Упражнения и игры на развитие пространственных представлений младших школьников. Зарядка для глаз: тренировочные лабиринты

Уникальный метод восстановления зрения. Вся методика в одной книге Олег Панков

Зарядка для глаз: тренировочные лабиринты

Вспомним о балерине, которая изо дня в день упорно тренирует ноги с помощью однообразных взмахов – так называемых батманов. А больше не делает абсолютно никаких движений. Понятно, что определенные группы мышц у нее останутся неразработанными, а движения в танце вряд ли будут пластичными и согласованными. Во время чтения мы также совершаем бесконечно однообразные движения глазами слева направо. А для того, чтобы натренировать мышцы глаз, необходимо дать глазам максимально разнообразную нагрузку. Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности предлагаем вашему вниманию специально разработанные для этих целей упражнения «Лабиринты для глаз».

Через неделю после начала занятий проведите эксперимент, результаты которого вас приятно удивят и обрадуют. Рассматривайте газету на расстоянии вытянутой руки или на том максимально отдаленном от глаз расстоянии, пока газетный текст еще читается. Запомните, в каком качестве вы увидели буквы. Потом отложите газету и проведите занятие с использованием лабиринтов для глаз. Сразу же после окончания занятия снова попытайтесь прочитать газетный текст на том же расстоянии, что и до начала занятий с лабиринтами. Вы увидите, что после занятия буквы видны значительно лучше, и даже сможете немного отодвинуть газету от глаз без потери качества зрительного восприятия текста! Продолжайте заниматься с лабиринтами ежедневно, и ваши зрительные функции значительно улучшатся. А регулярные тренировки закрепят достигнутый результат.

Траектории для глаз

Движения глазами, которые мы выполняем во время чтения, при работе за компьютером, трудясь над рукоделием, очень однообразны, а сама работа связана с концентрацией взгляда и требует длительного напряжения глаз. Предлагаем вашему вниманию несколько простых упражнений, которые помогут вам снять напряжение глаз после однообразной работы со зрительной нагрузкой.

Поместите книгу на рабочем столе. По 3–4 раза пройдите взглядом по линиям на приведенных ниже рисунках (рис. 31–36) в разных направлениях. Можно поворачивать книгу и двигаться взглядом по траекториям под другими углами. При этом не забывайте моргать после каждого прохода по траектории и свободно дышать. Старайтесь выполнять упражнения каждый раз после 30–40 минут работы на компьютере или после длительной напряженной работы, связанной с концентрацией взгляда (шитье, вышивание и т. п.).

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Рис. 35

Рис. 36

Вашим глазам будет значительно легче при выполнении упражнений, если вы изготовите такие же или аналогичные траектории, используя качественную белую бумагу большего, чем страница книги, формата. Можно использовать также фоновую бумагу различных цветов. С траекториями, нарисованными на обычной офисной бумаге формата А4, нужно работать на расстоянии вытянутой руки. Траектории, нарисованные на бумаге плакатного формата, следует повесить на стену и работать с ними на расстоянии нескольких метров.

Схемы движения глаз

Упражнения применяют для тренировки мышц глаз. Встаньте в центре комнаты. Выполняйте по порядку движения глазами, указанные на приведенных ниже схемах. В качестве ориентиров выберите дальние точки и углы помещения, в котором вы находитесь (потолок, пол, стены, углы). Смотрите на схемы в паузах между упражнениями. При выполнении упражнений на схемы не смотрите. Они лишь указывают направление движения глазами.

Важно выполнять упражнения без резких движений глаз, медленно. Максимальные отведения глазного яблока не должны вызывать болевых ощущений. Упражнения позволяют загрузить все шесть мышц, окружающих ваши глаза. Такая работа, выполняемая регулярно, позволит значительно укрепить их. Число повторений каждого упражнения 10–12 раз, в зависимости от самочувствия. Число повторений может быть непостоянным и зависит от обстоятельств – человек может быть утомлен, болен и т. д. Упражнения надо прекращать, если они раздражают или вызывают болевые ощущения.

При выполнении упражнений, связанных с нагрузкой мышц, необходимо свободно дышать. Между упражнениями необходимо проводить расслабляющие процедуры – соляризацию, пальминг.

Упражнение 1. Поднимите взгляд по вертикали вверх (к потолку), не поднимая при этом головы. Затем опустите глаза вертикально вниз (к полу). Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 2. Поворачивайте глаза из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Голова и тело должны быть неподвижны. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 3. Поверните глаза по диагонали вправо вверх, потом влево вниз. Сделайте это 10 раз. После этого поверните глаза влево вверх, а вслед за этим вправо вниз. Сделайте это 10 раз.

Упражнение 4. Сделайте максимальные круговые движения глазами по часовой стрелке, описав один полный круг. Повторите такое же движение в противоположном направлении. Сделайте по 10 таких круговых движений глазами в каждом направлении. Голова при выполнении данного упражнения должна быть неподвижна.

Упражнение 5. «Нарисуйте» глазами вертикальную восьмерку по углам помещения. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 6. Выберите какую-нибудь точку вдали, которая находилась бы прямо перед глазами. Затем сделайте следующие движения глазами: сверху до точки, справа к точке, снизу к точке и слева к точке. Повторите упражнение 10–12 раз.

Упражнение 7. Направьте взгляд прямо. Проделайте глазами спиралеобразные движения, начиная от центра и дойдя до максимального вращения по кругу за 3–4 витка. Затем сделайте по этой спиралевидной траектории движения глазами от максимального витка к центру. Повторите упражнение 8–10 раз. Это упражнение нагружает все наружные мышцы глаза и развивает чувство координации.

Упражнение 8. Опишите глазами горизонтальную восьмерку по углам помещения. Повторите упражнение 10–12 раз (рис. 37, 38).

Рис. 37

Рис. 38

Тренинг «Знак в овале»

Эти упражнения особенно полезны при близорукости, дистрофии сетчатки, глаукоме, косоглазии.

Упражнения способствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, увеличению остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз.

Упражнение 1. Смотрите на центральную зону знака, приведенного ниже. Обратите внимание, что часть, на которую вы смотрите, выглядит самой черной. Затем медленно перемещайте взгляд по рисунку. Все время обращайте внимание на то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажется чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза.

Вашим глазам будет значительно легче при выполнении упражнений, если вы изготовите такой же знак в овале на качественной белой бумаге большего, чем страница книги, формата. Со знаком, нарисованным на офисной бумаге формата А4, можно работать как на расстоянии вытянутой руки, так и на расстоянии нескольких метров (рис. 39).

Рис. 39

Упражнение 2. Вокруг знака имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по ломаной линии, расположенной вокруг рисунка, и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите, выглядит более темным, чем остальные. При перемещении взгляда, двигайте вместе с ним и голову. Во время выполнения упражнения мягко моргайте на каждом изломе. Упражнение можно делать, находясь от таблицы на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.

Упражнение 3. Вокруг знака изображен овал. Перемещайте взгляд по овалу, двигая одновременно глаза и голову. Выполните упражнение с открытыми глазами, а потом, закрыв их и представляя себе овал.

Тренинг «Зоопарк»

Это и предлагаемые ниже задания понравятся и вам, и вашим детям. Если вы хотите предложить эти упражнения детям, рисунки необходимо перенести на белую бумагу формата А4.

Разыщите в квадратиках всех собачек, улиток, слонов, жирафов, кошек, попугаев, ежей, зайцев, верблюдов. Осуществляйте поиск, двигаясь взглядом сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат (рис. 40).

Рис. 40

Тренинг «Овощи – фрукты»

Для выполнения этого упражнения можно дать несколько вариантов заданий. Длительность упражнения не менее 8–10 минут.

1. Найдите в таблице названия овощей, фруктов, ягод (рис. 41).

Рис. 41

2. Найдите и посчитайте все буквы «А», «Б» и т. д. Поиск букв осуществляйте сверху вниз и снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат.

Тренинг «Лабиринты»

Выполняйте упражнения ежедневно по 5–7 минут, постепенно увеличивая скорость продвижения взгляда по лабиринту – фиксируйте ваши рекорды. Продвигайтесь по лабиринтам, начиная движение то с одной, то с другой стороны. Меняйте положение книги при выполнении упражнений. Постарайтесь продвигаться по лабиринтам как на максимально отдаленном положении книги от глаз, так и на максимально приближенном к глазам положении книги. Увеличивайте зрительную нагрузку постепенно, не допускайте болевых ощущений в глазах.

Лабиринт – квадрат

Найдите проход через лабиринт (рис. 42). Двигайтесь взглядом снизу вверх, а затем сверху вниз. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту справа налево, а затем в обратном направлении. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат.

Рис. 42

Лабиринт – восьмерка

Найдите проход через лабиринт (рис. 43). Двигайтесь взглядом от нижнего входа левого кольца, а затем от верхнего входа правого кольца. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время.

Рис. 43

Лабиринт – уголки

Найдите проход через лабиринт (рис. 44). Двигайтесь взглядом справа налево, а затем в обратном направлении. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время.

Рис. 44

Лабиринт – дорожка

Найдите проход через лабиринт (рис. 45). Двигайтесь взглядом по дорожке снизу вверх, а затем сверху вниз. Разрешается проходить взглядом как по мосткам, так и под ними. Переворачивать этот лабиринт нельзя! Постарайтесь найти самый короткий путь по лабиринту. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время.

Рис. 45 Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Среди запахов и звуков автора Мариус Плужников

Из книги Уникальный метод восстановления зрения. Вся методика в одной книге автора Олег Панков

Лабиринты, лабиринты… Древнегреческий историк Плутарх в „Сравнительных жизнеописаниях“ рассказывает нам историю Тесея, одного из величайших мифических героев Афин. Среди его многочисленных подвигов, пожалуй, наиболее известный - это битва в закоулках Лабиринта со

Из книги Тренинги и игры для мышц глаз. Уникальные упражнения для восстановления зрения по методу профессора Олега Панкова автора Олег Панков

Тренировочные игры для глаз Забавный тренингВсем понятно, что нормальному человеку трудно заставить себя выполнять скучные упражнения для глаз каждые 45 минут. Что уж в этом отношении говорить о детях! Однако совсем несложно придумать веселую игру, которая поможет вам и

Из книги Радуга прозрения автора Олег Панков

Тренировочные игры для расслабления глазных мышц. Подойдут и детям! Всем понятно, что нормальному человеку трудно заставить себя выполнять скучные упражнения для глаз каждый час. Что уж в этом отношении говорить о детях! Однако совсем несложно придумать веселые игры,

Из книги В мире запахов и звуков автора Сергей Валентинович Рязанцев

Тренировочные лабиринты для глаз Вспомним о балерине, которая изо дня в день упорно тренирует ноги с помощью однообразных взмахов – так называемых батманов, и больше не делает абсолютно никаких движений. Понятно, что определенные группы мышц у нее останутся

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Филипп Олегович Богачев автора Анастасия Полетаева

Зарядка для глаз Вспомним о балерине, которая изо дня в день упорно тренирует ноги с помощью однообразных взмахов – так называемых батманов. А больше не делает абсолютно никаких движений. Понятно, что определенные группы мышц у нее останутся неразработанными, а движения

Из книги автора

Тренинг «Лабиринты» Выполняйте упражнения ежедневно по 5–7 минут, постепенно увеличивая скорость продвижения взгляда по лабиринту – фиксируйте ваши рекорды. Продвигайтесь по лабиринтам, начиная движение то с одной, то с другой стороны. Меняйте положение книги при

Из книги автора

Лабиринты, лабиринты… Лабиринт - запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений. Первоначально - большое здание со сложно расположенными переходами в Древней Греции и Египте. С. И. Ожегов «Словарь русского языка» Древнегреческий историк Плутарх

Из книги автора

24.5. Зарядка Всё начинается с малого: сегодня ты не вышел на зарядку, завтра у тебя не подшит подворотничок, а в субботу ты пойдешь в увольнение, напьешься и убьешь человека. Армейские пословицыТы таки будешь смеяться, но я очень люблю зарядку. И тебе советую ее полюбить - в

Из книги автора

Лабиринты памяти Раз уж мы только что обнаружили, что память человека зачастую содержит в себе залог эффективности решений, которые принимаются в настоящем времени, о ней стоит поговорить более подробно.Как мозг запоминает только что поступившие сведения? Путем

Из книги автора

Часть 2 Тренировочные комплексы Надо понимать, что, когда создавались упражнения йоги, никто не ставил перед собой цель похудеть. Упражнения Хатха-йоги предназначались для того, чтобы укрепить тело человека перед тем, как он приступит к испытанию и закалке собственного

Из книги автора

Глава 4 Специальные тренировочные планы Всем потенциальным любителям скандинавской ходьбы перед тем, как они отправятся в одиночное плавание, я советую провести несколько занятий под руководством опытного инструктора. Нет ничего хуже, чем бездумные занятия спортом. Они

Цель : актуализация навыков сотрудничества.

Задачи:

  • создание позитивного психологического климата в группе;
  • развитие умения работать в паре, в группе;
  • определение условий эффективного взаимодействия.

Используемые материалы:

  • бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – желтые и оранжевые – и по форме – колокольчики и ромашки);
  • плакат с названием темы занятия;
  • иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука» (см. Приложение 1 );
  • напечатанные на листе бумаги лабиринты (см. Приложение 2 ), 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
  • цветные карандаши;
  • скотч, газеты, ножницы, степлер;
  • кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
  2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
  4. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ведущий выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже), здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечо к плечу»

Ведущий: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, а басню прочитать сам, так как не все ребята её помнят наизусть (см. Приложение 3 ). После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:

1. герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

2. почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

3. что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Лабиринты»

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаётизображение лабиринтов .

Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, ведущий предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

Упражнение «Строим дом»

(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой )

Ребята по просьбе психолога объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет. Ведущий: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 7 минут.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы ведущего: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Ведущий также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?


4. Подведение итогов занятия.

Ведущий протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Использованная литература:

  1. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схе­му которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведо­мому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в ла­биринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемо­му лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сто­рону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мыслен­но выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь парт­нера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается но­вый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры ме­няются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобла­дает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упраж­нения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, кото­рый, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобла­дает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь ла­биринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполня­ющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интеграль­ного алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предла­гаем еще одно простое упражнение для развития этого качества

Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пяти­клеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белы­ми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фиш­ка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний — команд «заводит » своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого ( рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому ». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,— «Прямо !». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо !» или «Налево !», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый » должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий » по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый » справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем партнеры меняются местами. Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях своего мышления. Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево », а где «направо », они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка », мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.


Рис. 8. Упражнение «Лабиринт »

Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Вот что писал один из наших учеников: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, постоянно помню: „никаких возвратных движений“. Ощущение постоянного движения вперед и только вперед по тексту приносит удовлетворение» .

Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества…

Участникам тренинга предъявляется, нарисованная на доске или большом листе бумаги многоугольная фигура.

Группе предлагается в течение 3 минут внимательно изучить рисунок и постараться запомнить все его детали. После этого зачитывается инструкция: "Сейчас изображение фигуры будет убрано, и Вы будете должны нарисовать эту фигуру в своем воображении, не пользуясь ни бумагой, ни доской. Первый участник, выбрав точку, откуда он начнет рисовать и, не сообщая эту деталь остальным, назовет направление движения его "мелка", например: "Отрезок влево". Следующий за ним участник должен постараться найти, где может находиться такой отрезок и продолжить рисовать фигуру: "Отрезок вниз". И так далее.

Задача этого упражнения не в том, чтобы угадать, откуда первый участник начал свой рисунок или, какой угол или какую из сторон многоугольника продолжил рисовать второй участник, а в том, чтобы коллективно правильно нарисовать эту фигуру в воображении".

Рисунок убирают и группа приступает к выполнению задания.

Ведущий тщательно воспроизводит у себя все предложения участников, "конструирующих" фигуру, не показывая свои зарисовки группе, и следит за тем, чтобы участники не рисовали в воздухе или на столах очертания многоугольника.

Если группа запуталась при выполнении задания, то фигура предъявляется еще раз, дается инструкция, ведущий отвечает на вопросы, которые появились у участников.

Упражнение выполняется столько раз, сколько нужно для того, чтобы фигура была правильно восстановлена.

После выполнения первой части задания делается небольшой перерыв. Во время перерыва надо подготовить 2-3 человека, которые должны будут намеренно "запутывать" группу при выполнении второй части упражнения. Они намеренно должны указывать заведомо неправильное направление "мелка, а остальным дается инструкция, что они имеют право исправить ошибку, вернувшись на ход назад и указать правильный отрезок: "Неверно, назад отрезок вниз, отрезок вправо".

Для выполнения этого этапа предъявляются более сложные фигуры.

Почему с одними людьми работать легче, чем с другими?

Нельзя все время получать то, что хочешь, но если повезет, можно получить то, что нужно. По крайней мере, так гласит народная мудрость. Этот эксперимент основан на головоломке, которую невозможно решить, если не воспользоваться чьей-либо помощью.

Посмотрим, как возникает решение вступить в сотрудничество и сколько времени надо, чтобы научиться работать вместе.

Испытуемые: пять человек, примерно равных по возрасту и по способностям.

Вам потребуется:

6 листков жесткой бумаги или тонкого картона для изготовления головоломок;

цветные фломастеры (красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый);

5 конвертов, чтобы в них поместились детали головоломок;

секундомер или часы с секундной стрелкой;

бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов или копия Бланка записи экспериментальных данных.

От Вас потребуется:

1. Изготовить головоломки, следуя инструкциям

2. Дать каждому участнику конверт с деталями головоломки. При этом Вы должны сказать им следующее: "Ваша цель – всем вместе сложить 5 правильных квадратов, и чтобы при этом были использованы все детали головоломки. Есть несколько таких комбинаций этих деталей, которые дадут 1 или 2 квадрата, но 5 квадратов даст только одна комбинация. Головоломка не будет считаться решенной, пока у каждого не окажется по правильно собранному квадрату, и все квадраты будут одинакового размера.

3. Потом надо объяснить: "В этом задании есть три правила, которым должен следовать каждый.

Правило 1: решая головоломку, нельзя разговаривать.

Правило 2: нельзя давать никаких знаков о том, что вам нужна

какая-либо деталь.

Правило 3: можно самому давать детали головоломки другим, но ни у кого нельзя брать их".

4. Удостоверьтесь, что все поняли цель и правила выполнения задания, и подайте знак, когда можно начинать. Засеките время, которое уйдет на решение головоломки.

Выводы: Обратили ли Вы внимание, каким образом решалась головоломка? Были среди участников эксперимента такие, которые проявляли больше готовности и стремления к совместным действиям, чем другие? Пытался ли кто-нибудь из участников сам взять нужные ему детали?

Дополнительные исследования:

Повторите этот эксперимент с разными группами. Например, с испытуемыми только женского или мужского пола. Сравните результаты.

При необходимости решить какую-либо проблему кажется естественным обратиться за помощью к другим людям. Но как часто мы сами предлагаем помощь тем, кто бьется над решением какой-либо своей проблемы? У вас может оказаться недостающая деталь для квадрата, который составляет кто-то другой, только это еще необходимо заметить. Может быть, и кто-то другой сможет увидеть, что у него есть деталь, которой не хватает вам.

Знаете ли Вы?

Добиваться того, что нужно непосредственно вам, кажется лучшим способом удовлетворить ваши потребности и получить нужные вам результаты. Но подумайте вот над чем: наиболее успешно бизнес идет тогда, когда удается определить, что нужно другим людям.

Или, говоря другими словами, если вы хотите преуспеть в жизни сами, то необходимо думать и о других, окружающих нас, тоже

Общение частично зависит от наших понятий о том, что происходит вокруг нас. Мы воспринимаем только около 70% слов, которые слышим, а остальное домысливаем сами. Очень легко понять кого-то неправильно, когда сам думаешь о чем-то своем.