Крийя йога - практика медитации - наука о жизненной силе. Что представляет собой атма крия йога? Основные этапы практики

Учение крийя йоги , столь часто здесь упоминаемое, стало широко известно в современной Индии через посредство Лахири Махасая - гуру моего гуру. Санскритский глагольный корень крийя - кри - делать, действовать и реагировать - тот же, что в слове карма - природном принципе причин и следствий. Крийя йога , таким образом, - это "единение (йога ) с Бесконечным через определенный обряд или определенное действие (крийя )". Йог, следующий с верой ее методу, постепенно освобождается от кармы, или универсальной цепи причинности.

Древние предписания йоги не позволяют мне дать полное разъяснение крийя-йоги на страницах данной книги, предназначенной широкой публики. Подлинной технике следует учиться у крийябана (крийя йога). Здесь же достаточно указания в общих чертах.

Крийя йога - это простой психофизиологический метод, благодаря которому кровь человека освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. Атомы этого избыточного количества кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и спинальные центры. Тормозя процесс образования венозной крови, йог в состоянии затормозить или предотвратить разложение тканей. Развитый йог преобразует свои клетки в чистую энергию. Илия, Иисус, Кабир и другие пророки в прошлом были мастерами в применении крии или какого-то сходного метода, благодаря которому они по своей воле заставляли свое тело материализоваться и дематериализоваться.

Крийя - древнее учение. Лахири Махасая получил его от своего гуру - Бабаджи, вновь открывшего и очистившего эту технику после того, как ее утратили в темные века. Бабаджи назвал ее заново просто крийя йога .

" Крийя йога , которую я даю миру через тебя в этом, девятнадцатом, веке, - сказал Бабаджи Лахири Махасая, - это возрождение того же учения, что тысячелетия назад дал Кришна Арджуне, оно же позже было известно Патанджали и Христу с Его учениками".

Крийя йога дважды упоминается величайшим пророком Индии Господом Кришной в Бхавагадгите . Одна строфа гласит:

Можно жертвовать в пране апану
Иль, напротив, в апане - прану:
Так, дыханий пути преграждая,
Пранаяму аскеты свершаю .

Комментарий этой строфы таков: йог задерживает разложение своего тела пополнением праны (жизненной силы), а отрицательные изменения в теле сдерживаются апаной (выделение), то есть, нейтрализуя разложение и развитие благодаря успокоению сердца, йог научается контролировать жизненные процессы.

Другая строфа Гиты :

Отвратившись от внешних предметов,
Меж бровями свой взор уставив,
Уравняв внутри носа дыханья,
Что зовутся апана и прана ,

Кто без страсти, без страха, без злобы,
Обуздавший мысль, чувства и сердце,
Устремленный лишь к освобожденью,
- Тот молчальник всегда свободе н .

В другой строфе Бхагавадгиты Кришна также рассказывает , что это Он Сам в одной из Своих предыдущих инкарнаций передал непреходящую йогу древнему просветленному, Вивасвату - Вивасват сообщил ее великому законодателю Индии Ману . Мудрый Ману передал эту великую технику Икшваку, основателю индийской династии солнечных воинов. Переходя таким образом от одного к другому, царственная йога хранилась мудрецами - риши до наступления эпохи материализма . Затем из-за скрытности жрецов и безразличия остальной части человечества священные знания постепенно стали недоступными.

" Крийя йога - это инструмент, благодаря которому может быть ускорена эволюция человека, - объяснял ученикам Шри Юктешвар. - Йоги древности открыли, что секрет Космического Сознания тесно связан с господством над дыханием. Это уникальный и бессмертный вклад Индии в сокровищницу мирового знания. Жизненная сила, обычно занятая поддержанием деятельности сердца, может быть освобождена для более высоких видов деятельности методом успокоения и остановки непрестанной потребности в дыхании".

Крийя йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговое, затылочное, грудное, поясничное, крестцовое и копчиковое сплетения), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака - символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты крийя равны году естественного духовного развития.

Астральная система человека с шестью (двенадцать по полярности) внутренними созвездиями, обращающимися вокруг солнца всеведущего духовного ока, связана с физическим солнцем и двенадцатью знаками зодиака. Так на всех людей действует внутренняя и внешняя вселенная. Древние риши открыли, что земная и небесная сфера человека двенадцатилетними циклами толкают его вперед на его естественный путь. Писания утверждают, что человеку требуется миллион лет нормальной безболезненной эволюции, чтобы, усовершенствовав мозг, достичь Космического Сознания.

Над смертью властвуй в жизни быстротечной.
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно .

Интроспекция, или "сидение в молчании", - это ненаучный метод, попытки насильно разъединить разум и чувство, связанные вместе жизненной силой. Созерцательный ум, пытающийся вновь вернуться к божественности, постоянно оттягивается жизненными токами обратно к чувствам. Крийя , управляющая умом, непосредственно через жизненную силу, есть легчайший, эффективнейший и самый научный путь приближения к Бесконечному. В отличие от медленных и ненадежных теологических путей "на волах" к Богу крийя йогу справедливо можно назвать перелетом на "самолете".

Учение йоги базируется на эмпирическом учете всех видов упражнений в концентрации и медитации. Йога дает возможность последователю по своему желанию отключать жизненный ток от пяти "телефонных линий" чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания или подключать его к этим "телефонам". Достигнув этой способности разъединяться с чувствами, йог находит простым по своей воле соединять ум с божественными сферами или с миром материи. Он более не уносится против своей воли жизненной силой обратно в земную сферу буйных чувств и беспокойных мыслей.

На жизнь развитого крийя йога оказывают влияние не следствия прошлых действий, но исключительно указания со стороны души. Таким образом, практикующий избегает медленных эволюционных контролеров хороших или дурных эгоистических действий обычной жизни - медлительных и подобных улитке с сердцем орла.

Высший метод духовной жизни освобождает йога, который, разбив оковы эго, ощущает глубокую атмосферу вездесущности. В отличие от этого рабство естественного образа жизни заключено в унизительной медлительности. Сообразуя жизнь лишь с порядком эволюции, человек не может требовать от природы никакой уступки в сторону ускорения; даже если бы он мог жить, не погрешая против законов физической и психической сущности, ему все же потребовалось бы около миллиона лет маскарада перевоплощений для того, чтобы познать конечное освобождение.

Телескопические методы йоги, освобождая от физических и умственных отождествлений в пользу индивидуальности души, таким образом, вручаются тем, кто с отвращением смотрит на тысячу тысяч лет. Этот круг цифр расширяется для обычного человека, не живущего в гармонии даже с природой, не говоря уже о душе, а следуя вместо этого всяким неестественным усложнениям, нарушая в своем теле и мыслях непорочный здравый смысл природы. Ему может не хватить для освобождения и двух миллионов лет.

Простой человек редко сознает или вовсе не сознает, что тело - это царство, управляемое душой-императором, находящийся на троне черепа с помощниками-регентами в шести центрах позвоночника или сфер сознания. Эта теократия распространяется на толпу послушных подданных - двадцать семь тысяч миллионов клеток, наделенным как бы автоматическим разумом, благодаря чему они выполняют все обязанности развития, изменения и гибели в теле, и пятьдесят миллионов бессознательных мыслей, эмоций и комбинаций чередующихся фаз в сознании человека в течение средней длительности жизни - шестьдесят лет.

Всякий кажущийся бунт в человеческом теле или мозге против души-императора, проявляющийся в виде болезни или неразумности, происходит не вследствие нелояльности среди смущенных субъектов, но вследствие злоупотребления человеком в прошлом или теперь индивидуальностью или свободной волей, данной ему одновременно с душой и вовеки не подлежащей отторжению.

Отождествляя себя с пустым эго, человек принимает как должное, что это именно он думает, желает, чувствует, переваривает пищу и поддерживает в себе жизнь, никогда не признавая в размышлениях (а их было бы достаточно очень немного), что в его обычной жизни он ничто, лишь марионетка прошлых действий (кармы) и природы или окружающей среды. Интеллектуальные реакции, чувства, настроения и привычки каждого человека - лишь следствия прошлых причин этой или предыдущей жизни. Однако его царственная душа выше таких влияний. Отвергая преходящие истины и свободы, крийя йог проходит за пределы всех разочарований в свою освобожденную Сущность. Писания говорят, что человек - это не разлагающееся тело, а бессмертная душа. Благодаря крийя йоге ему дается точный метод доказательства этой истины.

"Внешние ритуалы не разрушают невежества, так как не вступают во взаимное противоречие, - писал Шанкара в его знаменитом "Столетии стихов ". - Лишь осознанное знание разрушает невежество. Знание не может возникнуть иначе чем путем исследования: кто я? как родилась эта вселенная? кто является ее творцом? какова ее материальная причина? К такому типу исследования обращаются". Интеллект не дает ответа на эти вопросы, поэтому риши развили йогу как метод духовного исследования.

Крийя йога - это в действительности "ритуал огня", часто превозносимый в Гите . Йог бросает страстные желания в костер монотеизма, посвященный бесподобному Богу. Это действительно истинно йогическая церемония огня, в которой все прошлые и настоящие желания являются топливом, расходуемым божественной любовью. Высшее пламя принимает жертву всего человеческого безумия, и человек очищается от грязи. Его метафорические кости обнажены от жаждущей плоти, его кармический скелет очищен антисептическим солнцем мудрости. Безобидный перед человеком и Творцом, он, наконец, чист.

Статьи о Крийя Йоге

14. Бхагавадгита 6.46
Современной науке известны необычные терапевтические и омолаживающие эффекты, производимые на тело человека прекращением дыхания. Доктор Эдвин Л.Бэрах (Нью-йоркский медико-хирургический колледж) предложил оригинальный метод лечения заболевания легких так называемым "местным дыханием". Предложенный метод вернул здоровье многим туберкулезным больным. При помощи барокамер пациент получает возможность приостановить дыхание. В Нью-Йорк Таймс от 1 февраля 1941 г. приведено следующее сообщение доктора Бэраха: "Действие прекращения дыхания на центральную нервную систему представляет значительный интерес. Число нервных импульсов к скелетной мускулатуре необычайно уменьшается. Пациент может часами лежать в камере, не двигая руками и не меняя позы. За время приостановки произвольного дыхания даже у пациентов, привыкших выкуривать ежедневно по две пачки сигарет, исчезает желание курить. Во многих случаях такое расслабление приводит к тому, что пациент не нуждается в развлечениях при длительном лежании". В 1951 г. доктор Бэрах публично подтвердил ценность своего метода лечения: "Предоставляется покой не только легким, но также всему телу и, кажется, уму. Сердце, например, урезает работу в три раза. Наши больные переставали волноваться. Никто из них не ощущал утомления".

ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ БЕССМЕРТНЫХ


Крийя – это техника йогической практики. Слово «крийя» означает действие, совершаемое с полным осоз-наванием. Йога (искусство управления ветрами и перед-вижением «капли души» (бинду) в теле). Крийя йога трансформирует ученика на всех планах существования и позволяет реализовывать его наивысшие возможности. Истоки крийя йоги находятся в глубокой древности и связаны с малоизвестной традицией сиддхов (совершенных), которым удалось достичь физического бессмертия. Эта традиция существует уже в течение тысячелетий. К ней принадлежат Патанджали, Нагарджуна, Боганатар (известный также как китайский мудрец Лао-Цзы) и другие великие личности.



Бессмертный Гималайский Йогаватар Бабаджи – принадлежит к этой же традиции и является учеником Агастьяра и Боганатара. Его тело сохраняет вид 16-ти летнего юноши со II века нашей эры.


Глубокие научные исследования показали, что многие мировые религии получили своё начало от древней традиции сиддхов, существовавшей на примыкавшем к Южной Индии континенте Гондвана (Лемурия). Сегодня эта древняя традиция становится нам известной как крийя йога (йога осознанного действия), благодаря Бабаджи, который во II веке н.э. достиг физического бессмертия.


Сила большинства мыслей очень невелика, но при постоянном их повторении она возрастает. На основе повторяющихся мыслей формируются привычки человека, а поведение состоит главным образом из привычек. Личность индивидуума является ни чем иным, как суммой всех его мыслей с уникальным, характерным лишь для него набором симпатий и антипатий. Всё это хранится в подсознательном уме, который в йоге именуется читта. Сущностью йоги как процесса является именно очищение читты. Как говорит Патанджали, «йога читта вритти ниротхана», то есть: «Йога есть устранение вритти (волнений, изменений), присущих подсознательному уму».


Крийя йога Бабаджи состоит из серии приёмов, которые могут быть сгруппированы в пять категорий, соответствующим пяти телам, которыми мы наделены:


- крийя хатха-йога — физическое тело;


- крийя кундалини-пранаяма — витальное тело;


- крийя дхьяна-йога — ментальное тело;


- крийя мантра-йога — интеллектуальное тело;

- крийя бхакти-йога — духовное тело.

Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов, которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел. Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.

Утесы северных Гималаев близ Бадринараяна все еще освящены живым присутствием Бабаджи, гуру Лахири Махасая. Уединившийся учитель сохраняет физическую форму в течении столетий, а возможно, и тысячелетий. Бессмертный Бабаджи - аватара. В индусских Писаниях это санскритское слово означает - нисхождение божества в плоть; корни его - ава - вниз и три - пройти.

Парамахамса Йогананда - Автобиография Йога, глава 33:

«- Духовное состояние Бабаджи выше способности человеческого понимания , - объяснил мне Шри Юктешвар. - Карликовое видение людей не в состоянии постичь его трансцендентность. Величие аватара тщетно пытаются постичь. Оно невообразимо.

Агастьи, - учитель бессмертного Бабаджи – аватар Южной Индии. Много чудес сотворил он в века, предше-ствующие христианству и последующие. Ему приписывают сохранение физической формы и по сей день.

Миссия Бабаджи в Индии - помогать пророкам в выпол-нении особо предназначенного им. Таким образом, он подходит под классификацию Писаний как Махаватара (великий аватара). Главным учеником Бабаджи в XIX веке явился, как мы знаем, Лахири Махасая, возродивший утраченное искусство крийи.

Бабаджи находится в постоянном общении с Христом, они вместе излучают вибрации спасения и вместе намечают духовные методы для спасения человечества на текущий период.

Великие пророки, такие как Христос и Кришна, приходят на землю ради особой и зримой цели, и уходят, коль скоро она осуществлена. Другие же аватары, как Бабаджи, предпринимают труд, который связан с медленным эволюционным прогрессом человека в ходе веков, а не с каким-либо выдающимся событием истории. Такие учителя всегда скрыты от большой публики и обладают способностью становиться невидимыми по своей воле. По этим причинам, а также потому, что обычно они наказывают своим ученикам сохранять полное молчание о них, многие из могучих, вздымающихся ввысь духовных фигур остаются неизвестными миру.»

Со времени зарождения цивилизации человек всегда стремился разгадать тайны природы, а также понять суть и цель своего бытия. Метафизические поиски тамильских сиддхов были связаны с их открытиями в области медицины. Используя свои сверх способности, они провели систематическое изучение природы и её элементов. Некоторые из сиддхов через йогу и медицину достигли истинного господства над природой.

Практика крийя йоги Бабаджи известна как «интегральная йога», поскольку она осуществляет полную трансформацию индивидуума на всех пяти главных планах существования - физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном - постепенно, слой за слоем, снимая ту ограниченность, которая является барьером на пути человека к обретению «вселенского видения». Тело рассматривается одновременно как носитель и храм божественного. О теле заботятся не ради него самого, а как об инструменте Бога.

Согласно сиддханте, или учению сиддхов, человеческое тело является храмом Бога. Человек - это отражение в миниатюре Параматмы (Высшего Разума). Цель его жизни - реализовать Бога на всех планах существования. Чело-век способен преодолеть следующие барьеры: нарай (седина),тирай (замутнённое видение),муппу (старость),ной (болезнь),маранам (смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психо-энергетические центры, известные какчакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности. Таким путём человек достигает полного совершенства в проявлении Истины и в реализации Бога.

В древние времена такие сиддхи, как Тирумулар, Агастьяр, Боганатар и Ромариши, не ограничивали свою способность переживать и проявлять божественное толь-ко духовным планом существования. Божественное может и должно проникать дальше, на более низкие планы сознания: интеллектуальный, ментальный, витальный и физический.

В работах сиддхов можно обнаружить упоминание об одном из величайших их достижений – соруба самадхи , включающего в себя бессмертие. Например, сиддх Рома-риши так говорит об этом в своей«Песне Мудрости».

Каков признак достижения соруба мукти (истинного освобождения тела и духа)? - физическое тело начинает светиться огнём бессмертия. Далее он объясняет, что продолжительность жизни обратно пропорциональна частоте дыхания.

Сиддхи настаивают на возможности достижении бессмертия тела при жизни на Земле. Согласно Тирумулару, достигшие божественного совершенства йоги познают, как бесконечность вселенского пространства входит в высшую Бесконечность и сливается с ней, как вселенская шакти входит в высшую Шакти и становится её частью, как вселенский свет входит в высший Свет и сохраняется в нём.Шакти - великая вселенская энергия, вибрирующая имманентная реальность, Мать-Природа, мир явлений и супруга Шивы.

Свами Криянанда

Путь – Автобиография западного йога, глава 34

«…Крийя-йог пользуется своей техникой, чтобы пропитать и насытить все физические клетки нетленным светом, поддерживая их таким образом в духовно намагниченном состоянии.

…Практика крийи меняет направление потока, жизненная сила ментально направляется во внутренний космос и воссоединяется с тонкими спинальными энергиями. От такой подпитки жизненной силой клетки тела и мозга йога обновляются духовным эликсиром.

Древняя йоговская техника преобразует внешнее дыхание в вещество мысли. Путем духовного развития можно познать дыхание как ментальную концепцию, действие ума – умственное дыхание.»

« Крия-йога дважды упоминается выдающимся толко-вателем йоги, мудрецом древности Патанджали, писавшев-шем: «Крия-йога состоит в дисциплинировании тела, контроле ума и медитации на Аум».

Не слушанием Веданты, не изучением фраз, подобных «Это - Ты», не повторением слов, таких какХамса (Сохам) и даже не представлением единения индивидуаль-ного«я» и вселенского «Я», не медитацией, не черезЛайю (достигается высшее состояние); только тот (достигнет), кто полностью погружён, всезнающ, наделен чудодейственными силами, имеет собственную волю (свича), живет в гармонии сЛилой, кто не стареет и не умирает.

Кто познает мир, глядя внутрь самого себя с полным спокойствием(саматтва), - тот является истинным про-зревшим.

Шива находится в Шакти, а Шакти - в Шиве, Когда Шакти не проявлена - Шива один и абсолютен. Когда Шакти начинает проявляться - Шива становится Творцом.

Для омоложения тела и достижения бессмертия сиддхами были разработаны специальные методы кайя кальпа, которые в том числе включали в себя:

1) сохранение жизненных энергий тела через регуляцию истечения внутренних секреций посредством дыхательных упражнений (пранаяма и хатха-йога);

2) сохранение и преобразование сексуальной энергии и спермы через половое воздержание и практику тантрической йоги.

Процесс трансформации может быть ускорен интенсивной практикой различных крий, включая асаны хатха-йоги, медитацию, мантры, бхакти-йогу и, прежде всего, крийя кундалини-пранаяму. Чтобы продлить жизнь физического тела на время, необходимое для завершения божественной трансформации с помощью кундалини-пранаямы и других техник, многие сиддхи применяли кайя кальпа - составленные по особым рецептам препараты из лекарственных трав и минеральных солей. В процессе такой практики привычное ограниченное бытие преоб-разуется в полностью осознанное и гармоничное выраже-ние божественной воли.

В конце своей жизни, в V веке до н.э., Гаутама Будда предсказал, что его учение будет искажено и утеряно в течение 500 лет после того, как он оставит своё смертное тело. Он также сказал, что его учение возродится через 800 лет и будет сохранено благодаря тому, чьё имя будет связано со словом «нага». Гаутама Будда мог на самом деле иметь в виду рождение ребёнка по имени Нагарадж, ставшего впоследствии великим сиддха-йогом, известным сегодня как Бабаджи. Рождение Нагараджа произошло во время Картикай Дипам (Праздника Света). Оно знаменует собой победу сил света над силами тьмы, Тамильцы празднуют победу бога Муругана над демонами, грозившими установить своё господство над всем миром. Муруган, сын Шивы, - излюбленное божество тамильских сиддхов.

Однажды, когда Нагараджу было пять лет, он был неожиданно похищен и потом продан богатому, но доброму господину, который в последствии дал ему свободу. Это событие положило начало пути саньясита-Нагараджа.

В Катиргаме Нагарадж встретил сиддха Боганатара, Осознав, сколь велик этот человек, он стал его учеником. Под руководством Боганатара он выполнял интенсивные йогические упражнения, в частности, различныедхъяна крийи.Эта напряжённая работа продолжалась шесть месяцев. Медитации освободили его ум от ограниченности мышления. Уже на начальной стадии единения с Богом(сарвикалъпа сама дхи)его сознание сливалосьсКосмическим Духом; при этом жизненная сила покидала его физическое тело, становившееся недвижи-мым и холодным, как у мёртвого. За время, проведённое с Боганатаром, состояние самадхи углублялось и достигло своей кульминации в видении Господа Муругана в образе вечного юноши. Нагарадж осознал, что он является инкарнацией сознания Муругана. Под руководством Боганатара Нагарадж тщательно изучил и проанализировал все десять систем индийской философии и пришёл к полному пониманию значения сиддханты – учения сиддхов.

Сиддхи были закрытой общиной и предназначали своё знание только для посвященных, стиль их жизни был направлен на примирение антагонистических тенденций внутри человека.

Сиддхи следовали древней традиции передачи знаний от гуру к ученику и раскрывали свои секреты только тем ученикам, относительно которых они были уверены, что те правильно используют полученные знания. Такая система передачи информации отличается от обычного обучения по учебникам. В результате этого кайя кальпа была известна только ограниченному кругу великих мудрецов, готовых пожертвовать собственными интересами ради духовного развития человечества.

Боганатар вдохновлял своего ученика Бабаджи на дости-жение этой цели сиддханта йоги, для чего посоветовал ему искать посвящения в крийя кундалини-пранаяму у легендарного сиддха Агастьяра в Куртрал-ламе на юге Индии, в горах Потхигай (ныне округ Тинневели).
Бабаджи отправился туда пешком. Прибыв в Шакти-питам, один из 64 индийских храмов, сооружённых в честь Божественной Матери, он поклялся оставаться там до тех пор, пока Агастьяр не даст ему посвящения в тайны йоги.

Полный решимости встретить все предстоящие испытания, Бабаджи принял позу для медитации, зарыл глаза и начал молиться. В течение многих дней он молился из самой глубины своего существа, чтобы Агастьяр явился ему и дал посвящение. Решимость его была столь велика, что, несмотря на дождь, жару, пыль, насекомых, он не покидал своего места.

Всё потеряло для него значение - даже смерть. Его любовь к Агастьяру как к воплощению божественного возрастала с каждым днём, рассеивая туман отчаяния, который заволакивал всё вокруг. День ото дня его физическое тело становилось все более слабым и измождённым. Но Бабаджи смотрел на него как на нечто, ему не принадлежавшее. Он полностью вручил свою жизнь Богу и знал, что Бог либо ответит на его страстные молитвы и позволит ему встретиться с Агастьяром, либо положит конец его жизни. Без посвящения Агастьяра жизнь утрачивала для него смысл.

На сорок восьмой день Бабаджи был уже на грани гибели в своем страстном усердии, но продолжал повторять имя Агастьяра.


И тут великий сиддх появился из близлежа-щего леса и подошел к месту, где сидел погруженный в молитву Бабаджи. Столь сильная любовь тронула сердце Агастьяра. Он ласково позвал Нагараджа и обнял его.
Накормив и напоив Нагараджа, Агастьяр посвятил его в тайны крийя кундалини-пранаямы, иливаши-йоги,как иногда называется эта практика в рукописях сиддхов. В этой мощной дыхательной технике сконцентрированы самые важные учения тамильских сиддхов. Кундалини-йога включает в себя пробуждение изначальной жизненной силы, иликундалини, т.е. шакти, в муладхара-чакре,расположенной в области промежности, и последующий подъём её вверх сахасрара-чакре, расположенной в голове. По достижении этого человек входит в состояние Космического Сознания и испытывает безграничное блаженство.

Агастьяр обратил особое внимание на те условия, которые необходимо строго соблюдать при выполнении этой практики, и указал на её потенциальные возможности в пробуждении высших уровней сознания, достижении духовного просветления и, в конечном итоге, трансформации всех пяти тел; физического, витального, ментального, интеллектуального и духовного. Затем он дал Бабаджи указание отправиться в Бадринат в Гималаях и «стать величайшим сиддхом из всех, которых когда-либо знал мир».


Следует запомнить, что …йоговское учение базируется, прежде всего, на практической подходе во всех видах упражнений в концентрации и медитации.


Огромная польза от этих практик состоит и в практическом укреплении силы воли, которая является краеугольным камнем науки Раджа Йога и существенным орудием практики Крийи. В то же время очень велика и физическая польза от этих упражнений для «поддержания телесного храма в состоянии, пригодном для Богореализации».

« Сила воли это то, что делает вас божественными. – писал Парамханса Йогананда.

Когда вы сдаетесь и не используете эту волю, вы становитесь смертным человеком… Если вы непрерывно используете вашу силу воли, в независимости от поражений, это приведет к успеху и здоровью и силе помогать людям, и сверх того, это приведет к единению с Богом ».

Йогу можно определить как «искусство единения с Богом и достижения совершенства». Крийя йога - это та логическая традиция, которую Бабаджи развивал и распространял, как сам, так и через своих учеников. Это кристаллизация философии и техник йогической сиддханты - древнего учения тамильских сиддхов.


Крийя йога включает в себя серию практических приёмов, или крий, способствующих реализации духовного потенциала человека. Она помогает человеку обнаружить скрытые до этого источники вдохновения и высшие уровни сознания. Регулярная и упорная практика крийя йоги раскрывает всё более широкие перспективы человеческого «Я».

Как говорил Йогананда:

«Крия Йога не дается до тех пор, пока преданный не стал практиковать сначала другие высокие продвинутые техники, подготавливая свой ум для большего благословения через эти высшие техники. Опыт мне показал необходимость этого общего правила. Очень хорошо иметь преданность. Преданность плюс решительные попытки в правильном направлении не могут не привести вас к желанной цели ».

Каждый сам приходит к определенным заключениям относительно выполняемых техник. Но вместе с тем крийя йога является искусством, которое наряду с регулярной практикой требует искренности и умения использовать достигнутое. Поскольку невозможно дать адекватное определение Абсолютной Реальности, её можно постичь только на собственном опыте как суть всего бытия. Крийя йога раскрывает человеку его единство с Богом, пли Истиной.

Крийя обозначает йогическую практику, выполняемую с полным осознаванием. Сиддхи разработали много различных крий, или приемов, из которых Бабаджи выбрал несколько для передачи искренне ищущим. Целью этих крий является пробуждение чакр, очищение нади и в конечном итоге пробуждение шакти кундалини, ведущее к реализации Я, или Бога. Эти крийи предназначены для постепенного, поэтапного, а не резкого пробуждения кундалини. В противном случае система нади окажется перегружена неосознаваемой силой кундалини, что может вызвать ощущение сильной тревоги, нарушение ориентации, а в некоторых случаях - даже полное умственное расстройство.

Крийя йога предлагает безопасный метод постепенного развития осознавания и пробуждения дремлющих потен-циальных способностей.

Путём специальных упражнений сиддхи достигают замедления ритма дыхания для предотвращения потери энергии и продления жизни до желаемых пределов с целью служения человечеству. Подобно тому, как кровеносная система поглощает кислород, нервная система поглощает прану и использует её в качестве нервной силы в процессе мышления, проявления желаний и т.д. Управление дыханием позволяет человеку впитывать большее количество праны и накапливать её в мозгу и нервных центрах, а затем при необходимости использовать. Экстраординарные способности, которыми обладают сиддхи, во многом приобретаются благодаря умелому использованию запасов этой накопленной энергии. Следует помнить, что функции каждого из органов тела находятся в зависимости от нервной силы, которой их обеспечивает прана, исходящая от Солнца и циркулирующая в пространстве. Без этой нервной силы сердце не может биться, лёгкие не могут дышать, кровь не может течь по сосудам и органы не могут нормально функционировать. Эта прана не только питает нервы электрической силой, но также магнетизирует находящееся в организме железо и создаёт ауру. Накопление праны является первым шагом в развитии личного магнетизма, который легко приобретается практикой пранаямы. Человек, который впитывает и накапливает повышенное количество праны в своём организме, часто излучает большую жизненную силу, ощущаемую всеми, кто входит с ним в контакт.


Крия йога – это одно из направлений в йоге, базирующееся на и открытия чакр. Подлинная история и древность учения, из которого сформировалась современная крийя йога, очень запутана и не полностью известна. Считается, что документальные основы этого течения заложил святой из Варанаси (Индия) Лахири Махасайя в позапрошлом веке, обобщив и конкретизировав древние знания и практики. Его обучил методикам открытия чакр и практикам пранаям другой святой родом из Гималаев, по преданию, сумевший достичь бессмертия. Бабаджи Махарадж владел йогическими техниками, описание которых можно найти в таких памятниках, как «Бхагават-Гита» и «Йога-Сутра». Именно этим техникам он и обучил Лахири Махасайя. Его опыт стал основой учения, получившего название крия йога (или крийя, возможны оба варианта написания).

Цели направления

Само слово в переводе с санскрита означает «работа» или «действие». Для большинства наших сограждан крийя йога знакома как составная часть Раджа йоги. Изучаемый же отличается от нее. Она стала известна и популярна в Америке и Европе после издания там книги «Автобиография йога» Парамахамсы Йогананды. Он стал самым известным сторонником и проповедником этого направления. Когда он приехал в Америку, число его учеников стало быстро расти, а сама крийя йога перестала быть древним утраченным учением и стала активно развиваться.

В письменных источниках сохранилось очень мало упоминаний о крийя йоге, особенно подробных описаний. Во многом это связано и традицией передавать такие знания из уст в уста, от учителя к ученику. Очень многие аспекты этого учения скрыты или кажутся таинственными, так как нет четкого деления и объяснения сущности самой крии. О ней упоминают многочисленные авторы, никогда не останавливаясь на подробном толковании или объяснении того, что же все-таки скрывается под этим понятием.

Если попытаться дать четкое и вразумительное толкование термина, то крийя йога – это действие или обряд, выполняемый йогом с целью соединения с божественной сущностью. Ученик, следующий всем указаниям гуру и идущий по пути этого направления, постепенно освобождается от тяжкого груза кармы и бесконечного колеса сансары – причинно-следственной связи, постоянного воплощения в других существ с целью искупления грехов. Таким образом, прямой целью крийя йоги является освобождение энергии кундалини и достижение состояния самадхи.

Помочь разобраться в практике крии могут многочисленные издания, посвященные этой теме, интернет-сайты, видео, а также занятия в центрах, где практикуется крийя йога.

Что представляет собой атма крия йога?

Атма – это душа. Атма крия йога представляет собой йогу для души, это поиск самого себя, самореализация через практику. Атма крия йога состоит из техник и медитаций, позволяющих добиться совершенной трансформации на всех уровнях существования человеческого существа – от физического тела до его духовной сущности и ментального бытия. Угнетенная кундалини провоцирует различные неполадки в человеческом организме, как в его физическом теле, так и на более тонких уровнях. Практика атма крии приводит органичному соединению сознания человека и его бессмертной души в бесконечном порыве, стремлении слиться с божественной бесконечностью. Раскрепощенная свободная энергия кундалини наполняет все человеческое существо, поднимая его на принципиально новый психофизический уровень.

Нашедший в себе Атма обретает бесконечный и неиссякаемый источник любви и счастья. Крийя йога помогает достичь значительного прогресса как в физическом состоянии, так и улучшить нервные и мыслительные процессы организма:

  • Иммунная система человека, в жизнь которого вошла крийя йога, становится намного крепче и активно сопротивляется всем внешним и внутренним атакам.
  • Нервная система становится более стабильной, что очень показательно в наше время тотальных нервных расстройств.
  • Активизация энергии кундалини раскрывает скрытые потенциальные возможности и таланты людей.
  • Улучшается способность к концентрации.
  • Человек становится более энергичным и крепким.
  • Работа мозга выходит на новый уровень и практикующий обретает возможность мыслить как никогда ясно и четко.
  • На физическом уровне упражнения, мудры и медитации способствуют обновлению организма на клеточном уровне. Активизация кундалини заставляет тело буквально расцветать.

Разобраться в тонкостях крии помогут многочисленные видео, размещенные в сети. Проводить занятия можно под специальную музыку, которая часто сопровождает эти видео инструкции. Она способствует расслаблению и более глубокому погружению в собственное сознание.

Практика йоги

«Тантра крия йога» — это видео трактат, удобное и подробное пособие или инструкция, помогающая начинающим разобраться в последовательности действий и освоить крии. В нем освещены основные принципы этого вида йоги и приведены описания упражнений. Динамические занятия способны принести в жизнь человека ощущение перехода на новый уровень существования, значительно очистить и омолодить организм, освежить память и повлиять на восприятие окружающей действительности. Энергия кундалини созидающая и обновляющая, она способна возродить из пепла даже очень разрушенную душу, поэтому следование инструкциям на видео поможет обрести равновесие даже тем, кто считает, что утратил смысл жизни.

Видео трактат состоит из двух частей. В первой изложены теоретические данные и принципы йоги, а также процитированы части древнего письменного источника по этому учению. Во второй половине видео содержатся упражнения, рассматривается техника их выполнения.

Последовательность выполнения крий

В трактате подчеркивается, что последовательность выполнения крий очень важна, так как именно она помогает «развязывать узлы кармы». Автор советует, что если практикующий не знает, как конкретно выполнять какую-то из крий, то делать это он может на свое усмотрение. Четкого диктата нет, важна лишь последовательность этапов.

Крайне важно постоянно поддерживать внутреннюю гармонию, все остальное – посторонние мысли, болезненные ощущения, лишние усилия – должны быть забыты и отринуты.

Каждое упражнение должно длиться фиксированное время – либо 75 секунд, которые длятся 108 повторений мантры, либо выполняется 27 раз. Методы можно сочетать.

Мантра, призванная пробуждать энергию кундалини – тайна практикующего. Она не для посторонних ушей.

Желающие усовершенствовать не только свою душу, но и тело, должны заниматься обнаженными и не фиксировать на этом внимание.

Плохая погода – не помеха для занятий. Неподходящих мест не существует – йогин способен подчинить своей воле энергетику любого места, сделав ее положительной.

Во время выполнения упражнений не разговаривай и не отвлекайся, будь сосредоточен на движении кундалини в своем теле.
Видео пособие рекомендует не дожидаться подходящего времени, а приступать к занятиям сразу же.

Пройдя начальные этапы, можно переходить в более сложным практикам.

Основные этапы практики

Следующий раздел видео демонстрирует на практике, как нужно выполнять каждое упражнение, чтобы способствовать активизации кундалини и переходу на новый уровень.

Входные крии

  • Отжимание в позе планки помогает углубиться в собственное сознание.
  • Приседание с вытянутыми руками.
  • Мягкие наклоны к земле, доставая ее кончиками пальцев.
  • Вращения корпусом в положении наклонившись вперед с вытянутыми в стороны руками. Повторять в разные стороны.

Основные крии (первый круг)

  • Наклоны вперед сидя со сцепленными в замок руками.
  • Многократные повороты корпуса сидя со сцепленными перед собой руками.
  • Сидя на земле, прогнуться назад, а затем выпрямиться и потянуться вверх всей своей сущностью. Отличный метод освобождения кундалини.
  • Наклоны головы вперед и назад в положении сидя.
  • Наклоны корпуса к вытянутым ногам сидя.
  • Перекаты на вытянутых ногах.
  • Повторение наклонов корпуса к вытянутым ногам сидя.
  • Сидя потрясти всем телом.
  • Лежа на спине с согнутыми ногами, поднимать таз вверх и опускать вниз. Это упражнение помогает переместить кундалини из нижней чакры в верхние.
  • Махи ногой из стойки на коленях и руках (скорпион).
  • Повторение махов другой ногой.
  • Стоя на коленях, положить голову на пол.
  • Лежа на коленях, упереться лбом в пол, а сцепленные руки отвести за спину.
  • Стоя на коленях и упершись головой в пол, распрямлять и сгибать колени.
  • Широко расставив колени, садиться и подниматься между ними.

Видео демонстрирует дальнейшие упражнения, предназначенные для опытных и подготовленных йогов. Это второй круг и силовые крии. Они включают в себя сложные комплексы, которые не должны делать неподготовленные люди. Когда вы только начинаете практику, помните основное предостережение трактата – не забывайте о последовательности действий и не «перепрыгивайте» через этапы. Только вдумчивое и поэтапное выполнение всех процессов поможет достичь желаемого.