Лечебная дыхательная гимнастика. Важное условие при лечении хронического бронхита дыхательной гимнастикой

Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения:
а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания;
б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, диафрагмального, полного и их различных сочетаний);
в) в изменении фаз дыхательного цикла (различные изменения соотношений по времени вдоха и выдоха, включение кратковременных пауз и задержек дыхания за счет «выдувания» и других способов, сочетание дыхания с произнесением звуков и др.).

К статическим дыхательным упражнениям также относятся упражнения с дозированным сопротивлением:
а) диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста в области края реберной дуги ближе к середине грудной клетки (рис. 5.2):
б) диафрагмальное дыхание с укладкой на верхний квадрант живота мешочка с песком (0,5-1 кг);
в) верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления при давлении рук методиста в подключичной области (рис. 5.3);
г) нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением при давлении рук методиста в области нижних ребер (рис. 5.4);
г) верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления при нажатии методистом руками в верхней части грудной клетки (рис. 5.5);
д) использование надувнъгх игрушек, мячей, различных аппаратов.


Рис. 5.2. Диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.3. Верхнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.4. Нижнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста




Рис. 5.5. Верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук метод и ста


Динамическими называются упражнения, в которых дыхание сочетается с различными движениями:
а) упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;
б) упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или в целом одного или обоих легких;
в) упражнения, способствующие восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы;
г) упражнения, способствующие растягиванию спаек в плевральной полости;
д) упражнения, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движений.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. При выполнении специальных физических упражнений зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дренажные упражнения (рис. 5.6).


Рис. 5.6. Дренажные дыхательные упражнения: А — статические дыхательные упражнения: схема дренажных положений для всех сегментов легкого (I—IX; арабскими цифрами обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия б указанном положении); Б — динамические дыхательные упражнения: наклон туловища влево с поднятой рукой способствует дренированию бронхов верхней доли правого легкого (I); наклон туловища вперед способствует выведению мокроты; методист надавливает на грудную клетку синхронно с кашлевым толчком (II); подтягивание ноги к грудной клетке помогает увеличению подвижности диафрагмы, выведению мокроты из нижней доли правого легкого (III); наклон туловища к стопе левой ноги способствует дренированию бронхов правой нижней доли (IV); имитация подлезания под барьер стимулирует дренирование бронхов нижних долей обоих легких (V)


Идеомоторные упражнения заключаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Такие упражнения, вызывая сокращения мышц, влияют на их укрепление и повышение работоспособности. Упражнения рекомендуют больным на постельном режиме, при иммобилизации, параличах и парезах.

Ритмопластические упражнения чаще применяют после выписки больного из стационара на этапе восстановительного лечения (поликлиника — санаторно-курортное долечивание) с целью полной коррекции функций ОДА (например, при заболеваниях суставов, после травм или хирургических вмешательств), а также в неврологической практике (при неврозах). Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением в заданном ритме и тональности, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности, возраста и толерантности к нагрузке.

Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов, В зависимости от конкретных условий упражнения выполняют: без предметов; с предметами и снарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.); на снарядах (сюда можно отнести и механотерапевтические снаряды).

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнения разделяют на циклические и ациклические (схема 5.4).


Схема 5.4. Кинематическая характеристика упражнений


Циклические движения характеризуются закономерным последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологическая основа циклических движений — ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании щгклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость.

К локомоторным (переместительным) циклическим упражнениям относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, езда на велосипеде и др. Эти упражнения включают многократное повторение стереотипных циклов движений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Ациклическим движениям, как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения.

Ациклические движения делятся на: а) однократные двигательные акты и их комбинации; б) собственно силовые; в) скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал спортивных дисциплин (например, спортивные игры, гимнастика и др.).

Все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные с преобладанием соответственно анаэробного или аэробного компонента энергопродукции. При выполнении анаэробных упражнений ведущим качеством служит мощность, при выполнении аэробных — выносливость.

Физические упражнения, используемые для лечения различных заболеваний, могут быть малой, умеренной, большой и (редко) максимальной интенсивности.

При упражнениях малой интенсивности в виде, например, медленных ритмичных движений стоп или сжимания и разжимания пальцев кисти, а также изометрических напряжений небольших групп мышц (например, мышц-сгибателей предплечья при гипсовой иммобилизации) общие физиологические сдвиги незначительны. Изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы благоприятны и состоят в сочетании небольшого увеличения ударного объема сердца и обшей скорости кровотока, небольшого повышения систолического и понижения диастолического и венозного давления. Наблюдаются незначительное урежение и углубление дыхания.

Упражнения умеренной интенсивности сопровождаются мышечными напряжениями средней силы со средней скоростью сокращения, растягивания, изометрическими напряжениями и расслаблением сравнительно большого количества мышечных групп или мышц. Примерами могут быть выполняемые в медленном и среднем темпе движения конечностями и туловищем, движения, аналогичные используемым при самообслуживании, ходьба в медленном и среднем темпе и др. Активизация корковых процессов при них умеренная. Пульс и систолическое АД в большинстве случаев незначительно повышаются, диастолическое — снижается. Умеренно учащаются и углубляются дыхательные движения, увеличивается легочная вентиляция. Восстановительный период короткий.

Упражнения большой интенсивности вовлекают крупные группы мышц с умеренной или большой силой и иногда со значительной скоростью их сокращений, выраженными статическими напряжениями мышц-синергистов, интенсивными изменениями вегетативно-трофических процессов под влиянием позно-тонических реакций (например, быстрая «поточная передача» мячей, быстрая ходьба, упражнения на гимнастических снарядах, сопровождающиеся переносом веса тела на верхние конечности, ходьба на лыжах и др.). Эти упражнения значительно повышают возбудимость и подвижность корковых процессов. Заметно учащается пульс, возрастает систолическое и снижается диастолическое АД. Нерезко учащается и углубляется дыхание; легочная вентиляция нередко обеспечивает доставку большего, чем усваивается организмом, количества кислорода. Восстановительный период достаточно длительный.

Упражнения субмаксимальной и максимальной интенсивности включают в движение большое количество мышц с предельной интенсивностью и высокой скоростью их сокращений, резко выраженными позно-тоническими реакциями (например, бег на скорость). Высокую мощность выполняемой работы пациенты могут поддерживать не более 10—12 с, поэтому деятельность вегетативных органов и обмен веществ не успевают возрасти до максимальных пределов. Быстро нарастает кислородный долг. Деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем максимально усиливается по окончании занятий; большая ЧСС сочетается с мало изменяющимся ударным объемом сердца и предельным усилением дыхательной функции.

При наличии серьезных болезней легких или бронхов перед освоением комплекса упражнений, естественно, необходимо посоветоваться с врачом.
Дыхательную гимнастику осваивают в три этапа. При выполнении каждого упражнения важно мысленно представить характер движения, его связь с дыханием и темп выполнения. Система упражнений предложена И.Б. Темкиным, О.А. Шейнбергом и П.И. Аникеевым. Ее не следует рассматривать как нечто обязательное и неизменное. После поэтапного твердого освоения эти упражнения можно включать разрозненно в комплексы утренней гимнастики, в другие самостоятельные занятия физической культурой, их можно выполнять во время прогулок и, конечно, в рабочих перерывах.
Осваивая гимнастику, занимайтесь на свежем воздухе или на балконе, в спальне с открытым окном и по возможности в одиночестве. Занимайтесь ежедневно, лучше по 20 минут каждый день, чем по часу 2 раза в неделю. Одежда мягкая, свободная, не сковывающая движений. Музыка не обязательна, расслабиться и переключиться поможет не ритмическая музыка, а Шопен или Чайковский.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
На освоение первой ступени обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений. С помощью опытного методиста лечебной физкультуры освоить все можно в три раза быстрее.
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, боку, сидя и стоя):
1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30-60 секунд).
2. То же с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос за 15-30-60 с.
3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, попеременно по 3-4 раза (30-60 с).
4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Для зрительного контроля правильности движений руки находятся на груди и животе (4-8-12 раз).
5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяют грудную клетку. При выдохе грудную клетку энергично сжимают. Дышать через нос. Для контроля руки находятся с боков грудной клетки (4-8-12 раз).
6. Полное дыхание. Во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышать через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе (4-8-12 раз).
7. Упражнение в произвольном урежении ритма дыхания и его одновременном углублении. Дышать через нос (30-60-120 с).
Б. ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (в первой ступени всего одно):
1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с ходьбой в медленном темпе (на месте или в движении). Может проводиться в виде имитации ходьбы из исходных положений лежа или сидя. Выдох несколько длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (60-120-180 с).
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
На первом ступени приходилось последовательно разучивать статические дыхательные упражнения для сознательного освоения механизма дыхания и умения управлять им. На второй же ступени предусматривается использование статических дыхательных упражнений первой ступени и дополнительных статических упражнений, а также динамических упражнений. На этом этапе особое внимание уделяют умению произвольно менять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Для освоения его обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, на боку, сидя и стоя):
1. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот (3-6 раз).
2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков (3-6 раз).
3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, во время выдоха грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполнять ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышать через нос (4-8-12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.
4. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 3-5 секунд (4-8 раз).
5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (4-8 раз).

1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение выдох (3-6 раз).
2. Сидя или стоя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно по 4 раза в каждую сторону (4-6 раз).
3. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе. Дыхание равномерное (8-10 раз каждой рукой).
4. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вместе, руки на талии. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение - вдох, пауза - выдох (6-8 раз в каждую сторону).
5. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вытянуты вместе, руки опущены. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение-вдох (6-8 раз каждой ногой).
6. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вперед - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (4-8 раз).
7. Лежа, сидя или стоя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения- выдох, при возвращении в исходное положение- вдох (4-8 раз в каждую сторону).
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
Третья ступень - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т.п. Продолжительность освоения этого этапа более значительная -30-35 самостоятельных занятий.
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, копчик, пятки и макушка - на одной линии; смотрите прямо перед собой, плечи расслабьте и опустите, руки сложите на животе.
I. Освоение правил диафрагмального дыхания: на вдохе диафрагму опускайте, живот слегка выпячивайте, на выдохе - втягивайте; выдох чуть длиннее вдоха; дышите ровно, через нос, в привычном для вас темпе; подстраивайте движения под дыхание, а не наоборот.
II. Собственно упражнения.
1. Выполните диафрагмальное дыхание, закрыв глаза, что поможет вам сосредоточиться. Не спешите! Отрабатывайте только дыхание до тех пор, пока оно не станет для вас естественным, и лишь затем добавьте новые движения.
2. На выдохе колени сгибайте, на вдохе - выпрямляйте. Двигайтесь вверх-вниз непрерывно подстраиваясь под дыхание. Чем ниже присядете, тем больше нагрузка.
3. Представьте, что руки лежат на воздушной подушке: ладони - на уровне плеч, пальцы "смотрят" вниз, локти слегка опущены, подмышки не зажимайте. Делая выдох, приседайте, руки опускаются до уровня бедер, вы как бы поглаживаете воздух. На вдохе поднимайтесь, руки также движутся вверх (поначалу чтобы контролировать дыхание, одну руку можете оставить на животе).
Б. ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения:
1. Лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход в положение сидя - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-8-12 раз).
2. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Приседание - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-10-15 раз).
3. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Подскоки - дыхание равномерное (20-40-60 раз).
4. Равномерное дыхание при беге на месте или в движении в медленном и среднем темпе (30-60 секунд).
5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе по лестнице, по запланированному маршруту.
6. Дыхание при плавании - через рот; укороченный энергичный вдох и удлиненный выдох.

С пожеланиями настойчивости и терпения - непременных слагаемых успеха
В.В. Василенко, кандидат медицинских наук, доцент

Бронхиальная астма - этот диагноз многие люди считают приговором и ставят на своей активной, радостной жизни крест. Но так ли все мрачно на самом деле? Неужели в век инноваций и стремительного развития медицины этот недуг так же страшен, как и раньше? Действительно ли, гормонотерапия - обязательный и основной компонент при лечении на всех стадиях заболевания? Ведь существуют и другие - немедикаментозные способы лечения астмы, такие как лечебная физкультура (ЛФК) и дыхательная гимнастика.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме: а нужно ли?

Включение в схему терапии ЛФК при всех заболеваниях лёгких обязательно. Занятия лечебной физкультурой способствуют более лёгкому течению болезни, уменьшению эпизодов обострений и приступов. Кроме того, методика не требует использования специального оборудования. Как правило, упражнения назначаются всем больным, не имеющим противопоказаний, в период ремиссии заболевания.

Список противопоказаний невелик:

  • сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более.

Систематические занятия способствуют:

  • восстановлению физиологической частоты и глубины дыхания;
  • нормализации газового состава крови - увеличению концентрации кислорода в тканях, улучшению их питания;
  • улучшению вентиляционной способности лёгких;
  • развитию адаптационных способностей организма;
  • уменьшению аллергических реакций и склонности к спазмам бронхов.

Все вышеперечисленное в результате приводит к снижению степени тяжести заболевания, уменьшению дыхательной недостаточности, сокращению числа обострений и улучшению качества жизни больного.

Методика выполнения физических упражнений

При занятиях лечебной физкультурой обязательно соблюдать принцип постепенности. Резкое выполнение большого комплекса активных физических упражнений может спровоцировать приступ удушья. Следует идти от меньшего к большему.

Пациент на протяжении пяти дней выполняет начальный - подготовительный комплекс упражнений, тем самым постепенно даёт приспособиться и адаптироваться к физической нагрузке своему организму. Затем можно приступать к выполнению основного комплекса, более напряжённого, который больной использует на протяжении всей жизни.

Вводный подготовительный этап:

  1. Сядьте на стул, спина прямая, глубоко вдохните носом - выдохните через рот. Выполните 4–8 подходов.
  2. Сядьте на стул, неспешно вдохните. Подняв правую руку, сделайте паузу в дыхании на 1–2 секунды, выдохните, опустив руку. Выполните упражнение с левой рукой. Всего 4–8 подходов.
  3. Сядьте на краешек стула, руки лежат на коленях. Сгибайте и разгибайте суставы кистей и стоп. Выполните 9–12 подходов.
  4. Сядьте на стул, прижавшись к спинке. Максимально вдохните - выдохните, затем задержите дыхание на 1–2 секунды - выдох. Выполните 4–8 подходов.
  5. Нажмите ладонями на грудь, покашляйте, сделайте 5–6 подходов.
  6. Сядьте на стул, упритесь пальцами рук в колени. Сделайте вдох через нос - выдох ртом. Выполните 4–8 подходов.
  7. Встаньте, руки опущены «по швам», вдохните - поднимите плечевой пояс, на выдохе - опустите, 4–8 подходов.
  8. Комфортно устройтесь на стуле, расслабьтесь.

Основной комплекс:

  1. Встаньте прямо. Наклонитесь вперёд, руки расслаблены. Глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Сделайте 3–6 повторов.
  2. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Вдохните носом, поместив кисти рук в подмышки. На выдохе поднимите вытянутые руки вверх. Расслабьтесь, опустите руки. Сделайте 4–6 повторений.
  3. Исходное положение то же. Диафрагмальное дыхание: вдохните, надув живот и выпятив мышцы, выдохните - сдуйте живот и втяните мышцы. Выполнять 1 минуту.
  4. Встаньте прямо, руки прижмите к туловищу. Глубоко вдохните, на выдохе согните правую ногу и подтяните колено к грудной клетке. Выполните упражнение для левой ноги. Всего 4–6 раз.
  5. Сядьте на стул, спину прижмите к спинке, руки вдоль туловища. Сделайте вдох, выдохните, наклонитесь вбок, скользя рукой по туловищу. Выполните в другую сторону. Всего 4–6 раз.

Дыхательная гимнастика на страже здоровья

Дыхательные упражнения - один из старейших, но действующих методов в лечении бронхиальной астмы и предупреждении развития её осложнений. Благодаря полноценному дыханию укрепляются не только лёгкие и бронхи, но и весь организм. Ткани и клетки насыщаются кислородом, это нормализует их работу и ускоряет регенерацию. В лёгких при грамотно подобранных дыхательных упражнениях происходят положительные изменения: бронхи и бронхиолы очищаются от скопившейся слизи, бактерий и вирусов, находящихся в ней. Улучшается мышечный тонус стенок бронхов, нормализуется их кровоснабжение.

Для получения результата от дыхательных упражнений нужна регулярность занятий. Упражнения выполняйте на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • период обострения болезни;
  • наличие острых инфекционно-воспалительных заболеваний;
  • обострение заболеваний других органов и систем;
  • плохие погодные условия.

Основные виды упражнений:

  1. Упражнение «Доброе утро». Это упражнение выполняется утром, не вставая с постели. Подтяните колени близко к груди, одновременно делая медленный выдох ртом. Выпрямите ноги, расслабьтесь. Выполните 4–6 повторений.
  2. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте прямо, вдохните носом, сильно выпятив живот. Резко выдохните, втянув живот. Выполните 6–8 повторов.
  3. Упражнение «Объятия». Встаньте на носки, руки вытяните по сторонам, параллельно полу, сделайте наклон вперёд. Глубоко выдохните, одновременно резко скрестите руки на грудной клетке, как бы обнимая себя, ударив кистями по лопаткам, снова разведите руки и повторите упражнение, продолжая выдох. Сделайте вдох и вернитесь в начальное положение.
  4. Упражнение с трубочкой. Поставьте перед собой банку с водой, возьмите трубочку, например, от детского сока. Сделайте через трубочку очень глубокий вдох, а потом постепенный выдох в воду. Упражнение выполняется 8–10 раз в день по 5 минут.
  5. Упражнение с воздушными шарами. Суть такова: нужно надувать воздушный шар, пока он не лопнет. Важно не переусердствовать: при ощущении лёгкого головокружения необходимо прекратить упражнение, сесть и спокойно подышать - вдох носом, выдох ртом.

Также полезно использовать упражнения с произнесением на выдохе различных гласных и согласных букв. На начальном этапе это гласные (и, о, у), а на тренировочном - согласные (з, ж, ш). Глубоко вдохните носом, медленно выдохните, произнося в этот момент определённый звук. Выдох может длиться от 5 до 30 секунд.

Ознакомьтесь с основными упражнениями:

  1. Встаньте прямо, руки согните в локтевых суставах, плавно вдохните носом, разведя локти по сторонам. Выдохните и сведите локти. Втягивая живот, произносите звук «ш»;
  2. Встаньте прямо, на вдохе поднимите плечи, на выдохе - опустите. Произносите при этом звук «кха»;
  3. Встаньте прямо, сожмите ладонями грудную клетку, вдохните через нос. На выдохе произносите следующие сочетания согласных: «пф», «бр», «бррх», «дррх». Начните с продолжительности выдоха 5 секунд, постепенно увеличивая до 30.

Общие дыхательные упражнения - видео

Дыхательная гимнастика йогов

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры. Именно на этом дыхании основаны все занятия йогов. Для овладения им выполняйте следующее упражнение: сядьте, скрестив ноги под собой - «по-турецки». Медленно вдохните через нос, разводя прямые руки по сторонам. Постарайтесь почувствовать движение воздуха внутри: вначале им заполняется живот, потом грудь и, наконец, воздух идёт к ключицам - в самые удалённые отделы лёгких. Задержите дыхание на 2–4 секунды, неспешно выдохните, приводя руки в начальное положение. Выполните 3–5 повторов.

Серия тренировочных упражнений:

  1. Встаньте прямо, медленно вдохните через нос. Выдыхайте малыми прерывистыми порциями. Важно, чтобы выдох был форсированным, нужно задействовать вспомогательные дыхательные мышцы - диафрагму и пресс. Выполните 3 раза по 5 сетов за день.
  2. Встаньте прямо, вдохните глубоко носом, подняв руки выше головы. На выдохе сделайте наклон вперёд. Расслабьтесь и верните руки в начальное положение, произнеся в этот момент звук «ха». Выполните 3–5 повторов.
  3. Звуковая вибрация. Вдохните носом, произнося на выдохе длинное «и-и-и». Выполните 3–5 подходов.

Йоги считают, что эти упражнения очищают внутренние органы, дают ощущение лёгкости. Звуковую вибрацию выполняют один раз в сутки. Регулярность занятий - залог успеха!

Основы йогатерапии - видео

Метод Стрельниковой

Эта методика успешно используется в лечении недугов дыхательной системы десятки лет. Известный врач хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала:

Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой построена на освоении глубокого дыхания - «дыхания в спину». Все упражнения заключаются в сочетании резкого, форсированного вдоха через нос, совмещённого с определённым движением, и пассивного выдоха.

Предпочтительней начинать выполнять упражнения с врачом лечебной физкультуры или пульмонологом, но можно попробовать и самостоятельно, с помощью подробных инструкций и видеоуроков.

Основной комплекс упражнений

  1. Упражнение «Ладошки» . Встаньте прямо, согните руки в локтях и поднимите - параллельно грудной клетке. Кулаки разжаты, ладони расположены от себя. Сделайте четыре быстрых, форсированных, громких выдоха носом, при каждом сжимая ладони в кулаки. Расслабьтесь и опустите руки, передохните 3–4 секунды. Сделайте 6 подходов. Сначала вы можете ощутить незначительное головокружение - это нормально и достаточно быстро пройдёт. Если дискомфорт сохраняется, делайте упражнение сидя.
  2. Упражнение «Погончики». Начальное положение стоя, ноги на ширине плеч, пальцы сжаты в кулаки, расположены на пояснице. Сделайте быстрый, форсированный вдох через нос, выпрямите руки, разжав и растопырив пальцы, как бы бросая что-то вниз. На выдохе вернитесь в начальное положение. Выполните 8 раз, 12 повторов.
  3. Упражнение «Обними плечи». Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук сложены одна на другую, как сидя за партой, расположены на уровне плеч. Резко вдохните через нос, положив кисти рук на область плечевых суставов, голову немного отклоните назад. Задержите дыхание на 3–4 секунды, затем пассивно выдохните ртом.
  4. Упражнение «Вдох-выдох». Это упражнение наиболее эффективно для профилактики приступов. Встаньте прямо, немного наклонясь вперёд, подбородок прижмите к груди. Сделайте короткий, резкий вдох через нос, слегка распрямитесь, но не до конца - выдох. Делайте столько подходов «вдох-выдох», сколько вам позволяет ваше состояние. Между подходами делайте паузы по 3–5 секунд.
  5. Упражнение «Шаги» Начальное положения - стоя, ноги на ширине плеч. Согните левую ногу в коленном суставе, подняв её вверх, на уровень живота, носочки тянем к полу. При этом слегка присядьте на правой ноге. Сделайте форсированный вдох носом. Выдохните - верните ноги в начальное положение. Выполните упражнение с правой ногой.
    Не забывайте слегка приседать на одной ноге, чтобы другая нога, легко поднималась на уровень живота. Выполняйте по 8 подходов. При необходимости можно делать перерыв между подходами 8–10 секунд. Если присутствует травма ног, тромбофлебит сосудов нижних конечностей, упражнение выполняется сидя, после консультации сосудистого хирурга.

Дыхательна гимнастика Стрельниковой - видео

Система Бутейко

Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь - происходят из-за гипервентиляции организма. При глубоком вдохе концентрация кислорода не увеличивается, но уменьшается концентрация углекислого газа. Недостаток CO 2 приводит к спазму гладкой мускулатуры бронхов, сосудов, кишечника, желчевыводящих путей. Из-за спазма к органам и тканям поступает меньше крови, соответственно, кислорода тоже меньше. Запускается порочный круг - развивается хроническое кислородное голодание.

Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами - уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ. Для достижения результатов больному придётся преодолеть немало трудностей. Вначале это может быть незначительный дискомфорт, ощущение нехватки воздуха, снижение аппетита. На более продвинутых этапах может появляться полное отвращение к занятиям, резкое похудение, рвота, боли в суставах, носовые кровотечения. Всё это говорит лишь о том, что вы на верном пути.

Цель занятий: научиться правильному поверхностному дыханию. На вдох вы должны затрачивать не более трёх секунд, на выдох - не более четырёх. Пауза между ними 3–5 секунд.

Основные упражнения:

  1. Поверхностное дыхание «верхушками» лёгких: вдох, выдох, пауза по пять секунд, 10 подходов.
  2. Дыхание диафрагмой и грудью: вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза - 5 секунд, 10 подходов
  3. Массаж кончиками пальцев рефлексогенных точек носа на высоте задержки дыхания. 1 подход.
  4. Дыхание правой, потом левой ноздрей. 10 подходов.
  5. Вдох и выдох по 7,5 секунд, пауза - 5 секунд, на вдохе - живот втянуть, на выдохе - выпятить вперёд. 10 подходов.
  6. Глубокая вентиляция лёгких - 12 предельно глубоких вдохов за 60 секунд (по 5 секунд на каждый). По окончании нужно сделайте максимальную задержку дыхания на полном выдохе (1 раз).
  7. Редкое дыхание (по уровням):

      Первый уровень. За 60 секунд: вдох, выдох, перерывы по 5 секунд (четыре подхода в минуту).

      Второй уровень. За 120 секунд: вдох - 5 секунд, пауза - 5 секунд, выдох - 5 секунд, перерыв - 5 секунд (три подхода в минуту).

      Третий уровень. За 180 секунд: вдох - 7,5 секунд, перерыв - 5 секунд, выдох - 7,5 секунд, перерыв - 5 секунд (два подхода в минуту).

      Четвёртый уровень. За 240 секунд: вдох - перерыв - выдох - перерыв - все по 10 секунд (конечная цель - одно дыхание в минуту).

  8. Двойная задержка дыхания. Наибольший период без дыхания на выдохе, потом на вдохе. (1 подход).
  9. Наибольший период без дыхания в положении сидя (4–10 подходов).
  10. Наибольший период без дыхания при ходьбе на месте (5–10 подходов).
  11. Наибольший период без дыхания при приседаниях (5–10 подходов).
  12. Поверхностное дыхание (5–10 минут).

Сделав упражнения, следует принять комфортное положение, расслабиться, выполнять грудное дыхание, с каждым разом уменьшая амплитуду дыхательных движений, пока дыхание не станет незаметным.

Выполнение упражнений по Бутейко - видео

Особенности занятий для детей

Специалисты считают, что раннее начало занятий и маленький возраст ребёнка дают большие больше шансы на успех.

ЛФК и дыхательная гимнастика разрешены с трёх лет и имеют такие же противопоказания, что и для людей постарше. Упражнения подобны упражнениям для взрослых, только проводятся с ребёнком в форме игры.

Желательно, чтобы первый раз упражнения ребёнок осваивал вместе с врачом лечебной физкультуры, в присутствии родителей. Дома вы будете точно знать, как правильно выполнить то или иное упражнение. Основной задачей является научить дышать ребёнка через нос, освоить задержку дыхания, преодолеть неприятные ощущения при гипоксии на начальных этапах занятий.

Важно: не спешите! Постепенность и позитивный настрой - залог вашего успеха. В среднем на освоение комплекса упражнений с малышом уходит около полутора месяцев.

Подводя итоги, скажем, что бронхиальная астма не приговор. Всё зависит только от вас - от вашего желания быть здоровым, от вашей настойчивости и, конечно же, веры в себя. Соблюдение всех этих условий непременно поможет побороть грозный недуг. Будьте здоровы!

Дыхательная гимнастика — это эффективный способ естественного оздоровления. В дыхательной гимнастике главное — правильно дышать. Телесные движения усиливают действие дыхания и являются дополнительными факторами оздоровления.

Какие существуют лечебные дыхательные гимнастики? На чём основывается их эффективность? И какая гимнастика лучше других укрепляет лёгкие, голос и иммунитет человека?

Действие дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения оказывают следующее действие:

  • нормализуют вентиляцию лёгких;
  • нормализуют дыхание через нос;
  • налаживают газообмен между альвеолами и кровью;
  • настраивают работу сердца;
  • очищают кровь и лимфу от микробной флоры;
  • останавливают частные простудные и лёгочные заболевания (насморк, гайморит, бронхит).

Виды дыхательных гимнастик

История дыхательных упражнений уходит вглубь тысячелетий. Дыхательные упражнения для лечения бронхитов и лёгочных воспалений использовали в китайской медицине, индийской йоге, славянских системах оздоровления. При этом методики разных народов отводили дыханию главную терапевтическую роль.

Современная йога рекомендует определённый вид вдохов и выдохов для каждого упражнения. Официальная медицина использует надувание воздушных шариков для профилактики пролежней. Система Белояр отводит дыханию главную роль в коррекции психики, поведения и привычек.

Йога

В «практиках» (упражнениях) системы йоги дыханию отводится определяющая роль. Наиболее известны для широкого круга людей следующие способы дыхания из йоги:

  • Полное — воздух наполняет последовательно верхнюю, среднюю и затем нижнюю часть лёгких (профилактика инфекционных бронхитов).
  • Очищающее — вдох сопровождается несколькими сильными выдохами через полузакрытый рот, до полного поднятия диафрагмы.
  • Пранаяма — вдох через левую ноздрю и выдох через правую (успокаивает психику).

Методика Бутейко

Эта лечебная гимнастика использует поверхностное дыхание, задержку воздуха, замедление дыхательного ритма до 6-8 раз в минуту. Главный девиз дыхательной физкультуры доктора Бутейко — «меньше дышать». Теория Бутейко основывается на том, что глубокий вдох формирует низкий уровень углекислоты в крови, что вызывает спазмы в бронхах и в сердце, астматические бронхиты и сердечные приступы.

Психотерапия

Ряд методов психотерапии использует дыхание в качестве инструмента для снятия спазмов и зажимов. К таким методикам относится ребёфинг, холотропное дыхание. Холотропная терапия использует сильные глубокие вдохи для запуска очищающих процессов в теле и психике человека.

Гимнастика Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой существует больше 50-ти лет. Упражнения были разработаны учительницей вокала. Она использовала их для укрепления и развития голосовых связок. Неожиданным эффектом дыхательной физкультуры Стрельниковой оказалась способность гимнастики лечить сердечные приступы, простудные заболевания.

Для Вас: Массаж и специальная гимнастика для нормализации внутричерепного давления

Сегодня гимнастика Стрельниковой помогает людям справиться с рядом недугов:

  • Хронические заболевания носоглотки (ринит, гайморит).
  • Хронические заболевания лёгких (бронхит, обструктивный бронхит, астма, пневмония).
  • Неврологические заболевания (заикание, стресс, энурез, головные боли).
  • Болезни сердца.
  • Деформации костно-связочного аппарата (искривления, сколиозы, кифозы).
  • Низкий иммунитет.
  • Болезни голосового аппарата.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой основывается на резких вдохах («шмыганьях»). При «шмыганье» вдох должен быть настолько резким, что ноздри на секунду «слипаются» и закрывают носовой проход. При вдохе лечи не должны подниматься, их надо сознательно опускать вниз.

Базовыми упражнениями дыхательной методики Стрельниковой являются следующие:

  • Ладошки — резкие вдохи с одновременным сжатием кулаков.
  • Погончики — резкие вдохи с опусканием рук вдоль туловища.
  • Насос — резкие вдохи с наклонами вперёд.

Упражнения Стрельниковой выполняются сериями (20 подходов по 8 вдохов). В дыхательной физкультуре Стрельниковой активно двигаются все части тела: туловище, руки, ноги, шея, плечи.

Что тренируется при дыхательных упражнениях?

Традиционная лечебная физкультура тренирует мышечный корсет тела человека. Дыхательная гимнастика также тренирует мышцы — те, которые связаны с дыханием:

  • Диафрагму (дыхательный мускул).
  • Мускулатуру бронхов (вследствие её тренировки усиливается секреторная деятельность — выделяется мокрота, усиливается откашливание при бронхите или воспалении).

Также тренируется способность тканей усваивать кислород.

Полное и поверхностное дыхание

Существуют четыре основных типов дыхания:

Новорождённый ребёнок дышит полным дыханием. С возрастом у многих людей появляется поверхностное дыхание. В цивилизованном обществе, где много этических правил, поверхностное дыхание становится нормой благодаря сдерживанию себя в рамках приличий. При поверхностном дыхании человек часто простывает, болеет бронхитами и воспалениями.

Лечиться можно не только лекарствами, но и другими способами: ароматерапия, самовнушение, цветотерапия. С помощью дыхательных упражнений человек может повлиять на свой организм, оздоравливая его.

Дыхательную гимнастику широко применяют китайские и индийские йоги, так как упражнения достаточно простые для каждого, было бы желание.

Упражнения дыхательной гимнастики достаточно эффективные, но выполнять их нужно правильно, чтобы получить желаемый эффект.

Особенно интересна методика, которая называется импульсно-сенсорная тренировка. Она была разработана в восьмидесятые годы и стала очень популярной из-за простоты и эффективности. Поэтому я решила познакомить вас, уважаемые читатели, с лечебными упражнениями дыхательной гимнастики.

Суть методики - направленное дыхание. Когда делаете вдох и выдох нужно мысленно представлять куда, в какую область тела происходит вдох, а в какую область - выдох. Нужно научиться представлять все ярко и отчетливо, не отвлекаться. Нужно сосредотачиваться только на вдохе и выдохе. Дышим где то 5 10 минут.

Упражнения очень удобны, так как специальных условий не требуется.

Благодаря упражнениям дыхательной гимнастики можно избавиться от:

  • боли в пояснице;
  • головных болей;
  • болях в сердце.

При головной боли делаем вдох через все тело или через нос, а выдох через участок боли. Если все делать правильно появится легкость, боль уменьшится. Это упражнение улучшает сон, снимает напряжение, Стресс, беспокойство.

При хроническом колите выполняем следующие упражнения.

  1. Вдох через правый бок живота, выдыхаем через левый бок или наоборот. Мысленно раскачиваем кишечник как качели из стороны в сторону, воображаемым потоком воздуха вдыхаемого и выдыхаемого.
  2. Следующее упражнение: вдох - через переднюю стенку живота, выдох через живот в поясничную зону спины. Активизируются моторика кишечника, появляется чувство тепла. Это упражнения хорошо помогает также при поясничных болях.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

При боли в поясничной области предлагается упражнение: вдох через нос, выдох по всему позвоночнику в зону поясницы.

Если болит живот, язва двенадцатиперстной кишки поможет упражнение: делаем вдох через нос,а выдох в участок боли. Также очень хорошее упражнение при стрессах депрессия, сложных жизненных ситуациях, эмоциональных напряжениях. Выполняйте такое упражнение после рабочего дня, перед сном.

При боли в печени или правом подреберье вдыхаем через область боли, выдыхаем через нос. Улучшается кровообращение в печени, исчезают застойные явления. Если делать упражнения на оборот, то есть выдыхать в зону печени, то боль только усилиться,имейте это ввиду.

При болях в сердце стенокардии нужно выполнять сразу три упражнения.

  1. Вдох через переднюю стенку живота, а выдох в зону сердца.
  2. Вдох через левую подлопаточную область, выдох в зону сердца. При этом воображаемый поток выдыхаемого воздуха мысленно закручиваем спиралью в сердце.
  3. Вдох через кисть левой руки вверх до плеча, выдох в сердце. Эти упражнения будут эффективнее если поверхность части тела через которую выполняется вдох будет теплой. Например кисть левой руки можно опустить в теплую воду.

Для ускорения заживления ран, когда делаете выдох, сконцентрируйтесь на ране.

Чтобы повысить иммунитет делаем вдох через нос, а выдох - в кисти рук. Такое же упражнение уменьшит кровотечение при небольших порезах.

Упражнение дыхательной гимнастики «дыхание костями»

Еще интересное упражнение дыхательной гимнастики дыхание костями.

Оно направлено на саморегулирование всех органов и систем. Лежим на спине, успокаиваемся, дышим полным дыханием. Сначала воздухом наполняем нижнюю часть легких, живот вперед. Расширяется грудная клетка, воздух наполняет среднюю часть легких, поднимаются ключицы и воздух наполняет верхнюю часть легких. При этом живот втягивается.

Начинается полный вдох в обратном порядке: живот втягивается, опускаются ребра, плечи и воздух выходит из легких через нос. Все движения делаются очень плавно.

Дыхание костями начинаем с левой руки. Внимание сосредотачиваем на левой руке, делаем плавный очень медленный вдох, задерживаем дыхание на половину времени вдоха и плавно медленно выдыхаем. Нужно представлять, что воздух при выдохе и вдохе проходит через руку. Тоже самое делаем для правой руки, левой и правой ноги, область пупка, солнечного сплетения, затылка, гортани.

Упражнения дыхательной гимнастики от простуды

Дыхательные упражнения от простуды. Не сложные упражнения защитят вас от простуды и гриппа. Выполняйте медленно, не торопитесь. Если нос заложен, промойте сначала с соляным раствором.

  1. Делайте вдох ртом, затем толчками выдыхайте через нос.
  2. Вдох через нос и выдох как обычно через сжатые губы.
  3. Одну ноздрю зажать указательным пальцем, другой вдох и вдыхаем и выдыхаем как обычно. То же самое другой ноздрей.
  4. Вдох одной ноздрей, другая закрыта, выдох другой.
  5. Сомкните губы, надуйте щеки, медленно очень выпускайте воздух через сомкнутые губы, помогая ладошками. Повторяйте дыхание, делая вдох через нос.
  6. Вдох носом, на выдохе медленно проговариваем звук М.

Все упражнения выполняются 5 раз.

Как видите упражнения дыхательной гимнастики достаточно простые, главное освоить технику выполнения и попробовать вылечить боль без лекарств.

С уважением Ольга.