Как изменилась жизнь ночлежников после появления луки. Жизнь ночлежников до появления луки

  1. Добродушный старец-странник.
  2. Приспособление к окружающим.
  3. Активные действия Луки и его итоги.

Появление Луки в жизни ночлежников стало знаменательным событием. Слова, сказанные странником, круто изменили жизнь каждого из них. Они смогли решить проблемы и решиться на то, на что раньше были способны, но не могли воплотить. Им он придал уверенность в себе и веру в будущее, которое они создадут своими руками.

А если посмотреть на Луку с другой стороны? Например, он стал всего лишь средством для разрешения всех проблем и конфликтов, что накопилось к этому времени в среде ночлежников. Или он стал кривым зеркалом, отразившим все чаяния и надежды обитателей дна. И если кто-то отходит от такого зеркала, то уже не видит воздушных замков на песке. Так какую же роль играет этот герой в пьесе и судьбе ночлежников и их хозяев?

«Наташа входит. За нею Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Таким предстает Лука перед ночлежниками. Сразу видно, что он много странствует и далеко не по людным местам, раз есть свой котелок и чайник. Обитателям ночлежки он желает здравия и согласен жить с ними: жулики они или нет. А сам кто он такой? В пьесе определить это может лишь бумажка, которую так упорно многие герои спрашивают у Луки. И действительно Бубнов спрашивает у странника ни откуда и куда он идет, а где его паспорт. Лука переводит разговор в шутливую тональность и отвечает: «Они, бумажки-то, все такие... все никуда не годятся». И даже хозяйке Василисе странник не дает паспорта, обещая принести его на квартиру. Лука упорно не хочет определять свою личность и для полицейс-кого. Но обыгрывает это с иронией: «... земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маненько и опричь его». Странник так и не дает знать ни то, кто он такой, ни откуда он, ни почему попал именно в обитель ночлежников.

Первые строки о появления Луки не сулили никаких кардинальных изменений в жизни людей. В дальнейшем он начинает приспосабливаться и узнавать изнаночную сторону жизни окружающих. Образ Луки становится в какой-то степени двойственным и противоречивым. Умудренный жизненным опытом человек удивляется, что в кухне Настя плачет над книжкой. Или делает вид что уходит, а сам остается на печке подслушать разговор Пепла и Василисы. Вроде бы с одной стороны он находит утешительные слова для Анны и в то же время подтрунивает над Бароном: «Графа видал я и князя видал... а барона - первый раз встречаю, да и то испорчен- \ ного».
Вся эта своеобразная разведка помогает ему войти в этот мир не только еще одним ночлежником, но и стать активным участником жизни обитателей дна. Он, только что пришедший в незнакомое место, как бы продолжает их разговор о че-ловеке: «Если человеком родился, человеком и помрешь...» И словно вторит их образу жизни, что любое сопротивление жизненному потоку не приносит ничего: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее..., и хоть живут еще хуже, а хотят - все лучше... упрямые!» Он не называет таких людей достойными. По его мнению, они не смогут исправить то положение, в котором оказались.

Поэтому Лука жалеет тех, кто по воле случая оказался постоянным обитателем дна жизни. И время здесь тянется бесконечно. «Я здесь полгода прожил, - говорит Клещ, - а все равно как шесть лет». Странник видит на них и отпечатки прежней жизни: «барство-то - как оспа!... И выздоровеет человек, а знаки-то остаются».

Поначалу Лука начинает вмешиваться в жизнь ночлежников добрыми замеча-ниями. «Эх, парень, запутался ты», - жалеет он Алешку. А потом предлагает подме-сти пол, чтобы чисто было. Но это обозначает: не просто смести пыль, что накопилась от бесконечного хождения людей, а еще попробовать очистить души героев от того мелочного сора, с которым он столкнулся. «Сколько разного народа на земле распоряжается... И всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни... и чистоты нет».

После всех разглагольствований Лука приступает к активным действиям: помо-гает Анне - проводит из сеней в комнату. И на ее примере произносит небольшой монолог о ценности человека: «...а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...» Он дает своеобразную установку обитателям дна: что каждый, именно каждый человек, имеет свою цену в этом мире, Единствен-ное но: цену человек назначает себе сам. И вроде для примера подмасливает Мед-ведева (называя его ундер, а потом геройской личностью). И Медведев уже возгор-дился, показывая тем самым, что ему грош цена. И найдя таким образом подход к полицейскому, странник начинает поддакивать ему на счет Анны: «Надзор нужен! Вдруг - умрет? Канитель будет из этого... Следить надо!»
А вот какую характеристику-оценку дает Лука себе. Он называется проходящим, странствующим, т. е. прошел он мимо, не интересуясь проблемами другого: встре-тилось что-то на пути - мы это обошли. Василиса же определяет его как прохожего, но тут же выдает ассоциацию с проходимцем. Получается, что его не только не интересует судьба другого, а он еще и обманывает всех. Возможно, в какой-то сте-пени она оказалась права.

Способность к трансформации просвечивает и в заключительной фразе: «Мяли много, оттого и мягок...» Этой строчкой заканчивается первый акт пьесы и материал для нашего анализа. Но именно эта фраза подтверждает все сказанное выше. Многие мяли, можно сказать подминали под себя. И он подобно хамелеону может меняться под каждого персонажа: ласков с Анной, податлив Медведеву, шутлив с Бароном. Здесь он не высказывает особо резких суждений, все они звучат очень мягко.

В этом отрывке еще до конца не ясна роль Луки. Однако он сумел стать органи-ческой частью ночлежки. Хочу отметить* что его никто не вводит в их жизнь, он сам вторгается в нее, как в открытые двери. Вникает и адаптируется довольно быстро в обществе, в которое случайно попал, странствуя по Руси. «Мягкий», принимающий форму того места, где оказался, он довольно быстро становится составной частью этого дна. И здесь остается открытым вопрос: почему он остановился не в богатом доме, где находят приют странники, а пошел на самое дно жизни».

Сочинения по литературе: Жизнь ночлежников до появления луки. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках. Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам.

А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены. Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих.

Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.

Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет. Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне». Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.

Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек. О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии. Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: «Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю».

Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна. Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!

» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.

А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего».

Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму.

Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя. Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист …

Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века!

И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

Пьеса «На дне» завершила цикл произведений М. Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», - писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.

Пьеса "На дне" была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле «На дне» явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всём. «Подвал, похожий на пещеру» - одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.

Первый акт пьесы даёт также представление и о каждом персонаже. Автор даёт как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин», но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть - ненужный здесь товар.

Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылёва, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую.

Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: «Чтобы я, - говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Никто ей не верит, а только насмехается.

Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна. И это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…». И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».

Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.

Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…». Он говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылёв, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.

Так с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается «сквозная» проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.

По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!»,- так говорит Бубнов.

Но, в конечном счёте, вся обстановка первой сцены построена на ощущении безысходности. "Дно" описано во всей его ужасающей правде.



Над пьесой «На дне» Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая жизнь потеряла ценность. Именно эту действительность показал автор в своей философско-публицистической драме.

Сюжет пьесы развивается в городской ночлежке, где постоянно слышна ругань, обитатели предаются пьянству, проявляют жестокость. Но в этом похожем на пещеру подвале происходит столкновение идей, развивается спор о человеке, смысле его жизни. Дискуссия идет до появления странника Луки и продолжается после его ухода. Однако именно паломник – главный катализатор споров и конфликтов. Его приход в ночлежку обостряет споры и философские рассуждения героев.

У Луки своя правда: он утешает оказавшихся на социальном дне людей, дает каждому надежду, хотя прибегает при этом к спасительной лжи.

Он скрасил последние дни Анны, благодаря чему умирающая обрела хоть какое-то подобие покоя. Однажды Луке удалось отговорить Ваську Пепла от расправы над хозяином ночлежки. Старик видит, что Пепел – неплохой парень и действительно влюблен в Наташу. Он советует молодому вору отправляться в Сибирь, где тот сможет начать честную жизнь. Поддерживает Лука и пьяницу Актера, рассказывая о бесплатной клинике для алкоголиков. Странник не просто так лжет обитателям ночлежки. У него имеется своя философия, заключающаяся в спасении человека через добро, а не насилие.

На мой взгляд, нельзя утверждать, что речи Луки негативно сказываются на окружающих.

Актер перестал пить горькую и держался какое-то время – следовательно, имел силы отказаться от пагубной привычки. Если бы Пепел последовал совету странника и ушел вовремя из ночлежки – не произошло бы беды, не угодил бы Васька в тюрьму.

Основным оппонентом Луки выступал Сатин, утверждавший, что странник лжет из жалости. Лука действительно не видел в человеке личности, искренне считая, что люди достойны лишь сострадания. Такая философия проповедника лжи не приемлема для гордого человека, ищущего справедливость.

Образ Луки занимает одно из центральных мест в пьесе. Благодаря этому неоднозначному персонажу, раскрываются характеры остальных героев произведения. Кроме того, появление странника заставляет обитателей дна особо остро спорить о правде, лжи и смысле бытия.

Финал пьесы драматичен, ведь опустившимся на дно людям уже не возродиться к достойной жизни. Но все же видно, что духовное пробуждение социальных низов уже близко…

Обновлено: 2017-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Правда о босяке, сказанная Горьким,

заслуживает величайшего внимания.

Д. Мережковский

Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития европейского гуманизма. В России он начался в XVIII-XIX веках, получив выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.

Наиболее логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.

Поистине горький опыт детских и юношеских лет, описанный в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», рано развившаяся ненависть к злу заставили писателя искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни.

Как никто из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой природы. «В наши дни ужасно много людей, только нет человека» - заявил в одном из писем молодой автор. Горьковский гуманизм - яростный бунт против всего, что искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и прочих границах, - ярко отражен в его знаменитой пьесе «На дне».

«На дне» - это карнавал «масок», в котором на «узкой житейской площадке» сошлись не просто босяки, но «бывшие люди» в символическом значении этого слова.

Дом для них - «подвал, похожий на пещеру».

Еще больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми занавесками.

Кто же живет среди этих холодных закопченных стен?

Многие персонажи носят не имена, а клички. Спившийся актер по имени Сверчков-Заволжский (явно пародийное имя) называется просто Актер. Разорившийся дворянин - просто Барон. Впрочем, его социальное прошлое весьма сомнительно, похоже на пародию на мещанское представление о «благородной породе»: «Старая фамилия... времен Екатерины... дворяне... вояки!.. Богатство... сотни крепостных... лошади... повара...» - монотонно говорит Барон, будто вспоминает забытый урок. Не исключено, что Барон просто придумал свое прошлое, и на самом деле он был не барином, а, допустим, лакеем.

Теперь это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей «организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие - «братия несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.



Автор как бы изображает бездонную пустоту, в которую по степенно падает человечество, находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей, где не все еще «слиняло» и «прогнило». Но в основном это только видимость жизни, которую создают обитатели.

Всякий персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений. Бывший телеграфист Сатин не утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Вор Пепел утверждает, что «на ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...»

Клещ презирает людей, с которыми живет в одном помещении: «Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...», он совершенно равнодушен к страданиям тяжело больной жены и, страшно сказать, даже ждет ее смерти: «вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена...»

Люди в костылевском подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга, хотя стараются создать видимость общежития: устанавливают «очередь убираться», выказывают некоторое сочувствие больной Анне.

Дальнейший ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в человеческом сообществе.

На самом деле «На дне» - пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры большого писателя, Максима Горького.

2. Проверка домашнего задания . (Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)



1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3 акта пьесы Горького.)

2. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

IV. Итоги урока.

Домашнее задание .

Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для групповой работы).

Уроки 17-18. Роман Горького «Фома Гордеев»:

Проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. - № 7. -2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характеру героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход урока

Класс разбит на четыре группы, две из которых - группы игроков, одна группа - исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

Каким человеком был отец Фомы?

В чем состояла суть отцовской науки?

Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

Какова жизненная философия Якова Маякина?

Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве - первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали - тюрьму... Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель. В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам.

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы - Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» - часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

Ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

Ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

Ум имей хоть маленький, но свой;

Нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина, Грибоедов «Горе от ума»; уроки чести офицера Гринева, Пушкин «Капитанская дочка»; отцовские наставления Чичикова, Гоголь «Мертвые души»)?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

Пренебрежительное отношение к бедным.

Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение. Фома - белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам.

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь - будешь жить без ошибок».

Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех гры зи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но - хуже», - думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова? (Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.)

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель. В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2-3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью - явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов - пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

(Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.)

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель. Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

Совесть непобедима лишь для слабых духом.

А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

Правду только подслушать можно.

Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?