Презентация «Эффективный метод при подготовке детей к школе – кинезиология. Презентация на тему "кинезиологические упражнения"

1 слайд

«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологиии»» Определения, применение Практикум Знаете ли Вы!? Список литературы

2 слайд

Что такое кинезиология? Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е путём физической активности. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

3 слайд

Кинезиологические упражнения Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

4 слайд

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Применение кинезиологических упражнений

5 слайд

6 слайд

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

7 слайд

8 слайд

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Пи выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

9 слайд

10 слайд

После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

11 слайд

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

12 слайд

Литература 1. А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г. 2. А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г. 3. А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гипперактивностью», «Сфера», Москва 2002г. 4. В.Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г. В.Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г. 6. В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г. 7. П.Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997 г.

Слайд 2

Содружество полушарий

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Слайд 3

Левое полушарие

Отвечает за логическое – аналитическое мышление Анализирует факты Обрабатывает информацию последовательно по этапам Обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза) Обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму Запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание Понимает только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем Планирует будущее Контролирует движение правой половины тела Отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений. Различение ритма музыки Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами Отвечает за планирование

Слайд 4

Правое полушарие

Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки Отвечает за интуицию и интуитивную оценку Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации) Реализует процессы дедуктивного мышления Обрабатывает невербальную информацию Запоминает образы, Лица, картины, Позы, Голоса Способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию Ориентируется в настоящем Контролирует движение левой половины тела Отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке Отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству Отвечает за эмоциональные реакции

Слайд 5

Кинезиологические физминутки

«Кулак –ребро –ладонь» Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

Слайд 6

Кинезиологическиефизминутки

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 7

Кинезиологические физминутки

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Слайд 8

«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

Слайд 9

«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». «Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Слайд 10

«Горизонтальная восьмерка» Упражнение усложняется по неделям. 1-2 недели. Упереться языком во рту в зубы, стараясь вытолкнуть наружу. Расслабить язык. Повторить 10 раз. 3-6 недели. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. 7-8 недели. Одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком.

«Игры в садике» - «Колечко». Кинезиологические упражнения. Дети с большим удовольствием, интересом выполняют необычные задания. «Лезгинка». «Оладушки». Зачем нам это. Игры и упражнения в детском саду. «Кулак - ребро - ладонь». Где ты пальчик. "Ухо - нос". Кинезиология- наука.

«Использование игровых технологий» - Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые. По игровой среде. Подход к ребенку: гуманно-личностный, субъект-субъектный. Типы проектов. Формирование проектной деятельности, проектного мышления. Логико малыш. Подвести детей к пониманию различных абстрактных понятий. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

«Детские игры» - Педагогическое руководство играми. Форма организации детской жизни. Предметно-игровая среда. Пути совершенствования в организации игровой деятельности. Педагогическое руководство играми детей. Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры. Игра. Советы В.А. Сухомлинского. Анкета для родителей.

«Влияние игры на ребёнка» - Самокат. Время, потраченное на игры. Большинство родителей. Выбор верной стратегии. Значение игр. Причина конфликтов. Плюшевые игрушки. Самые вредные компьютерные забавы. Что такое покемон. Свои игры. Дети всегда во что-нибудь играли. Игры прошлого забыты. В мире игр и игрушек. Бизнес. Карты и игровые шарики.

«Игровые технологии воспитания» - Звуковая культура. Знакомство со звуками. Использование игровых технологий. Пальчиковая игра «Рыбки». Пояснительная записка. Тематическое планирование по программе «Лесные истории». Лексико - грамматическая работа. Сюжетно-ролевая игра «Живая картинка». Содержание программы. Возможность понимать речь.

«Берегите детей от игрушек» - Информация об игрушке. Сертификация игрушки. Агрессивные игрушки. Игра. Игра для ребенка. Игрушки для коллекционирования. Защитники. Утешители. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника. Игрушки для проявления заботы. Игрушки для идентификации в ролевой игре. Педагогическая оценка игрушки. Как выбрать игрушку для ребенка.

Всего в теме 16 презентаций

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И.Кант Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение; наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения; это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение; наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения; это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:

Преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;

Улучшить память, увеличить быстроту реакции;

Развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока

БЛОК № 1. Движения средней линии

Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.

БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.

Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.

БЛОК № 3. Энергетические упражнения.

Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.

БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные

Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды».

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия.

3-й этап. Это этап перехода от простых движений к сложным.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность школьников.

Специалисты в области коррекционно-развивающего обучения пришли к выводу, что применение системы упражнений «Брейн – Джим» в работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки - к освоению письма.

В частности, применение данного метода позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь (исчезают явления дислексии), пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: 1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; 2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; 3 . От детей требуется точное выполнение движений и приёмов; 4 . Упражнения проводятся стоя или сидя за партой; 5 . Алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия. Примеры кинезиологических упражнений: « Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем от указательного до мизинца и в обратном порядке. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному.

Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колечек из серии «Суджок-терапия».

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Руки нам к письму готовит

« Кулак- ребро-ладонь» При положении на плоскости стола руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак – ладонь, ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя. « Ухо-нос » Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)

Необходимо по центру своей рисовальной поверхности и

одновременно двумя руками рисовать

одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением).

Следить глазами за тем, что одновременно

делаешь справа и слева.

«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены. Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов при проведении подобных упражнений:
  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект;
  • - под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) более значительные изменения.

Список использованной литературы:

1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

2.http://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/

3.Эрих Баллингер «Учебная гимнастика»

4. ЛаппЕ.А., ФроловаН.Г. « Современный логопедический урок» Издательство: «Учитель» 2014

5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

7. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1998.

8.Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г.

9. Сиротюк А.Л. « Коррекция обучения и развития школьников» - Москва, 2002 г.

10. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста Речь дошкольника односложная, состоящая из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Речь бедная, недостаточный словарный запас. Присутствие в речи дошкольника сленговых слов, употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция


Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.


Кинезиологический метод Он возник в шестидесятые годы прошлого столетия на стыке прикладной психологии, медицины и педагогики. Включив в себя опыт древности и современные научные достижения. И направлен на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях. Левое полушарие Правое полушарие Математическое Знаковое Речевое Логическое Аналитическое Слуховая информация Постановка целей и программ Гуманитарное Образное Творческое Координация движений Пространственное зрительное Кинестическкое восприятие


Задачей метода: является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Цели: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие способностей; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления; - устранение дислексии.


Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.


Упражнения выполняются комплексом. Продолжительность занятий минут. Периодичность- ежедневно. Время занятий- утро, день.






«Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Упражнение выполняется вместе с педагогом, затем по памяти – 8-10 повторений. Выполняется сначала правой, затем левой рукой и двумя руками вместе.












«Качание головой» Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону. «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. «Вращение» Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем вращать обеими кистями против часовой стрелки (сначала однонаправленной, затем разнонаправлено). Одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.


Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.


Список литературы Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников М: ТЦ Сфера, с. М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.; изд. Центр «Вентана-Граф» Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.