Правила игры в стритбол, общие положения, протокол игры. Стритбол или уличный баскетбол: откуда появилась увлекательная игра? Правила и особенности

Стритбол – это своеобразный вариант баскетбола, еще его называют уличным баскетболом (слово Street с английского – улица). Появился стритбол в 50-е годы прошлого века в США. И хотя этот вид спорта сильно похож на баскетбол, в нем много существенных отличий. Стритбол, несмотря на свою молодость, уже имеет множество поклонников по всему миру, по нему проводятся состязания и турниры.

Основные отличия стритбола и баскетбола

Давайте получше рассмотрим правила стритбола и поймем в чем же он отличается от традиционного баскетбола.

  1. В баскетбол обычно играют в специальных закрытых помещениях, стритбол – это «дитя» улицы и турниры стараются проводить под открытым небом.
  2. Вторым отличием от баскетбола является размер игровой площадки – в стритболе она составляет ровно половину стандартной баскетбольной площадки. На стритбольной площадке также как и на баскетбольной, есть линия для штрафных бросков, дуга и места для подбора.
  3. Кольцо в стритболе всего лишь одно.
  4. Еще одним заметным отличием этих двух видов спорта является количество игроков в командах. В стритболе обычно играют «три на три» (плюс один игрок находится в запасе).
  5. Количество судей, обслуживающих матч – любое, хотя, обычно этот один судья и его помощник - секундометрист.

Правила стритбола

Теперь немного о том, как начисляются очки в стритболе.

  1. За мяч, который был заброшен из зоны, соответствующей трехочковой зоне в баскетболе, начисляется два очка.
  2. Остальные мячи приносят команде одно очко, также одно очко приносит и мяч заброшенный со штрафного.
  3. Победителем становится команда, которая в основное время набирает шестнадцать очков или же та, которая имеет в активе больше очков к концу матча.
  4. Если победитель не определен в основное время, то команды могут играть дополнительный период и тогда победителем становится та команда, которая забивает первой.
  5. Если же и дополнительный период не выявил победителя, то жребием определяется игрок одной из команд, который совершает дальний бросок. В случае удачного броска побеждает его команда, в случае неудачи – команда-соперник.
  6. Основное время игры составляет восемь минут, это так называемое «чистое» время.
  7. Для командных фолов, без назначения штрафного броска – лимит четыре.
  8. Фолы, которые были совершенны внутри дуги наказываются одним штрафным броском.
  9. Фол при выполнении дальнего броска карается двумя штрафными бросками, за фол при «одноочковом» броске назначается один штрафной.
  10. Один штрафной бросок назначается за четыре командных фола.
  11. Время одной команды на атаку ограничено 12-ю секундами. Отсчет времени начинается когда мяч попадает в руки игрока команды.
  12. Если команда забросила мяч, то право на атаку переходит команде-сопернице. Также мяч переходит к другой команде в случае фола и после выполненного штрафного удара.
  13. Замены можно проводить в любое время игры, если мяч «мертвый». Капитан команды обращается с сообщением о замене к судье поединка.
  14. Каждая из команд может взять один тайм-аут длительностью тридцать секунд в основное время игры и еще один такой же тайм-аут в дополнительное время.

Почему стритбол набирает популярность

Что еще можно добавить по поводу стритбола и его правил? В баскетболе все правила давно строго регламентированы, в стритболе такого пока что нет.

Правила немного отличаются и перед началом каждого турнира по стритболу они уточняются. Вообще, стритбол также похож на баскетбол, как уличный футбол на официальные матчи.

В стритболе очень многое решает индивидуальное мастерство и техника, тогда как в баскетболе важны физические данные.

А еще, в стритбол обычно играют под музыку и понятно, что это мелодии хип-хопа или репа, лишний раз напоминающие, что этот вид спорта родился в бедных негритянских кварталах США.

Если говорить о сходстве стритбола и его «старшего» брата, баскетбола – то это мяч, баскетбольная корзина и элементы игровой площадки. Но самое главное - эти два вида спорта роднит красота и зрелищность игры.

ПРАВИЛА NIKE

1. Площадка.
Площадка ограничена периметром 8 метров в ширину и 10 метров в длину и размечена оранжевой краской согласно схеме. На площадке находится один баскетбольный щит на стойке.

2. Игровые положения
2.1 Мяч, заброшенный из-за пределов выпуклой стороны 3-х очковой дуги оценивается 3-мя очками; 2-мя очками, если заброшен с игры из зоны, ограниченной дугой и границами корта где расположено кольцо; и 1-им очком если это результативный штрафной бросок.
2.2. Игра длится 6 минут грязного времени или до 22 очков, набранных одним из игроков.
2.3. Игрок, начинающий игру, определяется жребием (подкидыванием монеты).
2.4. Игрок, опоздавший к началу игры более чем на 2 минуты, подлежит дисквалификации. Если двое участников встречи опаздывают более чем на 2 минуты, то дисквалифицируются оба.
2.5. В случае ничейного исхода основного времени, игроки играют до первого заброшенного мяча. Игрок, начинающий овертайм, определяется аналогично ситуации «спорный мяч» (см. Пункт 2.8).
2.6. После заброшенного одним игроком мяча соперник получает право на владение мячом из-за трехочковой дуги. Игра начинается через «чек».
2.7. В случае смены контроля над мячом в процессе атаки одного из игроков игрок, получивший мяч, не имеет права атаковать корзину прежде, чем выведет мяч за 3-х очковую дугу, на что игроку отводится 5 секунд. При этом игрок обязан выходить за 3-х очковую дугу обеими ногами. 10-ти секундное время на атаку начинает отсчитываться, когда мяч и обе ноги игрока пересекли 3-х очковую дугу при выходе за неё.
2.8. В ситуации «спорный мяч» игрок, которому предоставляется право на владение мячом, определяется следующим образом: игрок, последним контролировавший мяч перед возникновением ситуации «спорный мяч», совершает бросок с любого места из-за 3-х очковой дуги – если бросок точен, он получает право на владение мячом, если неточен, это право получает соперник.
2.9. Игроки не имеют права брать тайм-аут.

3. Судьи
3.1. Игру обслуживает один судья и один помощник-хронометрист.
3.2. Судья осуществляет полный контроль над игрой. Основные обязанности судьи: проведение процедуры жеребьевки в ситуации «начало игры», «спорный мяч» и в подобных ситуациях; определение игрока, имеющего право на владение мячом, в ситуациях, когда это требуется; ведение счета игры; определение ситуации «спорный мяч»; фиксирование всех нарушений (пробежка, неправильное ведение, аут и т. д.), а также всех фолов.
3.3. Судья определяет необходимость объявления медицинских и технических тайм-аутов.

4. Нарушения и фолы.
4.1. Все фолы объявляет судья.
4.2. Игрок, совершивший в одной игре 2 неспортивных фола или 2 технических фола, дисквалифицируется.
4.3. Количество персональных фолов, которые может получить игрок, не будучи дисквалифицированным, не ограничено.
4.4. Фолы игрока при броске, а также все персональные фолы, начиная с пятого, наказываются предоставлением сопернику права на 2 штрафных броска (исключение: в случае фола при попытке трехочкового броска пробиваются 3 штрафных). После пробития мяч переходит к игроку, совершившему фол (исключение пункт 4.6). После того как зафиксирован фол, игроку отводится 5 секунд на выполнение штрафного броска.
4.5. Технические фолы наказываются 1 штрафным броском каждый.
4.6. После неспортивных или технических фолов мяч остается у игрока, исполнявшего штрафной бросок.
4.7. Игрок, нанесший умышленную травму сопернику, подлежит безусловной дисквалификации.

5. Дополнения.
При появлении кровотечения у игрока судья обязан моментально прервать игру и объявить технический тайм-аут. Игрок должен немедленно покинуть площадку и обратиться к врачу.

ПРАВИЛА ADIDAS Крутой

1. Состав команды.
adidas Streetball — игра 3 на 3. Команда состоит из 4 игроков (3 полевых и 1 запасной). Во время турнира нельзя изменять заявленный состав команды.

2. Начало игры.
Игра начинается вбрасыванием из-за ограничительной линии, противоположной от кольца. Право начать игру определяется жребием.

3. Окончание игры.
Игра заканчивается:
3.1 По истечении 20 минут игрового времени
3.2 Когда одна из команд набирает 16 очков
3.3 Когда разница в счете составляет 8 очков.
Примечание 1: В случае ничейного счета по истечении 20 минут игра продолжается до первого заброшенного мяча.
Примечание 2: В случае проведения игр в подгруппах за победу команда получает 2 очка, за поражение — 1 очко, за победу с разницей 8 и более очков — 3 очка. За неявку команда получает 0 очков, а ее пришедший противник — 2 очка.
Примечание 3: Капитан победившей команды отвечает за доставку протокола игры в судейскую коллегию.

4. Заброшенные мячи.
4.1 За каждый результативный бросок с игры из зоны ближе шестиметровой линии (6,2 м) и за штрафной бросок команде засчитывается 1 очко. За бросок из-за шестиметровой линии засчитывается 2 очка.
4.2 После каждого попадания мяч передается оборонявшейся команде, и игра возобновляется согласно п. 6.1.
4.3 Для того, чтобы мяч был засчитан, его после вбрасывания должны коснуться два игрока атакующей команды.
4.4 После перехвата мяч выводится за шестиметровую линию. Если мяч не выведен, набранное очко не засчитывается и мяч передается противоположной команде.

5. Замены.
Количество замен не ограничено. Запасной игрок может вступить в игру только после заброшенного мяча или перед вбрасыванием. После замены игра возобновляется согласно п. 6.1.

6. Вбрасывание.
6.1 После заброшенного мяча игра возобновляется из-за шестиметровой линии. Нападающий должен дать коснуться мяча игроку обороняющейся команды. Таким же образом мяч вводится в игру после фола, после штрафного броска, после нарушения правил атакующей командой.
6.2 После аута мяч вводится в игру путем вбрасывания в точке, ближайшей к той, где мяч покинул площадку.

7. Нарушения.
Применяются следующие правила: пробежка, двойное ведение, прыжок с мячом, правило 5-ти секунд, правило 30-ти секунд. После нарушения мяч передается противоположной команде, и игра возобновляется согласно п. 6.1. За бросок сверху — дисквалификация игрока. (Мяч не засчитывается и назначается штрафной).

8. Спорный мяч.
В случае возникновения спорной ситуации владение мячом определяется жребием. Только капитан команды может выступать от имени своей команды и подавать жалобы в случае возникновения разногласий. Разногласия считаются разрешенными после возобновления игры.

9. Фолы и штрафные броски.
Фолы объявляются игроком, против которого совершен фол. После фола мяч передается команде, против которой нарушены правила. После 6 командных фолов за любой фол в нападении назначается 1 штрафной бросок, после которого мяч передается провинившейся команде. При этом пострадавший игрок имеет право выбора между штрафным броском и владением мячом.
В случае умышленного или грубого фола назначается 1 штрафной бросок (вне зависимости от количества командных фолов) и мяч остается у пострадавшей команды. Игрок, совершивший 2 умышленных фола, дисквалифицируется до окончания игры.
Если после фола мяч попадает в кольцо, то засчитывается очко и записывается фол, штрафной бросок пробивается только после 6 командных фолов или в случае умышленного фола.
После фола и штрафных бросков игра возобновляется согласно п. 6.1. В случае применения силы обе команды дисквалифицируются и выбывают из соревнований.

10. Тайм-ауты.
Команда имеет право на два 30-ти секундных тайм-аута. Время игры останавливается только, если тайм-аут взят в последние 3 минуты игры.

11. Судья-наблюдатель.
Судья-наблюдатель засекает время, ведет протокол игры и разрешает спорные ситуации. Судья-наблюдатель сам определяет умышленные фолы. Другие нарушения и фолы он лишь подтверждает. В случае необходимости он может взять судейство игры полностью на себя.

ПРАВИЛА REEBOK

1. Размеры и оборудование.
1.1. Площадка ограничена традиционной центральной линией, т.е. представляет собой половину традиционной баскетбольной площадки с одной корзиной.

2. Судьи.
2.1. Игру обслуживает один судья.
2.2. Судья осуществляет полный контроль над игрой (как при традиционном судействе). Основные обязанности судьи: проведение процедуры жеребьевки в ситуации «начало игры», «спорный мяч» и в подобных ситуациях; определение команды, имеющей право на владение мячом, в ситуациях, когда это требуется; ведение счета игры; отсчет игрового времени; предоставление тайм-аутов и замен; определение ситуации «спорный мяч»; фиксирование всех нарушений (пробежка, неправильное ведение, аут и т. д.), в также всех фолов.

3. Команды.
3.1. Команда состоит из 4 человек – 3 игроков и 1 запасного.
3.2. Капитаном может быть любой из 4 членов команды.

4. Игровые положения
4.1. Заброшенный мяч оценивается: 1 очком, если заброшен с игры из традиционной двухочковой зоны; 2 очками, если заброшен с игры из традиционной трехочковой зоны (исключение – см. п. 4.4); 1 очком, если это результативный штрафной бросок.
4.2. Игра длится 10 минут или до момента, когда одна из команд наберет 21 очко (исключение – см. п. 4.4). При упорной борьбе и незначительной разнице (на усмотрение судьи) в счете последнюю минуту игры проводят в режиме «чистого» времени.
4.3. Команда, начинающая игру, определяется жребием.
4.4. В случае текущего счета 20:20 команды играют «баланс» (тай-брейк), т.е. игра идет до преимущества одной из команд в 2 очка, причем любой результативный бросок оценивается 1 очком.
4.5. В случае равного счета по истечении 10 игровых минут команды играют дополнительный период до первого заброшенного мяча. Команда, которой предоставляется владение мячом в начале дополнительного периода, определяется так же, как команда, имеющая право на владение мячом в ситуации «спорный мяч» (см. п. 4.11). Если в течение 3 минут дополнительного периода мяч не заброшен, команда, определенная новым жребием, совершает бросок с любого места в традиционной трехочковой зоне для определения победителя.
4.6. Замены разрешены обеим командам в любой момент, когда мяч мертвый, в т.ч. если после нарушения право на владение мячом имеет команда соперников. Просьбу о замене капитан команды высказывает судье.
4.7. Каждая команда в течение игры имеет право на один 30 секундный перерыв. Возможность для минутного перерыва появляется тогда же, когда и возможность для замены (см. п. 4.6). Перерыв у судьи запрашивает капитан команды.
4.8. После заброшенного одной командой мяча команда-соперник получает право на владение мячом в традиционной трехочковой зоне. Игрок этой команды должен передать мяч сопернику для проверки («чека»); получив его обратно, он имеет право совершать любые игровые действия, включая атаку корзины.
4.9. После фола или нарушения команда, получившая право на владение мячом, начинает игру в традиционной трехочковой зоне, как в п. 4.8.
4.10. В случае смены командного контроля мяча в процессе игры команда, команда получившая контроль над мячом, не имеет права атаковать корзину прежде, чем выведет мяч в традиционную трехочковую зону.
4.11. В ситуации «спорный мяч» команда, которой предоставляется право на владение мячом, определяется следующим образом: любой из игроков команды, которая последняя контролировала мяч перед возникновением ситуации «спорный мяч», совершает бросок с любого места в традиционной трехочковой зоне – если бросок точен, его команда получает право на владение мячом, если неточен, это право получает команда-соперник.

5. Нарушения и фолы.
5.1. Правило трех секунд не действует.
5.2. Все фолы объявляет судья.
5.3. Игрок, совершивший в одной игре 2 неспортивных фола или 2 технических фола за любые действия, дисквалифицируется до конца игры. Команда, два игрока которой получили по два неспортивных или технических фола, дисквалифицируется до конца турнира.
5.4. Технические и неспортивные фолы наказываются 1 штрафным броском каждый, и мяч остается у команды, исполнившей наказание.
5.5. В случае драки на площадке команда-инициатор или обе участвующие команды могут быть дисквалифицированы до конца турнира по совместному решению судьи, обслуживающего игру, и главного судьи соревнований.
5.6. Количество персональных фолов, которые может получить игрок, не будучи дисквалифицированным, не ограничено.
5.7. Все фолы команды наказываются предоставлением команде соперников права на 1 штрафной бросок (исключение: в случае фола при попытке двухочкового броска пробиваются 2 штрафных), после чего игроки обеих команд имеют право участвовать в борьбе за подбор. Штрафной бросок выполняет игрок, против которого был совершен фол. После того, как зафиксирован фол, ему отводится 5 секунд на пробитие штрафного броска. За эти 5 секунд остальные игроки должны занять правильные позиции для подбора. В случае, если штрафной бросок неудачен: команда, выполнявшая штрафной бросок, имеет право атаковать корзину сразу; команда соперник должна сначала вывести мяч в традиционную трехочковую зону. В случае технического фола или фола типа «драка» (F) штрафной бросок выполняет любой из игроков пострадавшей команды, присутствовавших на площадке в момент совершения фола.

(краткое резюме правил носит ознакомительный характер и не является абсолютно точным)

КРАТКО:

> В команде 3 игрока и 1 запасной (начинать обязательно втроем).

> Тренер не может влиять на игру, даже с трибуны.

> Команда, выигравшая жребий, решает, начинать ей игру или овертайм (если будет).

> Играем специльным мячом 3х3 (утяжеленный #6).

> Игра идет 10 минут чистого времени или до 21 очка.

> Овертайм играется до 2 набранных очков (!), даже если он начинается при счете 20:20.

> За дальний бросок - 2 очка, за остальные - по 1.

> Чтобы получить право на атаку после броска соперников, команда всегда должна вывести мяч за дугу.

> После забитого пропустившая команда немедленно продолжает игру из-под кольца (не из-за лицевой!), соперники не могут мешать ей внутри полукруга.

> После фола/нарушения соперники продолжают игру «чеком» из-за вершины дуги.

> Время на атаку - 12 секунд.

> Спорный - в пользу защищающейся команды.

> Начиная с 7-го командного все фолы наказывается 2 (!) штрафными (даже если мяч засчитан).

> Начиная с 10-го командного все фолы наказываются 2 штрафными плюс владением соперника (даже если мяч засчитан).

> Фолы в нападении не бьются, независимо от количества командных фолов.

> За каждый неспортивный или дисквалифицирующий фол - 2 штрафных + владение, за каждый технический - 1 штрафной + владение.

> Игрок может получить любое количество персональных и технических фолов, не будучи удаленным (но удаляется за 2 неспортивных).

> Замены проводятся без участия судьи, но только когда мяч «мертвый» (до «чека»), только за «центральной» линией и только с касанием партнера.

> После забитого (если игра не остановлена) замены и тайм-ауты не разрешены.

> Команда имеет 1 тайм-аут за игру.

А вот еще несколько «технических» моментов:

> За неявку или дисквалификацию ставится счет «0: w».

> Команда, выигравшая «из-за нехватки игроков соперника», выбирает победу со счетом «Набранные ею очки: 0» или «w: 0» (в последнем случае игра не будет учитываться при «закрутке» нескольких команд).

> Команда, проигравшая «лишением права» в результате намеренной неявки или отказа выйти на игру, дисквалифицируется из турнира.

> В случае равенства очков у команд в группе используются критерии:
1) большее количество побед;
2) результаты личных встреч вовлеченных команд;
3) большее количество набранных (!) очков (без учета игр, выигранных «w: 0»);
4) рейтинг команды на 3x3planet.com для отдельного турнира / текущее место в серии для серии турниров.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ 3x3 (ФИБА)

Январь 2016

Официальные правила баскетбола ФИБА действуют во всех игровых ситуациях, специально не оговоренных в этих Правилах игры 3x3.

Ст. 1. Площадка и мяч

Игра проводится на баскетбольной площадке 3x3 с одной корзиной. Стандартная игровая площадка 3x3 имеет размеры 15 м (ширина) х 11 м (длина). На площадке 3x3 располагаются элементы площадки для классического баскетбола, включая линию штрафного броска (4.225 м от проекции центра кольца на площадку), дугу - линию двухочковых бросков (6.75 м от проекции центра кольца на площадку) и «полукруг под корзиной, в котором не фиксируются фолы столкновения» (1.25 м от проекции центра кольца на площадку). В качестве площадки 3x3 также может использоваться половина площадки для классического баскетбола.

Примечание: на массовом уровне в 3x3 можно играть везде; площадка размечается (если размечается) исходя из имеющегося пространства.

Ст. 2. Команды

Каждая команда должна состоять из 4 игроков (3 игроков на площадке и 1 запасного).

Примечание: Тренер не может присутствовать на площадке; не допускается удаленное влияние тренера на игру с трибуны.

Ст. 3. Судейская бригада

Судейская бригада состоит из 1 или 2 судей, а также секретарей и секундометристов.

Ст. 4. Начало игры

4.1. Обе команды разминаются перед игрой одновременно.

4.2. Команда, которая первой будет владеть мячом, определяется подбрасыванием монеты. Команда, определенная подбрасыванием монеты, выбирает владение мячом либо в начале игры, либо в начале возможного овертайма.

4.3. Игра должна начинаться при 3 игроках в команде на площадке.

Примечание: статьи 4.3 и 6.4 относятся только к официальным турнирам 3x3* ФИБА (не обязательны для массовых турниров).

* Официальные турниры 3x3 ФИБА - это олимпийские турниры, чемпионаты мира 3x3 (включая U18), чемпионаты мировых зон (включая U18), Мировой тур 3x3 и Матчи всех звезд 3x3.

Ст. 5. Начисление очков

5.1. За мяч, заброшенный изнутри дуги, начисляется 1 очко.

5.2. За мяч, заброшенный из-за дуги, начисляется 2 очка.

5.3 . За мяч, заброшенный штрафным броском, начисляется 1 очко.

Ст. 6. Время игры / Определение победителя

6.1 Основное время игры - один период длительностью 10 минут. Игровые часы останавливаются, когда мяч мертвый, и при штрафных бросках. Отсчет времени возобновляется, когда обмен мячом завершен (как только мяч оказывается в руках игрока атакующей команды).

6.2. Однако команда, первой набравшая 21 очко или больше, выигрывает игру, если это происходит до окончания основного времени игры. Это правило действует только в основное время игры (не в овертайме).

6.3. Если по окончании основного времени игры счет ничейный, играется овертайм. Перед началом овертайма - перерыв длительностью 1 минута. Команда, которая первой набирает 2 очка в овертайме, выигрывает игру.

6.4. Команда проигрывает «лишением права» [англ. forfeit], если во время начала игры по расписанию на площадке нет 3 ее игроков, готовых играть. В этом случае результат матча записывается как w-0 или 0-w (w - победа).

6.5. Команда проигрывает «из-за нехватки игроков» [англ. default], если она покидает площадку до окончания игры или все игроки команды травмированы и/или дисквалифицированы. В этом случае выигравшая команда выбирает фиксацию набранных ею очков или победу «лишением права»; проигравшей команде в любом случае фиксируется 0 очков.

6.6. Команда, проигравшая «лишением права» в результате намеренной неявки или отказа выйти на игру, дисквалифицируется из турнира.

Примечание: если игровых часов нет в наличии, игра проводится с «грязным» временем (без остановок часов во всех или некоторых ситуациях, описанных в п. 6.1); длительность и порядок отсчета времени игры, а также лимит счета определяет организатор; ФИБА рекомендует устанавливать лимит счета в зависимости от времени игры (10 минут / 10 очков; 15 минут / 15 очков; 21 минута / 21 очко).

Ст. 7. Фолы / Штрафные броски

7.1. Команда оказывается в ситуации «штрафных командных фолов», когда она совершает 6 фолов. Игрок не удалятся из игры за какое бы то ни было количество персональных фолов, кроме ситуаций, описанных в статье 15.

7.2. За фол в процессе броска, совершенный внутри дуги, предоставляется 1 штрафной бросок. За фол в процессе броска, совершенный из-за дуги, предоставляется 2 штрафных броска.

7.3. Если фол совершен в процессе броска, который удачен, предоставляется 1 дополнительный штрафной бросок.

7.4. 7-й, 8-й и 9-й командные фолы наказываются 2 штрафными бросками. 10-й и каждый последующий командный фол наказываются 2 штрафными бросками с сохранением владения мячом за командой, исполнившей эти броски. Данное правило применяется и для фолов, описанных в пп. 7.2. и 7.3; если бросок удачен, мяч засчитывается плюс назначается наказание с учетом количества командных фолов в соответствии с п. 7.4.

7.5. Все технические фолы всегда наказываются 1 штрафным броском и владением, неспортивные фолы - 2 штрафными бросками и владением. После технического или неспортивного фола игра продолжается «чеком» за вершиной дуги.

Примечание: фолы в нападении не наказываются штрафными.

Ст. 8. Как играют мячом

8.1. После каждого заброшенного мяча с игры или результативного штрафного броска (за исключением случаев сохранения владения мячом исполняющей штрафной бросок командой):
- Игрок команды, пропустившей мяч, возобновляет игру ведением или передачей мяча прямо из-под корзины (не из-за пределов площадки) в любое место площадки за дугой;
- Команда, забросившая мяч, не имеет права мешать игроку с мячом, который находится в области «полукруга под корзиной, в котором не фиксируются фолы столкновения».

8.2. После каждого неудачного броска с игры или штрафного броска (за исключением случаев сохранения владения мячом):
- Если подбор берет команда, выполнявшая штрафной бросок, она может продолжить атаковать, не выводя мяч за дугу;
- Если подбор берет команда, не выполнявшая штрафной бросок, она должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).

8.3. После своего перехвата или блок-шота команда должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).

8.4. Владение мячом, предоставляемое любой команде после ситуации мертвого мяча, начинается с «чека» (обмена мячом между игроками защищающейся и атакующей команд) за вершиной дуги.

8.5. Игрок считается находящимся за дугой, когда ни одна его нога не находится внутри дуги и не касается дуги.

8.6. В ситуации спорного мяча владение мячом получает защищавшаяся команда.

Ст.9. Пассивная атака

9.1 . Пассивная атака (без попытки забросить мяч) является нарушением.

9.2. Если площадка оборудована счетчиком времени на атаку, команда должна совершить бросок в течение 12 секунд. Счетчик запускается, как только мяч оказывается в руках нападающего после «чека» (см. 8.4) или под корзиной после заброшенного мяча.

9.3. Если после того, как мяч выведен за дугу, игрок нападающей команды выполняет дриблинг внутри дуги спиной или боком к корзине более 5 секунд, это считается нарушением.

Примечание: Если площадка не оборудована счетчиком времени на атаку и команда не пытается атаковать корзину, судья предупреждает ее отсчетом последних 5 секунд времени на атаку.

Ст. 10. Замены

Замены могут производиться любой командой, когда мяч становится мертвым, до того, как будет совершен «чек» или штрафной бросок. Запасной может войти в игру после того, как партнер покинул площадку и коснулся его. Замена может производиться только за линией, противоположной лицевой, и не требует никаких согласований с судьями, секретарем или секундометристом.

Ст. 11. Тайм-ауты

11.1. Каждой команде может быть предоставлен один тайм-аут. Любой игрок может затребовать тайм-аут, когда мяч мертвый.

11.2. В случае ТВ-трансляции организатор имеет право назначить 2 телевизионных тайм-аута при первой ситуации мертвого мяча после того, как игровые часы показывают 6:59 и 3:59 соответственно.

11.3. Длительность любого тайм-аута - 30 секунд.

Примечание: в ситуации после заброшенного мяча (п. 8.1) мяч, оставаясь в пределах площадки, не считается мертвым, тайм-ауты и замены в этой ситуации не могут быть затребованы.

Ст. 12. Процедура подачи протеста

Если команда считает, что ее права были ущемлены решением представителей судейской бригады или каким-либо событием, произошедшим в течение игры, она может действовать следующим образом:

  • Игрок этой команды должен подписать протокол сразу после окончания игры, прежде чем протокол подпишет судья.
  • В течение 30 минут команда должна представить письменное объяснение ситуации, а также гарантийную сумму 200 долларов США спортивному директору турнира. Если протест будет удовлетворен, гарантийная сумма будет возвращена команде.
  • Видеозапись может использоваться только для определения:
    - Был ли бросок в конце игры выполнен до истечения игрового времени;
    - Был ли бросок в конце игры 1-очковым или 2-очковым.

Ст. 13. Классификация команд

Следующее правило используется для классификации команд как в группах, так и в турнире в целом. В случае равенства команд после первого шага следует перейти к следующему, и так далее.

  1. Большее количество побед (или соотношение победы/игры в случае неравного количества игр при классификации команд из разных групп).
  2. Результаты личных встреч вовлеченных команд (учитываются только победы/поражения, применяется только для классификации внутри группы).
  3. Большее количество набранных очков (без учета очков, начисленных за победу, но не поражение, «лишением права»).

Если у команд после применения этих критериев по-прежнему равенство, выше классифцируется команда с более высоким посевом (см. ст. 14). Повторно критерии 1-3 для сузившегося круга команд не применяются.

Классификация в Турах (где Тур - это серия связанных турниров) рассчитывается для знаменателя Тура, т.е. либо для игроков (если игроки могут создавать новые команды в каждом турнире), либо для команд (если игроки привязаны к одной команде в течение всего тура). Порядок критериев для классификации в туре:

i. Место в Финальном турнире тура, или - если он еще не состоялся - место (по суммарным рейтинговым очкам в туре) среди уже известных участников Финального турнира тура;
ii. Суммарные рейтинговые очки, набранные по итогам всех турниров в рамках тура;
iii. Далее применяются критерии из вышестоящих подпунктов 1, 2 и 3.

Если турнир проходит в рамках тура, для классификации команд в случае их равенства после применения вышестоящих подпунктов 1, 2 и 3 вместо посева (ст. 14) применяется положение команд в туре на момент начала турнира.

Примечание: Положение команд в туре рассчитывается для всех команд, участвующих в туре, независимо от того, участвуют они в наступающем турнире или нет.

Ст. 14. Правила посева

Посев команд перед турниром производится в соответствии с командным рейтингом (суммарным количеством рейтинговых очков 3 лучших игроков команды в рейтинговой системе 3x3 ФИБА на момент начала турнира). В случае равенства командных рейтинговых очков посев производится случайным образом.

Примечание: В соревнованиях сборных команд посев производится на основании рейтинга федераций 3х3.

Ст.15. Дисквалификация

Игрок, совершивший 2 неспортивных фола (не касается технических фолов), дисквалифицируется из игры судьями и может дисквалифицироваться из турнира организатором. Помимо этого, организатор может дисквалифицировать из турнира любого игрока, причастного к актам насилия, словесной и физической агрессии, неспортивному влиянию на результаты игр, нарушениям Антидопинговых правил ФИБА (Книга 4 Внутреннего регламента ФИБА) или любым другим нарушениям Кодекса этики ФИБА (Книга 1, глава II Внутреннего регламента ФИБА). Организатор также может дисквалифицировать из турнира всю команду, если другие ее члены своими действиями (или бездействием) внесли вклад в вышеупомянутое поведение. Дисквалификация по данной статье никак не влияет на право ФИБА налагать дисциплинарные санкции в соответствии с нормативно-правовой базой турнира, положениями и условиями 3x3planet.com и Внутренним регламентом ФИБА.

Ст.16. Адаптация для категории U12

  • Кольцо может быть опущено до высоты 2.60 м, если это возможно.
  • Команда, которая первой забрасывает мяч в овертайме, выигрывает.
  • Счетчик времени на атаку не используется; если команда не пытается атаковать корзину, судья предупреждает ее отсчетом последних 5 секунд времени на атаку.
  • Лимит командных фолов не применяется; следовательно, после фолов игра продолжается «чеком», за исключением фолов при броске, технических и неспортивных.
  • Тайм-ауты не предоставляются.

Примечание: Варианты, предлагаемые примечанием к ст.6, применяются для категории U12 по усмотрению организаторов.

Стритбол. Правила стритбола.

Стритбол (англ. Streetball) - уличный баскетбол. Как вид игры появился в бедных кварталах США в 1950-х гг.

1. Состав команды.
игра 3 на 3. Команда состоит из 4 игроков (3 полевых и 1 запасной). Во время турнира нельзя изменять заявленный состав команды.
2. Начало игры.
Игра начинается вбрасыванием из-за ограничительной линии, противоположной от кольца. Право начать игру определяется жребием.
3. Окончание игры.
Игра заканчивается:
3.1 По истечении 20 минут игрового времени;
3.2 Когда одна из команд набирает 16 очков;
3.3 Когда разница в счете составляет 8 очков.
Примечание 1: В случае ничейного счета по истечении 20 минут игра продолжается до первого заброшенного мяча.
Примечание 2: В случае проведения игр в подгруппах за победу команда получает 2 очка, за поражение – 1 очко, за победу с разницей 8 и более очков – 3 очка. За неявку команда получает 0 очков, а ее пришедший противник – 2 очка.
Примечание 3: Капитан победившей команды отвечает за доставку протокола игры в судейскую коллегию.
4. Заброшенные мячи.
4.1 За каждый результативный бросок с игры из зоны ближе шестиметровой линии (6,2 м) и за штрафной бросок команде засчитывается 1 очко. За бросок из-за шестиметровой линии засчитывается 2 очка.
4.2 После каждого попадания мяч передается оборонявшейся команде, и игра возобновляется согласно п. 6.1.
4.3 Для того, чтобы мяч был засчитан, его после вбрасывания должны коснуться два игрока атакующей команды.
4.4 После перехвата мяч выводится за шестиметровую линию. Если мяч не выведен, набранное очко не засчитывается и мяч передается противоположной команде.
5. Замены.
Количество замен не ограничено. Запасной игрок может вступить в игру только после заброшенного мяча или перед вбрасыванием. После замены игра возобновляется согласно п. 6.1.
6. Вбрасывание.
6.1 После заброшенного мяча игра возобновляется из-за шестиметровой линии. Нападающий должен дать коснуться мяча игроку обороняющейся команды. Таким же образом мяч вводится в игру после фола, после штрафного броска, после нарушения правил атакующей командой.
6.2 После аута мяч вводится в игру путем вбрасывания в точке, ближайшей к той, где мяч покинул площадку.
7. Нарушения.
Применяются следующие правила: пробежка, двойное ведение, прыжок с мячом, правило 5-ти секунд, правило 30-ти секунд. После нарушения мяч передается противоположной команде, и игра возобновляется согласно п. 6.1. За бросок сверху – дисквалификация игрока. (Мяч не засчитывается и назначается штрафной).
8. Спорный мяч.
В случае возникновения спорной ситуации владение мячом определяется жребием. Только капитан команды может выступать от имени своей команды и подавать жалобы в случае возникновения разногласий. Разногласия считаются разрешенными после возобновления игры.
9. Фолы и штрафные броски.
Фолы объявляются игроком, против которого совершен фол. После фола мяч передается команде, против которой нарушены правила. После 6 командных фолов за любой фол в нападении назначается 1 штрафной бросок, после которого мяч передается провинившейся команде. При этом пострадавший игрок имеет право выбора между штрафным броском и владением мячом.
В случае умышленного или грубого фола назначается 1 штрафной бросок (вне зависимости от количества командных фолов) и мяч остается у пострадавшей команды. Игрок, совершивший 2 умышленных фола, дисквалифицируется до окончания игры.
Если после фола мяч попадает в кольцо, то засчитывается очко и записывается фол, штрафной бросок пробивается только после 6 командных фолов или в случае умышленного фола.
После фола и штрафных бросков игра возобновляется согласно п. 6.1. В случае применения силы обе команды дисквалифицируются и выбывают из соревнований.
10. Тайм-ауты.
Команда имеет право на два 30-ти секундных тайм-аута. Время игры останавливается только, если тайм-аут взят в последние 3 минуты

Стритбол, баскетбол… Казалось бы, какая разница? Многие даже не делают различий между этими двумя видами спорта, называя баскетболом все, что включает в себя игру двух команд, предполагающую забрасывание мяча в кольцо.

Но отличия есть. Одно их них в том, что в стритбол играют исключительно на улицах . А все потому, что развиваться этот вид спорта начинал в бедных кварталах США, где проживало афроамериканское население. Ребята не могли себе позволить ни нормальной обуви, ни формы, ни похода в спортзал: людей с темным цветом кожи в 50-х годах ХХ века не пускали на баскетбольные тренировки.

Стритбол стал своеобразным протестом афроамериканских парней против навязанных американским обществом запретов и стереотипов. Отсюда и универсальность, и простота игры в стритбол, поскольку место в гетто, где жили первые игроки, было очень ограничено.

Началось все с того, что Холкомб Рукер, учитель из Гарлема (Нью-Йорк), решил устроить соревнование по игре в баскетбол на одно кольцо в местном парке.

Со временем стритбол набрал такую популярность, что даже начали проходить соревнования по этому виду спорта, да не где-нибудь, а в Равер-Парке!

А в 1991 году прошел первый турнир по стритболу во Франции. Именно эта дата считается временем проникновения уличного баскетбола в Европу.

Чем отличается стритбол от баскетбола?

Хоть стритбол и является «уличным баскетболом», но, тем не менее, в этой игре есть ряд существенных отличий .


Что объединяет стритбол и баскетбол, так это использование мяча, воля к победе, зрелищность и приверженность здоровому образу жизни.

Правила игры в стритбол

Несмотря на то, что в правилах уличного баскетбола, при игре во дворах, допускаются отхождения от общепринятых норм, базовый набор правил все же есть. Разработаны они Ассоциацией уличного баскетбола и обязательны к исполнению при проведении массовых турниров.

О размере площадки для игры и количестве игроков уже говорилось. Добавим, что на начало игры на площадке от каждой команды обязательно должно быть по 3 человека . За неявку даже 1 игрока к началу игры вся команда дисквалифицируется, и ей засчитывается проигрыш. При этом, если во время игры на площадке осталось меньше 2 игроков, команде также засчитывается поражение.

В стритболе обслуживать игру может до 10 судей . Но, как правило, их число составляет 1-2, плюс секундометрист и секретари.

Игра начинается с вбрасывания мяча выигравшей жеребьевку командой из-за линии, противоположной кольцу. Причем для стритбола используется специальный утяжеленный мяч.

Длительность игры – 10 минут чистого игрового времени. Но, если до их истечения одна из команд набрала 21 очко, игра прекращается досрочно.

Если в конце игры команды набрали одинаковое количество очков , дополнительный период идет до тех пор, пока кто-то из соперников не наберет 2 очка. Здесь сразу стоит отметить, что в стритболе за обычный бросок присуждают 1 очко, за дальний (с расстояния, превышающего 6 метров) – 2 очка.

Если команда соперников совершила бросок в кольцо, начинать атаку можно не раньше, чем мяч будет выведен за дугу. То есть спортсмен должен находиться вне дуги и даже не касаться ее края ногой.

Если же одной из команд удалось забить мяч , игра продолжается другой командой прямо из-под кольца, не из-за дуги.

Все спорные мячи автоматически передаются в руки той команды, которая защищается.

Атака должна быть произведена в течение 12 секунд после завладения мячом игроком команды. А вот пассивная атака приравнивается к
нарушению.

Интересна ситуация с фолами . Во-первых, они объявляются не судьей (он может только подтвердить неумышленные фолы), а пострадавшим игроком. После седьмого командного фола за каждый из них команду наказывают двумя штрафными очками, после десятого фола к двум штрафным очкам добавляется передача права владения мячом сопернику. При этом каждый технический фол влечет за собой наказание 1 штрафным очком и передачей владения мяча; каждый дисквалифицирующий или неспортивный фол – двумя штрафными и передачей владения мяча. После двух умышленных фолов следует дисквалификация игрока, совершившего их, до окончания игры. После дисквалификации двух игроков команде присуждается поражение в игре.

Каждая из команд может за игру взять два тайм-аута длительностью 30 секунд, но один в период основного времени , другой – в дополнительном периоде . Брать их, а также производить замены, запрещено сразу после того, как мяч забит в кольцо.

Что интересно, судья не принимает участия в замене игроков на площадке. Замена может быть произведена только после попадания мяча в кольцо или перед вбрасыванием. И обязательно нужно коснуться партнера, который меняет игрока на площадке, но только за ее пределами. Количество замен не ограничивается.

Команда может быть дисквалифицирована , если намеренно не явилась на игру или отказалась выйти на игровую площадку.

Тренер не может как бы то ни было оказывать влияние на течение игры , поэтому на площадке он не появляется.

Кому подойдет уличный баскетбол?

Популярность стритбола предопределена его простотой. Все, что нужно – это мяч и кольцо, которое можно найти в своем, соседнем дворе или на школьном стадионе.

Поскольку физические параметры спортсмена не так важны в стритболе, как его техничность, играть в него могут как дети, так и взрослые.

А единомышленники всегда найдутся в тематических группах в социальных сетях, на профильных форумах или на спортивных площадках для стритбола.

Например, в Минске это:

  • спорткомплекс «Олимпийский» (ул. Калиновского, 111);
  • Фрунзенский физкультурно-оздоровительный центр (ул. Якубовского, 52Б);
  • Гимназия №7 г. Минска (ул. Захарова, 58);
  • Парк экстремальных видов спорта (ул. Столетова, 1);
  • спортивный комплекс «Минск арена» (проспект Победителей, 111);
  • в летнее время – спортивная площадка на Немиге возле Дворца спорта (проспект Победителей, 4).

Стритбол – это спорт улиц, поэтому, даже если у вас под боком нет специальной крутой площадки и особых кроссовок для стритбола, но есть желание жить активно, заниматься спортом, действуйте!