Водные лыжи с парашютом как называется. На сноуборде с парашютом по заснеженным просторам

Сноукайтинг (зимний кайтинг) является молодой разновидностью одного из самых популярных видов экстремального спорта, основанного на скольжении на специальной доске под куполом управляемого парашюта-кайта. Но если в кайтсерфинге (летняя версия) вы скользите по поверхности воды, то в сноукайтинге скользить придется по снежному покрытию. Вы не любите летнюю жару и с нетерпением ждете снега? Тогда это ваш спорт!

Чем хорош сноукайтинг?

Сноукайтинг зародился в конце 70-х гг. ХХ в. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом парашюта. После сноукайтинг опробовали горнолыжники, бордеры, скейтеры и кайтеры, которые по-своему усовершенствовали приемы катания.

Сегодня сноукайтинг - это пилотирование куполом парашюта в трех плоскостях пространства, преодоление сил естественной гравитации и скольжение разными галсами (даже против ветра). Спорт стал профессиональным: в мире ежегодно появляются новые сноукайтинг-центры и школы катания, а профессиональная ассоциация IKA/ISAF начала проводить чемпионаты Мира и Европы. В их программе:

  • марафон и курсрейс (гонки);
  • фристайл (соревнования по акробатическим трюкам);
  • фрирайд (техника катания);
  • полеты и парение;
  • приключенческие гонки.

Для занятия сноукайтингом не нужно особых условий: ни сильного ветра, ни специальных покрытий, ни особо дорого снаряжения, ни профессиональной подготовки. Кататься можно под уменьшенным парашютом, скользить на лыжах, сноуборде или специальном сноукайте (укороченной и зауженной симметричной доске). Можно выбрать спуск со склонов или подъем на них, скоростную езду по прямой плоскости - по замерзшим озерам или тундре. Все решает только ваш выбор и желание стать «человеком ветра», получив практически безграничную власть над силами гравитации, порывами воздуха и пространством.

Выбор сноукайт-спота

Заниматься сноукайтингом можно везде, где есть снег: и на склонах гор, и на ровных пространствах тундры, и на родине, и на популярных курортах Австрии, Италии, Норвегии или Швеции.

А вот горнолыжные курорты Франции и Швейцарии с их крутыми спусками не особенно любимы в среде сноукайтеров - там очень мало ровных и широких плоских поверхностей. Если профессионалы еще смогут найти себе здесь склоны для катания и фристайлинга, то для новичков горнолыжные зоны слишком сложны.

К сожалению, в Альпах существующие сноукайт-споты не всегда отвечают обязательным требованиям безопасности: очень сложно найти хорошую площадку для катания вдали от автомобильных дорог, линий связи и электропередач. Лучший вариант катания для новичков - замерзшие озера или заснеженные поля. Альпы похвастаться таким ландшафтом не могут, кроме, пожалуй, австрийского плоскогорья.

Австрия считается в Европе первопроходцем в сноукайтинге. Первая сноукайт-школа появилась в местечке Тальгау, что расположилось на большом озере Мондзее. Здесь оказалось настолько удобно, что каждый год тут начали проводить Кубок по сноукайтингу, а новички получили возможность освоить катание под куполом парашюта всего за несколько часов под руководством профессиональных инструкторов. В Тальгау отличная солнечная погода, устойчивый для новичков ветер до 10–15 м, а площади замерзшего озера вполне достаточно для длительных скоростных гонок по плоскому льду. Идеальное время для приезда сюда - ноябрь–февраль.

Как только вы освоите азы скольжения под куполом кайта, переезжайте на высокогорный ледник Хинтертук. В Австрии это единственная зона для занятия зимними видами спорта круглый год. Даже после закрытия последнего высокогорного горнолыжного курорта в долине на Хинтертукском леднике еще весь апрель и начало мая можно застать отличный снег.

Новичкам здесь предоставлено более 70 км равнинных трасс для отработки навыков скольжения и маневрирования. Профессионалы же совершенствуют свое мастерство катания со склонов на прекрасных пологих спусках горы Ольперер с устойчивым ветром и прочным снежным настом. Для желающих отработать акробатические трюки работает спортивный парк Betterpark Hintertux, с отличным 120-метровым супер-пайпом, который высоко котируется у сноубордистов и сноуборд-фристайлеров.

В те редкие часы, когда в долине нет ветра, вы быстро найдете для себя достойное занятие: например, сможете отправиться на экскурсию на смотровое плато Замерзшей стены (3250 м над уровнем моря) с прекрасной панорамой Австрийских Альп или совершить путешествие в природный Ледяной Дворец в самом сердце ледника. О возможностях окрестных деревушек с их национальными ресторанчиками, барами и экзотической архитектурой можно даже не упоминать: это альпийская Австрия с ее высочайшим уровнем сервиса!

Особенности катания

Если вы делаете только первые шаги в сноукайтинге, не спешите становиться на сноукайтборд. Он предназначен для спортивного скольжения и акробатического фристайла, достаточно сложен для пилотирования и требует изучения специальной техники. Выбирайте лыжи - они проще, и через пару занятий вы научитесь устойчиво скользить под куполом кайта.

Снег легче воды, он более удобен для кайтинга и не требует больших усилий при скольжении. Однако снежный покров глубже 10 см будет снижать вашу скорость и потребует более сильного ветра. Для новичков лучше кататься на свежем насте - так можно скользить под куполом практически в безветренную погоду. Большое значение при занятии кайтингом на разных снежных покрытиях играет хорошая смазка лыж или сноукайтборда и размер кайта (чем слабее ветер, тем больший кайт нужен) - эти тонкости необходимо изучить очень внимательно!

Кстати, для увеличения скорости и тренировки акробатических прыжков следует выбрать кайт побольше. При этом ему нужна хорошая подъемная тяга, чтобы легче отрывать вас от поверхности. Поэтому в процессе обучения постепенно увеличивайте размеры парашюта, пока не сможете чувствовать себя уверенно под кайтом для катания по воде. С малым же кайтом можно учиться совершать прыжки со специальных препятствий - тут его тяги хватит.

Техника безопасности при занятиях сноукайтингом требует от спортсмена любого уровня ношения шлема, защитных шорт, специальных курток, трапеций, налокотников и наколенников. Под вами - плотный снег или лед, и неудачное приземление после прыжка всегда опасно. Профессионалы обычно берут с собой маленькую противолавинную лопату: ею можно строить трамплины для прыжков и откапывать увязнувших в снегу товарищей.

Не так часто в мире появляются новые спортивные дисциплины, особенно технические, со своим специальным снаряжением. Так, совсем недавно, около десяти лет назад, на стыке парапланеризма и парашютизма зародился новый вид спорта под названием граундланч. Возможно, уже в недалеком будущем в пеструю картину горнолыжных склонов добавят красок яркие купола спидглайдеров.

О том, что собой представляет новый спорт и в чем его особенности, нам рассказал один из пионеров граундланча на Урале — Сергей Новоселов.

—Так что же такое граундланч?

—Значение слова граундланч — это, если дословно, «старт с ног» или «запуск с земли». Вообще, история появления этого вида спорта такова: начали отходить и от парашюта, и от параплана в сторону, так получился новый купол — спидглайдер. Вся суть отличий граундланча от парашютного спорта и парапланеризма сводится к разному отношению к рельефу. Например, при совершении парашютных прыжков спортсмену практически не важно, что происходит внизу, он приземляется на специально подготовленную площадку аэродрома. Парапланерист стремится после старта максимально отдалиться от земли, используя восходящие потоки воздуха. А спортсмен, пилотирующий спидглайдер, не только не стремится уйти от рельефа, но и наоборот, старается как можно ближе прижаться к земле, используя все неровности и препятствия для прокладывания собственного маршрута.

После появления спидглайдера началось развитие граундланча, уже как самостоятельной единицы, в разных направлениях. Сейчас этот термин обозначает наиболее общее название дисциплины, включающее в себя несколько видов полетов. Выделяют спидфлай, спидрайдинг и пока что экзотический параглайдинг. Разница в понятиях возникает из-за того, что например парапланеристы считают спидглайдер таким же парапланом, только маленьким и быстрым. Парашютисты считают граундланч тем же парашютизмом (только ты не выпрыгиваешь из самолета, а разгоняешься с горы и взлетаешь), а спидглайдер — неким специальным парашютом.

Спидрайдинг (этот вида так чаще называют в Европе) — это когда большую часть времени спортсмен едет на лыжах, и только иногда «подлетает». Они и крылья «затачивают» под это. Объяснение простое: в Европе много гор, отсюда и доступность, и популярность. В целом, конструктивно крыло для спидрайтинга — скорее, парашют.

Спидфлай отличается от спидрайдинга тем, что большую часть спуска пилот находится все-таки в воздухе, хоть и максимально близко от земли, обычно 2-3 метра. Конструкция крыла примерно такая же, как и в спидрайдинге, только сам купол больше.


Параглайдинг — для него производители делают не спидглайдер как таковой, а параплан, только маленький. Если спидглайдер, и тем более парашют, не могут двигаться вверх на восходящих потоках воздуха, то параглайдер может. Он как параплан может двигаться, как минимум, без потери высоты и даже «подскакивать» вверх, иногда существенно. При этом конструктивно параглайдер имеет гораздо больше общего с парапланом, чем с парашютом.

—Как давно вы занимаетесь спидфлаем? С чего началось увлечение?

—Лет пять уже занимаюсь. Как раз с того времени, как граундланч только начал появляться в России. С тем, как я именно нача,л была целая история. Мой давний друг, Костя Яблоков, которого я когда то четырнадцатилетним пареньком таскал за собой в походы, учил ставить палатки, разводить костры, стал матерым альпинистом и потащил меня в горы. Однажды попалось на глаза — «Граундланч», и как-то зацепило!

—То есть, по сути дела, в этот спорт вас привел друг?

—Скорее, он обратил мое внимание на его новое увлечение. Костя с друзьями вообще были самыми первыми в России. Года на два, на три раньше граундланчем начали заниматься на Украине. Это не потому, что они ближе к Европе, просто, когда есть «вкусный» Крым под боком, грех не развиваться в этом направлении. В Крыму опять же много парапланерных школ, вот они-то и начали интересоваться новой техникой. Правда, по этой же причине и граундланч у них идет больше с упором на параглайдинг. Вв России же первыми были Яблоков и Цветков, которые прежде всего парашютисты. И, имея парашютные навыки и подготовку, они начали развивать граундланч в России уже в эту сторону. От них я узнал о существовании такого вида спорта, но на этом участие моих друзей практически закончилось. Я уже тогда занимался парашютным спортом и точно знал, что следующим этапом будет парапланеризм. Вышло так, что спидглайдер я начал осваивать даже раньше, чем параплан.


—А как вы начали учиться, где-то есть школа или инструкторы?

—Все полностью сам, с нуля. Когда я начал заниматься, в России еще только все зарождалось, а в Екатеринбурге никто даже и не слышал о таком направлении. Я перечитал все, что можно было найти по граундланчу, проштудировал все, до чего смог добраться. И понял, что вся эта информация большей частью бесполезна. Большинство статей того времени, да и большая часть доступных сейчас в свободном поиске материалов сводится к тому, что «ребят, лучше бы вам этим не заниматься вообще, ну, а если заниматься, то только с инструктором». А как быть? Инструкторов-то нет! Я взял всю известную литературу по параглайдингу и проштудировал ее, не разбирая, надо мне это или нет. Потом уже, приезжая на склон со всей снарягой, на месте понимал, что мне пригодится, а что нет. Вывод получился такой, что большинство информации, которую дают парапланеристы, подходит с некоторыми оговорками и для граундланча. Подъем купола, старт — все очень похоже. Спидглайдер на этом этапе не ведет себя как парашют — парашют всегда «тугой» в воздухе, а спидглайдер никогда. Пока он не наполнится воздухом, он живет своей жизнью.


—Чем интересен граундланч, чем он цепляет?

—Сейчас для меня самое привлекательное — это скорость. Хотя дорога была одна, но теперь точно разделяю: прыжки отдельно, параплан отдельно, спидглайдер отдельно. У них общего только то, что над головой тряпка с привязанными веревочками, а по ощущениям это вещи абсолютно разные. Для меня сейчас спидфлай — это, прежде всего, скорость и драйв. Для наглядности можно сравнить с лыжами. Тебе хочется попробовать, ты начинаешь как-то худо-бедно кататься в странной позе, кувыркаться, отбивать колени, локти и так далее. Потом что-то начинает получаться, и ты стараешься получить какие то новые ощущения. И начинаешь гонять по вешкам или просто гонять, но уже далеко не так, как учился. Вот и в граундланче самое интересное — это именно скорость и именно работа с рельефом. Повторюсь, в параплане рельефа нет вообще, спортсмен отрывается от земли и старается взлететь повыше, ну а потом остается только приземлиться на заранее выбранную площадку. Для парашютиста земля также не представляет особого интереса, как правило, это какая-то большая и ровная поляна на которую нужно приземлиться. Да, есть пилотирование скоростных парашютов, с огромной скоростью и длинными эффектными пролетами вдоль земли, но опять же, рельефа как такового там нет. А в граундланче как раз есть возможность работать на большой скорости с рельефом. Ты летишь между какими-то препятствиями, рядом с препятствиями, и это ощущение скорости и драйва как раз очень похоже на лыжные гонки, только свободы больше.

—Какое необходимо снаряжение, и какова цена вопроса?

—Ну, цена — это что то среднее между парапланом, парашютом и кайтингом. Средненький купол, скажем, украинский, будет стоить около тысячи долларов, европейский — около тысячи евро, хотя в плане цены, как говорится, нет предела совершенству. То есть можно и за две тысячи чего-нибудь найти и даже дороже. Подвесные системы по ценам сравнимы с парапланерными, даже чуть дешевле. Подвески для граундланча не такие массивные, как парапланерные, ну и «запаска» в них не предусмотрена, так как бессмысленно. Цена колеблется в районе восьмисот долларов. Остальное снаряжение — дело вкуса. Например, лыжи — это не обязательный атрибут, стартовать можно и «с ног». Просто если есть лыжи, то стартовать легче и кое-где можно проехаться по склону, ну и приземление удобнее. Из защиты все-таки я считаю обязательной каску, остальное — по вкусу.


—Где вы обычно летаете?

—Обычно на горнолыжных базах, правда, не все горнолыжки это терпят. Львиную долю времени я провожу в Михайловске, потому что это место, где терпят совершенно всех. Там и парапланелисты, и кайтеры теперь тоже летают с гор. В общем, нормальный полигон, пока, слава богу, каких либо происшествий не случалось. Бывало, что на каких-то хороших горах мне просто запрещали летать. На других горах можно было летать только в будние дни. Ну, это понятно — в выходные там реально небезопасно, очень много народу.

—А из условий на горе что необходимо? Подъемник, например?

—Подъемник и нужен, и не нужен. Летом тоже бывают «вкусные» полеты, просто качество другое у них. Были облетаны многие склоны в Башкирии, на которых даже парапланелисты нечасто бывают. Такие полеты вроде коллекционных получаются. Вот ты один раз поднялся — улетел, второй раз — с другого места улетел. Это всегда интересно, это другой рельеф. А вот потренироваться летом не получится, подъем в гору отнимает не только силы, но еще и время. А на горнолыжке по времени точно так же, как катание, только разве что чуть медленнее. К примеру, в Михайловске я успевал за день сделать двадцать спусков, а это двадцать стартов и столько же приземлений. Сейчас я на пятидесяти уже бросаю считать, это как тренажер — механическая наработка навыков. Конечно, от одного и того же места со временем начинает подташнивать, но тем не менее отрицать пользу бесполезно. Механизм простой, спустился, собрал купол в охапку и на подъемнике вверх, и все по новой.


—Насколько популярен граундланч в мире в целом и в Екатеринбурге в частности?

—Скажем так, в мире — популярно, в России — только набирает популярность, а в Екатеринбурге непопулярно совсем. Это, конечно же, не леность местных жителей, а прежде всего отсутствие условий. Во-первых, занятие не из дешевых. Тот же кайт в два раза дешевле. Во-вторых, я не знаю людей, которые пришли в граундланч с нуля. Все они либо парашютисты, либо парапланеристы, то есть люди, имеющие какие-то навыки, а школы или инструкторов в Екатеринбурге попросту нет, все самоучки. Ну и третье, самое важное, — мало мест для полетов. Если в Европе все горнолыжные курорты уже выделяют специально склоны для спидглайдеров, то в России их почти нет и о них никто не думает. Развиваются в основном Москва и Питер: первые могут ездить куда-то, а вторым повезло с местами. Рядом с Санкт-Петербургом есть город Кировск, там не столько высокие горы, сколько очень много снега. У нас же в городе нет практически никого, кто бы занимался граундланчем. Был у меня опыт, двое друзей парашютистов, молодая пара, обратились: «Научи!». Я взялся, вспомнил свой опыт, наложил это на уже появившиеся материалы, методики обучения, которые трансформируются с параглайдинга на спидфлай, все это освежил, накидал свою программу, составил план, и мы за сезон шикарно ее отработали. И как результат, люди к концу сезона начали летать. В глазах появился огонек. Начальную программу они освоили, дальше только совершенствоваться.


—Какие-нибудь забавные случаи у вас были?

—Самое забавное происшествие было, когда я «намотался» на елку. Это была явная ошибка, даже не геометрическая, а тактическая. Я не просто зацепился за ветку, я в ненужное время вошел в ненужное место, попал под нисходящий поток воздуха, купол «просел», одним «ухом» (купол сшит таким образом, что ткань образует трубы или сопла, крайние трубы купола называются ушами — прим. автора) зацепился, ну и с размаху практически полностью намотался на раскидистую елку. Часа три я потратил на то, чтобы снять с нее купол, зато повеселил немногочисленных катающихся и парапланеристов. Пришел к выводу, что елки — это очень безопасно.


—Насколько это травмоопасный вид спорта?

—Я учился «с ног», поэтому синяков было будь здоров. Естественно, покупал себе защиту, наколенники, налокотники и так далее. Теперь у меня полная «черепаха», то есть комплект: голени, колени, бедра, локти, грудь, спина, — в общем, все-все-все. Я понимал, что могу себе позволить кувыркаться как угодно без риска получения серьезной травмы, не говоря уж о мелких царапинах. Как следствие — ни одной серьезной травмы я не получил за все то время, что я занимаюсь граундланчем. Зимой надеваю самые мягкие налокотники и наколенники. Еще можно пододеть плоский наспинник. Зимой падения точно такие же, как на лыжах, если падаешь, то катишься и кувыркаешься по снегу. Вдобавок купол спасает, он же находится сверху и тянет вверх, то есть на руки упасть или головой вперед полететь не так просто.


Но я понимаю, что это занятие — потенциально опасное. Человеку с улицы, если у него нет парашютного или парапланерного опыта, просто невозможно научиться самостоятельно. Если почитать форумы Москвы или Питера, то там люди с печальной регулярностью получают травмы. Это происходит просто: появляется «тело», начинает что-то получаться, спортсмен берет «на октаву выше» — и все, привет, больничная койка. У парашютистов есть поговорка: «Самый страшный отказ — это отказ головы». Не стоит забывать о том, что мы не бессмертные и что занимаемся потенциально опасным видом спорта, тогда многих проблем можно избежать. Самая сложность состоит в том, что в воздухе человек теряется. Он, допустим, всю жизнь рулил, а тут ему дали в руки две клеванты (стропы управления куполом — прим. автора) и сказали: лети, а руки привыкли с точностью до наоборот работать. Человек может просто не понимать, что он делает и что с ним происходит. А когда поймет, может статься, что уже поздно.

—А проводятся соревнования по граундланчу?

—Проводятся, за рубежом они в настоящее время очень популярны. Многие соревнования по лыжам или фрирайду проходят параллельно с спидрайдингом. В России приняты правила, заимствованные за рубежом. В них граундланч не делится на дисциплины, выделено лишь несколько упражнений. Из этих правил понятно, что, если относиться к граундланчу как к спорту, то это, безусловно, зимний вид спорта, хотя повторюсь, летать можно и летом.


Фотограф: Артем Никитин, Александр Новоселов

Представьте себе картину: ослепительное солнце, свежий ветер, соленый морской воздух, и вы несетесь на доске по воде. А над вами при этом реет гигантский воздушный змей, который стремительно тянет вас вперед. Заманчиво? Тогда, быть может, увлекательный и экстремальный , кайтсерфинг, — это то, что вам нужно?

Кайтсерфинг — это особый вид серфинга, при котором вы скользите по воде на доске, а к вашей талии при этом прикрепляется небольшой парашют или, как его называют профессионалы, воздушный змей. Само слово «кайт» как раз и обозначает «воздушный змей». Именно кайтом в процессе катания вы будете ловить ветер, чтобы стремительно мчаться по волнам. Продвинутые серферы не только легко управляются с этим парашютом, но и могут делать в воздухе настоящие трюки, отрываясь от доски и совершая невероятные кувырки и прыжки.

Для того чтобы овладеть премудростями кайтсерфинга, необязательно уметь кататься на доске или быть виндсерфером. Научиться управлять кайтом вы сможете и с нуля, придется лишь уделить этому достаточно времени.

Постигать искусство кайтсерфинга можно там, где достаточно тепло, чтобы не промерзнуть в воде во время обучения, а также в местах, где дует ровный и достаточно сильный ветер, идущий вдоль побережья. Главной Меккой кайтсерферов традиционно считаются египетские курорты Эль-Гуна и Дахаб, но и помимо них есть достаточно мест, где можно потренироваться кататься по волнам с воздушным змеем. Среди кайтсерферов популярны греческий Родос, испанская Андалусия, Вьетнам, Гавайи, Венесуэла, некоторые курорты Таиланда, озера на севере Италии (Гарда) и юге Германии (Аммерзее). В Московской области серфингисты облюбовали для тренировок с кайтом Плещеево озеро, неподалеку от Переславля-Залесского.

Чтобы овладеть техникой кайтсерфинга, вам придется запастись изрядной долей терпения и куража. Не помешает и хорошая спортивная подготовка . Простейшие курсы знакомства с системой кайт-серфинга проходят в течение выходных, на которых вас научат выбирать для себя подходящий кайт, собирать и разбирать его, а также управлять и ловить ветер на суше и в воде. При условии, что вы находитесь в хорошей спортивной форме и дружны с водными видами спорта, уже в ходе такого курса вы можете попробовать освоить технику вставания на доске из воды с пристегнутым к поясу кайтом.

Если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально.

В остальных случаях придется приложить все свое упорство и потратить не один выходной, чтобы уверенно и твердо рассекать водные глади, стоя на доске. Именно поэтому, если вы настроены решительно, планируйте отпуск в таком месте, где вы сможете неделю-другую ежедневно заниматься в группе или индивидуально под руководством опытного тренера.

Прежде чем с головой окунуться в прелести кайтсерфинга, имейте в виду, что, как любой экстремальный спорт, кайтсерфинг достаточно травматичен. Поэтому, увлекаясь этим видом спорта, особенно важно тщательно соблюдать технику безопасности. Именно поэтому, кстати, профессионалы советуют школу кайтсерфинга и инструктора выбирать придирчиво и с большим вниманием. Предпочтительно обучение на родном языке, чтобы избежать недопонимания, которое может привести к травмам.

Выбирая школу, обязательно изучите ее программу. После стандартного базового курса кайт-серфинга вы должны получить следующие знания:

  • Управление настройками кайта;
  • Знакомство с системой безопасности при катании;
  • Умение учитывать погодные условия и выбирать место для запуска кайта;
  • Умение скользить по воде без доски с кайтом;
  • Навык посадки и запуска кайта, в том числе аварийная посадка и движение против ветра.

Оптимальным будет отправляться на курсы кайтсерфинга вместе с кем-то из друзей или с любимым. Ведь основное правило кайтсерфера гласит: никогда не катайся в одиночку. Этого требуют в том числе правила техники безопасности, так что компания тут никогда не помешает.

Будьте готовы к тому, что на первых порах у вас может ничего не получаться, и дайте себе достаточно времени для того, чтобы привыкнуть к новому для себя виду спорта и усвоить его технику. Во избежание во время нахождения в воде позаботьтесь о том, чтобы на вас был подходящий по размеру неопреновый костюм. А для того, чтобы защитить себя от травм, приобретите или возьмите напрокат шлем.

Кайтсерфинг сегодня — одно из популярных увлечений в Европе, а в преддверии Нового года такой курс, запланированный на ближайший отпуск, может стать отличным подарком для вашей второй половины.

Если же ждать наступления лета вам невмоготу, а в тропические страны вы пока не собираетесь, нет необходимости откладывать освоение этого вида спорта на потом. Ведь у кайтсерфинга есть и зимняя вариация, которая называется сноукайтинг. Так что, если вы собираетесь на горнолыжный курорт и ищете новых впечатлений, попробуйте зимний кайтинг. Кайт даст вам развить на трассе высокую скорость и почувствовать азарт и энергию настоящей гонки. Для такого катания, как правило, используются длинные горные лыжи с большим радиусом поворота и, изредка, сноуборд.

Словом, если в душе вы — экстремал и хотите начать новый год с новых , то попробуйте катание с кайтом в его летней или зимней вариации. Вне зависимости от того, потянет ли вас кайт по заснеженным трассам или водным просторам, чувство полета и восторг от новых ощущений вам гарантированы.

Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

Зимний кайтинг — наперегонки с ветром

Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

Катание происходит так:

  1. спортсмен подготавливает купол
  2. разворачивает купол и стропы на снегу
  3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
  4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
  5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
  6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

Оборудование для зимнего кайтинга

Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

  • кайт для сноукайтинга,
  • трапеция,
  • доска (сноуборд) или лыжи,
  • правильная одежда и экипировка.

Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

Как выбрать кайт для зимы

Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

Выбор сноуборда или лыж

Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

  • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
  • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

Одежда и аксессуары

Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

  1. термобелье, отводящее влагу
  2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
  3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
  4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
  5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
  6. горнолыжные очки
  7. не повредит защита локтей и коленей.

Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

Где можно кататься на кайте зимой

Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

Поле — наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

Обучение кайтингу

Можно начать осваивать зимний кайт в январе — феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!