Вер по типа темной лошадки. Темная лошадка

— Так, теперь твой ход, — Сережа откинулся на спинку дивана и, взяв в руки пульт от телевизора, начал нажимать на кнопки.

Никита, девятилетний сын, напряженно смотрел на шахматную доску. Казалось, в его голове уже складывались логические цепочки ходов. И он их мысленно просчитывал.

Сергей ничего интересного не нашел и выключил телевизор. Потом покосился на сына:

— Ну, ходить будем? Или я схожу курну немножко?

Никита, взяв в руку уже отыгравшие свое фигурки, стал их перебирать пальцами. Потом вздохнул и, протянув руку, передвинул нужную фигурку на доске.

— Мат, пап, — И улыбнулся. Улыбнулся так лучезарно, что невозможно было не улыбнуться в ответ.

Что Сережа и сделал. Но потом, наконец, до него дошли слова сына, и он удивленно плюхнулся обратно на диван, забыв, как минуту назад, ему так хотелось затянуться ароматным дымком.

— Да ладно…., — Он минуту смотрел на доску, — Ну ты и темная лошадка. Надо же, так меня умыл.

Он с гордостью смотрел на своего сына.

А Настя смотрела на них обоих, своих любимых мужчин.

— А ты у меня тоже лошадка не из светлых. Почему не сказал, что пиццу заказал?

Сережа поднял взгляд на жену:

— А что, уже привезли? Пойдемте тогда поедим, а то что-то жорик проснулся.

Темная лошадка.

Сегодня мы так называем людей, которые умеют нас удивить чем-то неожиданным. Кажется, ты знаешь этого человека много лет, знаешь, чем он дышит, что любит. И вдруг какой-то его поступок ставит нас в тупик. Почему?

Потому что мы не ожидали от него именно такого. Хорошего или плохого, не важно. Главное, не ожидали. Человек повернулся к нам какой-то другой, еще не изученной нами стороной.

Так откуда же это странное сравнение с лошадкой, да еще и именно с темной?

Господин всезнающий Интернет вот как объясняет эту фразу.

В 18 веке в России стали очень популярны конные скачки. Тут же появились и тотализаторы. А как же иначе? Английская мода проникала везде. И Россия не была исключением.

Красота скачущей лошади – это одно. Но это для больших эстетов. А что же для азартных людей? Тотализаторы.

Для скачек лошадей привозили из-за границы, и они стоили кучу денег. Владельцы таких коней зарабатывали на своих питомцах целые состояния.

И среди любителей скачек существовало такое поверье, что чистокровная лошадь должна быть светлой масти. Тогда ей ее лошадиные ангелы дают при скачках свои крылья. И она обязательно побеждает.

Но как вы сами понимаете все это сказки и мифы. Это просто добавляет еще одну интересность к общему образу конного спорта.

А победителями на самом деле могут быть лошади любой масти.

Иногда среди лошадей, которых выставляли на скачки, появлялись новички, которые совершенно неожиданно, вопреки всем ожиданиям, приходили к финишу первыми. Вот именно этих лошадок и называли темными, имея в виду, что уж на фаворитов они точно не тянули…. Масть не та. Да и история их появления неизвестна… т.е. какая-то темная.

Были даже случаи, когда, чтобы поучить большой куш, чистокровную лошадь специально перекрашивали в темный цвет. И, когда она приходила первой, для всех кроме ее хозяина это было неприятным сюрпризом. А хозяин получал хорошие деньги, сыграв на неожиданности и суеверию любителей тотализатора.


— У меня для вас сюрприз, — Настя вытерла руки после мытья посуды, — Я предлагаю всей семьей прокатиться в конный клуб. Ехать недолго. Воздухом подышим. И к тому же там сегодня показательные выступления по верховой езде. Вы как, мужчины?

Сергей с Никитой удивленно переглянулись.

— Мы за, — Никита вскочил от радости, — Правда, пап?

Сережа вдруг весело хохотнул:

— Ну, Настена, ты у нас тоже темню-ю-ющая лошадка, — Он обнял жену, — Поехали.

Открыв дверь и пропуская жену, он поднял воображаемую шляпу:

— Леди….

Никита включился в игру мгновенно. Он приложил ладошку к виску и почтительно пропустил родителя вперед:

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Бывает, смотришь на человека и понимаешь, что с ним что-то не то. Но объяснить себе невозможно, что же кажется в собеседнике таким подозрительным. В народе принято называть таких персон темными лошадками. Значение этого термина и рассмотрим ниже.

История появления

Чтобы понять значение «темной лошадки», нужно узнать происхождение фразеологизма. А появился он чуть позже, чем стали популярны скачки в России, то есть в XVIII в. Именно в то время изобрели тотализаторы, и люди стали делать ставки. Издревле считалось, что чистокровная лошадь должна быть белой, ну на крайний случай серой. Черные животные были не в цене, так как им приписывалось мистическое значение. Именно на этой вере люди и стали зарабатывать. Они разводили темных лошадей, скрещивая их с породистыми. А если не получалось доставить на ипподром черное животное, то зачастую белых лошадей перекрашивали. Им не давали скакать сразу на полную мощность, чтобы усыпить бдительность соперников и повысить ставки. А на последних минутах заезда наездник пришпоривал лошадь, и она приходила первой. Вскоре зрители раскрыли обман, и выражение "темная лошадка" вошло в повседневную речь уже вне ипподромного контекста.

Значение

Как же можно трактовать понятие «темная лошадка»? Значение у него такое - человек, который не так прост, как кажется. Что же это может значить? Темными лошадками часто называют довольно скромных людей, которые в компании друзей не ведут себя слишком активно, они не склонны рассказывать о себе и со стороны зачастую кажутся высокомерными. Так как окружающим непонятно, что можно ждать от такой персоны, зачастую таких людей обходят стороной.

Значение фразеологизма темная лошадка в полной мере становится понятно, если взглянуть на многих кинодив. Они кажутся такими хрупкими и женственными, но стоит им войти в образ, и они предстают перед тобой совершенно в другом амплуа. Хорошо ли это? Для актеров это большой плюс, ведь им не приходится играть всю жизнь одних и тех же персонажей.

К кому применяется?

Фразеологизм «темная лошадка», значение которого мы описали выше, зачастую можно услышать и в жизни. И если для актеров и актрис это скорее комплимент, то для обычных граждан такое описание лестным не считается. Почему? Потому что непредсказуемость и переменчивость говорят не в пользу людей. Про значение темной лошадки можно рассказывать не нужно.

Каждый из читателей может вспомнить в своем окружении персону, в компании которой всем становится не по себе, прямо мурашки бегут по коже. Так происходит оттого, что все напрягаются и начинают переживать. Но стоит понимать, что чувство трепета человек может вызывать по двум причинам. Первая будет - уважение, а вторая, наоборот, презрение. А чего же люди боятся? В основном, что темная лошадка может каким-либо образом подпортить их репутацию. Но в этом случае нужно задуматься, ведь людям, уверенным в чистоте своих намерений, в справедливости своих решений и действий, бояться нечего. Тогда стоит понимать темную лошадку не как персону, достойную презрения, а как катализатор, который провоцирует взрывную реакцию.

Фильм «великого и ужасного» Тодда Солондза «Темная лошадка» вызвал такую реплику одного критика: «Мир, по Солондзу, плох настолько, что сочувствие в нем может вызвать даже малоприятный лузер, если в нем есть хотя бы что-то живое». Что же живого и неживого в этом фильме. Как сохранить в себе первое? И можно ли победить второе? А такой ли уж лузер Эйб? Ведь сам Солондз признался журналистам на фестивале в Каннах, что испытывает большую нежность к своему «умственно отсталому» герою.

Почему-то первым придумался заголовок. В уютном кошмаре. А второе, что промелькнуло в голове, — образ Чацкого! Возможно, мы переборщили с литературными примерами и реминисценциями из русской классики на обсуждении в клубе, и все дело в этом. Но знаете, в свое время Белинский сказал о Чацком, что он «идеальный шут» и «всего лишь мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». Спорная трактовка. Но герою Солондза она подходит даже больше, чем грибоедовскому смурному лишнему типу. Всего лишь мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на Хаммере, и думает, что папа выбрал его в работники на основании справедливого отбора.

А. С. Грибоедов (не случайно все же он открыл и напитал собой всю жесткую сатиру 19 века) очень много внимания уделил созданию ауры, скажем так, неадекватности своего героя, абсолютно выписывающей его из системы тире среды. Неадекватность эта положительно заряженная для тогдашних продвинутых умов: начитанность, образованность, умение красиво говорить и писать, потребность служить делу, а не лицам, достоинство, измеряемое не чинами, золотыми мешками и карьерами, а честью, долгом, индивидуальностью, патриотизмом взахлеб…

Неадекватность Эйба — в подростковой одежде и подростковой же ревности к брату, ярко желтом цвете Хаммера, сдвинутой невесте, увлечении кубиком Рубика и прочими игрушками, проживании в детской и т. п. И эта неадекватность — словно остановка роста. Нежелание дальше расти, становиться частью взрослого (насквозь бледного и насквозь мертвого) мира. И нежелание это можно вполне расценить как его собственный (инфантильный, возможно) бунт против реальности. Ну, вот Обломов лежал диване, и это был бунт — демонстративное неучастие в мире суетящейся пустоты, тактика трех обезьян — не вижу зла, не слышу зла и не скажу зла…

Да, инфантилизм буквально выпирает из каждого угла в фильме Солондза. Но именно то, что он практически все время бьет по глазам, заставляет усомниться, что это послание для режиссера главное. Если по-набоковски сравнивать искусство с шахматной партией автора и читателя, то не всегда ж выигрывать читателю, автор вправе и не подыгрывать ему, и мухлевать, и сбивать с толку, и прятать фигуры, и заметать следы, и выигрывать, наконец.

Солондз не на поверхности. И диагнозы, которые ставит его, безусловно, «диагностическое» кино, кино-диагноз, может, и мелкие, но не поверхностные. И очень больные. Не хочется множить банальности, но правильно кто-то сказал, каждый в этом кино увидит свое.

И тут, разбирая какие-то смысловые детали, я скажу о том, чего сама сильней всего боюсь. И, наверное, да, займусь самодиагностикой. Потому что прав Илья, герой (Эйб) очень похож на нас! Похож. И никакие не натяжки — примеры из русской классики, звучавшие на обсуждении. В нем — и Акакий, и Мармеладов, и Обломов, и чеховские футлярные люди и недотепы отыщутся в легкую…

Маленький. Маленький. Маленький. Бесконечно и безнадежно маленький мирок — хотений, дел и интересов, жизнь, суженная до размеров детской, стиснутая поза — под крылом родителей, под их приплюснувшей крышей. И даже мечты крошечные, как квадратики в кубике Рубика. И цвета их отдают кислотным ядом. Линейка роста заклеена давным-давно. Роста нет. Так, шажки по протоптанной отцом дорожке. И всего боишься. Дрожишь. Дрожишь… Так уж повелось, что страхов в обществе безопасном и цивилизованном до мозга костей (т. е. до идеального потребления) в разы больше, чем «в диких условиях»: живешь — дрожишь, любишь — дрожишь, мечтаешь — дрожишь, умираешь — дрожишь, лишь бы не лишиться своей куцей и спеленатой жизни, где и дышишь короткими, как чек, глоточками и живешь так же.

Как и романтик Сэм Мендес («Красота по-американски», «Дорога перемен»), в своей трагикомедии Солондз тоже сказал: в этой реальности, чтобы изменить… чтобы измениться, надо умереть.

Смерть — революция (или бунт) против уютного кошмара реальности, дорога от нее, бесповоротная, страшно свободная, одинокая, прямая, как выбор.

В этом мире герою было так тесно, так страшно, так неуютно, так подконтрольно, так брошенно, что его финал одарил омывающим чувством свободы и очищения.

Он ушел из мира мертвых душ, мира Ничто, не став мертвой душой, или, как выражался его папа — «полноценной личностью» (помните его убивающую своей уверенностью реплику: «собственность делает тебя полноценной личностью»?). Весь фильм герою кажется, что он может умереть, на самом деле это чувство настигает любого в пустыне безлюдья — страх превратиться в прозябающее существо, получеловека, нелюдь…

Старая добрая безнадежная пустота… Сколько уже режиссеров и сценаристов пропели ей гимн с жизнеутверждающим припевом «Не хочу, не буду». И в «Красоте по-американски», и в «Дороге перемен», и в «Бойцовском клубе» и т. д., и т. д. прямо по-чеховски сказано: «земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь». И что:

Мы почти не говорим друг с другом. Но умудряемся лгать даже молчанием.

Мы прагматики. И совсем разучились мечтать.

Мы сыты и равнодушны. Наши мечты не больше кочки. Не живее чучела чайки.

Мы с легкостью меняем их на уверенность и успех.

Наши души не летят к невозможному. Потому что невозможное невозможно купить.

Мы слишком хорошо знаем, куда идем и придем. А в другие маршруты не верим.

Старая добрая безнадежная пустота… Для нее нет разницы — 6-го или 7-го. Страховка все покроет. А собственность сделает полноценным человеком.

И да. Чек, пожалуйста!

P.S. Солондз дал фильму доброе, дающее надежду и тем контрастирующее с содержанием, название. Темная лошадка — это загадочная фигура, от нее неясно, чего ждать. Она не похожа на победителя. Мало кто на нее поставит. Но ей, несмотря на неказистость окраса (долгое время темные лошади считались слабее светлых), подчас удается удивить, шокировать, умыть тех, кто в нее не верил. В мире выигрывающих, успешных, в мире победителей (эту тему ведут отец и брат героя), в мире безукоризненно правильном и потому неживом — ее дело жить. И пусть в этом кино Эйб жил лишь считанные минуты, но он жил: сомневался, боролся с собой, миром, конфликтовал с родителями, братом и внутренней секретаршей (подавляющий голос взрослого контроля), менялся, пробовал, начинал, падал, бился лбом о стену… он жил. И умер как живой.