Илья журавлев "циклическая медитация". Целью духовной музыки является достижение Пранавы

Звучание тонкой Вселенной

Согласно индийской философии, первоначальная материя Вселенной – это звук. Всё окружающее наполнено звуком, каждое движение создает его. Но не все звуки доступны обычному человеческому уху, - звуки высших сфер можно услышать только трансцендентным слухом. Помочь в этом может Нада-йога, –духовная практика, в основе которой лежит концентрация на внутренних звуках. Ведь звуки тонкого мира звучат и внутри нас, услышав их, беспокойный человеческий ум сможет расслабиться и личное я постепенно растворится в бесконечном блаженстве. Само слово «Нада» одновременно означает и звук и цветение. Таким образом, Нада-йога – это «расцветание сознания» с помощью звука.

Как услышать внутренние звуки?

В основе любой медитации лежит отключение разума. Для этого используется много методов, - концентрация на предметах, телодвижениях, музыке, ритме и многое другое. Всё это призвано отключить разум и погрузить человека в самосозерцание. Нада-йога, при погружение в себя, предлагает прислушаться к звукам внутри. Выделяется три основных способа медитации, с помощью которых практикующий Нада-йогу может услышать мистические звуки: это внутреннее созерцание Анахата-чакры (сердечного энергетического центра), многие последователи Нада-йоги считают, что трансцендентные звуки порождаются именно этой чакрой; концентрация на «Сушумне» - своеобразном канале в области позвоночника, по которому проходит основной поток энергии; сосредоточение на так называемой «точке Бинду», расположенной где-то в затылочной области. По мнению некоторых учителей, именно из точки Бинду проливается человеческое сознание, а вместе с ним и внутренние звуки. Хотя Нада-йога предполагает появление внутренних звуков при любой направленной на это медитации, вышеописанные способы можно считать самыми результативными.

Что именно можно услышать?

Внутренние звуки могут быть сугубо индивидуальные, но во многих источниках Нада-йоги описывается, что конкретно должен услышать практикующий. Согласно «Хатха-Йоге Прадипике», вначале духовного пути под названием «Нада-йога», можно услышать очень громкие звуки, такие как гром, барабаны, литавры, падающая вода, труба и колокол. Но со временем они станут тише, превратившись в пение флейты и звон колокольчика. Нада-йога говорит, что необходимо вслушиваться именно в более тихие звуки, пока сознание не сольётся с внутренним звуком полностью.

Звук как путь к Высшему Блаженству

Древние учителя уверяют, что Нада-йога – один из быстрейших способов достижения самадхи, поскольку она не требует долгих лет тренировок, а всего лишь хорошие способности к концентрации. Сам Шива в «Хатха-Йоге Прадипике» говорит, что услышав звуки Нады и сосредоточившись на них, йогин может растворить свой разум в Абсолюте всего лишь за 15 дней. Самое важное условие для успешного овладения Нада-йогой – это вера в действительное существование внутренних звуков. Преодолев это препятствие и услышав внутренние звуки, адепт Нада-йоги получит власть над своим умом и сможет овладеть высшими знаниями и возможностями. Ведь, по словам Свами Шивананди, «Ум естественно привлекается приятными звуками. Он захватывается в ловушку приятными звуками, подобно тому, как лань попадает в ловушку, привлечённая приятной музыкой. Когда ум поглотится звуками Ананды, вы достигнете знания о скрытых вещах. Вы разовьёте глаз интуиции. В конце концов, ум поглотится Брахманом или Абсолютом».

Т.е. практики повторения мантр. Мы знаем, что на первом этапе мантры повторяют (читают) вслух, с приобретением устойчивости внимания (фактически, способности долгое время неотрывно слушать) можно включать в практику повторение шепотом. Шептать мантры следует, как мы знаем, очень тихо, почти не слышно. Бывает, что нам кажется что мантра звучит, хотя речевой аппарат почти не функционирует, звука как такового нет — это и есть момент утончения. Когда мы можем «слушать» мысленное как если бы оно имело громкость, тон, интонацию и длину звучания — это уже, фактически, Нада-йога, следующий уровень.

Нада-йога не имеет противопоказаний и побочных эффектов, не имеет возрастных и других ограничений. Естественным образом, она лучше получается у людей с музыкальным слухом и способностями, а также тех, кто уже занимался медитацией . Она сочетается с любыми другими практиками йоги.

Простейшее, но очень интересное упражнение, чтобы почувствовать, что такое Нада-йога:

  1. Сядьте удобно, спрямой спиной, желательно в одну из медитативных поз йоги.
  2. Несколько минут повторяйте любую мантру вслух, лучше в полный голос, громко. Насколько комфортно, понижайте тон голоса, читайте «из живота» . Внимательно слушайте, КАК вы читаете мантру, и постарайтесь уловить едва заметные нюансы каждого отдельного произношения. Вы заметите, что каждый раз вы произносите даже очень знакомую мантру чуть по-разному! Это практика мантра-йоги, позволяющая успокоить ум и обострить внимание. Получилось? Идем дальше.
  3. Теперь несколько минут читайте ту же мантру, стой же интонацией, но шепотом. Не переставайте вслушиваться! Постепенно читайте все тише. И еще тише... Пусть губы продолжают шевелиться даже когда звука почти нет. Сидящий рядом человек не смог бы разобрать, что вы говорите, только вы сами. Читайте одними губами, но «с выражением», осознанно, как и когда читали вслух. Не позволяйте вниманию перескакивать на посторонние мысли.
  4. И еще на уровень глубже. Читайте ту же мантру мысленно, и уже не шевеля губами. Расслабьте весь речевой аппарат, как если бы вы молчали. Нижняя челюсть, язык и скулы расслаблены. Теперь вслушайтесь в свое мысленное повторение, и... читайте еще тише. Как бы «уменьшите громкость» своего мысленного чтения. Это возможно.
  5. Мантру, как и мысли, можно «думать громко» или «думать тихо». Обычно люди очень громко думают о ком-либо плохо, и довольно тихо думают о своем любимом человеке, или своей заветной мечте. Человеку свойственно громко думать свое ися, фамилию, профессию, и тихо — думать о своих корыстных планах или постыдных тайнах.
  6. Последнее упражнение из базовых. Теперь оставьте повторение мантры , при этом она может «эхом» звучать у вас в уме еще какое-товоемя. Почувствуйте, в какую точку или область в теле «ушла», погрузилась мантра, где онаокончательно «впиталась» или затихла.

Если этого нельзя ощутить сейчас,соберите внимание в области затылка (Бинду-чакра), в центре черепа (Аджна), или в середине груди, науровне сердца (Анахата). И вслушивайтесь этим местом. Если вокруг совершенно тихо, и ум тоже затмх — вы услышите в этой точке один, несколько или даже много звуков. Если это получилось — просто, слушайте этот звук, вам не «мерещится»...

Это упрощенный вариант довольно сложной практики, но весьма действенный. Для достижения быстрых результатов практикуйте в тишине (глубокой ночью, или в деревне). Эта практика ценнатем, что если получается услышать внутренний звук, ум автоматическисильно притягивается кнему, концентрируетсяна нем. Пратьяхара, Дхарана Дхьяна могут проходиться при этом за секунды!

Людям с излишне чувствительной нервной системой, или при депрессии лучше не делать эту технику, или делать в группе/под контролем преподавателя. Не стоит пробовать эту технику после плотной еды (не получится), при сонливости (заснете), а также на поздних сроках беременности (во избежание излишне эмоциональной реакции).

В йога-сутрах говорится, что имя высшей Реальности (Брахмана) - это Изначальный Звук (Пранава). Звук не отличен от самого высшего Источника. Звук есть сама высшая Реальность, манифестирующая себя посредством звуков.

Из Изначального Звука (Паранады) возникает Творческий Звук (Пранава), из Творческого Звука - Первичный Звук (Ом) и дальнейшие виды звуков (Нада).

Целью духовной музыки является достижение Пранавы.

Санскритский корень «Нада» переводится как «звук» или «вибрация». Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайя-йоги через растворение индивидуального сознания йогина в трансцендентальном состоянии изначального Ума (Брахмане). Считается, что Учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (богом Шивой) древним риши и сиддхам.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них - путь Нада. Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.65)

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляли Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке) Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (1.45)

Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога - наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей, обладающих средними способностями.

Я даю практику Нада в анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал Священные Писания и не способен понять Истину Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.64)

Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов.

Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.

Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.

Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях. Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений - среди объектов восприятия и чувств Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.89, 4.90)

Поток нашего сознания постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (Праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием.

Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), т.е. определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного Сознания (Атмана). Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим истинным «Я», а с двойственными мыслями и телом.

Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада - это нечто привлекательное для нашего ума.

Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком. Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается антахкарана Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.97, 4.98)

Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги, (пение мантр) мы открываем самые тонкие каналы в нашем энергетическом теле и входим в контакт с наиболее глубоким уровнем нашей внутренней реальности…

Садгуру Свами Вишну Дэв «ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА. Нада-янтра»

Музыка способна влиять на сознание человека, вызывая в нем определенные эмоции. Агрессия, радость, нежность, меланхолия, бодрость могут стать результатом одной прослушанной мелодии. Открыть разум через звучание помогает нада-йога, практика осознания звуков .

Сила звука давно известна великим мудрецам, нада практикуется наравне с другими учениями йогинов. Название произошло он индийского корня «над», означающего одновременно цветение и звук. В духовном смысле это понятие означает расцветание сознания под влиянием музыки. Мастера, практикующие нада-йогу, верят: мир родился из единого бесконечного звука, чистой вибрации, ставшей материалом для появления разума, пятерых элементов, чувств, мыслей и органов.

Нада-йога, основы практики

Посвящение в таинства нады происходит через непрерывное осознание окружающего звучания, слышимого и недоступного слуху. Открыть ум для понимания тайны звуков йогину помогает медитация, основанная на настройке чакр Анахаты и Сахасрары, их связи через энергетический канал – Сушумну.

Следует учитывать, что мелодию (рагу) надо подбирать индивидуально для каждого ученика. Влияние вибраций музыки на человека зависит от возраста, времени года, дня, энергетического состояния. Рага пронизывает все оболочки тела, наполняя естество светом и осознанием чистоты. Неправильный подбор звуков снижает или сводит до нуля эффективность медитации.

Стадии звуковой йоги

Практика нада состоит из 4 частей. Каждая стадия связана с порядком раскрытия тональности звука, его восприятием:

1 уровень. Вайкхари. Вибрация, достигающая нашего слуха, производится от механических ударов предмета о предмет. Речь человека и животных, звук камертона, барабанная дробь – все это относится к первому уровню и доступно непосвященным в йогу людям.
2 уровень. Мадхъяма. Еле различимые звуки, которые сложно прочувствовать, часто выходят за слуховой порог обычного человека. Научившись их осознавать, йогин переходит к следующей стадии раскрытия способностей разума.
3 уровень. Пашьянти. Видимый тон, недоступный человеческому слуху. Его можно прочувствовать в тонкой вибрации, или в изменении игры света и тени, но ухо не воспримет его звучания. Способность увидеть звук доступна только одаренным людям или ученикам, развивающим умения нада-йоги.
4 уровень. Пара. Звук, слышимый в молчании. Он чувствуется нутром, когда тишина не кажется пустой, а наполнена смыслом. В ней улавливается внутренняя мелодия, ее зарождение в самом истоке. Постигнувший Пару йогин сможет воспринять бесконечно долгие звуковые волны.

Освоивший все стадии нада-йоги человек сможет настраиваться на звук, необходимый ему в данное время в определенном месте. Постоянная практика раскрытия сознания позволит управлять состоянием своего тела и энергетики, улавливая тонкие вибрации музыки Вселенной.

| Йога звука

Йога звука или Нада-йога

Йога звука (нада-йога) это путь осознавания внутреннего звука.

Нада-йога является настоящим сокровищем, таинственным мистическим путем достижения внутренней реализации вплоть до Освобождения в Радужное тело, передаваемой в цепи преемственности сиддхов. Медитируя на внутренний звук, внешние звуки пяти элементов, йогин обнаруживает подлинный источник любого звука - это изначальное пространство недвойственного осознавания.

Работая с единством проявляющихся звуков и созерцательного присутствия, йогин силой созерцания берет под контроль праны в своем теле вплоть до высшего Освобождения.

Согласно учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука Нада или Пранава. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, называется Анахата-нада. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный свет — Нитья-Сваям-Джьоти и как самопорождающийся звук, поэтому он называется Анахата-нада.

Анахата-чакра связанна с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: "Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте".

Мистический звук Анахата-Нада является естественным проявлением нашего высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие праны (ветра) и огня (агни) — это равновесие называется .

Санскритский корень "Нада " переводится как "звук" или "вибрация". Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане.

Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада "

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи.

В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада , который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.

Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).

Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его.

Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине.

Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу , как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)

В сутрах часто упоминаются святые, которые при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты.

Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.
Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей таких как мы с вами, то есть обладающих средними способностями.

"Я даю практику Нада в Анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал священные писания и не способен понять Истину"

Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.64)