Упряжь, повозки, конные орудия и запряжка лошадей. Русская троечная упряжь

Знаете ли вы, что:

Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест

Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства

Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта

Среди героев русских народных песен ямщик и тройка лошадей занимают если и не первое, то бесспорно, одно из призовых мест.
Перечислить все песни, в которых упоминается тройка, практически невозможно. О тройке писали стихи лучшие русские поэты - Вяземский, Фёдор Глинка, Некрасов, Суриков. Стихи эти, в свою очередь, тоже перекладывались на музыку, становились народными песнями.
Осознание тройки, как символа чего-то исконно русского, получило, пожалуй, наивысшее свое выражение в известнейших строках Гоголя: «Птица тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» В чем же причина такой популярности тройки?
Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Впервые национальный русский способ запрягать лошадей по три в ряд появляется в середине XVIII века. Этот способ быстро получил широкое распространение ввиду своих неоспоримых достоинств: высокой скорости, большей грузоподъемности и хорошей проходимости.
Европейская двуконная упряжка была малопригодной для дальних странствий по российской целине. При запряжке же тройкой лошади занимали пространство шире, чем повозка, уменьшая вероятность падения седока из экипажа. Кроме того, три лошади тянули повозку гораздо резвее, нагрузка распределялась по трём лошадям, и оттого лошади могли меньше уставать.
Все иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды.

Профессия ямщика была потомственной, и управлению тройкой обучали с раннего детства.

С конца XVIII тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. Почтовую службу по перевозке несли ямщики - крестьяне на собственных лошадях. За это они освобождались от подушной подати. Для управления тройкой возница должен обладать немалой физической силой. При езде правильным аллюром средняя лошадь - коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более легкие пристяжные лошади скачут размеренным галопом. Руки правящего тройкой ямщика часами испытывают усилие от 5 до 50 килограммов. Внезапно испугавшись, лошади могли «понести» - потерять управление. Рывок вожжей мог швырнуть ямщика прямо под ноги упряжке. В таких случаях только топор и мгновенная реакция помогали вознице спасти себя и седоков. Русский способ запряжки позволял регулировать нагрузку, приходившуюся на каждую из лошадей. В нужный момент ямщик кнутом или вожжой подхлёстывал одну из пристяжных; та начинала бежать быстрее и тянуть сильнее — и давала возможность передохнуть соседней лошади.
Так родился фразеологизм «по всем по трём», возникший из ямщицкой поговорки «По всем по трём, коренной не тронь, — а кроме коренной нет ни одной». Хлестнуть «по всем по трём» означало ударить кнутом по всем лошадям сразу — и тем самым резко увеличить скорость движения повозки.


Уникальному способу запряжки русской тройки соответствовала столь же уникальная упряжь со множеством украшений.
Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной - больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.


Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.
С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.
Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.
Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи - не скупися, езди - веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.
В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов - глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.
Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».


Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.
С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.
Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.
В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Русская тройка как тип конной упряжки известна, по свидетельству печатных источников, с XVIII века. До XVII века включительно упряжная езда в России производилась лишь в одно лошадь или же несколько лошадей, запряженных гуськом. В начале XVIII века появились парная («на отлет») и троечная запряжки в ряд. Во втором десятилетии этого века нарочная почта стала применять для езды от одной до трех лошадей. Впрочем, на первых порах тройка (три лошади в ряд) была весьма редким исключением из правила. Но уже во второй половине XVII столетия почтовая тройка в силу таких достоинств, как высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, завоевала права гражданства.

В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. При этом тройка запрягалась в сани, телегу, кибитку, тарантас, иногда в возок, но никогда в карету.

Настоящего расцвета в повсеместной популярности русская тройка достигла в первой половине XIX столетия. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Русская тройка, олицетворявшая как русскую удалую душу, так и русскую широкую природу, превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы гоголевскую «птицу-тройку».

Появление в России в середине XIX века железные дорог и дальнейшее их интенсивное строительство привело к падению почтовой и пассажирской роли тройки. Она стала вытесняться с почтовых трактов в сельские местности, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась. В настоящее время тройки используются в России для катания на выставках и ярмарках, а также в различных соревнованиях.

Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки. Говоря о ее устройстве, надо иметь в виду, что тройка не имела аналогов в других странах. Основой троечной упряжки является русская парная упряжка («на отлет»), описанная мною в N 4 журнала «Охота». Для получения тройки достаточно с другой (обычно правой) стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь с упряжью, аналогичной упряжи пристяжной лошади парной упряжки «на отлет». Троечная упряжь и каждый ее элемент отрабатывался десятками и сотнями лет. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.

Важной отличительной особенностью троечной упряжки являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты. Помимо росписи и резьбы, которыми покрывались деревянные клещи хомута, часто применялась узорная тисненая кожа и особенно металлический набор на кожаной покрышке. Металлический набор из литых деталей разной формы вообще широко использовался в упряжки, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. В качестве металла употреблялись сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, иногда серебро. Помимо металлического набора, упряжь снабжалась кистями, без которых невозможно себе представить русскую тройку. Кисти прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Что касается росписи, то поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была «гореть» на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. «А дуга-то, дуга — в золоте сияет…», — писал поэт Иван Никитин в стихотворении «Выезд троечника». Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Этот узор создавал ритмические сплетения стеблей, цветов, зубчатых листьев.

В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели — видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая радовать взор,

Однако к концу XIX века вкусы изменились в худшую сторону. Дуга стала тоньше, место для резьбы и росписи убавилось. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами.

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении и выполняющие две задачи. Первая — потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Поэтому велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Вторая задача — известить персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям. Продолжительные остановки для перепряжки лошадей были недопустимы.

В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось — дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.

Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург — Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: «Дар Валдая» (слова из песенной строки «И колокольчик — дар Валдая»), «Кого люблю, того дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает» и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» — созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.

К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Еще одна особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда выглядит очень гармонично и красиво. Интересно, что пристяжные лошади скачут разным галопом. Как известно, галоп бывает двух типов. В зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед, различают галоп с правой или левой ноги. В тройке левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, правая пристяжная — галопом с левой ноги. Лошади выбирают нужный тип галопа инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость (передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову).

Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре, Они до наших дней сохраняются и в народной памяти.

Анатолий Ганулич

Журнал «Охота» 1998 — 5

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.

Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

«Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.