Экстремальный. Самые впечатляющие фигуры парашютного спорта

Люди мечтали о полёте с незапамятных времен. Трудно сказать, когда человек впервые поднялся в воздух. Воздушные змеи были известны уже в Древнем Китае; предполагают, что примитивными летательными устройствами пользовались индейцы доколумбовой Южной Америки. Технический прогресс привёл к интенсивному развитию авиации. Небо над нашими голова заполнилось самыми разнообразными летательными аппаратами. Появились и различные виды авиаспорта, значительную часть которых можно с полным правом назвать экстремальными.

Планеры и самолёты.

Наиболее распространённым видом авиаспорта является планеризм. К главным разновидностям соревнований планеристов относятся: скоростные полёты по треугольным маршрутам на 100, 200, 300 и 500 км; в цель с возвращением на старт; с посадкой в конечном пункте маршрута; на так называемую открытую дальность и на дальность с проходом одного или двух поворотных пунктов. Победителем признаётся пилот, выполнивший программу перелета и достигший наибольшей скорости и высоты полёта. Другим важным видом воздушного спорта является самолётный спорт, включающий следующие дисциплины: полёты на установление рекордов скорости, высоты, дальности, продолжительности, и т.д.; исполнение фигур высшего пилотажа; перелёты по заданному маршруту, во время которых демонстрируется мастерство пилотажа и навигации.

Аэростаты.

Первыми летающими устройствами были воздушные змеи, известные в Китае уже в VI в. до н.э. Однако первым видом авиаспорта стали полёты на воздушных шарах, приобретшие популярность к началу XX века. В 1906 году состоялись дебютные соревнования на Кубок Гордон-Беннета. Состояния воздухоплавателей были прерваны Первой, а позже Второй мировой войной, но в 1973 году возобновились. В рамках Кубка проводятся соревнования на расстояние, на достижение цели и на время перелета. Право принимать очередные соревнования Кубка переходит к стране, представители которой победили в последних состязаниях.

Парашюты.

Парашютизм имеет давнюю историю — уже в рукописях Леонардо да Винчи (1500 г.) можно увидеть набросок несложного парашюта. Первое успешное приземление с помощью данного устройства состоялось в 1785 г. «Пионером» парашютного дела стала собака, поднятая Ж.П. Бланшаром на аэростате и сброшенная с высоты 3000 м. Первым же человеком, испытавшим парашют (22 октября 1797 г.) стал французский аэронавт Ж. Гарнерен. Сегодня спортивный парашютизм включает прыжки на точность приземления, затяжные прыжки, индивидуальный и групповой акробатический парашютизм. Прыжок с парашютом больше напоминает падение, а не полёт, однако современные конструкции парашютов позволяют планировать на значительные расстояния и производить в воздухе впечатляющие акробатические упражнения.

Знаете ли вы, что:

  1. Вначале парашюты были снаряжением десантных войск, но вскоре парашютные прыжки стали популярным экстремальным развлечением и видом спорта.
  2. Планеры не имеют моторов и перемещаются над землёй, используя силу воздушных потоков.
  3. Дельта-планеризм — популярный и сравнительно недорогой вид спорта.
  4. На современном аэростате можно относительно быстро облететь вокруг планеты, не приземляясь.
  5. Некоторые виды спорта, не имеющие ничего общего с планеризмом или парашютными прыжками, также используют несущую силу воздуха и позволяют человеку реализовать извечную мечту о полёте. Одним из примеров могут служить прыжки на лыжах с трамплина.

Интересное:
За своим маленьким ребёнком нужно очень тщательно следить и ухаживать, особенно если вы молодая мама . Нужно постоянно консультироваться у врача, правильно питаться и так далее.

В XXI веке экстремальные виды спорта набирают популярность, начиная всерьез теснить официальные дисциплины, признанные Международным олимпийским комитетом. Едва ли не самыми захватывающими и перспективными областями экстрима являются воздухоплавание и другие дисциплины, связанные с покорением неба. Интерес к воздуху так велик, что начиная с 1997 года Международная авиационная федерация стала регулярно организовывать Всемирные воздушные игры. «РР» решил рассказать о наиболее интересных дисциплинах, включенных в программу этого соревнования.

1 Парашютный спорт

История Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

Специфика В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.

Герой Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга — нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют — крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты ­напоминают белку-летягу.

2 Кайтинг

История Кайт — английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для ­наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.

Специфика Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных - возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье — таких не больше десяти в мире. Стоимость — от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую — он поворачивается вправо, за левую — влево.

Герой Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире — канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают ­произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая — до 1500 долларов.

3 Воздухоплавание

История Именно воздушные шары позволили человеку впервые подняться в небо. Принято считать, что изобрели этот летательный аппарат братья Монгольфье в конце ХVII века. Впрочем, официальная версия куда более привлекательна. Хотя бы потому, что испытывать изобретение отправили очень веселую компанию: барана, петуха и утку. Имен им, в отличие от собак-космонавтов, не дали, зато они вернулись на землю целыми и невредимыми.

Специфика Воздухоплавание — это полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха. К ним относятся аэростаты (по-простому воздушные шары) и дирижабли. Соревнования по воздухоплаванию — это не только красивое шоу, но и профессиональный вид спорта, по которому проходят различные турниры, от Кубка России до чемпионатов Европы и мира. Главная задача спортс­менов — не только достичь цели, но и выполнить задание, например сбросить маркер на мишень. Задача усложняется тем, что воздухоплавание — совершенно неманевренный вид передвижения и полностью зависит от ветра, от его направления и скорости. Зато оно считается наиболее безопасным из всех экстремальных видов спорта.

Герой Россиянин Станислав Федоров — один из самых известных воздухоплавателей на планете. На его счету семь мировых и один абсолютный мировой рекорд. Он же совершил самый быстрый полет на тепловом дирижабле, развив скорость 27,45 км/час. Обладатель ордена «За личное мужество» установил еще один рекорд, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8 тыс. м.

4 Парапланеризм

История Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» — парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка — парамотор.

Специфика Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет — 502,9 км.

Герой Один из лучших парапланеристов ­мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый ­аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.

5 Дельтапланиризм

История На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.

Специфика Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант — буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.

Герой Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», - сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.

6 Роупджампинг

История Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.

Специфика Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.

Герой Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта — 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.

7 Слэклайн

История В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. ­Йосемити — известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.

Специфика В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн — это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне — 1800 м, в лонглайне — 384 м.

Герой Для слэклайнеров Энди Льюис — личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.

8 Аэробатика

История Первый чемпионат мира по аэробатике — демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами — прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры — «домашнюю ­заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве — в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования — от 100 до 1000 м.

Специфика Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.

Герой Российский пилот Алексей Максимов - один из лучших спортсменов-люби­­телей в России. На своем «пожилом» учеб­но-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».

9 Авиамодельный спорт

История Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано ­Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.

Специфика Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.

Герой Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.

10 Соревнования самодельных летательных аппаратов

История Red Bull Flugtag — чемпионат самодельных летательных аппаратов — собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.

Специфика На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобре­татель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.

Герой 52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), — бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. ­Первый полет, длившийся пять минут, Росси ­совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. ­Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора ­года совершил еще один полет — через Большой Каньон в американском штате Аризона.

Воздухоплаватели, или, как часто их называют, баллунисты (от английского balloon - аэростат), - неугомонные люди. Ими придумано множество различных мероприятий с воздушными шарами.

Фиесты и соревнования - основные из них. Фиесты воздушных шаров проводятся по всему миру и собирают до нескольких сотен аэростатов, наиболее крупные воздухоплавательные фиесты - это американская фиеста в г. Альбу-керк (штат Нью-Мехико) и французская в г. Метц.

в отличие от фиест - более серьезные игры взрослых людей. Международная авиационная федерация (FAI) утвердила типовые правила воздухоплавательных соревнований на тепловых аэростатах.

Соревнования на воздушных шарах состоят из нескольких упражнений, суть которых заключается в том, чтобы как можно точнее привести аэростат в заданную точку или оптимизировать временной или дистанционный интервал полета.

Чтобы зафиксировать свой результат, пилот сбрасывает маркер - ленту из легкой ткани длиной 1,5 метра с легким мешочком песка на конце. К каждому пилоту прикрепляется судья, или в воздухоплавательной терминологии - обсервер, который фиксирует все нарушения и достигнутые результаты, а чтобы не было соблазна сговора, на каждый полет пилоту назначается новый обсервер.

В отличие от многих видов спорта судейство в воздухоплавании полностью независимо от каких-либо влияний со стороны организаторов, спонсоров, пилотов, федерации. Это достигается за счет сложной иерархии лиц, обеспечивающих судейство. Как было сказано, непосредственно с пилотом общается и наблюдает обсервер. Как правило, в каждом полете пилот имеет дело с новым обсервером.

Обсервер не обязательно должен уметь пилотировать аэростат, от него требуется безупречное знание правил и умение ориентироваться на местности. Обсерверы являются первой ступенью судейства, на второй ступени стоят так называемые дебриферы. Задача дебриферов - получение отчетов обсерверов о полете пилота, уточнение результатов полета и наложение штрафов. На третьей ступени судейской иерархии стоит спортивный директор, который рассматривает жалобы пилотов и выносит по ним решения. Высшим органом по линии судейства является жюри, состоящее из лиц, не связанных ни с организаторами, ни со спонсорами. Решение жюри является окончательным по любой жалобе пилота. Обычно судейский персонал превосходит по своей численности количество пилотов в полтора раза.

Как было сказано выше, одной из целей соревнования является проверка умения пилота привести аэростат к заданной цели и поразить ее маркером. В качестве целей, как правило, используются перекрестки дорог, такой объект имеет однозначное соответствие своей реальности изображению на карте. Иногда, например по соображениям безопасности, рядом с перекрестком может быть выложена мишень - крест из яркой ткани размером примерно 10x10 м. Если рядом с целью (перекрестком) лежит мишень, пилот должен пользоваться мишенью.

Перед каждым полетом пилоты получают от спортивного директора задания. Заранее никто не знает, какие это задания и в какой последовательности спортивный директор предложит их пилотам. Ниже приведены типовые задания, которые FAI рекомендует применять на соревнованиях.

  • Цель, объявленная пилотом (Pilot declared goal / PDG)
  • Цель, объявленная судьей (Judge declared goal / JDG)
  • Нерешительный вальс (Hesitation waltz / HW)
  • Прилет (Fly in / FIN)
  • Продолжение полета (Fly on / FORI)
  • Заяц и собака (Hare and Hound / HAH/FOX)
  • Потопление корабля (Watership down / WSD)
  • Мемориал Гордона Беннетта (Gordon Bennett memorial / GBM)
  • Плановый заход на посадку (Calculated rate of approach task / CRAT)
  • Гонка в зачетном районе (Race to an area / RА)
  • Локоть (Elbow / ELB)
  • Облет земли (Land run / LR)
  • Минимум дистанции (Minimum distance / Mini)
  • Наикратчайший полет (Shortest flight / STF)
  • Двойное бросание на минимальной дистанции (Minimum distance double drop / MNDD)
  • Максимальная дистанция (Maximum distance / MAX)
  • Максимальная дистанция с двумя бросками (Maximum distance double drop / MDDD)

Рекорды на тепловых аэростатах
Спортивные разрядные требования -
Воздухоплавательный спорт

История соревнований

Международная авиационная федерация (ФАИ), которая в настоящее время объединяет 16 различных классов спортивных авиационных направлений, на заре своего становления организовывала ежегодно большие международные соревнования по газовому воздухоплаванию . Впервые эти соревнования состоялись в 1906 году во Франции, в Париже. Призы для этих соревнований были учреждены Джеймсом Гордоном Беннетгом, который выделял средства для призовых фондов и в других видах спорта. В соответствии в уставом воздухоплавательного приза Гордона Беннетта учреждался переходящий приз дня национального воздухоплавательного союза, занявшего первое место.

Приз должен был представлять собой произведение искусства стоимостью 12 500 франков и мог оставаться в собственности национального союза только в том случае, если этот союз станет победителем в трех соревнованиях, а установленный рекорд не будет побит в течение 5 лет. Кроме этого приза, учреждался еще один: 12 500 франков наличными мог получить пилот, принесший первое место своему национальному воздухоплавательному союзу или клубу.

Страной-организатором соревнований на приз Гордон-Бенне па выступала та, которая в предыдущем году выиграла приз. По усмотрению организаторов соревнований устраивались полеты трех видов: на расстояние, на достижение намеченной (или, как сейчас принято говорить - декларированной) цели и на время. Все виды заданий применяются и в современном спортивном тепловом воздухоплавании, только при полетах на расстояние и время ограничивается район полета, в пределах когорого засчитывается результат. Как правило, этот район не превышает 20...40 километров.

Международные воздухоплавательные соревнования прервались Первой, а затем Второй мировыми войнами, хотя в различных странах проводились отдельные полеты и возобновились лишь в 1973 году, когда в США, в Альбукерке, стартовало 33 аэростата из 15 стран мира.

В России прерванные Великой Октябрьской революцией и гражданской войной спортивные полеты возродились в 1920 году. Как писал издававшийся в то время журнал «Аэро», первый свободный полет в Свободной России состоялся 27 июня 1920 года, газовый аэростат стартовал с центра Красной площади в Москве. К 1950 году в ФАИ было зарегистрировано 26 мировых рекордов, установленных отечественными воздухоплавателями.

История

Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

Специфика

В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.

Герой

Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга - нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют - крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты напоминают белку-летягу.

02. Кайтинг

История

Кайт - английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.

Специфика

Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных - возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье - таких не больше десяти в мире. Стоимость - от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую - он поворачивается вправо, за левую - влево.

Герой

Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире - канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая - до 1500 долларов.

03. Воздухоплавание

История

Именно воздушные шары позволили человеку впервые подняться в небо. Принято считать, что изобрели этот летательный аппарат братья Монгольфье в конце ХVII века. Впрочем, официальная версия куда более привлекательна. Хотя бы потому, что испытывать изобретение отправили очень веселую компанию: барана, петуха и утку. Имен им, в отличие от собак-космонавтов, не дали, зато они вернулись на землю целыми и невредимыми.

Специфика

Воздухоплавание - это полеты в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха. К ним относятся аэростаты (по-простому воздушные шары) и дирижабли. Соревнования по воздухоплаванию - это не только красивое шоу, но и профессиональный вид спорта, по которому проходят различные турниры, от Кубка России до чемпионатов Европы и мира. Главная задача спортсменов - не только достичь цели, но и выполнить задание, например сбросить маркер на мишень. Задача усложняется тем, что воздухоплавание - совершенно неманевренный вид передвижения и полностью зависит от ветра, от его направления и скорости. Зато оно считается наиболее безопасным из всех экстремальных видов спорта.

Герой

Россиянин Станислав Федоров - один из самых известных воздухоплавателей на планете. На его счету семь мировых и один абсолютный мировой рекорд. Он же совершил самый быстрый полет на тепловом дирижабле, развив скорость 27,45 км/час. Обладатель ордена «За личное мужество» установил еще один рекорд, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8 тыс. м.

04. Парапланеризм

История

Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» - парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка - парамотор.

Специфика

Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет - 502,9 км.

Герой

Один из лучших парапланеристов мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.

05. Дельтапланиризм

История

На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.

Специфика

Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант - буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.

Герой

Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», - сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.

06. Роупджампинг

История

Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.

Специфика

Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.

Герой

Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта - 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.

07. Слэклайн

История

В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. Йосемити - известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.

Специфика

В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн - это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне - 1800 м, в лонглайне - 384 м.

Герой

Для слэклайнеров Энди Льюис - личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.

08. Аэробатика

История

Первый чемпионат мира по аэробатике - демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами - прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры - «домашнюю заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве - в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования - от 100 до 1000 м.

Специфика

Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.

Герой

Российский пилот Алексей Максимов - один из лучших спортсменов-любителей в России. На своем «пожилом» учебно-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».

09. Авиамодельный спорт

История

Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.

Специфика

Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.

Герой

Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.

10. Соревнования самодельных летательных аппаратов

История

Red Bull Flugtag - чемпионат самодельных летательных аппаратов - собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.

Специфика

На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобретатель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.

Герой

52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), - бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. Первый полет, длившийся пять минут, Росси совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора года совершил еще один полет - через Большой Каньон в американском штате Аризона.

Парашютный спорт - дело нешуточное, и все ниже перечисленные дисциплины подразумевают серьезную подготовку. Но для начала стоит разобраться, что собой представляет каждая из них.

Классический парашютизм - включает в себя два упражнения: первое - прыжки на точность приземления. Задача состоит в поражении мишени размером в 3 см. Раньше, при круглых куполах, мишень была большой (круг, диаметром в 100 метров), и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала иметь размер 10 см, а после изобретения куполов "планирующая оболочка" мишень приняла размеры, которые существуют и сегодня. В настоящий момент для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров. Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнование ведется на время. Достаточно консервативный вид спорта: сам комплекс фигур не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенного мастерства и постоянства в результатах.

Групповая акробатика . Данная дисциплина преследует цель построения максимального количества разных фигур командой из нескольких парашютистов. Классическое количество парашютистов в команде - 4 и 8. Бывают также команды из 16-ти спортсменов. А рекордный прыжок, занесенный в книгу Гиннеса, был совершен командой из 296-ти парашютистов (Россия, г. Анапа, 1996 год). Основные фигуры для построения обычно объявляются заранее, названия же этих фигур дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: "рюмка", "звезда" и т.д. Команда из четырех человек может построить около 30 фигур за время свободного падения.

Купольная акробатика - з аключается в построении формаций из куполов раскрытых парашютов. Этим она кардинально отличается от других видов парашютного спорта, где работа над результатом идет до раскрытия парашюта (кроме прыжков на точность приземления).

При выполнении фигур купольной акробатики парашютисты входят в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов, при этом часто происходят завалы куполов. Поэтому парашютистам, занимающимся купольной акробатикой, нужно особенное оборудование. Купола должны быть устойчивыми, хорошо нагруженными и обладать возможностью точной регулировки скорости.

После того, как все фигуры построены, наступает этап, когда парашютисты должны отделяться друг от друга и делать заход на посадку. Это наиболее сложная и опасная часть упражнения. Если купола зацепились друг за друга, то даже приведение в действие замков отцепления купола может не помочь, а купол не отойдет. Раскрытие же запасного парашюта в такой ситуации достаточно опасно. Это делает купольную акробатику одним из самых рискованных видов парашютизма.

Фристайл - сравнительно молодой вид парашютизма, возник примерно 10 лет назад. Заключается в показе спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, выполненных парашютистом, а также мастерство воздушного оператора, который производит съемку спортсмена в воздухе.

Отработка фигур на земле требует специального оборудования, которое есть не на каждой дроп-зоне, и это, так же, как и отсутствие достаточной информации о фристайле, тормозит развитие данной дисциплины в России.

Скайсерфинг - это прыжки с лыжей на выполнение различных фигур в свободном падении. Появившись в России недавно, скайсерфинг сразу же стал пользоваться огромной популярностью.

Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта. Так как все элементы выполняются в состоянии свободного падения, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, чтобы на основе видеозаписи, сделанной этим оператором, члены жюри смогли выставить свои оценки. Таким образом, команда состоит из двух членов – спортсмена-лыжника и спортивного оператора. В зачет идет только первые 50 секунд видеозаписи прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также качество работы оператора.

B.A.S.E. jumping . Бэйс-джамперу для занятия любимым делом - прыжками с парашютом – не требуется самолет или другая летающая техника. Он обходится обыкновенным лифтом, а зачастую и собственными руками и ногами плюс альпинистское снаряжение.

Спортсмен-бэйсер забирается на крышу какого-нибудь здания, желательно небоскреба повыше, какую-нибудь телебашню, гору или скалу, и прыгает вниз.

Даже энтузиасты этого вида спорта говорят, что это один из самых опасных видов, даже на фоне экстремальных.

В России прыжки с высотных зданий и сооружений считаются мелким хулиганством и караются в полном соответствии с Уголовным кодексом. Опять же, у нас мало фирм специализирующихся на этом виде активного отдыха.

Популярны и такие виды активного отдыха как полеты на воздушных шарах и дельтапланах.

Полеты на воздушных шарах , обычному человеку, доступны на различных фестивалях, которые проходят и в нашем крае. Дальность полета на воздушном шаре зависит от силы ветра (в ураган, конечно, никто не полетит), при средней силе ветра это 20-30 км. На фестивалях воздушные шары поднимаются на высоту до 1000 м. Место приземления полностью зависит от метеоусловий.

Дельтапланеризм входит в число быстро развивающихся всемирно известных видов спорта. Сегодня насчитывается около 90000 дельтапланеристов по всему миру, плюс каждый год в небо поднимается около тысячи новоиспеченных дельта-пилотов. Аппараты сегодняшних дней невероятно устойчивые, прочные, и полеты на них могут быть ограничены лишь погодными условиями и опытностью самого пилота.

Заключение

Итак, обобщая все вышесказанное, видно, что экстремальный туризм очень интересный, захватывающий вид отдыха, и он все больше нравится людям, не смотря на свою дороговизну. Самое интересное, что русские одни из самых больших любителей экстрима, не смотря на то, что в России доход у населения в среднем не большой. Русские экстремалы участвуют во многих международных соревнованиях, и зачастую мы одни из сильнейших.

Экстремальный туризм постоянно находится в развитии, как в мире, так и в России. Все время появляются его новые виды и разновидности. Так относительно недавно появился космический туризм, и вполне возможно, что через 10-15 лет он будет более доступен, чем сейчас. А какие виды экстремального туризма появятся через 20-30 лет даже сложно представить.

По сравнению с Россией экстремальный туризм в других частях света - в Восточной Азии, в Европе, в Северной Америке разит очень сильно. А непосредственно среди жителей Европы и особенно Северной Америки экстремальный туризм наиболее популярный вид отдыха. К тому же доходы у населения этих частей света значительно выше, чем у нас, поэтому там экстримом могут заниматься почти все кто хочет.

Но, не смотря на то, что экстремальный туризм в России развит не лучшим образом, у него большие перспективы. Ведь в основном все проблемы связаны с плохим финансированием, но в последние годы государство начало выделять все больше денег на развитие спортивного туризма. И это правильно, ведь в России невероятное количество мест для активного отдыха.

А наиболее перспективными местами для экстремального туризма являются Камчатка, Сахалин и Алтай. Ведь здесь сама природа создана для экстрима. Здесь можно построить множество высококлассных горнолыжных курортов. Также здесь много мест для альпинизма, спелеологии, маунтинбайка, каякинга, рафтинга. Если в этих районах всерьез заняться развитием туризма, то сюда будут приезжать не только россияне, но и жители близ лежачих стран, таких как Казахстан, Китай, Монголия, Корея, Япония. А если все будет удачно складываться, то эти края могут заинтересовать и туристов с дальнего зарубежья.

Но, безусловно, самым перспективным местом для экстремального туризма остается Краснодарский край. Здесь можно заниматься почти любыми видами экстремального туризма. И если грамотно развивать наш край в этом направление, то туристы будут посещать наш край в еще большем количестве.

Я надеюсь, что в ближайшее время весь наш огромный потенциал найдет свое применение. И наша страна станет одним из популярнейших мест на Земле и среди любителей активного отдыха.

Из всего этого видно, что экстремальному туризму есть куда развиваться и тем самым все больше привлекать к себе новых туристов. Экстрим это ведь спорт, и это замечательно, что все больше людей хотят заниматься спортом.