Санитарные требования к бассейнам. Виды бассейнов и санитарно гигиенические требования к их устройству

1.1. Настоящие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).

Санитарные правила распространяются на действующие, реконструируемые и строящиеся плавательные бассейны спортивно-оздоровительного назначения, в том числе на открытые, на бассейны при школьных, дошкольных и оздоровительных учреждениях, банных комплексах и саунах, а также на бассейны с морской водой, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Санитарные правила не распространяются на бассейны медицинского назначения, где проводятся лечебные процедуры или требуется вода специального минерального состава, а также на судовые плавательные бассейны.

1.2. Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию плавательных бассейнов, а также для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Реагенты и дезинфицирующие средства, а также конструкционные и отделочные материалы допускаются к использованию только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

В процессе эксплуатации плавательного бассейна остаточное содержание (концентрация) химических веществ в воде и воздухе (зоне дыхания) не должно превышать гигиенические нормативы.

1.5. Ввод в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных плавательных бассейнов, а также подвергшихся перепланировке или переоборудованию, допускается при наличии положительного заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.6. Ответственными за соблюдение настоящих санитарных правил и проведение производственного контроля являются руководители организаций, эксплуатирующих плавательные бассейны, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2.1. При выборе земельного участка для размещения плавательных бассейнов, привязке типовых проектов, а также проектировании, строительстве и реконструкции бассейнов должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.

2.2. Плавательные бассейны со вспомогательными помещениями для их обслуживания могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, а также быть пристроенными (или встроенными) в здания гражданского назначения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

2.3. При устройстве открытых бассейнов озеленение площади отведенного участка принимается не менее чем на 35% кустарником или низкорослыми деревьями. По периметру участка предусматриваются ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений шириной не менее 5 м со стороны проездов местного значения и не менее 20 м - со стороны магистральных дорог с интенсивным движением.

Удаление ванн открытого бассейна от красной линии принимается не менее 15 метров; от территории больниц, детских школьных и дошкольных учреждений, а также жилых домов и автостоянок - не менее 100 м.

2.5. Внутренняя планировка основных помещений бассейна должна соответствовать гигиеническому принципу поточности: продвижение посетителей осуществляется по функциональной схеме - гардероб, раздевальня, душевая, ножная ванна, ванна бассейна. При этом необходимо разделение зоны "босых" и "обутых" ног, для чего рекомендуется устраивать в раздевальне проходные кабины для переодевания с двумя входами (выходами), а также должно быть предусмотрено, чтобы посетитель не мог пройти к ванне, минуя душевую.

2.6.1. Санузлы размещаются при раздевальнях: в женских санузлах предусматривается 1 унитаз не более чем на 30 человек, в мужских - 1 унитаз и 1 писсуар не более чем на 45 человек в смену.

2.6.2. Душевые необходимо предусматривать проходными и располагать на пути движения из раздевальни к обходной дорожке; душевые устраиваются из расчета 1 душевая сетка на 3-х человек в смену.

2.6.3. В раздевальнях или смежных с ними помещениях устанавливаются сушки для волос (фены) из расчета 1 прибор на 10 мест - для женщин и 1 прибор на 20 мест - для мужчин в смену.

2.6.4. Не допускается располагать санитарные узлы и душевые над помещениями для приготовления и хранения коагулирующих и дезинфицирующих растворов.

2.7. На пути движения от душа к ванне бассейна должны размещаться ножные ванны с проточной водой, размеры которых исключают возможность их обхода или перепрыгивания: по ширине они должны занимать весь проход, по направлению движения - иметь длину не менее 1,8 м, глубину - 0,1 - 0,15 м, дно ванн не должно быть скользким.

2.8. Выплывы при выходе из душевых в ванны открытых бассейнов устраиваются в боковой части продольной стены с мелкой стороны ванны. Ширина выплыва 1,8 - 2,2 м, глубина воды 0,9 - 1,0 м - для взрослых и 0,6 - 0,7 м - для детей. Над выплывом предусматривается затвор, предохраняющий помещения от холодного воздуха. Нижняя кромка затвора должна быть обрамлена эластичными материалами, препятствующими поступлению холодного воздуха, и опускаться в воду на 10 - 15 см. Выплывы должны быть оборудованы в виде тамбура и защищены от возможного поступления воды из душевых.

2.9. Обходные дорожки и стационарные скамьи должны обогреваться. Поверхность обходных дорожек должна быть нескользкой и иметь уклон 0,01 - 0,02 в сторону трапов.

2.10. Для удаления загрязненного верхнего слоя воды в стенках ванн должны предусматриваться переливные желоба (пенные корытца) или другие технические переливные устройства (скиммеры).

2.11. Для покрытия обходных дорожек, стен и дна ванн должны использоваться материалы, устойчивые к применяемым реагентам и дезинфектантам и позволяющие проводить качественную механическую чистку и дезинфекцию, с учетом п. 1.4 настоящих Санитарных правил. Швы между облицовочными плитами должны тщательно затираться.

2.12. В составе помещений плавательного бассейна спортивного и спортивно-оздоровительного назначения должны быть предусмотрены комната для медицинского персонала с выходом на обходную дорожку и помещение производственной лаборатории для проведения анализов.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"

С изменениями и дополнениями от:

2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 20 (зарегистрированы в Минюсте России 21 марта 2003 г., регистрационный номер 4303).

Регистрационный N 32024

Разработаны новые санитарно-эпидемиологические требования к обустройству и содержанию детских оздоровительных лагерей.

Юрлица и ИП должны не позднее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность контролирующие органы о предполагаемых сроках открытия учреждений, о планируемом количестве детей в каждой смене, о режиме работы, о периоде дератизационных, дезинсекционных мероприятий и противоклещевых обработок.

Работники лагерей обязаны пройти медосмотры и должны быть привиты по национальному календарю профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Дети принимаются при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья и сведений об имеющихся прививках.

Установлена продолжительность смен. Санаторная - не менее 24 дней - для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур. Оздоровительная - не менее 21 дня - для отдыха, оздоровления и закаливания. Предусматриваются короткие смены (20 дней и менее). Цель - отдых и досуг детей.

Закреплены требования к земельному участку при размещении лагеря, к территории последнего.

Как и ранее, здания для проживания детей должны иметь не более 2 этажей. Ограничение по количеству отрядов не предусмотрено (ранее - не более 4). Нельзя использовать цокольные этажи и подвалы для размещения детей, проведения кружков, для оборудования медкабинетов, спортивных, танцевальных и актовых залов. Исключение - тир для стрельбы.

Россияне, покупающие справки в бассейн, уже много лет «поддерживают» нелегальный бизнес, не подозревая, что согласно санитарным правилам этот документ для занятий плаванием не нужен. Правозащитники видят в этом нарушение прав потребителей и личную выгоду санитарных инспекторов.

МОСКВА, 12 янв — РИА Новости, Татьяна Виноградова, Екатерина Ефимова. Россияне, покупающие справки в бассейн, уже много лет «поддерживают» нелегальный бизнес, даже не подозревая, что согласно санитарным правилам этот документ для занятий плаванием не нужен. Люди покупают справки, а бассейны продолжают их требовать, потому что ответственные лица не знакомы с нормативами, сообщил РИА Новости главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Правозащитники видят в сложившейся ситуации нарушение прав потребителей и личную выгоду санитарных инспекторов.

Документ о медосмотре для посещения бассейна необходим только в случае, если Роспотребнадзор дал соответствующее предписание администрации плавательных бассейнов, говорится в СанПиН 2121188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» , утвержденных еще в 2003 году.

«Когда будет сложная эпидситуация в регионе, тогда с тебя потребуют. Сейчас справка не нужна», — сказал РИА Новости Онищенко. «Справка нужна только там, где купаются дети, то есть в детских учреждениях, например в детских садах», — добавил он.

По мнению Онищенко, повсеместное требование медсправок в бассейнах говорит о том, что их руководство плохо знакомо с действующими санитарными нормативами и правилами. «Кто-то не дочитал, кто-то не хочет прочитать», — отметил он.

Как-то это не совсем вяжется с утверждениями выше. То что СанПиН 2.1.2.1188-03 не требует справки, не значит что иные нормы не требуют этого.

Странно что в бассейн ребенку нужна справка а взрослому нет.
Т.е. вы считаете что «Здоровый лоб» может размахивая ЗПП заносить туда энтеробиоз, а ребенок здоровый со справкой может пойти и подцепить его уже там?

Это тот случай, когда кое кому нужно сунуть ЗПП кое куда.

P.S. Право одного заканчивается там, где начинается право другого.

  • Вероника

    Сейчас требуют справки безоговорочно во всех гос. бассейнах, где в одной чаше плавают и взрослые, и дети. По этому поводу Онищенко не проронил ни слова, а жаль. Вдруг взрослым можно без справки? Потому что получение справки официально в прошлый раз вылилось у меня в 2.5 месяца хождений по врачам, сидении в очередях (и это при электр. записи, когда якобы всё должно быть чётко по времени! Кстати запись ведь возможна тоже далеко не на каждый день, для работающего человека — ещё реже). Быстро было только комп. флюорографию сделать — 3 минуты и всё готово. Вместо всего 2-х указанных обследований (энтеробиоз и дерматолог) — куча других! К смеху сквозь слёзы — дерматолога там и не было! В общем, в следующий раз крепко задумаюсь над оформлением этой справки.

  • Вероника

    кстати, кто может внятно ответить на вопрос — нужна ли взрослому справка для посещения того бассейна, в котором также плавают и дети. А если нужна, то от каких именно врачей, что именно должно быть в этой справке отражено.

  • Светлана

    На моё обращение в Роспотребнадзор 14.10. 2016 г. поступил ответ, что требование администрации бассейна, в части предоставления медицинской справки правомерно. Сославшись на СанПин 3.2.3215-14 п. 11.1, 11.2.2 и п. 3.2.3110-13 СП

  • Наталия

    Дорогие друзья, ну а сами-то вы как считаете: нормально ли это, когда вместе со здоровыми и обследованными детьми в одной ёмкости плавают взрослые люди, состояние здоровья которых неизвестно?
    По поводу распоряжения г-на Онищенко об отмене мед.справок, о чем я узнала случайно, год назад у меня состоялась активная переписка, которая началась с Роспотрбенадзора и «утонула» в недрах министерства здравоохранения.Я так и не получила ни одного вразумительного ответа с позиций обеспечения инфекционной безопасности.
    Лично я категорически против того, чтобы бассейн посещали люди, не освидетельствованные в мед.учреждении, и после того, как узнала об отмене справок, посещать бассейн прекратила. Причем тут степень хлорированности воды, о которой пишут некоторые авторы? В бассейне посетители пользуются шкафчиками, скамейками, туалетом, душем. Их кто-то дезинфицирует после каждого посетителя?
    О каком «здоровом образе жизни» может идти речь, если вместе со здоровыми людьми в бассейне могут находиться люди с ЛЮБЫМИ заболеваниями? Тут упомянули о «бизнесе» на справках. А какой бизнес мы будем «кормить» тогда, когда подцепим в бассейне какую-нибудь трудновыводимую заразу, лечение от которой изрядно вытряхнет наш семейный бюджет и вдобавок нанесёт удар и по внутренним органам? Мне вообще решение г-на Онищенко об отмене мед.справок для бассейна совершенно непонятно. В нынешних условиях напротив есть все основания для того, чтобы сделать более строгими правила для посещения бассейнов. Это продиктовано и данными статистики ИППП, и небывалыми ранее масштабами миграции населения из различных регионов, значительная часть которого приезжает нелегально и вообще ни в каких мед. учреждениях не наблюдаются. А тут- такое необъяснимое послабление.
    Беседовала с работниками бассейна, чтобы узнать их мнение по этому поводу. Все были единодушны в своём возмущении и категорическом несогласии с превращением некогда оздоровительного учреждения в проходной двор.

    1. Алексей Автор записи

      Наталия а что вы думаете по поводу того, что справка выдается и выдавалась на полгода? Разве это дает какие-нибудь гарантии?

      Да и сама процедура взятия этих анализов, мягко выражаясь, унизительна)

      1. Наталия

        Алексей, мне трудно судить о степени унизительности медицинских обследований, которые у Вас вызвали негативные эмоции. В том, что связано со здоровьем, не может быть унизительного вообще. Хотя есть люди, которые, к примеру, осмотр у проктолога считают унизительным. А потом в мучениях умирают от неоперабельного рака, который можно было вовремя обнаружить и вылечить.
        Насчет гарантий: уже сама необходимость идти на обследование к врачу для посещения бассейна (при условии, что это — действительно обследование, а не фикция за денежку) отсеет реально больных людей, которые о своём заболевании знают, но не думают о безопасности других. Человек просто будет уверен: ему справку точно не дадут. И скорее всего пойдёт лечиться.
        Приведу пример из личного опыта, хотя он и не очень удобный. Несколько лет назад, когда справки были обязательны, моему мужу отказали в выдаче справки для бассейна. Вместо неё он принёс от дерматолога рецепты. Красноватые пятна на бёдрах которые мы посчитали обычной потёртостью от тесных джинсов и пытались «вылечить» детской присыпкой, оказались эритразмой — кожной инфекцией, как оказалось — весьма заразной. Её возбудитель действительно внедряется в кожу через потертости, опрелости, и при любых повреждениях поверхностного эпителия в условиях повышенной влажности, например, если человек просто вспотел. Хорошо, что вовремя это выяснилось, и никому эта инфекция не передалась. А врач выполнил свой врачебный долг: перекрыл пути распространения инфекции. И что теперь, кто-то должен чувствовать себя униженным? Да это просто невзрослый разговор.
        Довольно быстро мы залечили эту «бяку» при помощи протирок салицилово-резорциновым раствором и эритромициновой мази, и муж после контрольных соскобов смог спокойно получить справку для бассейна у этого же врача.
        Ну и что во всей этой истории плохого?
        Ведь случись это сейчас, когда справки не нужны, то Вы, Алексей, и мой муж могли оказаться в одной раздевалке, просто подержаться за один вентиль в душе. И уже Вы пошли бы домой с «гостинцем».
        А Вы про какие-то гарантии говорите. Посмотрите на вопрос глубже, как цивилизованный человек. Если бы хлорка решала все проблемы с уничтожением инфекций, человечество при помощи копеечного препарата решило бы все свои проблемы. Но в документе, подписанном г-ном Онищенко о правилах посещения бассейнов есть приложение 3, в котором перечислены заболевания, передающиеся через воду. Я читала этот документ, когда шла моя переписка с Роспотребнадзором, Администрацией города, Комитетом по спорту и министерством здравоохранения. И у меня сложилось впечатление, что один человек писал первую часть документа, а его окончание — кто-то другой. Подписал третий. В-кратце смысл таков: дети должны проходить мед.освидетельствование, взрослые не должны, если санитарно- эпидемиологическая обстановка в регионе признана неугрожающей, при этом есть приложение к документу с перечнем заразы, передающейся через воду, и даже крестиками отмечена степень передаваемости.
        Где логика? Да разве надо ждать поголовной эпидемии чумы или холеры, чтобы срочно ввести справки для бассейна? Достаточно просто сделать бассейн общедоступным для всех, простите, сифилитиков, больных краснухой, чесоткой, гоноррееей и т.п.
        Как говорится в старом анекдоте, 100% гарантию не даёт даже страховой полис. Но поставить врачебный заслон всякой заразе при посещении мест общего пользования с повышенной опасностью инфицирования — это первейший долг и чиновников от медицины, и городских властей, и руководителей спорткомитетов.
        Грамотная профилактика способна свести к минимуму риски инфицирования ничего не подозревающий и вполне добросовестных людей, не говоря уже о психологическом комфорте посетителей бассейнов.
        Неужели в нашей стране с многовековой культурой, где с глубокой древности знали, что такое баня, чтили чистоту тела тогда, когда в Европе кавалеры ловили блох с волос своих дам изысканными золочеными блохоловками с перламутровыми ручками и заливали благовониями запах немытого тела, нужно вести дискуссию о столь элементарных вещах, как гигиена и безопасность посещения оздоровительных заведений? Удивляюсь, друзья.
        И простите за эмоциональное многословие. По бассейну скучаю…

    2. Red Ted

      Полностью согласен, Наталья, Вы все очень грамотно и правильно изложили.

  • Irine

    Не видела ни одного комментария по поводу бассейнов на курортах. Все лезут в воду, не возмущаясь сан.обстановкой в регионе! Та же г-жа Наталия, уверена, купалась бы с детьми в той же Турции совершенно спокойно. И в голову не пришло бы, что рядом плавает больной турист. Умерьте свой «праведный» гнев! Или Вы тоже из тех, кто наживается на справках? А еще могу посоветовать мыться с мылом до и после купания в бассейне. Это защитит Вас надежнее, чем справка!

  • Раиса
  • ПАВЕЛ

    Наталья, Ваш «высокий штиль» завораживает, но и настораживает: автор пристрастен! Но спуститесь с небес на землю — где элементарная логика? Можно пройти полное мед. обследование, заручиться справкой, и не одной — сегодня, а завтра «подцепить» заразу, а, может, и не одну? Вот Вам и справка — потраченное время и деньги. Именно поэтому весь цивилизованный мир не знает справок для посещения бассейнов. А в России чиновничий бизнес процветает. Ничего личного…только потраченное время и деньги.

  • Владимир 1702

    Я сам слышал об отмене справок несколько лет назад в новостях.
    Несколько удивился, хотя в целом согласен, что толку от них — ноль.

    В ноябре, возобновляя походы в бассейн после пятилетнего перерыва, столкнулся с требованием справку предоставить, причем именно принести, а не пройти осмотр у бассейного врача, как разрешалось ранее.

    Сегодня, придя в бассейн, покупая абонемент на сл. месяц, услышал, что теперь справка не нужна («мы сами в шоке»).

    Жду, что месяцев через 5 вновь начнут требовать)))

    *********************************************************************

    Alexey, поздравляю, Ваши толковые видео находил на ютьюбе, а теперь и сайт нашелся по запросу о справках! Хорошо продвигаетесь! Успехов!

    Владимир

  • Ирина

    Если бы получение справки за деньги сопровождалось полноценным обследованием, это было бы вполне справедливо. Но вот результат платности: врач даже не осматривает на предмет грибка, пока справка была бесплатной, врачи хотя бы осматривали кожу на наличие заразных заболеваний: грибка и чесотки. Теперь: денег заплатил — справку получил. 15 минут.

  • Марина

    В Германии нет никаких справок. Была и в открытом местечковом бассейне, и в огромном водном комплексе, куда стекаются люди из нескольких окрестных городов, и взрослые, и дети (большинство), и никаких справок. Спросила своего немецкого бойфренда, как так, а если заразится кто? (в Москве-то я всегда предоставляла, не зная, что оказывается, справка вовсе не обязательна), он ответил: «как можно заразиться, когда воду хлорируют? Это просто невозможно». И был очень удивлен вопросом))
    Вот так. А в Москве когда однажды одна женщина забыла справку, не очень вежливая администратор прямо с криком стала требовать у нее справку и, кажется, так и не пустила ее. Все были в шоке.Костя Гога

    Со справками в бассейн перегиб…
    Может и из выхода из дома требовать справки, что если человек заражен болезнью передающийся воздушно-капельным путем и может заразить другого в публичном транспорте?
    Если человек идиот и прется с явным заражением в бассейн, справка ему не поможет.. :)

  • Алла

    Спор не утихает годами. А в это время в России уровень зараженных энтеробиозом бьет все рекорды. В среднем у каждого десятого ребенка при банальном обследовании находят яйца остриц. А сколько еще не выявленных больных — «умные» родители перед анализом моют попку ребенка (чтоб наверняка не нашли), да и взрослые сдаваться не хотят. И почему СанПиН 2.1.2.1188-03 решил, что только дети могут болеть энтеробиозом?!? А после 10 лет неожиданно появляется стойкий иммунитет к глистам)))). Согласна с Наталией — у нас в отличии от европейцев — всю жизнь «и та-а-а-ак сойдет». Как врач могу сказать, что дерматолог/гинеколог + анализ на энтеробиоз — это обязательно. Вы уверены в чистоте своей и своего ребенка, но уверены ли вы в чистоте чужих детей и их родителей, которые вместе с вами плещутся в бассейне?

  • Екатерина

    Ирина правильно говорит…А приводить в пример Германию, или другие страны Европы, простите абсурдно….По себе не надо судить всех, если у нас в России плюют на свое здоровье, и пренебрегают посещением врача….то в других странах Европы, они при любом чихе к врачу бегут..

  • Организация федерального государственного
    санитарно-эпидемиологического надзора за
    летними оздоровительными учреждениями в 2013 году

    Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Григорьевой Н.Н., содоклады начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Центральном административном округе города Москвы Чигирёвой Э.И., начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Северо-Восточном административном округе города Москвы Волхонской Л.А. на тему: «Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями в 2013 году», выступления главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Плавунова Н.Ф., коллегия отмечает, что организационные мероприятия по подготовке к летней оздоровительной кампании 2013 года осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами, с протоколом селекторного совещания в Роспотребнадзоре от 18.04.2013 г. №4 «О ходе подготовки субъектов Российской Федерации к летней оздоровительной компании», приказом Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 26.04.2013 г. №42 «Об обеспечении надзора за условиями отдыха и оздоровления детей и подростков в 2013 году», а также с учетом результатов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в летнюю оздоровительную кампанию 2012г.

    Под надзором Управления Роспотребнадзора по г.Москве в летнюю оздоровительную кампанию 2012 года функционировали 839 оздоровительных учреждений различных типов, в том числе: 3 загородных дошкольных учреждения (детские дачи), 49 стационарных загородных учреждений для детей школьного возраста, 1 стационарное загородное оздоровительное учреждение санаторного типа, 8 санаториев и 778 городских учреждений с дневным пребыванием детей, в которых отдохнули 113 843 ребёнка.

    За пределами Москвы в 2012 году отдохнуло свыше 176258 детей школьного возраста, что составило 21% от числа детей города Москвы школьного возраста.

    По результатам плановых и внеплановых проверок в учреждениях отдыха и оздоровления детей основными нарушениями являлись:

    • открытие лагерей без наличия документа о соответствии (несоответствии) требованиям санитарных норм и правил (открыты без разрешений 4-х городских лагеря на базе школ и ДОЛ «Березка» ФНС РФ в связи с непредставлением в полном объеме сведений о медобследованиях персонала);
    • нарушения санитарных норм и правил при организации питания;
    • неудовлетворительные результаты лабораторных исследований питьевой воды из артезианских скважин по содержанию железа;
    • открытие загородных стационарных оздоровительных учреждений без уведомления организаторами отдыха о начале осуществления предпринимательской деятельности.
    • выезд организованных групп детей железнодорожным транспортом без медицинского сопровождения, без организации горячего питания, без согласования ассортимента продуктов, входящих в дорожный набор - "сухой паек".

    При проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществлялся лабораторный контроль за соответствием гигиеническим требованиям продуктов питания, питьевой воды, воды бассейнов, воды артскважин и воды разводящей сети, почвы, продуктов питания, факторов окружающей среды.

    По результатам лабораторно-инструментальных исследований отмечается продолжающийся рост неудовлетворительных результатов исследования воды централизованных источников водоснабжения и водопроводной сети по санитарно-химическим показателям. Кроме того, отмечен рост доли неудовлетворительных исследований проб воды бассейнов по санитарно-химическим показателям с 13,9% в 2011 году до 16,7% в 2012 году, что требует разработки специальных мероприятий по установке и контролю эффективности систем дополнительной очистки воды при планировании мероприятий по подготовке к летней оздоровительной кампании 2013 года.

    Также требует внимания вопрос обеспечения безопасности кулинарной продукции, вырабатываемой на пищеблоках в связи с отмеченным ухудшением результатов лабораторного контроля с 4,2% несоответствующих требованиям в 2011 году до 5,3% несоответствующих требованиям в 2012 году.

    В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, за выявленные нарушения санитарного законодательства Российской Федерации был составлен 251 протокол об административном правонарушении по ст.ст. 6.3; 6.6.; 6.7 ч.1.; 19.5.ч.1. КоАП Российской Федерации, вынесено 238 постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 668300 рублей, 12 постановлений – в виде предупреждений, по 1-му административному делу материалы направлены для рассмотрения в суд.

    По данным ОРУИБ массовых инфекционных заболеваний за период летней оздоровительной кампании 2012 года не зарегистрировано.

    Обращает на себя внимание снижение оздоровительного эффекта: выраженный оздоровительный эффект получили летом 2012г. только 78,2% детей, что ниже уровня по Российской Федерации (выраженный оздоровительный эффект у 87,8 % детей, отдохнувших в оздоровительных учреждениях в 2012г.) и ниже уровня 2011 года по г.Москве. Слабый оздоровительный эффект получили 19,9% детей (по Российской Федерации – 10,4 %), оздоровительный эффект отсутствовал у 1,9% детей (по Российской Федерации – 1,8%).

    Управлением и Территориальными отделами в ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2013 года выполнены следующие мероприятия:

    1. Издан приказ по Управлению Роспотребнадзора по г.Москве №42 от 26.04.2013 «Об обеспечении надзора за условиями отдыха и оздоровления детей и подростков в 2013 году»;
    2. Налажено взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора по Московской области в соответствии с Положением о взаимодействии и координации деятельности Управлений Роспотребнадзора по Московской области и по городу Москве при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков города Москвы, расположенных на территории Московской области, в каникулярное время;
    3. Проведены семинары с руководителями и медицинскими работниками оздоровительных учреждений, а также с работниками пищеблоков и другими работниками ЛОУ;
    4. Проведено совещание со специалистами территориальных отделов Управления Роспотребнадзора в АО города по вопросу организации надзора за ЛОУ в 2013 году;
    5. Совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» разработано государственное задание на проведение государственных услуг по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведения лабораторных исследований в оздоровительных учреждениях;
    6. Уточнена сеть и дислокация оздоровительных учреждений, планируемых к открытию в 2013 году;
    7. Принято участие в селекторных совещаниях в Роспотребнадзоре и Правительстве Москвы. Протоколы селекторных совещаний доведены до сведения специалистов территориальных отделов.
    8. Направляется информация в Роспотребнадзор о подготовке ЛОУ к летней оздоровительной компании 2013 года в системе электронного перевода с пояснительной запиской ежемесячно, начиная с февраля 2013 года.
    9. Направлены в Роспотребнадзор предложения по оптимизации форм мониторинга за детскими оздоровительными учреждениями при подготовке и в ходе летней оздоровительной кампании.
    10. Принято участие в совещании Правительства Москвы по вопросу о ходе подготовки к летней оздоровительной компании 2013 г., проведенного по инициативе Управления.

    Мероприятия по подготовке к летней оздоровительной кампании 2013 года осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года №29-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы".

    Под контролем Управления Роспотребнадзора по г.Москве в летнюю оздоровительную кампанию 2013 года находится 392 летних оздоровительных учреждения, в которых запланирован отдых 60530 детей, в том числе:

    • 48 загородных лагерей для детей школьного возраста (43250 детей)
    • 8 санаториев (2000 детей);
    • 336 учреждений с дневным пребыванием детей (15280 детей).

    В 2012 году были выданы планы задания 48 загородным оздоровительным учреждениям, с количеством мероприятий – 182, из которых по состоянию на 24 апреля 2013 г. выполнены 105 мероприятий, что составляет 58%.

    Отмечается низкий процент выполнения мероприятий по планам-заданиям, касающихся проведения капитального ремонта отдельных блоков (из 6 мероприятий не выполнено ни одно), ремонт отдельных помещений (выполнено на 30%), ремонт медицинского блока (выполнено на 38%), ремонт пищеблока (выполнено на 33%).

    С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в детских летних оздоровительных учреждениях летом 2013 года

    коллегия решает:

    1. Управлению Роспотребнадзора по городу Москве:

    1.1. Начальнику отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Роспотребнадзора по г.Москве:

    1.1.1. Принять участие в проверках летних оздоровительных учреждений (выборочно).

    Срок: июнь-август 2013года

    1.1.2. Обеспечить взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора по Московской области, с Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

    Срок: май-август 2013 года

    1.1.3. Обеспечить контроль за своевременным уведомлением руководителями организаций и предприятий, осуществляющих деятельность оздоровительных лагерей на время каникул, Управления Роспотребнадзора по г.Москве о начале осуществления этой деятельности.

    Срок: май-август 2013

    1.1.4. Обеспечить своевременное направление информации по результатам надзора за летними оздоровительными учреждениями в Роспотребнадзор в установленные сроки.

    Срок: май-август 2013 года в соответствии с запросами Роспотребнадзора.

    1.2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г.Москве:

    1.2.1. Обеспечить выполнение приказа по Управлению Роспотребнадзора по г.Москве №42 от 26.04.2013 «Об обеспечении надзора за условиями отдыха и оздоровления детей и подростков в 2013 г.»;

    Срок: май-август 2013 г.

    1.2.2. Применять меры административного воздействия, адекватно выявленным нарушениям, в соответствии с действующим законодательством;

    Срок: май-август 2013 г.

    1.2.3. Информировать Управление Роспотребнадзора по г.Москве о случаях травм, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди детей в летних оздоровительных незамедлительно, и проводить расследования в соответствии с действующими нормативными и методическими документами;

    Срок: установленный нормативными документами

    1.2.4. Проводить внеплановые проверки предприятий-поставщиков, при выявлении нарушений по поставке продуктов питания;

    Срок: май-август 2013 г.

    1.2.5. Организовать проведение лабораторно-инструментального контроля в летних оздоровительных учреждениях в соответствии с приоритетными показателями:

    1.2.5.1. бактериологический, радиологический и санитарно-химический контроль за водой артскважин;

    1.2.5.2. бактериологический и санитарно-химический контроль за водой разводящей сети; бассейнов

    1.2.5.3. бактериологический и санитарно-химический контроль за питьевой водой, в том числе бутилированной водой, расфасованной в ёмкости. Контроль за соответствием физиологической полноценности макро- и микро-элементного состава питьевой бутилированной воды требованиям, указанным на маркировке.

    1.2.5.4. бактериологические исследования овощей на иерсиниоз;

    1.2.5.5. физико-химические показатели идентификации продуктов детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста (согласно ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» №88 от 22.06.2008г.;)

    1.2.5.6. физико-химические показатели идентификации соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания (согласно ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» № 178 от 27.10.2008г;)

    1.2.5.7. физико-химические показатели идентификации масло-жировой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания (согласно ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» № 178 от 27.10.2008г;)

    1.2.5.8. показатели идентификации продуктов на мясной основе, колбасных изделий для питания дошкольников и школьников, согласно раздела 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологического надзору.

    Срок: май-август 2013 г.

    1.2.6. Усилить контроль за организацией и проведением оздоровительных мероприятий, направленных на увеличение количества детей (не менее 85%), получивших выраженный оздоровительный эффект.

    Срок: май-август 2013 г.

    1.2.7. Представлять информацию в Управление Роспотребнадзора по г.Москве о результатах надзора в установленные сроки;

    Срок: май-август 2013 г.

    2. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалам в административных округах:

    2.1.Обеспечить выполнение приказа по Управлению Роспотребнадзора по г.Москве №42 от 26.04.2013 «Об обеспечении надзора за условиями отдыха и оздоровления детей и подростков в 2013 г.»;

    Срок: май-август 2013 г.

    2.2. Обеспечить проведение лабораторно-инструментального контроля в летних оздоровительных учреждениях в соответствии с приоритетными показателями согласно п. 1.2.6. решения коллегии:

    Срок: май-август 2013 г.

    3.0 Департаменту здравоохранения города Москвы:

    3.1. Обеспечить организацию оценки эффективности оздоровления детей и подростков в оздоровительных учреждениях в каждую оздоровительну. смену согласно Методическим рекомендациям "Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях" 22 мая 2009 г. N 01/6989-9-34;

    Срок: июнь-август 2013года

    3.2.Обеспечить организацию проведения оздоровительных мероприятий, направленных на увеличение количества детей (не менее 85%), получивших выраженный оздоровительный эффект.

    Срок: июнь-август 2013года

    3.3.Обеспечить незамедлительное (в течение 2-х часов) предоставление информации медицинскими работниками детских оздоровительных лагерей о случаях возникновения в детском оздоровительном лагере травм, единичных или групповых случаев инфекционных заболеваний (подозрений на инфекционные заболевания) у детей и (или) обслуживающего персонала в Управление Роспотребнадзора по городу Москве.

    Срок: июнь-август 2013года

    3.4.Обеспечить проведение необходимых профилактических прививок детям и подросткам, выезжающим за пределы Москвы к местам отдыха в другие регионы Российской Федерации и страны ближнего и дальнего зарубежья.

    Срок: май-август 2013года

    4.0 Департаменту культуры города Москвы:

    4.1. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2013 года и ежемесячно о реализации оздоровительной кампании 2013 года.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    4.2. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве об условиях перевозки организованных групп детей к местам отдыха и экскурсий.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    5.0 Департаменту образования города Москвы:

    5.1. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2013 года и ежемесячно о реализации оздоровительной кампании 2013 года.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    5.2. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве об условиях перевозки организованных групп детей к местам отдыха и экскурсий.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    6.0 Префектурам города Москвы

    6.1. Усилить контроль за выполнением организаторами отдыха дополнительных мер по подготовке к летней оздоровительной кампании 2013г. в соответствии с протоколом селекторного совещания в Роспотребнадзоре от 18.04.2013 «О ходе подготовки субъектов РФ к летней оздоровительной компании 2013 г.»:

    6.1.1. по выполнению планов-заданий и укреплению материально-технической базы учреждений;

    6.1.2. по укомплектованию пищеблоков и медицинских блоков подготовленным персоналом;

    6.1.3. по заключению договоров на поставку продуктов питания и проведению противоклещевых и дератизационных обработок территорий детских лагерей.

    6.1.4. по выполнению оздоровительных мероприятий, направленных на увеличение количества детей (не менее 85%), получивших выраженный оздоровительный эффект.

    7. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:

    7.1. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2013 года и ежемесячно о реализации оздоровительной кампании 2013 года.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    7.2. Обеспечить информирование Управления Роспотребнадзора по городу Москве об условиях перевозки организованных групп детей к местам отдыха и экскурсий.

    Срок: май-сентябрь 2013года

    8.0 Балансодержателям и руководителям детских оздоровительных учреждений:

    8.1. Принять оперативные меры, направленные на выполнение планов-мероприятий по подготовке оздоровительных лагерей к оздоровительному сезону.

    8.2. Обеспечить подбор квалифицированного персонала детских оздоровительных учреждений и их своевременную подготовку.

    8.2. Принять меры, в рамках мероприятий по заключению контрактов на поставку продуктов, по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания;

    8.3. Обеспечить мероприятия по заключению договоров и проведению дератизации и дезинсекции (акарицидной обработке);

    8.4. Уведомить Управление Роспотребнадзора по г.Москве о начале осуществления своей деятельности.

    8.5. Обеспечить выполнение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на увеличение количества детей (не менее 85%), получивших выраженный оздоровительный эффект.

    Руководитель

    Председатель коллегии Е.Е. Андреева

    Регистрационный N 32244

    В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст.4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

    Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2. 3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун" (приложение).

    Врио Главного государственного санитарного врача

    Российской Федерации

    А. Попова

    Приложение

    Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.3150-13

    I. Область применения и общие положения

    1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун (далее - бани).

    1.2. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

    Ранее построенные здания бань эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

    1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора 1 .

    II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению и устройству бань

    2.1. Бани должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Не допускается оборудование бань в многоквартирных жилых домах.

    2.2. При проектировании, строительстве и реконструкции бань внутренняя планировка основных помещений должна соответствовать гигиеническому принципу поточности, предусматривающему возможность последовательного продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевальная, мыльная, парильная. Санузлы размещаются при раздевальных.

    2.3. В банях допускается размещать: помещения для оказания услуг - маникюра и педикюра, массажа, парикмахерских и косметических услуг; прачечные; объекты общественного питания, розничной торговли, бассейны - при условии соблюдения требований санитарного законодательства к их размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации.

    2.4. Здания бань оборудуются системами горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции. Для достижения оптимальных параметров микроклимата допускается устройство систем кондиционирования.

    2.5. Очистка и дезинфекция систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна производиться не реже 1 раза в год.

    2.6. При отсутствии централизованной системы канализации здания бань оборудуются локальными очистными сооружениями.

    2.7. Системы водоснабжения бань должны обеспечивать бесперебойную подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения.

    2.8. Освещение помещений бань должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

    III. Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию, содержанию и режиму работы бань

    3.1. Для отделки помещений бань используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

    3.2. Мебель, устанавливаемая в помещениях бань, должна иметь гладкие поверхности, доступные для влажной уборки и устойчивые к обработке дезинфицирующими средствами.

    3.3. Раздевальные должны быть обеспечены отдельными сидениями и вешалками для одежды каждого посетителя.

    3.4. Мыльные оборудуются скамьями, изготовленными из материалов, устойчивых к воздействию влаги и дезинфицирующих средств.

    Мыльные оборудуются водоразборными кранами и душевыми со смесителями из расчета один кран и одна душевая не более чем на 8 человек. В мыльной рекомендуется предусмотреть отдельный кран с подводкой горячей и холодной воды для мытья стен, оборудования и полов.

    3.5. Ванны и тазы, предназначенные для мытья, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами. Количество тазов принимается из расчета не менее двух тазов на одно помывочное место. Тазы, предназначенные для мытья ног, должны иметь маркировку "Для ног".

    3.6. Парильные оборудуются полками или сидениями. Отделка парильной проводится материалами, безопасными для человека.

    3.7. Комната обслуживающего персонала оборудуется индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников бани.

    3.8. В помещениях бань должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: в раздевальной - температура воздуха 25 - 28 С, в мыльной - не ниже 25 С.

    3.9. Для хранения чистого и использованного белья должны быть выделены раздельные помещения (далее - бельевые).

    3.10. Бельевые для хранения чистого белья должны быть оборудованы закрытыми шкафами или стеллажами на высоте не менее 30 см от пола, имеющими покрытие, допускающее проведение влажной уборки и дезинфекции.

    3.11. Бельевые для хранения использованного белья должны быть оборудованы стеллажами на высоте не менее 30 см от пола, имеющими покрытие, допускающее проведение влажной уборки и дезинфекции.

    При хранении использованного белья более суток должна быть предусмотрена возможность для сушки использованного белья.

    3.12. В раздевальных и мыльных для сбора использованного белья, веников, банных принадлежностей должны устанавливаться емкости с крышками.

    3.13. Бани обеспечиваются уборочным инвентарем, который должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с маркировкой в зависимости от назначения помещений (туалет, входная группа помещений, мыльно-парильное отделение, раздевальная), храниться в специально отведенных помещениях или в отдельном шкафу.

    3.14. На протяжении рабочего дня в помещениях бани должна проводиться текущая уборка: мытье полов, скамей в раздевальных, а также мытье пола, скамей из шланга в помещениях мыльных и парильных. В конце рабочего дня в отсутствии посетителей в бане производится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств.

    3.15. Один раз в неделю выделяется день для проведения генеральной уборки. Во время проведения генеральной уборки поверхности полов, стен во всех помещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств.

    Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на стенах и потолках, трещин, щелей и другое) осуществляется во время проведения генеральной уборки.

    3.16. Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

    3.17. Отходы, образующиеся в результате деятельности бань, подлежат сбору и удалению.

    3.18. Работники бань должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке 2 ; аттестацию на знание настоящих санитарных правил не реже 1 раза в 2 года.

    Работники бань должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям 3 .

    Каждый работник бани должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

    3.19. Работники бань должны быть обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Должна быть организована стирка спецодежды.

    1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999)

    2 Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111, с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н, зарегистрированным Минюстом России 03.07.2013 N 28970).

    3 Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный N 32115).