В чем секрет энергии Шакти? Что говорят тантра и йога о роли женщины.

Человеку нужны обе составляющие - и Сознание (Шива) и Энергия (Шакти). Шива (санскр.शिव, śiva, «благой», «милостивый») символизирует сознание - мужской принцип. Шакти (санскр.शक्ति śakti - мощь, сила) олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.

«Шива без Шакти есть шава (труп)». К этому часто забывают добавить, что Шакти без Шивы это безумная, не приложенная ни к чему и не центрированная сила, часто саморазрушительная.
Шива сказал: «О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе». Гуптасадхана-тантра 5.10-17)
Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Шакти - это трансформация, изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность.

Среди различных атрибутов чакр мы встретимся с двумя особенно важными символами. Это божества Шива и Шакти .

Уджвала Ниламани (Ujjvala Niilamani) - ОМ НАМАХ ШИВАЯ
  • Шива символизирует сознание - мужской принцип.
  • Шакти олицетворяет женский принцип - активную силу и энергию.
  • Там, где сила становится активной и где есть энергия, работает Шакти.
  • Другие названия этих первичных принципов - пуруша и пракрити ;

Обычно Господа Шиву изображают с трезубцем. Он символизирует триаду «Ишвара - пуруша - пракрити» (Бог, «Я» и Природа).

Ишвара - это вездесущий, вечный, не имеющий формы божественный принцип; пуруша - это атма, а пракрити - это проявленное бытие, природа. Для объяснения их взаимосвязи можно использовать электрический свет. Электрический ток, который является источником света, - это ишвара, свет - пуруша, а освещаемый объект - пракрити.

Пуруша - это сознание, а пракрити - природа.

Шакти (или пракрити) - это энергия, сила, движение, изменчивость, природа. Это материнское начало - кормящее, изобильное. В царстве людей, как и в царстве животных, мать дает пищу, тепло и защиту. Не существует большей любви, чем материнская. Мать вынашивает и вскармливает дитя в своем собственном теле. Когда ребенок появляется на свет, она кормит его своим молоком и самоотверженно заботится о нем, пока тот не сможет обходиться без нее.

Шива (или пуруша) - это чистое сознание, никогда не изменяющийся, ничем не ограниченный, беспристрастный наблюдатель. Пуруша вообще не подвержен никаким желаниям: они существуют лишь в пракрити. Пуруша - это пустой, чистый экран, на котором пракрити показывает свой цветной фильм.

Шива и Шакти выступают как проявление неделимого божественного сознания, как разные стороны одной монеты. На традиционных индийских иконах эти две первозданные силы изображаются как божество, у которого одна половина тела и головы женская, а другая мужская.

Левая половина - Божественная Мать, Парвати, «женская» энергия, а правая - Шива, «мужское» сознание.

В начале творения посредством разделения изначального принципа проявилась дуальность нашего бытия. Но одновременно возникла и мощная сила постоянного стремления к воссоединению разделенных половин.

Только при слиянии Шивы и Шакти становятся возможными действие, движение и созидание. Пока энергия не оплодотворится сознанием, она лишена знания, структуры, цели, она «слепа». Сама по себе энергия не способна созидать; это сознание придает ей содержание, форму и направление движения. И наоборот, сознание без энергии - это сила, находящаяся в состоянии покоя, сила спящая, которая сама по себе не способна стать толчком к чему-либо. Как пракрити не может действовать без пуруши, так и пуруша без пракрити не способен к созданию чего-либо.

Шива и Шакти присутствуют в нас как мужское и женское начала

Значение Шивы и Шакти понимается неверно, когда на них смотрят как на «мужчину» и «женщину», а их союз рассматривается в свете сексуальных отношений. Сексуальность - это совершенно естественное, природное влечение; неправильное понимание возникает тогда, когда сексуальность путают с духовностью.

  • Сексуальность - это союз мужчины и женщины.
  • Духовность - это союз человеческого сознания и Божественного Сознания.

На физическом уровне их взаимодействие выражается как сексуальное влечение. В мужчине существует тяга к женским качествам, а в женщине - к мужским. Благодаря этому мужское сознание притягивается женским, и наоборот. Если оба находятся в уравновешенном состоянии, то влечение к противоположному полу отсутствует. Если же в мужчине преобладает сила влечения к мужскому началу или в женщине - к женскому, это выражается в том, что они предпочитают гомосексуальные связи.

Шива обитает в сахасрара- чакре, а Шакти - в муладхара- чакре.

Когда пракрити и пуруша соединяются в сахасраре чакре, знание, знающий и объект познания становятся единым.

При переживании этого опыта в нас больше не остаётся никаких желаний, потому что мы с абсолютной ясностью понимаем: все, к чему мы когда-либо стремились, содержится в нас самих. Такое состояние абсолютной осознанности лишено полярности, и, следовательно, в нем больше нет места для печали; оно наполнено лишь непреходящей радостью, безусловной любовью, безграничным состраданием и совершенным пониманием всех живых существ.

Поскольку сознание привязано к физическому телу, оно не может постоянно находиться в сахасрара-чакре и возвращается к месту обитания атмы в сердечном центре (анахата-чакре). Мысли, чувства и действия Реализованного человека всегда идут от сердца. Погруженный в переживание чувства непреходящей любви и непрестанного счастья, он всегда осознает бессмертную атму, этот океан блаженства, и его сознание навсегда соединяется с Божественным Сознанием.

  • Шакти - это материнская любовь Бога, которая окружает нас теплом, заботой и защитой.
  • Шива - это отцовская любовь Бога, которая дает нам осознанность, ясность и знание.

Я желаю вам благословений Божественной Матери, которая живет внутри вас как энергия и жизненная сила, и Божественного Отца, обитающего в вас как сознание и знание. Да пребудет с вами всегда их забота, защита и руководство, и в своей бесконечной любви да ведут они вас к Космическому Сознанию!

Отрывок из книги: Парамханс Свами
«Скрытые силы человека: Чакры и кундалини» Махешварананда»

Свами Махешварананда - один из самых знаменитых современных учителей йоги, автор системы «Йога в повседневной жизни». В этом труде содержатся глубокие прозрения в механизм действия энергетических центров и скрытых в нас сил, определяющих нашу судьбу. Свамиджи учит нас искать не вовне, а внутри самих себя. Он не просто передает нам теоретические познания, а побуждает нас к тому, чтобы божественная реальность стала нашим личным опытом. Его наставления указывают нам путь к освобождению из круговорота смертей и новых воплощений.

Стремится быть яркой, запоминающейся, привлекая к себе тем самым восхищенные взгляды окружающих. Но, как показывает практика, не найдя в себе творческую силу Шакти, раскрыться полностью, почувствовать свое внутреннее могущество и гармонично взаимодействовать с миром не так просто. Как поймать эту волну женской мудрости и лучших качеств, что это даст и с чего начинать - обо всем этом вы узнаете далее из статьи.

Понятие Шакти

В религиоведческих энциклопедиях и толковых словарях термин «Шакти» очень многозначный. Им называют вселенскую Божественную которая является творящим могуществом океана Это богиня, мать, символизирующая мир, семейную благодать, животворящий поток человеческих возможностей.

Знаете ли вы? Индусы глубоко убеждены, что в человеческом теле воедино сливаются пять стихий: вода, огонь, воздух, земля, эфир. После смерти они должны снова попасть в природу. Исходя из таких убеждений в Индии принято кремировать тела усопших .

В некоторых источниках шакти трактуется как сама Природа, женское начало и принципы, которые заложены в космосе. Это мужское вдохновение. Именно разные его формы и проявляются в достижении устремленности к чему-то новому, . Этот мужской стимул во внутреннем мире слабого пола заключается в возможности наполнении себя самой и своей второй половинки. А внешняя сторона шактизма выражается в осознанном деторождении, воспитании нового поколения, создании домашнего уюта и тепла.

В узком понимании Шакти - это жена бога Шивы в индуизме. С течением времени это понятие трансформировалось и обобщило всю женскую энергию. Сегодня шакти - это еще и партнерша практикующего йогу мужчины.

Характерно, что каждое божество «вечной религии» в Индии имеют свою шакти, или, как ее еще называют, деви. Только вместе они олицетворяют Силу, Энергию.

Знаете ли вы? Религиоведы насчитали около восьми с половиной миллионов богов и богинь в индуизме. В какое божество верить, каждый выбирает сам.

Шакти и Шива - половинки одного целого

Шива, помимо Вишну и Брахмы, является одним из главенствующих богов индуистского пантеона. Он символизирует мужские космические начала и высшее человеческое . Это божество не может быть совершенным без своей Шакти. Вместе они находятся в бесконечном тесном слиянии, являя тем самым параллельные, но разные, аспекты единой реальности.

Эти два противоположных начала дополняют друг друга, служат наполнением и вдохновением. Ведь не зря же говорят, что Шакти пока на нее смотрит Шива.

Во многих источниках попадаются изображения одного божества, разделенного на две половины. Одна из них - это Шива, а другая - Шакти. Также встречаются картинки, где Шива сидит в а Шакти присела у его ног и познает от мужа секреты тантры. В Тарапите, что расположен в 200 километрах от Мунгера, можно увидеть изображение, где Шакти кормит грудью Шиву либо разъяренную Кали, под ногой которой лежит Шива.

Подобные взаимоотношения между этими двумя началами, по мнению культурологов, передают разные этапы в человеческой эволюции и пробуждении Сознания.

Знаете ли вы? Индуистская религия очень почитает животных. Так, все главенствующие боги этого верования всегда изображались с каким-то из своих покровителей: Шива - со змеей на шее, Вишну - верхом на льве, Ганеша - со слоновьим хоботом, а Хануман - в виде обезьяны.

Философы говорят о трех стадиях женского пробуждения, что подтверждается на приведенных выше рисунках. Сначала Шакти была ученицей, а Шива выступал в роли ее гуру. Но со временем эта взаимосвязь трансформировалась в равнозначную . В итоге два божества объединило одно тело, дух, идея. А на конечном этапе этих перевоплощений Шакти заняла главенствующую позицию, подчинив себе Шиву и все мужское начало.

Шакти как начальная сила мироздания

В восточном мире женщине как хранительнице домашнего очага отводится важнейшая роль. Ее значение над превозносит и . Это вовсе не является поводом трактовать подобную позицию в социальном значении. Речь идет о духовном развитии человека. Но в нынешней цивилизации современные культуры частично утратили истинную . И чтобы возобновить ее былое положение, понадобится в корне пересмотреть все мировоззрение людей.


В этом смысле Шакти предстает в образе богини любви и пробуждающей внутренний потенциал силы. Наверное, поэтому в сознании женщин эти процессы происходят намного быстрее и легче, чем у мужчин.

Важно! В отношениях между мужчинами и женщинами принципы взаимосвязи Шивы и Шакти отображаются в том, что слабый пол всегда выступает в роли инициатора, а сильный берет на себя лишь соучастие. Если мужчине все-таки удалось достичь вершин своего сознания, то без женской помощи он не сумеет донести это до окружающих.

Сильный пол неспособен вынести из своих глубин глубокие переживания. К тому же, как утверждают психологи, у женщины энергия шакти делает их ранимыми, восприимчивыми, а психическая суть предрасполагает к духовному сознанию. Внешне это выражается интересом к всему нежному и прекрасному, а также в сострадании к беззащитным индивидуумам.

Шиваиты в одинаковой мере поклоняются и Шакти. Ведь ее считают главным переносчиком энергии, а мужчина является всего лишь средой. Подобное убеждение вполне объясняет, почему в Индии существует 64 храма, которые посвящены отдельному аспекту женской энергии.

Она проявляется в разных формах, называемых индуистами раджараджешвари. Например:

Важно! На первых этапах самосовершенствования эффективными будут инструменты хатха-йоги. На этом пути следует двигаться начиная с шести очистительных действий (шаткармы). Только когда вы начнете очищать свое тело, начнется разгрузка сознания, в первую очередь это проявится снятием психоэмоциональных блокировок.

Приближаясь к повседневным реалиям, специалисты советуют перенести историю Шивы и Шакти на свое мировоззрение и через эту призму трансформировать свое сознание. На первый взгляд это кажется неподъемной глыбой. Да, трудно всегда там, где нужно много работать над собой.

Для того чтобы прочувствовать все полноту своей энергии, которая заложена изначальной силой мироздания, нужно избавиться от плохих воспоминаний, обид и даже ментальной «грязи». В результате на смену привычных шаблонов придут новые модели поведения и взаимодействия с окружающей средой.


Когда в женщине пробуждается ее Шакти, приходит понимание своего истинного назначения в жизни, себя, своих потребностей и желаний. Только такая представительница прекрасного пола сможет пройти все этапы эволюции сознания, и ее танец будет длиться, даже когда Шива перестанет смотреть. Это уже самодостаточная, независимая и сильная женщина, которая может как разрушать, так и творить. Не зря же говорят, что мужчина может покорить мир одной рукой, а женщина - одним своим взглядом.

Важно! Работать над собой помогут асаны и дыхательные практики. Таким образом вы научитесь понимать и взаимодействовать со своим телом, любить его таким, какое оно есть на данный момент. Также эти методы помогут излечиться от множества заболеваний .

Когда вы освоите все вышеуказанные инструменты и вам откроется женская мудрость и сила Шакти, жизнь станет расцветет и будет полна смысла. Ощущение высшей придет только через раскрытие женской природы.

Уважаемые обитатели и гости Вайкунхи Ру! Огромная просьба в обсуждении любых, даже спорных вопросов - не "переходить на личности" . Некоторым может казаться, что обширные познания и супер-крутая инициация у супер-крутого Гуру позволяют неуважительно относиться к собеседнику. Но это не так. Ещё Кришна в Бхагавад Гите сказал: "Мудрый видит одно и то же и в собаке и в слоне и брахмане, наделённом смирением и учёностью, и в поедателе собак". Будьте мудрее! На всё - Воля Единого Господа!

Внимание! Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам.
Если Вы претендуете на авторство
и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Добавить Топик/Блог

Популярные блоги ↓

Рейтинг
Ведическое наследие. 14.62
Устраняем границы (Нет сектантству!) 12.70
Мантры, Баджаны MP3 10.15
Ом Нама Шивая! 9.17
Притчи 7.77
Боготворения (Стихи о Боге и...) 6.83
Буддизм 6.02
Ганеша 5.90
Аватары и Экспансии Бога 5.65
Мантра Йога 5.61
Шива-Лингам 5.38
Шиваиты (Шайвы) 5.30
Обсудим? 5.29
Ответы на вопросы 4.75
Харе Кришна 4.65
Блог искренних путешествий 4.22
Ведическая Астрология 4.19
Гуру, Духовные Учителя 3.92
Блог Kalki 3.73
А-двайта 3.64

Тантра и Шактизм → Единство Шивы и Шакти

Ольшевский А. П.

ТРАДИЦИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ШАКТИЗМА

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется „шакти“. Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе - ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами)».

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:
Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти - Брахма, крия-шакти - Джанардана (Вишну), иччха-шакти - Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.

В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа - шабда-брахма, состоящий из букв от „а“ до „кша“, который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от „а“ до „кша“ есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та). Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от „а“ до „кша“, порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог „пра“ означает главную причину творения; процесс творения называется „крити“, поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее „Пракрити“».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:
Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини
(Шактисангама-тантра)

Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша - мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

Продолжение в комментариях ниже.

Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний - брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

В «Нируттара-Тантре» * сказано:

...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

В Гайатри-Тантре* говорится:

...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее - и с Шивой.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» - «иметь силу, быть способным».

Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

Однако Тантрические образы не следует понимать буально - здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

«четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

Турийа - «четвертое», трансцендентное состояние;

Сушупти - бессознательное состояние;

Свапна - сон со сновидениями; и

Джаграт - бодрствование.

Четыре руки - символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

Паравак - высший, невыразимый, причинный урень речи;

Пшийапти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

Вайккари - собственно речь, произносимая органами;

Чадхйама - средний, промежуточный уровень.

«играющая языком» - очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она - «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

«облаченная в стороны света», «обнаженная» (дигамбари), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

«безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави ) - символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

Смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

«стоящая на трупе» - под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали - «Благой Кали». Шива в образе трупа - шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали - динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти - труп», таково тантрическое учение.

«украшенная гирляндой из черепов» - символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

«человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера (нарамунди ) - символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания.

Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

«меч» (кадга) - символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане (см. дальше), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

«лотос» (падма ) - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

«жест благословения» - (варадамудра) - поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

...«Ом! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами!

Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум!

Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

О, Калика! Ужасная, Скалящаяся! Любящая кровь! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!

Моих врагов: Пожри! Пожри! Убей! Убей! Умертви! Умертви! Рассеки! Рассеки! Разорви! Разорви! Изгони! Изгони! Удали! Удали! Иссуши! Иссуши! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо!».

«темная, как лепестки синего лотоса »: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша*).

О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

...«Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать - она совсем не черная.

Акаша (эфир), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца - кажется черным.

Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

Разве моя Божественная Мать черна?

О, ум, что говоришь ты?

Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

Природа Шивы

Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой - палицу, на которой остались остатки головы.

В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара (Великий Господь), Махабхаава (Беспощадный, Владыка Смерти), Рудра (Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать), Ишана (Ужасный), он карающий людей, творящий Высший Суд.

Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила («Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную).

«Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он - душа всего.

Он - всепроникающ и наполняет Собой все.

В связи с ним говорят о нерожденности.

О Нем говорят как о Вечном».

«Кайвалья-Упанишада» * говорит:

«Я меньше малого и подобен Великому.

Я - весь этот многообразный мир.

Я - древний.

Я - Пуруша*.

Я - Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

«Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело - синее, как вечернее небо.

Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

Он держит капалу* в своих руках.

Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

Он обнажен, но неодолим.

Он принимает облик скелета.

Он наставник духов и повелитель всех демониц.

Он - нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

Он тощий и глаза его желтого цвета.

Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

Как величайший воин,

Он дарует и владение и власть.

Он - Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

Он - проявление Бога Шивы и живет во мраке.

Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

Он податель всех богатств.

Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

Он - защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

«Ниларудра-Упанишада» * говорит:

Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

Люди! Смотрите на Него - с синей шеей, темнокрасного.

Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

Да будет слава Твоему блеску!

Да будет слава Твоему духу!

Да будет слава Твоим рукам!

И также - слава твоей стреле.

Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом - всем милостиво дай нам жить!

Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор!

Toт, кто темный, красноваторичневый, а также - рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре - поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов - Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца - производить потомство.

Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место!».

Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

О, повелитель полубогов! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману (прародитель человечества), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала (Всепожирающий, Время), Вамадева и Дхритаврата.

Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.

СВАМИ ВИШВАНАНДА: «Лингам представляет собой три гуны в человеке: саттва, раджас, тамас. Большинство лингамов разделены на три части. В Шива-пуране говорится, что Шакти всегда пребывает с Шивой. Верхняя часть - это Шива, а нижняя часть - это Шакти, относящаяся вместе с Шешей (змеей) к кундалини.

Это совершенная комбинация двух аспектов, которые есть в каждом из нас, мужское и женское начала. Это также день и ночь. Это напоминает нам, что мы не только тело.

Мы - это сознание Бога, которое мы найдём, отдавшись Богу полностью…».

Легенда о браке Шивы и Шакти - одна из самых важных легенд, связанных с празднованием великой ночи - Махашиваратри. История повествует о том, как Бог Шива женился во второй раз на Шакти - своей Божественной супруге. С тех пор день их свадьбы празднуется как Великая Ночь Шивы.

Легенда гласит о том, что однажды, когда Шива и его жена Сати (Шакти) возвращались из ашрама мудреца Агастьи, Они увидели, как Рама в лесу ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении перед Господом Рамой. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему Он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Однако Сати стала сомневаться в словах мужа. Тогда Господь Шива попросил Её, чтобы Она сама пошла к Раме и удостоверилась в правдивости Его слов. Используя свою способность менять формы, Богиня Сати, приняв форму Ситы, появилась перед Рамой.

Господь Рама тут же распознал истинную личность Богини и спросил Её: "Дэви, почему Вы являетесь одна, где ваш муж Шива?" Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но, так как Господь Шива воспринимал форму Ситы, как форму Божественной Матери, то, невольно, статус Сати изменился в Его глазах, когда Шива увидел Ее в форме Ситы. С того времени Шива не смог больше воспринимать Ее как свою жену. Сати была опечалена изменением отношения мужа к Ней, но, несмотря на это, оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы. Позже, когда отец Сати - Дакша - организовал яджну, он не стал приглашать на нее Сати и Шиву, поскольку у него были натянутые отношения с зятем, он с самого начала был против союза своей дочери с Господом Шивой. Но Сати очень хотела посетить Яджну, и пошла на нее, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению, Дакша проигнорировал присутствие дочери и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати почувствовала себя оскорбленной и, охваченная глубоким горем, бросилась в огонь яджны, пожертвовав Собой.

Господь Шива, услышав новость о жертвоприношении Сати, очень разгневался. Примчавшись на место трагедии, Он взял тело Сати на руки и стал выполнять Рудра Тандаву - танец разрушения и уничтожил королевство Дакши.

Все были страшно напуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю Вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну разъединил тело Сати на 12 частей и бросил их на Землю. Сказано, что везде, где упали части тела Сати-Шакти, появились Шакти Питхи (святые места). А Господь Шива, став одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи.

Но Сати возродилась вновь как Парвати (второе имя - Ума) в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу для того, чтобы прервать медитацию Шивы, стараясь изо всех сил добиться Его внимания. Зная, что прервать медитацию Шивы будет очень трудно, Парвати попросила помощи у Бога Любви и Страсти - Камадевы. Камадева посоветовал Парвати станцевать перед Шивой,

и когда Парвати танцевала, Камадева выпустил свою Стрелу страсти в Шиву и нарушил Его аскезу. Шива страшно разгневался и, открыв свой третий глаз, сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву. Но позже Парвати предприняла еще более серьезную аскезу, чтобы добиться внимания Шивы. И благодаря своей преданности и верности Господу Шиве, Парвати, наконец-то, удалось склонить Шиву к супружеской жизни.

Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день - союза Господа Шивы и Богини Парвати - с тех пор ежегодно празднуется как Махашиваратри.

ПУСТЬ ЖИЗНИ КРАСОТА ВОССЛАВИТСЯ НАВЕКИ,

БЛАЖЕНСТВО БЫТИЯ - ЕДИНОГО ПЕЧАТЬ!

И ПУСТЬ ПОРЫВ ЛЮБВИ ВОЗВЫСИТ ЧЕЛОВЕКА,

А СЕРДЦЕ ВОЗВЕСТИТ: СПАСЕНИЕ - НАЧАТЬ!

ПУСТЬ СЛАВЫ ТОРЖЕСТВО ЗВУЧИТ, НЕ ИССЯКАЯ,

И СТАНЕТ БОЖЕСТВО ОГНЁМ СЕБЯ ЯВЛЯТЬ,

СНАРУЖИ И ВНУТРИ ВСЕЛЕННУЮ ЛАСКАЯ,

И ГРОМОМ ТИШИНЫ О СЧАСТЬЕ ОБЪЯВЛЯТЬ!

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА К ЕДИНСТВУ УСТРЕМЯТСЯ,

И РАДОСТИ ПОТОК ВЕСЬ МИР ОСВОБОДИТ!

А ИСТИНЫ ГЛАГОЛ ВЕЛИТ СЕРДЦАМ ОБНЯТЬСЯ,

И В ТАИНСТВЕ ЛЮБВИ ВСЕЛЕННУЮ РОДИТ...

Стихи написал Сергей Гладков - Хари Ом