которые, по мнению автора, дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится в МОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа» с первых дней обучения учащихся в школе.

I . Обучение динамическому чтению.

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя.

Если учитель начинает работу в 1 классе, то по мере того, как дети будут знакомиться с буквами и учиться читать, можно предлагать следующие задания:

    Найди лишнюю букву (сфотографируем)

а, о, в, у, и.

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко.

3.Найди лишнее слово:

река слон мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

4.Раздели слова на 2 группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5. Из какой сказки слова?

Я – мышка – норушка …

Бежит молочко по вымечку…

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивает поле зрения таблицы Шульте.

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Ученики считают (читают) про себя, указывая карандашом цифры (буквы).

II. Система тренировочных упражнений по формированию

чтения целыми словами.

Задачи: Отработка навыка чтения целыми словами, сведения к минимуму ошибок при чтении, осознанность чтения, выразительность чтения.

Упражнения занимают 10 – 15 минут уроков чтения.

Виды упражнений:

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

(Задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика).

1. Задуйте свечи.

    Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

    Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами именинный пирог(торт). На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

3. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2 – 3 раза).

4. Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки.

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка…

(и т.д. до полного выдоха)

5. Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

6. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этаж. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

7. Лисичка – сестричка.

Представьте, что вы хитрые лисички и хотите у вороны стащить сыр. Слова нужно произносить тоненьким голосом.

2. Чтение блоков.

Тренировка речевого аппарата, раннее выявление дефектов речи, отработка навыка чтения целыми словами.

Буквосочетания или блоки записываю на доске в столбик или ряд. Материал для блоков – это наиболее часто встречающееся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями.

1) Слитное прочтение двух рядом стоящих букв .

(Первая группа блоков)

а) Ай уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ан ар ах! ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!

эх! юг юз юм юн яд як ял ям ян яр

б). ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за

ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

не ни но ну по ра ре си су та те

то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че шу ша!

щи бр-р-р кшш…тшш… тсс

в). ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во- во!

га-га-га! да-да-да! эй-эй!

ну-ну! то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

ба-ба дя-дя па-па ма-ма.

При прочтении этих блоков начинается обучение понятию ударения, ударного слога и отработка различных вариантов звучания слова при изменении ударного слога. Также при чтении всех блоков обычно берутся разные интонации чтения, т.е. один и тот же блок мы с ребятами читаем, например, интонацией перечисления, вопросительной, удивления и т.д.

2) Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа слов)

а). Ага бай сам шар пах

аут баз бык бэр вон

выя дар дом бей ели

ему зея сею уже зал

ива тик хил зим лиф

тих бия кар лих люк

лят миф мул мыс мэр

нас нет нищ нот гну

бой лом сон ост лот

мох бош пол Юра рек

оси суп эта тел тот

эту тыл тюз ума муж

кум рус дух Уфа Уфу

уха уже чек чуб шаг

щит эхо юга тюз юму

дюн яды яку мял яма

б). Аа – ага – яга – яма – ява – Яна

ад – сад – суд – сед – дед – бед

ай – бай – рай – лай – лей – лес

ам – сам – эам – там – нам – наш

ар – шар – кар – кур – рук – рак

ах – пах – пат – мат – мад – май

ау – ату – туш – уши – шин – шит

ау – аут – шут – шуб – шум – ума

ба – баз – бал – бел – бег – бес

в). бэ – бэр – бор – бур – бут – бус

во – вон – вот – воз – вол – эол

вы – выя – выл – вил – вал – дал

га – газ – гаи – уаз – азы – азу

да – дар – дыр – рыб – раб – рыл

до – дом – дон – док – око – мод

ей – бей – пей – пел – пил – пир

ел – ели – дел – мел – сев – тел

ем – ему – тем – там – том – сом

ей – Зея – шея – шеи – шею – шеф

ею – сею – сою – пою – пой – поп

же – уже – ежу – еду – ежи – жив

за – зал – зав – зам – зад – зуд

иа – ива – Ира – Раф – риф – рис

ик – тик – так – мак – лак –Тит

ил – хил – вил – жил – зил – бил

им – зим – ими – иди – или – ила

иф – лиф – мек – лук – луч – луб

их – тих – тис – тип – туп – топ

Ия – бия – яик – яки – яги – гид

ка – кар – жар – жир – жор – гор

ли – лих – тих – тех – мех – мох

г). лю – люк – кки – Луи – луц – лиц

ля – ляп – лэп – лип – лис – сил

ми – миф – мир – мор – мур – муз

му – мул – нул – луг – луч – куч

мы – мыс – мыт – мот – мое – мой

мэ – мэр – рем – ром – рос – рощ

на – нас – сан – сап – нес – сел

не – нет – нее – ней – нем – ним

ни – нищ – нив – нов – ног – Ной

но – нот – тон – той – тор – тощ

ну – гну – гни – ген – вен – век

ой – бой – бои – мой – мог – мол

ом – сом – лом – том – ком – пом

он – сон – кон – тон – оно – они

ос – ост – сто – дос – дом – ома

от – лот – пот – мот – тот – рот

ох – мох – мух – охи – ахи – мах

ош – бош – бот – бог – бок – док

по – пол – пал – мал – дал – жал

ра – Юра – эра –рак – рок – роз

ре – рек – век – вак – ваз – воз

си – оси – сив – сиг – миг – маг

су – суп – сук – сок – ток – так

су – сук – суп – щуп – щук – щек

та – эта – эра – раб – рад – род

те – тел – тол – вол – дол – дел

то – тот – тут – аут – кут – кум

ту – эту – туя – туф – тур – бур

ты – тыл – пыл – пол – гол – год

тю – тюз – тоз – туз – узы – зуб

уа – ума – ура – мак – рак – так

уж – муж – луж – лыж – пыж – паж

ум – кум – ком – кот – кол – кал

ус – рус – усы – сыр – сер – сет

ух – дух – худ – уха – ура – ума

фа – Уфа – фат – фар – фил – Фил

фу – Уфу – фут – Фет – фен – фон

ха – уха – рам – Рим – ран

хе – ухе – ухо – хор – ход – вод

че – чуб – чур – Чук – чик – чин

3). Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

а). Бокс борт борщ верх волк

гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

нерп порт корт пунш Рижт

факт финт фунт

шурф щедр

б). Акт акр барс болт Вахш винт

герб горд горн ГОСТ гурт дерн

зонд зонт корт лифт лярд морж

пуст путч ринг ромб рост сорт

фонд форт цинк шарф шест шелк

Фразы для чтения.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

4). Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков)

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием.

Блок блях барк взор ВГИК вжик!

влип враз врач вред все втуз

Где глуп граф грач грех гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клев

Клич клуб клюв ключ кляк КМА

Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

5).Чтение наиболее трудных однослоговых слов .

(Пятая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

монстр перст пёстр пункт склад

смысл спорт столб страж треск

хвост Холмс штамп штурм

Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Объясняя значения слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

6).Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

Особое значение имеет навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией.

Аббат бедных браво велю

абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

ажур бизон бронхит верхи

Акбар броню броню весна

Фразы для чтения.

Я вверх вез хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.

7).Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

(Седьмая группа блоков)

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака.

Мы взгрустнули, видя с ели

Как внизу другие сели

сели – съели

Семка – съемка

приезд – съезд

прием – объем

веду – въеду

взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон

гость – ГОСТ мел – мель даль - дал

ел – ель пусть – пуст кровь – кров

плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь вглубь – там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагаются для чтения пары слов с разделительным мягким знаком.

Бабе – бабье семя – семья

Коля – колья чего – чьего

дарю - Дарью браня – враньё

8). Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

(Восьмая группа блоков).

Адская датская домашний

акция деньжата артистка

амплуа дибазол ассорти

знание водная вольница

горячка заморозь епископ

изморось качели лошади

коробка корзина машина

Программа: «По тропе знаний» Цель программы: создание системы обучения и воспитания для формирования интеллектуальной инициативы... качеств. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Ноябрь...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Ду обучения предполагает формирование целостных (синтетиче­ских) приёмов чтения слов (чтение целыми словами ), интонаци­онное объединение слов в... осанки, плоскостопия, зрения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики , психо­регуляции; составлять при...

  • Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп система оценки достижения планируемых результатов ооп содержательный раздел

    Пояснительная записка

    ... слов . Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами ... навыки по са мостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз...

  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»

    Документ

    Темп чтения и овладеть приемами более продуктивного чтения . Цель занятия. Обучение некоторым тренировочным упражнениям в целях повышения скорости чтения . Оснащение...

  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    Упражнение 1.

    Задание: О .

    Инструкция: «Предлагаю задание на победителя. Встаньте, распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох (знак); произнесите звук О как можно дольше (знак)».

    На первых порах учитель может быть дирижёром: медленным движением руки задать скорость выдоха. Упражнение можно усложнить: снять дирижирование, предложить произнести заданный звук как можно дольше громко, тихо, от громкого постепенно переходя к тихому, от тихого – к громкому; пропеть заданным звуком какую-либо известную детям мелодию…

    Задание: УУУУУ .

    Инстукция: «Встаньте; распрямите плечи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый кратко произнесите точное количество звуков».

    Дети в данном случае производят действие, сходное с чтением слова из четырёх букв. Усложнение задания заключается в увеличении количества просматриваемых знаков, в ускорении их произнесения. Ученики сами выводят условия, при выполнении которых можно стать победителем: надо, быстро просматривая написанные буквы, назвать каждую из них без пропусков и добавлений.

    Нужно сказать, что просматривание ряда знаков дети осуществляют быстрее, чем их проговаривание. Поэтому можно изменить организацию работы, например, так: учитель быстро произносит ряд букв, то увеличивая, то уменьшая их количество. Дети, следя глазами, определяют правильность выполнения задания или весь класс хором озвучивает написанный ряд букв, ритм задаёт ведущий – сильный ученик или учитель.

    Подобные задания можно выполнять и с другими гласными.

    Например:

    Упражнение 2. «Гарью пахнет» - тренировка энергичного вдоха и пассивного выдоха. Сделать короткий сильный вдох носом – «гарью пахнет» - и медленный выдох. Повторить 5 – 8 раз.

    Упражнение 3. «В цветочном магазине» - тренировка медленного плавного вдоха и продолжительного пассивного выдоха. Медленно, но сильно вдыхайте воздух (на счёт от 1 до 5 про себя) задержите на счёт 1-3, замирая от восхищения, и медленно с междометием «а-а-ах» произведите плавный выдох (на счёт от 1 до 5). Повторите 5 – 6 раз.

    Упражнение 4. «Свеча» - тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое пламя свечи. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном состоянии.

    Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Взять её в правую руку и дуть на неё спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить 2 – 3 раза.

    Упражнение 5. «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха. Представьте себе свечу большого размера. Её трудно погасить, но сделать это надо обязательно. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу». Пламя отклонилось, но не погасло. Ещё сильнее дуньте, ещё сильнее! Ещё! Ещё!

    Упражнение 6. «Накачать шину» . Наклоните туловище – вдох короткий, очень шумный. Вернитесь в исходное положение – выдох. «Накачивайте шину» ритмично, легко, не разгибайтесь до конца. Повторите 5-6 раз.

    Упражнение 7. «Звукоподражатель» . Вспомните и воспроизведите, как жужжат: пчела – жжжж…, шмель – жьжьжьжь… , муха вввв…, комар звенит зззз…, ветер свистит – сссс…, лес шумит – шшшш… .

    Упражнение 8. «Пила» . Имитируйте пилку дров, сопровождая движения рук звуками: сссс – рука с силой к себе, сссс – рука с силой от себя и т.д.

    Упражнение 9. «Звонок» . Настойчиво «нажимайте на кнопку электрического звонка: рьрьрьрь… рьрьрь.

    Упражнение 10. «Алфавит» . (когда дети знают все буквы) Глубокий вдох: на медленном, порционном выдохе произносятся буквы алфавита, исключая Й, Ь, Ъ (начало выдоха – буква а , конец выдоха – буква я ).

    Упражнение 11. « Задуйте свечу» . Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

    Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Упражнение 12. « Побрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

    Упражнение 13. « В цветочном магазине» . Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

    Упражнение 14. «Егорки» . Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

    Использование скороговорки (хором)

    Как на горке, на пригорке

    Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

    Раз Егорка, два Егорка … (и т.д. до полного выдоха)

    Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

    Наиболее сложным упражнением является следующее, соединяющее движение, дыхание и речь:

    Упражнение 15. «Скакалка» . На 48 стоп – 48 прыжков. Стихи произносятся по слогам, чётко выделяется ударный слог. Вдох – начало строки, выдох – конец строки (4 прыжка на строчку). Во время прыжков дыхание не задерживается.

    Со скакалкой я скачу,

    Научиться я хочу

    Так владеть дыханьем, чтобы

    Звук держать оно могло бы:

    Глубоко, ритмично было

    И меня не подводило,

    Я скачу без передышки

    И не чувствую одышки,

    И не прыгаю я словно,

    Раз – два, раз – два, раз – два, раз!

    Можно прыгать целый час…

    • Медвежата .

    Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м].

    Мам, мёду б нам,

    Мам, молока бы нам.

    • В лифте .

    Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

    • Ручка в зубах .

    Напишите в воздухе молча своё имя.

    Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.


    Министерство образования Московской области

    ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

    Кафедра педагогики начального и дошкольного образования

    Доклад

    на тему: «Здоровьесберегающая технология:

    дыхательная гимнастика.»

    Кирсанова С. Д.

    Орехово-Зуево

    2018 г.

    Сегодня значительно увеличилось число школьников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. Часто болеют - сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей - дыхательная гимнастика для школьников.

    Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

    Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

      гимнастика по А. Н. Стрельниковой

      гимнастика по К. П. Бутейко

      гимнастика из хатха-йоги и др.

    Дыхательные упражнения бывают:

      статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

      динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

      специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

    Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

    Цель проведения дыхательной гимнастики со школьниками - это, прежде всего, укрепление их здоровья.

    Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

      упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

      упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

      правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

      дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

    Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, школьникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

    Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

    Основа гимнастики - носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

    Одна из основных задач - научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая - освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

    Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

    Как проводить гимнастику со школьником

    1. Дыхательную гимнастику с детьми школьного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

    2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

    3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.

    4. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

      1. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

    Примерный комплекс дыхательной гимнастики

    Послушаем свое дыхание

    Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

    (как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

    В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

      куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

      какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

      какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

      какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

      тихое, неслышное дыхание или шумное.

    Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

    Дышим тихо, спокойно и плавно

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

    Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

    Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

    Подыши одной ноздрей

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

    1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

    2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

    3-4. То же другими ноздрями.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

    Ветер (очистительное, полное дыхание)

    Цель:

    Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    Повторить 3-4 раза.

    Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

    Радуга, обними меня

    Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

    Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

      Исходное положение - стоя или в движении.

      Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

      Задержать дыхание на 3-4 секунд.

      Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

    Гимнастика А. Н. Стрельниковой

    Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная - для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

    Основные правила:

      Максимум эмоций на вдохе.

      Одновременность движений и вдохов.

      Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами - 2-3 секунды, а между выдохами - чуть больше.

      Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

    Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

    «Ладошки» . Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха - ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох - произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.


    «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

    «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох - во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе - выпрямиться. 1 серия - 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

    Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки - отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья школьников, что обеспечит правильное их развитие.

    КОУ ВО «ЦЛПДО»

    Методическая разработка

    «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика»

    Выполнила: О.В. Шостаковская, музыкальный руководитель, учитель музыки

    Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Воронеж)

    ВОРОНЕЖ, 2016

    Дыхательная гимнастика это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

    Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

      насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

      повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

      нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

      развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

    Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

    Дыхательная гимнастика в 1 – 4 классах.

    Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе - это отличное средство для поддержания здоровья и отличного настроения учеников. Приведенные ниже упражнения можно смело выполнять каждый день. Дыхательная гимнастика очень важна для учеников начальных классов. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он без труда сможет собой управлять. Уметь правильно дышать - это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. При медленном выдыхании воздуха, ребенок расслабляется, успокаивается. Особенно полезны занятия дыхательной гимнастикой детям, которые имеют слабый иммунитет, хронический бронхит, астму и также особенность часто простужаться. Такая гимнастика необходима как реабилитация для тех, кто переболел пневмонией. Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе позволяет быстро возбуждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках.

    Прежде чем проводить гимнастику, помещение лучше проветрить и желательно открыть форточку, чтобы обеспечить поток воздуха. Упражнений по дыхательной гимнастике большое количество, вот некоторые из них.

    «Чудесный нос» . Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение:

    «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,

    Потом мое задание - задержать дыхание,

    Раз, два, три, четыре,

    Дышу глубже, шире.»

    Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.

    «Охотник». При закрытых глазах дети должны определить запах предмета, но он должен быть ярко выраженным (цитрусовый фрукт, духи и т. п.). При этом улучшается концентрация внимания.

    «Ныряльщики». Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока ребенок уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.

    «Воздушный шарик». Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4). Потом медленно выдыхают. Упражнение способствует улучшению работы легких.

    «Варим кашу» . После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово «пых» и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.

    «Дует ветерок» . Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение.

    Также можно использовать упражнения из раздела «Дыхательная гимнастика в работе с детьми с ОВЗ»

    Эти полезные упражненияважная часть общеобразовательного процесса в школе. Они помогают сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди». Важно заметить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и нормализуют работу пищеварительной системы детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.

    Источник:http://

    Дыхательная гимнастика в 5 – 9 классах.

    Дыхательная гимнастика выполняется мальчиками и девочками одновременно. Преимущество предлагаемых комплексов состоит в том, что их могут выполнять дети разного возраста - как основной, так и средней (полной) школы. Регулярное выполнение предложенных упражнений позволяет избавиться от многих негативных явлений, связанных с простудными заболеваниями, ослаблением дыхательной системы, быстрой утомляемостью.

    Полное дыхание . Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд.

    Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания.

    . Упражнение № 1

    Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

    Сделать полный глубокий вдох через нос.

    Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

    Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

    Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

    Упражнение № 2

    Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

    Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

    Упражнение № 3

    Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

    Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

    Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

    С силой выдохнуть воздух через рот.

    Упражнение № 4

    Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

    Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

    Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3 раза.

    С силой выдохнуть воздух через рот.

    Упражнение № 5

    Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

    Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

    Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

    Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

    С силой выдохнуть воздух через рот.

    С помощью приведенных выше упражнений можно поддерживать здоровье учащихся, повышать их интерес к учебе, ведь приток кислорода улучшает мозговую активность и внимание.

    Источник:

    Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ.

    В работе c детьми с ОВЗ необходимо использовать дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

    Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует улучшению нервно-психического состояния и повышению работоспособности, выносливости детей.

    Считается, что дыхательная гимнастика Стрельниковой является уникальным методом, помогающим укрепить здоровье и избавиться от некоторых заболеваний. И если вы решили начать применять метод Стрельниковой, то приступать к занятиям нужно так:

    в первый день начать с первых трех упражнений и делать два раза в день, а потом ежедневно добавлять ещё по одному упражнению. Если вначале будет тяжело, то перерывы внутри упражнений можно делать не три – пять секунд, а увеличить до десяти. Во время упражнений нужно думать только о вдохе носом (чтобы он был резкий и шумный – это основа данного метода), выдох должен быть пассивным, желательно через рот. Также вдох должен осуществляться вместе с движениями, а все движения должны выполняться с частотой от 100 до 120 в минуту. На одно занятие должно затрачиваться не более получаса. Стараться заниматься нужно всю жизнь, хотя бы раз в день.

    Показания дыхательной гимнастики Стрельниковой

    Данный метод оказывает на человеческий организм лечебное влияние в комплексе:

      положительно действует на все обменные процессы, улучшает кровоснабжение органов, особенно легких;

      восстанавливает нарушенные из-за патологических процессов нервные регуляции органов и систем;

      делает дренажную функцию бронхов намного лучше;

      способствует восстановлению нарушенного дыхания через нос;

      содействует устранению морфологических изменений в системе легких и бронхов (например, спайки),

      повышает сопротивляемость организма к различным неблагоприятны условиям внешней среды,

      повышает тонус;

      оказывает оздоровление при нервно-психических расстройствах;

      помогает в исправлении различных деформаций (небольших) грудной клетки и позвоночника;

      помогает привести в хорошее состояние некоторые нарушенные функции системы кровообращения, укрепляют сосуды;

      помогает в рассасывании воспалительных инфильтратов, расправляет спавшиеся участки легких,

      улучшает лимфообращение,

      снимает местные застойные явления.

    Эти положительные эффекты определялись на основании исследований функций внешнего дыхания: спирометрия, проба Генче; оценки газового состава крови, показателей электрокардиографии, рентгенографии легких, артериального давления, оценки самочувствия пациента и других методов.

    Использовать данный метод могут и здоровые люди (так как эта гимнастика оказывает положительный эффект на весь организм в целом и способствует профилактике заболеваний), и люди имеющие заболевания, особенно системы дыхания:

      различные формы туберкулеза,

      разные степени тяжести бронхиальной астмы,

      бронхит острый и хронический, в том числе аллергической природы

      ринит острый и хронический.

    Метод используется параллельно лечению лекарственными препаратами.

    Противопоказания дыхательной гимнастики Стрельниковой:

      острые состояния с высокой температурой,

      тяжелая патология любых систем органов,

      острые тромбофлебиты,

    Также перед начало занятий педагог должен проконсультироваться со школьным медицинским работником.

    Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой

    1. Упражнение «Ладошки»

    И.п. (исходное положение) – стоя:

    Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

    В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

    Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

    2. Упражнение «Погончики»

    И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

    В норме 12 раз по 8.

    3. Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

    И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.

    В норме упражнение выполняется 12 раз.

    Ограничения:

    Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.

    Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

    4. Упражнение «Кошка» (полуприсед с поворотом)

    И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

    Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

    В норме упр. выполняется 12 раз.


    5. Упражнение «Обними плечи»

    И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

    В норме упражнение выполняется 12 раз – 8 вдохов-движений. Можно выполнять в разных исходных положениях.

    6. Упражнение «Большой маятник»

    И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между вдохами.

    В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

    Ограничения:

    Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.

    При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.

    Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.

    Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

    7. Упражнение «Повороты головы»

    И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

    Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

    В норме: 12 раз.

    8. Упражнение «Ушки»

    И.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

    Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

    В норме: 12 раз.

    9. Упражнение «Маятник головой» (вниз и вверх)

    И.п. – стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) - вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.

    В норме: 12 раз.

    Ограничения:

    Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия, повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела.

    При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий.

    10. Упражнение «Перекаты»

    1) И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога – прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).

    Важно помнить:

    1 – приседания делается вместе со вдохом;

    2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;

    3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.

    В норме: 12 раз.

    2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.

    Данное упражнение делается только в положении стоя!!!

    11. Упражнение «Шаги»

    1) «Передний шаг».

    И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

    В норме: 8 раз – 8 вдохов.

    Это упражнение можно делать в любом исходном положении.

    Ограничения:

    Ишемическая болезнь сердца, заболевания сердечно-сосудистой системы, перенесенный инфаркт, врожденные пороки.

    При наличии травм ног и тромбофлебитах выполнять упражнение нужно сидя и лежа, очень аккуратно. Паузу можно увеличить до 10 сек. При таком заболевании необходима консультация хирурга!

    При беременности и мочекаменной болезни колено не поднимать высоко!

    2) «Задний шаг».

    И.п. - то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.

    В норме: 4 раза – 8 вдохов.

    Источник:

    В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

    Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

    Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
    Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

    Упражнение 2. НАСОСИК.

    Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

    Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

    Вы задаёте вопросы, ребенок отвечает.
    Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
    Как машинка гудит? Би - би. Би - би.

    Как «дышит» тесто? Пых - пых - пых.

    Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

    Упражнение 4. ЧАСИКИ.

    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

    Упражнение 5. ЛЫЖНИК.

    Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

    Упражнение 6. КАЧЕЛИ.

    Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох),
    Качели вниз (выдох),
    Крепче ты, дружок, держись.

    Упражнение 7. КАША КИПИТ.

    И.п. сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

    Упражнение 8. БЕГЕМОТИК (облегченный вариант пред. упр.).

    И.п. лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

    Сели бегемотики, потрогали животики.
    То животик поднимается (вдох),
    То животик опускается (выдох).

    Упражнение 9. ЧАСИКИ.

    И.п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

    Упражнение 10. НАДУЙ ШАРИК.

    И.п. ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ф-ф-ф».

    Упражнение 11. «ШАРИК ЛОПНУЛ».

    «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

    Упражнение 12. «ТРУБАЧ».

    И.п. сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

    Упражнение 13. «ВОРОНА» .

    И.п. ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «кар-р-р», максимально растягивая звук [р].

    Упражнение 14. «КУРОЧКА».

    И.п. ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

    Упражнение 15. «ЖУК».

    Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

    Упражнение 16. «ПЕТУШОК».

    И.п. стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

    Упражнение 17. «ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК».

    Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

    Упражнение 18. «ПАРОВОЗИК».

    Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-ту-у-у». Продолжительность – до 30 секунд.

    Упражнение 19. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ».

    И.п. стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

    Упражнение 20. «ГУСИ ЛЕТЯТ».

    Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

    Упражнение 21. «БРОСИМ МЯЧ».

    И.п. стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 22. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК».

    И.п. лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

    Упражнение 23. «ВОЛНА».

    И.п. лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

    Упражнение 24. «ДЕРЕВО НА ВЕТРУ».

    И.п. сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

    Упражнение 25. «НОЖНИЦЫ».

    И.п. сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

    Упражнение 26. «ХОМЯЧОК».

    Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

    Упражнение 27. «НЫРЯЛЩИКИ».

    Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

    Упражнение 28. «ПОДУЕМ НА …».

    И.п. ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

    «Подуем на плечо,
    Подуем на другое,
    На солнце горячо
    Пекло дневной порой».

    Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой. Взрослый приговаривает:

    «Подуем на живот,
    Как трубка, станет рот,

    Ну, а теперь - на облака
    И остановимся пока».

    Дети могут быть в восторге от следующих дыхательных упражнений:

    Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

    Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

    Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.

    Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе дыхательные упражнения выполняются стоя.

    Кроме того, во время занятий с детьми можно использовать дыхательные игры. Они придутся по нраву не только детям. В компании взрослых детей эти игры также имеют определенный успех.

    «Бульканье».

    Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    «Боевой клич индейцев».

    Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

    «Мыльные пузыри».

    Эта забава известна всем. Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

    «Филин» или «Сова».

    День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уф-ф-ф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

    Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

    «Поединок».

    Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

    «Пушок».

    Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

    «Ветряная мельница».

    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    «Снегопад».

    Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    «Листопад».

    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    «Парящие бабочки».

    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

    Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

    Правила дыхания при выполнении упражнений

    Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

    Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

    Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.

    Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

    Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди - выдох.

    - Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа - делаем вдох.

    Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

    Ветер

    Ветер сверху набежал,

    Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

    Дул он долго, зло ворчал

    И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

    Гудок паровоза

    Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

    Гуляем на полянке

    В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

    Дыхательная гимнастика

    Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

    Дыхательная медитация

    Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    Дышим глубже

    Носом - вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

    А выдох - ртом, (Свободное опускание рук - на выдохе.)

    Дышим глубже,

    А потом - Марш на месте, Не спеша,

    Коль погода хороша!

    Завели машину

    Завели машину,

    (Вдох.)

    Ш-ш-ш-ш,

    (Выдох.)

    Накачали шину,

    (Вдох.)

    Ш-ш-ш-ш,

    (Выдох.)

    Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

    (Вдох.)

    Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

    (Выдох.)

    Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

    1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

    2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

    3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

    4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

    5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

    6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

    Ныряние

    Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

    Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

    Паровоз

    Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

    Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

    Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

    Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

    Птичка

    Птичка крылышками замахала

    И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

    (Вдох. Выдох.)

    Руки к солнцу поднимаю

    Руки к солнцу поднимаю,

    И вздыхаю, и вздыхаю,

    Опускаю руки вниз,

    Выдох - паровоза свист.

    На четыре - вдох глубокий,

    Раз, два, три, четыре.

    Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох.)

    Скороговорки

    Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

    На пригорке возле горки

    Жили тридцать три Егорки:

    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

    Сядем смирно, без движенья

    Сядем смирно, без движенья,

    Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

    Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх - вдох.)

    Потом разведем (Руки в стороны - выдох.)

    И очень глубоко

    Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

    Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед - вдох, согнуться вперед, расслабиться - выдох.)

    За работу нам пора.

    Филин

    Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

    (Вдох.) (Выдох.)

    (Вдох.)

    (Выдох.)

    (Вдох.)

    (Выдох.)

    (Вдох.)

    (Выдох.)

    (Вдох.)

    Чайник

    Чайник на плите стоял,

    Через носик пар пускал: «Паф-паф-паф-паф».

    Что за праздничный парад

    Что за праздничный парад,

    Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!

    Чудо-нос

    Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.

    Шарик

    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

    Шарик красный

    Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

    Бабочка

    И. п. - стоя, руки на поясе.

    1 - отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2-3 - задержать дыхание. 4 - И. п., выдох через нос.

    Беседа инопланетян

    И. п. - сидя.

    Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

    Ветер

    И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

    1 - наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

    2-И. п., вдох.

    3 - то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.

    Ветер качает деревья

    И. п. - стоя, руки вверху.

    Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

    Воздушный шарик

    И. п. - упор - присев.

    1 - встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос - «шарик взлетел».

    2-6 - удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.

    7-8 - И. п., выдох через нос - «шарик улетел».

    Грибки

    И. п. - стоя на коленях.

    1 - руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 - сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох - «спрятались».

    Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон

    Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.

    Д ракончик

    И. п. - сидя.

    1-4 - глубокий вдох через нос.

    5-8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

    Ёжики

    И. п. - сидя.

    1 - глубокий вдох через нос.

    2-4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.

    Загораем

    И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

    Запахи весны

    п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 - 3 - поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.

    И. п., выдох через рот. 6-7 - то же в другую сторону.

    И. п.

    Змея

    И. п. - сидя на коленях.

    Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4-5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

    Игра с пушинкой

    И. п. - лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.

    Каша кипит

    И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 - 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

    Мужжалки-нужжалки

    И. п. - о. с.

    1 - руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 - руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4- И. п.

    5 - руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6-7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.

    Мы проснулись утром ранним

    И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1-2 - руки вверх - в стороны, потянуться, вдох. 3-4- 5-6 - руки вниз, выдох.

    Надуваем шар

    И. п. - сидя.

    На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе - втянуть по возможной амплитуде.

    Нам холодно

    1-4 - вдох через нос.

    5-12 - выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

    Нарисуй линию

    И. п. - сидя.

    Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

    Незнайка

    И. п. - о. с.

    Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.

    Посмотри на друга

    И. п. - стоя, руки на поясе.

    1 - повороты головы вправо - вдох через нос.

    2-4 - И. п. - выдох через рот.

    5 - поворот головы влево - вдох через нос.

    6-8 - И. п. - выдох через рот.

    Прищепка

    И. п. - о. с, вдох через нос.

    На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

    Птички летят

    И. п. - о. с.

    1-2 - через стороны руки вверх, вдох через нос. 3-4 - руки вниз, выдох через нос.

    Сдуй лепесток

    И. п. - сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).

    Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

    Собака берет след

    И. п. - стоя на четвереньках.

    «Принюхивание» - прерывистые вдохи через нос; выдох произвольный.

    Спящая красавица

    И. п. - лежа на спине.

    1-2-3-4 - медленный вдох через нос.

    5-6-7-8-9-10 - медленный выдох через нос.

    Хохотунчики

    И. п. - сидя, упор сзади.

    1 -4 - вдох через нос, рот закрыт.

    5-10 - выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».

    Комплекс упражнений для развития дыхательной системы

    1. «Тик-так»

    И. п. - стойка ноги врозь.

    1 - мах руками назад («тик»).

    2 - мах руками вперед («так»). Повторить 8-10 раз.

    2. «Насос»

    И. п. - стойка ноги врозь - вдох.

    1 - выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туловища со звуком - «вжик».

    2 - выпрямиться, вдох.

    3-4 - повторить в другую сторону («вжик»). Повторить все движения по 4-6 раз в каждую сторону.

    3. «Ку-ка-ре-ку» Повторить 5-6 раз.

    4. «Паровозик»

    Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

    5. «Каша кипит»

    И. п. - правая рука на животе, левая рука на груди. 1-2 - втянуть живот и сделать вдох грудью. 3-4-опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».

    Повторить 3-4 раза.

    6. «Семафор»

    И. п. - сидя, пятки и носки вместе. 1-2 - руки в стороны, вдох.

    3-4 - медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

    7. «Рубка дров»

    Изобразить рубку дров. Поднять руки - вдох. Опустить руки - выцох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!» Повторить 3-4 раза.

    8. «Маятник»

    И. п. - стоя в проходе между партами.

    Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» - выдох.

    Литература:

    Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).