Окружающий мир. Как человек двигается

Урок 3.

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Т ема: Как человек двигается

Цели:

– формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Оборудование: иллюстрации, изображающие строение опорно-двигательной системы, скелет – учебное пособие из кабинета биологии, деревянные бруски с отверстиями, винты, гайки и пружины для моделирования сустава.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4 3

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

«Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 7 2 3

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника .

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание .

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение .

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

– Какой был уровень задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2 .

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV . Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 3.) Задания из рабочей тетради на выбор.

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Ответы на вопросы и варианты правильного выполнения заданий в учебнике.

С. 18. Задание посвящено объяснению принципов устройства опорно-двигательной системы на модели. Ребята должны связать функции костей с деревянными брусками , а функции мышц – с пружиной .

С. 19. При ответе на верхнее задание ученики скажут, что для нормального движения костей одной мышцы недостаточно . В следующем задании ученики знакомятся с ролью двух мышц-антагонистов: сгибателем и разгибателем. На левом рисунке красным цветом показана мышца-разгибатель, а на правом – мышца-сгибатель.

Вопрос 6. Почему человек устаёт, когда долго стоит без движения? Потому что целая группа мышц работает без отдыха, т.е. из каждой пары мышц-антагонистов постоянно работает лишь одна.

Вопрос 7*. Ученикам предлагается провести опыт: попробовать продержать учебник на вытянутой руке различное время.

Скорее всего, ребята вряд ли смогут удержать учебник даже в течение минуты. Объясняя, как люди могут работать без отдыха продолжительное время, ученики могут сказать, что для этого требуется смена деятельности.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

Задание 1 посвящено роли разных элементов скелета, но направлено на выявление его защитной роли. Ученики могут записать, что череп защищает головной мозг , грудная клетка – сердце и лёгкие , тазовые костивнутренние органы , позвоночник – органы туловища .

В задании 2 школьники должны расположить названия отделов скелета в следующем порядке: череп, позвоночник, бедро, стопа.

В задании 3 ученики раскрасят средний и правый рисунки и напишут свои советы, например: «Не сиди криво!», «Молодец!», «Будь стройным».

Задание 4 посвящено работе мышц-антагонистов: на левом рисунке работает мышца-сгибатель , на правом – мышца-разгибатель .

Разумным советам безопасного поведения посвящено задание 5 . Зачеркнув левый и средний рисунки, школьники могут дописать следующий текст: «На бегу не забывай смотреть по сторонам . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся лечиться сам, а срочно иди к врачу ».

Задание 6* знакомит школьников с отличиями бега от ходьбы (наличие безопорной стадии). При правильном выполнении задания текст принимает следующий вид: «При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой касается земли , а при беге есть моменты, когда человек не касается земли» .

Правильно выполнив задание 7 * , школьники получат следующую фразу, объясняющую причины того, что люди предпочитают носить тяжести на спине: «Мышцы спины и ног развиты сильнее , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине ».

Возможные ответы на задания проверочной работы № 2 .

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток. Повышенный уровень . 1 – защита от механических повреждений, 2 – защита от микробов (или от механических повреждений), 3 – осязание (или защита от микробов), 4 – защита от переохлаждения. Максимальный уровень . Усилятся защита от холода и повреждений, ослабится выработка витамина D. 2. Необходимый уровень . Грудная клетка. Повышенный уровень . Подвижное соединение костей называется суставом . Мышца прикрепляется к кости с помощью связок .

Максимальный уровень

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Школьники соединят пресмыкающихся с фразой «Кожа состоит из мёртвых клеток, по мере роста организма она заменяется на новую»; млекопитающих (включая человека) – с фразой «Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри – прирастает за счёт деления живых клеток кожи». Повышенный уровень . 1 – защита от перегрева, 2 – защита от вредных веществ, 3 – осязание, 4 – защита от высыхания. Максимальный уровень. Усилится защита от перегрева и холода, ослабится выработка витамина D.

2. Необходимый уровень . Позвоночник создаёт опору для туловища. Повышенный уровень . Сухожилия мышцы прикрепляются к разным костям.

Максимальный уровень . Правильность ответа проверяет учитель.

Цель: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью чего?
Д. С помощью костей.
– Мышц.
– Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: « У нас появилась проблема, сформулируйте её».
Д. Как человек двигается?
У. Ну что же, будем открывать знания вместе!

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Приступим к выдвижению гипотез в виде схем рисунков. Обозначьте первую гипотезу с помощью рисунка. (Ребенок выбирает один из рисунков, вывешенных на доске – скелет).
У. Следующее предположение?
Д. Человек двигается с помощью мышц.
У. Обозначьте вторую гипотезу рисунком. (Выбор учеником рисунка мышц).
– Какие ещё предположения звучали?
Д. Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
У. Обозначьте третью гипотезу изображением.
– Итак, что мы имеем?
Д. Проблему и три гипотезы.
У. Что мы с ними будем делать?
Д. Каждую из них нужно проверить.
У. Значит, будем проверять.

2) Проверка гипотез

а)
У . – Озвучим и проверим первую гипотезу.
Д.Человек двигается с помощью костей.
У. Что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека.
У. А что ещё вам известно? Предлагаю послушать сообщение ребят и подумать, какое назначение скелета в организме человека? (Выступают подготовленные учащиеся с докладом у макета «скелет человека»).
– Итак, вернемся к вопросу.
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека.
– На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается гипотеза №1?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
б)
У. Озвучьте вторую гипотезу.
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1) У. Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин).
– В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 группе – тоже, но без проволоки; 3 группе – фигуру обезьяны с проволокой, 4 – без проволоки.
– Как вы думаете, почему именно человека и обезьяны, а не кого-нибудь другого?
Д. По теории ученых человек произошел от обезьяны. И строение их организма (человека и обезьяны) очень похоже.

2) Практическая работа в группах

У. Приступаем к работе.

Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему такой результат?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в положении вертикально?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало?
Д. Мы бы упали. Развалились, как мясное желе.
У. Какой вывод напрашивается?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.
(Используются иллюстрации)
в)
У. Какая третья гипотеза?
Д. Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой ладонь своей правой руки. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
У. Какое основное назначение костной системы?
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся?
Д. Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете информацию, касающуюся вашего вопроса.

Вопросы:

  • 1 группа : «Что нам дает возможность стоять и ходить?»
  • 2 группа : «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
  • 3 группа : Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?
  • 4 группа : «Где рождается кровь?»

(Дети работают 5-6 минут).

У. Время закончилось. Предоставляем слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
У. Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод.
Д. Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости.
Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем четвертую группу. (Дети узнают о том, что кровь рождается именно в костях.)

2) Динамический момент
Под руководством 1 ученика-консультанта дети выполняют несколько упражнений. В конце динамической минутки консультант обращает внимание одноклассников на вертикальное положение их тела, опирающегося только на нижние конечности. Отмечается роль спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит 2 ученик-консультант).
– Что у меня в руках?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. По середине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг.
– А что приводит к искривлению позвоночника?
Д. Неправильная осанка. Когда сидят, ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит 3 ученик-помощник).

– Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

4) Правильная осанка .

У. Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся; учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…(дети продолжают мысль учителя: «Раньше я думал, что…», «Для меня было открытием…», «Меня удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).
– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого здоровья и поблагодарите за сотворчество.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.

Какую роль в движении играют мышцы и кости?

– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)

– Какой скелет бывает у животных?

Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)

– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)

– Какую роль играет эта система в организме человека?

– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.

– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во

время питания и дыхания.)

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?

– «Как человек двигается?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?

– Из чего состоят эти части?

– Какое значение имеют эти части скелета?

Отвечают на вопросы учителя.

– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)

– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?

Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника .

(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)

– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.

– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

2. Работа в рабочей тетради.

Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание .

– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного

положения тела, например, за партой.)

– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:

– поверните голову вправо, влево;

– поверните туловище вправо, влево;

– согните и разогните руку, ногу;

– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?

– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).

Проводят наблюдение .

– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.

– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)

– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.

Наблюдают.

– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.

Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.

Задание к рисункам на с. 18–19.

Конструирование модели сустава.

Выполняют задания, конструируют сустав.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.

Отвечают на вопросы.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Проверочная работа № 2 .

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Как человек двигается?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Про-щу-па-ем пра-вой рукой ла-донь левой руки. Мы по-чув-ству-ем мышцы и кости. В теле че-ло-ве-ка более двух-сот ко-стей. Они об-ра-зу-ют ске-лет че-ло-ве-ка, ко-то-рый одет мыш-ца-ми, ко-то-рые со-став-ля-ют почти по-ло-ви-ну веса тела че-ло-ве-ка. Если бы у че-ло-ве-ка не было ко-стей и мышц, он был бы мяг-ким, как ме-ду-за, и не смог бы сто-ять, дви-гать-ся. Кост-ная и мы-шеч-ная си-сте-мы дают опору тела че-ло-ве-ка и по-мо-га-ют ему дви-гать-ся. Это опор-но-дви-га-тель-ный ап-па-рат че-ло-ве-ка. Рас-смот-рим ри-су-нок ске-ле-та, вы-яс-ним на-зва-ния его ча-стей и их на-зна-че-ние (рис. 1).

Мышцы

Части ске-ле-та: череп, по-зво-ноч-ник, груд-ная клет-ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го-лень, стопа. У ко-стей два на-зна-че-ние: пер-вое, кости за-щи-ща-ют уяз-ви-мые и мяг-кие ор-га-ны на-ше-го тела. На-при-мер, наш череп, со-сто-я-щий из проч-но со-еди-нен-ных между собой ко-стей, слу-жит на-деж-ным за-щит-ным шле-мом для на-ше-го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че-ло-ве-ка (Ис-точ-ник)

Позвоночник

По-зво-ноч-ник со-сто-ит из ма-лень-ких ко-стей - по-звон-ков (рис. 3).

По-се-ре-дине каж-до-го по-звон-ка име-ет-ся неболь-шое от-вер-стие, а так как по-звон-ки рас-по-ла-га-ют-ся один над дру-гим, то от-вер-стия на-хо-дят-ся друг под дру-гом и внут-ри по-зво-ноч-ни-ка об-ра-зу-ет-ся длин-ный канал, в ко-то-ром спря-тан спин-ной мозг (рис. 4).

По-зво-ноч-ник за-щи-ща-ет на-хо-дя-щий-ся внут-ри него спин-ной мозг, ко-то-рый пред-став-ля-ет собой тол-стый пучок нер-вов, а креп-кая груд-ная клет-ка из ребер охра-ня-ет наше серд-це и лег-кие (рис. 5).

Вто-рое на-зна-че-ние ко-стей: по-зво-ноч-ник и кости ног вме-сте со ске-лет-ны-ми мыш-ца-ми и су-ста-ва-ми дают че-ло-ве-ку воз-мож-ность сто-ять и хо-дить. Су-став - это по-движ-ное со-еди-не-ние ко-стей.

Для того чтобы по-чув-ство-вать, ка-ко-вы мышцы на ощупь, можно, на-при-мер, паль-ца-ми левой руки взять верх-нюю часть пра-вой руки и несколь-ко раз со-гнуть и разо-гнуть руку в локте. Ин-те-рес-но, что на-зва-ние «мышцы » про-изо-шло от слова musculus , что зна-чит «мышь » (рис. 6).

Уче-ным, изу-чав-шим стро-е-ние тела че-ло-ве-ка, со-кра-ще-ние мышц на-по-ми-на-ло бе-га-нье мышки под кожей. Они на-счи-та-ли в теле че-ло-ве-ка более ше-сти-сот мышц. Мы-шеч-ная ткань со-сто-ит из кле-ток. Мы-шеч-ная клет-ка длин-ная, узкая и на-по-ми-на-ет во-лок-но. Так, при сги-ба-нии и раз-ги-ба-нии руки ске-лет-ная мышца при-креп-ле-на к од-но-му концу кости и тя-нет-ся вдоль ее по-верх-но-сти. Затем она про-хо-дит через су-став и при-креп-ля-ет-ся к дру-гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко-то-рым при-креп-ле-на. Мышцы могут рас-тя-ги-вать-ся (удли-нять-ся) и со-кра-щать-ся (ста-но-вить-ся ко-ро-че).

Рас-смот-рим ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (Ис-точ-ник)

Най-дем мыш-цу-сги-ба-тель, мыш-цу-раз-ги-ба-тель и места их при-креп-ле-ния. Мыш-ца-сги-ба-тель и мыш-ца-раз-ги-ба-тель - это два про-ти-во-по-лож-но дей-ству-ю-щих ме-ха-низ-ма, ко-то-рые ра-бо-та-ют со-гла-со-ва-но. Если мыш-ца-сги-ба-тель сжи-ма-ет-ся, то мыш-ца-раз-ги-ба-тель рас-слаб-ля-ет-ся, и на-о-бо-рот. Это поз-во-ля-ет нам вы-пол-нять с по-мо-щью рук раз-лич-ные дви-же-ния: пи-сать, ри-со-вать, вя-зать, стро-ить, под-тя-ги-вать-ся на тур-ни-ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас-сив-ны, чем мышцы рук, ведь им при-хо-дит-ся удер-жи-вать все тело в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии. Но, без-услов-но, нема-лую роль в этом иг-ра-ет по-зво-ноч-ник.

По-зво-ноч-ник может вы-дер-жи-вать боль-шие на-груз-ки в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии, од-на-ко даже самые неболь-шие на-груз-ки, ко-то-рые ис-пы-ты-ва-ет по-зво-ноч-ник при непра-виль-ной осан-ке, могут при-ве-сти к его ис-крив-ле-нию. При непра-виль-ной осан-ке у ре-бен-ка, ко-то-рый изо дня в день сидит или ра-бо-та-ет в непра-виль-ной позе, по-зво-ноч-ник, ко-то-рый рас-тет вме-сте с ор-га-низ-мом, на-чи-на-ет ис-крив-лять-ся, не вы-дер-жи-вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра-виль-ная осан-ка ре-бен-ка (Ис-точ-ник)

Для того чтобы из-бе-жать ис-крив-ле-ния по-зво-ноч-ни-ка, нужно, пре-жде всего, сле-дить за своей осан-кой, не гор-бить-ся. Можно про-ве-рить пра-виль-ность своей осан-ки таким об-ра-зом: нужно встать к за-кры-той двери так, чтобы за-ты-лок, ло-пат-ки, пятки и кон-чи-ки ми-зин-цев, опу-щен-ных и при-жа-тых к телу, рук ка-са-лись по-верх-но-сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про-вер-ка пра-виль-но-сти осан-ки (Ис-точ-ник)

Сто-ять так долго слож-но, но это одно из неслож-ных фи-зи-че-ских упраж-не-ний, ко-то-рое может вы-пол-нять каж-дое утро в те-че-ние при-мер-но пяти минут не толь-ко ре-бе-нок, но и взрос-лый. Пра-виль-ная осан-ка не да-ет-ся нам с рож-де-ния, она вы-ра-ба-ты-ва-ет-ся в те-че-ние жизни (рис. 10).

Ин-те-ре-сен тот факт, что кости че-ло-ве-ка со-сто-ят из живых кле-ток. Как и все живые клет-ки, клет-ки кост-ной ткани могут де-лить-ся. Всем из-вест-но, что у че-ло-ве-ка после пе-ре-ло-ма руки или ноги кости срас-та-ют-ся. Если бы кост-ная ткань не со-сто-я-ла из живых кле-ток, этого бы не про-ис-хо-ди-ло. А еще с ро-стом у ре-бен-ка уве-ли-чи-ва-ет-ся тол-щи-на и длина ко-стей, а взрос-лые не рас-тут по-то-му, что у них нет хря-щей. Осо-бен-ность ске-ле-та детей - это хрящи, ко-то-рые на-мно-го мягче, чем кости. Хрящи об-ла-да-ют вол-шеб-ной спо-соб-но-стью пре-вра-щать ма-лень-ких в боль-ших. В пер-вые неде-ли жизни ре-бен-ка его ске-лет почти це-ли-ком хря-ще-вой. Хрящи мяг-кие, гну-щи-е-ся, непроч-ные, их легко можно по-вре-дить. Ске-лет ре-бен-ка стре-ми-тель-но рас-тет, и по-сте-пен-но в хря-ще-вой ткани по-яв-ля-ют-ся от-дель-ные ост-ров-ки на-сто-я-щей твер-дой кости. Кост-ные участ-ки с го-да-ми уве-ли-чи-ва-ют-ся, а хря-ще-вые умень-ша-ют-ся, и это, в конце кон-цов, при-во-дит к за-держ-ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из-ме-не-ние ко-стей с воз-рас-том (

Про-щу-па-ем пра-вой рукой ла-донь левой руки. Мы по-чув-ству-ем мышцы и кости. В теле че-ло-ве-ка более двух-сот ко-стей. Они об-ра-зу-ют ске-лет че-ло-ве-ка, ко-то-рый одет мыш-ца-ми, ко-то-рые со-став-ля-ют почти по-ло-ви-ну веса тела че-ло-ве-ка. Если бы у че-ло-ве-ка не было ко-стей и мышц, он был бы мяг-ким, как ме-ду-за, и не смог бы сто-ять, дви-гать-ся. Кост-ная и мы-шеч-ная си-сте-мы дают опору тела че-ло-ве-ка и по-мо-га-ют ему дви-гать-ся. Это опор-но-дви-га-тель-ный ап-па-рат че-ло-ве-ка. Рас-смот-рим ри-су-нок ске-ле-та, вы-яс-ним на-зва-ния его ча-стей и их на-зна-че-ние (рис. 1).

Мышцы

Части ске-ле-та: череп, по-зво-ноч-ник, груд-ная клет-ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го-лень, стопа. У ко-стей два на-зна-че-ние: пер-вое, кости за-щи-ща-ют уяз-ви-мые и мяг-кие ор-га-ны на-ше-го тела. На-при-мер, наш череп, со-сто-я-щий из проч-но со-еди-нен-ных между собой ко-стей, слу-жит на-деж-ным за-щит-ным шле-мом для на-ше-го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че-ло-ве-ка (Ис-точ-ник)

Позвоночник

По-зво-ноч-ник со-сто-ит из ма-лень-ких ко-стей - по-звон-ков (рис. 3).

По-се-ре-дине каж-до-го по-звон-ка име-ет-ся неболь-шое от-вер-стие, а так как по-звон-ки рас-по-ла-га-ют-ся один над дру-гим, то от-вер-стия на-хо-дят-ся друг под дру-гом и внут-ри по-зво-ноч-ни-ка об-ра-зу-ет-ся длин-ный канал, в ко-то-ром спря-тан спин-ной мозг (рис. 4).

По-зво-ноч-ник за-щи-ща-ет на-хо-дя-щий-ся внут-ри него спин-ной мозг, ко-то-рый пред-став-ля-ет собой тол-стый пучок нер-вов, а креп-кая груд-ная клет-ка из ребер охра-ня-ет наше серд-це и лег-кие (рис. 5).

Вто-рое на-зна-че-ние ко-стей: по-зво-ноч-ник и кости ног вме-сте со ске-лет-ны-ми мыш-ца-ми и су-ста-ва-ми дают че-ло-ве-ку воз-мож-ность сто-ять и хо-дить. Су-став - это по-движ-ное со-еди-не-ние ко-стей.

Для того чтобы по-чув-ство-вать, ка-ко-вы мышцы на ощупь, можно, на-при-мер, паль-ца-ми левой руки взять верх-нюю часть пра-вой руки и несколь-ко раз со-гнуть и разо-гнуть руку в локте. Ин-те-рес-но, что на-зва-ние «мышцы » про-изо-шло от слова musculus , что зна-чит «мышь » (рис. 6).

Уче-ным, изу-чав-шим стро-е-ние тела че-ло-ве-ка, со-кра-ще-ние мышц на-по-ми-на-ло бе-га-нье мышки под кожей. Они на-счи-та-ли в теле че-ло-ве-ка более ше-сти-сот мышц. Мы-шеч-ная ткань со-сто-ит из кле-ток. Мы-шеч-ная клет-ка длин-ная, узкая и на-по-ми-на-ет во-лок-но. Так, при сги-ба-нии и раз-ги-ба-нии руки ске-лет-ная мышца при-креп-ле-на к од-но-му концу кости и тя-нет-ся вдоль ее по-верх-но-сти. Затем она про-хо-дит через су-став и при-креп-ля-ет-ся к дру-гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко-то-рым при-креп-ле-на. Мышцы могут рас-тя-ги-вать-ся (удли-нять-ся) и со-кра-щать-ся (ста-но-вить-ся ко-ро-че).

Рас-смот-рим ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри-сун-ки со-гну-той и разо-гну-той в лок-те-вом су-ста-ве руки (Ис-точ-ник)

Най-дем мыш-цу-сги-ба-тель, мыш-цу-раз-ги-ба-тель и места их при-креп-ле-ния. Мыш-ца-сги-ба-тель и мыш-ца-раз-ги-ба-тель - это два про-ти-во-по-лож-но дей-ству-ю-щих ме-ха-низ-ма, ко-то-рые ра-бо-та-ют со-гла-со-ва-но. Если мыш-ца-сги-ба-тель сжи-ма-ет-ся, то мыш-ца-раз-ги-ба-тель рас-слаб-ля-ет-ся, и на-о-бо-рот. Это поз-во-ля-ет нам вы-пол-нять с по-мо-щью рук раз-лич-ные дви-же-ния: пи-сать, ри-со-вать, вя-зать, стро-ить, под-тя-ги-вать-ся на тур-ни-ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас-сив-ны, чем мышцы рук, ведь им при-хо-дит-ся удер-жи-вать все тело в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии. Но, без-услов-но, нема-лую роль в этом иг-ра-ет по-зво-ноч-ник.

По-зво-ноч-ник может вы-дер-жи-вать боль-шие на-груз-ки в вер-ти-каль-ном по-ло-же-нии, од-на-ко даже самые неболь-шие на-груз-ки, ко-то-рые ис-пы-ты-ва-ет по-зво-ноч-ник при непра-виль-ной осан-ке, могут при-ве-сти к его ис-крив-ле-нию. При непра-виль-ной осан-ке у ре-бен-ка, ко-то-рый изо дня в день сидит или ра-бо-та-ет в непра-виль-ной позе, по-зво-ноч-ник, ко-то-рый рас-тет вме-сте с ор-га-низ-мом, на-чи-на-ет ис-крив-лять-ся, не вы-дер-жи-вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра-виль-ная осан-ка ре-бен-ка (Ис-точ-ник)

Для того чтобы из-бе-жать ис-крив-ле-ния по-зво-ноч-ни-ка, нужно, пре-жде всего, сле-дить за своей осан-кой, не гор-бить-ся. Можно про-ве-рить пра-виль-ность своей осан-ки таким об-ра-зом: нужно встать к за-кры-той двери так, чтобы за-ты-лок, ло-пат-ки, пятки и кон-чи-ки ми-зин-цев, опу-щен-ных и при-жа-тых к телу, рук ка-са-лись по-верх-но-сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про-вер-ка пра-виль-но-сти осан-ки (Ис-точ-ник)

Сто-ять так долго слож-но, но это одно из неслож-ных фи-зи-че-ских упраж-не-ний, ко-то-рое может вы-пол-нять каж-дое утро в те-че-ние при-мер-но пяти минут не толь-ко ре-бе-нок, но и взрос-лый. Пра-виль-ная осан-ка не да-ет-ся нам с рож-де-ния, она вы-ра-ба-ты-ва-ет-ся в те-че-ние жизни (рис. 10).

Ин-те-ре-сен тот факт, что кости че-ло-ве-ка со-сто-ят из живых кле-ток. Как и все живые клет-ки, клет-ки кост-ной ткани могут де-лить-ся. Всем из-вест-но, что у че-ло-ве-ка после пе-ре-ло-ма руки или ноги кости срас-та-ют-ся. Если бы кост-ная ткань не со-сто-я-ла из живых кле-ток, этого бы не про-ис-хо-ди-ло. А еще с ро-стом у ре-бен-ка уве-ли-чи-ва-ет-ся тол-щи-на и длина ко-стей, а взрос-лые не рас-тут по-то-му, что у них нет хря-щей. Осо-бен-ность ске-ле-та детей - это хрящи, ко-то-рые на-мно-го мягче, чем кости. Хрящи об-ла-да-ют вол-шеб-ной спо-соб-но-стью пре-вра-щать ма-лень-ких в боль-ших. В пер-вые неде-ли жизни ре-бен-ка его ске-лет почти це-ли-ком хря-ще-вой. Хрящи мяг-кие, гну-щи-е-ся, непроч-ные, их легко можно по-вре-дить. Ске-лет ре-бен-ка стре-ми-тель-но рас-тет, и по-сте-пен-но в хря-ще-вой ткани по-яв-ля-ют-ся от-дель-ные ост-ров-ки на-сто-я-щей твер-дой кости. Кост-ные участ-ки с го-да-ми уве-ли-чи-ва-ют-ся, а хря-ще-вые умень-ша-ют-ся, и это, в конце кон-цов, при-во-дит к за-держ-ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из-ме-не-ние ко-стей с воз-рас-том (