Современные туземцы-маори новой зеландии. Племя Маори – народ из Новой Зелландии: фото, видео, обычаи и татуировки в стиле Маори

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

Маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


Традиционное жилище маори

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



Маорийская резьба по дереву

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Вырезаем тату. Если следовать традициям народа маори , узоры на теле нужно не набивать иглой, а вырезать с помощью стамески из кости. Именно так украшали свои тела индейцы прошлых веков.

Сейчас народ живет на островах Новой Зеландии, но раньше заселял Восточную Полинезию. Океанские просторы преодолели в 13-ом веке. Плыли на каноэ.

Одно это говорит о бесстрашии народа. Так что не удивительно, что полинезийские тату маори делали стамесками. Их вбивали в кожу молотками, отсекая куски тканей.

Получалось то, что в современном мире именуют шрамированием . Исторические краски тоже отличаются от современных. Маори прошлого пигментировали раны золой, смешанной с жиром.

В 21-ом веке состав не применяется, да и на шрамирование решаются единицы. Однако, живы эскизы тату маори . Они захватывают этническим стилем, абстрактностью, строгой геометрией.

Завораживают и значения символов. Они воссоздают единение с природой, позволяют развить дух воина. Принято выбирать современный метод татуирования, но старинные сюжеты. Вникнем в их суть.

Значение тату маори

Тату маори делятся на 4 группы. В первую из них входят животные. Как правило, это обитатели моря, омывающего острова Малой Зеландии. Эти животные давали индейцам силы и саму жизнь, служа пищей. За сие люди чтили обитателей морей.

Часть из них была неприкосновенна, считаясь тотемами племен. Тотем – прародитель. Иначе говоря, группы индейцев считали, что одни из них произошли от морской черепахи, другие – скатов, а третьи — дельфинов. Их изображения наносили на тела в качестве оберегов. Предки способны дать силы для свершений.

Дельфины и киты стали для маори символами защиты. Оба вида животных отгоняли от каноэ индейцев акул, приходили на помощь, если кто-то из маори попадал за борт.

Меж тем, на телах вырезали и акул. Это знак мощи, агрессии, власти и упорства.

Символ типичен для воинов маори. Их нравы, кстати, были кровожадны. В былые времена маори высушивали головы сраженных врагов, складывали из них кучи. На их вершине ставили череп убитого вождя, пытаясь сбить его палками, словно кеглями.

В татуировки маори с животными входит и скат. Его почитают как саму свободу. Изображение животного наносят на тела вольнолюбцев. Рисунки именуют «мокко».

Именно так на индейском наречии называется татуировка. Она, к слову, несет сакральный смысл. Кроме сути, перенятой европейцами, наколки маори близки к китайским меридианам.

Это энергетические каналы тела. В Поднебесной на них воздействуют иглоукалыванием и массажем. В Новой Зеландии энергетические центры отмечаются .

Соответственно, можно активизировать нужные чакры, как сказали бы в Индии. На островах же ничего не говорят, храня секреты татуирования в тайне.

Если национальные сюжеты заимствуют европейцы, их осуждают. Помните наколку Майкла Тайсона? Она на лице, а посему замечена многими. Рисунок взять из подборки фото тату маори .

Глава одного из племен народа был настолько возмущен содеянным Тайсоном, что сказал: — «Никто не имеет права использовать священные орнаменты в декоративных целях».

Не вникнув в суть начертанного на своем теле, Тайсон соблюл основную традицию маори. Тату на лице предпочтительна для индейцев. Прочие части тела украшали редко.

Кроме прямого значения и работы с энергетическими центрами, орнаменты указывают на социальный статус человека, основные жизненные вехи.

Это своеобразный паспорт, который под одеждой или волосами не рассмотрят ни свои, ни враги. Лицо всегда открыто, на нем можно читать, как автобиографию индейца.

Маори условно делят лицо на 13 секторов. Они олицетворяют лунные месяца. Соответственно, татуированное лицо – некая модель Вселенной.

Кроме того, орнаменты соотносятся с железами внутренней секреции. Это, по мнению индейцев, дает человеку истинное тело. Если на маори нет тату, о нем говорят «папа-теа», то есть краснокожий без тела.

Теперь, вернемся к делению сюжетов маори. К морским любимчикам народа стоит добавить сухопутных ящериц и цапель. Изображение первых сопровождает интеллектуалов и колдунов.

Ящерица считается символом интуиции. Цапля же – знак чистоты духа, борцов за справедливость и правду. Учтем, что значение тату маори соблюдается лишь при определенной технике нанесения рисунка.

Он составляется из геометрических элементов, каждый из которых несет отдельный смысл. Его рассмотрим во второй категории наколок индейцев.

Итак, о геометрии тату маори. Вид и значение орнаментов связаны. Если основной элемент спираль, значит, акцент сделан на новые начинания, цикличность развития, связь с космосом.

Настроиться на последний для индейцев особенно важно, ведь они осознают свою обычность и тривиальность. Даже имя народа на его языке переводится как «нормальный», «естественный». То есть, краснокожие четко отделяют себя от Богов, космической энергии, обращаясь к ним за помощью, но не зазнаваясь.

Спираль на языке маори зовется «кору». Узор может быть дважды и трижды перекрученным. Это своеобразный аналог знака бесконечности. В отличие от обычной спирали орнамент замкнут. В социальном плане сюжет указывает на взаимосвязь племен.

В рисунках спираль может сочетаться с завитком в виде крюка для рыбы. Это символ мужества, достатка и крепкого здоровья. Выходить на охоту в море не могли немощные, трусливые. Улов давал хороший доход.

Отображен в геометрии тату в стиле маори , так же, наконечник топора. У него трапециевидная форма. Топоры маори использовали для работы с деревом, поэтому узор оказывался на телах древних строителей, лесничих. В символическом плане наконечник ассоциируется с властью, решительностью и способностью концентрации внимания.

Третьей категорией наколок индейцев Новой Зеландии являются символы природы, к примеру, солнце. Его центральная часть прорисовывается в виде открытой спирали. Символ указывает на взаимосвязь смерти и жизни. В плане оберега рисунок дарит внутреннюю гармонию.

Народ маори рассматривает изделия как обереги. Первая маска, считают индейцы, явилась первым человеком, от которого пошел весь индейский род.

Поэтому, символ рассматривают как эмбрион человека да и изображают подобно, в полускрюченном состоянии, с большой головой. Ажиотаж на подобные тату среди европейцев не совсем понятен, ведь маска – знак конкретного народа.

Мужские тату маори

У маори исторически присутствует равноправие полов. И мужчины и женщины могут быть воинами. И первые и вторые имеют право на тату. Однако, чаще и в большем количестве узоры наносятся на тела представителей сильного пола.

Причина в философии народа. Индейцы уверенны, что тело мужчины внешнее, то есть связано с процессами макрокосмоса. Женская энергетика направлена внутрь, на микрокосмос, то есть продолжение рода.

Так вот, значение эскизов тату маори для мужчин – укреплении связи со Вселенной. Поэтому, татуировка народа Новой Зеландии не терпит асимметрии.

Все изображения делятся на равные, дублирующие друг друга части. Во всем должна быть вселенская гармония. Иначе, собьются настройки энергетического тела мужчины.

Кроме лица, областями татуирования у мужчин маори являются плечи и ягодицы. Индейцы верят, что череда наколок создает особую энергетическую структуру.

Она, в отличие от тела человека, бессмертна, сохраняется, когда маори уходит в иной мир. Получается, что наносить эскизы маори значит пытаться увековечить себя в виде энергетической сферы.

В общем, во взглядах индейцев на мир много оккультизма, эзотерических мотивов. Для древнего народа пытающегося сохранить самобытность, это типично. Кстати, коренные индейцы составляют около 15% населения Новой Зеландии.

Когда-то, маори были ее полноправными владельцами, пока на острова ни прибыл Джеймс Кук. Это произошло в 18-ом веке. С тех пор началось заселение Зеландии европейцами.

Женские тату маори

Женские тату маори, как и мужские, цикличны, симметричны, выполняются в черном цвете и строгой геометрии. Однако, отличаются места нанесения узоров.

Совпадает лицо. Остальные зоны индивидуальны, связаны с сексуальным и детородным началами. Соответственно, женщинам маори украшают животы,

Интересно, что из коренных народов Полинезии лишь маори наносят на тела женщин меньше татуировок, чем на тела мужчин. В прочих племенах ситуация обратная.

Исследователи связывают это с обособленным путем развития маори. Не стоит забывать, что они покинули родные земли еще в 13-ом веке. Индейцы заселили остров, который по размерам в разы больше клочков земли, занятых родственными народами.

В общем, маори выбрали свой путь развития. Однако, традиции тату, по видимости, прочно укоренились еще до 13-го столетия. Сюжеты и трактовки наколок народа мало чем отличаются от прочих полинезийских.

Европейские тату в стиле маори для женщин подобны наколкам с использованием иероглифов. В чуждых и сложных языках часто делают ошибки. В итоге, знающие люди читают татуировки так, что те не украшают, а высмеивают, или оскорбляют их носителя.

Поэтому, лучшим выходом при решении сделать наколку маори считается посещение островов и уговоры нанести рисунок их коренного жителя. Последнее время, правда, за большие деньги, индейцы соглашаются нанести часть своей культуры на тела чужаков.

Народ маори, проживающий на островах Новой Зеландии, приплыл сюда из Восточной Полинезии на каноэ где-то между 1250 и 1300 годами нашей эры. На протяжении веков, они создали богатое и сложное общество, которое включало ожесточенный и страшный культ воина. Европейцы стали называть мужчин маори — воинами, хотя женщины также могли быть воинами, которые имели татуировки на лице.

  1. Их татуировки были вырезаны

Татуировки занимали особое значение для народа маори. Их наносили как мужчинам, так и женщинам. Наиболее распространенным местом, где наносили татуировки, было лицо, но некоторые маори делали их на шее, торсе, и татуировали руки. Большинство маори получали свои первые татуировки в подростковом возрасте.

Каждый узор татуировок уникален, но в целом они были выполнены в форме спирали. Они были вытатуированы во время церемонии, и каждая линия означала проявление храбрости и силы человека. Ведь эти татуировки не делали с помощью игольчатого пистолета. Вместо этого, они были вырезаны, для чего использовались молоток и стамеска, которая была сделана из кости животных. Чернила делали из золы и жира. Это оставляло на коже шрамы в виде узоров, вместо того, чтобы быть гладкой, как современные татуировки.

  1. Танец Войны

Одной из самых заметных традиций, используемых воинами маори, и до сих используемых во многих национальных спортивных командах, является традиционный танец под названием Хака. Во время танца участники говорят, скандируют, топают ногами, высовывали языки, и выпучивают глаза.

Танец использовался для различных случаев. Во-первых он использовался для того, чтобы запугать своих оппонентов. В другом случае он исполнялся перед битвой в ходе ритуала. Если что-то шло не так с танцем, то старейшины были уверены, что это была плохая примета. Это давало им возможность либо отказаться или изменить свои планы.

  1. Дубинка использовалась, чтобы взломать черепа

Дубинка была самым распространенным оружием, которое использовали воины маори. Она изготавливалась в форме капли из кости, нефрита или камня. Они часто красиво оформлялись и считаются семейными.

Дубинки не имеют режущих граней и использовались в тесной боевом столкновении. Часто воины маори атаковали противника и били дубинкой сверху по плечу. Они стремились сломать ключицу, вывихнуть или сломать плечо. Тогда их противник не смог бы защитить себя от удара по голове; часто в затылок. Позади черепа находится птерион — самое слабое место черепа. Поэтому маори хватало одного удара в эту область, чтобы убить противника воина.

  1. Мертвые хоронились, затем выкапывались и потом перезахоранивались.

У маори очень необычный способ хоронить своих мертвых. С начала своей культуры, народ маори хоронил людей два раза. Во-первых, через неделю после смерти, тело заворачивали в циновки, а затем закапывали и позволяли разлагаться. Затем, год спустя, тела выкапывались и с костей удалялась оставшаяся плоть. Затем кости были окрашивались красной охрой, которая является натуральным пигментом, и отвозились в разные населенные пункты, где люди еще раз оплакивали погибших. Потом проводилась еще одна церемония, прежде чем тела хоронились в Священном месте. После этого второго погребения считалось, что душа человека отправится в таинственный загробный мир.

  1. Стратегия войны

В армиях маори, которые называли хапу, как правило, никогда не было больше чем 100 мужчин, а в некоторых случаях сражались так же и женщины. Иногда несколько хапу объединялись, но тогда они становились плохо организованными.

С самого раннего возраста мальчики обучались военному искусству и каждый мужчина был обучен как воин.

Маори нападали на другие племена. Обычно они атаковали вражеские поселения на рассвете. Все мужчины убивались, потому что это позволяло устранить возможность отмщения. Женщины захватывались в качестве приза войны.

  1. Головы убитых брались в качестве трофеев

Головы имели особое значение для народа маори, и известно, что они забирали головы своих павших врагов. Из голов врагов маори удаляли мозг и глаза. Далее все отверстия заклеивались льноволокном. Головы отваривались на пару или их запекали на костре. Затем головы были высушивались на солнце в течение нескольких дней, а затем обрабатывались акульим жиром.

Почему маори собирали головы своих врагов? Одной из причин такого ритуала является глумление и издевательство над памятью врагов. Для этой же цели была разработана причудливая игра в головы. Они складывались в кучи, а потом на вершину ставили голову погибшего главного вождя. Затем, используя камни или палки, маори пытались сбить голову на вершине кучи.

  1. Первая встреча Джеймса Кука была ужасной

Первая встреча европейцев и маори состоялась в декабре 1646, когда голландский корабль потерпел кораблекрушение рядом с островом маори. Обе стороны были неприветливы друг к другу и это привело к небольшому бою, что привело к гибели с обеих сторон. После отплытия голландцев европейцы не хотели возвращаться на остров вплоть до 1767 года, когда английский мореплаватель Джеймс Кук отправился искать легендарный четвертый континент.

Когда капитан Кук впервые столкнулся с маори, то они послали два боевых каноэ, чтобы встретиться с европейцами. Когда каноэ приблизилось, два воина маори, с тату на лице, встали и подняли высохшие головы своих последних врагов, которые тоже были покрыты татуировками. Кук и его команда сразу заметили детали на лицах.

Кук хотел общаться с маори мирно, но маори действовали агрессивно. В результате, европейцы были вынуждены убить несколько маори в целях самозащиты.

Чтобы убедить маори, что они пришли в миром, Кук и его люди поступили с пленными маори мягко и отпустили их. Это привело к улучшению отношений между маори и европейцами, которое будет играть важную роль в формировании Новой Зеландии.

  1. Самый Знаменитый Воин Хунжи-Ника

Считается, что самым знаменитым вождем маори является Хунжи Ника, который родился в 1778 году. Он был жестоким и ловким воином. Его вождь сотрудничал с европейцами, так как понял ценность мушкеты в войне. В 1808 году, племя ввязалось в войну с другим племенем, однако из-за того, что в те времена мушкетам для перезарядки требовалось по крайней мере 20 секунд, вражеское племя использовало это время для атаки. Многие члены племени Нгапуи Иви, включая начальника, были убиты. Хунжи Ника был одним из тех, кому посчастливилось спастись от побоища.

Хунжи Ника был самым старшим, поэтому он стал вождем племени. Ему хватило дальновидности, чтобы увидеть, что мушкеты могут быть невероятно важным оружием в войне. Он совершил поездки в Австралию и Англию. Он даже принял христианство и создал первую христианскую миссию в Новой Зеландии.

Это отношение к церкви дало Хунжи-Нику доступ к большему количеству ружей, потому что он поклялся стать защитником церкви. Хунжи Ника смог накопить более 3000 орудий и большое количество боеприпасов и пороха за свои 10 лет руководителя племени. Начиная с 1818 года, его племя режет другие племена и захватывает их женщин. В течение года он завладел полным контролем над Северной Новой Зеландией. Однако другие племена пошли по стопам Хунжи-Ника и купили свое собственное оружие. Хунжи-Ника убилив бою, он получил пулю в легкое в 1828 году.

  1. Детоубийство

Как и другие культуры воинов, маори, совершали детоубийства. Женщины были менее востребованы в обществе, потому что племенам нужно было больше мужчин, так как каждый мужчина был воином и должно было быть приличное количество воинов, чтобы обеспечить безопасность. По сути, существовало пять способов убийства младенцев. Их черепа могли быть раздавлены, они могли быть утоплены в каменном бассейне, удушены, и, наконец, матери прижимали мягкое место на черепе младенца и убивали ребенка мгновенно.

  1. Они практиковали людоедство

Воины маори совершали людоедство. Некоторые историки считают, что просто европейцы пытаются нарисовать маори дикарями. Однако, кроме свидетельства каннибализма, племенные устные предания и археологические данные также убедительно свидетельствуют, что воины маори поедали поверженных врагов.

Есть несколько причин, по которым маори ели своих врагов. Одной из причин была необходимость усвоить их дух, которого они называют Ману. Другая теория говорит в том, что людоедство было частью их боевой ярости. Также еще одной причиной считалось унижение врагов. Величайшее унижение, которое можно сделать – это убить врага, изрубить врага, съесть его, а затем перевести его в фекалии.

Понравилось? Еще интересные и познавательные можно также посмотреть на нашем портале.

С самых древних времён, когда этот народ мигрировал в Новую Зеландию с Гавайских островов (или каких-то других, тут всё ещё есть споры), женщина почиталась как в религиозном, так и в социальном плане. Ведь даже боги были рождены женщиной. Женщины могли стать Тохунгой (вождём) наравне с мужчиной, женщины были главными в Семье (whanau), распоряжались землёй. А позже, когда маори пришлось уживаться с пришельцами-англичанами с большой земли, женщины избирались «колоревой маори», и попадали в «парламент маори». Дома мужчины беспрекословно подчинялись женщинам во всём, что касалось домашнего хозяйства, ухода за детишками и так далее. И даже в современной Новой Зеландии мужчины-маори нянчатся с детьми дома, гуляют с ними. Единственное, в чем мужчина превосходит женщину, это во внешних вопросах, защите. Поэтому на Сходах (hui) женщины (кроме, естественно, тохунги и членов совета) занимают места позади мужчин. У нынешних маори даже есть шутка по этому поводу, о том что Сход – единственное место, где женщина не затыкает мужчине рот. Ну просто мечта, не так ли, девушки? :) Да простят меня наши доблестные читатели-мужчины!

Одну из последних королев маори, кстати, звали Тэ Атайрангикаа – ну и чудные же у них имена, да и вообще язык! Мне кажется, он очень красивый. Почти все слова начинаются с приставки «вака-» и заканчиваются на суффиксы типа «-кутУ», «-Анга», «-Унга», «-рАнга» (манга, танга, ханга…) и тому подобное. Что только стоит «амайнекутУ» того самого Могли, про которого я написала в самом начале. Он постоянно повторял это слово в контексте «хочу амайнекуту с Федерикой!» и подобное – ну, вы поняли! :) Теперь это слово затесалось и в моём лексиконе. И да, думаю все обратили внимание, как на языке маори будет «сход»!

Маори и по сей день очень почитают свою религию. На деле это даже не религия, а какая-то особая связь с миром духов, вселенной, всего сущего, так наверно стоит это назвать. Они проходят особые испытания, чтобы овладеть знаниями обо всем «сущем», и в конце испытаний их поджидает Туатара, она охраняет ворота к знаниям. Туатара это новозеландский эндемик, ящерица, которая при этом вовсе не ящерица. Некоторые учёные относят её к последнему живому представителю динозавров! Вот ли не отличный стимул махнуть в Новую Зеландию? Увидеть последнего живущего на земле мини-динозаврика! К таковым её относят, потому что у неё есть третий глаз, открытый при рождении, и зарастающий со временем. Маори же считают что третьим глазом туатара смотрит в мир духов.

Маорийцы очень трепетно относятся к татуировкам. А вернее они ооочень любят забить татуировками себе всё тело, даже (особенно!) лицо. Так что прости, Рик Генест, ты такой не один. Даже по сей день много представителей это народа хотят с татуировками на подбородке, щеках и т.д. Хорошие татуировщики очень ценятся и пользуются уважением. И у двух разных маори никогда не повторится татуировка. У каждого она будет своей, уникальной.

Аж до самого 20 века маори если человечинку. Для этого у них было две причины – первая, конечно, связана с верой в то, что блюдо из врага содержит в себе его сильные качества: мозг - мудрость, сердце – отвагу и т. д., а вторая довольно просто объясняется учёными. Человеческое мясо было единственным источником протеина для них, ведь всё остальное «мясо» вокруг было исключительно пернатым. Но к счастью, больше они себеподобных не едят! Так что можно навестить поселение маори, как говорится, без страха и упрёка. Там они встретят очень даже радушно. Научат своим традиционным приветствиям-прощаниям и танцам, накормят едой приготовленной по традиции Ханга.

Вера Рыбикова