Животные герои на войне 1941 1945. Как животные помогали людям во время войны? Собаки - герои Великой Отечественной войны

Приближается юбилейная дата - 70 летие Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Тяжкое бремя войны наравне с людьми вынесли и наши "братья меньшие" - животные. Как животные помогали людям, служили им во время войны будет интересно и полезно узнать дошкольникам. В этом сообщении я собрала различные сведения на эту тему из разных источников и адаптировала их для старших дошкольников.

КОШКИ

Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря своей поразительной чувствительности и интуиции, кошки бесчисленное количество раз спасали жизни людей.

В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать. Эта история упоминалась Анной Борисовной в блоге Директор. ru

Кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки и, проявляя беспокойство, предупреждали об этом своих хозяев. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни.

Так, например, известно, что в блокадном Ленинграде, кошки приносили всю свою добычу хозяевам, а сами погибали от голода. Своими маленькими тельцами кошки в Великую отечественную войну согревали замерзающих детей, замерзая при этом сами. А когда закончились все запасы еды, то едой для людей становились их кошки.

А после прорыва блокады Ленинграда первым делом наряду с продуктами питания в город завезли груз, имеющий стратегическое назначение - четыре вагона дымчатых кошек, так как именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Те, кто пережил блокаду, рассказывали, что за кошками выстраивались огромные очереди, настолько велика была их потребность в городе, оккупированном совершенно обнаглевшими крысами.

Многие сибирские города участвовали в мобилизации кошек для Ленинграда, погибающего от нашествия крыс. Сибирские питомцы защитили не только жителей Ленинграда и бесценные запасы продовольствия от крыс, но и взяли под свой контроль хранилища Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев, которые имели огромную историческую ценность не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны.

Только в Тюмени собрали более 250 кошек, чтобы помочь после блокадному Ленинграду, добровольцы сами приносили своих питомцев на сборный пункт, внося свой вклад на борьбу с полчищами крыс. В общей сложности в Ленинград было завезено более 5 тысяч пушистых питомцев из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов, которые с честью справились с поставленной перед ними задачей. А с тех пор в Ленинграде не осталось местных кошек, все они имеют сибирские корни.

Кошки в Великую отечественную войну спасшие наибольшее количество человеческих жизней, были удостоены специальной награды. Специально для них была учреждена медаль «Мы тоже служим Родине» , которая считается самой почетной в зверином мире. Правда, кошачьих жизней она, к сожалению, не возвращала…

А в Тюмени в 2008 году в память о кошках спасших послеблокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек».

Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

СОБАКИ


Во время Войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные поручения.

Собаки забирали с линии огня раненных (около 700 тысяч раненых было спасено собаками за время войны) и доставляли на поле боя боеприпасы.

Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений).

В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.

С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин.

Собаки наносили и прямой удар по врагу. Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак дрессировали и готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков.

Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась.

Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

ЛОШАДИ

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В Советской Армии численность лошадей во время войны составляла около 2 миллионов

В войну лошадей применяли как транспорт, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.

Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».

В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления.

Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.

ОЛЕНИ

Об участии оленей в Великой Отечественной войне я узнала из блога Ирины Коткиной "ЧУМотека" . Пройдя по ссылке, вы сможете почитать статью "В бой идет оленная армия".

Я приведу выдержки из статьи в форме, понятной детям.

Старшие дошкольники уже имеют представление о карте и глобусе, поэтому сначала целесообразно рассказать и показать детям, где находится Ненецкий автономный округ и о некоторых его природных особенностях (эту информацию можно почерпнуть в блоге ЧУМотека). Беседу сопровождать показом фотографий. Примерная беседа с детьми может быть такой.

Из Ненецкого округа на фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов.

В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Сколько груза можно положить на одну нарту зависело от силы оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и от того, как быстро нужно было двигаться.

В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг.

На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.

Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок (гранаты)" или три десятка мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.

По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При быстром марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке.

Важнейшей задачей оленных частей являлось спасение раненых, доставка их с поля боя

В полковой медицинский пункт. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.

Слово солдата (Андриан Семенович Дуркин)

"С передовой раненых вывозили на оленях по гористым, каменистым местностям Кольского полуострова. Их привязывали к нартам с тем, чтобы по дороге не потерять, т.к. с высоты олени гонят во всю прыть, а то и галопом. Санки накатываются и могут подсаночных помять, хотя к аргишу(обозу) за последние санки привязан олень (называется тормозной), он не даёт накатываться на оленей. Как-то с одной высоты подо мной опрокинулись санки вверх полозьями. Олени во всю прыть мчатся под гору, не сразу остановишь аргиш. Вот тут до тошноты было больно. Еле привезли меня в мурманский госпиталь"

Всего оленные транспорты вывезли (и таким образом спасли жизнь) с линии фронта и из глубокого тыла противника 10142 раненых солдата - полноценную дивизию Красной Армии.

Не менее важной для оленно-транспортных частей считалась задача доставки грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы.

Слово солдата (С.П. Шерстобитов, командир взвода, в котором служили наши земляки):

"Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором было задействовано до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд догнало стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: -Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!" Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали на него и вытягивали сани. Люди не пострадали, и груз был спасен".

Оленные батальоны перевезли к переднему краю 17 тысяч тонн боеприпасов, 8 тысяч бойцов.

В условиях бездорожья оленей широко использовали для связи. Однажды рекорд по доставке срочного пакета поставил сержант Николай Николаевич Ледков. У хорошего оленевода компас в голове, поэтому даже без дорог он безошибочно, как самолет, доставлял срочную почту в части.

Слово солдата (Сержант Николай Ледков):

"Как-то в конце декабря (1942 г.) вызвал меня в штаб полковник Тульчинский. Показывает на карте расположение штаба дивизии. Срочный пакет надо доставить туда, говорит. Сильные снегопады, все дороги перемело, машина не пройдёт. Я руку под козырек. Вышел из штаба и думаю: как доставить? По дороге километров шестьдесят будет, не успеть к сроку. Когда полковник показывал место расположения штаба, я заметил в этом направлении цепь озёр с небольшими перемычками. Если по озёрам - километров тридцать пять. Принимаю решение прямо ехать. Погода отвратительная, видимости нет, сверху снег валит. Правда, ветер не встречный, а справа в спину дует. Зато упряжка была хорошая! Когда по озерам ехал, казалось, будто лечу в темноте, полозья не по снегу, по воздуху скользят. А хочется еще быстрее! Гоню, гоню оленей!... Недалеко от штаба на дорогу выехал. И сразу - часовой. Пакет, говорю, генералу. Караульный офицер в штаб меня ведёт.... Генерал сесть предложил, конверт распечатал. На нем число, время вручения написал и мне протянул. Руку пожал, "спасибо" сказал. Обратно можно было не очень спешить: олени устали. Полковник Тульчинский посмотрел на конверт. Получилось, что я за полчаса пакет доставил. Удивился:

Как сумел? Или на самолете летал? Ну, молодец!...".

Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.

Гибель вожаков упряжек оленеводы воспринимали особенно остро, ведь этих животных они воспитывали по нескольку лет, любили и баловали их. А олени любили своих хозяев.

Слово солдата (Ездовой Иван Белугин):

"Один олень-нянько так привязался ко мне, что постоянно ходил по пятам. А на войне, как оказалось, это очень опасное соседство. Не раз преданный друг мог стать причиной гибели оленевода. Например, посылают солдата на боевой наблюдательный пост, и чтобы враг не заметил, оленевод надевает белый маскхалат и отправляется на задание. Вдруг рядом с ним появляется олень, ходит ничего не знающий о войне и фрицах олень-солдат рядом с дозорным, тыкается носом в плечо, будто говорит: "Чего это ты по земле ползаешь, поднимайся". Фашисты в Хибинских скалах тут же замечают оленя-лазутчика, начинают обстрел. Как тогда фронтовые товарищи остались живы, одному Богу ведомо! Что здесь скажешь, не приучено животное к военной дисциплине".

Только с 1943 года, когда фашисты активизировались на Карельском фронте, оленьи упряжки тоже стали маскировать: одевали в белые попоны. В таком виде олени возили по тундре снаряды и раненых. Это были великие труженики.

Награждали бойцов-оленеводов чрезвычайно скупо. Из более чем сотни солдат оленных транспортов, жителей Ненецкого автономного округа, два десятка могли похвастаться, придя с фронта, солдатскими боевыми медалями. Лишь двое командиров отделений были награждены самым почетным солдатским орденом Красной Звезды - сержант Ефим Иванович Канев и старшина Амос Петрович Выучейский. Единственным из солдат-ездовых, кто отмечен почетнейшим орденом Славы III степени, оказался сержант Семен Иванович Семяшкин, всю войну не расстававшийся с талисманами - подушкой и ложкой маленькой дочери. Все остальные бойцы снежной кавалерии могли гордиться перед односельчанами лишь шрамами и протезами".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБОУ «Подгорновская СОШ» Республики Алтай Учитель начальных классов Берсенева Надежда Поликарповна 2015 г.

2 слайд

Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

3 слайд

Описание слайда:

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

4 слайд

Описание слайда:

У нас уважают собаку недаром, Собака на фронте была санитаром, Связистом, сапёром. Порою собаки На танки бросались во время атаки. Да, на войне получалось и так, Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

5 слайд

Описание слайда:

Знаете ли вы… Во Время Великой Отечественной войны на фронте служило около 40 000 собак; Было создано: 168 специальных воинских частей использовавших собак; 69 отдельных взводов нартовых собак; 29 отдельных рот миноискателей; 13 отдельных специальных отрядов 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

6 слайд

Описание слайда:

Ездовые и санитарные собаки - около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов. Собаки-связисты – в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч километров телефонного провода. Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу.

7 слайд

Описание слайда:

Собаки-истребители танков – за время войны они подорвали более 300 фашистских танков. И большая часть собак-истребителей погибала вместе с танком. Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч, обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 миллиона мин, фугасов и других взрывчатых веществ.

8 слайд

Описание слайда:

Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно. Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк.

9 слайд

Описание слайда:

Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.

10 слайд

Описание слайда:

Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря своей поразительной чувствительности и интуиции, кошки бесчисленное количество раз спасали жизни людей. Они безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки и, проявляя беспокойство, предупреждали об этом своих хозяев. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни. Роль кошек в Великой Отечественной войне

11 слайд

Описание слайда:

Необходимость в годы войны в кошках была велика - в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс. Кроме того, известны случаи, когда в голодные военные времена деревенские кошки охотились и приносили домой добычу, подкармливая хозяев.

12 слайд

Описание слайда:

Лошади - это кавалерия, это повозки и обозы. Лошади старались, как умели, Вынесли героев из атак - Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях... М. Щербаков, «Человек судьбой своей играет»

13 слайд

Описание слайда:

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.

14 слайд

Описание слайда:

И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

15 слайд

Описание слайда:

Голуби - посланники Армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15000 голубеграмм. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей.

16 слайд

Описание слайда:

Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах или оборудования голубятни в виде бензобака самолёта. Голубиные налеты подавляюще действовали на психику солдат и офицеров вермахта.

17 слайд

Описание слайда:

Лоси – санитарная помощь Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.

18 слайд

Описание слайда:

Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Большого распространения применение в военных целях лоси не получили- связано это было в основном с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Тем не менее, около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

19 слайд

Описание слайда:

Оленьи упряжки "Штаб 14-й армии за годы боевых действий накопил громадный опыт использования северных оленей в экстремальных условиях фронта. В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг. На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.

20 слайд

Описание слайда:

Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок" или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов. По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки. Важнейшей задачей оленных частей являлась санитарная эвакуация раненых.

21 слайд

Описание слайда:

Верблюжья кавалерия Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила резервная 28-я армия, в которой верблюды были тягловой силой для пушек. Она была сформирована во время Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная нехватка лошадей и техники вынудила выловить и приручить почти 350 диких верблюдов. Корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945.

22 слайд

Описание слайда:

…«Вот верблюд тянет походную кухню, из трубы вьется дымок, варится каша, которую так ждет наступающая впереди пехота. И вдруг воздушный налет. Фашистские стервятники утюжат прямо по головам. Кругом разрывы бомб. Верблюды по команде ездовых вместе с кухней мчатся в заросли деревьев, ложатся на землю, закрывают глаза и вытягивают ноздри, чтобы пыль от разрывов не мешала дышать. Налет кончился и по команде двугорбые бойцы спокойно поднимаются, продолжают путь. Привал. Повар что-то шепчет верблюду на ухо и тот издает трубные звуки, возвещающие пехоте о готовности каши. И вот вереницей с передовой тянутся солдаты с котелками и термосами за едой, а верблюд принимает от благодарных солдат сахар».

23 слайд

Люльковый бронеконь «Надюша»

И противотанковому ежу понятно, что до изобретения этих самых танков и прочей военной машинерии главным средством перемещения военных обозов, важных генералов и отважных кавалеристов был конь. Но вот наступил XX век, отгремела величайшая за всю историю «война моторов», она же Вторая мировая, начали снимать про нее кино. И что мы видим? Танки мчатся, немцы сплошь раскатывают на бронетранспортерах, грузовики тянут пушки. Да, все это было, но только… редко. А на самом деле весь тыловой подвоз, да и многие боевые операции опирались не на колеса и гусеницы, а все на те же четыре копыта. Немецкий генерал Гальдер писал в докладной записке о положении дел в России своему берлинскому начальству: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух вой­ск».


Впрочем, и сами немцы использовали лошадей напропалую. Обозы, полевые кухни, даже легкая и средняя полевая артиллерия перевозились исключительно копытной тягой. Конечно, кони не могли равняться по скорости с техникой: в среднем 20 км/ч при суточном «пробеге» до 100 км, не более. Зато кавалерия может идти там, где никакая машина не пройдет, причем совершенно незаметно для противника. Неслучайно так удачно рейдерствовали в немецком тылу кавалеристы генералов Белобородова и Доватора.

Под брюхом коня подвешивалась специальная бронированная люлька с амбразурой для стрельбы

Даже в самом конце войны лошадки оставались актуальными: конная дивизия генерала Блинова освободила из немецкого плена 50 000 советских солдат и заперла дорогу на Дрезден, а 3-й гвардейский кавалерийский корпус брал город Рейнбург и вышел на Эльбу обниматься с американскими союзниками.

Радиолокационная лошадь на поле боя. 1940 г.

Конь был настолько привычной частью окружающего военного пейзажа, что педантичные немцы иногда даже специальными красками наносили на бока своих животных камуфляж! А первыми начали британцы еще во времена англо-бурской войны: оценив преимущества новой защитной военной формы, они пытались красить в хаки лошадей и обозных мулов. Наконец, в отличие от грузовика, конь - это не только ценный транспорт, но и 300, а то и 400 килограммов диетического мяса. Именно за это свойство солдаты окруженной под Сталинградом 6-й немецкой армии фельдмаршала Фридриха фон Паулюса очень любили своих союзников - румынский кавалерийский корпус. В бою от румын толку мало, зато сколько пользы полевой кухне!

Испытания новой модели лошадиного противогаза в армии США, 1943 г.

И много лет спустя после войны наиболее ретивые поклонники кавалерии не оставляли попыток модернизировать связку «всадник - лошадь». Например, в 1969 году один наш соотечественник запатентовал «люлькового бронеконя Надюшу». «Надюша» - это потому, что в тот год исполнилось сто лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Идея состояла в том, чтобы максимально защитить бойца от обстрела. Для этого под брюхом коня подвешивалась люлька, прикрытая спереди бронещитком с амбразурой для стрельбы из личного оружия. Солдат лежал в этой люльке, стреляя между ног лошади и управляя ее бегом с помощью проведенного через специальные отверстия в люльке повода. Оставалась, правда, одна проблемка. Мелкая, но неприятная: лошадка время от времени выделяет отходы жизнедеятельности. Причем как раз туда, где качается в люльке кавалерист… Автор патента достойно решил задачу, дополнив «люлькового бронеконя» «устройством для отвода мочи». Авторское свидетельство было выдано. Правда, до опытного образца дело так и не дошло.


Боевые лоси и другие копытные


Впрочем, кроме коней в природе существуют и другие копытные объекты, которые можно взять на вооружение. В 1940–1941 годах мобплан развертывания Красной Армии предполагал создание 11 отдельных вьючно-ишачьих и 12 отдельных вьючно-верблюжьих рот резерва главного командования. Ты бы, конечно, вряд ли согласился гарцевать в ишачьей роте, а между тем ишак - незаменимое животное в горах. Он может поднять не очень большой груз (от 50 до 70 кг - как кормить будешь), зато ест все, что растет под ногами, и меланхолично идет по самым узеньким тропинкам над кручей. Во время войны на Кавказе советские и немецкие ослиные силы немало перевезли мин и снарядов для горных пушек в полковом и батальонном звеньях подвоза.


В свою очередь, верблюд, чья грузоподъемность составляет от 150 до 170 кг, - лучшее средство передвижения в песчаных районах. Приходится только делать остановки для перевьючивания: запасы жира расходуются, горбы спадают и веревки ослабевают. А вот британский экспедиционный корпус и примк­нувшие к нему арабы в Аравии и Северной Африке использовали «корабли пустыни» не только для обозов, но и в качестве полноценных боевых единиц. На спины дромадеров порой навьючивали даже легкие пушки. К тому же в пустыне милое дело прятаться от вражеских пуль за горбами четвероногого друга, используя его в качестве лафета и бруствера одновременно.

Лось - идеальное средство быстрой доставки разведчиков и диверсионных групп в лесистый тыл врага

На севере своя экзотика. Скажем, в Швеции полиция и армейские рейнджеры порой передвигались на лосях. Лосиные фермы, куда сегодня возят туристов, появились в СССР еще в тридцатые годы и совсем не для развлечения праздных зевак. В зимнюю пору лось с успехом может перевозить всадников и тянуть сани: глубокий снег, в котором завязнет любая лошадь, ему нипочем. Однако главная задача лосиной армии виделась в другом. Сохатый в родной стихии чудесным образом становится быстр и ловок, легко огибает толстые деревья, через мелкий кустарник прет напролом, а болот даже не замечает. Одним словом, идеальное средство быстрой доставки разведчиков и диверсионных групп в лесистый тыл врага. Теоретически на лосях можно даже границу переходить: отпечатки лосиных копыт, в отличие от подков, не вызывают никаких подозрений.

Измерение верблюда для изготовления персонального противогаза. 14 июля 1983 г.

В общем, для подготовки такого ценного материала в Великую Отечественную была создана специальная группа, где лосей объезжали и приучали к выстрелам. Вскоре два десятка сохатых отправились в разведотделы армии и приняли участие в успешных рейдах по вражеским тылам. Впрочем, широкого распространения боевые лоси так и не получили, ведь для общения с ними нужны были специально обученные бойцы.


Оленьи наземные силы


Северный олень карибу - еще один морозо­устойчивый зверь, который отметился на дорогах войны. Транспорт Санта-Клауса пригодился Советской Армии во время обороны Заполярья. Быстро выяснилось, что положенные РККА по уставу лошади в условиях полярной зимы превращаются в обузу для фронта. Еще во время Финской войны комдив Валериан Александрович Фролов предложил применять в войсках традиционную северную тягловую силу - оленьи упряжки. Первые же попытки передвижения на оленях в январе - феврале 1940 года дали замечательный результат, и к началу Великой Оте­чественной были разработаны основные положения использования упряжек в армии. 29 июня 1941 года немецкая армия «Норвегия» при поддержке финских войск нанесла удар на Мурманск, а 1 июля - на Кандалакшу. В ноябре этого же года по решению Военного совета 14-й армии для противостояния немцам были сформированы три армейских оленьих транспорта. Каждый из них состоял из 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали транспорт 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Своя оленетранспортная бригада была также у Северного флота - она обеспечивала действия морской пехоты.

Устав оленьей армии был прописан самым детальным образом - чтобы олень не уставал, был всегда сыт и ухожен

Устав оленьей армии был прописан самым детальным образом - чтобы олень не уставал, был всегда сыт и ухожен. В должности солдат-оленеводов проходили службу местные жители - саамы (они же лапландцы, или лопари), умевшие отыскивать ягельные пастбища, хорошо ориентировавшиеся в тундре. Из Архангельской области призывали также ненцев и коми с их оленями. В нарту запрягали по три-четыре оленя - веером, на манер русской тройки. Три - пять грузовых и одна легковая нарты составляли «райду» (чем легче были условия пути, тем больше упряжек входило в райду). Две-три легковые нарты привлекались для прокладки пути по снежной целине, их смена происходила каждые 1–1,5 км. По оленьей дороге райды проходили в сутки до 35 км, по бездорожью - до 25 км. Грузоподъемность нарты зависела от состояния маршрута. В ноябре и декабре на нарте перевозилось 300 кг груза, в январе и феврале - 200, в марте и апреле - 100 кг. То есть, к примеру, на одну нарту можно было навалить 5000 винтовочных патронов (6 ящиков) или 10 000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм миномета или 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета; 40 снарядов для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 снаряда для 122-мм гаубицы. Сами орудия перевозились в разобранном виде. Так, для перевозки 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек образца 1902–1909 годов с одним боекомплектом из 560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовые нарты и 30 легковых. Порой нарты использовались как тачанки, вооруженные станковым или ручным пулеметом.


За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля боя 10 142 раненых и больных. Одиночные легковые нарты использовались офицерами связи для доставки срочных донесений. Олени служили даже в авиации: они подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты. С 1941 по 1944 год таким образом были вывезены 162 самолета.


Собачий десант


Теперь перейдем к братьям нашим меньшим, которые на войне помогали нам по-крупному. Вот, например, друг человека. Все началось еще в Древнем Риме, где в первых рядах войска использовали боевых псов - натасканных на врагов зверюг ростом до метра в холке. Собак защищали кожаные доспехи, а на шее у них был ошейник с торчащими в стороны шипами и лезвиями - распарывать животы лошадям вражеской кавалерии. Римляне вообще горазды были на выдумки. Кроме этих собак-смертников они еще выпускали на поле боя стада обмазанных смолой горящих свиней. Оказалось, что карфагенские слоны боятся огня, так что мечущиеся в панике живые факелы их заворачивали обратно - топтать собственную пехоту.

Однако самые героические псы-камикадзе служили во время Великой Отечественной - ценой своей жизни они подрывали немецкие танки. Нельзя сказать, чтобы собаки справлялись эффективнее противотанковых пушек, но в 1941 году, когда на западных рубежах погибла или попала в плен вся советская кадровая армия, любой способ был хорош, лишь бы остановить врага. Наши войска использовали более 60 000 собак, прошедших специальную подготовку и снабженных укрепленной на спине в брезентовой сумке взрывчаткой со взрывателем-антенной.


Достаточно было коснуться взрывателем металла - и происходил взрыв. Собаку приучали стремительно бросаться под танк с короткого расстояния, чтобы она быстро оказалась в мертвой зоне курсового пулемета танка. Такую мелкую, быстро перемещающуюся цель пулеметчик просто не успевал расстрелять. Четвероногих смертников тренировали так: сначала несколько дней не кормили, потом давали корм под стоящим танком, через несколько дней - под танком с заведенным мотором, затем - под медленно едущим. В итоге голодные псы кидались под любой движущийся объект, только спусти их с цепи. Известно, что однажды случайно вырвавшаяся на волю псина подорвала некстати подвернувшийся «Виллис» командира полка. Но обычно все же перед нашими позициями оказывались вражеские машины.

Первый батальон собак-подрывников ушел на фронт в июле 1941 года, за ним отправились и другие части. За годы войны собаки-истребители уничтожили более 300 фашистских танков. Только во время Сталинградской битвы они сожгли целую танковую бригаду - 63 танка и две бронемашины. По мере насыщения войск противотанковой артиллерией нужда в противотанковых собаках сокращалась, и в октябре 1943 года такие отряды были ликвидированы.

Уцелевшим собакам-подрывникам в некотором смысле повезло: их переквалифицировали в саперов. Потери минеров, действовавших с собаками, были в 8–10 раз меньше, чем среди обычных саперов, а скорость работы с собакой в 4–5 раз выше, чем с традиционным щупом и миноискателем. Вот выдержка из директивы начальника инженерных войск Советской Армии от 17 ноября 1944 года: «В Ясско-Кишиневской операции взвод собак-миноискателей успешно сопровождал танки во всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, под прикрытием огня танков они производили разведку и обнаруживали минные поля».

Псов-диверсантов сбрасывали с парашютом в специальных контейнерах конструктора Гороховского

Конечно, собак в Великую Отечественную не только взрывали. Псы вытаскивали раненых, подвозили на передний край боеприпасы, тянули телефонные кабели полевой связи и доставляли донесения. В целом по количеству занятого в военных действиях собачьего ресурса мы значительно превосходили все прочие страны. С 1939 по 1945 год было создано 168 отдельных «песьих» воинских частей. Вот, кстати, еще занятная цитата из военного архива, касающаяся одной из школ военного собаководства: «За то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди». На смерть советская собака должна была идти весело и с энтузиазмом!

Но самое, пожалуй, экстравагантное применение собакам нашлось в диверсионной работе. В конце декабря 1934 года и начале января 1935 года в районе Монино проводились испытания собачьего диверсионного десанта. Псов сбрасывали с парашютом в специальных контейнерах конструктора Гроховского. На спине они несли седло с зарядом взрывчатки, которое могли сбросить, потянув зубами за привязанный к замку шнур, при этом взводился часовой механизм и через небольшое время заряд подрывался. Собак тренировали сбрасывать свои мины к бензоцистернам складов, на полотно железной дороги или у самолетов на аэродроме противника.

Испытания собаки-парашютиста. 1 ноября 1965 г.

При этом псы не были смертниками: до взрыва у собаки оставалось довольно времени, чтобы убежать с места диверсии. Первое испытание проводилось на аэродроме: «Две собаки породы немецкая овчарка, сброшенные с 300 метров, после раскрытия коробов уверенно пошли на цель. Альма немедленно сбросила седло рядом с целью, Арго не сумел сбросить из-за неисправности механизма». На следующий день десантированные с той же высоты овчарки, «преодолев 400 метров по глубокому снегу за 35 секунд, сбросили седла со взрывчаткой на железнодорожное полотно».

Во время войны таких диверсионных собак не привелось сбрасывать с самолетов, но их использовали в партизанских отрядах для подрыва железнодорожных составов. Так, 19 августа 1943 года белорусскими партизанами на перегоне Плоцк - Дрисса собаки пустили под откос эшелон с боевой техникой и солдатами противника.


Противосамолетные голуби и противотанковые мыши


Символ мира во время войны не только доставлял донесения, подменяя ненадежную радиосвязь, но и успешно сбивал вражеские самолеты. Нет, не то чтобы голуби-шахиды бросались в турбины самолета противника, все было оформлено гораздо техничнее. Идею ГЗС-7 («голубиных зажигательных снарядов») предложил Буденному в 1941 году кандидат биологических наук Александр Колосов. В основе «зажигательного голубя» лежала спрессованная из термитного состава призма весом 120–130 г. Такая пирамидка горела 15–20 секунд, давая факел пламени высотой до полуметра при температуре 3000 градусов и могла прожечь железо толщиной 2,5 мм или дюралевую обшивку самолета.


В том же году инженеры ЦАГИ сконструировали кассеты на 24 голубя в боевом снаряжении, которые планировалось крепить под фюзеляжем бомбардировщика СБ. Над объектом в немецком тылу кассеты открывали, и голуби вылетали в атаку. При этом из взрывателей ГЗС-7 выдергивались предохранительные чеки, и теперь достаточно было легкого прикосновения к металлу, чтобы термитная шашка сработала. Предварительно голубей приучали садиться на цистерны с горючим или вражеские самолеты. Для этого голубятню оборудовали под крылом трофейного «мессера», аккурат на месте его бензобака. Птица видела привычные предметы и после полета на бомбардировщике с облегчением садилась на смертельный «насест». В 1942 году под Брянском ГЗС-7 впервые применили на практике. Увы, наши летчики выпустили птиц неправильно, и голуби свои цели не нашли. Однако позже они оправдали себя в глазах командования.

Над объектом в тылу врага кассеты открывали, и голуби вылетали в атаку

Ну а самых мелкокалиберных диверсантов использовали для разрушения немецких танков. В Смоленском университете была разработана специальная программа по обучению мышей проживанию в танке (а уж пожирать электропроводку они отлично умели сами). В любом танке всегда есть технологические отверстия, а мышь способна просочиться в дырку вдвое меньшего диаметра, чем ее собственное тело. Результат применения противотанковых мышей РККА отлично иллюстрирует немецкий циркуляр, разосланный частям Панцерваффе осенью 1941 года: «Танковые дивизии на Восточном фронте, которые разместили свою технику в укрытиях в теплых местах на длительное время, по получении приказа на выдвижение обнаружили, что только 30% их техники оказалось боеспособной. Мыши проникли в танки через технические отверстия и погрызли элект­ропроводку на двигателях». Самой успешной атакой мышей был сброс их на подразделения 22 германской танковой дивизии 18–19 нояб­ря 1942 года под Сталинградом. Последовавший за этим выход из строя большого количества техники дивизии вынудил немцев срочно привлекать для защиты танков охранные подразделения котов.

Да что там говорить! Масштаб животного совершенно не имеет значения. Ведь даже крошечные светлячки удостоились чести быть помянутыми в военных летописях. В Великобритании им, как героям, поставили памятник. Этих мелких козявок английские офицеры собирали в банки, чтобы читать при их свете штабные карты в темноте блиндажей Первой мировой войны.

В общем, военная хитрость человечества безгранична, и нет такого животного, которого мы не могли бы использовать для уничтожения противника - с последующим присвоением зверю звания героя и занесением его на страницы сайта MAXIM!

ЖИВОТНЫЕ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война - сложнейший период в истории нашей страны. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество. Они были присущи не только людям, но и их друзьям - животным.

Не многие знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны Великой Отечественной войны остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга - помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.

В нашей армии собаки несли самую разную службу. Были ездовые собаки, подвозившие боеприпасы и увозившие в тыл раненных солдат. За годы войны собаками было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено к фронту около 3500 тонн боеприпасов.

Служили собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевые действий. За годы войны ими было выполнено более 120 тысяч подобных заданий.

На освобожденных территориях одной из самых востребованных была профессия собаки-сапера. Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 миллионов мин и фугасов, спасены десятки тысяч человеческих жизней.

Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненных бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они носили на себе небольшие рюкзачки со всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.

В самые трудные для нашей Родины дни, когда фашистские танки рвались к Москве, а противотанковых орудий не хватало, в бой вступали собаки - истребители танков. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни - подрыву вражеского танка. Для этого их тренировали не бояться бросаться под движущиеся танки. Перед заданием на них надевали специальный ранец со взрывчаткой. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков.

Собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и движущихся на фронт нацистских поездов с бронетехникой и боеприпасами.

Единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги», была овчарка Джульбарс. Благодаря его отличному чутью было обезврежено 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии, освобожденных от фашистов советскими войсками. Джульбарс также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги.

В мае 1945 года Джульбарс получил ранение и не мог самостоятельно пройти в составе школы военных собак на Параде Победы. Об этом доложили командующему Парадом Константину Рокоссовскому, а он поставил об этом в известность Иосифа Сталина. Верховный главнокомандующий отдал приказ.

На кадрах кинохроники Парада Победы запечатлен идущий строевым шагом командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер. На руках он нес своего боевого товарища - Джульбарса.

Приближается юбилейная дата - 70 летие Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Тяжкое бремя войны наравне с людьми вынесли и наши "братья меньшие" - животные. Как животные помогали людям, служили им во время войны будет интересно и полезно узнать дошкольникам. В этом сообщении я собрала различные сведения на эту тему из разных источников и адаптировала их для старших дошкольников.

КОШКИ

Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря своей поразительной чувствительности и интуиции, кошки бесчисленное количество раз спасали жизни людей.

В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать. Эта история упоминалась Анной Борисовной в блоге Директор. ru

Кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки и, проявляя беспокойство, предупреждали об этом своих хозяев. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни.

Так, например, известно, что в блокадном Ленинграде, кошки приносили всю свою добычу хозяевам, а сами погибали от голода. Своими маленькими тельцами кошки в Великую отечественную войну согревали замерзающих детей, замерзая при этом сами. А когда закончились все запасы еды, то едой для людей становились их кошки.

А после прорыва блокады Ленинграда первым делом наряду с продуктами питания в город завезли груз, имеющий стратегическое назначение - четыре вагона дымчатых кошек, так как именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Те, кто пережил блокаду, рассказывали, что за кошками выстраивались огромные очереди, настолько велика была их потребность в городе, оккупированном совершенно обнаглевшими крысами.

Многие сибирские города участвовали в мобилизации кошек для Ленинграда, погибающего от нашествия крыс. Сибирские питомцы защитили не только жителей Ленинграда и бесценные запасы продовольствия от крыс, но и взяли под свой контроль хранилища Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев, которые имели огромную историческую ценность не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны.

Только в Тюмени собрали более 250 кошек, чтобы помочь после блокадному Ленинграду, добровольцы сами приносили своих питомцев на сборный пункт, внося свой вклад на борьбу с полчищами крыс. В общей сложности в Ленинград было завезено более 5 тысяч пушистых питомцев из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов, которые с честью справились с поставленной перед ними задачей. А с тех пор в Ленинграде не осталось местных кошек, все они имеют сибирские корни.

Кошки в Великую отечественную войну спасшие наибольшее количество человеческих жизней, были удостоены специальной награды. Специально для них была учреждена медаль «Мы тоже служим Родине» , которая считается самой почетной в зверином мире. Правда, кошачьих жизней она, к сожалению, не возвращала…

А в Тюмени в 2008 году в память о кошках спасших послеблокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек».

Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

СОБАКИ


Во время Войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные поручения.

Собаки забирали с линии огня раненных (около 700 тысяч раненых было спасено собаками за время войны) и доставляли на поле боя боеприпасы.

Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений).

В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.

С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин.

Собаки наносили и прямой удар по врагу. Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак дрессировали и готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков.

Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась.

Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

ЛОШАДИ

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В Советской Армии численность лошадей во время войны составляла около 2 миллионов

В войну лошадей применяли как транспорт, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.

Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».

В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления.

Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.

ОЛЕНИ

Об участии оленей в Великой Отечественной войне я узнала из блога Ирины Коткиной "ЧУМотека" . Пройдя по ссылке, вы сможете почитать статью "В бой идет оленная армия".

Я приведу выдержки из статьи в форме, понятной детям.

Старшие дошкольники уже имеют представление о карте и глобусе, поэтому сначала целесообразно рассказать и показать детям, где находится Ненецкий автономный округ и о некоторых его природных особенностях (эту информацию можно почерпнуть в блоге ЧУМотека). Беседу сопровождать показом фотографий. Примерная беседа с детьми может быть такой.

Из Ненецкого округа на фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов.

В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую - 4-5. Сколько груза можно положить на одну нарту зависело от силы оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и от того, как быстро нужно было двигаться.

В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг.

На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.

Упряжка могла утянуть полторы сотни "лимонок (гранаты)" или три десятка мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.

По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При быстром марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке.

Важнейшей задачей оленных частей являлось спасение раненых, доставка их с поля боя

В полковой медицинский пункт. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.

Слово солдата (Андриан Семенович Дуркин)

"С передовой раненых вывозили на оленях по гористым, каменистым местностям Кольского полуострова. Их привязывали к нартам с тем, чтобы по дороге не потерять, т.к. с высоты олени гонят во всю прыть, а то и галопом. Санки накатываются и могут подсаночных помять, хотя к аргишу(обозу) за последние санки привязан олень (называется тормозной), он не даёт накатываться на оленей. Как-то с одной высоты подо мной опрокинулись санки вверх полозьями. Олени во всю прыть мчатся под гору, не сразу остановишь аргиш. Вот тут до тошноты было больно. Еле привезли меня в мурманский госпиталь"

Всего оленные транспорты вывезли (и таким образом спасли жизнь) с линии фронта и из глубокого тыла противника 10142 раненых солдата - полноценную дивизию Красной Армии.

Не менее важной для оленно-транспортных частей считалась задача доставки грузов в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы.

Слово солдата (С.П. Шерстобитов, командир взвода, в котором служили наши земляки):

"Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором было задействовано до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд догнало стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: -Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!" Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали на него и вытягивали сани. Люди не пострадали, и груз был спасен".

Оленные батальоны перевезли к переднему краю 17 тысяч тонн боеприпасов, 8 тысяч бойцов.

В условиях бездорожья оленей широко использовали для связи. Однажды рекорд по доставке срочного пакета поставил сержант Николай Николаевич Ледков. У хорошего оленевода компас в голове, поэтому даже без дорог он безошибочно, как самолет, доставлял срочную почту в части.

Слово солдата (Сержант Николай Ледков):

"Как-то в конце декабря (1942 г.) вызвал меня в штаб полковник Тульчинский. Показывает на карте расположение штаба дивизии. Срочный пакет надо доставить туда, говорит. Сильные снегопады, все дороги перемело, машина не пройдёт. Я руку под козырек. Вышел из штаба и думаю: как доставить? По дороге километров шестьдесят будет, не успеть к сроку. Когда полковник показывал место расположения штаба, я заметил в этом направлении цепь озёр с небольшими перемычками. Если по озёрам - километров тридцать пять. Принимаю решение прямо ехать. Погода отвратительная, видимости нет, сверху снег валит. Правда, ветер не встречный, а справа в спину дует. Зато упряжка была хорошая! Когда по озерам ехал, казалось, будто лечу в темноте, полозья не по снегу, по воздуху скользят. А хочется еще быстрее! Гоню, гоню оленей!... Недалеко от штаба на дорогу выехал. И сразу - часовой. Пакет, говорю, генералу. Караульный офицер в штаб меня ведёт.... Генерал сесть предложил, конверт распечатал. На нем число, время вручения написал и мне протянул. Руку пожал, "спасибо" сказал. Обратно можно было не очень спешить: олени устали. Полковник Тульчинский посмотрел на конверт. Получилось, что я за полчаса пакет доставил. Удивился:

Как сумел? Или на самолете летал? Ну, молодец!...".

Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.

Гибель вожаков упряжек оленеводы воспринимали особенно остро, ведь этих животных они воспитывали по нескольку лет, любили и баловали их. А олени любили своих хозяев.

Слово солдата (Ездовой Иван Белугин):

"Один олень-нянько так привязался ко мне, что постоянно ходил по пятам. А на войне, как оказалось, это очень опасное соседство. Не раз преданный друг мог стать причиной гибели оленевода. Например, посылают солдата на боевой наблюдательный пост, и чтобы враг не заметил, оленевод надевает белый маскхалат и отправляется на задание. Вдруг рядом с ним появляется олень, ходит ничего не знающий о войне и фрицах олень-солдат рядом с дозорным, тыкается носом в плечо, будто говорит: "Чего это ты по земле ползаешь, поднимайся". Фашисты в Хибинских скалах тут же замечают оленя-лазутчика, начинают обстрел. Как тогда фронтовые товарищи остались живы, одному Богу ведомо! Что здесь скажешь, не приучено животное к военной дисциплине".

Только с 1943 года, когда фашисты активизировались на Карельском фронте, оленьи упряжки тоже стали маскировать: одевали в белые попоны. В таком виде олени возили по тундре снаряды и раненых. Это были великие труженики.

Награждали бойцов-оленеводов чрезвычайно скупо. Из более чем сотни солдат оленных транспортов, жителей Ненецкого автономного округа, два десятка могли похвастаться, придя с фронта, солдатскими боевыми медалями. Лишь двое командиров отделений были награждены самым почетным солдатским орденом Красной Звезды - сержант Ефим Иванович Канев и старшина Амос Петрович Выучейский. Единственным из солдат-ездовых, кто отмечен почетнейшим орденом Славы III степени, оказался сержант Семен Иванович Семяшкин, всю войну не расстававшийся с талисманами - подушкой и ложкой маленькой дочери. Все остальные бойцы снежной кавалерии могли гордиться перед односельчанами лишь шрамами и протезами".