Где ребенку заниматься плаванием. Для этого пускай он научится выполнять

Не все могут хорошо объяснить, как научиться плавать. Для этого существуют специальные тренера, которые быстро, хорошо, правильно могут научить плавать как ребенка, так и взрослого.

Плавание развивает дыхательную систему и укрепляет сердце

Поэтому, нужно отбросить в сторону всякие предрассудки, страхи, взять себя в руки, и, не взирая на возраст, начать ходить в бассейн. Ведь плавание никому еще не помешало.

Одной из самых больших проблем, при обучении плаванию, является правильное дыхание. Если вы будете знать, как правильно дышать при плавании, то это значительно ускорит обучающий процесс.

Так вот, запомните главное правило: вдыхать воздух нужно глубоким вдохом ртом, а выдыхать – также через рот, но в воду.

Для постановки правильного дыхания, часто используют такое упражнение: стать на дно, вдохнуть максимальный объем воздуха, погрузиться в воду и выдохнуть под водой. Нужно выполнить такое упражнение несколько раз без перерыва.

Запомните, что если человек плывет, то для очередного вдоха поворачивается только голова. Нельзя дышать носом, поскольку возможно попадание капель в носоглотку, что может вызвать неприятные ощущения и даже удушье.

Обучающие видео

Существует большое количество видео как научиться хорошо плавать, просматривая которые, можно услышать теорию плавания, реально увидеть, как научиться плавать, правильно дышать, как правильно отрабатывать движения, технику при различных стилях плавания и многое другое.

Как правильно научиться плавать взрослому человеку

Плаванию все возрасты покорны? Если да, то как научиться плавать взрослому человеку? Ответ простой: нужно соблюдать таких 10 пунктов небольшой инструкции.

Инструкция как научиться плавать :

  1. Выбрать неглубокое место в бассейне.
  2. Быть уверенным в своих силах и возможностях, перебороть страх погружения в воду с головой. Для этого используйте очки для плавания, при помощи которых вы будете все видеть, свободно ориентироваться в пространстве.
  3. Воспользоваться услугами тренера. Чтобы сэкономить, можно ходить на сплит-тренировки (заниматься вместе с кем-то другим).
  4. Сделать небольшую разминку перед занятием.
  5. Перед тренировкой, почитать теорию в книжке или посмотреть несколько раз видео, чтобы иметь представление о процессе.
  6. Запастись необходимой удобной экипировкой: очками, шапочкой, обувью, купальником.
  7. Придерживаться правил поведения на воде.
  8. Если вы курите, то нужно расстаться с этой вредной привычкой, поскольку правильно поставить дыхание вам будет чрезвычайно тяжело.
  9. Соблюдать режимы питания, сна, отдыха.
  10. И главное: как в любом деле, так и в случае с обучением плаванию: занятия нужно посещать регулярно.

а) воспользуйтесь услугами тренера; б) используйте очки для плавания

Многие современные родители стараются пораньше научить ребенка плавать. Правильно ли это, и когда лучше начинать обучение ребенка плаванию? Рассмотрим несколько советов о том, как научиться плавать детям.

Совет №1: не спешить.

По мнению опытных детских тренеров, лучше всего учить ребенка плавать при достижении 4-ех лет. Достаточно, чтобы до этого возраста, малыш плескался в воде, прыгал с бортика, просто купался вместе со взрослыми.

Совет №2: не использовать никаких ластов, нарукавников, жилетов.

Достаточно одного, единственно правильного, средства для обучения плаванию – плавательной доски.

Совет №3: найти подходящий бассейн.

Чтобы не отбить у ребенка желания плавать, он должен уверенно стоять на дне. Нужно следить, чтобы вода находилась чуть выше уровня живота.

Совет №4: выполнять упражнения «звездочка», «поплавок», «стрелочка».

Итак, сначала надо научить малыша свободно лежать на воде.

Для этого пускай он научится выполнять:

  1. «звездочку»: постараться свободно разместиться горизонтально на водной поверхности с вытянутыми в стороны руками и ногами;
  2. «поплавок»: обхватить, насколько возможно, своими руками коленки, опереться в них головой, стараться, как-бы, «повиснуть» в воде;
  3. «стрелочку»: сильнее оттолкнуться от бортика и постараться чем дольше скользить по водной глади с вытянутыми руками и ногами.

а) звездочка; б) поплавок

Совет №5: научиться правильно дышать.

Для освоения «правильного дыхания», желательно сначала на суше научиться выполнять такое упражнение: глубоко вдохнуть через рот, постепенно выдохнуть. Для этого надо показать ребенку, как должны быть скоординированы движения рук и дыхание.

Совет №6: придерживаться точной последовательности.

Методика обучения плаванию предвидит соблюдение такого порядка обучения движений:

  • скольжение по водной глади;
  • порядок работы ногами;
  • освоение движений руками;
  • постановка дыхания.

Как научиться плавать кролем

Кроль является самым быстрым стилем плавания. Но не все знают, как научиться плавать кролем.

Для освоения этого способа необходимо:

  • выполнять гребок согнутой рукой. Это способствует удерживанию кисти и предплечья, почти, под прямым углом к направлению перемещения;
  • во время гребка, пальцы – согнуть, а ладонь – оставить плоской;
  • гребок выполнять ритмично, не допускать пауз;
  • при завершении гребка, из воды сначала вывести плечо, потом предплечье, после чего – кисть;
  • начинать пронос руки для осуществления следующего гребка ладонью назад и, немножко, ее приподнять;
  • на одном уровне удерживать бедра и голову;
  • ноги ритмично нужно перемещать вверх-вниз.

Перед обучением плаванию этим стилем, необходимо поставить дыхание. Для этого, вдохи рекомендуется делать через рот, одновременно при этом, повернуть голову в сторону той руки, которая находится над водой. Осуществляют вдох в начале маха при появлении «треугольника»: предплечье, плечо, поверхность воды, поскольку тогда наблюдается небольшое «расступление» воды и образуется небольшое свободное пространство. После этого – выдохнуть через рот. Делать вдох – во время каждого третьего взмаха руки над водой, причем по очереди слева и справа.

Как научиться плавать брассом

Перед тем, как научиться плавать брассом, необходимо правильно освоить выполнение движений руками, ногами, корпусом.

Движение рук:

  1. осуществить гребок наружу;
  2. сделать гребок внутрь;
  3. возвратиться в исходное положение.

При исполнении первой фазы, желательно, чем глубже погрузить в воду руки, после чего максимально развести их в стороны, чтобы ладони были наружу. При этом, руки не должны сгибаться.

Вторая фаза предвидит совершение гребка внутрь, ладони при этом должны отталкивать воду и быть развернутыми вниз. Заканчивается это движение на уровне плеча.

На третьем этапе, надо переместить руки вперед, занять исходное положение для выполнения первой фазы.

Техника плавания брассом

При первой фазе, пловец должен подтянуть к себе ноги, во время второй – развести ступни, после чего исполнить обеими ногами максимальной силы толчок. Какое-то мгновение пловец будет скользить по инерции вдоль водной глади. Сделав возврат в исходное положение, начинать новое движение руками, ногами и корпусом одновременно.

Как научиться плавать на спине

Тяжело освоить плавание на спине? Многие скажут, что не очень. И они правы. Просто, перед тем, как научиться плавать на спине, надо сначала наловчиться размещать свое тело горизонтально на поверхности воды, правильно держать голову, ноги, другие части тела.

Тело необходимо удерживать так, чтобы немножко выглядывали из воды грудная клетка и живот, а уши – находились в воде.

Ноги должны быть сначала чуточку согнутыми и раскрытыми. Нужно сделать ними несколько колебаний, почувствовать, что тело начинает подниматься в воде.

а) лягте на воду; б) двигайте руками и ногами

После всплытия, продолжайте активно двигать ногами. Прислушайтесь к своему телу и начинайте делать движения ладонями, когда почувствуете погружение передней части тела. Через пару минут вы научитесь удерживать его горизонтально, сможете постепенно чуть выше поднять подбородок, грудь, живот. Понятно, что пройдет некоторое время, прежде чем вы уверенно будете плавать на спине.

Пользу плавания трудно переоценить. Оно закаляет детский организм, дарит положительные эмоции, формирует здоровую осанку, развивает тело, улучшает координацию движений, увеличивает силу и выносливость. Известно, что любовь к чему-либо следует прививать с детского возраста, поэтому заботливые родители интересуются, как научить ребёнка плавать? Об этом поговорим в статье!

На «ты» с водой: учим плавать с младенческого возраста

Родители часто интересуются: когда начинать учить малыша ладить с водой? Многие авторитетные источники советуют обучать ребёнка, начиная с младенчества. Новорождённые считают воду естественной средой, потому что до этого малютки 9 месяцев пребывали в околоплодных водах. По этой причине карапузы так любят купаться. Главное — соблюдать осторожность: слегка погружайте малыша в воду, покачивая его тельце по ванной.

Малыши в возрасте 1-3 года познают мир посредством игры. Насильно заставлять маленького ребёнка плавать — бессмысленно. Вам как заботливому родителю следует найти способ заинтересовать карапуза. Докажите ему, что плавание — увлекательное занятие, и он обязательно захочет обучиться ему максимально быстро.

Обучаем плаванию малыша до года

Малыши, любящие плавание, самостоятельно учатся грести маленькими ручками и задерживать дыхание. Многие родители боятся учить деток нырять, но чего-либо страшного в этом процессе нет. Известно, что новорождённые имеют рефлекс, предупреждающий проникание воды в дыхательные пути. Если малыши в течение 60-90 дней после рождения не будут нырять, данный рефлекс постепенно пропадёт, поэтому наоборот желательно обучать их этому.

Чтобы научить ребёнка нырять, положите его на живот, крикните «ныряй» и окуните чадо под воду на пару секунд. Малыш рефлекторно временно перестанет дышать. Когда карапузу исполнится годик, смело обучайте его держаться на водной поверхности и периодически окунайте лицо ребёнка в воду. Плавание требует достаточно много энергии, оно утомляет детский организм, поэтому занятие должно длиться максимум 10-15 минут.

Упражнения для малышей в возрасте 1-2 года

Научите малыша правильно дышать: вдыхать на поверхности, делать выдох под водой. Помните про игровую форму обучения, сделайте процесс увлекательным. Наберите воду в какую-либо ёмкость и расположите её на скамейке (стуле либо другой поверхности) таким образом, чтобы она находилась на уровне плеч малютки. Погрузите в неё игрушечный кораблик и покажите, как следует дуть, чтобы судно поплыло. Карапузу точно понравится, как игрушка «оживает», поэтому он будет регулярно обдувать её, приводя кораблик в движение. Таким способом чадо научится правильно дышать. Малыши в возрасте 1-2 годика могут выполнять описанное упражнение около 5-8 раз.

  • Наберите воды, попросите малыша не дышать, снова крикните «ныряй», плеснув небольшое количество воды на лицо ребёнка.
  • Повторяйте упражнение 6-8 раз ежесуточно, тогда у чада выработается рефлекс постоянно задерживать дыхание, когда его маленькое личико окажется под водной поверхностью.
  • Между упражнениями обязательны перерывы: дайте малышу возможность поиграться, расслабиться либо попрыгать.

Желательно обучить карапуза опускать голову под воду с открытыми глазами.

Учим плавать деток 4-7 лет

Для карапузов в возрасте 4-х лет отлично подойдут следующие упражнения:

  1. Сердечки. Научите малыша рисовать сердечки на водной поверхности. Попросите ребёнка вытянуть руки перед собой, развести в стороны, а после соединить внизу. Затем необходимо выполнить идентичное упражнение, но окунуть руки и плечи под воду, оставив на поверхности только голову.
  2. Лягушка. Малыш должен держаться за вас ручками, делая отталкивающие движения маленькими ножками, как лягушка. Начните двигаться спиной вперёд, а ребёночек будет «буксироваться» за вами. Данное упражнение можно повторять несколько раз ежедневно. Выполнять его следует в большой ванной или бассейне.
  3. Прыжки. Попросите малыша принять сидячую позу, сгруппироваться и резко оттолкнуться ногами и начать плыть, делая руками сердечки из упражнения 1, а ногами лягушку из упражнения 2. Желательно, чтобы папа страховал карапуза снизу, а мама — сверху.

Совет! Чтобы ребёнок охотно обучался плаванию, поддерживайте его, даря позитивное настроение. Постоянно хвалите малыша за его достижения. Можете награждать чадо разными вкусностями!

Занятия с тренером для детей постарше

Немало детей в возрасте 8-12 лет не умеют плавать. Родители полагают, что обучать их поздно, либо попросту не желают посвящать данной проблеме время. Однако регулярные занятия и верный подход — настоящие творцы чудес. Обучиться плаванию может человек любого возраста, главное — желание!

Малыш боится воды: что делать?

Как научить ребёнка плавать, если слово «вода» вселяет в него ужас? Ответ прост: необходимо отучить чадо бояться H2O! Сделать это возможно при помощи простых игр:

  • Встаньте друг напротив друга, начните загребать воду ладошками и плескать ею в маленького оппонента. Малыш должен делать так же. Победит человек, заставивший противника отступить. Данная игра отучит ребёнка бояться попадания воды на тело и лицо.
  • Поиграйте в догонялки. Поместите плавающие игрушки недалеко от берега в воду. Далее станьте с малышом лицом к безделушкам, затем резко побежите к ним. Победит человек, собравший большее количество игрушек. Данная игра научит чадо быстро двигаться в воде.
  • Пройдите с ребёнком на достаточную глубину: вода должна достигать груди малыша. Попросите чадо вдохнуть, погрузиться лицом в воду и выдохнуть. Глаза можно держать открытыми либо закрытыми. После возьмите чадо за руки и станьте к нему лицом. Вместе с ним приседайте, он будет погружаться под воду, не боясь утонуть, ведь рядом заботливый родитель.
  • Вновь станьте друг напротив друга. Возьмите ребёнка за руки. Одновременно опуститесь с малышом под воду, держа глаза открытыми. Предложите малышу посчитать количество пальчиков на руке, когда он нырнёт: так он точно не закроет глазки.
  • Следующее упражнение малышу следует делать без посторонней помощи. Ребёнок должен быть на глубине до груди. Попросите чадо вдохнуть, сесть, обхватив руками колени и прижав подбородок к грудной клетке. Необходимо продержаться в позе 10 секунд, задержав дыхание. За счёт выталкивающей силы тело малыша всплывёт, словно поплавок.

Чего лучше не делать?

Обучая малыша плаванию, многие родители допускают распространённые ошибки. Некоторые пытаются научить ребёнка плавать экстремальным способом, просто бросив чадо в воду и заставив плыть. Сделаете так же, и ваш малыш получит психологическую травму и больше никогда не приблизится к чему-либо, отдалённо напоминающему воду.

Желательно не использовать жилеты с нарукавниками. Данная экипировка не даёт малышу нормально занять лежачее положение в воде. В ней ребёнок чувствует себя скованно и некомфортно, несмотря на присутствующую иллюзию безопасности.

Стоит ли отдавать ребёнка в профессиональный спорт?

Есть дети, которые схватывают налету азы плавания. Многие родители сразу стремятся отдать их на секцию, где бы они занимались данным видом спорта профессионально. Возможно, вначале малыш обрадуется подобному повороту событий, но когда нагрузки и время тренировок увеличатся, ребёнок начнёт воспринимать бассейн в качестве места работы. Собираясь отдать малыша в спорт, дайте чаду возможность ознакомиться с процессом тренировок издалека, ведь таким образом он поймёт, действительно ли ему это нужно.

Подводим итоги

Теперь вы осведомлены о том, как научить ребёнка плавать. Используйте информацию данной статьи, и у вас обязательно получится обучить малыша такому непростому навыку. Вскоре он самостоятельно будет бежать к воде и уверенно проплывать метр за метром по её поверхности.

Желаем удачного обучения вашему юному пловцу!

Знакомить малыша с водой можно начинать уже в первую неделю после рождения , купая его в детской ванночке дома. Плюс раннего обучения в том, что став старше можно избежать страха воды.

Как правило, новорождённые дети не боятся воды , так как на протяжении 9 месяцев околоплодные воды были его единственной средой для развития. Поэтому он испытывает радость от купания, погружаясь в знакомую среду.

Первые занятия можно провести со специалистом на дому, который покажет родителям, как правильно заниматься с ребенком в ванной.

Крохе легко научиться держаться на воде , опираясь на :

  • задержка дыхания;
  • плавательный рефлекс.

Спустя время, осознанные, скоординированные движения малыш может освоить примерно в трехлетнем возрасте.

Если мама занималась с ним с рождения, то мышечная память поможет ему научиться плавать проще и быстрее.

Как научить ребенка плавать? — программа «Детонация»

Вода не должна превышать уровень выше груди ребенка, а для начала пояса.

Никогда не оставляйте без присмотра малыша в воде.

Помните, что ничего ничего не возможного нет. Научить плавать ребенка не трудно. Больше хвалите, подбадривайте, придумывайте интересные игры в воде, чтобы заинтересовать. Всё получится.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.