Кто такой лука пачоли. Лука Пачоли, "Трактат о счетах и записях"

Лука Пачоли родился в 1445 году в городе Борго Сан-Сеполькро 1 , в семье Бартоломео Пачоли 2 – весьма уважаемого в городе человека. В детстве Лука работает и учится в мастерской прославленного художника Пьеро делла Франческа (1416 – 1492). По многим свидетельствам, Лука Пачоли был любимым учеником великого мастера. Благодаря этой привязанности, юноша завязывает тесную дружбу с ученым, писателем, музыкантом и великим архитектором своего времени – Леоном Баттистой Альберти (1404 – 1472), с которым будущий математик познакомился в доме урбинского герцога Федерико де Монтефельтро – большого ценителя искусств и покровителя художников, архитекторов, поэтов и ученых.

В доме Ромпизани Лука Пачоли не только воспитывает трех сыновей купца, 3 но еще усерднее учится сам. Но не купеческому делу, а математике, которую полюбил еще будучи учеником Пьеро делла Франчески – художника, влюбленного в математику. В частности, он посещает публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино в школе Риальто. На лекциях Брагадино Пачоли знакомится с будущим математиком Антонио Корнаро, дружба с которым продлится многие годы.

В 1470 году Лука Пачоли закончил работу над своей первой книгой (он назвал ее учебником коммерческой арифметики, но до сих пор достоверно не известно, была ли она напечатана) и уезжает из венецианского дома Ромпизани в Рим.

В Риме он знакомится с уважаемым семейством делла Ровере, глава которого, – Франческа делла Ровере, – был в то время генералом ордена францисканцев, который в будущем 1471 году станет папой под именем Сикста IV. Но более важную роль в последующей жизни Пачоли сыграет дружба с его племянником, Джулиано делла Ровере (1441 – 1513), который тоже со временем станет папой (Юлием II).

Лука Пачоли уезжает из Рима (год отъезда не установлен), чтобы заняться наукой. Но для этого ему понадобилось уйти из мирской жизни и принять три монашеских обета францисканцев: послушания, целомудрия и бедности. Именно в монашестве он нашел все необходимое для занятия наукой: свободное время, удобное место и хорошую библиотеку.

Я. В. Соколов по поводу выбора «отцом бухгалтерии» религиозного ордена отмечает: «Официально орден францисканцев был нищенствующим, и Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности. И в самом деле знаменательно: на заре нового времени для бухгалтеров уже прокламируется бедность как принцип, а на закате будет отмечено, что обещание сбылось» .

Интересное наблюдение.

В новом обществе (очевидно, не в последнюю очередь, благодаря связям с двумя влиятельнейшими францисканцами – Джулиано и Франческа делла Ровера) Лука Пачоли занимает видное место, и перед будущим ученым открываются многие двери. Он мечтает о карьере профессора университета. И 14 октября 1477 года фра Лука Пачоли получает профессуру в университете Перуджи, а уже в ноябре читает свои первые лекции по геометрии и алгебре. Рукописи его конспектов (которые Пачоли написал, готовясь к лекциям) под названием «Алгебра» и «Пять правил Платона» до сих пор хранятся в Ватиканской библиотеке.

С 11 декабря 1480 года, после отъезда Пачоли из Перуджи в Зару, в его преподавательской карьере наступает перерыв: он занимается философией, теологией и продолжает совершенствоваться в математике. С 1486 года фра Лука Пачоли уже именуется магистром теологии. С 14 декабря 1487 года, по рекомендации генерала ордена францисканцев Франческа делла Ровере, он возвращается к преподавательской деятельности в Перудже. А в апреле 1488 года Пачоли получает должность в штате епископа Пьетро Валлетари. Это было назначение, которое потребовало переезда в Рим.

А с 1490 по 1493 год Лука Пачоли живет и работает в Неаполе и Падуе. В этот период (в 1492 году) в Борго Сан-Сеполькро умер великий учитель – Пьеро делла Франческа. На его знаменитой картине «Мадонна со святыми», которая была написана в 1475 году (после пострижения Пачоли в монахи), как утверждается, изображен ученик великого мастера – Лука Пачоли в образе доминиканского монаха Пьеро Мартира (Петра Мученика).

10 ноября 1494 года из типографии Паганино ди Паганини, при поддержке венецианского претора Марко ди Сануто, выходит Трактат о счетах и записях, содержащийся в книге Л.Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». 4 Его автор, подобно многим другим ученым темного средневековья, наивно полагал, что все, к чему стремилась наука, уже достигнуто. Он решил в своей «Summa» подытожить все знания, накопленные человечеством до XV века. В то же самое время начался период итальянских войн (1494 – 1559), в которые были втянуты почти все страны Европы. Общественный интерес к математике, как и к другим естественным наукам, угас, и уж точно никому не было дела до бухгалтерии. Хотя в 1504 году, также в Венеции, но уже другой, неизвестный издатель выпустил отдельно одиннадцатый трактат, дав ему новое название: «Совершенная школа торговли, сочинение брата Пачоли из Борго Сан-Сеполькро». 5 Большой период застоя в развитии теории бухгалтерского учета, связанный, очевидно, с экономическим упадком ранее процветавших итальянских городов, продлился до конца XVII века. Во всяком случае, ничего серьезного за эти три столетия никто из европейских авторов так и не написал. Лишь с началом XIX века – периода становления буржуазного строя и развития товарно-денежных отношений, интерес к бухгалтерии возродился.

До настоящего времени сохранились лишь несколько экземпляров «Summa» (предполагается, что всего семь). Один из них каким-то образом попал в духовное училище Киева, где хранился до начала 20-х годов ХХ века, после чего был передан в ленинградскую библиотеку Академии наук СССР. 6

В 1496 году Пачоли приглашают на кафедру математики Миланского университета. Очевидно, это случилось не в последнюю очередь благодаря выходу «Summa». В Милане фра Лука Пачоли начинает работу над другой книгой, ставшей в последствии не менее знаменитой, – это «Божественная пропорция», которую иллюстрировал Леонардо да Винчи. Как пишет Я. В. Соколов, это была символическая книга, она подводила итог ученым беседам, размышлениям и дружбе Л. Пачоли с Пьеро делла Франческа, Леоном Баттистой Альберти и Леонардо да Винчи. В 1499 году Леонардо да Винчи и Лука Пачоли уехали во Флоренцию, откуда их пути разошлись. Свидетельством их дружбы остались не только иллюстрации Леонардо к «Божественной пропорции», но и конный памятник Сфорцо, математические (можно сказать, инженерные) расчеты к которому великому ваятелю помогал выполнять Лука Пачоли.

В 1501 году Пачоли переезжает в Болонью, где в старейшем университете Европы, основанном еще в 1058 году, занимает кафедру математики до 1505 года. В библиотеке Болонского университета до сих пор хранится рукопись неизданной работы Л. Пачоли «О силах и количестве» 7 , которая никогда так и не была опубликована. А другая его работа – «Трактат о шахматной игре», посвященная графу и графине Мантуанским, и вовсе была утеряна.

В 1505 году Пачоли снова оказывается во Флоренции, в братии монастыря Святого Креста. Там же он завязывает тесную дружбу с верховным правителем Флорентийской республики Пьеро Содерини. Одновременно ему покровительствует папа Юлий II. – его давний друг юности Джулиано делла Ровере. В частности, это покровительство выразилось в удовлетворении личной просьбы Пачоли об освобождении его от некоторых монашеских обетов, и 28 апреля 1508 года выходит соответствующая папская булла. Таким образом, францисканский монах смог оставить своим многочисленным родственникам довольно крупное наследство. Первое завещание было составлено уже 9 ноября 1508 года.

Слава Пачоли-математика гремит по всей Европе. Он читает публичные лекции, на которые сходится огромное количество слушателей. И в то же время мечтает о тихой монастырской жизни в родном Сан-Сеполькро. В том же, 1508 году, его мечта сбывается: Пачоли становится т. н. местоблюстителем (почти настоятелем) в этой обители. Но покоя это ученому не принесло.

Монахам не нравилось, что их настоятель больше занимается наукой, чем монастырскими делами, и 12 декабря 1509 года они обратились с челобитной к генералу ордена францисканцев Ринальдо Грациани, где высказали свое недовольство. В частности, они просили лишить фра Луку Пачоли привилегий, данных ему папской буллой, поскольку считали (возможно, небезосновательно), что это приносит вред ордену.

Беспокойство блюстители чистоты ордена брату Луке доставили, но поддержки со стороны генерала не получили. Более того, 22 февраля 1510 года, фра Лука Пачоли получает повышение: он назначается полноправным приором монастыря там же, в Сан-Сеполькро. Однако дело, открытое против него, не закрылось, и в октябре 1512 года состоялось новое слушание. Что за этим последовало – неизвестно, но остались документы, свидетельствующие о том, что к 1514 году Лука Пачоли приором уже не был. Только что взошедший на папский престол Лев Х отзывает математика в Рим. Цель отзыва неизвестна, но в списке лекторов университета, читавших лекции в 1514 году, имя Луки Пачоли историки не обнаружили.

О последних годах жизни знаменитого средневекового математика и популяризатора счетоводства мало что известно, – только то, что скончался он в родном Сан-Сеполькро. Хотя, возможно, и это не совсем верно, поскольку место захоронения не всегда совпадает с местом кончины. В одной из церквей Сан-Сеполькро Лука Пачоли похоронен. 8 Запись же о его смерти, как оказалось, сделана не в монастырских книгах Сан-Сеполькро, а в книгах монастыря Святого Креста во Флоренции. Из этих книг, обнаруженных японскими исследователями уже в ХХ веке, бухгалтерский мир наконец узнал, что Лука Пачоли умер 19 июня 1517 года.

Ранее предполагалось, что Пачоли умер в 1508 году – в том самом, когда он стал «местоблюстителем» в монастыре в Сан-Сеполькро. А еще раньше, вплоть до 1869 года, Лука Пачоли был забыт потомками как математик и оставался вовсе неизвестным как автор бухгалтерского трактата. Дело в том, что его трактат, вошедший в «Summa» под номером одиннадцать, очень скоро (после начала итальянских войн) затерялся в историческом вихре событий, и лишь в 1869 году после более чем трехвекового забвения, был случайно обнаружен миланским профессором математики Лючини. Эта находка стала событием мирового значения. В связи с чем, уже в 1878 году (очевидно, к трехсотсемидесятилетию со дня предполагаемой смерти), земляки великого францисканца, ставшего вновь знаменитым, решили увековечить его память мемориальной доской на стене муниципалитета Сан-Сеполькро, где написали:

«Луке Пачоли, который был другом и советником Леонардо да Винчи и Леона Баттиста Альберти, который первым дал алгебре язык и структуру науки, который применил свое великое открытие к геометрии, изобрел двойную бухгалтерию и дал в математических трудах основы и неизменные нормы для последующих исследований. Население Сан-Сеполькро по почину исполнительного комитета общины, в исправление 370-летнего забвения, водрузило своему великому согражданину, 1878».

Отдавая должное памяти великого земляка жителей итальянского города Сан-Сеполькро, увековечивших ее в этой величественной надписи, мы оставим в стороне вопрос о том, действительно ли математик-самоучка Лука Пачоли «первым дал алгебре язык и структуру науки». Вместе с тем, считаем вполне уместным напомнить, что бухгалтерию он не «изобретал». Да и не претендовал на авторство «изобретения».

Впрочем, на это не претендовал никто и никогда, ибо двойная запись – не изобретение, а проявление объективного закона, открытие которого уходит своими корнями в глубокую древность. Вполне возможно, что двойная запись возникла вовсе не из потребностей бухгалтерии. Люди не всегда умели писать, но для того, чтобы заметить, как увеличивается яма и становится тем глубже, чем больше из нее берут земли, не надо никакой письменности. Так при одном действии одновременно возникают две противоположных субстанции: куча земли и пустота, равная объему вынутой земли. Притом пустота будет существовать, пока ее не заполнят, как существуют обязательства, пока их не погасят.

Сам Лука Пачоли в своем Трактате неоднократно говорил, что он не предлагает что-то новое, а только описывает то, что уже есть. Неслучайно эпиграфом к Трактату он записал слова:

  • Qual fuerant mediis
  • carie consumpta latebris
  • restituit Lucas lectoramice tibi
  • То, что в пыли валялось
  • и томилось забытым в темнице,
  • Лука нашёл для тебя,
  • друг и читатель.

1 В переводе с итальянского – «Город Святого гроба».

2 Латинское написание фамилии – Pacciolus. По-итальянски: Pacciuolo (венецианский диалект) или Pacioli (тосканский диалект). Русское написание «Пачоли» соответствует тосканскому – родному диалекту автора Трактата.

3 Их имена известны: Бартало, Франческа, Паоло.

4 «Summa de Arithmetica. Geometria. Proportioni et Proportionalita».

5 «La scuola perfetta del mercanti di Fra Paciolo di Borgo Santo Sepolecro».

6 Я.В.Соколов. Лука Пачоли в России. См. в книге: Лука Пачоли. Трактат о счетах и записях. М.: «Финансы и статистика», 2001г., Стр.298.

7 «Du vinbus quantitatis»

8 Здание бывшей церкви и могила сохранились до наших дней.

Введение

Бухгалтерский учёт является неотъемлемой частью современной экономической системы. Если сделать небольшой экскурс в историю, то окажется, что представления о деньгах и способе их учёта неразрывно связаны с существующим экономическим укладом. Так для античности с её категориями телесного были вполне естественными представления о деньгах как о наличности. В Древнем Риме в качестве денег использовались так же и рабы, что привело к скоплению в Риме огромного количества живой «наличности». Средневековье же принесло новые представления о времени и пространстве, что повлияло не только на духовную и техническую, но и на экономическую жизнь (использование арабских цифр в математике и финансовой сфере оказалось революцией не меньшей чем открытия Эйнштейна). Эти представления создали предпосылки для возникновения той формы бухгалтерского учёта, возникшие в эпоху Возрождения, которой мы пользуемся и по сей день. Развитие форм записи финансового состояния достаточно тесно переплетено с господствующими в данной культуре представлениями о числах и математике. Вполне естественно, что античность с её евклидовскими представлениями мыслила категориями наличности, и не менее естественно, что новую форму оформления финансовой документации ввёл именно математик. Его звали Лука Пачоли, и ему и будет посвящена эта работа.

Уже этот небольшой исторический экскурс показывает нам, как много мы можем узнать нового, а главное полезного для понимания сущности бухучета, изучая его историю. Наглядное и точное представление развития и становления теории и практики бухучета позволяют нам не только глубже понимать ту профессию, которую мы выбрали, но так же и окружающий мир и нас самих. Ведь законы, по которым строится бухучет, так же как и математические аксиомы и теоремы отражают уровень нашего развития.

Краткая биография Луки Пачоли

Родился Лука Пачоли в 1445 году в маленьком городке в Борго Сан-Сеполькро в Апенинах. В детстве он был отдан учеником в местный монастырь к художнику Пьеро делла Франческо. В 1464 году Пачоли переезжает в Венецию, где занимается воспитанием сыновей купца Антонио де Ромпиази. Именно в это время и происходит знакомство Пачоли с финансовой деятельностью. В 1470 году Пачоли переезжает в Рим, где заканчивает свой учебник коммерческой арифметики. После двух лет в Риме Пачоли на три года отправляется в Неаполь, где три года занимается торговлей, но, по-видимому, без особых достижений. Поэтому он в 1475 (по другим источникам в 1476) году постригается в монахи и присоединяется к францисканскому ордену.

С 1477 года Пачоли десять лет преподаёт в университете Перуджи, где его научные и преподавательские способности были отмечены неоднократными повышениями зарплаты. Именно в это время Пачоли и написал свой основной труд – «Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportinalita», одинадцатой главой которого и был «Трактат о счетах и записях». В 1488 году Пачоли оставляет кафедру в Перудже и уезжает в Рим, где пять лет состоит в штате епископа Пьетро Валлетари. В 1493 году Пачоли переезжает в Венецию, где готовит к печати свою книгу, которая увидела свет в следующем году.

После года отдыха Пачоли принимает кафедру в миланском университете, где он преподаёт математику. Там же он знакомится и становится другом Леонардо да Винчи. В 1499 году после оккупации Милана войсками французского короля Карла VIII Пачоли и да Винчи перебираются во Флоренцию, где Пачоли два года преподаёт математику, после чего ещё на два года он переезжает в Болонью, город в котором на содержание местного университета тратилась почти половина городского бюджета. Занятие Пачоли столь престижной и выгодной должности свидетельствует о его признании. В 1504 году в Венеции отдельным изданием выходит «трактат о счетах и записях» под названием «Школа совершенной торговли». Эта книга будет в последующем несколько раз переиздана в Венеции.

В 1505 году Пачоли практически отходит от преподавательской деятельности и живёт во Флоренции в братии монастыря Св. Креста. Однако в 1508 году он возвращается в Венецию, где читает публичные лекции. Но основным его занятием в те годы является подготовка к изданию собственного перевода Евклида (опубликован в 1508 г.), а так же своей новой книги – «Божественная пропорция» (опубликована в 1509 г.).

Лука Пачоли – итальянский математик. Изложил правила арифметических действий, решения некоторых алгебраических уравнений и их приложения к геометрии, теорию геометрических пропорций.
Современный мир немыслим без бухгалтерии. А современная бухгалтерия немыслима без принципа двойной записи, который впервые был описан итальянцем Лукой Пачоли в конце XV века. Тогда же появилось и само слово «бухгалтер».
Известный философ Оскар Шпенглер (1880–1936) считал, что современная цивилизация возникла благодаря усилиям трех великих людей – Христофора Колумба (1451–1506), Николя Коперника (1473–1543) и Луки Пачоли (1445–1517). По иронии судьбы все знают Колумба и Коперника, но довольно мало кто слышал о Пачоли – великом математике и отце современного учета, зародившегося в XIII–XV веков в городах северной Италии, там, где формировалась рыночная экономика. Сейчас очевидно, что без учета хозяйство многих стран не могло бы развиваться, ибо как стало теперь общепризнанным: учет – это язык хозяйственной деятельности, язык бизнеса. Хотя вот уже пятьсот лет, как этот язык развивается, усложняется и совершенствуется, имя человека, впервые его описавшего, внесшего огромный вклад в становление современного общества, все еще остается в тени.
Лука Пачоли родился в маленьком итальянском городке Борго Сен-Сеполькро в семье нотариуса. В детстве он помогал вести деловые записи местному купцу Фолько де Бельфольчи. В этом городе жил и работал один из великих художников – Пьеро дела Франческа (1416–1492), учеником которого стал подрастающий Лука. Мастерская художника была не только школой живописного мастерства, но и своеобразным «университетом культуры», где изучали не только то, как растирать и разводить краски, но и правила скульптуры, архитектуры, а также основы точных наук. Именно там Л. Пачоли и познакомился с математикой того времени. И, очевидно, понял, что художника из него не получится, ибо был влюблен не в оттенки цвета, а в мир чисел.
Любовь к числам и неспособность к живописи заставили его покинуть родной город. Когда Луке исполнилось девятнадцать, он переехал в Венецию, где стал помощником купца Антонио де Ромпиази. В свободное от работы время Пачоли обучал сыновей де Ромпиази счетоводству. Он учится и сам. Не совсем ясно чему научились ученики, но учитель научился многому: от математики до бухгалтерии. В 1470 году Лука Пачоли написал своих учеников первую книгу – учебник по коммерческой математике. В 1470 году Лука Пачоли переезжает в Рим. А еще через 2 года в 1472 году, приняв францисканский обет бедности, Пачоли под именем Лука ди Борго-Сан-Сеполькро вернулся в родной город и начал работу над книгой «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях».
Монашество открыло доступ к нужным людям, вводило в определенную культурную среду, давало необходимый досуг для научной работы. И в 1477 году Л. Пачоли становится профессором в университете Перуджи. Начинается эпоха чисто педагогической и научной деятельности, переезд из университета в университет. Судя по некоторым замечаниям о подходе к образованию, он был хорошим педагогом.
Надо сказать, что в те далекие времена люди, получившие образование зарабатывали не много, и поэтому молодежь в массовом порядке бросала школы, университеты и устремлялась к практической деятельности, что с точки зрения Луки Пачоли было ложным шагом. Он искренне полагал, что учить труднее, чем учиться, потому что учитель все время должен делать выбор из множества дидактических приемов, а ученик получает один, уже выбранный для него прием. Что же касается науки, то тут сложность заключалась в том, что казалось все, что можно достичь, достигнуто, все, что мыслимо изобрести, изобретено. Неустанно работая, Л. Пачоли в 1493 году завершает свой главный труд «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях». 10 ноября 1494 года при поддержке венецианского претора Марко ди Сануто книга была отпечатана в типографии Паганино ди Паганини и сразу же принесла Пачоли известность. Над книгой Лука Пачоли трудился тридцать лет. В 1496 году его приглашают с лекциями в Милан, в 1499 г. – в Болонью, в старейший университет Европы. Здесь Пачоли познакомился с Леонардо да Винчи, который, прочитав «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях», забросил работу над собственной книгой по геометрии и начал готовить иллюстрации к новому фундаментальному труду Пачоли. Эта работа, опубликованная в 1508 году, называлась «Божественная пропорция» и включала в себя беседы автора с Леонардо да Винчи. Позже Пачоли написал еще ряд произведений, в частности «Трактат о шахматной игре» которые при жизни автора так не увидели свет. Для всего мира особенно важно в трактат XI из работы «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях» «О счетах и записях», так как это было первое описание двойной бухгалтерии – основы экономической деятельности современного предприятия. Выход книги умножил славу Луки Пачоли как первого математика эпохи. Многие положения трактата Луки Пачоли «О счетах и записях» нашли свое продолжение в трудах Кардано (1539), Манцони (1549), Катрульи (1573), Флори (1633) и других авторов Италии; Импена (1543) – в Голландии: Готлиба (1531) и Швейнера (1549) – в Германии; Ольдкастля (1543) – в Англии.
Лука Пачоли жил в эпоху, которая, по словам Ф. Энгельса, нуждались в титанах и породила титанов. Эта эпоха получила название Ренессанса. Термином «Ренессанс» или по другому «Возрождение» принято обозначать период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии – XIV–XVI века, в других странах – конец XV–XVI век), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Предполагалось, что люди стряхнули с себя пыль средневековья и воскресили добрые светлые времена античного мира. Родилась великая наука, раздвинулся мир. Океан, соединяющий все части познанного Света, стал внутренним морем Земли, а бесстрашные мореходы проложили дороги между континентами.
Родилась наука, предвещавшая новую жизнь. Если говорить о науке той эпохи, то в целом она представляла собой картину весьма мрачную. Процветали богословие и философия. В противоположность великому и неоспоримому авторитету средневековья – Аристотелю люди Возрождения всячески подчеркивали значение Платона. Астрологией занимались почти все – от военоначальников до величайших ученых. Ею занимался сам Кеплер (1571–1630). Гадание на трупах было обычным занятием интеллигенции. Правда, ее элита, к которой принадлежал Лука Пачоли, всем этим ужасам предпочитала математику. Часто цитировали Платона, писавшего, что «человек – это мудрейшее животное, потому, что он умеет считать». И вот счет, решение всех и вся задач, требующих исчисления, составляет смысл жизни Л. Пачоли. Он начитан в литературе, знает предшественников, мыслит символически, за цифрами видит что-то необыкновенное. Вот, например, число – три. По мнению Пачоли, это не случайность, ибо в природе все состоит из трех элементов: три проявления духа – интеллект, память, воля; три континента – Европа, Африка, Азия; три основных металла – золото, серебро, медь; три психических проявления души – пробуждение, чувственность, ум; три греха – жадность, расточительность и гордыня; три вида искупления – жертвенность, раздача милостыни, молитва; три степени покаяния – раскаяние, исповедь, искупление; три врага души человеческой – дьявол, мир, плоть; три элемента арифметики – число, вес, мера; три основных регистра (книги) в бухгалтерском учете – памятная (мемориал), журнал и Главная.
Обычно значимость трудов Пачоли связывали с описанием двойной бухгалтерии. Это правда, но не вся. Прежде всего, Лука Пачоли должен быть отмечен как человек, сформулировавший две цели учета:
1) получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так, «чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований.
2) исчисление финансового результата, ибо «цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания».
Первая цель приводила к трактовке всего, что писал Л. Пачоли о бухгалтерском учете, как фиксации действий и событий, происходящих на предприятии, для управления им. В самом труде «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях» можно встретить разбор множества чисто коммерческих задач, решение которых требует от администратора или собственника учетных знаний. Вторая цель не приводит к формированию того, что получит название финансового учета, но подчеркивает роль прибыли не столько как показателя, оценивающего успешность хозяйственной деятельности, сколько как средства, ограничивающего рост цен, и обуздания непроизводительного и расточительного потребления купцов, с одной стороны, и пресечения эксплуатации покупателей, с другой. Здесь Пачоли не оригинален и, в сущности повторяет идеи Св. Фомы Аквинского (1225–1274), который считал, что цена должна быть справедливой, понимая под ней себестоимость и прибыль, которая обеспечивает прожиточный минимум купца (минимум соответствует общественному положению того или иного купца).
Обе цели, стоящие перед учетом, достигаются с помощью счетов и двойной записи. «Счета, – писал Пачоли, – не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет». То есть план счетов, говоря нашим языком, должна составлять администрация и она же должна приспосабливать его к целям анализа хозяйственной деятельности и управлению ею. Но счета только элементы системы, а связи между этими элементами, т. е. счетами раскрываются благодаря двойной записи.
Все же главное в творческом наследии Пачоли – двойная запись. В ней заложены два основных положения, получивших название постулатов Пачоли: сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов.
Говоря о роли бухгалтерского учета в системе взглядов Пачоли, почти все комментаторы ссылаются только на труд «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях», однако, и в «Божественной пропорции» есть очень важная в смысле учета, черта: характер пропорций. В самом деле, для Пачоли, который ссылается на Платона, весь Божий мир состоит из определенных соотношений, каждый элемент бытия находится на каком-то заданным природой, Богом отношении к другим элементам.
Для бухгалтерии эти божественные пропорции представлены набором коэффициентов: отношение налогов к прибыли, прибыли к капиталу, оборота к запасу и т. д. Эти пропорции придают учету не только чисто прагматический характер, но красоту и законченность, причем эстетические особенности учета наиболее полно проявляются в наше время, и эпоху компьютерной техники. Лука Пачоли – ученик Пьеро делла Франческа и друг Леонардо да Винчи искренне считал высшим проявлением человеческого гения живопись, а учетные регистры (книги), это согласно Пачоли те же картины, те же рисунки, раскрывающие больше тайн, чем вся живопись всех музеев мира. С живописью, по Пачоли, бухгалтерию роднит и субъективизм художника и счетовода, и объективность того, что один изображает, а другой описывает.
Самая главная «картина», которую «рисует» счетный работник, называется баланс. И Л. Пачоли достаточно много внимания уделяет этой категории. Современные комментаторы затрудняются ответить на вопрос о том, составлялся ли баланс до заполнения счета прибылей и убытков или после. Считается, что если Пачоли подразумевал первый случай, то он понимал баланс только как пробный, позволяющий убедиться в правильности разноски данных о фактах хозяйственной жизни; если же Пачоли имел в виду второй случай, то можно считать, что он трактовал баланс не только как пробный, но и как отчетный документ. Однако первая версия более вероятна, и значительное число историков полагает, что баланс как отчетный документ получил признание не ранее XIX в.
Выдающийся русский ученым профессор А. П. Рудановский в середине 20-х годов XX века писал: «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которого не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственик осознает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большее, видит своими глазами». История возникновения бухгалтерского баланса есть и история возникновения двойной записи.
Появление бухгалтерского баланса одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось, прежде всего, узким практицизмом, стремлением свести весь учет к форме. Характерными признаками этого периода в истории бухгалтерского учета было отсутствие теоретических обобщений, выработанных практикой; неумение авторов разобраться в сущности происходящих явлений во взаимосвязи с экономической жизнью того или иного государства. Bcе это сводило весь учет хозяйственных операций к безжизненному формализму, в то время как жизнь шла вперед, формы и размеры хозяйственных операций постепенно менялись и увеличивались и, наконец, хозяйства как экономическое явление достигли таких размеров, что уловить все эти операции с помощью тех примитивных средств, которыми располагала наука счетоведения, представлялось совершенно невозможным. Следствием этого стала реакция против установившихся учетных традиций. Этот период охватывает конец XVIII и первую половину XIX века. Этому в значительной мере способствовало значительное развитие производительных сил общества, расширение международной торговли.
Авторам работ по учету в после Л. Пачоли период было ясно, что ограничиваться изучением и изложением одной только формы недостаточно, нужны теоретические обоснования тех или иных практических приемов, нужно было во главу угла всего изучения хозяйственной жизни частного предприятия поставить тот фактор, который является наиболее важным в жизни предприятия, и из этой позиции исходить в исследовании деятельности отдельного частного хозяйства. Первым, кто выступил с научно построенной теорией счетоводства, стал Е. Дегранже (1795). Его теория, развившаяся впоследствии в юридическую теорию двойной бухгалтерии, характеризуется тем, что главным фактором хозяйственной жизни частного предприятия становится субъект этого хозяйства. Дегранже частое хозяйство предложил рассматривать с позиции собственника. Это положение нашло отражение во многих последующих работах по учету того периода.
Следующий период развития счетоводства – вторая половина XIX и начало XX века, стал по существу этапом его становления как науки. Этому во многом способствовали значительные изменения в экономической жизни общества. В этот период в большинстве стран Европы начинает формироваться бухгалтерское законодательство. Этому во многом способствовали появление крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли и, что очень важно, возникновение рынка ценных бумаг, который резко увеличил число участников рыночных отношений – внешних пользователей бухгалтерской информации.
Для этого периода для большинства стран Европы становится характерным формирование бухгалтерского законодательства, составной частью которого был бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Законодательство многих стран обязывает предпринимателей публиковать свои бухгалтерские отчеты, чтобы снизить размер риска со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей.
Двойная бухгалтерия, зародившаяся в Италии и описанная Пачоли, начала распространяться на север Европы, сначала во Францию и Германию, потом в Англию и Скандинавию, затем на запад в Испанию и, наконец, через Атлантический океан в Америку, а на восток она пришла через Польшу в Россию, а потом в Китай и в Японию. В сущности, весь мир, хотя и с разным акцентом заговорил на едином языке дебета и кредита. Это было распространение двойной бухгалтерии вширь, но распространение ее вглубь было более сложно. Дело в том, что идеи, подобно государствам и расам, имеют свои границы. Применение двойной бухгалтерии к бюджетным неприбыльным хозяйствам всегда вызывало осложнения. А использование ее в сельском хозяйстве сомнительно. То есть двойная запись – это только этап на пути развития учетной идеи. И рассматривая пройденный ею за пять столетий путь, необходимо отметить, что двойная запись в каждой завоеванной ею стране, в каждой отрасли хозяйства и в каждом предприятии ассимилировалось, приспосабливалось к местным условиям. И хотя и существует единая парадигма двойной бухгалтерии, нет нигде одинаковой двойной бухгалтерии. Каждый народ в каждой стране, заимствуя итальянское изобретение, что-то вносил свое, что-то перестраивал и совершенствовал в нем, что приспосабливал к пониманию и традициям своего общества. Так, английская бухгалтерия отличается от американской, и обе они весьма существенно отличаются от бухгалтерии континентальной. Но и на континенте Европы французская, итальянская, немецкая традиции тоже не одинаковы.
Россия усвоила двойную бухгалтерию в XVIII веке. Сегодня под бухгалтерским балансом следует понимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо от того, насколько они постигаются бухгалтерским учетом как наукой.
Бухгалтерский баланс следует рассматривать с экономическо-правовой и с учетной точек зрения. Первый подход представляет собой совокупность всего того, что в хозяйстве может быть и исчисляется в стоимостном (денежной) форме. В этом смысле бухгалтерский баланс хозяйства существует вне зависимости от ведения бухгалтерского учета. Каждое хозяйство, если оно и не вело никакого учета, все же имеет свои баланс, который определяет его имущественное состояние на известный момент. При этом в имущественном состоянии хозяйства всегда есть две стороны: одна определяет собой совокупность имеющихся в хозяйстве средств, которые называют активом, другая указывает источники получения этих средств (собственные или заемные). Обе стороны, естественно, равны, так как всякая ценность, привлеченная в хозяйство, имеет свои источник получения. Учетное понятие баланса – это момент счетного отражения имущественного состояния хозяйства. Бухгалтерский баланс отражает не только состояние хозяйства на тот или иной момент, но и всех процессов, происходящих в хозяйстве и исчисленных в стоимостной форме.
К середине XIX века о Пачоли забыли и вспомнили лишь благодаря находке 1869 года. В 1869 году члены Миланской академии счетоводов попросили профессора математики Лючини выступить с лекцией по истории бухгалтерского учета. Готовясь к выступлению, Лючини случайно обнаружил старинную книгу, написанную неким Лукой Пачоли. Один из ее разделов, называвшийся «Трактат о счетах и записях», был посвящен применению математики в коммерции. Среди прочего здесь излагался принцип двойной записи, который теперь применяется во всех без исключения системах бухгалтерского учета (на самом примитивном уровне этот принцип можно описать так: первая запись – откуда взялись деньги, вторая – куда они делись). Неудивительно, что историки тут же принялись по крупицам восстанавливать биографию «отца современной бухгалтерии».
Но одни исследователи посчитали его «Трактат о счетах и записях» подделкой, другие обвиняли в плагиате (по их мнению, Пачоли включил в труд «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» более раннюю работу неизвестного автора). Следует особо упомянуть русского историка Голенищева-Кутузова, который утверждал, что первое описание двойной записи содержится в книге Бенедетто Котрульи «О торговле и совершенном купце», написанной в 1458 году, но впервые опубликованной лишь в 1573 г. По мнению Голенищева-Кутузова, настоящее имя настоящего «отца современной бухгалтерии» – Бенко Котрульевич, что указывает на его славянское происхождение.
В любом случае родиной современной бухгалтерии считается Италия. Использование принципа двойной записи можно обнаружить в торговых книгах итальянских купцов начала XIV века, а отдельные элементы – в записях конца XIII века (к примеру, в книгах торгово-финансовых домов Барди и Перуцци). А вот родина слова «бухгалтер» (буквально «книгодержатель») – Германия. 13 февраля 1498 года, то есть спустя четыре года после публикации работы Пачоли, император Священной Римской империи Максимилиан I подписал следующий указ: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер».

Биография

Лука Пачоли родился в 1445 году в итальянском городке Борго-Сан-Сеполькро в семье нотариуса. В 1470 году Лука Пачоли переезжает в Рим. В 1472 году стал монахом, приняв францисканский обет бедности. Это позволило ему получить доступ к нужным людям, научным библиотекам, давало необходимое время для научной работы. И в 1477 году Лука Пачоли становится профессором в университете Перуджи. В 1493 году он завершает свой главный труд, над которым работал тридцать лет, – «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях». В 1494 году эта книга вышла из печати в Венеции. Особенно важен в этом произведении трактат XI «О счетах и записях», ибо это было первое описание двойной бухгалтерии – основы экономической деятельности современного предприятия. Умер Лука Пачоли 19 июня 1517 года в родном городе Борго-Сан-Сеполькро. Точная дата его смерти была установлена лишь в XX веке.

Основные работы:

Л. Пачоли. Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях.
Л. Пачоли. Божественная пропорция.
Л. Пачоли. Трактат о шахматной игре.

Лука Пачоли жил в один из самых ярких периодов в истории человечества _ в эпоху Ренессанса. Эпоха Возрождения - это эпоха интеллектуального и художественного расцвета, центром которого была Италия. Это период потрясающих научных открытий, новых образов в живописи, активного развития социальных наук и Великих географических открытий. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце ее творения. Эпоха возрождения породила таких гениев как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Колумб - в эту плеяду входит и Лука Пачоли.

Человек неотделим от времени, в котором он живет. Эпоха независимо накладывает след на само существование человека: будь он художником, поэтом или ученым. Лука пачоли (Приложение А) родился в 1445 году в городке Борго Сан-Сеполькро, который принадлежал « Афинам Возрождения» - Флоренции. Флоренция в те времена была республикой и с XIV века являлась центром просвещения, где творили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Петрарка и многие другие. Известно, что отца будущего математика звали Бартоломео Пачоли и что семейство Пачоли было весьма уважаемым в городе. Немаловажным фактом биографии Луки Пачоли является сведения о том, что в детстве мальчик помогал местному торговцу. Немного позднее Лука становится учеником известного художника Пьеро дела Франческа; обучение в мастерской великого живописца оказало огромное влияние на Пачоли. Дело в том, что мастерская была своеобразным центром культуры - ее « университетом». « В созданном Пьеро дела Франческа мире царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила - человеческий разум, вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность».

Во время совместного путешествия Пачоли и Франчески через аппенины художник предоставил возможность своему ученику посещать обширную библиотеку герцога Федерико да Монтефельтро в городе Урбино. Коллекция из 4 тысяч книг позволила Пачоли расширить свои знания в области математики. До 1464 года Л. Пачоли работает в мастерской учителя, после чего переезжает в Венецию.

Там Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца. Обучая их тому, что знает Лука часто учится вместе с воспитанниками: они посещают публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, о чем Пачоли позже вспоминал: « Благодаря родительскому и братскому покровительству этих лиц (Ромпиази.- Е.М.), живя в их доме, я имел возможность усовершенствоваться в науках под руководством сира Доменико Баргадино». Следует обратить внимание, что кроме обучения математике Пачоли в это время постигает и азы купеческого дела, помогая главе семейства Ромпиази вести конторские книги. Но в 1470 году в связи со смертью матери Антонио де Рампиази Пачоли прерывает занятия с его сыновьями и отправляется в Рим.

Этот период биографии Пачоли не очень интересен с точки зрения исследования его вклада в бухгалтерский учет, поэтому мы лишь заметим, что в Риме Лука Пачоли жил в доме Леона Баттиста Альберти - архитектора, ученого, писателя и музыканта. Знакомство с выдающимся зодчим эпохи Возрожднеия оказало значительное влияние на духовный мир Луки, укрепило его уверенность в могуществе мира чисел и всеобщее влияние математики на мир. Альберти также познакомил Пачоли с кардиналом францисканского ордена Франческа деле Ровере, который впоследствии станет папой римским Сикстом IV. Возможно, именно после этой встречи Пачоли решил покинуть мирскую жизнь, окунувшись в мир религиозный. Известно, что Пачоли провел в Риме не более двух лет.

В какой из городов Италии он отправился, доподлинно неизвестно. В 1472 году Луке было 27 лет. Видимых научных успехов он еще не достиг, и весьма обоснованным кажется его решение пострижения в монахи. С этого года Лука становится служителем францисканского ордена. В те времена монашество было прекрасным способом продолжения самообразования и развития научной деятельности: во-первых, это была особая культурная среда, в которой можно было заниматься научной работой, во-вторых, орден снабжал монахов достаточными материальными средствами, и наконец, нахождение в ордене обеспечивало Луке необходимые связи для преподавательской деятельности, а также получения профессуры. На этом этапе возникает логичный вопрос: был ли Лука Пачоли религиозным человеком? С одной стороны, в его трактате « О счетах и записях» мы находим неоднократное упоминание имени Господа, например, так начинается глава 3: « Во имя господа 1493 года 8 ноября, в Венеции…». С другой стороны, многие деятели эпохи Возрождения следовали методу, описанному Ф. Гвиначчардини: « Думай как хочешь, но поступай так, как тебе выгодно». Во многих работах того времени встречались ссылки на Библию или другие религиозные атрибуты, поэтому можно полагать, что использование их Пачоли - всего лишь дань традиции. Как бы то ни было, Лука Пачоли хотел посвятить себя науке и делал для этого все возможное.

После пострижения Лука Пачоли живет у себя на родине - в местечке Сан-Сеполькро. Вскоре он получает профессуру в университете Перуджи, где начинает читать лекции по геометрии и алгебре. В своих лекциях Пачоли подчеркивает важность перенесения теоретических знаний в русло практики. Именно эта особенность сделала Луку уникальным преподавателем своего времени: профессору Пачоли постоянно повышали оклад - с 30 начальных гульденов до 60 в 1478 году. Во время преподавания в университете Пачоли написал развернутый конспект курса, который оформил в виде отдельной книги и посвятил ее « своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Основы этой книги войдут в состав монументального математического труда Пачоли « Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и отношений». Рукопись хранится в Ватиканской библиотеке (№3129). В Перуджи Лука Пачоли преподавал до 1480 года, после чего уехал в Зару. Там он ив течении восьми лет занимался различными науками: философией, теологией, математикой. Эти годы научной работы не прошли бесследно: с 1486 года Лука Пачоли - магистр священной теологии. Через год его по рекомендации кардинала ордена приглашают назад, а Перуджу, где профессор Пачоли снова начинает читать лекции. Параллельно преподавательской деятельности Пачоли пишет энциклопедический труд по математике.

В Перуджи Пачоли пробыл недолго: в 1488 году он получает должность в штате местного епископа и переезжает в Рим. Здесь Лука продолжает работать над математическим трудом и выступает с публичными лекциями.

Через два года он возвращается в Сан-Сеполькро и завершает свой монументальный труд. 13 лет потребовалось Пачоли, чтобы собрать и классифицировать все накопленные им математические знания.

Эта работа, вне всякого сомнения принесла славу ее автору. Когда в 1496 году в крупнейшем миланском университете открыли кафедру математики, одним из первых профессоров ее был фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро.

В это время в Милане жил и работал великий творец эпохи Просвещения Леонардо да Винчи. Ученые не могли не познакомиться. Сначала их связывали только деловые отношения - в записных книжках да Винчи сохранились записи про « маэстро Луку», «брата из Борго» и их совместные расчеты для конного памятника Сфорца. Вскоре Пачоли и да Винчи становятся хорошими друзьями. Под влиянием Леонардо Лука заинтересовался разработкой теории перспективы, геометрии и архитектуры. Ученые совместно работали над созданием нового труда Пачоли (« О божественной пропорции»): Леонардо да Винчи иллюстрировал теоретические разработки Пачоли. Также у них есть еще один совместный труд: работа, посвященная шахматам. Манускрипт считался утерянным, но в 2006 году был обнаружен в одной из библиотек городка Гориция. Пачоли объяснял Леонардо теорию о пропорциях и отношениях. Эти знания пригодились гению эпохи Возрождения при создании фрески на северной стене церкви в доминиканском монастыре Санта- Мария- деле- Грацие в Милане. Эта фреска сейчас - самое известное произведение XV века, известное под названием «Тайная вечерня». Пропорциональность в работах да Винчи, которой научил его Пачоли, будет прослеживаться во многих творениях мастера. В 1499 году они вместе уезжают во Флоренцию, где их пути расходятся.

Через два года Пачоли переезжает из Флоренции в Болонью, где в старейшем европейском университете занимает кафедру математики. В 1505 году Л. Пачоли снова оказывается во Флоренции, в братии монастыря св. Креста. Он застает триумф Микеланджело, молодой Рафаэль учится здесь живописи. Все время, свободное от орденских обязанностей, Пачоли посвящает своему второму монументальному труду «Божественной пропорции». Издавать написанную книгу, как и в первый раз, Пачоли едет в Венецию. Издатель Паганино ди Паганини принимает у Пачоли две рукописи: одну, уже известную « Божественную пропорцию» м вторую - перевод Евклида, авторский конспект лекции Пачоли, включающий в себя первоисточники комментарии важных мест в труде древнегреческого философа.

Однако не только успехи сопутствовали Пачоли. Еще в 1491 году два монаха родного для Пачоли монастыря в Сан-Сеполькро обратились к кардиналу ордена с просьбой лишить его привилегий и отстранить от всех административных обязанностей. В итоге Пачоли запретили преподавать в родном городе. Тем не менее козни недоброжелателей не помешали Пачоли проводить проповеди во время поста в 1493 году. Вполне вероятно, что известность Пачоли и его привилегии в ордене породили завистников и недоброжелателей. И хотя очередная петиция, направленная против Л. Пачоли, была отправлена кардиналу в 1509 году, фра Лука ди Сан-Сеполькро избирается главным служителем монастыря Сан-Сельпокро. В 1510 году Л. Пачоли исполнилось 65 лет. Еще в 1498 году в Милане он писал герцогу Людовику Моро: « И хотя от рождения я природою одарен почти так же, как и всякий другой, я тем не менее, уже изнемогаю от тяжкого дневного и ночного телесного и душевного напряжения». Лука Пачоли прощается, и в этот раз уже навсегда, с Венецией - и возвращается в монастырь в Сан- Сеполькро в должности приора. Дело по поводу письма двух монахов длилось долго, Пачоли писал объяснения и излагал свое мнение в письмах кардиналу. Но в те далекие времена монастырские тяжбы затягивались. По известным данным, перепетии жизни средневекового монастыря так и не были разрешены вплоть до самой смерти Пачоли.

Известно, что в 1511 году Лука Пачоли составил завещание. Вероятно, он полагал, что на этом мирские и религиозные власти оставят его в покое, но он ошибался. В 1514 году на папский престол восходит Лев X. Новый папа созывает в Рим первых людей эпохи, среди них оказался и Лука Пачоли. В Римской Академии он снова читает лекции. Но в конце 1514 года его уже нет в списке лекторов университета. Долгие годы точная дата смерти великого ученого оставалась неизвестной. Но в статье приводит ее М. Кутер, ссылаясь на исследования японских ученых: 19 июня 1517 года.

, Тоскана Флорентийская республика

Фра Лука Бартоломео де Пачоли (устаревшее написание: Пачиоли или Пачиоло , итал. Fra Luca Bartolomeo de Pacioli ), (Борго Сан Сеполькро , - Борго Сан Сеполькро, 19 июня ) - итальянский математик , один из основоположников современных принципов бухгалтерии . Крупнейший европейский алгебраист XV в.

Биография

С 14 октября 1477 года по 11 декабря 1480 года - профессор в Перуджинском университете , где читает лекции по алгебре, геометрии. Развёрнутые конспекты двух курсов: «Алгебра» и «Пять правил Платона» были оформлены им в виде отдельной книги, которую автор посвятил «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Затем в течение восьми лет он живёт в Заре (ныне - Задар в Хорватии), где занимается теологией и математикой, иногда совершая по делам ордена поездки по другим городам Италии.

Из задач, привлёкших внимание математиков последующих поколений, следует отметить задачу о разделе ставки при незавершённой игре, которую сам Лука, по более позднему общему мнению, решил неправильно, предложив делить ставку пропорционально уже набранным очкам. Впрочем, эта задача в «Сумме» ещё не предполагала вероятностной интерпретации, поскольку формулировалась так:

(1) Компания играет в мяч до 60 очков и делает ставку 22 дуката. В связи с возникшими обстоятельствами игра прекращена до её окончания, причём одна сторона имеет 50, а другая 30 очков. Спрашивается, какую часть общей ставки должна получить каждая сторона? (2) Трое соревнуются в стрельбе из арбалета. Кто первым достигнет 6 попаданий, тот и выигрывает. Когда первый попал в цель 4 раза, второй 3 раза, третий 2 раза, они не хотят продолжать и решают разделить приз справедливо. Спрашивается, какой должна быть доля каждого?

Пожалуй, самое существенное нововведение Пачоли состоит в систематическом использовании синкопированной алгебраической записи - своеобразной предшественницы последующего символического исчисления. Книга содержит таблицу монет, весов и мер, принятых в разных частях Италии, а также руководство по венецианской двойной бухгалтерии. Что касается геометрической части Суммы, она следует за «Практической геометрией» Леонардо Пизанского.

В 1508 году в Венеции Пачоли издаёт латинский перевод «Начал» Евклида , принадлежащий Джованни Кампано . Этот перевод, сделанный ещё в 1259 году с арабского языка, уже издавался в 1482 году и затем несколько раз переиздавался, но издание изобиловало опечатками и ошибками. Пачоли отредактировал перевод и по этой редакции, снабжённой многочисленными комментариями, читал свои университетские лекции.

В 1509 году в Венеции была издана ещё одна книга Пачоли: «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки» .

В 1508 году , благодаря своему давнему знакомству с папой Юлием II , получает должность местоблюстителя монастыря в родном городе Сан-Сеполькро. Однако в декабре 1509 г. два монаха его монастыря передали генералу ордена письмо, в котором указывали на то, что «маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими», и просили освободить его от административных обязанностей. Но поддержки у начальства они не нашли, и в феврале 1510 года Лука Пачоли становится полноправным приором родного монастыря. Впрочем, распри внутри монастыря продолжались и далее.

В 1514 году на некоторое время уезжает в Рим по вызову только вступившего на папский престол Льва X и вновь возвращается в Сан-Сеполькро, где и умирает в 1517 году.

Сочинения

  • Лука Пачоли. О божественной пропорции . Репринт изд. 1508. С приложением перевода А. И. Щетникова. М.: Фонд «Русский авангард», 2007.
  • Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. Я. В. Соколова . - М .: Финансы и статистика, 1994. - 320 с. - ISBN 5-279-01215-7 .


Правила Пачоли

Правила Пачоли - принципы, сформулированные в конце XV века Лукой Пачоли, согласно которым:

Напишите отзыв о статье "Пачоли, Лука"

Примечания

Литература

  • Соколов Я. // В кн.: Пачоли Л. Трактат о счета́х и записях М.: Финансы и статистика, 1994.
  • Щетников А. И. Лука Пачоли и его трактат «О божественной пропорции». Математическое образование , № 1 (41), 2007, с. 33-44.

Отрывок, характеризующий Пачоли, Лука

Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.