Борзыкин михаил александрович. Боги арены

Источник: Советский спорт

Восемь изменений

На минувшей неделе Луческу размышлял не только о работе судей. Он, похоже, вспомнил древнюю мудрость: раз не идет игра и нет результата, значит, надо что-то менять. Вот и поменял. Да так, что стартовый состав «Зенита» пришлось изучать несколько минут - в протоколе содержался такой объем информации, который сразу было не переварить. Масштаб перестановок действительно впечатляет.

1. Лунев дебютировал в официальных матчах за «Зенит».

2. Кришито последние полгода играл левого центрального защитника, а сейчас вышел на левый фланг.

3. Нету играл в паре с Кришито правого центрального защитника. Вроде бы мелочь. Но тоже кадрово-тактическая перестановка.

4. Иванович до «Арсенала» сидел в запасе. Вышел в центр обороны. Теперь знает: у нас тоже есть свой «Арсенал».

5. На правой бровке появился Цаллагов. На сборах его наигрывали в опорной зоне, в официальных матчах не использовали.

6. Вспомнили о Юсупове.

7. Эрнани вышел вместо Маурисио.

8. И Данни, который не является твердым игроком стартового состава (в прошлом туре на его позиции играл Шатов).

Восемь изменений по сравнению с предыдущим матчем. И это при том, что «Зенит» не играет на два фронта, а значит, и в ротации не особо нуждается, и у него нет большого количества травмированных и дисквалифицированных.


Нажмите,
чтобы включить звук

Плохо, конечно, что даже в таком экспериментальном составе не вышел Новосельцев. Представьте, как ему должно быть обидно. Это как стоять в хвосте длинной очереди и осознавать, что за тобой никого нет.

Проблема завершения

Перемен в игре оказалось куда меньше. Да и соперник был не из тех, с кем это можно прощупать. «Зенит», как и раньше, владел мячом 65% времени, порой застревая в средней линии, и пытался расшатать оборону шириной своей атаки. Подходов стало больше, осмысленных комбинаций - наверное, тоже. За осмысленность отвечает Жулиано. На старте сезона он был неподражаем, с первым снегом немного приуныл, а после нового года его подменили. С «Арсеналом» он был ярче, чем в предыдущих матчах, но хуже себя образца осени. Точно так же можно охарактеризовать и комбинационную игру «Зенита».

Прогресс все-таки есть, что подтверждают цифры. 21 удар по воротам - значит, были подходы. Из них 16 ударов из штрафной площади - значит, были не просто подходы, а проникновения. А разве возможны проникновения, тем более в матче с командой, играющей с пятью защитниками, без качественной комбинационной игры? Вот и ответ.

Но насколько качественной? В створ ворот «Зенит» нанес всего 4 удара. Это уже говорит о проблемах в завершении атаки. Раньше не было острых комбинаций, теперь они есть, но нет завершения. Каждый раз «Зениту» чего-то не хватает. И уже даже не вспомнишь, когда хватало всего.

В лучшие времена «Зенит», почуяв, что соперник дрогнул, вдоволь бы над ним поиздевался, не обращая внимания на то, сколько там защитников, опорников и даже вратарей. «Зенит» нынешний со скрипом забил два, поставив в неловкое положение своего тренера, который на пресс-конференции заявил: «Я бы лучше комментировал игру, а не судейство». Цитата года.

«Зениту» по-прежнему не хватает класса. Раньше в матчах с аутсайдерами была уверенность - забьет. Сейчас - как карты лягут. Если не начудит Кокорин. Если мяч отскочит от Дзюбы в нужном направлении. Если проснется Жулиано. Если повезет. Если московские судьи не будут предвзяты. Очень много этих «если».

Вот и получаем: с одной стороны, убедительная победа, а с другой - все еще сырая, непрочная, подверженная перепадам командная игра.

Но победа есть победа. Можно подумать, другие лучше. Во всяком случае, наметился сдвиг. И если обойдется без форс-мажоров, «Зенит» будет прибавлять от матча к матчу. Что очень здорово для чемпионата и чемпионской гонки.

А вообще это все настолько глупо и непрофессионально,


что работать практически совершенно невозможно.


Невозможно понять логику непрофессионала.


Мюллер (Л. Броневой), «17 мгновений весны»

Всем привет! В связи с последними неудачными для нас на всех фронтах событиями, предлагаю отвлечься и немного развеяться.

Пару месяцев назад, будучи на волне плюсов заметок про комментаторов-журналистов, решил пойти на поводу у читателей и запостить 4-ю главу. Начал было писать, но отпустило, да и не стоило это моего времени. Интервью делать было гораздо интереснее. К тому же личность-то какая-то совсем никакая... Михаил Борзыкин – да кто это такой?
Но наткнулся недавно на забавный коммент:

И решил я закончить начатое.

Я бы назвал эту заметку «Михаил Борзыкин, как эталон российского спортивного журналиста». На примере Михаила мы рассмотрим компетентность, деятельность и результат деятельности акул пера отечественных спортивных СМИ. Ведь, согласитесь, Советский спорт – одно из ведущих спортивных изданий страны, кого попало туда не берут, что вы, как можно.

Эталон российского спортивного журналиста


О Михаиле не каждый слышал. Персона он не особо раскрученная, обитающая исключительно на просторах "Советского спорта". Окончил юридический факультет какого-то института, чего, как часто водится в России, было достаточно, чтобы стать футбольным аналитиком и экспертом. При этом авторитетные работы Михаила настолько идиотичны и частовстречаемы на главной "СовСпорта", что трудно избавиться от мысли, что пишет он их в соавторстве с Рабинером .
К сожалению, тоже болельщик Спартака.

Чем известен?


1) Срачем с Бубновым н-ной давности, результатом чего стала разгромная статья Михаила со зловеще-прорицательным названием «Почему ТТД в будущем окончательно вымрет». В ней Михаил приводил веские доводы в защиту своей теории:

В нашей журналистике, к сожалению, таковых толкователей статистики мало. Все сводится к шоу-бизнесу, к «проценту брака», который активно пропагандирует Бубнов. Уверен, что эту отсебятину он несет осмысленно, ибо прекрасно понимает, что простые ТТД, не учитывающие доп. показатели, ровным счетом ни о чем не говорят.

Но главное – никакая статистика не раскроет вам глаза, если вы не смотрели матч. В противном случае вы будете трактовать ее по-своему или, что еще хуже, брать на веру слова человека, «которого учил сам Лобановский». Но я не знаю ни одного тренера, который бы согласился с такой трактовкой. Сколько интересовался (а у меня хватает знакомых, особенно из молодежного футбола) – все крутят пальцем у виска.

Тут Михаил, сам того не подозревая пролил свет на то, почему у нас практически нет качественной молодежи. Система, по которой тренировали Бесков и Лобановский, завоевывая трофеи на внутренней и международной аренах – не считается тренерами молодежных команд авторитетной и служит поводом покрутить пальцем у виска. Хотя скорее всего, никаких знакомых среди тренеров у Михаила нет, и дело обстояло иначе - Михаил видел этот жест, когда озвучивал тренерам будущую тему своей статьи.

2) Регулярными разборами ТТД прошедших матчей.

Парадокс? Перестаньте, мы же про отечественные спортивные СМИ.
Нынешний Михаил пилит статьи с разбором ТТД с такой скоростью, что Бубнов расцвета экспертизы на Спортбоксе не угнался бы за ним даже если бы ему на помощь пришел Леха с Сашулей, шоб вы знали. Но мало лишь получать цифры, нужно еще уметь их правильно трактовать, подключая умственные ресурсы. Вот тут-то наш герой и сталкивается с самой большой проблемой. Выводы, к которым приходит Михаил во время разборов ТТД, заставляют крутить пальцем у виска уже не только тренеров молодежных команд, но и всех тех, кто пытается уловить полет мишиной мысли.

Мы не будем влезать в эти бредовые дебри. Рассмотрим один конкретный пример из более простого, а заодно и последствия работы типичного журналиста в ведущем СМИ. Поверьте, этого будет более, чем достаточно.

Парень в РХБЗ. Да, и Михаил на фото тоже есть.

Деятельность

Итак, несколько месяцев назад прошел слух, что Роман Нойштедтер, игрок Шальке-04, собирается получить российское гражданство, т.к. из-за высокой конкуренции в сборной истинных арийцев, всю жизнь мечтал побороться за сборную России на турнирах разного ранга.

Скажу так: глядя на нашу сборную по мини-футболу во главе с Густаво, Эдером Лимой, Сирило и Ромуло, привлечение Романа Петровича,пусть и Нойштедтера, под знамена национальной сборной - не самый плохой вариант. Судите сами – много ли наших сборников играет в Европе, окромя Дениса Черышева и легендарного Саши Кержакова? Не утруждайся, читатель, я подскажу – ноль. Давыдову не фартануло... Посему, не вижу ничего зазорного в привлечении Романа для игр под знаменами РФ. Это реально неплохой игрок, в этом сезоне 26 матчей, 22 из которых в основе. Это кое о чем говорит, учитывая уровень Бундеслиги. Да и родился он все-таки в СССР, по-русски говорит.

Впрочем, вернемся к нашему барану Борзыкину. Так вот, как-то раз на матч Шальке, в котором Роман вышел в основе, пожаловал главный тренер сборной России - Леонид Слуцкий, дабы проследить за игрой потенциального новичка и вынести вердикт – натурализовать или нет. Роман провел средний матч, допустил одну результативную ошибку, когда в ворота Шальке влетел 3-й гол (матч закончился 1-3 в пользу Вердера). Справедливости ради заметим, основное амплуа Романа – опорный полузащитник. В матче с Вердером он вышел на позиции ЦЗ и допустил одну ошибку, ставшей голевой. «Ну что же, с кем не бывает» - подумал я в тот момент. Но Михаил проанализировал ситуацию профессионально:



Фриц секунд пять ищет момент для удара. И находит. Все это время Нойштедтер находится в полупозиции, он отыгран и действует крайне пассивно.

В каком месте он отыгран? Что это вообще означает? Роман находится там, где и должен находиться в данной ситуации ЦЗ. И, если обратите внимание, Роман находится не только в красном круге, но и треугольнике из игроков Вердера, одним из острых углов которого выступил сидящий на газоне негр. Ладно, дальше:

Нет, чтобы выдвинуться на Фрица (опекаемый игрок, во-первых, все равно стоит в офсайде, а во-вторых, рядом страхует другой защитник Шальке) тем более понятно, что он будет бить.

Что тут сказать, на этом фото – да, понятно, что будет бить, особенно когда знаешь, чем все закончилось. Вот только в игре бывают ложные замахи, обманные движения и еще целая куча всяких примочек, но все это ерунда по сравнению с первой частью мишиной мысли. А судя по ней, можно прийти в выводу, что если бы Миша тренировал Романа Нойштедтера, произошла бы такая ситуация: на стадионе включается музыка из Бенни Хилла, свет прожекторов направлен на трех человек на поле, Роман выдвигается на Фрица, и вместе с опорным полузащитником пытается заблокировать его удар. Фриц делает еще пару финтов, в это время опекаемый ранее Романом игрок делает шаг вперед, выходит из офсайда и, спустя мгновение, Фриц выводит его на чистый один на один. Дальше думайте сами.

Ну и вишенка на пироге:

Да и дистанция была не такая уж убойная.


Вот что сделал Фриц, находясь на этой не такой уж убойной дистанции:

По эпизоду: вина за пропущенный гол лежит исключительно на опорнике, который сначала был обманут ложным замахом, а потом уже дал пробить с дальней дистанции. Ну и удар получился отличным, чего уж там. Но как бы то ни было, вины Романа Нойштедтера в этом голе нет никакой.

В общем, когда я выразил свои сомнения по поводу справедливости михаиловой мысли у него же в статье, Борзыкин посоветовал мне посмотреть видео, тогда-де тебе все станет ясно. И ведь и правда стало. А дело в том, что на нашу страну матч комментировался небезывестным Алексеем Андроновым. И, удивительное дело, Алексей заметил ту же самую ошибку - вот, что он сказал:

- И кстати, к Нойштедтеру должны быть вопросы. Чего он там просто стоял, наблюдал за тем, что происходит? Ну вот что делает Нойштедтер? Заслоняет вид своему вратарю – ничего больше.

Не так давно один умный человек сказал мне: есть СМИ ангажированные, а есть те, которые не могут мыслить самостоятельно. Я бы добавил и третью категорию – просто тупые. Алексей Андронов в третьей. А вот Михаил как раз из вторых. Хотя как тут устоишь от соблазна не согласиться с более успешным коллегой, который к тому же обладает даром прорицателя.

Алексей предсказывает будущее незадолго до своего вычищения из штата "Матч ТВ"


Признаюсь, поначалу думал, что люди Мишу в комментах к статье на смех и вилы поднимут, ан нет! Многие согласились, начались споры!

Т.е. некоторые поверили в эти бредни и начали отстаивать мишину позицию...

Как –то у Познера прочитал: «Блогер не журналист потому что у него нет никакой ответственности, что хочет, то и говорит. Ему не надо проверять факты, он может врать все, что угодно. Никакого контроля нет в отличие от журналиста».

Скажу так, моя личная ответственность за слова, используемые в блогах, вынуждает порою проверять, казалось бы, очевидные вещи. Я решил убедиться в правоте своих слов и для этого обратился за помощью к Игорю Борисовичу Королеву, бывшему тренеру профессиональных клубов (1 и 2 лиги), выпускнику ВШТ с отличием. Дабы не сбивать человека с толку, сначала запустил видео без комментариев Андронова. Мою точку зрения он подтвердил. Когда я показал ему то же видео, но уже со звуком – неплохо пополнил лексикон эпичной нецензурщиной.

Результат


А теперь давайте представим, что будет твориться в наших спортивных СМИ, когда Нойштедтер получит возможность играть за сборную России. Over 1000 статей о целесообразности этих выступлений, ввиду того, что Слуцкий же видел, как Роман привез аж целых 2 гола! Что с того, что не на своей позиции играл человек, да и виноват только в одном? Нам такое усиление не нужно! У нас свои игроки в поряде, пусть они уже и подходят к непразднуемому юбилею. А только представьте, что начнется в СМИ и среди болельщиков, если Роман перейдет в Спартак... Сейчас поздний час, а я один на кухне пилю блог, мне страшно.

В любом случае мы получаем огромное давление как на тренера, так и на самого игрока. Конечно, и тот, и другой -профессионалы, в стоимость контрактов которых, входит их внутренняя способность к борьбе с этим давлением... Но все же они люди, а чужая душа – потемки. Как справится с давлением Роман – вообще неизвестно. Человек может приехать по сути в новую для себя страну и не получить в итоге вообще никакой поддержки. Многие из нас в таком случае чувствовали бы себя комфортно?

А все благодаря двум профессионалам - Алеше и Мише, одному на ТВ, второму в интернете, которые, совершенно не разбираясь в футболе, никогда в него не играв, пришли к выводу, что Роман не уровень.

А представьте себе ситуацию, когда таких Алеш и Миш 95%? Скажете, такого не бывает?! Тогда что я видел на «Матч ТВ» после игры Рубин-Спартак (2-2), когда Жора Черданцев рассказывал, как Рыжиков не заслуживал красной карточки... Причем молодцевато так, деловито! Был бы я 9-тилетним – поверил бы.

И это всего лишь один из примеров, коих сотни - от Михаила и таких как он до «топовых» комментаторов и журналистов... Вся эта их ахинея сильно напоминает классный советский мультфильм, где главный герой вместо деления сделал умножение (или наоборот) , и пошла жара – короволошадь, слон легче воздуха, кролики бегают, как попало, поезда навстречу друг другу и прочий кошмар.

Заключение


В упомянутом выше мультфильме все в итоге наладилось. Короволошадь стала коровой и лошадью, слон смог ходить по земле без бревна в хоботе, поезда из пунктов А и Б разъехались. Просто главный герой, двоечник-паренек, сделал уроки заново и правильно.

Может быть и нашим спортивным журналистам, от футбола в особенности, стоит заняться самообразованием прежде чем лезть в журналистику, занимая места заслуженных людей и сбивая болельщиков с толку?

2017-08-07T14:37:28+03:00

Тренер не враг себе. Михаил Борзыкин – о «Спартаке»

Что происходит с чемпионом, который после четырех туров занимает унизительное десятое место, отставая от первого на семь очков?

Когда разгорается жаркая дискуссия о тактических ошибках, кадровых решениях, чьих-то кондициях, в нее обязательно вклинивается хотя бы один человек, изрекающий мудрость: тренеру виднее, он не враг себе. Этот аргумент всегда ставит в тупик и парализует пальцы рук – в ответ не то что 140 символов, а даже смайл (наиболее подходящий в этой ситуации – аплодисменты) послать не можешь. Слава богу, это состояние длится недолго, автор гениальной мысли отправляется в бессрочный бан, а дискуссия продолжается дальше.

После золотого сезона очень многие (да почти все) поверили в непогрешимость Массимо Карреры. Даже разовые ошибки итальянца идут команде на пользу: она получает важный опыт и больше их никогда не повторит. Наверное, это нормальное отношение к человеку, подарившему сказку. Но эта поддержка и безграничное доверие не позволяют адекватно оценивать происходящее. Если вы вдруг не заметили, «Спартак» проваливает сезон. Это если смотреть не на количество сыгранных туров, а на отставание от лидирующей группы.

Вчера «Спартак» потерпел классическое тренерское поражение. Ошибки были разные, в первую очередь кадровые. Это Попов, чья миссия заключалась в прессинге Паредеса в момент приема мяча, что должно было сбивать скорость «Зенита» при выходе из обороны. И ладно бы Попов не справился только с этим. Но он еще и за мяч не цеплялся, из-за чего у «Спартака» отсутствовала внятная контригра. (Зе Луиш вышел слишком поздно, когда все было уже решено.) И это Глушаков, которого на поле вообще не должно было быть.

Были и тактические ошибки. В первой половине первого тайма шла равная игра, но затем «Спартак» отдал «Зениту» территорию. Или «Зенит» сам забрал благодаря более мощной средней линии: Кузяев справа блокировал фланг Промеса, Ерохин исполнял box-to-box, а Паредес, ловко избавляясь от опеки Попова, делал свою работу. Или дело в преимуществе «Зенита» в «физике». Каждая из перечисленных причин ведет к тренеру. Вообще в современном футболе проигранный центр мало что значит. Но не во вчерашнем матче.

При желании воскресный конфуз можно объяснить трагическим стечением обстоятельств. Фернандо никогда не ошибался, а тут на тебе – пятка, потеря, Кокорин! А ошибиться до этого игравший без единой помарки бразилец мог из-за скользкого и побитого градом газона. Адриано и Промес не поняли друг друга – еще один обрез. Судья, которого охотно обсуждали всю неделю, наверняка где-то тоже напортачил. И статистика в этом страшном городе ужасает… А на следующий день обещали лунное затмение. Кровавое! Это знак.

А еще можно вспомнить предыдущие аномалии и найти в них утешение: «Спартак» под руководством Карреры если и проигрывал, то почти всегда крупно, после чего выдавал головокружительный футбол. Самое удивительное то, что многие научились не просто воспринимать эти поражения спокойно, но и находить в них позитивные зерно – ледяной душ, от которого команда взбодрится и порвет всех. Но так было раньше, когда «Спартак» опережал конкурентов примерно на столько же очков, на сколько сейчас от них отстает.

И раньше в «Спартаке» не случалось системных сбоев. Он играл на пределе, побеждая во многом на характере, драйве, фарте. Да, он был хорош, лучше всех, но шел по дистанции на своем максимуме, не имея запаса прочности. А это всегда ведет к одному из двух: либо запас прочности все же появится – и команда станет крепче и стабильнее, либо нет – и тогда системный сбой неминуем. Не скажу, что это точно произошло, но первые признаки проявились не вчера в Санкт-Петербурге, а еще в предыдущих турах. И они – тренерские.

Глушаков, который сейчас находится не просто не в форме, а в глубокой функциональной (и, видимо, психологической) яме, выходит в трех матчах сезона и по цифрам (хотя тут и цифры не нужны) становится худшим игроком средней линии во всей премьер-лиге. Не в одном – во всех трех. Вчера он выиграл два единоборства; бывало, что не выигрывал ни одного. А в одном из четырех матчей выходит Тимофеев, который играет блестяще. Как поступают тренеры в таких случаях? Именно. Но Каррера продолжает ставить Глушакова.

Или Попов, который выходит, наверное, только для того, чтобы лишний раз убедить всех в том, как сильно «Спартак» нуждается в центральном атакующем полузащитнике. Или Ребров, в ворота которого по статистике залетает каждый второй мяч, пущенный в створ (7 из 14). Хотя есть Селихов, которого справедливо называют одним из самых одаренных вратарей страны. Столь сомнительная стабильность приводит к тому, что центр поля проваливается даже в матче с фнловским «Динамо», а в штрафной полыхают пожары.

Тренеру виднее, он не враг себе. Это мы с вами виртуально ставим какого-то игрока в состав, исходя из того, кто сильнее. Мы руководствуемся одним, пусть и самым важным критерием. У тренера их огромное количество. И порой эта сложность выбора ему очень мешает. Он должен взвесить все факторы. Как его решение повлияет не только на участок поля, а на весь фланг или центр. Как скажется на микроклимате. Не сломается ли первый, потянет ли второй, готов ли психологически третий, хватит ли опыта четвертому…

А с Каррерой все еще сложнее и запутаннее. С первого дня он продвигает идею семьи. Мы – семья. Мы – одно целое. Мы, мы, мы. Вряд ли он не видит, что Глушаков сейчас не готов даже для команды-аутсайдера. Но, похоже, не может отправить на лавку игрока, принесшего ему первый в самостоятельной тренерской карьере трофей. Как не может любящий отец отказаться от сына, получившего двойку по какому-то предмету, хотя бы по креативному наполнению твиттера. Так же и с замечательным парнем Ребровым.

Причина еще и в том, что Каррера вообще консервативен, когда встает кадровый вопрос. А вопрос этот решать надо. У «Спартака» все в порядке с организацией игры (вчерашний кошмар не в счет), но в составе есть несколько исполнителей, которые тянут команду на дно. Это, к слову, еще и привет руководству клуба. Вчера у «Зенита» забивали и ассистировали новички: Дриусси, Ерохин, Кузяев и Кокорин, новый Кокорин. «Спартак» же играл на весеннем багаже, с изнуренным Глушаковым и давно сдувшимся Поповым.

Фото: ФК «Спартак», РИА Новости/Алексей Даничев, globallookpress.com

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч «Уфа» – «Спартак», в котором красно-белые использовали новую тактическую расстановку.

3–4–3

«Спартак» не использовал модель с тремя центральными защитниками с октября прошлого года. Но тогда, в матче с «Ростовом», была схема 3–5–2. Больше Каррера к этой конфигурации не возвращался и даже на сборах не обкатывал. Вспомнил в Уфе. И обрушил на несчастную всю атакующую мощь – 3–4–3, компактный центр (Комбаров и Зобнин не столько латерали, сколько фланговые опорники), дополняющие друг друга форварды, один из которых при выходе из обороны оттягивался назад для приема мяча.

Замысел понятен: соперник – еще одна копия «Ростова» – почти не пропускает; а надо, чтобы пропустил. «Спартак» намеревался играть первым номером, атакуя большими силами – фактически всеми, кроме трио центральных защитников. Это трио и было нужно для страховки. В классической расстановке с двумя центрдефами риск получить в лоб с контратаки гораздо выше. А так тыл более-менее защищен, можно спокойно штурмовать штрафную площадь, не переживая о том, что Комбаров опять потеряет позицию.

Хотя никакого территориального преимущества у красно-белых в итоге не оказалось. Соперники владели мячом ровно по 32 минуты чистого игрового времени. Но если «Спартак» за это время провел 10 контратак, то подопечные Семака – всего две. Вот разница в командном классе. «Уфа» не захотела обернуться крепостью или не смогла. И получила. В этом сезоне по ее воротам наносят в среднем 13 ударов. «Спартак» нанес 23, 11 из которых – из штрафной площади. И если бы не 8 (!) сэйвов Беленова, быть разгрому.

Стартовый состав «Спартака»

Три форварда

В новой тактической модели Адриано, Зе Луиш и Промес должны были как-то хитро взаимодействовать. Раньше «Спартак» не играл в таком сочетании, и был риск, что три медведя между собой не разберутся. Они, к слову, и не разобрались. Парадокс в том, что, несмотря на убойную атаку и 23 удара, само взаимодействие тройки нападающих было так себе. Обыграться с кем-то из глубины – это пожалуйста и это, конечно, проще. А между собой – то пас в ноги сопернику, то потеря в единоборстве, то эгоизм Промеса.

Спартаковские нападающие сделали друг другу всего 13 передач. Адриано за 45 минут коснулся мяча 14 раз, Зе Луиш за 50 – 18. И только Промес в роли свободного художника всегда находился в эпицентре – 41 касание мяча, 6 ударов (самый бьющий наряду с Глушаковым), 36 единоборств (лучший в матче) с удивительной эффективностью 19%. Если бы Промес еще умел сделать точный пас вперед на три метра, так, чтобы мяч каким-то чудесным образом не угодил во вражескую ногу, цены бы ему не было.

Джикия

Любопытна не только противоречивая фигура Промеса. Вчера за «Спартак» дебютировал Джикия. Он, собственно, потому и вышел, что тактику с тремя центральными защитниками знает лучше всех: так играл его «Амкар». Вышел – и сразу дал понять: увиденное на сборах не было заблуждением – на сегодняшний день это, вероятно, лучший центрдеф команды. Почему не играет? А почему Зобнин не играет box-to-box, а затыкает собой дыру на фланге? Пару раз сыграл – все ахнули! Но снова вернулся на бровку.

Джикия в Уфе провозгласил себя королем воздуха – 13 дуэлей, 10 выигранных. Всего – 25 единоборств, больше, чем у любого другого защитника с обеих сторон. Зобнин тоже был активен в обороне, но его эффективность оказалась даже ниже, чем у Промеса в атаке, – 17% (а всего, не только в обороне, – 32%); но сколько важных мячей он выиграл, подобрал, вынес! А Джикия выключил из игры Кротова (экс-спартаковец выиграл только одно единоборство) и Фатая (два). И вообще, как показалось, командовал обороной.

Единоборства Джикии (слева – с Кротовым, справа – с Фатаем)

Обозначения: красный – победа соперника, синий – победа Джикии, черный – нейтральное единоборство; круг – попытка обводки, квадрат – единоборство внизу, треугольник – единоборство вверху.

Единственный недостаток – точность передач. И даже не недостаток, а катастрофа – 67%. Честно говоря, не думал, что у защитников может быть такая статистика, обычно цифры на 15-20% выше. Оказывается, может. Джикия взял на себя функцию первого паса – 14 длинных передач, что почти в два раза больше, чем у Кутепова и Таски вместе взятых. А вообще с первым пасом у всех центральных защитников «Спартака» настоящая беда. Боккетти, Кутепов, Таски, теперь Джикия – у всех очень приличный брак в созидании.

Вывода два. Первый – наметившийся прогресс в атаке продолжается. И сегодня уже без всяких оговорок можно говорить, что у «Спартака» сильнейшая атака в премьер-лиге. Второй – в обороне порядка по-прежнему нет. Да, визуально стало лучше – сказался третий центральный защитник. И все же 7 ударов из штрафной площади – это много. «Зенит» сейчас, конечно, слаб. Но потенциал колоссальный. Поймает кураж – треснет спартаковская оборона. Хоть с двумя центральными защитниками, хоть с тремя.

Статистика Wyscout

13 апреля в клубе «Б2» группа «Телевизор» отмечает 30-летие. «Я буду думать своей головой», - в 1980-х пел юный Михаил Борзыкин со сцены Ленинградского рок-клуба, зная о том, что из-за колонн за его выступлениями внимательно наблюдают сотрудники спецслужб. «Телевизор» стал исполнять песни, написанные не на языке метафор, а на языке газетных памфлетов, которые транслировали идеи, шедшие вразрез с официальной политикой государства. В отличие от многих бывших друзей по рок-клубу, Михаил Борзыкин и сейчас не изменяет своим принципам - клеймя в песнях «неохристочекистов», выступает против автократической власти, реставрации империи и патриотической пропаганды, хоть и опасается стать жертвой охоты на «национал-предателей».

- До «Телевизора» вы играли арт-рок в группе «Озеро».

Да, меня пригласили туда клавишником. Результатом этого сотрудничества стал распад группы «Озеро». Два гитариста ушли со мной в новый проект «Телевизор». В феврале 1984-го мы начали репетировать программу для вступления в рок-клуб. А до этого я играл в трех или четырех группах начиная с 8-го класса.

Сейчас кажется, что у группы «Телевизор» строгая концепция, соответствующая названию: социальные и протестные песни, связанные с повесткой дня. Как вы когда-то говорили: «Я даю информацию». Эта концепция была с самого начала?

Никакой концепции не было. Было желание играть музыку на русском языке. Мы были поклонниками новой волны и хотели делать музыку в этом стиле. Хотели избежать блатняка и совка, то есть примитивной гармонии, ритмики и вокальной мелодики. У нас был снобистский подход студентов колледжа. Никакой социальной направленности мы в себе не культивировали - если послушать внимательно 11 альбомов «Телевизора», то можно понять, что у нас много песен о любви и песен психофилософской направленности. Политической группой нас называют журналисты, которые не послушали и половины наших записей.

«Телевизор» - «С вами говорит телевизор»

Когда вы были в рок-клубе, к кому вы испытывали наибольшую близость? Группы-то были разные - и стилистически, и идейно. В какой «Телевизор» был компании?

В 82-83-м мы подолгу занимались мазохистским прослушиванием песен Гребенщикова, пытаясь разгадать ребусы в его текстах. Нам нравился новый образный язык, который создал Борис. Мы были поклонниками модной группы «Странные игры» - они играли ска и были вдохновлены Madness , которые нам тоже очень нравились. Мы любили электронную группу «Мануфактура» и многие другие. В 1984-м в рок-клуб вступили «Кино», «АукцЫон», «Телевизор». Мы пытались общаться со всеми - обсуждали концерты друг друга, хвалили и подсмеивались. Это был один творческий борщ, в котором все варились.

Из архива группы «Телевизор»

Как вы относитесь к мифу, что рок-клуб был придуман сотрудниками КГБ и управлялся комсомольскими работниками, чтобы дать выход молодежному протесту?

Наверное, так оно и было, но мы об этом не знали, и нам было наплевать. Мы хотели добиться возможности исполнения наших песен. Первый альбом у нас был а-ля «Аквариум» - психофилософский, а потом само время нам продиктовало новые песни. Тут мы столкнулись с сопротивлением внутри рок-клуба - нас попросили некоторые песни не исполнять. Это называлось литовать программу - показывать их цензору. Мы начали нарушать эти запреты - за этим последовали наказания. Типа полгода группе запрещено играть где-либо, а без штампа рок-клуба группу не выпускали на концерты. Это была наша личная борьба. Конечно, мы понимали, более того, даже пели: «Там за колонной дядя с бетонным взглядом» - имелись в виду сотрудники КГБ. Да, они там присутствовали, нам их показывали - и, как потом выяснилось, среди них были люди сочувствующие и не удержавшие или не захотевшие удержать ситуацию под контролем. Буквально через год после первых наказаний произошел прорыв - нас перестали наказывать за тексты.

«Телевизор» - «Сыт по горло»

Существует история, которую очевидцы вспоминают по-разному, - о том, как после отмены фестиваля рок-клуба 1988-го вы спровоцировали и возглавили протестное уличное шествие к Смольному. Хотелось бы услышать вашу версию.

Это был ежегодный фестиваль рок-клуба - там должно было групп 20 выступать: «Аквариум», «Алиса», Саша Башлачев, «Объект насмешек». И вдруг за день совет рок-клуба внезапно столкнулся с тем, что фестиваль, который должен был пройти на Зимнем стадионе, отменяют по причине несоблюдения пожарной безопасности. Ситуация была безнадежная. Все понимали, что это цензурный запрет, и опустили руки. Кто-то в качестве шутки предложил мне собрать людей и идти на Смольный. Я подумал, что можно попробовать: я начал что-то кричать людям, которые приходили покупать билеты. Когда нас собралось где-то 50 человек - мы двинулись к Смольному. Люди из окон спрашивали: «Зачем идете?» Мы говорили: «Рок-фестиваль запрещают». Они спускались из квартир и присоединялись к нам. Писали плакаты на ходу. У Таврического сада нас была уже приличная толпа - мне показалось, что больше 2000 человек. Там нас перекрыли кордоны милиции, мы пошли на нейтральную полосу, и Коля Михайлов, президент рок-клуба, вел переговоры. Я взял мегафон и попросил людей, чтобы они не расходились, сели на асфальт и ждали итогов переговоров. В результате разрешили фестиваль проводить.

Из архива группы «Телевизор»

Забавно, что во времена рок-клуба многие руководители нашей страны, включая губернатора Матвиенко и президента Путина, были где-то недалеко от него. Могли они ходить к вам на концерты?

Судя по тому, что Путин любит группу «Любэ», он навряд ли испытывал интерес к рок-клубу. А вот про Медведева ходит байка, что он даже играл где-то на бас-гитаре. Это скорее всего утка. А Матвиенко вроде бы приходила и устраивала комсомольский разнос руководству рок-клуба: у вас тут все стены исписаны, и что за фашисты собираются. Я сам при этом не присутствовал, но очевидцы рассказывают, что она была в ярости. Как она еще могла относиться к року, если ей нравился Валерий Леонтьев.

Валентин Барановский

В те времена «Телевизор» был такой же важной группой рок-клуба, как «Алиса» или «АукцЫон». Почему он в какой-то момент выпал из официального канона рока и рок-клуба? Вы пытались для себя объяснить, почему ваши песни не крутят на «Нашем радио»?

Они периодически ставят какие-то наши песни, но, чтобы попасть в тяжелую ротацию, нужны менеджерские усилия и определенный материал. Боюсь, что большинство наших песен просто не подходит. Мы и с Козыревым знакомы хорошо - при нем ситуация на «Нашем радио» была для «Телевизора» не лучше.

Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Мы в начале 1990-х ослабили попытки удержаться на стадионном уровне. Возникли другие интересы - мы сделали свою студию звукозаписи, поездили по Европе, посмотрели, как живут музыканты там. У нас возникло некоммерческое отношение к музыке - мы начали экспериментировать. Хотели довести себя до международного состояния. Писать хиты вроде «Сыт по горло» нам было уже неинтересно. Мы ждали, что произойдет срочная европеизация России - всем цветам будет место для роста и людям потребуется разная музыка, в том числе и не слишком простая. А в этот момент надо было наращивать менеджерский потенциал, искать хороших продюсеров, надо было ложиться под контракты, надо было играть на совместных тусовках со всякими Муромовыми и Серовыми - что и сделали многие наши коллеги. У «Телевизора» были похожие предложения - разговоры велись с Шульгиным и Стасом Наминым, но мы выбрали другой путь. Поэтому на этот поезд не попали.

«Телевизор» - концерт в «Программе А» (1993)

- Когда вы закончите новый альбом - вы обещали его еще зимой?

Я честно собирался (смеется) . Но потом случился Майдан - я наблюдал за этим событием по украинским телеканалам в прямом эфире и настолько был взбудоражен этой ситуацией! На Майдане произошла народная революция. Украинцы - молодцы. Прогнали зарвавшегося хама-президента. Я рукоплескал тем, кто вышел на Майдан и стоял там три месяца подряд. Я отслеживал все это в прямом эфире. Мне показалось, что это важнее, чем запись песен, которые мы и так уже играем на концертах.

- Вы не хотели поехать на Майдан?

Было желание - я постоянно созванивался с друзьями из Киева. Нас даже хотели позвать выступить на Майдане, однако не получилось. Но мои друзья, киевские музыканты, там выступали и рассказывали в подробностях, что происходит. Я за этим очень внимательно слежу и сейчас, потому что это событие важно не только для Украины, но и для России. Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Дмитрий Конрадт

- Вы не изменили своего отношения к событиям на Майдане со временем. Вы считаете, что это того стоило?

Я - романтик. К сожалению, революции часто не обходятся без кровавых трагедий. Но без событий на улице Грушевского не было бы нынешней ситуации - теперь патерналистская модель общества стала менее реальной для Украины. И это позволяет всем нам верить и надеяться, что люди не рабы, что им не нужен начальник, им не нужен Богом избранный президент, как многие у нас считают. Майдан до сих пор контролирует власть и влияет на ее решения. Я надеюсь, у украинцев получится. У нас ситуация гораздо более запущенная. Наш страх перед революциями, который культивируется Кремлем, загоняет нас в состояние великоимперского шовинизма: как скажет император, так и будем жить. Тому доказательство - события в Крыму, который был бессовестным образом захвачен в результате спецоперации. Многие в России закрывают на это глаза - так работает имперская кнопка, на которую нажали эти Киселевы, Соловьевы и прочие пропагандисты. У нас она есть, к сожалению, - мы слишком долго были рабами системы. И вот выяснилось, что мы разделены, но это продлится недолго.

- Почему недолго?

Такие периоды патриотизма я проходил на собственной шкуре в 1980-х. Когда нас на школьных линейках учили ненавидеть сначала Америку, потом Китай, потом снова Америку. Рассказывали, что они придут и захватят все наши ресурсы и что вообще там не жизнь, а ад. Это быстро переставало действовать именно потому, что был перебор. Мозг устает от непрерывной пропаганды и начинает блокировать эту информацию. Я надеюсь, что накопление этой усталости не займет 70 лет.

«Телевизор» - «Заколотите подвал»

- Не боитесь оказаться записанным в «национал-предатели»?

Очко не железное, как говорят. Поэтому опасения есть. Тем более что уже начали отменять концерты групп. И у нас возникали проблемы.

- Какие?

Пока небольшие. Скандал на телеканале «100», где нас не пустили выступать. На радиостанции нас не ставят. Говорят: «Вы же понимаете, что мы не можем поставить песни с альбома “Дежавю”. У нас будут проблемы». Вот должен был состояться фестиваль «Песни протеста» в клубе «Рокс»: прислали туда омоновцев с собаками - искали бомбу. В результате фестиваль отменился. Как-то пытались после концерта арестовать - меня успели спрятать от омоновцев. Пока ничего серьезного. Но ощущение, конечно, тревожное - воздух спертый. Власть выбрала режим закручивания гаек и поиска врагов. Я помню все это по Советскому Союзу. Единственное, что меня успокаивает, - что это все недолго продлится. Потому что усталость наверху и внизу уже чувствуется. Это все может обрушиться самым внезапным образом. Таким же несокрушимым в свое время считали и Советский Союз.

ИТАР-ТАСС

- Вы надеетесь пережить этот режим?

Да, я надеюсь. Сейчас другое время - более быстрое за счет информационной прозрачности. Невозможно все списывать на американский заговор, когда у тебя на нефти и газе сидят твои друзья. Люди все видят.

- Вы раньше регулярно ходили на «Марши несогласных» в Питере, а теперь перестали. Почему?

- «Маршей» больше нет. В Питере шествия не разрешают. Я был недавно на антивоенном митинге против аннексии Крыма - было человек 500 на Марсовом поле. Я снизил активность в последнее время, потому что протестное движение умело растащили по лагерям. Я видел, как протест разваливался изнутри: это было очень неприятно. Я всегда был за объединение - мне кажется, поодиночке мы ничего не сможем сделать. Это доказывает опыт Украины и протестных маршей двухлетней давности. Да и идея «Стратегии 31» мне кажется исчерпанной, тем более что Лимонов оказался в одной лодке с Путиным. Я не ухожу из протеста, просто некоторые акции стали выглядеть комично. Чтобы не расстраиваться - лучше на них не ходить.

ИТАР-ТАСС

На питерском концерте, посвященном 30-летию «Телевизора», вы выступали в полосатой куртке - это та самая, из 1980-х, или ее реплика?

Да, та самая. Эта куртка была сделана модельером группы - а на самом деле просто нашим приятелем, который шил нам нововолновую одежду. Она чудом уцелела, кажется, с 1986 года - довисела свое. Но я ей не пользуюсь все время. Надеваю только на уникальные мероприятия.