Разминка для пальцев. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Давно известно, что офисные работники находятся в группе риска людей, подверженных стремительно молодеющим болезням позвоночника и суставов. Причина проста - в течение рабочего дня руки находятся в постоянном напряжении, окола ста тысяч раз нажимаются кнопки клавиатуры. Но абсолютно те же проблемы могут быть у людей, которые просто проводят много времени за компьютером: играют, общаются в соцсетях и так далее. В результате в руках появляется скованность, а иногда и боль. Чтобы снять напряжение и сохранить здоровую гибкость суставов, попробуйте регулярно выполнять специальные упражнения йоги .

Знаете, чем отличается асана от обычного гимнастического упражнения? Она не только расслабляет и правильно напрягает мышцы. Во время ее выполнения мышцы и сухожилия скручиваются, сжимаются, растягиваются и таким образом улучшается работа опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия йогой благотворно сказываются на эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой системах.

Встряхивание (улучшает кровообращение в суставах)

Представьте, что вы намочили руки и хотите их встряхнуть, чтобы избавиться от воды. Для этого руки опускаем вниз и выполняем следующие движения: сначала прокручиваем кистями в одну и другую сторону (достаточно 3-4 раз), а затем делаем встряхивание, выполняя его «вперед-назад», и по сторонам.

Щелчки (стимулирует через массаж подушечек пальцев все органы вашего тела)

Оказывается это упражнение, очень полезно не только для мелких суставов рук. Как правильно выполнять щелчки? Начинаете «щелкать» поочередно, каждым пальцем (мизинец, средний, безымянный, указательный и наоборот) по большому. Сначала выполняете упражнение медленно, и постепенно увеличиваете скорость.

Пружины (развивает гибкость суставов, снимает напряжение)

Руки сложите перед грудью ладонями друг к другу(«Намастэ»), только не соединяйте ладони, а лишь подушечки пальцев. Представьте, что между ними находятся упругие пружинки, и вы пытаетесь их сжать, надавливая пальцами друг на друга: старайтесь сгибать суставы фаланг. Проведите около девяти нажимании на каждый палец по отдельности, а затем сразу нажмите все вместе.

Разжатие (тренирует мышцы и суставы)

Возьмите обычную тугую резинку для волос и надевайте ее в тандеме с большим пальцем, поочередно на указательный, средний, безымянный, мизинец. В таком положении разводите два пальца в стороны, как бы преодолевая сопротивление.

Растяжка (положительно влияет на мелкие суставы)

Для этого кистью одной руки обхватываете палец и начинаете его тянуть два-три раза на себя легким движением. После чего проводите его массаж, выполняя растирание. И так проделываем с каждым пальцем.

Поиграем в «ладушки»: оздоравливает кисти рук

Вывертыши

Соедините руки перед собой в «Намастэ», а затем переплетите пальцы между собой. Выверните руки вниз таким образом, чтобы вы ощутили приятное растяжение в запястьях и суставах. Проделайте так четыре-шесть раз. По завершению упражнения встряхните кистями.

Стрелки

Положение рук как при выполнении упражнения «Вывертыши». Держим ладони плотно прижатыми друг к другу и начинаем медленно опускать руки пальцами вниз, максимально, насколько сможете. Некоторое время удерживаем их в таком состоянии, после чего опять медленно поднимаем в начальное положение. Затем можно двигать таким образом руки в стороны. После каждого выполнения упражнения, встряхиваем кистями.

Отражение

В положении сидя, с ровной спиной, выпрямите перед собой руки и поднимите запястья вверх, чтобы их тыльная сторона смотрела на вас, и они находились под прямым углом.
Максимально тяните кончики пальцев на себя. На несколько секунд зафиксируйте положение. Теперь опустите кисти рук вниз, как бы отражая в зеркале предыдущее положение ладоней.
Три-четыре раза повторите. А потом попеременно проделайте с ладонями упражнение: одна- тыльной стороной, другая - пальцами вниз. Замрите на несколько секунд,
Поменяйте их местами.Потом снова вместе вверх, и вместе опускаете вниз.

Круговорт

Вытягиваем перед собой руку, сжимаем кулак и начинаем им вращать сначала в одну сторону, затем - в противоположную. Такие же движения проделайте со второй рукой. Теперь вытяните сразу две руки и в лучезапястных суставах прокрутите их в левую и правую стороны. Разожмите ладони, вытяните пальцы и вращайте обеими руками влево и вправо три-четыре раза.

Физминутка для рук и пальцев предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости детей младшей и средней группы, восстановление физических сил дошкольников.

Физминутки для пальчиков на уроках в начальной школе обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Физкультминутки для уставших пальчиков рук

Пальчиковая гимнастика Цветок

Солнце поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).
Цветочек распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны).
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе).

Физминутка Обед

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!
(Массируем подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).

Пальчиковая Физкультминутка

Дети встают из-за парт, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
Тихо все на место сели. (дети садятся за парты)

Физминутки Мы писали

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Вы скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу)
Как солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок. (пальчики «скачут» по столу)
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет. (лёгкие движения кистями рук вправо-влево)
Вы не бойтесь ветра, (зайки, «погрозить» пальчиком)
Веселитесь на лужайке. (помахать пальцами обеих рук)

Пальчиковая физминутка

В этой разминке повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Физминутка для рук «Замок»

(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! (Расцепляем пальцы).

Физминутка Семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Пальчики сжаты в кулачок. По очереди разгибаем и массируем пальчиками левой руки пальчики правой руки, начиная с большого пальца. Затем повторяем стихотворение и все движения, меняя руки).

Не секрет, что на напряженном уровне внимание школьника не может удерживаться долго. Во время высшего напряжения наступает момент передышки - внимание падает, ученик может уйти от активной деятельности, выключиться из работы. И здесь вина не учителя, который, казалось бы, все сделал, чтобы ребенок хорошо работал. Доказано, что никакая умственная работа не может все время выполняться с одинаково высоким напряжением. Вот почему приходится неоднократно замечать, как первоклассники зевают, начинают двигать ногами, поворачиваться, задевают друг друга. Наступила умственная усталость. Задача учителя - своевременно заметить этот спад внимания и ввести в свой урок на небольшой отрезок времени другой вид полезной работы, чтобы можно было снова поднять внимание всех детей на нужный уровень. Здесь уместно привести слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Надо признать, что многие педагоги при обучении грамоте не уделяют должного внимания формированию правильной осанки. Исследования НИИ возрастной физиологии и физического воспитания АПН под руководством профессора А.Г.Цейтлина и З.И.Кузнецовой показали, что наиболее слабыми звеньями в осанке младших школьников являются плечевой пояс и ступни ног. Для детей 6-7-8-летнего возраста характерна низкая способность к образованию дифференцированных движений с сохранением разных поз. Этим и объясняется низкая устойчивость осанки.

Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять так называемые физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Упражнения для физкультминуток необходимо подбирать с учетом характера занятия.

Неправильно думать, что во время письма и чтения у школьника устают только пальцы и глаза. В действительности на уроках чтения, и особенно письма, у ребенка, который только начинает учиться, устает весь организм. Снять физическую усталость смогут такие упражнения, которые развивают мышечную силу и выносливость, улучшают работу органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, содействуют гармоническому развитию школьников.

Физкультминутки можно сопровождать речитативом, основанным на эмоциональных интонациях. Это организует движения. Во время физкультминутки слова речитатива произносятся учителем, так как, если это делают сами дети, вдохи становятся неглубокими, поступление кислорода в легкие снижается.

Рассмотрим методику проведения физкультминуток разных групп.

I. Упражнения, способствующие развитию мышц пальцев, руки, предплечья. Замечено, что дети, особенно первоклассники, в первое время на уроках письма сильно сжимают ручку, что приводит к быстрому уставанию пальцев. Учитель в этом случае может провести одну из рекомендуемых физкультминуток.

«Дождь и град»

Учитель говорит: «Дождь идет... Пошел град... Небо стало ясным... Засветило солнышко».

Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».

«Елочка»

У елочки, у елочки

Пушистые иголочки!

Душистые, пушистые

Зеленые иголочки!

Все встают из-за парт. Руки вытянуты вперед на уровне груди (выполняют это по команде учителя «раз!»). Надо, чтобы ладонь правой руки смотрела в ладонь левой. Учитель говорит, что движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у елочки» дети сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у елочки» - указательный палец; под слово «пушистые» - средний; под слово «душистые» - мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза сжимают и разжимают ладонь.

«Считалочка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» - легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

Ветер дышит, дышит

И деревья все колышет.

Ветер тише, тише,

А деревья выше, выше.

Сядем тише, тише.

Руки вверх - глубокий вдох. Затем - в стороны, взмах кистями. Снова вверх - глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.

«Перчатки»

В ноябре, в декабре

Будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки,

Будем надевать перчатки.

Будем так их надевать.

А потом вот так снимать.

Можно проводить физкультминутку сидя и стоя. Под слова «в ноябре, в декабре» дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова «будет холод на дворе» потереть руки, поежиться; под слова «и тогда мы все ребятки» опять потряхивают кистями рук; под слова «будем надевать перчатки» заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова «будем так их надевать» показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова «а потом вот так снимать» движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика.

II. Упражнения, способствующие развитию мышц грудной клетки, улучшению кровообращения, регулирующие обмен веществ в организме. На уроках письма дети сильно нагибаются над партой, не всегда выдерживают нужную позу, отчего грудная клетка все время находится в сжатом положении и легкие получают недостаточное количество воздуха. Процесс вдоха и выдоха неполон. От этого дети быстро устают. Снимать эту усталость могут помогать следующие физкультминутки:

«Считалочка»

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

Дети встают и под слова учителя, которые являются в данном случае командой, выполняют соответствующие движения.

Руки вверх подними!

Руки вверх подними!

Руки шире разведи!

Делай раз, делай два,

Делай три!

Физкультминутка выполняется стоя. Дети плавно поднимают и опускают руки, сопровождая движения глубоким вдохом и выдохом.

«Деревья и кустики»

Дети встают, выходят из-за парт, по команде учителя «кустики» приседают. На слово «деревья» встают. Детям эта физкультминутка очень нравится.

«Делаем зарядку»

Один, два, три, четыре - руки шире!

Один, два, три, четыре, пять -

Быстренько присядь!

Раз, два, три - еще разок!

Теперь встанем на носок.

Выполняется стоя. Под слова учителя, «один, два, три, четыре» разводят руки в стороны; под слова «один, два, три, четыре, пять» приседают несколько раз; под слова «теперь встанем на носок» дети приподнимаются, затем тихо садятся за парты.

«Правильно переходим улицу»

Очень, очень осторожно

Через улицу иди.

И налево, и направо

Обязательно гляди.

Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы.

III. Комбинированные упражнения снимают усталость и содействуют развитию мышц пальцев, кисти руки, предплечья, грудной клетки, ног. При помощи их дети усваивают правила посадки.

Вот фиалка, вот тюльпаны,

Георгины, розы, астры.

Вот и лилии, пионы,

Колокольчики и маки.

Васильки, сирень, жасмин -

Все вошли в букет один.

А букет красив, душист!

От цветов и воздух чист.

Проводится сидя. Учитель показывает цветок за цветком, а дети их называют: фиалка, тюльпаны... Под слова «все вошли в букет один» дети делают движения рук, будто бы собирают цветы в букет; под слова «а букет красив, душист» дети делают радостное выражение, будто они видят букет у себя в руках и восхищены им; под слова «от цветов и воздух чист» делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

«Какая это рука?»

Исполняется стоя. Под слова учителя «это правая рука» дети поднимают правую руку и делают вдох; под слово «правильно» опускают и делают выдох. Таким же образом поднимают и опускают левую руку. Дальше показывают правую и левую ногу, нагибаясь и разгибаясь, делая соответственно вдох и выдох.

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

Походили, поклевали,

Затем снова улетели.

Дети делают произвольные движения руками, ногами, совершая ходьбу на месте. Наклон головы вперед, назад, взмах рук.

«Птицы летят»

Птицы летят.

Воробушки сели.

Птицы улетели.

Дети за парты сели.

Ребята встают, выходят из-за парт. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Под слова учителя «птицы летят» дети делают взмах руками (крыльями). Под слова «воробушки сели» дети приземляются легко, бесшумно, делают подскоки на носках; под слова «птицы улетели» встают, садятся на свои места.

На уроках письма из комплекса физических упражнений используются такие, которые направлены на правильное развитие позвоночника, предупреждение сутулости, отдых шейного отдела позвоночника, укрепление крупных и мелких мышц рук, особенно правой, на отдых глаз.

И еще один очень важный момент.

Учителя начальных классов порой мало обращают внимание на упражнения для отдыха глаз. Между тем глаза ребенка в период обучения его грамоте быстро устают, ведь через органы зрения в мозг ребенка поступает больше информации, чем через все вместе взятые органы чувств. Поэтому глазам также нужен отдых. С этой целью можно проводить такие физкультминутки:

1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно.

2. Отвести взгляд от тетради - на уроках письма, от букваря или азбуки - на уроках чтения и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира.

3. Сесть в положение готовности внимательно слушать учителя. По команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» - открывают.

4. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. Уроки обучения грамоте, на которых применялись физкультминутки, проходят, как правило, с большим интересом и более результативны. Дети быстрее и прочнее усваивают материал, не чувствует усталости.

Ш.И.ЗАЛУМХАНОВА, учитель основной общеобразовательной школы

с. Цемер, Чародинский район, Республика Дагестан


"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются» .

У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Ежедневно работая за клавиатурой компьютера, мы попадаем в зону риска возникновения синдрома запястного канала (или “тоннельного синдрома”, “синдрома машинистки”), который выражается длительной болью в запястье, онемением пальцев рук. Мы предлагаем вам очередной мини-комплекс упражнений, который разработан для снятия усталости и напряжения с кистей и пальцев наших рук. Комплекс можно делать прямо в офисе, сидя за рабочим столом.

Упражнение 1. “Шалтай-болтай”

Сидя в рабочем кресле, опустите руки вниз и потрясите расслабленными кистями примерно 5 секунд.

Упражнение 2. “Наши пальчики устали!”

Сожмите руки в кулак, подержите 1-2 секунды,

с усилием разожмите, пальцы напряжены вплоть до кончиков.

Повторите это упражнение 5-10 раз.

Упражнение 3. “Замок”

Соедините кисти рук в замок,

сделайте 10 вращательных движений.

Упражнение 4. “Толкаемся”

Оставляя пальцы рук в замке, с усилием вытяните руки вперед, полностью распрямив локти,

затем сделайте предплечьями круг в направлении вовнутрь и максимально наружу,

вернитесь в исходное положение. Плечи в этом упражнении держите осаженными вниз. Повторите 6-7 раз.

Упражнение 5. “Фламенко”

Соедините ладони вместе,

поочередно сгибайте пальцы, начиная с мизинцев и до больших пальцев,

после чего сделайте вращательное движение кистями рук в направлении вовнутрь и наружу.

Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-7 раз.

Важно!

Для того чтобы боли в кистях рук вас не беспокоили, соблюдайте простые правила положения рук при работе с клавиатурой:

1. Угол между плечом и предплечьем должен быть прямым (90 градусов).

2. Не допускайте изгибов в запястном суставе при работе с мышкой, положите правую кисть с мышкой подальше от края стола.

Бабушкин рецепт массажа рук

В детстве бабушка учила меня делать самомассаж для сохранения молодости кожи рук и снятия усталости с пальцев: нанесите на ладони крем и слегка разотрите его по всей поверхности кистей рук. Расслабьте ваши пальцы и поочередно разомните каждый пальчик с основания и до самого кончика. Сначала правой рукой - на левой, и наоборот. Затем активно разотрите кисти рук, втирая в них остатки крема. Массаж лучше делать на ночь.

Приятной и полезной вам разминки!