Интервью с Анатолием Зенченко: Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя

Анатолий Зенченко умеет говорить о йоге так, будто это не сложнейшая древняя практика, а невероятно приятное занятие, которое гарантирует удовольствие и наслаждение от процесса. Самое интересное, что для него это так и есть – недаром уже больше 20 из своих 35 лет он занимается только йогой и преподает ее другим по собственной методике Ишвара-йога. Для многих новых учеников его идеи становятся революционными, в корне меняют практику и подход к ней. Йога без боли и травм, йога без насилия над телом, йога с уважением к своему организму, с пониманием принципов работы опорно-двигательного аппарата. На семинарах Анатолия Зенченко не звучат слова «чакры», «энергия», «визуализация», зато после его четких и логичных объяснений ученики уходят глубже в освоенных формах или впервые входят в асану, о которой и не мечтали.

Во время съемок телевизионного мастер-класса «Пробуди в себе йога!» на телеканале «Тонус ТВ» Анатолий Зенченко успел не только попрактиковать йогу перед камерами, но и поговорить о ней.

С какого возраста вы в спорте, в искусствах, в йоге?

Лет в 7 моим любимым увлечением было задержать дыхание и посчитать, сколько шагов я смогу пройти на одной задержке дыхания. Причем меня интересовало не количество шагов, а то состояние, в которое я попадал в конце задержки дыхания.

В 10 лет дядя отвел меня на вольную борьбу, и с тех пор я практиковал боевые искусства. Йогой начал заниматься лет в 14.

Как вы ушли из борьбы в йогу?

Я занимался карате, и те люди, которые учили меня, помимо боевых искусств имели и другие интересы. Кто-то увлекался буддизмом, кто-то – православием, кто-то – йогой. Мне было с ними очень интересно, они все были гораздо старше, чем я. В шутку можно сказать, что в йогу меня привела «дурная компания».

Дальше каким-то чудом мне удалось не сломаться, потому что на этом пути не было никакой методики и правил. Все смотрели на рисунки и фотографии и пытались вслепую повторить ту или иную асану. Часто все заканчивалось травмами. Это был своеобразный «путь через тернии к звездам», и многие к этим звездам не доходили. Тело «сыпалось» очень быстро.

Но мне никогда не хотелось прожить обычную жизнь бухгалтера, инженера, сантехника, потому что это было априори скучно.


Когда вы пришли в йогу, какова была обстановка с йогой в стране?

В 1982 году в СССР был принят закон, запрещающий карате, карточный бридж и йогу. Реальность была такова, что нельзя было заплатить три рубля и пойти заниматься. По крайней мере, йогой – точно нет. Те, кто меня учил, говорили: «Если ты кому-нибудь расскажешь, кто или где тебя учил, то меня посадят. Поэтому думай, что ты делаешь и с кем ты общаешься». Это были те люди из йогов-шестидесятников, которые помнили постановку на учет в КГБ, обыски квартир и т.д.

Когда вы первый раз побывали в Индии?

Посещение Индии я долго оставлял «на сладкое», чтобы приехать туда уже со своим опытом, знаниями, представлением о йоге в разных уголках мира. Сначала я хотел посмотреть, на каком уровне находится йога в мире, и несколько лет подряд посещал разные конференции, соревнования по йоге, которые проходили в Аргентине, Бразилии, Италии, Португалии. Когда я попал в Индию в 2004 году, я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел.

С чего начать неподготовленному человеку, который хочет заняться йогой?

Лучший вариант: смотреть на того, кто будет преподавать вам йогу. Насколько он сам гармоничен, здоров и насколько он доволен жизнью. Со временем вы станете похожи на того, у кого учитесь. Поэтому внимательно посмотрите на того, на кого вы станете похожи через какое-то время, и сделайте вывод.


Йоги должны быть вегетарианцами или придерживаться какой-то особенной диеты?

Ответ на этот вопрос лежит, к сожалению, не на поверхности, потому что в таком искусстве, как йога, все взаимосвязано. Есть «Йога», а есть просто «йога». Йога с большой буквы «Й» – это та йога, которая описана в классических текстах и которая тысячелетиями передается в устной традиции от учителя к ученику. А йога с маленькой буквы «й» – это та йога, которая пришла сюда, на Запад, которая существует сейчас в Индии.

На самом деле, «Йога» – это нечто очень сложное. Это искусство, которое доступно единицам из живущих. Многим хочется быть йогами с большой буквы «Й», и они стараются к этому прикоснуться, но так как сами дойти туда не могут, то стараются «спустить» это искусство к себе. Если говорить о «Йоге», то невозможно достичь каких-то результатов, если вы не задумываетесь, как минимум, о том, что едите. Йога не равносильна отказу от мяса, каждый человек сам выбирает, что ему есть. Но йога – это в том числе и путь к здоровому организму и питанию, и если вы всерьез ею займетесь, то рано или поздно сами придете к оптимальному для себя здоровому питанию. Перестать есть мясо, например, можно (и нужно) не по этическим соображениям, а потому, что это не очень здоровая еда для организма. Я не знаю йогов с большой буквы «Й», которые едят мясо.

В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все. Слово «нельзя» – это не про йогу. Главное: точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите.

Имеет ли значение для начала занятий йогой физическое состояние человека, гибкость?

Йога никакого отношения к состоянию костей, подвижности суставов, растяжке или какой-то специальной физической форме не имеет! Пока человек жив, пока у него есть желание начать занятия, он может это делать. В любой момент жизни можно прийти в йогу и начать менять свою жизнь к лучшему.

Принцип йоги в том, что мы учимся управлять движением своего тела, взаиморасполагать определенные части тела относительно друг друга, находить гармонию между работой мышц-антагонистов. Мы учимся сознательно управлять процессом напряжения и расслабления конкретных мышц в конкретный момент. Вся йога – это способ тренировать мозги с помощью инструмента – тела.


Новый проект «Пробуди в себе йога» позволит большому количеству людей начать практику йоги с вашей помощью. Скажите, чего вы ожидаете от этого проекта?

Для людей неподготовленных вся дорога начнется с первого маленького шага. Поэтому в проекте «Пробуди в себе Йога!» я расскажу о комплексе конкретных упражнений, воздействующих на тело. Моя главная задача заключается в том, чтобы представить зрителям базовые упражнения и действия, которые нужно обязательно знать и уметь новичку. И самое важное – объяснить им, что они делают, для чего, зачем и как. Потому как сейчас, включая иногда телевизор и натыкаясь на передачи и упражнения по йоге с «гуру» и учителями, я зачастую вижу, что половину из того, что происходит на экране, нельзя даже отдаленно назвать йогой. И некоторые из таких упражнений могут быть не просто бесполезны, они могут быть вредны и опасны риском нанести себе травму.

Поэтому я здесь. Чтобы такого на экранах телеканала «Тонус ТВ» никогда не было.

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги

Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине

Преподает йогу и ведет семинары в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья.

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России , Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) - вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Анатолий Зенченко

Профессиональный преподаватель Хатха Йоги, официальный представитель International Yoga Federation “World Union of Yoga” в Украине.

Он с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой.

Дальнейшая, самостоятельная практика вылилась в преподавание Йоги и выступления со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Уровень владения асаной, демонстрируемый Анатолием, был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ вряд ли могли составить ему конкуренцию.

Параллельно А. Зенченко работал над книгой, в соавторстве с С. Сидорцовым и М. Ясочкой, которая была опубликована издательством «Ника центр» в 1998 г. под названием «Йога восьми кругов (сетовый тренинг)».

Постепенно преподавание Йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Сибири, Москве, Питере и других городах Украины и России и Зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА .

Награды:

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло - вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно - приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году - это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку - мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги - в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.
В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".
"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.
В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!
Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.
Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.
На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.
Сегодня йога – это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды
4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)