История и обзор Mercedes-Benz Sprinter. Подготовка к соревнованиям

История транспортного средства коммерческого назначения, получившего название «Мерседес Спринтер» началась в 1995-м. Для создания этой модели была задействована платформа малотоннажки Т1, пользовавшейся огромной популярностью, начиная со дня своего премьерного выпуска в далеком 1977 году.

Mercedes Sprinter сумел не только «удержать» высокую планку, установленную своим предшественником, но и добился больших высот, в том числе награды «Фургон года», присужденную ему уже в первый год выпуска. За удачным стартом последовало не менее успешное продолжение, о чем свидетельствует количество выпущенных экземпляров модели (около полумиллиона штук), превысивших общий объем выпуска Т1 практически вдвое.

В первые годы выпуска Mercedes Benz Sprinter был доступен покупателям аж в девяти базовых комплектациях. В это число входили не очень мощные версии, полная масса которых составляла 2,5 - 3 тонны.

В оснастку модификаций 208D, 308D и 408D входили 2,3-литровые дизельные двигатели с четырьмя цилиндрами. Для выполнения более серьезных задач предназначались версии с индексами 212D, 312D и 412D, получившие в качестве основной движущей силы 2,9-литровые 5-цилиндровые моторы мощностью от 102 до 120 л.с. Самыми же «продвинутыми» в своем модельном ряду были модификации 214D, 314D и 414D, экипированные бензиновыми «шестнадцатиклапанниками», рабочий объем которых составлял 2,3 л (125 л.с.). В линейном ряду «Спринтеров» первого поколения также присутствовала отельная модификация NGT, с газовым баллоном, управляемая мотором с рабочим объемом в 2,3 л и мощностью, составляющей 125 л.с.

Вскоре к существующим вариантам комплектации (первоначальное число которых благодаря присутствию различных типов кузова составляло 137 штук) прибавились новые виды, в результате чего их общее число достигло 160 единиц! При этом одних только версий фургонов было около 50-ти.

Передняя часть Мерседес Бенц Спринтер в первом поколении экипировалась рычажно-пружинной подвеской независимого типа. Сзади на автомобиле устанавливался мост неразрезной конструкции, оснащенный параболическими рессорами. Так как данное транспортное средство предполагалось использовать в условиях различной сложности, первоначально в комплект его технической экипировки был включен блокируемый дифференциал заднего моста, имевший функцию автоматического включения. Позже появились и модификации с полноценным полным приводом (с 1997 года), количество вариаций которых приятно радовало. Здесь присутствовали:

  • автомобили, имевшие передний подключаемый мост.
  • версии, оснащенные постоянным полным приводом, включавшим присутствие понижающей передаче в раздаточной коробке.

Специально для данной модели были созданы две разновидности передаточных коробок: 5-диапазонная МКПП и 4-ступенчатая АКПП. Помимо этого, в экипировку авто могла входить система ABS, служащая для обеспечения активной безопасности, а после 1997 года и система PBS.

Еще круче, еще технологичнее

Февраль 2000 года ознаменовался целым рядом преобразований, произошедших со «Спринтерами». Самым главным из них стало появление ультрасовременного силового агрегата, наделенного функцией прямого впрыска Common Rail. Также автомобили данной линейки получили общий индекс CDI. В этом же году, концерн «Мерседес» внедрил в экипировку своих авто электронную систему стабилизации движения.

В 2003 году модель пережила еще один рестайлинг, коснувшийся, в основном, внешнего вида авто. Кроме того, благодаря внедрению новых, высокотехничных двигателей и электронной составляющей высокого качества, Мерседес Бенс Спринтер стал более динамичным и «понимающим», получив от своих создателей настоящий интеллект. В число вариаций данного поколения модели вошли:

  • Версии, имеющие грузоподъемность до 1 тонны - 208CDI, 211CDI, 213CDI и 216CDI;
  • Модификации, имеющие полуторатонную загрузку - 308CDI, 311CDI, 313CDI, 316CDI;
  • С загрузкой в две тонны - 408CDI, 411CDI, 413CDI, 416CDI;
  • «Трехтонники» - 616CDI.

Второе поколение

Выпуск второго поколения «Спринтеров» начался в 2006-ом. Поклонникам был представлен автомобиль в шести вариантах кузова. В их число вошли: шасси с 2-мя и 4-мя дверями; микроавтобус; фургон; бортовые версии с 2-мя и 4-мя дверями. Кроме того, особенностью второго поколения авто стало появление трех типов колесных баз. Экземпляру с самой коротко базой, микроавтобусу Мерседес достались 3000 мм при длине 5070 мм и ширине 1933 мм. Радиус разворота данной модификации составляет 11,2 м. Размер самой длинной колесной базы «Спринтеров» - 4025 мм, средней – 3550 мм.

Преобразования и модернизация коснулась и кузова модели. Отличительными чертами второго поколения стали:

  • стильная решетка радиатора из хрома;
  • бампер достаточно мощного, массивного размера;
  • фары аккуратной формы;
  • колесные арки «мускулистого типа».
  • брутальности и солидности обновленному «Спринтеру» придают воздухозаборники внушительных размеров.

Усовершенствованию подверглась и техническая оснастка авто, в базовый вариант комплектации которой вошли:

  • система курсовой устойчивости;
  • гидравлический усилитель руля;
  • стеклоподъемники с электроприводом и т.д.

Помимо вышеперечисленного, автомобили Мерседес Спринтер получили более совершенные моторы, самым мощным из которых стал 3,5-литровый 285-сильный бензиновый двигатель, функционирующий в связке с АКПП с 5-ю ступенями и системой заднего привода. Показатель расхода топлива данного силового агрегата в городском цикле составляет 17,3 л, при передвижении по трассе - 10,3 л.

Самым «представительным» из дизельных версий стал вариант с 3,0-литровым 190-сильным движком, работающим с тем же задним приводом и 6-диапазонной МКПП.

Рестайлинг 2013

Сентябрь 2013 года стал очередной важной датой в истории «Мерседес Спринтер». Автомобиль вновь подвергся рестайлингу, на этот раз затронувшему «внешность» авто и системы его безопасности.

В числе наиболее заметных нововведений стоит отметить обновленный дизайн передней части кузова, включающий новую радиаторную решетку и фары, стиль которых напоминает легковые автомобили компании. Кроме того, авто получило оригинальный капот и усовершенствованную систему фронтальной оптики. В сторону уменьшения (на 3 см) изменился и дорожный просвет авто, что позволило добиться его большей устойчивости к ветру боковых направлений.

Вообще, безопасности в своей рестайлинговой версии отведено максимум внимания. Конструкторы постарались в этом плане, снабдив ее множеством соответствующих систем и электронных помощников, таких, как функция Crosswind Assist, позволяющая обеспечить дополнительную защиту от бокового ветра путем автоматического включения тормозных механизмов.

Кроме того, «Спринтеры» оснащены еще одной защитной функцией, заставляющей в случае аварийного торможения на скорости в 50 км/час автоматически включать стоп-сигналы авто в режиме мерцания. При этом в процессе полного торможения на скорости в 70 км/час, происходит включение аварийной сигнализации.

В лучшую сторону видоизменилось и внутреннее пространство автомобиля. Салон стал более элегантным и стильным за счет использования большого количества элементов из хрома, а сидения получили великолепную, практичную обивку высочайшего качества. Рулевая колонка приобрела приятные, «пухлые» очертания, за счет чего существенно улучшились ее эргономические качества. Также «Спринтер» получил более современную аудио и навигационную системы.

В качестве главной движущей силы «Спринтеров» модельного 2013 года задействованы те же двигатели. Впрочем, они подверглись некоторым доработкам, позволяющим силовым агрегатам авто соответствовать строгим критериям токсичности «Евро 6», вступление в силу которых ожидается в текущем году. Большая часть их выбросов проходит нейтрализацию за счет впрыскивания в катализатор мочевины. Такое нововведение, получившее название системы BlueEFFICIENCY, позволило «Спринтеру» претендовать на звание первого автомобиля, полностью соответствующего экологическим нормам «нового времени».

Рестайлингу подверглись пассажирские версии авто, а также Мерседес Спринтер грузовой, что заставляет строить предположение о том, что обновленные варианты популярной коммерческой модели будут пользоваться все той же популярностью и востребованностью у покупателей.

Остается добавить, что сборка обновленных Спринтеров 2013 модельного года будет производиться на мощностях Горьковского автозавода, а стоимость таких автомобилей будет примерно на 20 % дешевле по сравнению с аналогичными модификациями, произведенными на территории Евросоюза.

Стоимость и модификации, доступные в нашей стране

В среднем цена на Мерседес Спринтер российской сборки находится в диапазоне от 1 млн.170 руб. до 1 млн. 590 тыс. руб. Первый показатель соответствует стоимости фургона в базовой комплектации, а второй – стоимости «топовой» версии «Corporate Bus». Стоимость пассажирских модификаций составляет от 1 млн. 450 тыс. руб. и выше.

  • фургоны, имеющие колесную базу 3550 и 4025 мм, стоимостью 1 млн.232 тыс., 1 млн.220 тыс. и 1 млн. 270 тыс. руб. соответственно.
  • маршрутные такси на 17+1 посадочных мест в базовом исполнении по цене 1 млн. 458 тыс.руб. и исполнении advanced за 1 млн.483 тыс. руб.
  • маршрутные такси на 20+1 посадочных места стоимостью 1млн. 544 тыс. руб. и 1 млн. 569 тыс. руб.

Продажа Мерседес Спринтер осуществляется в дилерских салонах компании и в специализированных автоцентрах.

Mercedes-Benz Sprinter - AW томобиль семейства малотоннажных грузовиков компании "Даймлер-Бенц".

Sprinter был представлен в начале 1995 года. Это малотоннажный грузовой AW томобиль полной массой от 2,6 до 4,6 т создан для многопрофильного использования в различных сферах от комфортабельной перевозки пассажиров до транспортировки строительных материалов, на работе и в приусадебном хозяйстве. В сегменте подобных AW томобилей он отличается многофункциональностью и экономичностью.

Mercedes Sprinter может поставляться как микроAW тобус или фургон, а также как шасси, шасси с бортовой или самосвальной платформой, с высокой и стандартной крышей, со сдвоенной кабиной и тремя вариантами колесной базы: 3000, 3550 и 4025 мм. Автомобиль сконструирован по самому выгодному в этой весовой категории принципу: несущий кузов, полукапотная схема, установленный продольно спереди двигатель, привод на задние колеса. Наряду с Vito, Sprinter два года подряд называли "микроAW тобусом года".

Этот малотоннажник достаточно вместителен: полезный объем закрытого фургона Sprinter составляет от 7 м.куб (короткая база, обычная крыша) до 13,40 м.куб (длинная база, высокая крыша). В вариант с длинной базой можно легко загрузить 4-метровые доски или 4 европоддона. Благодаря сдвижной боковой двери или через полностью распахивающиеся задние двери загрузка погрузчиком производится довольно удобно. В вариантах с бортовой платформой или самосвальным кузовом грузоподъемность AW томобиля составляет от 750 кг (полная масса 2,59) до 3715 кг (6-тонник), для перевозки бригады до 7 человек можно заказать «Спринтер» с двухрядной кабиной. При перевозке пассажиров в комби или пассажирском микроAW тобусе помимо водителя удобно размещаются до 9 человек.

Mercedes Sprinter XXL - двухдверный AW тобус (одна дверь - только для водителя) при габаритной длине 7200 мм и ширине салона 1930 мм перевозит в комфортных условиях 15-17 человек. Каркас его кузова сварен из стальных прямоугольных в сечении труб и обшит стальными листами с малой склонностью к коррозии. Крыша, облицовка расположенного в заднем свесе багажного отделения и задняя часть кузова выполнены из особо прочной пластмассы. В рамках боковых частей кузова вклеены по три почти метровой высоты затемненных стекла без форточек, что потребовало установки управляемого термостата центрального водяного отопления и размещения на крыше вентиляционно-аварийных люков с дистанционно-управляемыми подъемными механизмами. Особенностями Sprinter XXL является наличие над сиденьями стеллажей (полок) с закрывающимися дверцами, что повысило объемную жесткость кузова, а также возможность опционной установки столика между сиденьями, холодильника, видеомагнитофона.

Все модели Sprinter основательным образом подготовлены к любым транспортным задачам. Благодаря серийному рулевому управлению с реечным механизмом и гидроусилителем руля, они хорошо управляются даже на тесных городских улицах. Спереди монтируется независимая пружинно-рычажная подвеска, задний неразрезной мост подвешен на параболических рессорах. Для работы в более сложных дорожных условиях выпускают AW томобили со всеми ведущими колесами. Предусмотрены трансмиссии с постоянным полным приводом или с подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой с понижающей ступенью. Ведущие мосты с различными передаточными значениями главной передачи дополнительно оборудуются механизмами блокировки.

Одним из существенных преимуществ модели Sprinter являются экономичные двигатели – четыре новых дизельных CDI и один усовершенствованный бензиновый, мощность которых от 60 кВт (82 л.с.) до 115 кВт (156 л.с.). Автомобили Sprinter развивают максимальную мощность в диапазоне от 1400-1600 об/мин до 2400-2600 об/мин. Устанавливаемая на заказ AW томатизированная механическая коробка передач с функцией перехода на ручной режим позволяет оптимально использовать высокий крутящий момент. Расход топлива снижен на 3-5% по сравнению с предшествующими двигателями с непосредственным впрыском. На заказ можно установить систему AW томатического пуска/выключения двигателя, которая через 3 секунды после остановки AW томобиля выключает двигатель, что позволит экономить даже на светофорах, таким образом, расход топлива сокращается еще на 2-8%. Одновременно возрос ресурс пробега и, как следствие, долговечность моторов. Система "коммон рейл" позволяет снизить вредную эмиссию в окружающую среду и шумность двигателя. По желанию заказчика Sprinter может быть оснащен активной сервисной системой Assyst, регулирующей интервалы смены масла в зависимости от фактической эксплуатационной нагрузки AW томобиля.

Большое внимание в AW томобилях Sprinter уделено активной безопасности, поскольку работа с полной нагрузкой и в экстремальном режиме требует максимальной отдачи. В этом малотоннажном AW томобиле реализован целый комплекс систем, отвечающих за обеспечение жизни и здоровья пассажиров. Установленные на все колеса дисковые тормозные механизмы эффективны даже при резком торможении полностью загруженного AW томобиля. Оснащение включает в себя серийно ABS/ABD. Устанавливаемая на заказ противобуксовочная система ASR вкупе с антиблокировочной системой ABS предотвращают пробуксовку колес и гарантируют надежное сцепление с дорожным покрытием на мокрых и скользких дорогах. Для эксплуатации в сложных дорожных условиях существуют модификации с отключаемым полным приводом. Имеет место независимый от рабочего тормоза гидравлический стояночный тормоз Duo-Servo для задних колес. Sprinter отличается хорошими деформационными характеристиками – усиленная конструкция передней части рамы поглощает большую часть энергии при фронтальном столкновении. Для большей безопасности AW томобиль может быть укомплектован трехточечными подушками безопасности с натяжителем для водителя и переднего пассажира, а так же трехточечные ремни безопасности на всех сидениях в пассажирском салоне.

В 2002 году Mercedes оснащает свой «транспортер» электронной системой стабилизации движения (ESP). Такой Sprinter впервые предстал перед публикой на выставке спецтранспорта в Ганновере в сентябре 2002 года.

Фургоны и грузовики малой грузоподъемности фирмы Mercedes-Benz имеют заводскую маркировку 901, 902, 903 или 904 в зависимости от его назначения, но лучше всего они известны как Sprinter. Они являются последователями серии 601, 602 либо 611, выпускаемой ранее до 1995 года и получавшей такие же, за небольшим исключением, обозначения.

Модели укомплектованы дизельными двигателями фирмы Mercedes-Benz объемом 2,3 и 2,9 л. Модели 208D, 308D и 408D оснащены четырехцилиндровым двигателем мощностью 58 кВт (79 л.с.) при 3800 мин–1, который относится к 601 семейству двигателей. Другие модели укомплектованы 2,9-литровым двигателем с турбонаддувом. В данном случае имеется в виду пятицилиндровый двигатель, который конструктивно аналогичен четырехцилиндровому двигателю. Он развивает мощность 90 кВт (122 л.с.) при 3800 мин–1 и относится к 602 семейству. Позднее к этому семейству добавился еще один двигатель мощностью 75 кВт (102 л.с.) при 3400 мин–1 (модели 210D, 310D и 410D). Этот двигатель оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Все указанные двигатели хорошо зарекомендовали себя на предшествующих моделях, поэтому их устанавливают и на другие модели AW томобилей Mercedes-Benz. Опознавательным признаком служат две последние цифры в обозначении модели: например, обозначения, оканчивающиеся на «08», говорят о том, что на AW томобиле установлен двигатель объемом 2,3 л. Обозначения, оканчивающиеся на «12», свидетельствуют о наличии 2,9-литрового двигателя.
Ниже приведены обозначения моделей с соответствующими их номерами и типами установленных на них двигателей, принятые на фирме Mercedes-Benz.

Обозначение № модели Тип двигателя
модели Sprinter
208D 901.3 601.943
208D 902.3 601.943
308D 903.3 601.943
408D 904.3 601.943
212D 901.4 602 DE 29 LA
312D 903.4 602 DE 29 LA
412D 904.4 602 DE 29 LA

Модели 210D, 310D и 410D комплектуются двигателями рабочим объемом 2,9 л., мощностью 75 кВт (102 л.с.). Числовые обозначения, следующие за номерами моделей, обеспечивают дополнительную идентификацию транспортного средства, необходимую для СТО.
Описанными двигателями также комплектуются микроAW тобусы, которые в зависимости от типа двигателя и числа посадочных мест обозначаются TL12C, TL13, TL14C, TL16 и TL17C.
Сейчас во многих странах можно приобрести различные комплектации указанных в настоящем руководстве моделей AW томобилей. Рассмотрим некоторые из них.

Автомобиль 208D выпускают в нормальном и «удлиненном» исполнениях.
Автомобили 210D/212D производят в нормальном и «удлиненном» исполнениях.
Автомобиль 308D выпускают в нормальном, «коротком», «среднем» и «длинном» исполнениях.
Автомобили 310D/312D выпускают в нормальном, «коротком», «среднем» и «длинном» исполнениях.
Автомобиль 408D выпускают в нормальном и «удлиненном» исполнениях.
Автомобили 410D/412D выпускают в нормальном и «удлиненном» исполнениях.

Передняя подвеска выполнена на одной поперечной листовой рессоре. Нижний поперечный рычаг подвески имеет шаровые шарниры с внешних сторон. Телескопическая стойка-амортизатор снизу прикреплена болтами к поворотному кулаку, а сверху - к кузову AW томобиля. Стабилизатор поперечной устойчивости, соединяющий оба поперечных рычага подвески, дополняет конструкцию подвески передних колес.
Задний мост унифицирован с предшествующими моделями и представляет собой жесткую балку, подвешенную на двух листовых рессорах и двух гидравлических телескопических амортизаторах. Задние колеса комплектуют дисковыми тормозными механизмами. Дисковые тормозные механизмы передних и задних колес вкупе с вакуумным усилителем тормозного привода образуют тормозную систему AW томобиля. Разрежение, необходимое для работы вакуумного усилителя тормозного привода, создается вакуумным насосом.
В зависимости от модели транспортного средства либо по желанию покупателя на AW томобиле могут устанавливать антиблокировочную систему (ABS). Кроме того, AW томобиль могут оснащать и AW томатическим тормозным дифференциалом (ABD). Антиблокировочную систему и AW томатический тормозной дифференциал (ABS/ ABD) устанавливают серийно на всех AW томобилях с двигателем мощностью 122 л.с. и микроAW тобусах. Для управления AW томобилем предусмотрено реечное рулевое управление с гидроусилителем.

Mercedes-Benz Sprinter. ВТОРОЙ ВЫХОД "СПРИНТЕРА"
Анатолий ФОМИН
За рулем №5 2000

Появившись в 1995 году как прямой наследник модели Т1, "Мерседес-Бенц-Спринтер" сразу завоевал не только титул "Фургон года", но и симпатии заказчиков. С тех пор сделано более полумиллиона этих машин, что вдвое превысило объем выпуска их предшественника. Только в прошлом году продано 113 300 "спринтеров", а доля фирмы на рынке коммерческих AW томобилей за последние пять лет выросла с 13 до 19%.

В 2000 году "Даймлер-Крайслер" представляет покупателям модернизированный вариант машины. Внешние отличия не слишком велики: бросается в глаза более длинный "нос", новые капот, бампер и фары. В отличие от легковушек, облик коммерческих AW то мало подвержен модным веяниям. Внутри же от старой машины осталось немного. Полностью обновлен ряд двигателей, модернизированные коробки передач с тросовым приводом переключения позволили убрать с пола внушительный рычаг, который в силу необычности формы вполне мог бы демонстрироваться в музее эротики, совершенно новая панель приборов теперь не хуже, чем в легковых машинах. Среди оригинальных решений - шестиступенчатая (!) коробка передач с AW томатическим переключением "Спринтшифт", AW томатическая система "старт-стоп", выключающая двигатель на светофорах и AW томатически пускающая его при нажатии на педаль сцепления. При поездках по городу она экономит до 8% топлива. Впервые в машине такого класса предлагаются боковые подушки безопасности для головы и верхней части туловища.

И это далеко не все. В перечне моделей и модификаций "Спринтера" пять типов двигателей, три коробки передач, четыре главные пары, три варианта базы и грузоподъемности. Возможны две высоты крыши для фургона и микроAW тобуса. Есть грузовик с обычной или двойной кабиной, бортовой платформой или самосвальным кузовом. В общей сложности 140 вариантов! Существуют и специальные шасси, поставляемые для дооборудования другим фирмам. А если сюда добавить 360 позиций дополнительного оборудования и все AW томобили, создаваемые на базе "Спринтера" другими производителями, то количество комбинаций получится и вовсе астрономическим. Кроме того, в ближайшие месяцы появятся варианты на сжатом газе, с разнообразными типами полноприводных трансмиссий (постоянным и отключаемым приводом, с понижающей передачей и без нее).

Возможно, в будущем, кроме машин полной массой 2,8, 3,5 и 4,5 тонны увидит свет и шеститонный "Спринтер", который заменит более крупный фургон "Варио". Ясно, что описать все модификации подробно нечего и думать. Главное - сориентироваться в них, что нетрудно. Маркировка фургонов "Мерседеса" привычна для грузовых машин фирмы: первая цифра указывает примерную полную массу в тоннах, две последние - мощность двигателя в десятках лошадиных сил.

Теперь о моторах. Основной в новом семействе - четырехцилиндровый турбодизель ОМ 611 DELA с четырьмя клапанами на цилиндр и системой впрыска с общей магистралью ("коммон рейл"). Он представлен в трех вариантах, причем рабочий объем всех трех одинаков - 2,15 л. Моторы различаются мощностью, крутящим моментом и, конечно, давлением наддува и моделью турбонагнетателя. Самый слабый, мощностью 60 кВт/82 л.с. - с традиционным турбокомпрессором, у более мощных - 80 и 95 кВт (109 и 129 л.с.) - регулируемый направляющий аппарат турбины. Наиболее мощный дизель ОМ 612 DELA аналогичен по конструкции, но имеет пять цилиндров, рабочий объем 2,7 л, а мощность 115 кВт/156 л.с. На таком фоне бензиновый мотор М111Е со своими 105 кВт/143 л.с. выглядит скромно.

Впечатления за рулем нового "Спринтера" сильно зависят от мотора, колесной базы и... главной передачи. Организаторы так подобрали маршрут, чтобы в повороты узенького горного серпантина длиннобазные машины вписывались почти на пределе, но, видимо, в этом и заключалась идея тест-драйва: вы не поверите, но он пролезет! И действительно: трудно представить, что диаметр разворота у "Спринтера" с четырехметровой базой всего 14,3 м. А вот динамические качества, кажется, гораздо больше зависят от набора шестерен в заднем мосту, чем от двигателя. Во всяком случае, самый слабый мотор в сочетании с главной парой 4,86 более уверенно справлялся с горной дорогой, чем его собрат мощностью на 27 л.с. больше, но с парой 4,37. Памятуя о том, что возможны варианты главной передачи от 3,73 до 4,86, грамотный покупатель всегда сможет выбрать "Спринтер", исходя из своих потребностей: либо лазить по горам с полной нагрузкой, либо совершать междугородные рейсы по равнине. И еще: чем больше давление наддува мотора, тем, увы, "уже его рабочий диапазон:

82-сильный двигатель уверенно тянет с холостых оборотов, а 129-сильный "коллега" начинает проявлять темперамент только после 1500 об/мин. Зато пятицилиндровый дизель проблем не создаст ни при каких обстоятельствах - запас мощности позволяет справиться и с двухтонной нагрузкой, и с горными серпантинами.

Вопреки ожиданиям и предрассудкам, бензиновый мотор оказался весьма неплох. Благодаря регулируемым фазам газораспределения "везет" он очень уверенно даже на пятой передаче. Хотя, конечно, по расходу топлива никак не может тягаться с дизелем.

Как показала себя AW томатическая коробка передач "Спринтшифт"? В общем, неплохо, хотя переключения "на полном дросселе" получаются у нее грубовато, да и "заморочить мозги" электронике несложно. Но если перейти к спокойной размеренной езде, преимущество "AW томата" станет очевидно. Не каждый водитель точно определит, на какой из шести передач лучше ехать в данный момент, если двигатель позволяет использовать, как минимум, три. Экономичная езда со "Спринтшифтом" удастся даже новичку, а отсутствие педали сцепления снимает оставшиеся проблемы.

Доплата за "Спринтшифт" всего 800 евро, в то время как гидромеханический "AW томат" стоит втрое дороже и заметно увеличивает расход топлива. Если уж говорить об экономии дальше, то стоит упомянуть систему "Эсист", отслеживающую сервисные интервалы машины в зависимости от интенсивности эксплуатации. При благоприятных условиях обслуживание понадобится только раз в 40 000 км, но не реже, чем раз в два года. За 3000 км до предполагаемого ТО система сама напомнит об этом водителю.

Еще один козырь "Спринтера" - практичность решений, порой касающихся не самых ответственных узлов. Так, в переднем бампере появились специальные ступеньки, облегчающие протирку ветрового стекла, а короткий "джойстик" рычага переключения передач позволил освободить проход между сиденьями.

Как видим, преимуществ у "Спринтера" немало. Впрочем, и цена его серьезная. Так что в странах, где труд пока дешев, скорее предпочтут более доступные машины. Там же, где за хорошую работу достойно платят, у "Спринтера" отличные перспективы.

Физиология [ | ]

Характерной особенностью спринта является функционирование организма в режиме креатин-фосфатного алактатного и анаэробного лактатного режимов энергопотребления. На коротких дистанциях кровь просто не успевает совершить цикл кровообращения . Время прохождения крови по большому кругу кровообращения составляет 26 [ ] секунд, причём ноги - это периферия кровеносной системы.

Дистанции [ | ]

Соревнования в спринте проводятся на официальных соревнованиях (чемпионаты Мира, Европы, Олимпийские игры), а также входят в программу легкоатлетического многоборья. Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Легкая атлетика смогла завоевать свою популярность благодаря тому, что для занятия ее не требуется дорогостоящего оборудования. За счет этого, легкая атлетика смогла стать популярной даже в таких странах как Азия, Африка и Латинская Америка. Именно в связи с широким развитием, большой популярностью этого вида спорта, его постоянно прогрессирующей эволюцией легкая атлетика получила признание, по существу, во всем мире во второй половине XX века и получила название «Королевы спорта». За многие десятилетия никто не усомнился в законности этого громкого титула. Лёгкая атлетика действительно правит спортивным миром, её любят и почитают в самых отдалённых уголках планеты.

60 метров [ | ]

Официальные забеги на 60 метровую дистанцию проходят в закрытых помещениях на прямом участке 200-метровой дистанции или отдельном беговом сегменте дорожки. Так как забег длится 6-9 секунд, то хорошая стартовая реакция в этой дисциплине важнее, чем в любой другой.

100 метров [ | ]

Проводится на летних стадионах на прямом участке 400 метровой дорожки. Считается одной из наиболее престижных дисциплин, как в лёгкой атлетике, так и в спорте вообще.

200 метров [ | ]

Проводится на летних и на зимних (реже) стадионах. Дистанция включает в себя прохождение одной кривой и затем прямого участка. В связи с этим требует определённых навыков скоростной выносливости и техники прохождения поворотов без снижения скорости.

400 метров [ | ]

Проводится на летних и на зимних стадионах. Так называемый длинный спринт . Требует скоростной выносливости и умения грамотно распределить силы по дистанции.

Эстафеты [ | ]

Проводятся на летних и на зимних стадионах. В официальную программу входят 4 x 100 , 4 x 400 метров.

Нестандартные дистанции [ | ]

Нестандартные спринтерские дистанции, как правило, составляют 30, 50, 150, 300, 500 метров, эстафету 4×200 м.

Судья со стартовым пистолетом. Олимпийские игры 1904 г.

Техника и тактика [ | ]

По оценкам учёных спортсмены высокого класса могут достигать наивысшей скорости бега на отрезке 50-60 метров. Задача спортсмена - определить, на каком участке дистанции - 100 или 200 метров - он разовьёт максимальную скорость. .

На спринтерских дистанциях 200 и 400 метров (летний стадион) считаются наиболее выгодными центральные 3, 4, 5, 6-я дорожки из восьми. 1 и 2 дорожки неудобны из-за того что малый радиус кривизны мешает спортсменам развить высокую скорость на виражах. 7 и 8 дорожки невыгодны тем, что стартующие на них спортсмены первые 150-200 метров бегут впереди и не могут ориентироваться по скорости с другими атлетами. Наиболее выгодные дорожки распределяются среди спортсменов, которые показали самые высокие результаты на предварительных кругах. Это является дополнительным стимулом для показа высоких результатов на предварительных кругах .

Правила [ | ]

Отбор [ | ]

В связи с тем, что в спринтерских дисциплинах, как правило, принимает участие большое количество участников (больше, чем в любой другой дисциплине лёгкой атлетики), то отбор приходится делать в три и даже в четыре круга (забег, 1/4 финала, 1/2 финала, финал).

Старт и прохождение дистанции [ | ]

Во всех спринтерских дисциплинах старт принимается из низкого положения, из стартовых колодок. По дистанции спортсмены бегут каждый по своей дорожке, за исключением эстафеты 4x400 метров. На официальных соревнованиях IAAF обязательно оборудование стадиона системой автоматического учёта времени и фотофиниша.

Попутный ветер может значительно облегчить задачу. Поэтому в спринтерском беге до 200 м на открытых стадионах учитывается попутная составляющая ветра. Если она более 2 м/c (в многоборье 4 м/c), то результат, показанный спортсменом, не может являться официальным или персональным рекордом.

Фальстарт [ | ]

По команде «На старт» спринтеры должны занять позицию в стартовых колодках, по команде «Внимание» прекратить всякое движение и после выстрела пистолета начать бег. Правилами ИААФ предполагается, что реакция спортсмена на выстрел стартового пистолета не может наступить ранее, чем через 1/10 секунды. Если кто-то из спортсменов начал движение раньше, чем через 0,1 секунды после выстрела, то судьи могут посчитать, что один или несколько участников сделали фальстарт. В случае если стартовый комплекс оборудован системой определения фальстарта, то основанием для принятия такого решения являются показания оборудования, и спортсмен не может участвовать в забеге даже при подаче им устной апелляции.

Для того чтобы поставить спортсменов в равные условия, каждая пара стартовых колодок оборудуется динамиком, передающим звук стартового пистолета. Таким образом, сигнал доходит до стартующих за одинаковое время, не зависящее от скорости звука и позиции спортсмена на дорожке.

Фотофиниш и электронный хронометраж [ | ]

Первенство определяется по поверхности туловища (торсу - за исключением рук, ног и головы с шеей) спортсмена, первым пересекающей плоскость финиша. Стартовый пистолет судей соединён со стартовым датчиком системы электронного хронометража. Современное оборудование позволяет отслеживать время, разделяющее спортсменов, с точностью до 1/10000 сек, но в окончательные протоколы и таблицы рекордов и лучших результатов вносится время, округлённое в большую сторону до 1/100 сек, а порядок прихода (места) определяется по наименьшему значению времени участника в тысячных (десятитысячных) при равных значениях результатов до сотых секунды.

Изображение фотофиниша в системе полностью автоматического хронометража позволяет точно определить время, разделившее спортсменов.

Вы, наверное, обращали внимание на выраженные отличия в телосложении спортсменов спринтеров и стайеров. Конечно, такие различия обусловлены кардинальными отличиями в их тренировках. Однако существуют и более глубокие причины, которые скрывают наши клетки и генетика. Оказывается, все человечество делится на два лагеря: спринтеры и стайеры...

К первой группе можно отнести атлетов, которые выполняют кратковременную нагрузку с максимальной мощностью и быстро устают (бегуны на 100 метров, тяжелоатлеты, бобслеисты, гимнасты). Ко второй: людей, спортсменов, испытывающих продолжительное физическое напряжение, но с минимальной нагрузкой (бегуны и пловцы, специализирующихся на длинных дистанциях). Все это определяется генетическими предрасположенностями человеческого тела к определенным видам деятельности, поэтому не получится из хорошего спринтера сделать также и хорошего стайера.

Что скрывают наши клетки

Для начала посмотрим, как работают клетки. Во всех клетках живых организмов постоянно протекают процессы обмена веществ, называемые метаболизмом. Он качественно делится на катаболизм (расщепление веществ с получением энергии) и анаболизм (синтез веществ с затратой энергии). Нас, прежде всего, интересует энергетический обмен или катаболизм. В процессе энергетического обмена сложные молекулы углеводов, жиров, белков с участием множества ферментов окисляются до углекислого газа и воды. При этом образующаяся энергия запасается в молекулах АТФ. Все клетки и микроорганизмы по видам энергетического обмена делятся на два лагеря - анаэробы (от греч. an - отрицательная частица и aer - воздух) и аэробы (клетки, которым для жизнедеятельности необходим кислород). Таким образом, у аэробов катаболизм протекает в три стадии (подготовительную, бескислородную и кислородную), а у анаэробов только в первые две - это принципиальное различие.

В человеческом организме, то по какому пути пойдут процессы энергетического обмена зависит от присутствия кислорода в конкретной ткани при конкретном виде деятельности. Теперь рассмотри структуру представителя мышечной ткани – клетки миоцита. В мышцах они напоминают длинные вытянутые цилиндры, плотно прилегающие друг к другу и образующие волокна. В состав миоцита входят миофибриллы, клеточные органеллы, основной функцией которых и является уменьшение длины миоцита, то есть его сокращение. В зависимости от того, как мышцы реагируют на нагрузку, с какой скоростью сокращаются, мышечные волокна делятся на три типа: «медленные» (тип 1), «средние» (тип 2а) и «быстрые» (тип 2б).

«Медленные» волокна сокращаются значительно медленней, чем остальные, однако отличаются особой выносливостью, потому активизируются, начиная даже с небольших нагрузок, и работают длительное время без устали. В течение их работы в миоцитах постоянно протекает аэробный тип метаболизма. «Средние» и есть средние. Это плохо растущие и слабо сокращающиеся волокна. Их очень мало содержится в мышцах. А вот тип «2б» - это наиболее быстрые волокна. Они способствуют сильному и динамичному сокращению мышц, однако очень быстро устают. Работая с волокнами этого типа, можно быстро нарастить мышечную массу, поскольку они увеличиваются за счет размеров актина и миозина. В процессе деятельности из-за нехватки кислорода энергообеспечение в них идет по анаэробному пути. Также все виды волокон отличаются спецификой очередности: первыми включаются в работу волокна «медленного» типа, последними – «быстрые».

Сила против выносливости

Отсюда и все отличия - у спринтеров доминирующим типом энергообеспечения мышечной деятельности является анаэробный, определяющий наибольшую работоспособность в зоне максимальной мощности. Лёгкоатлеты стайеры в основном задействуют аэробный тип энергообеспечения, что определяет их наибольшую работоспособность в течение длительного времени. Некоторые спринтеры признаются, что делают один вдох в начале дистанции и выдыхают только в конце, что означает, что энергия в их мышцах вырабатывается в основном анаэробно. Это также отражается и на внешнем виде спортсменов в различных типах телосложения.

Соотношение «быстрых» и «медленных» волокон определяется генетически, но их можно развивать. У хороших спринтеров 70% мышечных волокон представлены «быстрыми» волокнами, а у стайеров «медленными». Оба типа телосложения и спринтеры, и стайеры обладают своими преимуществами и своими недостатками. С одной стороны мощность и сила, а с другой длительность и выносливость.

Главное настойчивость

Кроме того различия отражаются не только на физическом уровне, но затрагивают психологию человека его менталитет. Это отражается на способностях выполнения дел, отношения к жизни и в более конкретных симпатиях, которые иногда нелегко заметить. В любом случае наличие определенных способностей или качеств данных при рождении, это лишь один из видов условий с которого приходится начинать. Основное же значение имеет твердое желание и настойчивость, при наличии которых можно изменить себя в любую сторону.

Одним из наиболее массовых олимпийских видов спорта является лёгкая атлетика. Она объединяет в себе множество различных дисциплин, в том числе соревнования по бегу.

Кто такой спринтер

Спринт представляет собой циклический при котором необходимо значительное проявление скоростной выносливости. Таким образом, спринтер - преодолевающий короткую дистанцию с максимально возможной скоростью. Нагрузка в данном беге анаэробная, и если в других бегах источником энергии выступает глюкоза или жир, то здесь им является креатин. Это объясняется чрезмерной интенсивностью нагрузок.

От спортсмена требуется специальная скоростная выносливость, так как выкладываться необходимо по полной и сразу. Поэтому спринт требует максимальной как и любой другой спорт. Лёгкая атлетика, бег на короткую дистанцию в особенности, является мощным силовым упражнением, имеющим сильное воздействие на все протекающие процессы в организме человека.

Особенности спринт-бега

Из-за специфики нагрузок спринт имеет определённые особенности и влияние на организм спортсмена. Во-первых, он способствует развитию силы, выносливости, положительно сказывается на мышечном тонусе, сердечной и лёгочной системе. Можно сказать, что общее самочувствие человека улучшается и укрепляется здоровье. Во-вторых, спринт-бег является эффективным стимулятором жиросжигания. При этом не происходит сжигания мышечной массы, а напротив, наращивается скелетная мускулатура нижней части тела.

Однако при всех положительных моментах, так называемый гладкий бег достаточно травмоопасен и технически сложен. Поэтому не рекомендуется начинать именно с этого вида. Спринтер - это опытный, предварительно подготовленный пробными тренировками к более тяжёлым нагрузкам, спортсмен. Подготовка связана не только с испытаниями скоростными нагрузками, а и с другими легкоатлетическими упражнениями.

Дистанции спринта. Бег на 100 метров

Различают длины отрезков, которые преодолевают спринтеры. Существуют дистанции от 30 до 400 метров:
- 30 метров. Проводится в закрытых помещениях, забег длится всего до пяти секунд, что требует хорошей стартовой реакции.
- 100 метров. Относится к официальным дистанциям на открытых стадионах.
- 200 метров. Может проходить как на летних, так и на зимних стадионах. Заключается соревнование в прохождении кривого, а после этого прямого участка.
- 400 метров. Считается длинным спринтом, требует особой выносливости и умения входить в повороты, не снижая скорости.

Наиболее популярной и престижной дисциплиной является бег на 100 метров. Она была уже в в программе Олимпийских игр с момента их основания. Соревнования проводят на летних стадионах, причём прямой участок дорожки составляет 400 метров. Представляет собой данная дисциплина забег от стартовой линии до финишной линии на стометровую дистанцию.

Техника бега

Спринт включает в себя четыре фазы: начало, стартовый разбег, непосредственно бег по дистанции, финиш. Что касается старта, то в спринтерском забеге используется низкий старт. Это даёт возможность быстро начать и развить максимально быструю скорость, а также долгое время её поддерживать.

Спринтер - это бегун, который всё недолгое время дистанции должен быть сконцентрирован и находиться в тонусе.
Для отталкивания используется твёрдая опора в виде стартового станка и колодок. Также они гарантируют стабильность и устойчивость ног. Следующим этапом является стартовый разбег. В этой фазе очень важно достичь скорости, наиболее близкой к максимальной.

Достижение высокой скорости при беге по всей дистанции осуществляется благодаря более длинному шагу, а также высокому темпу. Увеличить длину шага можно с помощью мощного отталкивания. Максимальную скорость необходимо сохранять до конца дистанции. Забег считается оконченным, когда спортсмен спринтер касается туловищем вертикальной плоскости. Чтобы избежать уменьшения результата, бегун не должен делать прыжок до преодоления черты финиша.

Подготовка к соревнованиям

Перед соревнованиями спортсмены проходят тщательную подготовку. Она включает теоретическую, интегральную, тактическую, силовую подготовку, а также тренировку психической устойчивости. Знания теории данной дисциплины опережают любую практическую деятельность. Спортсмен должен владеть всеми тонкостями, анализом методов и средств тренировок.

Также очень важна физическая сила спортсмена, его выносливость и устойчивая центральная нервная система. Поэтому бегуны регулярно выполняют различные силовые и кардиоупражнения, постоянно совершенствуют свои силовые возможности. Не менее важно правильно питаться и отдыхать.

Спринтер - это человек, обладающий мощнейшими волевыми качествами, выдержкой и самообладанием. Это обуславливает необходимость формирования устойчивой психики спортсмена. Также очень важно целостное отношение в подготовке к соревнованиям. Это определяет интегрированный подход и воспроизведение различными способами усвоенных знаний.

Правила соревнований

Огромное количество спортсменов принимает участие в соревнованиях по такому виду спорта, как легкая атлетика. Бег на короткие дистанции является дисциплиной, участников которой больше всего. Поэтому отбор проводится в несколько кругов. Очень важным является правильное выполнение всех этапов спринтерского забега. Стадионы официальных соревнований оборудованы автоматической системой временного учёта, а также фотофиниша.

Если погода ветреная, то во внимание берётся попутная составляющая ветра, так как она значительно может облегчить задачу спортсмена. Колодки, с которых стартуют спортсмены, оборудованы устройством, определяющим время реакции бегуна. Необходимость такой автоматизации обусловлена проблемой фальстарта, которая может оказаться причиной субъективного принятия решения судьями.

Фотофиниш определяет порядок приходов спортсменов. Победителем считается тот, чьё туловище первым пересекает плоскость финиша. Его изображение в системе автоматического хронометража точно определяет время, которое разделяет атлетов.