Вот это поворот! Спортивное вождение для чайников. Основные термины королевских гонок

Любой маршрут состоит из прямых отрезков трассы («прямиков», как называют их гонщики) и поворотов. Дилетанту, впервые севшему за руль карта или любого другого управляемого снаряда на гоночной трассе, кажется, что залогом наискорейшего прохождения трассы будет сумма двух тактик: как можно быстрее пройти прямые и как можно быстрее пройти повороты. «Настоящий гонщик никогда не спешит в поворотах», - уверяет нас Олег Кессельман, профессиональный гонщик, чемпион России по кольцевым гонкам (www.kesselman.ru), руководитель Академии спортивного вождения Mazda.

«Скорость на прямых - вот что главное для достижения результата, а повороты служат единственной цели - подготовить автомобиль для оптимального выхода на прямую». Даже на самых извилистых трассах (вроде Нюрбургринга) суммарная длина поворотов составляет не больше 25–30% общей длины. Поэтому тактика такова: как можно быстрее пройти прямой отрезок трассы, очень интенсивно затормозить, медленно, без заносов, войти в поворот и выйти на прямую по оптимальной траектории для разгона. «Это не так эффектно, зато эффективно», - учит нас Олег. Естественно, траектория должна быть как можно более пологой, чтобы как можно раньше начать разгон.



Прохождение поворота - самая сложная часть гонки. Малейшее отклонение от оптимальной траектории - и ты теряешь бесценные доли секунды. Именно здесь разворачиваются гоночные драмы, готовятся атаки и обгоны. Как уже было замечено, ты должен подойти к концу прямой на максимальной скорости и очень резко замедлиться. Если твой автомобиль оборудован ABS, она начнет мешать резкому торможению. Не бойся, дави педаль тормоза изо всех сил - маневр будет наиболее эффективным. Делай это с таким расчетом, чтобы пройти точку входа в поворот А (см. рис.) уже на небольшой скорости.

Интуитивное геометрическое чутье подсказывает нам, что наиболее пологая, а значит, короткая траектория проходит через точку Б. Но на самом деле, несмотря на симметричность поворота трассы, траектория не должна быть симметричной. «Задача в повороте - сориентировать автомобиль на разгон с максимально прямыми колесами», - напоминает нам гонщик Кессельман. Именно так можно добиться исходного преимущества на «прямике» и начать разгоняться еще в повороте. А дальше - полный газ до следующего вхождения в поворот.


Развесовка

Огромное значение в спортивном вождении имеет распределение массы в автомобиле, которое, в свою очередь, зависит от типа привода (переднего или заднего) и расположения двигателя (спереди или сзади). Это называется «развесовка». Например, у переднеприводных моделей развесовка может быть 60/40. Это значит, что на переднюю ось приходится 60% веса, а на заднюю - 40%. У большинства обычных авто, впрочем, развесовка приближается к 50/50.

Кроме развесовки есть еще перераспределение веса, зависящее от вашей с автомобилем динамики. Ты наверняка замечал, что при торможении любое транспортное средство клюет носом, а при резком разгоне, наоборот, приседает на задние колеса. Таковы свойства инерции: при торможении нагрузка на передние колеса увеличивается, при разгоне - обратная картина.


Представь, что ты резко ускоряешься, пытаясь при этом повернуть. Представь, что у тебя к тому же передний привод. Распределение веса в этот момент может составить 30/70, пятно контакта передних колес с дорогой тоже окажется меньше, чем обычно, и они запросто могут забуксовать, вместо того чтобы обеспечить эффективный поворот. Это еще одна причина, по которой нужно выходить на ускорение с минимально вывернутым рулем.

И наоборот. При торможении распределение веса оказывается 70/30, пятно контакта передних (поворотных!) колес шире. Соответственно, поворот пройдет куда глаже, чем при равномерном поступательном движении. Но не перестарайся с педалью тормоза в повороте - прогрессивно отпускай ее при увеличении поворота руля, иначе перегрузишь передние колеса, они проскользнут и перестанут поворачивать вовсе.

Именно потому у всех гоночных болидов - задний привод и мотор сзади. Вообще весь вес сосредоточен сзади. Во-первых, для эффективного ускорения (повторим, болид проседает назад, прижимая задние колеса к земле и пробуксовки не происходит); во-вторых, чтобы не перегружать излишним весом при повороте управляемые колеса. Все эти грани возможного твоего автомобиля, конечно, постигаются опытным путем. И перед тем как ввести в конюшню нового жеребца, есть смысл объездить его. То есть, выражаясь менее поэтически, погонять свое транспортное средство на автодроме, прочувствовать доступные ему маневры там, где вылететь можно только на газон, а не в витрину ювелирного супермаркета.

Переехать лежачего полицейского



Зная законы перераспределения веса, можно сделать это с куда меньшей потерей скорости. Перед самым препятствием затормози, а потом резко прибавь скорость - авто слегка привстанет на дыбы, и передние колеса легко преодолеют помеху. Дальше - газуй. Пусть тебя тряхнет, когда задние колеса подпрыгнут на полицейском, ничего страшного.

Заднюю ось разгружать не надо, если там нет мотора или трехсот килограммов картошки. Главное - разгрузить переднюю ось, где висит тяжелый двигатель. Впрочем, лежачих полицейских разложили в городе не в качестве полосы препятствий, а чтобы ты не гонял. Не забудь: спортивное вождение, как и стрельба в тире, уместно только в специально подготовленных местах - на автодромах.

и проходят повороты, и влияет на конечное время круга. Но что же делает поворот лучшим? Это момент субъективный. Новая в Корее подарила нам несколько замечательных виражей, но их еще рановато называть классикой. Если спросить об этом ов, они обратят Ваше внимание На -Франкоршам, Сузуку и Истамбул-Парк.

Сузука, 130R

Если составить список лучших поворотов Формулы-1, в нем обязательно должен быть хотя бы один вираж знаменитой японской «восьмерки», которую большинство ов называют одной из самых любимых в календаре. В частности, высоко котируются у пилотов повороты 130R и «Ложка» (Spoon Curve). 130R получил свое название от радиуса поворота и является одним из самых быстрых в чемпионате. Несмотря на то, что из-за переделки трассы в 2003 году этот поворот теперь не проблематично пройти с полностью открытой дроссельной заслонкой, как это было раньше, и пролетают его на седьмой передаче и скорости 310 км/час, испытывая боковую перегрузку до 6G. Именно за это его и любят, но, если вы ошибетесь там даже на невысокой скорости, у вас появится отличная возможность закончить свой путь в искореженном мобиле. В недавнем Гран-При Японии превосходно продемонстрировал это, направляясь на овую решетку.

Истамбул-Парк, Поворот 8

Монте-Карло, Шпилька Grand Hotel

Сложнее всего выделить всего один поворот в Монте-Карло. Тем не менее, мы остановимся на повороте шесть, известном также как шпилька Grand Hotel (бывшая Loews). Кроме того, что эта шпилька является самым медленным поворотом в Формуле-1, она таит в себе еще одну проблему. Чтобы пройти ее на скорости 50 км/час на первой передаче, прежде чем спуститься к Portier и туннелю, необходим максимально возможной угол поворота руля и полная концентрация внимания со стороны

🔧 Что такое развал схождения и зачем он нужен?

Независимо от того меняете ли вы амортизаторы, пружины, опоры или резину на новые, необходимо делать сход-развал.

В противном случае это может привести к ухудшению управляемости и быстрому износу резины.

Различные варианты настроек способны кардинально изменить повадки автомобиля при движении по дороге. Разберёмся с самим понятием сход-развал.

Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. Плюсом отрицательного развала является то, что колесо будет иметь лучшее пятно контакта с поверхностью дороги. Если вам необходимо лучшее сцепление с дорогой (в ущерб долговечности резины) необходимо выставить 1, 5-2 градуса спереди и 1, 5 градуса сзади (объясняется тем, что передняя ось больше нагружена).

Кастером называется угол продольного наклона оси поворота колеса (горизонтальное положение колёс в арках). Слегка увеличенный кастер играет положительную роль. Автомобиль на порядок лучше реагирует на изменение положения рулевого колеса и лучше управляется, особенно на высокой скорости. Если кастер излишне увеличить, руль станет «тяжёлым». И в случае, когда кастер катастрофически огромен, добавится отрицательный развал внешнему колесу в поворотах. При желании поэкспериментировать и не переборщить, рекомендуется сделать кастер +1 либо +2 градуса к стандарту.

И, наконец, схождение. Речь идёт о суммарном схождении (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.

Поворот налево и столкновение с KIA. Кто виновен? Не смотрящий по зеркалам автор или беспечно мчащийся KIA?

Апекс - точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это "пик" поворота, момент перелома траектории. То место, где поворот начинает заканчиваться, как бы странно ни звучала эта фраза. "Поймать" правильный апекс - значит, выйти из поворота на максимальной скорости. В момент прохождения апекса у руля максимальный угол.

Боксы - по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь "гаражей". Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.

Паддок - специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Болид (электро-болид, эболид) - вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или "эболид" (от автора).

Большой шлем - редкое статистическое достижение автогонщика. Для "получения" Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:

  • лидерство от стартовых огней до клетчатого флага;
  • лучший круг в гонке.

Из этих условий следуют выводы: чтобы взять Большой шлем, пилот должен сначала победить в квалификации, а затем и в гонке. При этом надеяться, что ни на одну секунду его не опередит ни один соперник. А ещё проехать один из гоночных кругов как можно быстрее. Большой шлем - штука редкая. За неё не начисляют очков, да и следят за этим показателем лишь преданные болельщики спорта. Тем не менее, в некоторых классах автоспорта (в частности, в Формуле Е и в различных молодёжных сериях) небольшие в гонке. В Ф1 такого нет.

Боевой круг - не следует путать с лучшим (быстрым) кругом. Обычный круг, который гонщик проехал с полной отдачей. Впрочем, в квалификационном режиме боевой круг - один из тех, на которых пилот старается показать наилучший результат (в отличие от прогревочного круга и круга возвращения в боксы).

Быстрый круг (лучший круг) - На самом деле, правильнее будет "быстрейший круг". В гоночном режиме это тот круг, который гонщик проехал за наименьшее время по сравнению с соперниками, либо лучший круг по сравнению с другими своими кругами. В квалификации быстрый круг - несколько иной термин. Это тот круг, который гонщик идет в максимально возможном (боевом) темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

Дубль - ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).

Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой - убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

Квалификация - соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

Классификация - итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 - не менее 90 %).

Гоночные флаги - Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага - его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).

  • Клетчатый флаг - флаг, который показывается гонщикам на финише.
  • Желтый флаг - предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
  • Красный флаг - остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
  • Зеленый флаг - старт гонки. Рестарт гонки. опасность миновала. Отменяет действие жёлтого флага.

Кокпит (англ. cockpit) - открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссары (стюарды, маршалы) - обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.

Леденец - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лоллипоп (англ. lollipop - леденец) - человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота

Лучший круг - самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

Микст (промежуточная резина) - шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс - класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Нон-стоп - тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) - специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

Пелетон (пелотон) - множество машин, участвующих в гонке.

Пилот (гонщик) - водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) - остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Подиум - первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.

Поул-позиция (поул) (англ. pole position) - первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.

Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) - один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.

Прогревочный круг - в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Свободные заезды (практика) - заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Слики (англ. slicks) - абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) - езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим - важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме - сильная недостаточная поворачиваемость.

Граунд-эффект (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу. Чем выше класс автомобилей в серии, тем сильнее влияние граунд-эффекта на общую скорость болида. В Формуле Е граунд-эффект практически не важен, здесь сравнительно примитивная аэродинамика. В Ф1 граунд-эффект играет очень важную роль.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash - буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу - очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).

Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно - согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).

Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.

Стартовая прямая - прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.

Финишная прямая - в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) - место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции - и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.

Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - «остановись-и-езжай») - штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Хет-трик - достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Шикана - последовательность поворотов.

Шпилька - резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.

Эска - связка поворотов в форме латинской буквы S.

Электронная деревня -

Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) - кратковременное увеличение мощности болида в гонке (). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.