Убийца с лицом ребенка. «Убийца» с лицом младенца

Поговорим немного об одном из главных кандидатов на награду МВП сезона 2014-2015 Стефене Карри

Являясь болельщиком "Красных дьяволов" со стажем, я хорошо помню (таких не забывают) суперзапасного Уле Гуннара Сульшера, козырной карточки Сэра Алекса Фергюсона, по прозвищу "Убийца с лицом младенца", закончившего карьеру футболиста в 2007 году. И подобно знаменитому норвежцу,как мне показалось, это прозвище как нельзя кстати подходит суперзвезде и лидеру "Голден Стейт Уорриорз" Стефу Карри.

Именно его,Уорделла Стефена Карри, "ГС" выбрали на драфте НБА 2009 года под общим 7-м номером. Естественно скаутам НБА было известно о его сильных сторонах. Но предположить, что этот малый будет так исправно "убивать" своих соперников (привет Крису Полу) могли не многие, в частности и боссы "Тимбервулвз", выбравшие под шестым пиком Джонни Флинна.

В своем дебютном сезоне в ассоциации Стеф с первых-же матчей застолбил за собой роль стартового разыгрывающего защитника команды, коим является и по сей день, спустя шесть сезонов. Рубка за награду того сезона была знатная и его трижды признавали новичком месяца, а помимо нашего героя на нее претендовали Брендон Дженнингс из "Миллуоки" (сейчас "Детройт") и нынешний "окрыленный" пеликан Тайрик Эванс (тогда "Сакраменто"). В итоге награда досталась последнему, ну а Стефен оставил очень приятное впечатление и по итогам сезона был зачислен в первую сборную новичков.

Уже в первом сезоне в НБА Карри зарекомендовал себя великолепным снайпером. В 80-ти матчах регулярного чемпионата (из них 77 в старте) он реализовал 166 трехочковых броска с отличным процентом реализации (43.7%). Это вылилось в итоговых 17.5 очков, подтверждающих высокий атакующий потенциал молодого защитника. При этом Стеф был хорош и в остальных аспектах игры. Он собирал 4.5 подбора, совершал почти два (1.9) перехвата за матч (второй результат в лиге) уступив лишь Крису Полу и что не менее важно, как для его роли в команде, роздавал шесть (5.9) передач. В Сан-Франциско загоралась новая звездочка...

Возможно болельщики "Уорриорз" ждали большего прогреса от Стефена в его втором сезоне в НБА. Но дело там было не столько в нем, сколько в команде в целом. При этом он выдал отличный сезон и продолжил утверждать себя в качестве отличного снайпера и разыгрывающего "нового типа". Его статистистические показатели были отнюдь не хуже, учитывая уменьшение проведенного времени на площадке (игровое время уменьшилось почти на три минуты в среднем за матч).

В сезоне 2010-2011 он принял участие в 74 матчах, выходя в старте в каждом из них. Набирая 18.6 очков, собирал 3.9 подбора, раздавал 5.8 передач и совершал 1.5 перехвата в среднем за игру, атакуя с отличным процентом(44.2) из-за дуги(151 точных трехочковых). По итогам сезона ему была присуждена награда за спортивное поведение "NBA Sportsmanship", а во время всезвездного уикенда, Стефен стал победителем соревнований по баскетбольным умениям "NBA Skills Challenge".

Третий сезон можно называть худшим на даный момент (надеемся таковым он и останется) в карьере Карри. И то это связано лишь с тем, что он принял участие всего лишь в 26 матчах регулярного чемпионата (23 в старте), по причине травмы и локаута в НБА. Его статистика в сезоне 2011-2012 была следующей: 14.7 очка, 3.9 подбоа, 5.8 передач и 1.5 перехвата, а вот процент реализации трехочковых - 45.5 (лучший в карьере).

На данный момент Стефен Карри провел в ассоциации шесть сезонов и его пока еще недолгую карьеру, можно разделить на два временных отрезка, на две половины, так как с сезона 2012-2013 он начал демонстрировать действительно высочайший уровень игры - уровень лидера своей команды, ее вожака и главного скорера, а заодно, и суперзвезды ассоциации.

Во всех последних трех сезонах средняя результативность этого малыша неизменно переваливала за отметку 22 и больше, а именно: 22.9 очка в сезоне 2012-13, 24 очка ровно в прошлом году и по итогам нынешнего сезона Стеф приносил в копилку своей "нашумевшей" команды 23.8 очка в среднем за матч.

Его ассистентские навыки также никуда не подевались, а только приумножились. В нынешнем сезоне он раздавал в среднем 7.7 ассиста за игру, а в послелокаутном сезоне - 6.9. Что же касается прошлого сезона, то в этом плане он был самым удачным для Стефа, ведь он регулярно снабжал своих партнеров 8.5 результативными передачами за игру. Также защитник "Голден Стэйт" неизменно находится в лидерах ассоциации по перехватам, а в этом сезоне и вовсе перехватывал лучше всех в НБА (2.0 за матч). После ухода Стива Нэша, он является лидером среди действующих игроков НБА про проценту реализации штрафных бросков за карьеру.

В одном из матчей регулярного чемпионата сезона 2012-13 он реализовал 11 из 13 дальних бросков (что суммарно вылилось в 54 пункта) и остановился всего-лишь в одном выстреле от повторения рекорда НБА Даниеля Маршалла и Коби Брайанта (по 12 соответственно). В этом-же сезоне его лучший показатель ровняется 10 точным броскам из-за дуги и 51-му очку в сумме. Все идет к тому, что этот рекорд должен пасть уже в ближайшем будущем и естественно Стеф один из главных кандидатов на то, что-бы еще раз вписать свое имя в графе рекорды НБА. Ведь если игрок в течении трех сезонов сначала бьет рекорд великого Рей-Рея, положив за чемпионат 272 трехи, а после и вовсе переписывает его(286 в нынешнем чемпионате), то это о чем-то, да говорит...

Здесь уместно отметить также и тот факт, что на протяжении трех лет подряд Карри остается неизменным лидером по количеству выброшенных и реализованных бросков из-за дуги. Среди действующих игроков ассоциации он находится на первом месте по проценту реализации дальних, и на третьем за всю историю НБА. Стеф занимает 50-ую строчку по количеству реализованных трехочковых за все время, а учитывая его сумасшедший темп, можно спрогнозировать, что в случае избежания травм, по прошествию четырех сезонов он сможет выйти на общее третье место и в плотную приблизится к мэтрам снайперского выстрела Реджи Миллеру и Рею Аллену.

Естественно, дальний бросок Стефена Карри - это его главное оружие(что уж там, если в одном из последних сезонов карьеры, его процент реализации бросков из-за дуги был выше, нежели общий процент бросков), но как мы могли убедится, на этом его таланты не ограничиваются. За свое мастерство, он дважды был удостоен приглашения на участие в матче всех звезд. В нынешнем сезоне "Голдэн Стейт Уорриорз" под присмотром амбициозного тренера и предводительством своей звезды, достигли исторических результатов, став лучшей командой интереснейшего регулярного чемпионата 2014-2015. Он не боится брать ответственность на себя в решающие минуты игры, как и полагается настоящему лидеру команды и не редко именно его действия в заключительных отрезках матчей приносили победу его команде.

Вполне естественно, что все вышеупомянутые факторы, максимально приближают этого на первый взгляд немного хрупкого и не совсем вписывающегося в современные регалии заокеанского баскетбола парня, к статусу элитного разыгрывающего защитника лиги. И по этому совсем не случайно он является едва-ли не главным кандидатом на завоевание награды МВП сезона. Сумасшедший атакующий арсенал, работоспособность, харизма и спортивная злость - все это,семимильными шагами приближает его к тому моменту в будущем, что возводет его в ранг великих. Так пожелаем ему удачи в борьбе за главную индивидуальную награду сезона и да пусть победит сильнейший.

«Убийца с лицом ребенка», возможно, лучший джокер (игрок, выходящий на замену) в истории футбола, автор победного гола в фантастическом лигочемпионском триллере «Бавария» – «МЮ», принесшего англичанам титул лучшей команды Европы. Все это в прошлом. Сегодня Оле-Гуннар Сульшер (транслитерационный вариант – Сольскьяер) – главный тренер новоиспеченного чемпиона Норвегии «Мельде» и… чуть ли не первый претендент на замену Алексу Фергюсону!

РЫЦАРЬ

В конце августа 2007 года 34‑летний Сульшер, замученный давней травмой колена (говорят, что получил он ее, празднуя тот самый, эндшпильный гол в ворота «Баварии»), объявил об уходе из футбола. Времени на раздумья – что делать дальше – не понадобилось: Фергюсон, который всегда отмечал норвежца, как игрока с задатками тренера, предложил ему остаться в системе «МЮ» и работать с нападающими основы. Сульшер согласился, параллельно став почетным послом клуба (представителем в благотворительных акциях). Фергюсон так прокомментировал первые шаги норвежца на новом месте: «Оле постепенно набирает авторитет как тренер. Конечно, сначала было непривычно, ведь он всегда был одним из футболистов, находился в раздевалке, и вдруг – тренер. Но у него отлично получается, мы им очень довольны».

2 августа 2008 года состоялся прощальный матч Сульшера: «МЮ» встретился с «Эспаньолом» (1:0). Норвежец, по обыкновению, вышел на замену во втором тайме (вместо Тевеса), но забить не сумел. Трибуны «Олд Траффорд» (игру посетили 68 000 зрителей!) проводили 20‑го номера красноречивым баннером: «20Legend». В ответ Сульшер тепло попрощался с болельщиками на официальном сайте «МЮ»: «Спасибо вам! Вы всегда поддерживали меня. Я долго думал о завершении карьеры. Это решение было непростым. Но я горд, что провел свою последнюю игру на «Олд Траффорд». Отдельно хочу поблагодарить Алекса Фергюсона. Он всегда прекрасно относился ко мне. Всем, чего достиг, я обязан ему. Теперь буду тренером».

К тому времени он еще не стал самым молодым рыцарем в истории Норвегии (в октябре в родном городе футболиста – Кристиансунде король страны Харалд Пятый произведет Сульшера в рыцари первого класса ордена Святого Олафа), но уже возглавил «молодежку» «Юнайтед». Капитан первой команды «дьяволов» Гари Невилл назначение норвежца и его успехи (в июле 2008‑го резервисты «МЮ» под руководством Сульшера впервые с 1969 года взяли Ланкаширский кубок, а в следующем сезоне выиграли и чемпионат страны) воспринял с воодушевлением: «Я уверен, Оле подготовит нам прекрасную смену. С его опытом и человеческими качествами из него получится отличный тренер. Рад, что он остался в «МЮ» и продолжает приносить клубу пользу».

Ради этой работы Сульшер отказался ни много ни мало от кресла главного тренера сборной Норвегии. В чем признался спустя время: «Не думаю, что был подходящий момент для того, чтобы стать тренером сборной, хотя для меня большой честью было получить такое предложение. Фергюсон оценил тот факт, что я не покинул клуб. Хотя мне было сложно сказать «нет». Но такой пост пока не для меня».

Другое дело – «Мельде». 9 ноября прошлого года, до этого дважды отказав родной команде, Сульшер наконец согласился вернуться туда, откуда в 1996 году уходил в «МЮ» (манкунианцы купили форварда за жалкие 1,5 млн фунтов, уведя из-под носа у «Милана»). «Я возвращаюсь домой в развивающийся клуб, – заявил Оле-Гуннар, подписав четырехлетний контракт и захватив с собой из Манчестера помощника Марка Демпси. – Работать главным тренером в «Мельде» – моя мечта. Я обсуждал этот вопрос с Фергюсоном, и его рекомендации были однозначными. Он посоветовал принять предложение клуба, владельцы которого, руководство и болельщики хотели бы работать именно со мной».

38‑ЛЕТНИЙ ЧЕМПИОН

И не зря хотели. Первый блин получился комом – 18 марта «Мельде» в стартовом матче чемпионата был разгромлен в гостях скромнейшим «Сарпсборгом» (0:3). Но постепенно команда раскатилась и в итоге, выдав серию из девяти матчей без поражений, за два тура до финиша стала недосягаемой для конкурентов. Еще в прошлом сезоне «бело-голубые» боролись за выживание, но в год столетия клуба (юбилей отмечался в июле) да с таким фартовым тренером добились наивысшего достижения в истории (до этого «Мельде» семь раз брал «серебро»).

Работу счастливчика Сульшера (пришел, увидел, победил) в Норвегии оценили по достоинству. «У «Мельде» была очень важная выездная игра, которую они проиграли – 0:1, пропустив гол на 93‑й минуте, – рассказывает в интервью Manchester Evening News партнер Сульшера по сборной страны, экс-нападающий «Мидлсбро» и «Шеффилд Юнайтед» Ян-Оге Фьертофт, который сейчас работает ведущим на норвежском телевидении. – И знаете, что сделал Оле-Гуннар после игры? Первым делом, выйдя на поле, поздравил нападающего соперников. Это показывает, насколько он порядочный человек. В другой игре «Мельде» был разбит (0:5 от «Хаугесунна. – Прим. ред.). Оле-Гуннар на послематчевой пресс-конференции сказал: «Я знаю своих парней и знаю, что они покажут себя в следующей игре». Это вселило уверенность в игроков, и они отлично выглядели в следующем матче».

«Я думал, что Оле-Гуннару будет тяжело покинуть «Манчестер Юнайтед», – продолжает Фьертофт. – Переехать в маленький городок, где средняя посещаемость составляет 8000 человек, – смелое решение. Но Сульшер меня впечатлил. Он не делал никаких революционных изменений. Взяв за основу состав, который неплохо выглядел в 2009‑м, проделал определенную работу и получил команду, которая играет в отличный футбол. Оле-Гуннар является ярким представителем новой породы молодых тренеров, таких как Виллаш-Боаш. Из наставника-новичка резервистов «Юнайтед» он за год превратился в одного из самых многообещающих тренеров Европы».

НЕСЛЕДНИК ФЕРГИ?

– Я думаю, Сульшер в будущем обязательно станет главным тренером «МЮ», – подытоживает Фьертофт. – В нем есть дух «Юнайтед» плюс отличная связь с клубом и популярность среди болельщиков.

Может быть, не сразу после Фергюсона, но он получит эту работу. Вот увидите.

Сам Сульшер в интервью The Telegraph так далеко не заглядывает:

– Сейчас в Норвегии много разговоров на эту тему, мол, скоро я вернуть в Англию. Скажу так: я не ищу предложений. Если это случится, то случится. Будет хорошее предложение – буду думать.

Свою роль в успехе «Мельде» 38‑летний тренер оценивает скромно:

– Я считаю, в жизни вы всегда получаете то, что заслуживаете. Мы выиграли лигу, потому что заслужили это. «Мельде» и до меня был хорошим клубом с хорошими игроками. Я только ввел некоторые вещи, которые, как показало время, имели значение.

Дизайн раздевалки, расположение офиса, напряженность тренировок – в футболе нет мелочей. Мой поход состоит в том, что место должно работать на игроков, а не наоборот. Они не должны думать ни о чем кроме футбола.

Энтузиазм, соответствующее упорство и нужный тон – вот три кита в работе тренера. Этому меня научил Старик (так Сульшер называет Фергюсона. – Прим. ред.). Я всегда слушал его, и это было бесценно.

И, наконец, главный вопрос:

– Букмекеры рассматривают меня как возможного сменщика Фергюсона? Послушайте, мне 38 лет, я тренирую всего год, прямо сейчас это невозможно! В будущем? Кантона, Скоулз, Кин, Гиггз, Ван дер Сар, Гари Невилл. Спросите любого из них. Каждый, кто играл у Фергюсона, хотел бы однажды возглавить «МЮ». Когда вы видели лучшее, хочется это повторить. Я не исключение. Но, опять же, в жизни вы всегда получаете то, что заслуживаете…


Все 126 голов Сульшера в составе "МЮ"

Спортивные Новости

15 марта

23:56 Сосьедад и Леванте разошлись миром 23:44 Монако на выезде одолел вторую команду Франции 23:40 Гладбахская Боруссия не обыграла Фрайбург, но вышла на третье место 23:34 Кальяри добыл три очка с Фиорентиной 23:28 Алиев: Мне стыдно за Динамо - давно не помню такого издевательства 22:33 Унион упустил победу в Хайденхайме 22:21 Квальярелла может сыграть за сборную спустя девять лет 22:00 Гвардиола назвал матчи Барселоны с Юнайтед волшебным столкновением 21:58 Ницца упустила победу над Тулузой на предпоследней минуте 21:31

Он является лучшим боксером-мексиканцем, выступавшим в полулегком весе, со времен легендарного Сальвадора Санчеса, и одним из лучших боксеров независимо от весовой категории, но как ни странно, карьера Марко Антонио Барреры почти привела его к тому, чтобы стать скорее юристом, нежели боксером.

Марко Антонио Баррера (родился 17 января 1974 года) – мексиканский боксер и чемпион мира. Баррера, чей брат Хорхе Баррера также является боксером, провел успешную любительскую карьеру, где выиграл 55 из 58 поединков, а затем стал профессионалом. Он является членом богатой семьи из города Мехико.

Марко Антонио и Хорхе стали заниматься боксом с детства, но уже тогда было понятно, что у Марко Антонио огромный талант. Баррера разрушил твердый стереотип о том, что боец должен быть бедным, для того, чтобы стать успешным. Баррера – выходец из благополучной семьи – выиграл пять мексиканских национальных чемпионатов на любительском ринге.

Ему было всего 15 лет, когда в своем первом профессиональном бою он нокаутировал во втором раунде Дэвида Феликса 22 ноября 1989 года. Эта победа положила начало серии из 39 побед подряд.

В 1990 году Баррера провел 7 поединков, в том числе был бой, характеризующийся резким подъемом качества оппозиции – с Иваном Салазаром, который Баррера выиграл решением по итогам восьми раундов. В 1997 году, он провел еще 7 боев, в числе которых были победы над Абелем Хайнозой и Хавьером Сусуки Диазом.

Свой первый титул Баррера завоевал в 1992 году, победив Джустино Суареза решением по итогам 12-ти раундов.

В 1993 году Баррера проводит шесть боев, выиграв каждый. Он разгромно побеждает Салазара в матче-реванше, и защищает свой титул против Ное Сантильяна. В 1994 году, 20-ти летний Баррера, принимает решение изучать право в мексиканском колледже, но не в ущерб карьере. Между тем, уровень оппозиции Марко Антонио постепенно повышался, но он продолжал уверенно побеждать. Вскоре, Баррера поднимается в super bantam weight, где он стал более серьезной угрозой для своих противников.

Но, несмотря на его захватывающий стиль и отстутствие поражений, некоторые скептики все еще давали ему мало шансов против некоторых серьезных оппонентов. 3 февраля 1996 года Баррера встречается в ринге с чемпионом мира – Кеннеди Маккини. Бойцы вели очень жестокий и бескомпромиссный бой. Баррера послал соперника на пол 5 раз, прежде, чем добился победы техническим нокаутом.

В ноябре 1995 года, Баррера выходит в ринг против опытного экс-чемпиона мира – Джуниора Джонса, который в захватывающем поединке завершил беспроигрышную серию Барреры. Пять месяцев спустя, Баррера, жаждущий реванша, снова выходит в ринг против Джонса, но судьи отдают победу Джонсу спорным решением.

После досадного поражения, Баррера взял заслуженный десятимесячный перерыв. И когда он вернулся в поединке с Ангелом Росарио в феврале 1998 года, скептики считали, что Баррера угас, из-за того, что стал заниматься боксом слишком рано.

Они были неправы.

В следующих четырех поединках Баррера одерживает победы нокаутом, а затем встречается с непобедимым соотечественником – Эриком Моралесом. 19 февраля 2000 года, в поединке с Эриком Моралесом, Баррера считался андердогом. Но, несмотря ни на что, он воевал всем сердцем на протяжении жарких двенадцати раундов. По окончании поединка, фанаты в Mandalay Bay в Лас-Вегасе благоговели от мужества этих двух воинов. К удивлению для большинства зрителей, Моралесу была присуждена победа разделенным решением судей. Организация WBO не стала лишать Барреру своего титула, т.к они посчитали, что Марко Антонио выиграл этот бой.

Несмотря на поражение в его рекорде, Баррера снова был признан бойцом мирового уровня. Бой с Моралесом был признан «Боем года» по версии журнала «Ринг», и болельщики были готовы снова увидеть Марко в действии.

В апреле 2001 года, Баррера в жестоком бою побеждает сильного чемпиона Насима Хамеда. Используя блестящие боксерские навыки и точность, Баррера шокировал Хамеда и всю боксерскую общественность, победив решением судей.

Есть старая норвежская поговорка, которая переводится примерно так: «Друзья познаются в нужде, как золото по ковке». Трудно представить, чтобы это выражение не подходило к тому, что мы помним об Оле Гуннаре Сульшере.

С самого создания «Манчестер Юнайтед» множество известных игроков типа сэра Бобби Чарльтона, Роя Кина, Райана Гиггза, Уэйна Руни и многих других развлекали болельщиков со «Стредфорд Энд». В этом списке самые узнаваемые имена. Он служит постоянным напоминанием о том, насколько увлекательной была игра в их исполнении.

В каждом поколении были свои герои, и большинство из них считалось сердцем клуба. Эту же метафору с небольшой натяжкой можно использовать и для Сульшера. Его можно назвать главной артерией, которая помогала команде проходить через хорошие и трудные времена.

За время карьеры в северо-западной Англии бывший игрок сборной Норвегии забил 126 голов во всех турнирах - приличный показатель, который прекрасно отражает объем проделанной работы на благо команды. Никто не будет помнить его как самого результативного бомбардира в истории, но нужно держать в уме и то, что под руководством сэра Алекса Фергюсона ему часто не хватало времени на это дело. Из-за его впечатляющей способности выходить на поле в важные моменты и забивать решающие голы, Ферги был просто вынужден приберегать своего прирожденного победителя для особых моментов.

Сульшер тогда был буквально тузом в рукаве, которого берегли для ключевых моментов, игроком, которого частенько использовали экономно, но очень эффективно.

Очевидно, к этой роли было непросто приспособиться. Для большинства наиболее высокооплачиваемых бойцов футбольного поля перспектива сидения на лавке является разочарованием, изоляцией и застоем, но бывший сборник Норвегии изменил эти предрассудки и научил, как справляться с этой участью.

Вернемся к поговорке, «убийца с лицом ребенка» действительно стал товарищем по оружию 13-кратных победителей Премьер-Лиги. Его считали истинным героем клуба, он был источником оптимизма для болельщиков. Когда дела были плохи, он наносил боевой окрас и спускался с трибуны, чтобы время от времени забивать очень важные голы. Когда клубу требовались его услуги, он был рад помочь. И зачастую он их не подводил. Поразительные 29 голов после выхода на замену - наглядное тому подтверждение.

Сульшер был самым что ни на есть трудоголиком. За 11 лет в клубе он заслужил себе репутацию одного из самых надежных игроков в истории футбола. Очень важно, что он знал, как нужно дожидаться своего времени на лавке. И даже если он когда-то и жаловался на то, что не попадает в основу так часто, как хотелось бы, мы об этом точно не слышали.

Он начал свою карьеру в родной Норвегии, в клубе «Клаусененген» из маленького городка Кристиансунн. Это стало началом пути к одной из высочайших вершин клубного футбола.

Но под холодным, неприветливым дневным светом собиралось не так много скаутов, которые могли бы заприметить его великолепный талант, когда он начинал свою карьеру в любительском клубе в первой половине 1990-х. Он не родился в футбольной семье (его отец был профессиональным рестлером). Да и мало что в его худощавом телосложении обещало будущее великолепие, но вскоре окажется, что это было лишь началом его личного богатого на голы пути, - ему было суждено пройти его до конца, бросая вызов окружающим.

Футбол - это лотерея даже для самых одарённых от природы игроков, но еще в юном возрасте он научился добиваться такого прогресса, который вряд ли кто-либо мог представить. Этой особенностью он очень быстро овладел и нашел способ пользоваться при первой же необходимости, а его способность находить сетку ворот соперника превратилась в чистый инстинкт.

Считается, что он забил за команду из нижнего дивизиона 109 голов в 115 матчах. Эта серия позволила ему заработать шанс и проявить себя в клубе элитного норвежского дивизиона «Мольде» в 1994 году. Именно там он обрел первоначальный опыт, чтобы заблистать по-настоящему. Он забил 31 гол в 42 матчах.

К тому моменту бывший норвежский сборник был никем в масштабах мирового футбола, и даже после того, как сэр Алекс Фергюсон выложил за него 1,5 млн евро, множеству болельщиков и экспертов он был неизвестен.

Если бы кто-то покопался в информации, то узнал бы его впечатляющую статистику у ворот соперников, но Сульшер точно не был тем игроком, которого хотели бы видеть болельщики «Юнайтед» в клубе. Хоть он и пообещал сделать все возможное, никто ничего особенного от него не ожидал.

Его трансфер вызвал минимальный ажиотаж. Но вскоре все изменилось, как только он начал свою карьеру в качестве «красного дьявола». В дебютном матче за клуб он забил, выйдя на замену. И он не собирался останавливаться.

В течение всего лета 1996 года все говорили только об Алане Ширере. Трансферные слухи сновали вокруг с большей прыткостью, чем неспокойный британский бриз. Газеты активно печатали домыслы о том, что игрок скоро покинет «Блэкберн Роверс». Делали они это так быстро, что люди даже не успевали их читать, а два клуба-гиганта сошлись в безмолвной битве за одного из самых желанных талантов.

Это было увлекательное противостояние между претендентами на титул и истинными чемпионами. Битва титанов длилась неделями, а общественное мнение клонилось в сторону то одного, то другого участника. На каждом этапе этой саги имели место интрига, загадка и разные мнения.

В конце концов Ширер предпочел присоединиться к «сорокам», но то, что случилось дальше, заставило вздернуться в изумлении не одну бровь, ведь Фергюсон обратил свое внимание на Сулшера, чей потенциал был неизвестен.

Когда же ажиотаж вокруг будущего места работы игрока, который потом станет лучшим бомбардиром в истории Премьер-Лиги, утих, болельщики «Юнайтед» быстро осознали, что они сорвали куш, заполучив загадочного «меткого стрелка». В то время как некоторые ревностные болельщики начали продумывать сотни сценариев развития дальнейших событий в случае, если бы они заполучили Ширера, романтики осознавали, насколько добры к ним на самом деле оказались футбольные боги.


Выйдя в дебютном матче против «Блэкберн Роверс» на замену Дэвиду Мэю и забив гол, который гарантировал «Юнайтед» ценное одно очко, Сульшер дал начало новому тренду. В своем дебютном сезоне он забил целых 18 голов, став лучшим бомбардиром команды в той кампании, - «Юнайтед» сохранил титул Премьер-Лиги. Умопомрачительный дебют в одной из сильнейших лиг мира. И хотя болельщики до его прихода практически ничего о нем не знали, они были щедры на похвалы в ожиданиях следующих триумфов.

Череда травм стала нежеланной характерной чертой его карьеры. Из-за них он пропустил несколько месяцев в кампании 1997/98, они же преследовали его до самого конца. Когда же он был здоров, он всегда был в числе лучших бомбардиров команды. Именно поэтому Фергюсон верил в него и сохранял в команде настолько долго, насколько это вообще было возможно.

Можно назвать множество классических примеров его мастерства, но, несомненно, наиболее известным из них является победный гол в добавленное время в ворота «Баварии» в финале ЛЧ 1999 года. Именно его с наибольшей нежностью вспоминают болельщики «Юнайтед».

Это был гол колоссальной важности, который обеспечил ему бессмертие в клубном фольклоре, и он был забит абсолютно в традициях Сульшера; с момента перехода в стан «красных дьяволов» он от сезона к сезону отлично справлялся со своей работой. Для него просто настал очередной момент блеснуть, выйдя на замену. Его не волновала трудность поставленной задачи - он должен был забить, и сделал это с присущим ему совершенством.

Это был его гол и только он мог его забить!

Если об этом было написано на звездном небе, то он прочел это за ночь до матча. Он был готов к этому. Если исходить из его собственных слов, то его подготовка к тем особенным минутам говорит нам очень многое о самом голе, о том, каким игроком был Сульшер, и что его спокойствие и уверенность в себе значили для его постоянной готовности забивать и помогать своим партнерам по команде выпутываться из трудных ситуаций.

«Во втором тайме я просто ждал, когда он меня выпустит. Я разминался и разминался в ожидании его взгляда. Я думал: „Почему же он меня не выпускает?“ - ведь я выходил на поле и забивал в ворота „Ливерпуля“ и „Ноттингем Форест“ (четыре гола за 19 минут). У меня было предчувствие, что я сделаю нечто особенное в том матче».

Это был матч, в котором они просто нуждались в победе, и не только потому, что она стала потом частью их знаменитого требла, но и ввиду важности этой победы в противостоянии с самым старым и самым ярым врагом - «Ливерпулем».

Это самая зрелищная вражда, которая долгое время была воплощением чудаковатости и физического притяжения британского футбола. Из-за убывающего влияния клубов современный спектакль, показываемый на телеэкранах, является извращенной версией всего, что теперь больше ассоциируется с чувством гордости, чем с преградой на пути к чемпионству.. Но нет сомнений в том, что однажды это противостояние вернется к своим истокам, вновь став самым интересным в футбольном календаре. Но на это потребуется время. А до того будет царить лишь ностальгия.

В 1990-х и в начале 2000-х это было противостояние двух исполинов, которые дарили всем незабываемые поединки на поле, а в воздухе царило ощущение особого события. Январь 1999 года не был тому исключением. Матч в рамках четвертого раунда Кубка Англии дал возможность обоим клубам показать, кто тут главный, взять верх над заклятым врагом и ткнуть его в это носом. Тут не было места вежливости и джентльменству. Норвежский нападающий был готов доказать свою важность.

Вообще, идея о завоевании требла была настолько же далека, как и выход Сульшера в основе, но это ничего не значило. Ведь в этом матче была важна только победа. Этот подход гарантировал, что клуб редко отказывался от прагматизма в набирании необходимых очков, который обеспечивал им дорогу в финал и забитые голы. Хотя «Олд Траффорд» и известен в мире как «Театр мечты», в команде Ферги в то время не было место игрокам-мечтателям, которые надеялись. Там было место только для бойцов, которые приносили результат.

После того, как «красные» повели в счете в первом тайме благодаря голу Майкла Оуэна, «Юнайтед» пришлось мучительно ждать последней минуты основного времени, пока они наконец смогли сравнять счет. Сработала пара Коул-Йорк. Толпа неистовала. Можете быть уверены, что для болельщиков было более чем достаточно причин для счастья, ведь в тот момент их команда вырвала право на переигровку. Это был классический «Юнайтед», который, казалось, был всегда готов нанести смертельный удар в самый неожиданный момент. Но в этом сценарии было несколько ключевых моментов. И как в любом неожиданном повороте сюжета, дальше ждало настоящее потрясение.

Оставалось 10 минут до конца матча, и Фергюсон сделал двойную замену, бросив в борьбу Ронни Йонсена и Сульшера, которые должны были добавить мощи команде. То, что произошло дальше, стало типичной ситуацией для бывшего игрока «Мольде». Невероятный суперзапасной забил, оставив не у дел Дэвида Джеймса.

Дальний заброс в направлении штрафной «Ливерпуля» в исполнении Япа Стама был скорее сделан от отчаяния, чем от стремления создать хаос и панику среди обороны команды Жерара Улье. Пол Скоулз сумел дотянуться до мяча, но не смог его нормально обработать и как попало отправил его поближе к вратарской, а там был только один человек, способный сделать чудо.

Три касания - и Сульшер отправил мяч в ворота левой ногой прямо между ног защитника. «Юнайтед» прошёл в пятый раунд, сделав это в потрясающей манере. Это был единственный гол Сульшера в турнире, но какой важный!

Хотя этот гол и вызвал невероятный экстаз, он стал прежде всего олицетворением того, каким игроком был Сульшер. Он всегда был готов воспользоваться возможностью, он верил в своих партнеров и они платили ему тем же. Он отправил в ворота поразительное количество мячей, которые, казалось бы, уже ушли из опасной зоны, и много раз добивал его после удара своего партнера, парированного голкипером.

Он находился где-то в тени, чаще всего у фланга, в ожидании голевого момента. Если бы футбольный матч был фильмом, то Сульшер играл бы в массовке, и только он мог постоянно справляться с этой ролью с такой простотой.

«Юнайтед» - эпицентр множества памятных моментов, которые сыграли свою роль в становлении этой прекрасной игры. Клуб дарил то, за что все мы любим футбол. Он вселяли страх в сердца оппонентов, выигрывали матчи, проходя по соперникам катком, и регулярно завоевывали трофеи.

Для каждого это значит что-то свое, но в целом футбол - это все, что дарит радость и удовлетворение, это способ выразить себя для игроков и источник вдохновения для болельщиков и поклонников. «Красные дьяволы» привносят в спорт огонь и страсть в сердцах, а также мастерство, так что немудрено, что именно этот клуб является одним из самых популярных в мире.

Когда уровень воды поднимался, им все равно обычно удавалось держать голову над водой; когда остальные паниковали в напряженные моменты, они прибавляли и сохраняли статус суперсилы. Это было возможно не только благодаря чистой случайности или слепой фортуне, а и их историческому превосходству.

Под несравненным управлением сэра Алекса Фергюсона они продемонстрировали, насколько они особенные. Тогда они приобрели непоколебимую веру в себя, ту веру, о которой сейчас они только могут мечтать.

Хотя тренер и был неоспоримым лидером, их империя в равной степени строилась на особом типе игроков - ребятах, которые, доверяя инстинктам и интуиции, своими действиями вносили существенный вклад в игру команды. А игра эта была большим, чем 90 минут футбольного матча.


Больее всего поражает то, что игрок, впечатляющий своей великолепной игрой, провел большую часть своей карьеры в северо-западной Англии на лавке запасных.

Очень быстро за ним закрепился статус «коронного блюда», который остался с ним навсегда. Да, возможно, он регулярно оказывался на лавке запасных, но точно не для того, чтобы ее протирать. Никто из игроков запаса не мог сравниться с ним по влиянию и мощи, когда он выходил на поле по призыву Ферги. Большую часть времени, когда его вызывали выйти на поле, всех не покидало ощущение того, что должно случиться что-то особенное.

Сульшер был игроком, который источал огромное терпение и контроль над собой на протяжении всей карьеры в клубе. И хотя его навсегда запомнят как величайшего запасного, носившего красную футболку «Юнайтед», еще больше люди будут помнить его за подаренные им воспоминания, которые останутся с ними на всю жизнь. Его вклад в успех команды был таким же, если не большим, чем его более признанных партнёров. Он действительно выжимал из себя все и смог стать культовой фигурой, сумев соответствовать высоким стандартам клуба.

Всего после выхода на замену он забил 17 голов в элитном дивизионе, что ставит его в один ряд с Нванкво Кану, а уступает он лишь Джермейну Дефо. Но он завоевал намного больше титулов, чем кто-либо другой, и смог достигнуть наивысших высот в истории футбола.

Будучи главным тренером «Мольде» он уже привел команду к трем чемпионским титулам, подтвердив реноме человека, который всегда стремится сделать все возможное ради болельщиков, ради зрелищности и неприкосновенности игры.

Немногое изменилось с тех пор, как он повесил бутсы на гвоздь в 2007 году. Хотя Сульшер и перестал быть игроком уже девять лет назад, он все равно остается влиятельной фигурой в европейском футболе.

Времена, когда он выходил с бровки и бросался в самое пекло и хаос, чтобы бороться как настоящий герой, уже остались в далеком прошлом. Но вряд ли будет неожиданностью, если в качестве тренера он подарит еще не одно прекрасное воспоминание. Ведь он всегда был очень хорош, когда нужно было влиять на ход игры со скамейки запасных.

В ночь на 15 мая 1948 года в городе Блэкборне в Ланкашире от руки убийцы погиб ребенок - Джун Энн Девни.

Джун была четырехлетней милой девочкой, дочерью рабочего металлургического завода из Блэкборна. Несколько дней тому назад ребенок заболел воспалением легких и был отправлен в детское отделение больницы Куин-парк-госпиталь. Пневмония протекала в легкой форме, и 15 мая Джун должна была уже вернуть домой. Накануне вечером девочка спала в своей кроватке в детском отделении, в палате № 3.

Палата помещалась в цокольном этаже и одной своей стороной примыкала к кухне и ванной комнате детского отделения, другая же соседствовала с пристройкой, где в эркере находились туалеты с большими окнами, которые ради свежего воздуха никогда не закрывались. Вечером 14 мая они тоже были распахнуты.

Ночью, в начале двенадцатого, медицинская сестра Хэмфрис подошла успокоить плачущего ребенка, чья кровать стояла рядом с кроватью маленькой Джун. Она крепко и спокойно спала. Сестра снова ушла на кухню.

В 23 часа 30 минут до нее донесся какой-то шорох и ей послышался детский голосок. Выйдя в коридор, сестра обнаружила дверь, ведущую в парк, открытой. Так как на дворе было очень ветрено, сестра решила, что дверь распахнул сквозняк, и спокойно вернулась к своим делам.

Минут через пятнадцать она пошла в обход блока. Когда она вошла в детскую палату и подошла к кроватке Джун, то обнаружила ее опустевшей. Сестра поспешила в туалет. Но Джун и там не оказалось.

На обратном пути в палату сестра обратила внимание, что на свеженатертом полу виднеются какие-то пятна. Похоже было, что это следы ног, но не детских, а взрослого человека, пробежавшего по полу босиком или в тонких носках. След вел от одного из окон эркера к детским кроватям и кончался рядом с кроватью исчезнувшего ребенка. Под кроватью лежала большая бутыль с дистиллированной водой, которая еще в начале двенадцатого находилась на тележке, стоящей в другом конце палаты.

В полночь сестра подняла тревогу. Весь дежуривший ночью персонал стал искать ребенка. Куин-парк-госпи-таль был расположен между большим парком и лугами. Когда к двум часам ночи Джун все еще не смогли найти, один из дежурных врачей сообщил о случившемся в полицию Блэкборна. Час спустя, в четвертом часу утра, в высокой траве около госпитального забора полицейский обнаружил труп Джун Девни. Стало ясно, что девочка была изнасилована, после чего преступник взял свою жертву за ножки и ударил головой о каменную стену забора.

Уже наступило утро, когда на место происшествия прибыли первые сотрудники ланкаширской полиции, среди них главный констебль Луме и главный инспектор Кэмпбелл - сотрудник дактилоскопического бюро графства Ланкашир в Хьютоне - под Престоном.

Главный констебль, не откладывая, обратился за помощью в Скотланд-Ярд. Ребенок, перед трупом которого он стоял, за короткий промежуток времени стал уже третьей по счету жертвой одного или нескольких убийц. Два других убийства произошли в Лондоне и в Фэрнуорте (недалеко от Блэкборна). Жертвами были пятилетняя Эйлин Локкарт, задушенная в подвале разрушенного бомбами дома, и одиннадцатилетний Джон Смит, заколотый кинжалом. Оба преступления были все еще не раскрыты. Луме прекрасно понимал, что после этого третьего случая общественность возмутится и потребует от полиции более решительных мер.

Утром 15 мая прибывшие в Блэкборн главный инспектор Кэпстик и еще два сотрудника Скотланд-Ярда принялись за работу.

Всю территорию больницы оцепили. Никому не разрешалось покидать здание. Пока было ясно только одно: убийца проник в помещение между 23 часами 15 минутами и 23 часами 45 минутами через открытое окно эр- t кера, сняв перед этим обувь.

Судя по всему, он хорошо здесь ориентировался. Осторожно ступая, он подходил к различным детским кроваткам, пока не выбрал Джун, после чего вынул ее из кроватки. Затем он вылез с ребенком через окно эркера, надел башмаки и потащил свою жертву к забору. Следы его ног в носках четко отпечатались на полу детской палаты. Бутылку, найденную под кроватью Джун, он, видимо, взял для того, чтобы использовать в случае необходимости как оружие. На одном из окон эркера было найдено несколько волокон ткани. Такие же волокна были обнаружены на трупе ребенка. Но эти находки мало продвинули дело, равно как и допрос служащих госпиталя.

Тем временем главный инспектор Кэмпбелл в поисках отпечатков пальцев занялся тщательным обследованием палаты. Он осмотрел все стены, стол, окна, кровати, стулья, бутылочки с лекарствами и детские игрушки. Повсюду были сотни отпечатков. Немедленно отпечатки пальцев были сняли у всех работников госпиталя и всех посетителей, побывавших в детском отделении на протяжении последней недели. Выяснилось, что все обнаруженные отпечатки принадлежат врачам, сестрам, больным детям и их посетителям, за исключением отпечатков нескольких пальцев, а также большого пальца и целой руки, оставленных на бутыли под кроватью Джун.

Криминалисты пришли к выводу, что это отпечатки, оставленные убийцей ребенка. Но на всякий случай они составили список лиц, входивших в последние месяцы в детскую палату и имевших дело с бутылью дистиллированной воды. Их отпечатки пальцев не совпадали с оставленными на бутыли. Отпечатки на бутыли явно принадлежали неизвестному убийце.

Кэмпбелл послал фотографии этих отпечатков в Скотланд-Ярд, а также разослал их во все местные дактилоскопические службы Великобритании. Но и сравнение с почти полуторамиллионной картотекой Скотланд-Ярда оказалось бесполезным. Тогда фотографии отпечатков разослали воздушной почтой в дактилоскопические службы за пределами Великобритании. Ведь существовала возможность, что преступником был какой-нибудь моряк или иностранец, оказавшийся проездом в Блэкборне. Но и эти усилия оказались тщетными и ни на шаг не приблизили к цели.

В конце концов укрепилось предположение, что убийца был из Блэкборна либо из его окрестностей. В пользу этого говорило хорошее знание местности и привычек дежурных сестер госпиталя.

20 мая Кэмпбелл сделал необычное предложение, на принятие которого он и сам не очень рассчитывал. Он предлагал снять отпечатки пальцев у всех мужчин Блэкборна старше шестнадцати лет и у всех, кто приезжает в Блэкборн на работу. Город насчитывал 110 тыс. жителей, из них около 35 тыс. домовладельцев. Кэмпбелл рассчитал, что предстоит собрать почти 50 тыс. карточек с отпечатками пальцев для сравнения с оставленными на месте преступления.

Он точно знал, что никто до него в Англии не предпринимал ничего подобного, равно как и то, что нет никакой гарантии положительного исхода этой трудоемкой работы. Все могло оказаться напрасным. Были основания опасаться, что такое мероприятие тут же вызовет беспокойство и волнение общественности, стоит ей только понять, что именно заставило власти пойти на такую чрезвычайную меру. Кроме того, закона, который обязывал бы население подвергнуться дактилоскопической процедуре, не было. А вряд ли найдется другая такая страна в мире, кроме Англии, где столь глубоко укоренилось мнение, что регистрация отпечатков пальцев «всегда как-то связана с преступлением» и, следовательно, снятия отпечатков пальцев не пристало требовать от честных граждан. Неизвестно еще, сколько жителей уклонится от дактилоскопирования под этим предлогом и поставит под угрозу все начинание?

И все же было решено пойти на эксперимент.

Во избежание возможных протестов инициатива исходила не от полиции, а от мэра Блэкборна, обратившегося к жителям своего города с просьбой о добровольной помощи. Он заверил, что после того, как все отпечатки будут сравнены с отпечатками убийцы карточки с ними не останутся в картотеке, а будут уничтожены. Более того, мэр гарантировал, что отпечатки пальцев будут сравнены только с отпечатками данного убийцы, а не будут использованы для сравнения с другими отпечатками пальцев разыскиваемых преступников. Это означало, что полиция сознательно отказалась от возможного шанса обнаружить других разыскиваемых преступников. И наконец, было решено, что служащие полиции, снимающие отпечатки пальцев, обязаны сами ходить от дома к дому. Таким образом, никому не придется являться в полицейский участок.

Когда 23 мая, то есть через восемь дней после убийст-. ва, началась операция по сбору отпечатков пальцев, в полиции Блэкборна царило невероятное напряжение. Однако первый день прошел без осложнений. Всеобщее возмущение и горячее желание найти преступника отодвинули на задний план прочие соображения. По избирательным спискам контролировалась полнота охвата дактилоскопированием всего населения города. У приезжающих рабочих отбирали отпечатки пальцев в соответствии с платежными ведомостями предприятий.

Многие дома приходилось посещать по нескольку раз, но через пять недель, к концу июля, было собрано 20 тыс. карточек с отпечатками.

Двадцать тысяч!

Но разыскиваемых отпечатков среди них не нашлось! Напряжение росло изо дня в день. В середине июля уже 30 тыс. жителей было охвачено дактилоскопированием. Но по-прежнему цель не приблизилась ни на один шаг. Однако отступать было поздно. К концу июля было проверено 40 тыс. карточек, но отпечатки на бутыли все равно не хотели выдать своей тайны: К началу августа было собрано и проверено 45 тыс. карточек. Надежда на положительный результат поисков упала до нулевой отметки, так как практически все жители города и приезжающие из предместий рабочие были дактилоскопированы.

А действительно ли все? Не уехал ли кто-нибудь из Блэкборна? В момент самого глубокого разочарования один из служащих полиции предложил проверить последние списки получивших продовольственные карточки, которые выдавались в Великобритании еще спустя три года после второй мировой войны. Их проверка выявила один факт, дававший этим поискам последний шанс. Почти 800 мужчин, несмотря на всю тщательность охвата, оказались упущенными из поля зрения полиции. Скрывается ли среди них разыскиваемый? Придержала ли его судьба, так сказать, напоследок?

11 августа констебль Кэлверт в погоне за этими оставшимися восемьюстами мужчинами вошел в дом № 31 по Бир лей-стрит. Там он застал миссис Гриффит и ее двадцати двухлетнего сына Питера. Питер Гриффит - худощавый, приятной наружности молодой человек - был известен в округе своей любовью к детям. Он оказался как раз одним из тех, кого не охватили во время всеобщего дактилоскопирования. Кэлверт спросил, готов ли он дать свои отпечатки пальцев. Гриффит молча протянул руки.

Вместе с другими отпечатками, собранными Кэлвертом за день, отпечатки Гриффита были отправлены о Хью-тон. Спустя 24 часа, в 3 часа дня 12 августа, сотрудник, занимавшийся сравнением отпечатков, так громко воскликнул, что его услышали все присутствующие: «Я его нашел! Вот он!..» Большой и указательный пальцы левой руки Питера Гриффита в точности соответствовали отпечаткам, найденным на бутыли. Успех пришел в самую последнюю минуту!

Гриффит, сын душевнобольного, еще ребенком много лет провел в детском отделении Купи-парк-госпиталя и хорошо знал место своего преступления. У него не оставалось другого выхода, как признаться в убийстве. Этот молодой человек, с лицом ребенка, неспособный регулярно трудиться, лишенный естественной тяги к женщинам, производил странное впечатление. Возможно, он и был убийцей не только Джун Девни, но и одиннадцатилетнего Джона Смита в Фэрнуорте. Но не было даже косвенных улик для того чтобы обвинить Гриффита во втором убийстве.

(Ю. Торвальд. Век криминалистики. - М., 1984)

  • 38.