Дмитрий федоров - биография, фотографии. О цензуре, будущем спортивной журналистики и мебели Белоусова

Скоро чемпионат мира, а значит, интернет-общественность будет полоскать комментаторов, как пелёнки полугодовалого младенца. Илья Казаков как-то обратил моё внимание на то, что интервью комментаторов на sports.ru вызывали более бурную реакцию, чем интервью любого футболиста или тренера. То есть, получается, комментаторы интереснее людям, чем непосредственные участники футбольного процесса.Больше всего меня поражает, что некоторые коллеги вызывают жгучую ненависть у болельщиков. Лично меня раздражает всего пара человек, но не настолько, чтобы выключить звук телевизора. Я их спокойно слушаю, но на выводы не обращаю внимания и изложенные ими факты стараюсь перепроверять – вот и всё. Если честно, я считаю, что мы, комментаторы, всего лишь обслуживающий персонал. Вроде официантов. Ведь редко бывает, что после ресторана вы обсуждаете официантов, а не качество еды. Разве что официант лихо нахамил.

Комментатор должен владеть базовыми умениями – хорошо поставленная речь, приятный тембр голоса (лично у меня эта опция, к сожалению, отсутствует), знание предмета, осведомлённость в нюансах статистики и хорошее знание правил. А остальное – область свободного творчества.

В начале этого года я подумал о том, что в мировой литературе и кино встречаются представители практически любых профессий, а вот комментаторов не припомню. Даже парфюмеры могут гордиться тем, что делегировали персонажа, ставшего именем нарицательным. Комментаторов, конечно, меньше парфюмеров, но ведь и мы тоже люди. Поэтому я задал себе задачку – написать что-нибудь про нашу профессию. В творчестве, как и в спорте, необходим вызов. Иногда бросаешь его сам себе. Сочинилась антиутопия «Земля комментаторов». Мой большой друг Дмитрий Иванов (бывший генеральный директор «Динамо») обладает отменным вкусом, поэтому я попросил его критически изучить написанное. Он посоветовал изменить концовку, что я и сделал. Текст я разбил на три части, буду выкладывать с понедельника. Предупреждаю, в первой части о футболе и хоккее практически ничего (кстати, довольно депрессивное начало), а вот потом…

И напоследок хочу вас развлечь… Поскольку сейчас модны всякие рейтинги, классификации и списки (под редакцией Умберто Эко даже вышла книга на эту тему), я решил описать семь смертных грехов нашего ремесла.

1) Недоброжелательность. Если комментатор зол на весь мир и садится к микрофону, то это катастрофа. Он никогда не скажет, как здорово сыграл нападающий, забивший мяч. Он отметит ошибки вратаря и защиты. Критическое всегда превалирует в его репортаже. Впрочем, среди зрителей много озлобленных, и им такой комментарий придётся по душе.

2) Зависть. Не секрет, что за последние годы зарплаты игроков увеличились в разы. Скудные зарплаты комментаторов остались прежними. Вы стали замечать, что комментаторы всё чаще и чаще попрекают игроков их заработками? Как вы думаете, это из-за обострённого чувства справедливости?

3) Двуличие. Малозаметный изъян, но, поверьте, интуитивно мы все его ощущаем. Комментатор заливается золотохвостым соловьём по поводу достоинств игрока, тренера, команды, качества игры и т.п., а потом выходит в перерыве из своей кабины и выплёскивает по тому же адресу ушат словесных помоев в беседе с товарищами. Можно сфальшивить разок, но когда это становится системой, то человек деквалифицируется.

4) Страх. Чем дальше, тем больше карьера комментатора на любом канале зависит от звонков сверху. Или сбоку. Ну, в общем, от звонков. В 90-е годы было полегче – власть ослабила свою железную хватку. Да чего уж там, совсем отпустила. И именно 90-е дали самых талантливых в нашей профессии! А в 96-м случилось эксклюзивное событие – на НТВ-ПЛЮС состоялся первый конкурс комментаторов, благодаря которому мы слышим Розанова, Журавеля, Батурина, Казакова, Трушечкина, Гараненко. Славные были времена! Не подумайте, что нами сейчас легко манипулируют и дают идеологические установки на каждый матч. Нет, но ведь ежедневный контроль и не нужен. Людям необходимо лишь намекнуть… Знаменитый чешский режиссёр Милош Форман как-то сказал замечательную фразу: «Сама по себе цензура не такое страшное зло. Самое страшное – это то, что цензура порождает, – самоцензура». Я переформулирую: самое неприятное не отстранение от эфира, самое неприятное – это знать, что ты можешь быть от него отстранён не из-за профессиональных ошибок. А, к примеру, просто потому, что кто-то считает тебя нефартовым.


5) Неестественная эмоциональность. Если раньше спорт пытались определять эстетическими и даже интеллектуальными категориями, то сейчас нужны в основном эмоции. В особенности на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, когда аудитория пополняется большой группой не шибко разбирающихся в нюансах товарищей. Да ещё и патриотично настроенных товарищей. Если так дальше пойдёт, то мыслящие люди совсем перестанут болеть за Россию – не захотят растворяться в орущей массе. Я всё-таки считаю, что комментатор не должен обращаться к низменным инстинктам. В Латинской Америке, в Италии люди экспансивны – там уместно орать, а Россия северная страна. Мы более сдержанные. Впрочем, у многих подобный комментарий находит отклик.

6) Запрограммированность оценки. Я не хочу рассматривать вопиющие случаи ангажированности – из-за боления за любимый клуб детства, из-за денег или из-за простой человеческой симпатии к боссу, тренеру или игроку какого-либо клуба. Это слишком просто. Бывает, что комментатор сделал прогноз на матч и потом всячески пытается его объяснить, оправдать в комментарии, если он не сбывается. Причём, самое смешное, что он мог дать прогноз не на своём канале, а в другом СМИ, которое, может, никто и не знает, но поскольку гордыня не позволяет признать свою ошибку, комментатор будет оправдывать свой выбор перед совершенно другой аудиторией. Не прямо, конечно, оправдывать, но объективного взгляда на происходящее уже не будет. Бывает, что комментатор сделал ставку на матч в букмекерской конторе и потом начинает её (опять-таки исключительно самому себе) объяснять. А бывает, что комментатор нафантазировал себе сценарий матча (да ещё, не дай Бог, поделился своими соображениями в начале репортажа), а ход игры его посрамил. И вот тут-то комментатор начнёт разжёвывать зрителю, как игра нелогична и что на самом деле всё должно быть по-другому. Частенько этот грех присущ коллегам на патриотических каналах. Они расхваливают шансы российской стороны, а король остаётся голым. Вывод: к микрофону надо садиться с чистым, незашоренным разумом.

7) Скука. В фильме «Семь» Джон Доу в самом конце признаётся в своём главном грехе. Я поступлю точно так же. Наверное, каждый комментатор иногда испытывал это чувство, нажимая эфирную кнопку. Нет ни желания, ни эмоций, ни интереса. Причём безотносительно качества игры и статуса матча. Футбол, хоккей – всё кажется опостылевшим, рутинным. Полное отсутствие вовлечённости в происходящее. Пятнадцать лет совместной семейной жизни, и что, каждый вечер приходить с цветами и улыбаться? Если с остальными грехами примерно понятно, как сладить, то с этим… С этим каждый справляется, как может. И общие рецепты исключены.

Комментатор НТВ Плюс и большой болельщик ЦСКА Дмитрий Фёдоров рассказал, в каком состоянии команда подходит к игре против «Манчестер Юнайтед» в Лиге Чемпионов.

Дима, за исключением тренерского штаба, ты, наверно, лучше, чем кто-либо, знаешь, как обстоят дела в ЦСКА. Завтра игра с «Манчестер Юнайтед». От чего, с позиции московской команды, зависит матч?

У ЦСКА есть травмированные. Участие Васи Березуцкого и Алана Дзагоева под большим вопросом. ЦСКА - команда, в которой можно любого заменить, но замена не будет равноценной. В особенности замена Дзагоева. Это главная проблема.

Я недавно прочитал интервью Газзаева и был потрясен тем, что он в очередной раз показал свою ревность относительно Леонида Слуцкого. Валерий Георгиевич сказал, что Дзагоев не прогрессирует, и это связано с позицией на поле. Это завуалированный упрек главному тренеру, который перевел Дзагоева ниже по позиции. Если любой болельщик, которому интересна статистика, посмотрит, что же там у Дзагоева, он выяснит, что и в сборной, и в ЦСКА Дзагоев стал ключевым футболистом по ТТД [тактико-технические действия, - прим.] Алан разгоняет, поддерживает и завершает атаки. Дзагоев - игрок, которому нужно как можно чаще получать мяч, и новая позиция этому способствует. У него появились навыки, которые у Дзагоева юного, Дзагоева молодого, Дзагоева, который начинал при Газзаева, начисто отсутствовали.

В прошлом сезоне на позиции опорного играл Натхо, который получил очень хорошую прессу. Его полюбили болельщики, хвалили специалисты, но он не для этой позиции. Если посмотреть на количество отборов, мы поймем, что Натхо сильно уступал Эльму, которого должен был заменить. Как следствие, у ЦСКА в середине поля возникли проблемы. Если бы в ЦСКА по-прежнему играл Эльм, убежден, не было бы поводов критиковать защиту и вспоминать, сколько им лет. Просто и Березуцкому, и Игнашевиву пришлось играть еще более высокую линию, чтобы подчищать за Натхо. А любое изменение тактическое приводит к заминкам, недопониманию, ошибкам, которые выливаются в пропущенные голы. И Слуцкий пошел на такой критикуемый шаг, как перевод Дзагоева ниже по позиции. Но на мой взгляд, это очень сильный тренерский ход. И самое главное, что это раскрытие игрока в новом качестве. Теперь Алан стал по-настоящему центральной фигурой в построении ЦСКА. Сейчас обойтись без Дзагоева практически невозможно.

Я не могу судить о степени серьезности его повреждения и травме Васи Березуцкого, но они точно не будут в оптимальных кондициях.

Если они будут готовы, но не на 100%, Слуцкий их выпустит?

У меня есть одно наблюдение, которым я поделился с Леонидом Викторовичем, и он сказал, что, пожалуй, так оно и есть. Мне кажется, что Слуцкий выпускает на поле всегда лучших в абстрактном смысле этого слова. Если тренер считает, что футболист недостаточно готов физически, что у него проблемы со здоровьем, но он играет и понимает футбол значительно лучше дублера, который готов идеально и здоров, то скорее всего выпустит в основе игрока, который недостаточно готов, но больше ему подходит.

Я помню только один случай, когда Леонид Викторович решал, выпускать в первой половине или во второй Думбия, способного сыграть один тайм. Это было в матче против «Манчестер Сити». Он поставил пять защитников, зная, что травмирован Леша Березуцкий, и что он проведет только первый тайм, а Думбия выйдет во втором. Вот это единственный на моей памяти случай, когда Слуцкий выпустил игрока, который не готов, но лучше ему подходит, не в старте. Поэтому я думаю, что если здоровье будет позволять, Вася Березуцкий и Дзагоев выйдут в основе.

Скажи, а что в этом сезоне с Еременко происходит? В прошлом году он был один из лучших и оказал влияние на множество матчей, превосходно смотрелся. В этом действует не так ярко.

У него травма. Об этом сказал недавно его агент. Как шутили в клубе, теперь может к нам не заходить, после обнародования закрытой информации. Есть травма, которая не позволяет Еременко действовать так, как в прошлом сезоне. Он бегает, насколько я могу судить, через боль. Наверно, ему делают уколы. Поэтому вместо многофункционального игрока, который способен и начать атаку, и продолжить ее, и завершить, он стал более узкоспециализированным футболистом. Это опять я возвращаюсь к мысли, что Слуцкий всегда использует более классного игрока, даже если он по каким-то причинам функционально не готов на полную силу. Класс для Слуцкого - это самое главное.

Не могу не задать вопрос о работе в сборной и в клубе. Совмещение двух постов требует очень много энергии, необходимо переключаться между этими процессами и черпать откуда-то новые силы.

Когда раньше была пауза, обусловленная матчами сборных, Леонид Викторович ходил в театр, на КВН, в кино, встречался с друзьями - то есть осуществлял перезагрузку, эмоциональную разрядку. Сейчас он такой возможности лишен. Мне казалось, что он очень много в эмоциональном плане потеряет из-за того, что занят только работой. Но я с ним пару раз встретился во время этого напряженного цикла и обратил внимание на то, что Леонид Викторович остался таким же веселым и жизнерадостным - ничего не изменилось.

Дело в том, что Слуцкий почерпнул новые силы как раз в работе со сборной. Появились новые люди, с которыми он вступил в коммуникацию. Нельзя, конечно, раскрывать все секреты, о чем он говорил с футболистами, но вот, например, ему удалось найти ключик к Артему Дзюбе. Причем не только в рамках работы в сборной. Они созваниваются, пишут друг другу смс - между ними возник человеческий контакт. И этот контакт возник со многими сборниками.

Я не берусь сравнивать сборную и ЦСКА, но в сборной действительно собраны все сильнейшие. И самое главное, что это другие люди. Слуцкий общается в определенном круге уже несколько лет. ЦСКА по стабильности состава - второй клуб Европы после «Реал Сосьедада». Не исключено, что сейчас статистика поменялась, - я не знаю, - но год назад по продолжительности пребывания игроков в команде ЦСКА был вторым. Когда вокруг одни и те же лица, с одной стороны - хорошо, но с другой - человеку не хватает впечатлений и нового общения. Слуцкий, как человек очень коммуникабельный, это общение получил. В сборной собраны неординарные личности, но он со всеми установил контакт. Задумайтесь: Денисов, Широков и Дзюба. У каждого из них были неоднократные размолвки с тренерами. А Слуцкий мне говорит, что с ними все идеально, причем хвалит не только профессиональные качества, но и человеческие.


Еще важно, что сейчас он со всеми работает напрямую, без переводчика.

Плюс август, сентябрь и октябрь исключительно победные. Сборная справилась со всеми задачами.

В сборной не было клубных пристрастий. Не было чёрного списка, разделения на своих и чужих, любимчиков, гарантированного для кого-то места в составе. Исключение, пожалуй, Акинфеев. При этом в сложный момент тренер поддержал вратаря «Зенита» Лодыгина. Казалось бы, вратарь прямого конкурента, переживающий неприятный этап в карьере, а Слуцкий преднамеренно вызывает его в сборную и заявляет, что верит в него.

И еще - мне кажется, важно об этом сказать - Слуцкий ведь никогда не участвовал в различных трансферных распилах, грязных делишках с агентами; он человек не меркантильный. Если спросить, сколько у него денег на счету, он не ответит, потому что деньги для него не главное. Спортивная составляющая важнее всего, а тут как раз поставлены задачи высочайшего уровня.

Он справился и получил впечатления, которых ранее не было в жизни. Ему невероятно понравился новый опыт. Никакого дискомфорта от совмещения должностей нет. Слуцкий не сидел на двух стульях, как многие писали. Он пересаживался с одного стула на другой, и ему было комфортно.

Ты сказал о двух стульях, и я вспомнил совершенно бездарный ролик Динамо ТВ.

Провокации стали частью медиа. Болельщики любят провокации, эпатаж, троллинг. Слуцкий даже посмеялся с этого ролика. Он никогда не обижается на такие вещи. Он, скажем так, меняет отношение к людям, которые занимаются дезинформацией, с такими не идет на контакт в будущем. Но если смеются над его внешним видом или поведением, на это совершенно не обращает внимания. Я как-то подарил ему на день рождения бегемотика, стоящего в маленькой лодке. Очень смешна игрушка. Он от души посмеялся, бегемотик до сих стоит у него на полке.

Смутила только одна ситуация, когда его сфотографировали в Макдональдсе. Он посчитал это вторжением в личную жизнь. Когда до этого над ним издевались, кричали, что Слуцкий плохой тренер, он все это спокойно воспринимал. Но вмешательство в личную жизнь... он смутился. Я говорил, что это положительный PR: его показали таким, как все. Но ему все равно было неприятно. Однако во всякой истории нужно искать позитив. Парень, сфотографировавший Слуцкого, болельщик «Спартака». После того, как фотографии опубликовали и все начали над ними шутить, поднялась шумиха, парень написал письмо в ЦСКА, в котором извинился перед клубом и лично перед Леонидом Викторовичем и сказал, что не ожидал, что получится такой резонанс. Казалось бы, болельщик «Спартака» должен радоваться, но он извинился. Эта история показала, что вокруг нас очень много порядочных и совестливых людей.

Как Слуцкий будет готовиться к МЮ? Расскажи, как в ЦСКА происходит подготовка к конкретной игре?

У Леонида Викторовича системный взгляд на футбол. Он знает о «Манчестер Юнайтед» практически все. Он знал все еще в сентябре, в августе. Слуцкий был готов в игре против МЮ на следующий день после жеребьевки. Но при подготовке он обращает внимание на любые мелочи и не стесняется консультироваться. Например, при подготовке к «Севилье» Слуцкий посмотрел 15 матчей в записи и 3 матча со стадиона, консультировался с Хуанде Рамосом. Сейчас времени не так много, поэтому Леонид Викторович концентрируется на важных деталях. Причем необязательно обо всем говорит игрокам. Слуцкий сократил теоретические занятия и изменил систему работы. Существует стереотип,что он теоретик и готов теорией задушить игроков, но это не так. Сейчас Слуцкий моделирует игру соперника на тренировках, то есть команда проводит не только тактический разбор, но и практическое моделирование ситуаций, в которые попадет при игре против конкретного соперника.

Какой-то особенной подготовки к «Юнайтед» не будет, всё пройдет примерно так, как я описал.

Луи ван Гал готовится похожим образом к каждому сопернику: разбор матчей и практическое моделирование сценария предстоящей встречи на тренировке.

Да, я читал.

Маленькое дополнение. Сейчас многие пишут, что Гончаренко и Слуцкий - единомышленники. Да, они друзья, они очень много общались на сборах, Гончаренко пришел в ЦСКА по протекции Леонида Викторовича, но подход к работе у них разный. Впрочем, от этого их сотрудничество только интереснее. Гончаренко успешно играл против больших клубов, поэтому наверняка привнесет что-то полезное. Слуцкий умеет слушать своих помощников.


Раз уж ты заговорил, как говорят на Кубани, о Михалыче. Что он делает в ЦСКА?

Нужен был человек, который поработает с командой, пока Слуцкий в сборной, ведь Онопко оставался один. Слуцкому нужны альтернативные точки зрения. Для Слуцкого много значит хорошая футбольная компания. Плюс их связывают очень хорошие человеческие отношения, они дружат. Леонид Викторович ранее работал с другом, им был Шустиков. Сейчас такая же история с Гончаренко. Чем конкретно занимается, я не могу сказать, но то, что у них хорошая химия, это однозначно.

И еще важно: Гончаренко - не сменщик Слуцкого, его пригласили не в качестве преемника. Это чушь. Я оставляю какой-то небольшой процент, что Гончаренко останется в ЦСКА, если Слуцкий летом уйдет в сборную. Но, во-первых, я не думаю, что Слуцкий уйдет и оставит свой любимый клуб, во-вторых, Гончаренко приглашался в ЦСКА на конкретный период. Ни он, ни Слуцкий, ни руководители клуба на несколько лет наперед не думали. Все остальное - домыслы людей, которые далеки от ЦСКА, не знают философию клуба, Слуцкого и Гончаренко.

Какой результат устроит российский клуб в игре против МЮ?

Мне хотелось бы верить, что ЦСКА не проиграет. Но при этом я понимаю, что все матчи в этом сезоне ЦСКА проводит с предельной концентрацией и отдачей. Силы человеческие не беспредельны, где-то должен быть сбой. Его пока не было. Пожалуй, был матч с «Вольфсбургом», когда армейцы не успевали и в атаке, и обороне, это был слабый матч по причине физической усталости. Очень боюсь, что ЦСКА ждет провальный матч в будущем, но мне хочется верить, что это была игра с «Вольфсбургом», что ниже, чем в том в матче, тем более против МЮ, ЦСКА не упадет.

Еще на одно хочу обратить внимание: игра против «Манчестер Юнайтед» для многих игроков ЦСКА очень важна, ради таких матчей футболисты живут. Приведу пример Кокорина, которого много критикуют, причем и футболисты, и болельщики. Я хочу в некотором смысле заступиться за него. Кокорин, за исключением первого года своей карьеры, не играл в командах, которые ставят перед собой серьезные задачи. Поэтому у человека инстинкт спортсмена притупляется. Тем более, он совсем молод. Если бы Кокорин попал в такую команду, как ЦСКА, он был бы другим спортсменом и человеком. Он понимал бы, что значит матч против МЮ.

Я не готов сейчас делиться какими-то инсайдами, но ЦСКА отличается от всех клубов России тем, что премиальные выплачиваются за решение задач по сезону, а не за конкретные матчи. Какая система в Лиге Чемпионов, не знаю, но такой подход для футболистов - это дополнительная мотивация.

И не стоит забывать, что карьера Слуцкого началась с матча на «Олд Траффорд»! Со счета 3-3!


А еще когда-то юный Леня Слуцкий в 1995 году сидел на стадионе в Волгограде и переживал за «Ротор», который принимал «Манчестер Юнайтед».

И сейчас снова МЮ, и Слуцкий уже не начинающий тренер, а специалист, который чувствует себя на равных с другими.

Леонид Викторович знаком с Луи ван Галом?

Не знаю насчет ван Гала, надо будет спросить. Но автобиографию сэра Алекса Фергюсона Слуцкий прочитал дважды, возил ее с собой в машине постоянно. Она стала его настольной книгой.

Мы постоянно обсуждали те или иные главы. История о том, что для Фергюсона переломным матчем была 1/16 финала Кубка Англии против «Ноттингем Форест» на выезде 1-0, конечно, удивила. Подобный взгляд не соответствует взгляду обывателя. Ну как так? Не финал, не матч против какого-то европейского гранда, а игра ранней стадии Кубка Англии.

Я нашел аналогичный матч в карьере Слуцкого, и он, в общем-то, согласился со мной. ЦСКА выиграл у «Анжи» в кубке. Тяжелая встреча, не самая яркая и содержательная игра, но ЦСКА победил. Болельщики пришли в футболках «Слуцкий, уходи!», газеты писали, что Гинер улетел в Европу искать замену тренеры - все висело на волоске. И вот та победа над «Анжи» стала переломной, после неё последовала длинная победная серия, а в концовке ЦСКА стал чемпионом.

Любопытно, что сэр Алекс открыто говорит о таких вещах, о своих страхах. В этом смысле манера обращения сэра Алекса схожа с манерой обращения Слуцкого.

Кстати! Сэр Алекс не заметил его на «Олд Траффорд». Они разминулись. Некоторые издания писали, что Фергюсон не пожал ему руку, но это не так. Он просто не узнал его, они разминулись. Пренебрежения не было.

Думаю, на этот раз тренер «Манчестер Юнайтед» не пройдет мимо Леонида Викторовича. Спасибо тебе за беседу.

И тебе спасибо.

Фото: Eurosport.ru ; Sport-express.ru ; Cskanews.com

Ваш возраст

27 лет. Это много, хотя до сих пор чувствую себя мальчишкой. Я абсолютно несерьёзный человек.

Семейное положение

Я разведён в 96-м. Прожил в браке пять лет. Больше не хочу связывать себя никакими узами.

Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Нет, не считаю. Почему-то скопить приличную сумму мне никогда не удавалось. Ничего, не в деньгах счастье. А в чём же?

Ваш любимый напиток

Очень люблю чай, соки. Алкоголь практически не употребляю.

Ваши вредные привычки

Люблю поваляться в постели. Часто увлекаюсь чем-то, а потом быстро теряю интерес. Иногда меня одолевает лень.

Какое блюдо вы готовы есть 7 раз в неделю?

Манты, хинкали, пельмени, шашлык. Но всё же не семь раз в неделю.

Ваше любимое времяпрепровождение

Люблю поваляться в постели в выходной, попить пивка, посматривая телевизор. Ну, и любовью можно позаниматься. Не вставать с постели вообще целый день! Ещё мне нравится поиграть с товарищами в боулинг, в пинг-понг, в футбол. Обожаю водить машину и совершенно от неё не устаю. Мне доставляет удовольствие общаться с людьми в хорошей компании. Просмотр классного кино - это тоже замечательное времяпрепровождение. Самый лучший день в жизни, когда я с товарищами на автомобиле в выходной поехал на один день из Нью-Йорка в Филадельфию. Там мы бродили по музеям, глазели по сторонам, останавливались и ели в каждом ресторане, спали на скамейках в скверике. Короче, валяли дурака. Эх, здорово было!

Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике

В апреле 94-го пришёл в "Футбольный клуб" (НТВ). Был абсолютным дилетантом. Первый мой сюжет в эфир не пошёл. Потом я сделал материал о том, что из ближнего зарубежья к нам едут опытные игроки. В сентябре 94-го сделал первый достойный сюжет - о "молодёжке".

Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

В детстве был сумасшедшим болельщиком "Спартака". Сейчас мне даже смешно представить, что можно за кого-то болеть, если это не касается международных матчей.

Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике

Кумиров не было. Терпеть не мог Озерова, ибо видел в нём апологета чуждой мне государственной системы. Мне нравился Евгений Майоров. Отсутствием пафоса, простотой, тембром голоса. Познакомившись с Евгением Александровичем в реальной жизни, понял, что не ошибался в нём.

Ваша любимая книга о спорте

Бобби Орр. "Моя игра".

Какую газету (журнал, телеканал, радиостанцию) вы считаете близкими к образцу?

Газеты не люблю. Радио слушаю редко, а если и слушаю, то не различаю станции. Частенько по долгу службы настраиваюсь на "Радио-спорт". Люблю музыку и хорошие клипы, поэтому смотрю MTV. ТВ-6 мне импонирует весёлостью. Кстати, я знаком со многими ребятами, работающими на ТВ-6.

Постоянно употребляю эпитет "эффектный". До меня его мало кто использовал, а я прямо заездил. Никак не могу отделаться от слова "вот". Да много у меня всякой шелухи в творчестве!

Я понимаю, что комментировать очень сложно, поэтому яростной реакции у меня никогда не бывает.

С кем из людей спорта вам работалось легко?

Со многими. Классно провели время в Сан-Хосе с Андреем Назаровым, Витей Козловым и Игорем Рабинером. Есть что вспомнить. С Якушевым приятно общаться, с Касатоновым. Цыгуров приветлив. Два самых выдающихся спортивных комика: Николаев из Кузни и Гущин из ХК ЦСКА. Бенни Хилл в компании с ними был бы пригоден только для выноса тел умерших от хохота людей.

Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

Я не карьерист, поэтому не ставлю работу выше человеческих отношений. Если мне нравится человек, то я не задумываюсь о его принадлежности к спорту. Когда мой хороший товарищ не попадёт в пустые ворота, я помолчу или оправдаю его. Спорт не самое главное в жизни.

Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Бывает. Но я не считаю себя журналистом по специальности. Мне вообще кажется глупостью причислять себя к какой-то профессии. Я Дима Фёдоров - и всё тут! Просто человек. В официальных анкетах указываю, что я педагог, т.к. окончил МПГУ им. Ленина. А вообще, профессия журналиста у меня ассоциируется с продажностью. Почти синонимы.

Обидно ли вам, что большинство наших коллег-журналистов, работающих в другой тематике, считают спорт "низкой сферой"?

Что на правду обижаться? Надо делать выводы и доказывать обратное.

С читаете ли вы, что уровень спортивной журналистики в России ниже уровня, к примеру, политической журналистики?

Да, это так. Насколько больше накладок в спортивных передачах, чем в политических. Конкуренция в спортивной журналистике почти отсутствует. На ТВ её вообще нет. Несколько раз нам на "ФК" и на другие передачи делали сюжеты политические корреспонденты НТВ. Это были добротные материалы. Убеждён, лишь несколько спортивных журналистов смогли бы сделать сюжеты на политическую тему. Непрофессионализм стыдливо прикрывается тезисом об узкой специализации. Хороший журналист универсален. Он интересно расскажет обо всём.

Ваши творческие планы?

На НТВ мои перспективы туманны. Собираюсь петь в группе "Дрим-тим", которую мы недавно создали с Васей Уткиным. Хочу попробовать в жизни всё, кроме наркотиков и тюрьмы. Верю в свою счастливую звезду. Она меня обязательно приведёт к чему-нибудь хорошему.

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Профессия: Награды:

Дмитрий Михайлович Фёдоров (род. 6 июля , Москва) - российский кинорежиссёр и художник.

Биография и творческая деятельность

Родился в Москве в семье художников. Дед по материнской линии - художник Михаил Шварцман . В 1995 году окончил художественно-графический факультет МГПИ С 1988 года работает в области станковой живописи и графики. С 1994 года занимается компьютерной графикой и дизайном телеэфира. Работал главным художником телекомпании СТС. В 1998 году снял свой первый игровой фильм «Неведомый друг», где, как и в двух последующих фильмах выступил как оператор и художник. Снятый в 1999 году фильм «Леопольд Дюза» стал обладателем главного приза на фестивале «Святая Анна» . В 2002 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой). В качестве дипломной работы снял фильм «Туда, где не слышно голоса». С 2002 года занимается постановкой телевизионных художественных фильмов и сериалов («Саша + Маша », «Бешеная» , Морская душа и др.).

Фильмография

  • - - Саша + Маша
  • - Костяника. Время лета
  • - Бешеная
  • - Морская душа
  • - Крест в круге
  • - Ангел
  • - Солдатские сказки

Напишите отзыв о статье "Фёдоров, Дмитрий Михайлович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фёдоров, Дмитрий Михайлович

Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.

Очередь сериала Sports.ru о хоккейных комментаторах дошла до Дмитрия Федорова, работающего на спортивном телевидении с середины 90-х. В обстоятельном интервью он рассказал о разнице между российскими и заокеанскими журналистами и цензуре, вспомнил о ссоре Валерием Белоусовым и согласился с Доном Черри.


О конформизме, критике Быкова и российских СМИ

Год назад вы написали материал «Семь грехов комментатора». Вам не хотелось бы сейчас внести какие-то коррективы, добавить или убрать что-то в этот список?

– Есть какие-то другие мелкие прегрешения, но те 7 пунктов я бы оставил. С моей точки зрения, конформизм – самый серьезный грех, но сейчас комментатор должен быть конформистом, если хочет выжить. Мы существуем в эпоху, когда различные крупные корпорации, чиновники давят на прессу. И если ты будешь резать правду-матку, тебя оставят без работы. И изменился болельщик. Я специально заглянул в комментарии к интервью Андрея Сухотина, который проводит расследование в «Новой газете» по делу Прядкина. Преобладающая линия обсуждения там – это заказ или нет. То есть болельщики прониклись мыслью, что поиска правды нет, есть только чьи-то интересы. И зачем же быть правдорубом, когда истина обществу не нужна? Для меня конформизм комментатора и журналиста – это грех, а с точки зрения сегодняшних реалий – это норма.

Я неслучайно спросил про грехи комментаторов, так как вспоминал о них во время просмотра матчей чемпионата мира, где некоторые ваши коллеги не всегда контролировали эмоции. Это допустимо для работников центрального канала?

– Думаю, что комментатор должен быть объективен. Он может высказаться по какой-то теме, но ему не нужно несколько раз возвращаться к одному и тому же, чтобы раздавить, расплющить оппонента, тренера, которому он не симпатизирует. Не обязательно перегибать палку, как это делалось многими в отношении Быкова и Захаркина. Если они действительно такие несостоятельные специалисты, то не надо по 10 раз объяснять это болельщикам.

А как вы относитесь к тому, что некоторые комментаторы сначала жестко критикуют команду и тренеров, критикуя ее после неудачных матчей, а потом вдруг забывают о своих словах после побед? Это к вопросу о двуличности.

– Я предпочитаю критиковать перед началом крупных турниров, а после поражений ругать может любой. Я наоборот после неудач, когда эмоции выплескивают и дилетанты, и профессионалы, и болельщики, стараюсь занимать примиряющую позицию. Нужно посмотреть на достижения тренеров, сказать им спасибо и попрощаться. Ницше говорил: «Подтолкни падающего». Но подталкивающий сам оказывается в неустойчивом положении. Следующим падающим будет он, подтолкнут его.

Тренеры сборной России, да и хоккеисты после чемпионата мира жаловались на отношение к ним со стороны прессы и даже говорили, что СМИ отчасти виноваты в неудаче команды. В этих словах есть какая-то доля истины или это все отговорки?

– Хоккеистов не нужно слушать. Сегодня они говорят одно, завтра – другое. Они не могут дать нам реальной картины происходящего. Через 2-3 года они будут говорить совершенно противоположные вещи.

Мне кажется, что информационное пространство вокруг хоккея еще недостаточно насыщено. О хоккее мало говорят и пишут. Самая главная беда – нет ярких звезд среди журналистов. Точнее, журналисты, может, и неплохие, но недостаточно раскрученные. Я бы предложил руководству КХЛ каждую неделю отмечать лучший репортаж, лучшую статью и таким образом повышать статус журналиста в его редакции. Можно публиковать их материалы на официальном сайте лиги. Отсутствие «селебритис» среди хоккейных журналистов – серьезная проблема. Должны быть известные имена. Достаточно зайти на любой спортивный сайт, чтобы сравнить количество комментариев под футбольными и хоккейными новостями. Огромная разница! А в хоккее должна быть полемика, люди должны высказываться, желательно без хамства, но смело и остро. Этого пока мало. Когда хоккеисты и тренеры жалуются на прессу, они, на мой взгляд, лукавят.

Другое дело – в России нет профессиональных эталонов для хоккейных журналистов. Мы как-то с Сашей Хавановым беседовали об отличиях наших СМИ и американских. В Северной Америке журналисты пытаются найти причины побед и поражений, а в России пресса ищет героев и виноватых. Это сделать проще всего, а разобраться в причинах труднее. Для этого нужно разбирать игру. Евгений Набоков как-то назвал различия между иностранными и отечественными журналистами. Перед выставочным матчем СКА – «Каролина» наши газеты рассказали о том, как хоккеисты гуляли по улицам Санкт-Петербурга, что они увидели, а в Канаде разбирали бы тактические схемы, рассказывали о том, в какой хоккей играет «Каролина». И, по словам Набокова, люди не хотят разбираться в тонкостях игры, они хотят получить внешние впечатления, эмоции. Так оно и есть. Должна быть глубина, должны быть факты и статистика, на которых базируется анализ. У нас же часто люди выступают со своим субъективным мнением, не подкрепленным ничем. Согласен с тем, что у нас журналистика только развивается, но не соглашусь с Игорем Захаркиным, который назвал всех экспертов дилетантами. Тот же Саша Хаванов более 10 раз посмотрел матч Россия – Канада в Ванкувере и сделал профессиональный анализ. Захаркину не помешало бы посмотреть эту передачу.

О доверии, ТВЦ и работе над ошибками

В большом интервью для блога «Чего хотят женщины» (1 часть и 2 часть) вы уже рассказывали о том, как стали спортивным журналистом, попали на «НТВ-Плюс», но остановитесь поподробнее на том, как вы перешли от футбола к хоккею.

– Это был конец 1996-го. Владимир Гусинский тогда возглавлял МОСТ-банк, и он заинтересовался хоккеем. У него возникла идея приобрести клуб, но переговоры были проведены неправильно, и он к этой идее охладел. Однако Гусинский все равно приобрел эксклюзивные права на показ чемпионата России по хоккею для «НТВ-Плюс» и НТВ. Было много матчей, нужно было делать передачи, готовить трансляцию на основном канале раз в неделю. Анна Дмитриева попросила меня поучаствовать в этом проекте. Я сначала не хотел, но производственная необходимость для меня закон – и со временем мне стало интересно. А первый репортаж состоялся в августе 1998-го. Анна Владимировна считала, что я должен начинать комментировать, а тогдашний начальник отдела трансляций Аркадий Ратнер в меня не верил. Но Дмитриева настаивала, и я получил матч Кубка Спартака между «Звездами России» и Норвегией. Анна Владимировна решила, что будет много голов, будет, о чем рассказать. То есть отличная игра для стартового репортажа – не растеряюсь. «Звезды» победили, в матче было заброшено 14 шайб, а я, помнится, разбирал игровой нюанс, почему Малахов принял шайбу не коньком, а перчаткой, за что меня потом похвалил Ратнер. Дмитриева посоветовала записать на память тот репортаж, но я совершенно не интересуюсь своим творчеством. У меня дома нет ни одного моей статьи, передачи, даже книжек собственных дома нет. Потом меня стали потихоньку привлекать к репортажам, но конкуренция была высокой. Поэтому на «плюсе» я комментировал немного. А с Ратнером недавно встретился на похоронах Маслаченко, и он сказал добрые слова о моей работе, сказал, что я профессионально вырос. Было приятно. Обиды на него за то, что раньше не доверял, никакой.

Вы сказали, что не интересуетесь своим творчеством. То есть работу над собственными ошибками не ведете? Матчи не пересматриваете?

– Свою работу, конечно, нужно анализировать, и это непрофессионально с моей стороны, что я не пересматриваю свои репортажи. Но свои ошибки постфактум я осознаю. На следующий день после репортажа память выдает, где я был не прав, в чем ошибся, где не обратил внимание на важную деталь. Анализ идет, но я никогда не просматриваю свои передачи.

Александр Ткачев сказал, что комментатор не должен быть пряником и нравиться всем. Вы как относитесь к критике со стороны зрителей и болельщиков?

– Я не читаю отзывы, но не потому, что не уважаю болельщиков. Я расстраиваюсь, если читаю о себе резкие, злые слова. Свои ошибки я знаю сам, а если прочитаю эмоциональное мнение болельщика, то могу огорчиться. Меня огорчает недоброжелательность, а это настроение, доминирующее в интернете. В то же время, считаю, важно знать точку зрения коллег, тренеров. Но те, кто говорят, что им мнение болельщиков не интересно в принципе, – лукавят. Как правило, это комментаторы, которые нелюбимы интернет-сообществами.

Вы некоторое время работали на телеканале ТВЦ. Расскажите об этом периоде.

– На ТВЦ я стал комментатором в полной мере. На «Плюсе» я пробовал комментировать, но для выхода на новый уровень нужно работать у микрофона регулярно. Есть, конечно, люди, которых можно назвать прирожденными комментаторами. Вроде Розанова и Андронова. Они начали вести репортажи, и у них все сразу получилось. Мне же было необходима практика, которую я получил на ТВЦ. Сергей Ческидов мне доверял. Он очень сложный человек, и почти со всеми, с кем работал, рассорился. Скверный характер. Он мог дать новому человеку карт-бланш, а потом начинал ревновать к его успехам. И из-за этого Ческидов со всеми поругался. Но ничего плохого говорить о нем не буду, ведь он дал мне возможность стать комментатором. Я поработал на взрослом, молодежном, юниорском первенствах мира. Другое дело – мне часто не везло перед топовыми матчами. Я всегда заболевал перед финалами, и репортажи получались не лучшими в карьере.

Есть ли какие-то отличия в работе на кабельном канале «НТВ-Плюс», аудитория которого чаще всего разбирается в спорте, и на федеральном ТВЦ, который смотрят в основном домохозяйки?

– Для меня нет. Я уверен, аудитория примерно одна и та же. У меня не было какой-то особой установки ни на ТВЦ, ни на седьмом канале, ни на «Плюсе». Я всегда работал одинаково. По-моему, комментатор должен соблюдать некие базовые принципы где бы он ни работал – то есть сообщать, на каком месте находятся команды в турнирной таблице, рассказывать об интересных фактах. В репортаже должно быть все сопутствующее данному матчу, ведь даже следящий за спортом человек мог куда-то отлучиться на пару дней, не читать последних новостей. Нет разницы в том, для кого ты комментируешь – для домохозяек или профессионалов. В свое время очень интересную характеристику дал Леонид Вайсфельд . Он сказал, что для него лучший комментатор это Андрей Голованов. В дебри он не лезет, но все необходимые цифры сообщает. И я во многом солидарен с этой оценкой.

О цензуре, будущем спортивной журналистики и мебели Белоусова

А что насчет цензуры? Например, комментатор из Ярославля Александр Саханов говорил, что в регионах ее нет, а, вспоминая случай с Алексеем Дементьевым, можно сделать вывод, что любое неосторожное высказывание может привести к проблемам.

– Официально цензуры нет нигде. Но самоцензура сейчас на высочайшем уровне. На любом канале. Когда-то Милош Форман сказал замечательную вещь, цитирую по памяти: «Цензура сама по себе не страшна. Страшнее то, что она порождает самоцензуру». А когда человек понимает, что определенные команды нельзя критиковать, некоторых людей нельзя трогать, то это плохо. Сейчас люди понимают, что их могут уволить, отстранить от эфира за определенные высказывания. И в этом смысле «НТВ-Плюс» ничем не отличается от других каналов. Но в хоккее свободы значительно больше, чем в футбольной журналистике, – поверьте, я знаю, о чем говорю. Пока свободы больше…

Александр Ткачев рассказывал, что у него был конфликт с главным тренером сборной России Вячеславом Быковым. А у вас за время работы тележурналистом были какие-то проблемы из-за слов, сказанных в репортаже?

– Конфликтов было довольно много. В конце 90-х в репортаже сказал теплые слова в адрес Валерия Белоусова, отметив, что он наверняка когда-нибудь возглавит сборную России, что у многих существовало предубеждение, и его называли мебелью при команде, а он на самом деле умело управляет игроками. После матча, который «Металлург» проиграл в Воскресенске, Белоусов рассердился на меня, сказал, что его обидели слова «мебель при команде». Меня возмутила такая реакция, и в следующем эфире я извинился, сказав, что «прошу прощения за то, что считал Белоусова не мебелью при команде». Получилось жестко, но тренер в той ситуации был категорически неправ. Потом, через полгода мы где-то встретились, пожали друг другу руки, и с тех пор проблем не было.

С Александром Стеблиным была история. Я на ТВЦ устроил дебаты в прямом эфире перед выборами президента ФХР. Считаю, что это был прорыв. На прямой эфир пришли Стеблин, Безруков, а Иванюженков не пришел. Там было интерактивное голосование, и почему-то многие выбирали именно Иванюженкова, причем с большим преимуществом. И на следующий день одна из газет, которая, на мой взгляд, занималась антистеблинским PR-ом, опубликовала эти данные, указав, что Иванюженков победил. Через некоторое время я звоню Стеблину по какому-то вопросу, а он начал на меня орать, мол, не будет со мной разговаривать, что я подлец. У нас с ними были рабочие отношения: я его критиковал, но он никогда не обижался. Потом мы увиделись на хоккее, так он на меня чуть с кулаками не полез. Окружающие – в шоке. Кто-то ему сказал, что этот эфир был проплачен. Мне было обидно, так как я задавал острые вопросы и ему, и Безрукову, а про Иванюженкова рассказал, по каким причинам его в Штаты не пускают. В передаче всем досталось. Но сейчас мы нормально общаемся со Стеблиным. В хоккее есть только один человек – не буду называть его фамилию, – которому я никогда не пожму руку. Его я считаю негодяем. Мы договорились с руководством КХЛ, что я больше никогда не упомяну его фамилию. От греха подальше. Но, думаю, со временем его сама жизнь выкинет за пределы спорта. Потому что он мразь. Или меня выкинут из хоккея, что тоже не исключено (смеется).

Тот же Ткачев говорил о «несколько своеобразном отношении руководителей к журналистам и телевидению». Вы с ним согласны?

– С большинством спортивных руководителей у меня хорошие отношения, но, возможно, Саша говорил о следующем… К прессе, как к инструменту управления, отношение несерьезное. Если тебя критикуют, то сразу считается, что это чей-то заказ. За рубежом пресса – это средство маркетинга, она рассказывает о клубе, повышая его социальную и бизнес значимость, привлекая болельщиков. Зачем существует пресса в России, объективно говоря, не понятно. Бизнеса никакого нет, чиновники от прессы не зависят. Журналисты не могут повлиять на жизнедеятельность клуба. Это какой-то придаток, анахронизм. Я думаю, постепенно рынок независимых, ну или относительно независимых спортивных СМИ будет сужаться, и через лет 10-15 профессии «спортивный журналист» уже не будет. Будет профессия «спортивный пиарщик». Журналистов, которые будут объективно рассказывать о жизни клубов, уже не будет.

Не будет спроса или никто не захочет заниматься правдоискательством?

– Им не на что будет существовать. Сейчас человек, который пишет остро, ставит какие-то проблемы, может заработать всего в нескольких СМИ – пара газет, сайтов, телеканалов и журналов. Насколько мне известно, у многих из них дела идут сейчас не лучшим образом. Зарплаты журналистов ничтожны. Такой аналитик просто не может заработать на жизнь. А спортивный пиарщик, который работает на организацию, корпорацию может получать приличные деньги, хорошо обеспечивать семью. Сама жизнь ликвидирует профессию «спортивный журналист». Не думаю, что это произойдет за границей, но в России это случится в ближайшие 10 лет. Такие проекты, как Сочи-2014, футбольный ЧМ-2018 и хоккейный ЧМ-2016, все решат. После 2018 года независимой спортивной журналистики в России не будет. В ближайшие годы создадут серьезные порталы, которые будут контролироваться государством. Их главной задачей станет пропаганда предстоящих мероприятий как социальных, имиджевых проектов. Туда будут инвестированы гигантские деньги, и стоящим журналистам предложат там вакансии, адекватные зарплаты. Но всякая критическая деятельность будет невозможна, иначе – увольнение. Вот и все. И не нужно никакой цензуры. Критичность будет существовать на форумах, в болельщицкой среде, но независимого журналиста больше не будет. Только если он не зарабатывает деньги каким-то другим способом.

О солидарности с Доном Черри, штампах Твалтвадзе и работе по картинке

Канадский телекомментатор Дон Черри сказал недавно, что он специально не дружит с игроками, чтобы оставаться объективным и критиковать всех, кого хочется. Как вы относитесь к этому заявлению?

– Точно также говорил Лев Филатов, который не общался с футбольными людьми, чтобы сохранять объективность. Я не считаю себя профессиональным журналистом, я не заканчивал МГУ, и для меня моя работа – это хобби. Поэтому если человек мне симпатичен, если жизнь меня с ним свела, то я дружу. Да, я необъективен в отношении к нему, да, я пристрастен. Поэтому у меня хватает товарищей в футболе и хоккее, я не скрываю. Дон Черри – яркий специалист, который разбирается в хоккее. Я не так здорово знаю эту игру, поэтому общаюсь с теми, кто понимает хоккей и получаю от них взгляд изнутри. Он помогает мне разобраться, что такое игра, что чувствуют люди в той или иной игровой ситуации, и это повышает мой профессионализм. У меня есть очень серьезные претензии к современной, молодой журналистике, к тем, кому чуть за двадцать. Они судят о спорте исключительно по данным, полученным из интернета и «ящика», мало общаясь с реальными людьми. Поэтому они не могут расставить акценты верно, и их взгляд поверхностен. Журналисты прошлого, которые лучше разбирались в игре, общались с тренерами, понимали глубину хоккея, не могли позволить себе то, что сейчас позволяют себе многие авторы. Чтобы это не оказалось брюзжанием, я такой образ предложу. Сегодняшняя журналистика – это журналистика тех, кто играл в PlayStation и не общался с реальными спортсменами. Возвращаясь к мысли Дона Черри, скажу, что в последние пару лет ограничил свое общение с хоккейными людьми, чтобы оставаться более независимым. Так что, в какой-то мере солидаризировался с ним (смеется).

– Наверное, о ком-то я не скажу жестких слов, которые они заслуживают. Но в последнее время я стремлюсь к тому, чтобы моя критика вообще не была зубодробительной. То, что я мог позволить себе 10 лет назад, я уже не позволяю сейчас. Недавно мы общались с Юрой Розановым, и я сказал ему, что у него удивительное умение не говорить обидные слова в адрес спортсменов. И он заметил: «Наверное, потому, что я очень-очень люблю спорт». И я прихожу к пониманию того, что нужно любить спорт и искать в нем лучшее, а не акцентировать внимание на минусах. Это мой критерий оценки. Вот пример. Была комбинация, была заброшенная шайба. Можно критиковать вратаря и рассказывать об ошибках обороны, а я лучше скажу, как здорово сыграл атакующий. Если он, конечно, на самом деле сыграл здорово. Приукрашивать не стану.

Напоследок – традиционный вопрос про курьезный случай во время эфира. Были такие?

– Это было в октябре 2009 года. Я в своей день рождения готовлюсь к репортажу, матч у меня замечательный «Вашингтон» – «Рейнджерс». Начало сезона, энтузиазм, приапова эрекция на работу. Думаю, это будет лучший репортаж в моей жизни. Приезжаю в Останкино, распечатываю составы, иду в студию и налаживаю интернет. И вдруг краем глаза замечаю, что в центральном круге вбрасывания на мониторе эмблема «Филадельфии».

И?

– Я в день рождения не пью, но в ту секунду я почувствовал себя, точно алкаш-профессионал, погружающийся в беспокойство белой горячки. Не верю собственным глазам, потом кричу техническим работникам – мол, найдите нужный матч. А мне отвечают: «Все, мы в эфире». Компьютер не работает, составов нет, к репортажу не готовился. В общем, день рождения – грустный праздник. Лучшего репортажа в жизни не получилось, но, надеюсь, худшим он тоже не был – игра «Фили» с «Питтсбургом» получилась славная, девять голов. А утром выяснилось, что из-за океана пришло сообщение о замене матча. Но пришло в полночь, и поэтому никто о нем не знал.

А вам больше нравится комментировать по монитору или со стадиона?

– Я знаю людей, которым нравится комментировать под картинку. Но у меня есть серьезная проблема – я знаю, что отвратительно комментирую под картинку. Мне легче вести репортаж со стадиона. Я зашел как-то к нашему начальнику отдела трансляций и сказал, что поеду куда угодно – лишь бы комментировать со стадиона. Я со стадиона комментирую бодро, весело, с энтузиазмом, а под картинку получается, что называется, через раз. Если матчи НХЛ комментировать легко даже с экрана, то в трансляциях из некоторых российских городов не видно номера игроков, даже шайба подчас не заметна. Все время приходится применять какие-то расплывчатые формулировки, и репортаж получается неполноценным. Мне все равно, где находится комментаторская будка на стадионе, комфортно там или нет. Это в любом случае лучше, чем работать из Останкино.

Кто, по-вашему, сейчас лучший хоккейный комментатор России?

– У меня нет однозначного ответа, нет явной иерархии. Я бы не сказал, кто лучший, кто второй, кто третий. Мне очень нравится Миша Мельников. У нас на «Плюсе» прибавили молодые – Андрей Юртаев, Олег Мосалев. Сейчас в России много комментаторов, работающих здорово. Откровенно слабых я не вижу в своем цеху. Знаю, многие в интернете критикуют Гришу Твалтвадзе, но его работа не вызывает у меня отторжения. Когда он комментировал футбол, было очевидно, что он не готовился к репортажам, но хоккей ему нравится, он получает от него удовольствие. Его винтажные словесные штампы – это персональная фишка, к ним нужно относиться с иронией. Впрочем, к нам, комментаторам, вообще следует относиться с иронией, и многие наши слова не следует воспринимать всерьез.