Греко-римская vs. Вольная борьба – что является лучшей базой для ММА? От Емельяненко до Джонса

Что является лучшей базой для ММА - греко-римская борьба, или же вольная? Почти все уже пришли к единому мнению, что борьба, особенно коллежского и международного уровня, лучше всего подходит для смешанных единоборств, но как насчет стилей борьбы? Что подойдет лучше всего, греко-римская, коллежская, или вольная?

Коллежская борьба, также известная как «школьная» (в США очень распространены соревнования по борьбе в школах, колледжах и университетах, эти соревнования считаются очень престижными и хорошо финансируются, по сути являясь вольной борьбой, но без опасных приемов, таких как прогибы и т.д. - прим. перев.), была создана на основе вольной борьбы. И пусть она отличается от вольной другими правилами, это не разные стили, чего не сказать о греко-римской борьбе, которую нельзя сопоставлять с коллежской.

Греко-римская борьба гораздо больше распространена в Европе, нежели в США, и отличается от вольной и коллежской в основном тем, что там запрещено проводить захваты ниже талии, как и выполнять зацепы, обвивы и подсечки ногами. Для сравнения, греко-римская больше похожа на соревнования по No-Gi дзюдо, за исключением подсечек и сабмишенов. Греко-римская борьба основана на амплитудных бросках и удержаниях, и можно выделить немало бойцов UFC с опытом международных выступлений в этой дисциплине - Дэн Северн, Рэнди Кутюр, Дэн Хендерсон, Чейл Соннен, Мэтт Линдланд и многие другие.

В то же время, вольная и коллежская борьба больше заточена на проведение захватов на нижних уровнях. Коллежская и вольная борьба разделены разными правилами - например, в коллежской запрещено брать в замок корпус оппонента, если он не стоит на ногах, также запрещены прогибы и другие опасные слэмы. Другими словами, это более безопасный стиль для студентов, но от этого коллежская борьба не становится менее изматывающей и конкурентной.

В чем то вольная борьба похожа на No-Gi джиу-джитсу, но без гарда и сабмишенов, направленная больше на проходы в ноги, зацепы и удержания. И список бойцов UFC из этой дисциплины довольно внушительный - Марк Колман, Марк Керр, Кевин Рэндлман, Брок Леснар, Тито Ортиз, Рашад Эванс, Мэтт Хьюз, Крис Вайдман, Джонни Хендрикс, Кейн Веласкез, Юрайя Фабер и другие. В целом, все ребята из списка греко-римской борьбы тоже могут быть в этом списке, так как тоже проходили через соревнования по коллежской дисциплине.

Как видите, у борцов-вольников гораздо лучше получается перейти в ММА. Помимо этого, согласно исследованиям, больше половины успешных тейкдаунов в ММА - это проходы в одну или две ноги. А если взглянуть на статистику финалов чемпионатов NCAA Division 1 с 2012 по 2014 год, более 50% успешных тейкдаунов тоже были именно проходами в одну или две ноги. Наиболее успешные переводы в партер в коллежской борьбе стали наиболее успешными переводам в партер в ММА, и это показывает потрясающую способность вольников перестраиваться в смешанные единоборства.

Теоретически, греко-римские ребята должны быть сильнее в клинче и слэмах. Например, Рэнди Кутюр швырял и Чака Лиддела, и Габриэля Гонзагу, благодаря чему одерживал победы, а также сумел бросать и удерживать огромного Тима Сильвию. Но тут нет никакой научной подоплеки, а лишь одни разговоры.

Первая часть вопроса требует серьезного изучения, но в целом все указывает на преимущества вольной борьбы. Когда Жорж Сент-Пьер стал лучшим борцом в ММА, не участвуя в коллежских или даже школьных соревнованиях, он добился успеха именно благодаря проходам в одну и две ноги, а не прогибам и «кочерге». Как бы там ни было, может, лучше задать вопрос «лучше ли греко-римские борцы в аспектах именно греко-римской борьбы»? Лучше ли они в клинче, или в амплитудных бросках?

Лучший способ ответить на это - изучить бои таких ребят, как Чейл Соненн, Рэнди Кутюр, Мэтт Линдланд и Дэн Хендерсон. Разве они чаще поднимают оппонентов и «втыкают» в пол, чем Кейн Веласкез, Мэтт Хьюз, Джонни Хендрикс или Тито Ортиз? Подозреваю, что нет, хотя у Дэна Северна были отличные прогибы. Факт в том, что олимпийцы по вольной борьбе проходят в ноги и защищаются от проходов на олимпийском уровне, чего не всегда можно сказать о бойцах с базой в греко-римской.

Так что когда мы видели бой Даниэля Кормье с Дэном Хендерсоном, мы получили то, что получили. И в то время как борцы из греко-римской гораздо лучше проходят в ноги, чем их оппоненты с опытом борьбы в колледже, то против вольников того же уровня это уже не срабатывает. Так что же является лучшей базой для ММА, вольная борьба или греко-римская? Гипотетически, это все же вольная борьба.

Статью перевел Роман Романчук по материалам Педро Оллавариа/fightland.vice.

Что является лучшей базой для ММА - греко-римская борьба, или же вольная? Почти все уже пришли к единому мнению, что борьба, особенно коллежского и международного уровня, лучше всего подходит для смешанных единоборств, но как насчет стилей борьбы? Что подойдет лучше всего, греко-римская, коллежская, или вольная?

Коллежская борьба, также известная как «школьная» (в США очень распространены соревнования по борьбе в школах, колледжах и университетах, эти соревнования считаются очень престижными и хорошо финансируются, по сути являясь вольной борьбой, но без опасных приемов, таких как прогибы и т.д. - прим. перев.), была создана на основе вольной борьбы. И пусть она отличается от вольной другими правилами, это не разные стили, чего не сказать о греко-римской борьбе, которую нельзя сопоставлять с коллежской.

Греко-римская борьба гораздо больше распространена в Европе, нежели в США, и отличается от вольной и коллежской в основном тем, что там запрещено проводить захваты ниже талии, как и выполнять зацепы, обвивы и подсечки ногами. Для сравнения, греко-римская больше похожа на соревнования по No-Gi дзюдо, за исключением подсечек и сабмишенов. Греко-римская борьба основана на амплитудных бросках и удержаниях, и можно выделить немало бойцов UFC с опытом международных выступлений в этой дисциплине - Дэн Северн, Рэнди Кутюр, Дэн Хендерсон, Чейл Соннен, Мэтт Линдланд и многие другие.

В то же время, вольная и коллежская борьба больше заточена на проведение захватов на нижних уровнях. Коллежская и вольная борьба разделены разными правилами - например, в коллежской запрещено брать в замок корпус оппонента, если он не стоит на ногах, также запрещены прогибы и другие опасные слэмы. Другими словами, это более безопасный стиль для студентов, но от этого коллежская борьба не становится менее изматывающей и конкурентной.

В чем то вольная борьба похожа на No-Gi джиу-джитсу, но без гарда и сабмишенов, направленная больше на проходы в ноги, зацепы и удержания. И список бойцов UFC из этой дисциплины довольно внушительный - Марк Колман, Марк Керр, Кевин Рэндлман, Брок Леснар, Тито Ортиз, Рашад Эванс, Мэтт Хьюз, Крис Вайдман, Джонни Хендрикс, Кейн Веласкез, Юрайя Фабер и другие. В целом, все ребята из списка греко-римской борьбы тоже могут быть в этом списке, так как тоже проходили через соревнования по коллежской дисциплине.

Как видите, у борцов-вольников гораздо лучше получается перейти в ММА. Помимо этого, согласно исследованиям, больше половины успешных тейкдаунов в ММА - это проходы в одну или две ноги. А если взглянуть на статистику финалов чемпионатов NCAA Division 1 с 2012 по 2014 год, более 50% успешных тейкдаунов тоже были именно проходами в одну или две ноги. Наиболее успешные переводы в партер в коллежской борьбе стали наиболее успешными переводам в партер в ММА, и это показывает потрясающую способность вольников перестраиваться в смешанные единоборства.

Теоретически, греко-римские ребята должны быть сильнее в клинче и слэмах. Например, Рэнди Кутюр швырял и Чака Лиддела, и Габриэля Гонзагу, благодаря чему одерживал победы, а также сумел бросать и удерживать огромного Тима Сильвию. Но тут нет никакой научной подоплеки, а лишь одни разговоры.

Первая часть вопроса требует серьезного изучения, но в целом все указывает на преимущества вольной борьбы. Когда Жорж Сент-Пьер стал лучшим борцом в ММА, не участвуя в коллежских или даже школьных соревнованиях, он добился успеха именно благодаря проходам в одну и две ноги, а не прогибам и «кочерге». Как бы там ни было, может, лучше задать вопрос «лучше ли греко-римские борцы в аспектах именно греко-римской борьбы»? Лучше ли они в клинче, или в амплитудных бросках?

Лучший способ ответить на это - изучить бои таких ребят, как Чейл Соненн, Рэнди Кутюр, Мэтт Линдланд и Дэн Хендерсон. Разве они чаще поднимают оппонентов и «втыкают» в пол, чем Кейн Веласкез, Мэтт Хьюз, Джонни Хендрикс или Тито Ортиз? Подозреваю, что нет, хотя у Дэна Северна были отличные прогибы. Факт в том, что олимпийцы по вольной борьбе проходят в ноги и защищаются от проходов на олимпийском уровне, чего не всегда можно сказать о бойцах с базой в греко-римской.

Так что когда мы видели бой Даниэля Кормье с Дэном Хендерсоном, мы получили то, что получили. И в то время как борцы из греко-римской гораздо лучше проходят в ноги, чем их оппоненты с опытом борьбы в колледже, то против вольников того же уровня это уже не срабатывает. Так что же является лучшей базой для ММА, вольная борьба или греко-римская? Гипотетически, это все же вольная борьба.

Статью перевел Роман Романчук по материалам Педро Оллавариа/fightland.vice.com для MMA Sport.ru

Борьба является важной частью культуры единоборств и одним из самых популярных видов спорта, а вопрос - разбить негодяю лицо или воткнуть его головой в асфальт - попросту краеугольный для любого уважающего себя бойца.

Отвратительные мужики расскажут, как борьба появилась, почему была актуальна во все времена и в каком состоянии этот вид единоборств находится сейчас. Разберем только западноевропейскую борьбу, не затрагивая восточные и славянские традиционные единоборства.

Первые упоминания: шумеры и египтяне

Самые ранние материальные свидетельства использования людьми борцовских приемов относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Речь идет об изображении борьбы шумерского героя Гильгамеша со львом, где человек берет зверя на удушающий как настоящий профи.

В Ираке найдены таблички, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, причем древние борцы, судя по изображениям, любили ломать противникам пальцы. А найденная примерно на той же территории статуэтка воспроизводит сцену с двумя воинами, которые борются друг с другом с кувшинами на головах. Датирована она приблизительно 2600 годом до нашей эры.

Больше всего информации о самых древних борцах нам доносят египетские источники. Например, на стенах гробниц в Саккаре и в усыпальнице номарха Хнумхотепа II найдены настенные росписи, изображающие схемы борцовских приемов, как в стойке, так и в партере.

По рисункам видно, что борцы часто били друг друга руками и использовали болевые приемы. В гробнице фараона Рамзеса III есть изображения борцов разных рас, развлекающих схваткой фараона и его гостей. Судя по другим сведениям, люди более высоких каст имели право применять больше приемов, чем их менее знатные соперники.

Греция и Рим

Наивысшего расцвета в древнем мире борьба достигла в Греции, что отображено в названии классической или греко-римской борьбы, хотя ее правила далеко не так похожи на то, что делали греки и римляне во время боя.

Вообще, как таковых правил у греков не существовало, и чаще всего перед схваткой о них договаривались отдельно. Постепенно все же сложились часто используемые порядки - например, проигравшим считался борец, которого трижды бросили на землю. Самым позорным было упасть на спину, и некоторые чемпионы очень гордились тем, что их никто никогда не укладывал на лопатки.

Борцовские схватки проходили на земле, борцы были обнажены и намазаны маслом, а судья, если он присутствовал, следил за тем, чтобы противники не кусались и не выдавливали друг другу глаза - в этом случае он лупил их палкой.

Борьба была настолько популярной, что в 708 году до нашей эры ее включили в Олимпийские Игры, а такие гиганты философской мысли как Сократ и Платон активно занимались ей. Платон даже боролся в Истмийских играх .

Плутарх же считал борьбу наиболее интеллектуальным спортом, так как в ней нужно было не просто побороть противника, а перехитрить, используя ловкость и сноровку. У греков было несколько видов борьбы, в одном боролись только в стойке, в другом - также и в партере, а где-то были разрешены все виды ударов (панкратион , ставший прообразом нынешних смешанных боевых искусств).

Для обучения борьбе были созданы специальные школы - палестры, где мальчики познавали все премудрости этого искусства в играх с борцовскими элементами. В этом, как легко можно догадаться, особенно отличились спартанцы. У них была такая игра - на землю ложится человек, на него еще один, потом еще и еще. Над ними стоит водящий с палкой и лупит лежащих по спине, а играющие пытаются заползти друг под друга, чтобы спиной ближнего своего закрыться от града ударов. Кто получил больше всего - становится водящим.

Было и кое-что повеселее. В темной комнате водящий пытается поймать отбивающихся противников и, внимание, укусить! Если укушенный заорет - его сначала бьют всей толпой, а потом он сам становиться водящим.

После захвата Греции Римом, вместе с искусствами, инженерией и философией, римляне переняли и борьбу, добавив схватки борцов к гладиаторским играм. Борьба была настолько популярна, что ей занимались даже императоры, а один из них - безумный Коммод , был задушен во время борцовского поединка рабом Нарциссом по приказу заговорщиков.

Средневековье

В дальнейшем христианство запретило борьбу, как часть гладиаторских игр и языческое наследие, а церковные иерархи не раз клеймили ее в своих проповедях. Так, например, Тертуллиан в своей книге «О зрелищах» писал, что «борьба - дело дьявола», да и папы в своих буллах от 1588, 1611 и 1685 годов запрещали этот вид единоборств.

Несмотря на такое отношение со стороны церкви, борьбой увлекались не только крестьяне и горожане, но и воинское сословие, особенно когда доспехи стали слишком массивными. Пробить их мечом или копьем становилось трудной задачей, а вот бросить противника на землю и заколоть кинжалом в забрало, а может даже взять в плен и получить выкуп - милое дело.

Даже короли иногда игнорировали церковные запреты и боролись друг с другом в самом прямом смысле. Так, например, состоялась борцовская схватка между королем Франции Франциском Первым и королем Англии Генрихом Восьмым , при этом более ловкий француз смог опрокинуть полагавшегося на силу английского короля на землю.

Борьба в средневековье была настолько актуальной в подготовке воина, что ее приемы часто включали в учебники по фехтованию, а в 1511 году вышла отдельная книга, посвященная борьбе, - произведение Ганса Вурма «Борьба», а в 1539 - «Искусство борьбы. 85 приемов» Ф. Ауэрсвальда.

Новое время

С появлением огнестрельного оружия прикладное значение борьбы для солдата упало, но к ней сохранился интерес, как к зрелищу. Поэтому борцовские поединки часто проходили на ярмарках или в цирках, где атлеты поражали зрителей не только своей силой, но и ловкими, хитрыми приемами.

Тогда же впервые появляется термин «греко-римская борьба ». Его использовал итальянский борец Базилио Бартолетти еще в 18 веке, чтобы подчеркнуть свое сходство с героями Древнего Рима и Греции, которые были тогда так популярны.

В 1848 году солдат наполеоновской армии по имени Эсбройе, любивший бороться на популярных ярмарках, придумал правила для придуманного им вида борьбы, и назвал это искусство «борьба без ног». Собственно, из названия понятны и правила - схватка проходила без использования подножек и захватов ниже пояса.

Так появились первые правила классической или греко-римской борьбы, долгое время имевшей еще одно название - французская борьба. Эти правила быстро завоевали популярность по всей Европе, кроме Британии. Там они не прижились, и англичане развивали свою борьбу, используя и захваты за ноги и подножки. Так родился второй популярнейший ныне вид спорта - вольная борьба .

Поединки в греко-римской борьбе в то время не лимитировались, и могли продолжаться по нескольку часов. Так, например, матч Уильяма Малдуна с Кларенсом Уистлером в Нью-Йорке длился восемь часов и закончился ничьей, а на Олимпийских Играх в 1912 году поединок между шведом Андерсом Альгреном и финном Иваром Боелингом длился девять часов, также закончившись ничьей. Обоим борцам тогда выдали серебряные медали, видимо судьи просто устали на них смотреть.

В 1896 году французская борьба была включена в программу Олимпийских Игр, что дало безумный скачок ее значению и популярности. С 1898 года проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 года - чемпионаты мира. До 1948 года сохранялось и название - французская борьба, однако позже ее переименовали в греко-римскую.

Греко-римская борьба в MMA и в уличной драке

Как же борцы греко-римского стиля чувствуют себя в ММА? Вполне себе неплохо, правда чуть хуже, чем вольники, но и классики за счет отличной техники дают жару. Даже наш самый знаменитый классик Александр Карелин однажды участвовал в поединке по смешанным единоборствам.

Основатель ММА промоушена Rings Акира Маеда решил красиво уйти на пенсию, бросив вызов Русскому медведю, причем Карелин говорит, что его не предупредили, просто на конференции к нему подошел японец, и что-то агрессивно кричал на своем языке, брызгая слюной.

Уже потом ему пояснили, что это вызов, и Карелин согласился. Маеда бил ладонями и ногами, и пытался бороться, но за два раунда Карелин просто сделал из него котлету, ни разу не ударив.

Классиков в MMA не так много как вольников, но все же любители смешанных единоборств прекрасно помнят Дена Хендерсона, или запомнившегося скорее своим треш-током Чейла Соннена. Ну а Джон Джонс, начинавший свою спортивную карьеру как раз в классической борьбе, известен любому, кто хоть раз слышал о UFC.

Что же можно сказать о классической борьбе на улице? Борец в поединке на улице - опасный противник, особенно если его не успели уложить, пока он не подошел вплотную. А зная, что падать придется на асфальт или твердую землю - становится по-настоящему страшно.

И даже если ты толстый школьник - борьба поможет в конфликте. Да и вообще занятия борьбой дают мощнейшее развитие силы и выносливости, и даже средний борец гораздо сильнее среднего человека.

Также борьба удобна, если тебе приходится утихомиривать человека, которому не хочется разбивать лицо - например, в конфликтах с пьяным батей или друзьями. При достаточном навыке можно обездвижить тело, пока оно не придет в себя. Но стоит помнить, что борцу сложно биться против нескольких противников, что иногда может привести к трагедии, как, например, в нашумевшем случае с убийством Юрия Власко .

Борьба - самое естественное из всех единоборств. Борются дети, борются взрослые, борются короли и крестьяне, и даже коалы борются, пока вы читаете эту статью!