Безопасность футбольных стадионов: некоторые неявные особенности. Безопасность во время футбольного матча: уникальные задачи и особые решения

На время чемпионата мира по футболу в России вводится ряд правил, которые призваны обеспечить безопасность болельщиков. Так, в дни проведения матчей ограничивается продажа алкоголя. Кроме того, власти будут строго контролировать цены в отелях, а въезд агрессивных фанатов на территорию страны запрещён. Какие ещё нововведения будут стоять на защите футбольного праздника - в материале RT.

До главного спортивного события года в России — чемпионата мира по футболу — остаётся две недели. На финишной прямой на первый план выходят качественная организация и обеспечение безопасности во время масштабного мероприятия. В связи с этим власти страны приняли ряд мер, которые должны способствовать успешному проведению турнира. Соответствующий закон вступил в силу с 25 мая и будет действовать вплоть до 25 июля.

Приезд хулиганов

Одна из главных угроз — возможный приезд в Россию , главная цель которых не просмотр матчей мундиаля, а организация столкновений с болельщиками соперника.

В МВД России приняли ряд мер для предотвращения провокаций агрессивных фанатов на территории страны — хозяйки ЧМ.

Согласно новым правилам, российские стражи порядка имеют право препятствовать въезду в РФ любого болельщика, записи о котором содержатся в базах данных Интерпола или национальных футбольных федераций (при условии что эти страны входят в состав Совета Европы).

Кроме того, все иностранные болельщики, прибывшие в город проведения матчей ЧМ, обязаны в течение суток обратиться в территориальные органы МВД и встать на учёт. Исключением является временное проживание в больницах, гостиницах, санаториях, домах отдыха и кемпингах. Для российских фанатов срок регистрации составит три дня.

Здоровье персонала

На время проведения чемпионата мира предусмотрен особый контроль за качеством пищи в ресторанах и кафе. Теперь их сотрудникам необходимо не только иметь медицинские книжки: работники общепита должны сдать анализы на кишечную палочку и прочие возбудители заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Увеличится объём работы санитарных врачей, которые будут проверять блюда на наличие листерии и сальмонеллы.

Проверку состояния здоровья будут также проходить волонтёры, официанты и работники отелей. Персонал обязан сделать прививки от гепатита A, дизентерии и пройти флюорографию. Те, кто откажется от диспансеризации, не будут допущены к работе на стадионах мундиаля.

Продажа алкоголя

Серьёзные ограничения коснутся . Так, в городах — организаторах первенства составлены списки мест, в которых будет запрещено торговать спиртными напитками. К ним точно будут относиться стадионы и расположенные в непосредственной близости кафе и рестораны. Это также касается городских парков, развлекательных центров и других точек города, где может собираться большое количество людей.

Отмечается, что разработанное ограничение затронет исключительно алкогольные напитки, которые продаются в стеклянной таре. Временные рамки запрета — двое суток (накануне футбольного матча и в день его проведения).

Ограничение движения транспорта и проведения митингов

Усиленный контроль будет осуществляться за автотранспортом. Отмечается, что в 11 городов чемпионата мира будет запрещён въезд туристических автобусов. Причём в Волгограде, Екатеринбурге, Саранске и Калининграде он будет ограничен на срок с 1 по 30 июня, а в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону — с 1 июня по 17 июля. Также работу придётся ограничить туроператорам, которые будут вынуждены приостановить перевозку клиентов на время мундиаля.

Однако это правило тоже имеет исключения. Оно не коснётся автобусов, которые курсируют между соседними городами, и современных транспортных средств, оборудованных системами навигации. Кроме того, право на въезд даёт специальное разрешение МВД.

Будет ограничено попадание людей и транспорта на территории контролируемых зон. К ним относятся стадионы чемпионата мира, тренировочные площадки, базы команд, гостиницы, предназначенные для размещения национальных сборных, судейских бригад, а также штаб-квартир Международной федерации футбола (ФИФА).

Под усиленный контроль возьмут проведение митингов и демонстраций. В городах, принимающих матчи турнира, согласовывать организацию публичных мероприятий придётся с местными властями или с территориальными органами МВД и ФСБ. Все остальные публичные собрания будут считаться незаконными, если они не имеют отношения к чемпионату мира.

Оружие и средства связи

В силу вступил разработанный ФСБ указ президента, который ужесточает контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, а также патронов. Помимо этого, под запретом — взрывчатка, химикаты и яды. Будет остановлена работа крупных химзаводов и других потенциально опасных предприятий.

Также по теме

«Пошли навстречу болельщикам»: как будет работать российско-белорусское соглашение о «спортивном безвизе» во время ЧМ

С 4 июня по 25 июля между Россией и Белоруссией будет действовать специальный безвизовый режим для иностранных футбольных фанатов. Те...

Росгвардия будет следить за соблюдением усиленных мер безопасности, которые предполагают ужесточение правил ношения, транспортировки и использования оружия во время чемпионата мира.

Примечательно, что эта мера действует не только в 11 городах, в которых пройдут матчи мундиаля, но и в ряде субъектов РФ, где находятся объекты инфраструктуры, используемые для проведения первенства. Таким образом, указ будет действовать практически на половине европейской части России.

Запрет не распространяется на оружейные выставки, перевозки и использование спортивного оружия. Не коснётся ограничение и охранников, которые занимаются обеспечением безопасности жизни, имущества, ценных грузов и корреспонденции.

Помимо этого, серьёзное внимание уделят использованию раций на стадионах. Все подобные средства связи должны быть маркированы организационным комитетом. Устройства без соответствующего разрешения будут изыматься при входе на арену. Все другие гаджеты (смартфоны, USB-модемы, навигаторы) можно будет свободно проносить на матчи.

Билеты

Власти будут также пресекать незаконные манипуляции с билетами на игры чемпионата мира. Штрафом облагается как спекуляция, так и подделка. Размер санкций будет зависеть от того, кто именно совершил правонарушение. Физические лица будут оштрафованы на сумму, в 20—25 раз превышающую стоимость билета и составляющую не менее 50 тыс. рублей. Юридическим лицам придётся выплатить от 500 тыс. до 1 млн рублей, а их деятельность будет приостановлена на 90 дней.

Выявление подобных нарушений будет находиться в компетенции Роспотребнадзора и полиции, а самые жёсткие санкции грозят за подделку билетов. Обычные граждане будут оштрафованы на сумму 50—70 тыс. рублей, должностные лица — на 150—200 тыс. рублей, а юридические — на 1,5 млн рублей.

Отели

Чтобы не допустить многократного увеличения цен на жильё, с которым недавно пришлось столкнуться, в частности, желающим попасть на , кабинет министров РФ утвердил постановление о запрете на завышение цен в гостиницах. Примечательно, что подобная практика уже действовала во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году.

Согласно постановлению, цена за номер серии «апартамент» или «сюит» в пятизвёздочном отеле не должна превышать 650 тыс. рублей за сутки. Проживание в трёхзвёздочном отеле обойдётся не более чем в 12 250 рублей за сутки, а самый бюджетный вариант, жильё в беззвёздной гостинице, — не более чем в 3480 рублей.

Органами внутренних дел Республики Беларусь в определенной и достаточной степени наработана и претворяется в жизнь система мер по обеспечению безопасности и охране общественного порядка во время подготовки и проведения футбольных матчей.

В течение одного футбольного сезона проходит более 300 футбольных матчей, многие из которых требуют принятия повышенных мер безопасности во время их проведения. На выездные матчи своих команд постоянно выезжает значительное количество болельщиков. Для охраны правопорядка при их передвижении железнодорожным транспортом, ежегодно задействуется более 18 тыс. сотрудников ОВД на транспорте МВД.

На примере Англии и Германии рассмотрим взаимодействие всех заинтересованных государственных органов в вопросах безопасности.

Футбольное хулиганство на стадионах, как правонарушение, впервые появилось в Англии в 1963 году. Толчок быстрому развитию этой проблемы дало телевидение, начавшее с 1965 года трансляции футбольных матчей и происходящих во время их проведения событий, побуждая зрителей к активизации подобных действий в целях самоутверждения.

Проблемное поведение болельщиков выражалось в выбрасывании различных предметов во время футбольной игры, одиночном и групповом выходе на поле. Одновременно в среду футбольных болельщиков стали вливаться преступники, которые создавали беспорядки и панику во время прохода на матчи, совершая при этом кражи вещей. Чтобы не быть замеченными, они не носят атрибутику футбольных клубов. Возникает сложность их выявления, т.к. полиция не всегда знает их в лицо.

Особенностью английских болельщиков является то, что они постоянно выезжают за своей командой в разные страны (так называемые "патриоты"). Их количество иногда превышает 20 тыс. человек.

Не редки случаи, когда болельщики, не имея билетов на матчи, за несколько минут до начала матча сплачиваются в большую «орущую» толпу, пропустив вперед нескольких человек, размахивающих билетами, искусственно создают давление на стоящих впереди и прорываются на стадион.

Часто, находясь в другой стране, болельщики заходят в ближайшее к стадиону кафе, расставляют там национальные флаги Великобритании, распевают песни на английском языке, создавая, таким образом, "маленькую Англию". Как правило, это раздражает жителей страны пребывания и является причиной конфликтов. Отличительные характеристики английских хулиганствующих болельщиков - возраст 30 - 40 лет, короткая стрижка либо лысые, татуировки на открытых частях тела, сережки в ушах, в носу. Они принципиально не изучают другие языки. Примечательно, что в Англии проблемы с противоправным поведением среди болельщиков из числа молодежи и несовершеннолетних практически отсутствуют.

Полицией болельщики разделены на три категории:

А - лояльные;

B - при определенной ситуации могут совершить правонарушения;

С - ярые фанаты, хулиганы, зачинщики скандалов и правонарушений.

Свое противоправное поведение английские болельщики "экспортировали" в другие страны при выезде с национальной командой за рубеж, где оно получило название "английская" болезнь.

Правительство Великобритании проявило озабоченность в связи с ущербом, наносимым национальной репутации путешествующими хулиганствующими болельщиками английских футбольных команд. Около одной тысячи таких болельщиков получили запрет на выезд за границу с футбольными командами. Одновременно возникла еще одна внутренняя проблема - междоусобица между болельщиками и футбольными клубами.

Решению возникших проблем, а также системе безопасности на стадионах и других спортивных площадках было уделено пристальное внимание на государственном уровне.

Правительством Великобритании был принят ряд нормативно-правовых актов, перечень требований которых способствовал созданию системы надежной безопасности при проведении футбольных и спортивно-массовых мероприятий. В частности, федеральный Закон «О безопасности на стадионах» (1975г.), «О пожарной безопасности и безопасности в местах проведения спортивных мероприятий» (1987г.), «О футбольных болельщиках» (1989г.).

В целях обеспечения безопасности зрителей более жесткие требования были предъявлены к конструкциям футбольных стадионов и спортивных сооружений. Особое внимание уделено пропускной системе и системе оповещения, пожарной безопасности и путям эвакуации, санитарному состоянию, осуществлению видеослежения и контроля за поведением болельщиков и спортсменов, как на спортивной площадке, так и на прилегающей территории. Законами предписано меры безопасности граждан закладывать при строительстве спортивных сооружений (оборудование трибун, ограждение секторов сетками, создание пункта наблюдения и управления силами полиции, мест парковки автотранспорта во время проведения мероприятия и др.).

Составной частью управления силами безопасности стали создаваемые пункты управления футбольными стадионами. Если раньше они рассматривались исключительно как место работы полиции, то теперь считаются клубными объектами, доступными для всех экстренных служб.

В Министерстве внутренних дел создано подразделение для координации деятельности, связанной с болельщиками. Оно подчиняется Министру внутренних дел и осуществляет надзор за «футбольным законодательством», деятельностью органа по исполнению запретов на посещение футбольных матчей (Football Banning Authoriti), а также изучает причины и условия хулиганского поведения футбольных болельщиков. За каждым футбольным клубом закреплены два сотрудника полиции, один из которых ведет оперативную работу, 2-й - осуществляет связи с футбольным клубом и фанатами. В работе широко используются возможности скрытой съемки, негласные связи. Подразделение поддерживает тесные связи с футбольным разведывательным отделом NSIC (Национальная служба криминальной разведки) и обеспечивает финансирование полицейских и научных исследований в этой области.

Футбольный разведывательный отдел NSIC осуществляет сбор, анализ и передачу оперативных сведений о серьезных, «закоренелых» и организованных футбольных хулиганах, которые ездят по Соединенному Королевству и в другие страны. Сотрудниками в работе используются как личное наблюдение, так и материалы, полученные в ходе съемок скрытыми камерами, камерами наблюдения на стадионах и спортивных площадках, а также полученная информация в ходе общения с гражданами. Негласная съемка за действиями хулиганствующих болельщиков внутри и за пределами стадиона, признается в суде вещественным доказательством.

Указанная информация накапливается и обобщается с учетом конкретных лиц. Все получаемые данные сохраняются в компьютерах в соответствии с требованиями Закона "О защите информации". Она передается отдельным службам и ответственным за матч должностным лицам, которые принимают решение относительно принятия мер полицейского контроля. Отдел проводит также централизованный сбор статистических данных о количестве лиц, арестованных на стадионах Футбольной лиги и удаленных с этих стадионов.

Важную роль в обеспечении безопасности на футбольных матчах играет формирование и использование компьютерной базы данных "Люпус", которая была создана специально для полицейских управлений. Она имеет широкий спектр применения, начиная от запроса и вывода данных о правонарушителе и заканчивая руководством нарядами подразделений полиции при проведении широкомасштабных массовых мероприятий.

Активное участие в позитивном освещении деятельности полиции по обеспечению безопасности проведения футбольных матчей принимают средства массовой информации. Действия хулиганствующих болельщиков всегда резко критикуются, указываются негативные стороны их антиобщественного поведения.

Сотрудники NSIC выезжают за границу с национальной командой, проводят разведывательную работу среди болельщиков, оказывают помощь английским полицейским детективам.

С 1991 года в Великобритании действует Лицензирующий футбольный орган (FLA - независимый общественный орган), созданный в соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 г.). FLA осуществляет лицензирование футбольных стадионов Англии и Уэльса, предназначенных для проведения матчей национальной лиги и международных соревнований, контроль за деятельностью местных властей по выдаче сертификатов безопасности, а также надзор за обеспечением безопасности на этих сооружениях местными властями.

Цели FLA - обеспечение разумной безопасности и управления зрителями посредством использования стадионов высшей категории и первого звена с сидениями для всех зрителей, использование безопасных террас для стоящих зрителей, возложение на клубы полной ответственности за безопасность и выполнение адекватных требований местных властей.

Эти цели были сформулированы после несчастья, произошедшего в апреле 1989 года на стадионе Хилсборо, где в давке на трибунах погибло большое количество английских болельщиков. Они призваны устранить основные недостатки, в частности, плохую организацию пространства на стадионах, неудовлетворительные управление безопасностью и контроль со стороны местных властей.

Стандартизация мест для стоящих зрителей была внесена после принятого в июле 1992 года решения правительства о снятии обязанности с клубов двух нижних дивизионов по обеспечению на своих стадионах мест для посадки всех зрителей.

В своем подчинении Лицензирующий футбольный орган имеет девятерых региональных инспекторов, которые поддерживают связь с клубами и местными властями в своих областях. Инспектора обязаны присутствовать на всех заседаниях консультационных групп по безопасности и регулярно посещать свои клубы. Консультационные группы по безопасности возглавляются председателями местного органа власти, которые отвечают за лицензирование стадионов, расположенных в их областях. В консультационную группу также входят представители футбольного клуба, местного органа власти, полиции, пожарной бригады, служб скорой и первой медицинской помощи.

В соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 года) футбольные стадионы на территории Англии и Уэльса, на которых проводятся соревнования клубами, входящими в Премьер-лигу, Футбольную лигу и международные соревнования, получают в Комиссии по лицензированию в футболе (КЛФ) лицензию для приема зрителей. Такая лицензия не содержит каких-либо требований в области обеспечения безопасности зрителей. Это предоставляет местным органам власти свободу действий в вопросе о необходимых условиях для обеспечения разумной безопасности зрителей для включения их в сертификат безопасности. Однако, в целях гарантийного обеспечения безопасности, без учета того, что стадион располагает лицензией, они имеют право закрыть или снизить допустимый уровень его вместимости.

Роль Комиссии по лицензированию в футболе не сводится только к формулированию местными органами власти таких условий и норм, которые являются необходимыми и достаточными для поддержания разумной безопасности зрителей. КЛФ вместе с этим пропагандирует, поддерживает и развивает культуру безопасности, дает рекомендации и делает достоянием гласности примеры конкретных достижений в области обеспечения безопасности. Заседания консультативных комиссий по безопасности, зачастую, являются трибуной, с помощью которой Комиссия достигает понимания и оказывает содействие местным органам власти, демонстрируя активную и конструктивную позицию.

Начиная с 1992 г. основное внимание переместилось на процесс сертификации и усиление роли органов местного самоуправления в деле оформления, ревизии, контроля и введение в действие сертификата безопасности. Теперь уже повсеместно признано, что, несмотря на некоторые неизбежные различия спортивных площадок, основные принципы обеспечения безопасности зрителей остаются едиными для всех спортивных сооружений.

В соответствии с федеральным Законом "О безопасности на стадионах" (1975 г.) совет графства, унитарная организация, метрополия или совет Лондона (местные органы власти) несут ответственность за выдачу и введение в действие сертификата безопасности в отношении выделенных спортивных площадок (стадионов).

Сертификат безопасности надлежит рассматривать как часть общей интегрированной системы управления безопасностью на стадионах и спортивных площадках. Несмотря на то, что местные власти единолично выдают сертификаты безопасности, сама безопасность не может быть достигнута и обеспечена одной организацией. По закону они обязаны вступать в контакт и проводить необходимые консультации с местной полицией, пожарными службами и строительными управлениями. Одновременно органы местного самоуправления поддерживают контакты со службой скорой медицинской помощи и призваны считаться с мнением держателя сертификата, других постоянных пользователей спортивной площадки и, в случае необходимости, с представителями болельщиков клубов о чьей спортивной площадке идет речь.

В сертификате безопасности отражены условия, которые местный орган власти считает необходимым и целесообразным для обеспечения разумной безопасности зрителей, принимаемые действия держателем сертификата для безопасности эксплуатации спортивной площадки (стадиона). Тем не менее, основная обязанность по обеспечению безопасности на спортивной площадке всегда возлагается на ее управляющих (владелец, арендатор, футбольный клуб). Эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на какой-либо другой орган или организацию. Местный орган власти не правомочен принимать участие в управлении мероприятием, проводимым на спортивной площадке или предпринимать такие действия, которые могут быть расценены как участие (причастность).

Условия, изложенные в сертификате безопасности, охватывают все сектора и зоны спортивной площадки, в которые зрители могут иметь доступ во время проведения спортивных соревнований или мероприятий иного характера, включая рестораны, бары, работающие по лицензии, и открытые пространства. Фирмы, работающие по договору агентского соглашения на территории спортивной площадки, должны следить за тем, чтобы условия договоров и соглашений не противоречили условиям сертификата безопасности. Держатель сертификата безопасности несет полную ответственность за любое нарушение условий сертификата безопасности, допущенное сотрудниками фирм.

Вместе с тем держатель сертификата не несет ответственности за любые обстоятельства, не поддающиеся его контролю. Например, за ограниченный доступ для машин скорой медицинской помощи вследствие большого скопления людей на дороге. Даже в тех случаях, когда это может напрямую ухудшить состояние безопасности зрителей на спортивной площадке. Тем не менее, органам местного самоуправления следует предусматривать возможность возникновения таких факторов и совместно с руководством спортивного сооружения разрабатывать меры по борьбе с ними при определении допустимого уровня вместимости. Необходимо отметить, что обеспечение безопасности зрителей за пределами спортивной площадки не подпадает под действие Законов 1975 и 1987 годов и потому не предусмотрено в сертификате безопасности.

Границу между безопасностью зрителей, за которую несет ответственность держатель сертификата, и соблюдением общественного порядка, за который отвечает полиция, зачастую провести довольно сложно. Поэтому важно для обеих сторон достигнуть договоренность и распределить ответственность. Органы местного самоуправления могут потребовать от держателя сертификата приложить все усилия для достижения договоренности с силами полиции. Однако в сертификате безопасности может быть прописана обязанность держателя сертификата уведомлять полицию о проведении конкретных соревнований и консультироваться по вопросам присутствия полицейских. При этом только начальник полиции вправе решать, какое количество полицейских может присутствовать на спортивной площадке. Сертификат безопасности не может содержать рекомендации в адрес начальника полиции в отношении исполнения им и его подчиненными своих функций.

Выдаче сертификата безопасности для выделенной спортивной площадки предшествует определение местными органами власти компетентного лица, представляющего интересы его держателя. В соответствии с положениями Закона 1975 года это лицо, которое в состоянии и компетенции предотвратить любое нарушение условий сертификата безопасности. Владельцем сертификата может быть только человек, занимающий ответственную должность в менеджменте спортивной площадки, т.е. председатель, генеральный директор, секретарь клуба, менеджер спортивной площадки, менеджер по вопросам безопасности или директор. Аналогичные правила действуют в случае, если заявитель просит не о выдаче сертификата безопасности, а о передаче последнего другому держателю.

Местным органам власти вменяется в обязанность проводить официальную ревизию общего сертификата безопасности после любого имевшего место на спортивной площадке происшествия, в котором безопасность зрителей была подвергнута риску, или же в случае возникновения сомнений в отношении состояния или управления спортивной площадкой. Ситуация близкая к аварийной приравнивается к чрезвычайному положению.

Ревизия не ограничивается только изучением обстоятельств ЧП, вскрываются и анализируются недостатки, приведшие к происшедшему. Такие ревизии проводятся, по меньшей мере, раз в год, даже если за год не произошло никаких происшествий. В случаях, когда спортивная площадка функционирует в сезонном режиме, ревизия проводится в сроки, достаточные для проведения каких-либо ремонтных или восстановительных работ до начала сезона. Это, в свою очередь, позволяет органам местного самоуправления внести поправки или заменить соответствующие разделы сертификата до начала нового сезона.

От местных органов власти требуются незамедлительные меры в связи с любым происшествием, которое может создать угрозу безопасности зрителей, или любыми выявленными в ходе проведения инспекторской проверки недостатками в системе обеспечения безопасности. Вместе с тем, действия должны быть адекватны срочности и серьезности создавшейся ситуации.

Существуют следующие варианты действий:

Уменьшение вместимости спортивной площадки или отдельной ее части;

Издание уведомления о запрещении;

В случае нарушения условий сертификата безопасности - предупреждение, официальное предупреждение или возбуждение дела в суде.

Следует сказать, что уведомление о запрещении является крайней мерой. Прежде, чем его оформить, местные органы власти должны убедиться в том, что "пропуск зрителей на спортивную площадку или в какой-либо сектор представляет или может представить настолько серьезный риск для них, что пока не будут приняты надлежащие меры по уменьшению этого риска до приемлемого уровня, допуск зрителей на спортивную площадку или какой-либо ее сектор должен быть запрещен или ограничен".

Уведомление о запрещении вступает в силу немедленно с момента оформления, если местные органы власти указывают в нем о наличии или возможности возникновения непосредственного риска для зрителей. Во всех остальных случаях - в конце срока, указанного в уведомлении. Кроме того местные органы власти имеют право вносить поправки в уведомление или отзывать его в любое время.

Потерпевшая сторона может обратиться в суд по поводу вынесенного уведомления о запрещении в течение 3-х недель действия уведомления. Обращение в суд, само по себе, не останавливает его действие или каких-либо поправок к нему.

Нарушение условий сертификата безопасности или уведомления о запрещении со стороны любого ответственного лица, не обязательно держателя сертификата безопасности, является правонарушением. В случае постоянных или грубейших нарушений условий сертификата безопасности или иных условий, могущих привести к серьезному ухудшению безопасности зрителей, органы местного самоуправления вправе рассматривать возможность преследования в судебном порядке.

Руководящим футбольным органом в Великобритании является Футбольная ассоциация, которая поддерживает связь со всеми вышеупомянутыми организациями. На время выезда английских команд за рубеж Футбольная ассоциация предоставляет консультанта по контролю за болельщиками с целью оказания помощи клубам в правильной подготовке к их приезду. Предварительные визиты представителями ассоциации совершаются во все страны, где должны играть на выезде английские команды.

Для оказания помощи зарубежным властям в осуществлении полицейского контроля, в зависимости от уровня сотрудничества, предлагаются услуги футбольных полицейских (детективов). Об их работе дается предварительная информация. Детективы используют в работе видеокамеры, переносные компьютеры, в которых имеются обширная база данных на болельщиков футбольных клубов и хулиганствующих болельщиков, а также связь со Скотланд-Ярдом и его базами данных.

Как правило, на время клубных игр в Европе направляются два старших сотрудника полиции. Для игр с более высоким уровнем риска число детективов может доходить до восьми. Когда за рубежом играет национальная сборная Англии, в зависимости от степени риска футбольного матча и пожеланий зарубежных властей, направляется от восьми до четырнадцати полицейских. Решение финансовой стороны вопроса деятельности английских детективов за рубежом (зарплата, оплата поездки за границу, использование автомашин, проживание в отелях, возникающие в связи с этим иные необходимые услуги) возлагает на себя футбольный клуб.

Детективы всегда работают в парах, в штатской одежде и в сопровождении местных полицейских. Деятельность осуществляется в рамках законов страны присутствия.

На период работы принимающая страна должна обеспечить детективов автотранспортом, их гарантированную безопасность, предоставить им возможность присутствия на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах, морских (речных) портах до приезда групп болельщиков и при прохождении ими таможенного контроля.

Детективы осуществляют патрулирование городских районов, где собираются английские болельщики, наблюдают за подходами к стадиону перед началом матча. Используя возможности имеющейся база данных выявляют известных хулиганов, оказывают помощь в прогнозировании поведения разных групп футбольных болельщиков, информируют о местах их возможного появления.

На выездных играх клубные болельщики и фанаты, как правило, знают о присутствии в своей среде своего местного английского полицейского, в связи с тем, что большинство знает его в лицо и он этого не скрывает. Фактор присутствия детектива оказывает профилактическое воздействие на болельщиков - дисциплинирует поведение их на стадионах, стимулирует законопослушание. Это подкрепляется еще и страхом перед тем, что о противоправном их поведении будут поставлены в известность футбольный клуб и английская полиция, а также боязнь арестов и денежных штрафов. Принимаемые меры полицейскими обеих сторон позволяют избежать арестов английских болельщиков за рубежом, чтобы не причинить вред имиджу страны.

Таким образом, выработанная и испытанная временем система совместных действий, в совокупности, весьма выгодна для использования принимающей страной.

В Великобритании широко развита система членства футбольных клубов и иных спортивных организаций. Например, футбольная команда "Ливерпуль" насчитывает около 20 тысяч официальных членов клуба. Принадлежность к тому или иному футбольному клубу оказывает позитивное влияние на законопослушное поведение и дисциплину его членов на футбольных и других спортивных мероприятиях.

Полноправным членом клуба может стать любой гражданин Англии, достигший 16-летнего возраста и заплативший вступительный взнос в размере 25 английских фунтов стерлингов. Кандидаты в члены футбольного клуба сами предоставляют сведения о себе. В тоже время они проходят строгие процедуры проверки по всем учетам полиции на наличие судимости или совершенных различных правонарушений. По тем или иным причинам около 3% заявок отклоняется.

Членство дает первоочередное право на приобретение билетов, как на внутренние матчи, так и на выезд совместно с футбольной командой за рубеж, в том числе за счет средств клуба. Полиции известны владельцы билетов, т.к. их покупка осуществляется через клуб по именным клубным членским карточкам, в которых указывается сектор, ряд и место на стадионе. Вся эта информация вносится в базу данных. Перепродажа билетов другим лицам категорически запрещена.

За нарушения на стадионе болельщик Советом клуба может быть лишен членства. За три года такое решение было принято в отношении 1% членов клуба. Одновременно выносится решение о запрещении выезда на матчи за рубежом. Принимаются другие меры упреждающего характера. Нарушители из числа болельщиков-членов клуба лишаются сезонных абонементов на все проводимые футбольные матчи внутренних чемпионатов. Решение принимается Советом клуба по ходатайству полиции.

Футбольные клубы сами оказывают активную помощь в выявлении хулиганствующих болельщиков.

Необходимо отметить, что в связи с улучшением в Великобритании системы безопасности при проведении футбольных матчей, членство в клубах и посещение спортивных мероприятий приняло семейный характер. Дети до 14 лет могут проходить на стадионы в сопровождении родителей. Для этого имеются семейные и специально отведенные места. Это дает возможность родителям показать детям пример поведения и необходимость самим вести себя достойно в присутствии детей. Получается обоюдная польза.

При обеспечении общественной безопасности проведения футбольных и спортивно-массовых мероприятий существует четкое взаимодействие органов местной власти, футбольного клуба, полиции и частного охранного предприятия спортивного сооружения (стадиона).

Основа организации обеспечения безопасности проведения футбольных матчей заключается в планировании. В начале сезона Премьер-Лига направляет письмо в полицейское управление, где информирует о планируемом календаре игр, с таким расчетом, чтобы не совпало двух матчей в один день. Матчи категории "С" (повышенного риска и сложности) не рекомендуется проводить во второй половине дня, т.е. позже 14.00 час. В письме указывается категория риска каждой игры и требуемое количество полиции для обеспечения безопасности.

Начальник по матчам - координатор полиции составляет график присутствия полицейских на матчах футбольных чемпионатов, производит с личным составом отработку упражнений и задач с обязательным участием каждого. Осуществляет тесное взаимодействие полиции с футбольными организациями для успешного решения общей задачи - обеспечение безопасности.

В соответствии с правилами безопасности на спортивных площадках руководство стадионов принимает меры к тому, чтобы сотрудники и персонал, связанные с безопасностью, были обученными и компетентными, разрабатывает и согласовывает планы действий и поведения в чрезвычайных ситуациях.

В день игры проводится совещание офицерского состава, а также инструктаж полицейских, входящих в группы по осмотру парковок автотранспорта, кафе, баров и прилегающей территории к стадиону. Основное внимание уделяется предупреждению и пресечению проявлений расизма, проведению определенной политики в отношении болельщиков, толерантному отношению к ним, а также ответственности за спокойствие местных жителей в домах, расположенных вокруг стадиона. Доводится информация о предстоящем футболе, проблемах обеспечения безопасности и правопорядка прошедших матчей, досмотре автотранспорта и болельщиков. Обращается внимание на экипировку (обычная форма одежды - в желтых курточках со вставками из светоотражающего материала), оправданное применение специальных средств. Необходимо отметить, что при обеспечении правопорядка на футбольных матчах и других спортивно-массовых мероприятиях полиция не обеспечивается огнестрельным оружием. В своей деятельности полицейские используют три основных критерия - твердость, разум дружелюбие (Fair, Firm, Friendly).

Перед каждой игрой полиция инструктирует футболистов о корректном поведении во время матча, чтобы они ни в каких случаях не покидали пределы футбольного поля до конца игры, не приближались к толпе, не провоцировали своим поведением болельщиков на антиобщественное поведение и противоправные действия. Если такие факты будут выявлены, игроку выносится предупреждение в ходе профилактической беседы и полиция информирует о них руководство футбольного клуба.

Особое внимание уделяется индивидуальной предварительной работе с клубными болельщиками, а также фанатами, не состоящими в них. В период подготовки футбольных и иных спортивно-массовых мероприятий проводится операция "Порт", целью которой является выявление и нейтрализация хулиганствующих зрителей, создающих проблемы на соревнованиях.

Во избежание конфликтов между футбольными болельщиками сотрудники полиции встречают прибывающие группы на железнодорожных и автовокзалах, в аэро, морских (речных) портах, осуществляют их сопровождение до стадиона. Для этого, а также для обеспечения безопасности и правопорядка на прилегающей к стадиону территории привлекаются силы полиции ближайших районов и городов. Оплата их работы в день проведения футбольного игры производится из государственных средств.

Полиция территориальных органов осуществляет контроль за поведением болельщиков и иных граждан во время футбольного матча на прилегающей к стадиону территории и стоянках автотранспорта. Задействуется 8 нарядов полицейских по 7 чел., 14 - 18 конных полицейских и 16 чел. резерв. Всего около 100 человек.

Администрацией стадиона и клуба при проведении матчей "повышенного риска" для оказания распорядителям (стюардам) помощи в обеспечении безопасности на стадионе нанимаются 25 частных охранников (работают на входе), а также от 60 до 100 сотрудников полиции. Имеется письменное соглашение с разделением обязанностей клуба и полиции в обеспечении безопасности и правопорядка на стадионе. Деятельность полиции осуществляется на почасовой платной основе из расчета 33 английских фунтов стерлингов за час, но не менее чем за 4 часа.

Стюарды работают на договорной основе, т.е. только на время проведения игры. Они проходят обучение по семи часовой программе в течение трех дней, затем сдают экзамены (тесты). Для них установлены определенные критерии: возраст от 18 до 60 лет, обязанность посещения в сезон не менее 65% футбольных матчей. При положительном обеспечении безопасности 80% футбольных игр - клуб оплачивает им очередной отпуск.

Одновременно на матч нанимается до 500 стюардов. Стюарды располагаются на разных участках стадиона: на проходах вокруг поля, входах и выходах с него. Службу несут в униформе, каждый отвечает строго за свой сектор, наделен определенными обязанностями, ответственность закреплена законодательно.

Старший стюард за матч получает до 100 английских фунтов стерлингов, рядовой стюард - 25 английских фунтов стерлингов. Перечисление осуществляется через банк с вычетом налогов.

Клубом также нанимаются 100 человек для осуществления контроля на турникетах по проверке билетов (1 оператор на турникет). Пропускная способность турникета не более 1 человека при предъявлении билета оператору. Турникеты снабжены электронной системой подсчета, что дает возможность сравнивать количество проданных билетов и число присутствующих на матче, не допуская превышения вместимости стадиона.

Для оказания первой медицинской помощи задействуется около 40 медработников (Сен Джонс), три бригады скорой медицинской помощи, два врача.

Во время матчей основной контроль за поведением болельщиков осуществляется с использованием видеокамер, охватывающих полностью все трибуны по секторам и фиксирующих происходящее. Отдельно по 2 детектива ведут оперативную работу среди болельщиков футбольных команд, а при необходимости, негласную съемку.

В целях избежания провокации скандалов и массовых беспорядков полиция осуществляет задержание за нарушения порядка, правил поведения на стадионах и проявления расизма только во время перерывов или после окончания футбольных матчей.

После окончания футбольного матча организаторами и руководителями мероприятия подводятся итоги.

Указанная организация системы безопасности в Великобритании позволяет должным образом обеспечивать порядок и общественную безопасность на спортивных сооружениях. С 1989 года на футбольных стадионах Англии не было массовых правонарушений болельщиков.

Несколько иные меры обеспечения порядка и общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий применяются в Германии .

Это связано с ситуацией, возникавшей в последнее время в указанной стране.

В футбольном сезоне 2002 года в ФРГ при массовых правонарушениях на стадионах 265 граждан получили телесные повреждения, в том числе 45 сотрудников полиции. По окончании матчей хулиганствующие болельщики беспричинно избивали граждан, разбивали витрины объектов торговли, стоящие на улицах автомобили.

Особенно стала проявляться агрессивность болельщиков в ходе игр команд 1 и 2-й лиги, однако тенденция применения фанатами противозаконных насильственных действий перемещается уже и на стадионы команд третьей лиги (низшего уровня).

Наиболее активны фанаты-правонарушители в Германии в возрасте 18-25 лет.

Условно болельщиков в ФРГ, как и в Англии, подразделяют на три категории - А, В и С. А - законопослушные любители футбольных игр; В - могущие совершить правонарушения при возникшей ситуации, например, при неверном судейском решении, проигрыше любимой команды, неадекватном отношении к игрокам "своей" команды; С - воинствующие фанаты (в Италии их также называют "тифози"), которых не интересуют происходящие события на футбольных полях, их основная цель устроить массовые погромы, драки в присутствии прессы и большого скопления граждан, а затем постараться скрыться.

В Германии имеются сведения о 9,5 тыс. "фанатиках", относящихся к категориям болельщиков В и С, причем 2/3 из них - воинствующие фанаты. Чаще всего они объединяются с правыми силами и поддерживают их. Среди них выстраиваются четко очерченные структуры-организаторы, финансисты, обеспечивающие сбор денег на поездки хулиганов в другие города, поставщики наркотиков, "подогревающих" фанатов, и непосредственные исполнители.

В целях предупреждения массовых правонарушений на футбольных стадионах Германии создан Информационный Центр по спортивным мероприятиям. Его задачами являются координация деятельности полицейских и других правоохранительных органов, взаимодействие с футбольными клубами, учет и отработка информации о фанатах, передача ее в необходимых дозах в средства массовой информации.

Для обеспечения международного информационного взаимодействия создан Национальный футбольный информационный пункт.

Издан Справочник рекомендаций для международного сотрудничества полиции по предупреждению футбольного хулиганства, в котором имеются рекомендации о создании и деятельности Информационного центра, продаже билетов на футбольные матчи, предупреждении насилия на стадионах и другие.

В органах внутренних дел созданы специализированные подразделения, называемые "информационной разведкой среди фанатов", либо введены отдельные должности - "спотеры", выполняющие эти функции. Полученная информация о возможных правонарушениях на стадионах, передвижениях фанатов и их намерениях незамедлительно направляется в правоохранительные органы для реализации.

Среди болельщиков также работают гласно полицейские "инцайдеры". Это психологически воздействует на них и является сдерживающим от правонарушений фактором.

В большинстве земель Германии приняты законы об обеспечении безопасности зрителей. Согласно этим законам полиция имеет значительные возможности предупреждать массовые и иные правонарушения на стадионах. Так, например, за нарушения на стадионах, связанные с причинением ущерба, решениями клубов может быть вынесен правонарушителю запрет на посещение футбольных матчей до 5 лет. В 2002 году такая мера была применена примерно к 1,5 тыс. фанатам. В случае невыполнения данного запрета правонарушитель может быть осужден судом к лишению свободы на срок до шести месяцев.

Если будет получена информация о выезде фаната в другой город, где будет проводиться футбольный матч, и намерении совершить там преступление, судья может наложить на него арест на время футбольного матча (до 2 суток). В году такой мере подвергались 16 человек.

В целях предупреждения выезда воинствующих фанатов зарубеж на международные футбольные матчи полиции Германии предоставлено право выносить фанатам категории В и С предупреждения об ответственности за самовольный выезд, а также объявить, что за ними будет установлен официальный контроль.

Одной из предупредительных мер является временное изъятие паспорта в целях исключения возможности приобретения билета на поезд или самолет. Законом предусмотрен и такой способ, как приглашение на профилактическую беседу «фаната» в полицейский участок во время проведения футбольного матча. В 2002 году приглашались 2260 лиц, 129 из них официально вынесен запрет на выезд за рубеж для просмотра футбольного матча. В случае неявки в полицейский участок фанат может быть оштрафован на сумму до 500 евро или подвергнут административному аресту. Информация о лицах, которым вынесено такое ограничение, передается в пограничные службы для контроля.

После введения такого закона поступали многочисленные жалобы от болельщиков на нарушение их конституционных прав о просмотре футбольных матчей на стадионах. По всем жалобам и искам к полиции судами были приняты отрицательные решения.

В период проведения футбольных матчей в других странах Европейского Союза в 2 и более раза увеличивается в приграничных районах число контрольных пунктов на авто, железнодорожных и водных магистралях. Осуществляется гласное и негласное сопровождение болельщиков, на приграничных территориях создаются совместные КП (двух стран). Для работы с выезжающими за границу болельщиками выезжают также сотрудники полиции, специалисты по предупреждению правонарушений на стадионах.

Создаются специализированные оперативно-следственные бригады и группы немедленного реагирования, которые имеют навыки сбора, обработки, передачи информации при совершении правонарушений на стадионах и быстрого документирования противоправных действий, так как дальнейшая работа следователя, прокурора и суда строится в основном на информации сотрудников полиции и видеозаписи.

Разработана специальная система взаимодействия со СМИ.

При обращении органов внутренних дел в футбольную лигу о необходимости переноса игр на другое время, иные дни или футбольные поля их обоснованные предложения, как правило, удовлетворяются.

В ФРГ разработана Концепция безопасности на стадионах, которая предусматривает определенные требования к строительным конструкциям, взаимоотношению участников обеспечения безопасности при проведении футбольных матчей и даже водителям общественного транспорта, перевозящих болельщиков.

Кроме того, существует Концепция социального предотвращения объединения фанатов. Она предписывает формы и методы работы социальных работников с фанатами дома, на работе, на стадионах. При этом социальные работники зачастую исполняют роль психологов.

Для исключения условий совершения правонарушений иностранными болельщиками, прибывающими в Германию, разработана система уменьшения причин конфликтных ситуаций. Она предусматривает программу знакомств, удобного и дешевого размещения, питания, приобретения билетов, информационного и телефонного обслуживания, проводятся мероприятия по ознакомлению прибывших лиц с культурой страны, музыкой, образом жизни, организуется их туробслуживание.

ПРАВИЛА поведения болельщиков на НСК «Олимпийский» во время посещения футбольных и других массовых мероприятий.

Общие положения.

1.2. Вход на стадион предусматривает принятие и соблюдение болельщиками этих Правил, которые действуют в течение всего срока пребывания на Стадионе.

1.3. Администрация не несет ответственности за утерянные и забытые во время нахождения на Стадионе вещи.

Болельщики имеют право:

2.1. Попасть на территорию Стадиона при предъявлении одного из следующих документов:

Билета на один матч (мероприятие)

Сезонного абонемента;

Приглашения;

Аккредитационной карточки установленного образца, которая дает право прохода;

Пропуска для въезда автотранспорта на территорию стадиона и его парковки, а также, в случае необходимости, документа, удостоверяющего личность;

2.2. Допуск болельщиков на стадион разрешается не ранее чем за 2 (два) часа до начала матча (массового мероприятия), время начала которого определяется заранее и доводится к сведению болельщиков через средства массовой информации;

2.3. Занимать места на трибунах Стадиона согласно билетам, абонементам и документами, которые их заменяют;

2.4. Пользоваться услугами расположенных на стадионе камер хранения, ресторанов, заведений быстрого питания, киосков, гардеробов, пунктов медицинской помощи, туалетов;

2.5. Поддерживать лично избранный футбольный клуб (команду), отдельных игроков и тренеров всеми незапрещенными средствами и формами поведения;

2.6. Без ограничений проносить на трибуны Стадиона и использовать для поддержки участников матча:

Официальную клубную атрибутику;

Баннеры и флаги размером 2х1,5 м и менее, изготовленные из нелегковоспламеняющихся материалов на пластиковых гибких пустотелых древках, размеры которых не превышают 1,5 м в длину и 5 см в диаметре;

2.7. Получать дополнительную информацию относительно хода событий на стадионе, за его пределами, а также, относительно соревнований в других городах.

Болельщики обязаны:

3.1. Соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;

3.2. Предъявлять сотрудникам, которые осуществляют контрольно-пропускной режим на Стадионе следующие документы: билеты, абонементы, приглашения, аккредитационные карточки, дающие право прохода на стадион, пропуска для въезда автотранспорта на территорию Стадиона и его парковки, а также, в случае необходимости, документ, удостоверяющий личность;

3.3. С целью обеспечения безопасности и препятствования вноса запрещенных на стадион предметов, при входе болельщики признают право и соглашаются на проведение сотрудниками служб безопасности Стадиона их личного досмотра;

3.4. Занимать места на трибунах Стадиона согласно билетам, абонементам и документами, которые заменяют;

3.5. Проявлять уважение к национальным гимнам, флагам, символики государств, ФИФА, УЕФА, ФФУ, УПЛ и клубов;

3.6. Бережно относиться к имуществу Стадиона и клубов (команд), которые принимают участие в футбольном матче;

3.7. С уважением относиться к другим болельщикам и участникам футбольного матча, лицам, обеспечивающим безопасность и обслуживание матча;

3.8. Информировать представителей служб безопасности Стадиона, стюардов, сотрудников МВД и других лиц, ответственных за обеспечение правопорядка, о нарушении настоящих Правил, а также о совершении и возможных нарушениях правопорядка, о лицах, которые своими действиями или поведением вызывают подозрение в намерении совершения правонарушения и т.д.;

3.9. Немедленно сообщать лицам, обеспечивающим безопасность, об обнаружении подозрительных предметов, задымления или пожара;

3.10. Выполнять требования лиц, обеспечивающих безопасность, относительно соблюдения этих Правил;

3.11. При получении информации о чрезвычайной ситуации действовать по плану эвакуации в соответствии с указаниями лиц, обеспечивающих безопасность, соблюдая мира, и не создавая паники;

3.12. Сдавать в камеру хранения Стадиона громоздкие или запрещенные для вноса на территорию Стадиона предметы. Громоздким предметом считается любой объект, размеры которого превышают 25х25х25 см.

Болельщикам запрещается:

4.1. Вход на стадион и просмотр матча (массового мероприятия) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также употребление наркотических или психотропных веществ на территории Стадиона;

4.2. Курить на территории Стадиона, за исключением специально отведенных мест;

4.3. Бросать на футбольное поле, в футболистов, арбитров, тренеров, лиц, обеспечивающих безопасность, или болельщиков и их транспортные средства любые предметы;

4.4. Разжигать факелы или костры, использовать пиротехнические изделия независимо от их типа и назначения, поджигать любые предметы;

4.5. Использовать грубые, нецензурные, оскорбительные выражения, жесты, песни, политические лозунги, скандировать нецензурные и унижающие лозунги, а также применять угрозы и запугивания других болельщиков, участников матча, лиц, обеспечивающих безопасность;

4.6. Дискриминировать футболистов, тренеров, арбитров, других официальных лиц и болельщиков по национальному признаку или цветом кожи, а также проводить агитацию, разжигая социальную, межрасовой, национальную или религиозную рознь;

4.7. Выходить на футбольное поле, к местам расположения команд, арбитров, делегата матча, заходить в комнату допинг-контроля, в помещение для официальных лиц и корпоративные ложи или другие специальные помещения Стадиона;

4.8. Стоять во время проведения футбольного матча у своих мест, в проходах, на лестницах, создавать помехи передвижению участников футбольного матча и болельщиков;

4.9. Вставать на кресла, взбираться на забор, парапеты, несущие конструкции Стадиона;

4.10. Приходить на стадион с животными и птицами, за исключением собак-поводырей для инвалидов;

4.11. Использовать профессиональную фото- и видеоаппаратуру;

4.12. Наносить ущерб имуществу Стадиона, клубов (команд), футболистов, официальных лиц, болельщиков и их транспортным средствам;

4.13. Наносить надписи и рисунки на конструкциях, зданиях, сооружениях Стадиона, а также располагать возле них посторонние предметы без разрешения руководства Стадиона;

4.14. Приносить на стадион:

Любые алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, другие стимуляторы;

Напитки в любой упаковке;

Оружие и предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;

Колющие и режущие предметы;

Предметы, которые могут быть использованы как метательные: зонтики типа «трость», шлемы, бутылки, чашки, стаканы, в т. ч. консервные, как и другие предметы из полиэфира, стекла и другого хрупкого, или наоборот, слишком твердого материала, а также упаковки «Тетрапак»;

Дымовые шашки, флайера и другую пиротехнику;

Красители и краски;

Огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и едкопахнущие вещества;

Радиоактивные материалы;

Газовые баллончики нервно-паралитического и слезоточивого действия;

Лазерные устройства;

Вещи, размеры которых превышают 25х25х25см;

Барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и видеотехнику, средства для трансляции через Интернет.

В случае нарушения болельщиком Правил, по решению руководства Стадиона, к нему могут быть применены следующие меры ответственности:

5.1. Выдворение со Стадиона без компенсации стоимости билета, абонемента, пропуска на въезд автотранспорта;

5.2. Временное приостановление действия (на определенное количество матчей) без компенсации стоимости следующих документов:

Приглашение или документа (аккредитационной карты) установленного образца, который дает право прохода;

5.3. Полное аннулирование без компенсации стоимости следующих документов:

Сезонного абонемента болельщика, который нарушил Правила;

Пропуска на въезд автотранспорта;

Приглашение или документа (аккредитационной карты) установленного образца, который дает право прохода.

Ответственность за нарушение Правил:

6.1. Лица, совершившие нарушение Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины;

6.2. Организаторы соревнований или уполномоченные лица Стадиона и / или футбольного клуба-хозяина, представители органов внутренних дел имеют право вывести за пределы Стадиона лицо, не соблюдает требования Правил, и принять решение относительно недопущения такого лица на стадион в будущем

В случае, если органами МВД при задержании лица, осуществлявшего перепродажу билетов, будут изъяты билеты на футбольный матч, приобретенные на сезонный абонемент, то руководство Стадиона имеет право аннулировать такие сезонные абонементы без компенсации стоимости и навсегда запретить их владельцу посещать стадион.

Можно возразить, что Украина готовится к проведению у себя Евро-2012, поэтому решила оформить все правила поведения на стадионах документально. Нужно сказать, что в Украине побоища между фанами разных команд происходят крайне редко, в единичных случаях. В Украине болельщики чаще дерутся с милицией, вернее, с бойцами спецподразделения «Беркут», которое охраняет все более-менее значимые футбольные матчи. И большинство беспорядков, как показывает практика, начинаются только тогда, когда болельщики считают, сто действия правоохранителей по отношению к ним были несправедливы. Так как же обстоят дела с безопасностью на стадионах во время футбольных матчей?

Часто футбольные матчи среднего уровня проходят при полупустых трибунах. Не потому, что играющие команды неинтересны, а потому что обычные люди не могут чувствовать себя на матче в безопасности, вот и идут они не на стадионы, а в спортбары или вообще остаются дома перед экраном телевизора.

Что сделать, чтобы болельщики чувствовали себя комфортно? За безопасность на стадионах отвечают в равной степени организаторы соревнований, администрация стадиона и секьюрити - будь то сотрудники МВД, вневедомственная охрана или .

Итак, каковы основные моменты обеспечения безопасности на стадионах? Их четыре.

Во-первых, стадион. УЕФА в своем перечне требований указывает обязательное наличие на стадионах системы видеонаблюдения и некий центр управления камерами, сбора и обработки полученной информации. Количество камер не регламентируется, однако их должно быть столько, чтобы хорошо просматривались все трибуны, от первого до последнего ряда. Кроме того, камерами должна хорошо просматриваться территория на подходах к стадиону и парковка автомобилей.

Поговаривают, что подобными системами видеонаблюдения оснащены все более-менее крупные стадионы. Их охотно демонстрируют проверяющим, однако зачастую во время проведения матчей видеокамеры просто выключены.

Немаловажную роль в обеспечении безопасности играет инфраструктура стадиона - устройство входов, выходов, проходов и лестниц. Знаете ли вы, что 90 тысяч посетителей лондонского «Уэмбли» покидают стадион всего за 15 минут, а количество туалетов на нем - более двух тысяч? Теперь сравните это с нашими стадионами. Не секрет, что на российских стадионах болельщиков команды гостей после окончания матча могут час не выпускать с секторов даже в туалет, даже под дождем. Откуда тут не взяться агрессии?

Во-вторых, стюарды вместо милиционеров. Такое широко практикуется в Англии. Во время ответственных матчей рядом находится несколько тысяч полицейских, готовых в любую минуту вмешаться, однако все они находятся за пределами стадиона. Внутри безопасность обеспечивают клубные стюарды. Стюард - представитель футбольного клуба, он действует по правилам клуба. Возможно, это будет некоторым сдерживающим фактором для чересчур агрессивных болельщиков.

В-третьих, спиртному - нет! Беспорядков на стадионах заметно поубавится, если запретить проносить на них спиртное. Употреблять можно только то, что продается на стадионе. А на стадионе не будут продавать крепкий алкоголь - водку, коньяк. В Украине уже давно сведена к минимуму продажа напитков, даже прохладительных, на стадионе в стеклянной посуде из-за опасения, что эти стеклянные бутылки после станут орудиями в драке. На трибунах можно пить только напитки из пластиковых и бумажных стаканов.

И, в-четвертых, элементарные правила поведения на стадионах. Они общие для всех стран, всех команд и всех стадионов. Болельщики не должны выбегать на поле, кидать туда любые предметы, нежелательно курить на трибунах. Нельзя смотреть матч стоя. Вскакивать с мест можно только в случае гола или какой-то интересной ситуации на поле. Приносимые и разворачиваемые плакаты не должны содержать оскорбительных или провокационных надписей. То же относится и к выкрикам болельщиков.

Но самое главное - помнить: болельщики в большинстве своем - нормальные люди, и только «эффект толпы» заставляет их творить беспорядки вслед за несколькими зачинщиками. Главное в общении с болельщиками - уважение к людям. Без этого службе охраны никогда не навести порядок на стадионах.

Футбол является очень популярным видом спорта в современном мире. Многие команды настолько известны и популярны, что Верховная Рада Украины даже рассмотрела законопроект «Закона о мерах безопасности во время соревнований среди профессиональных футбольных клубов». Такой поступок даёт представление, насколько серьёзен вопрос безопасности проведения матчей.

Вспомним Евро-2012

Конечно, могут возникнуть определённые сомнения, поскольку этот законопроект Украина проводила в преддверии проведения на своей территории Евро-2012 , что послужило толчком к документированию правил поведения на стадионе. Однако стоит отметить тот факт, что фановские драки в Украине встречаются довольно редко и являются исключительными случаями. Украинские болельщики чаще всего вступают в драки с сотрудниками милиции, охраняющими любой значимый футбольный матч. И практика показывает, что подавляющее большая часть беспорядков берет начало в тех случаях, когда, по мнению болельщиков, поступки правоохранительных органов были крайне неправильными и несправедливыми.

Большая часть футбольных матчей, не относящихся к Высшей Лиге, проводится с наполовину пустыми трибунами. Причина не в том, что болельщики не испытывают интереса к играющим футбольным командам. Проблема заключается в том, что люди совершенно не чувствуют себя в полной безопасности, присутствуя на матче, и именно поэтому зачастую просто остаются дома или идут в спортивные бары.

Естественно, нужно прибегнуть к определённым мерам организации безопасности посетителей на стадионах. Одинаковую ответственность за это несут организаторы, администраторы и охрана, в роли которой могут выступать как сотрудники милиции, так и работники ЧОП «Витязь-Русь» .

Основных моментов в обеспечении безопасности всего лишь четыре.

Оснащение стадиона

В первую очередь, это сам стадион. Перечень требований к стадионам включает наличие системы видеонаблюдения и обязательный центр управления видеокамерами, также занимающийся сбором, хранением и обработкой поступающей с камер информации. В положении нет установленного количества видеокамер, однако их должно быть достаточно для хорошего просмотра всех рядов всех трибун. Помимо этого, камеры должны обеспечивать просмотр автомобильной парковки.

Говорят, что такие системы наблюдения установлены на каждом среднем или крупном футбольном стадионе. Людям, занимающимся проверкой, их охотно показывают, однако в процессе проведения футбольных матчей все видеокамеры выключают.

Структура объекта

В обеспечении безопасности посетителей очень важную роль играет структура самого стадиона. Под иструктурой подразумевается расположение входов, выходов, лестниц и проходов. Для справки: около 90 тысяч фанатов могут без проблем покинуть стадион «Уэмбли» в Лондоне за 15–20 минут, а туалетов на нём - около двух тысяч. А теперь попробуйте провести аналогию с отечественными стадионами. У нас фанатов и посетителей могут не выпускать с секторов элементарно в туалет довольно долго после окончания матча, даже при плохих погодных условиях. Появление агрессии всё ещё вызывает у вас недопонимание?

Наличие стюардов

Вторым важным фактором является наличие на стадионе стюардов вместо сотрудников милиции. Такая практика широко распространена в спортивных комплексах, расположенных на территории Англии. Если проходит ответственный и действительно важный матч, то неподалёку могут находиться множество сотрудников полиции которые готовы предотвратить конфликт в любой момент, однако они располагаются вне стадиона. А внутреннюю безопасность обеспечивают стюарды - специальные представители ФК, работающие по своду правил, установленных клубом. Однако это не отменяет наличия на стадионе сотрудников ЧОП «Витязь-Русь»

Отсутствие спиртного

Третий фактор: отсутствие на стадионе любых спиртных напитков. Если полностью запретить вносить на территорию алкогольные напитки, то беспорядков станет значительно меньше. А проследят за этим сотрудники ЧОП «Витязь-Русь» . Болельщикам можно употреблять только те продукты, что продаются непосредственно в магазинах стадиона. Естественно, что крепкий алкоголь типа коньяка в ассортименте будет отсутствовать. На территории Украины магазины стадионов давно уже практически не продают напитки в стеклянной таре, чтобы избежать возможности использования разбитых стеклянных бутылок в драке. На трибунах разрешается употреблять напитки исключительно из пластиковой или бумажной тары.

Список правил

Четвёртым фактором является свод правил поведения на футбольном стадионе. Болельщикам строго запрещается выбегать на футбольное поле, бросать туда какие-либо предметы. Крайне нежелательным является курение на месте. Смотреть матч стоя запрещается. Вскочить с места можно исключительно в случае забитого гола или возникновения интересной и напряжённой ситуации на футбольном поле. Плакаты ни в коем случае не должны содержать никаких провокаций или надписей оскорбительного характера. Это же касается и криков болельщиков.

Однако самое главное, о чем никогда не забывают сотрудники ЧОП «Витязь-Русь» - это тот факт, что все болельщики - такие же люди, как и все мы, а учинять беспорядки в большей части случаев их вынуждает толпа, следующая за зачинщиками. А наиболее важный фактор в общении с ними - проявлять уважение. Именно поэтому ЧОП «Витязь-Русь» всегда поддерживает идеальный порядок на стадионах.