Сломал спиннинг как сделать. Ремонт спиннинга — это просто

Забегая наперёд я составил список того что нам понадобится при ремонте:

  • изолента или малярный скотч;
  • пищевая полиэтиленовая пленка или целлофановый кулёчек;
  • надфиль и мелкая наждачная бумага;
  • резинка (лучше чтоб было круглое сечение) ;
  • штангенциркуль для измерения диаметра бланка и толщины стенок в месте перелома;
  • эпоксидная смола
  • два шприца для удобства смешивания смолы и отвердителя;
  • кисточка для рисования или отвёртка (плоская) для нанесения смолы на место склеивания но все, же кисточкой удобней)));
  • клей Цианопан;
  • лист плотной тонкой бумаги (я использовал плотную журнальную бумагу);
  • нить или тоненький плетёный шнур;
  • жидкость для снятия лака.
И так начнем-с.

Ниже я предоставлю текст статьи, которую дополню своими фотографиями и комментариями.

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея, или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один - загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную ремонтную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Можно попробовать восстановить бланк самому.

Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность. Минимально изменить вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершают одну и ту же ошибку - изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом достаточно большой участок бланка выпадает из работы при изгибе. Значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того, чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на отдельном участке присутствует вставка, он выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом критические нагрузки деформации поперечника появляются на ее концах. Бандаж на зону «перелома» должен быть наложен только сверху, и состоять из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают ни где, а авиамоделисты используют совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, тем не менее, искомый материал всегда есть под рукой. Нужен «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга.« Этот вопрос я решил случайно в одном из магазинов увидев графитовые (наверное графитовые) кончики для удилищ длинной приблизительно 50 см по 15 грн штука, они отличались от обычных из стекловолокна ценой по 1,5-2 грн шт. и тем что при отжигании стекловолокно будет лохматится, а из этого кончика получается две ленты одна похожа на сетку а другая похожа на ткань из однонаправленных волокон (фото 1 и 2)»

От него отрезаем заготовку необходимой длинны (по ширине будущего бандажа) и зажав пинцетом аккуратно отжигаем на огне газовой плиты.«Обязательно отжигание проводите в хорошо проветриваном помещении или на улице, потому-что при сгорании эпоксидной смоли выделяется гарь, копоть и неприятный запах. Родным это точно не понравится))» Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой
стеклоткани между слоями.


Фото 1


Фото 2

«На втором фото: сверху вниз «графитовый» кончик, сетка которая скорей всего использовалась для армирования бланка и так называемая «графитовая» ткань»

После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из вертикально направленных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. «в моём «погорельце» поперечных нитей не было» Толщина такой ткани обычно составляет 0.2 -0.3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо (а так бывает чаще всего, если разрушение произошло от перегрузки бланка) его необходимо аккуратно снять. После ремонта его обязательно надо установить на линию перелома. С бланка в месте ремонта, удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой.


Фото 3


Фото 4 «место наложения бандажа я зачистил мелкой наждачной бумагой»

Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию,участки перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. «То есть торцы бланка НЕ ЗАЧИЩАТЬ И НЕ ВЫРАВНИВАТЬ, как торцы бланка поломались так пусть и остаются, со ступеньками и кривизной» Здесь уже не обойтись без внутренней вставки. Она играет роль направляющей и изготавливается из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги.


фото 5 « я использовал плотненькую журнальную бумагу»)


Фото 6


Фото7

Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. «Опираясь на горький опыт))) настоятельно рекомендую вставочку из бумаги не делать слишком длинной. Почему? А потому что бумага от эпоксидки раскисает также как и от воды и если наложения бандажа из графита немного затянулось и от неосторожного движения бумага разорвется, то можно обречь себя на выковиривание бумаги из внутренностей бланка и начинай все поновой... . Да совсем забыл, что вставочку из бумаги я садил на клей Цианопан, иначе бумажная вставочка просто провалится вовнутрь»

Склеиваем бланк любой эпоксидной смолой «пятиминуткой». «Я использовал обычную эпоксидную смолу, которую купил в магазине за 17 грн с копейками и купил шприцы в аптеке для удобства дозирования.


Фото 8

Перед склейкой необходимо измерить толщину стенки бланка, это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на рабочем участке, длина его при простом переломе ровняется 8 диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. « На фото 7 видно, что я использовал изоленту неправильно – это моя ошибка, но про неё поздней»

Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется 6 диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30 -50% больше толщины стенки бланка. Например: толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет1.5 мм, а его диаметр - 8мм, Ширина бандажа составит 44-50мм, а его толщина -2 мм. Сделать бандаж можно заведомо толще, так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем кусочек тонкой пищевой полиэтиленовой пленки (в нее заворачивают продукты в магазине и она всегда есть под рукой). «А вот тут лучше взять не пленку, а целлофановый пакетик, его легче отделять от зоны склеивания»


Фото 9

Берем небольшой отрезок круглой резиновой нити и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, растягивая ее, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. «я зафиксировал изолентой, да и еще один нюанс после того как мы наматали резинку и зафиксировали её ОБЯЗАТЕЛЬНО проверти геометрию бланка чтобы он был идеально прямым»


фото 10

«Ну а теперь об ошибке, о которой упоминалось выше. При уплотнении бандажа резинкой излишки смолы будут вытекать на бланк, поэтому я вам советую границы участка склеивания на бланке фото 7 делать как можно шире, чтоб весь лишний клей остался на изоленте или на малярном скотче, а не на бланке как получилось у меня»

При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. Материал его по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка. В зоне ремонта не должно быть ни одного грамма лишнего веса, а графит накладки будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой смоченной ацетоном, убираем излишки полностью не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течении суток. Затем, надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы (из эстетических соображений).


фото 11 "вот такое получилось после снятия резинки и пленки"


фото 12 "вот такое стало после обработки надфилем и мелкой наждачкой"

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или резиновым кольцом (заблаговременно одетым на бланк перед ремонтом) и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Лучше всего для этого подходит нить для вязания мушек, она продается почти во всех рыболовных магазинах, можно ее заменить отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, ремонтный бандаж тоже необходимо укрепить обмоткой нити, на участке равном 4 диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху намотанную нить, бандаж и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака.

Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько грамм, сохранился правильный строй и тактильная чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, будет заметно только при придирчивом осмотре.

В заключении, пару слов об эпоксидной смоле, применяемой в ремонте. Использовать для наложения ремонтного бандажа смолу отечественного производства, не имеет ни какого смысла. Она боится воды и ультрафиолета солнечного света. Под их воздействием она мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят, она очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ей пропитаться. Необходима смола с временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, предназначенный для родбилдеров. Я использую смолу и лак выпускаемый фирмой «FLEX СОАТ», приобретенную в рыболовном магазине (200 рублей за 200г идеальной по качеству смолы), встречаются в продаже и аналоги от других производителей.

Этим способом мной за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. "я пока отремонтировал два спининга))" По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ни чем не отличаются от новых.


Фото 13 Вот что получилось у меня.

Каждый рыболов хотя бы раз в жизни сталкивался с поломкой своего удилища. Это происходило при разных обстоятельствах. Естественно, возникает вопрос, как произвести ремонт спиннинга своими руками: сломался кончик, нужно заменить тюльпан, испортилась рукоятка или перестал работать катушкодержатель. Что делать?

Слишком серьезные поломки удочки приводят к полной утрате ее работоспособности. Восстановить ее практически нереально. Однако чаще дефект оказывается незначительным и подлежит устранению. В результате отремонтированным спиннингом можно рыбачить дальше.

Починить удилище можно у мастеров, которые специализируются на ремонте рыболовных снастей. Работа таких профи стоит денег, но в результате получаем спиннинг, который не потерял своих первоначальных характеристик, остался таким же прочным и надежным.

Совсем мелкие поломки можно устранить самостоятельно, особенно те, где не требуется применять специализированные приспособления, материалы и инструменты. У всех в школе были уроки по труду, поэтому справиться с незначительным повреждением сможет каждый.

Сразу после покупки рыболов обращается с удилищем очень аккуратно, даже чрезмерно осторожно. В итоге спиннинг не «раскрывается» целиком и, кажется, будто покупка не соответствует ожиданиям. Такое поведение присуще новичкам, для которых эта удочка является первым или вторым серьезным приобретением.

Со временем рыболов привыкает к спиннингу, начинает вести себя смелее и в каких-то ситуациях теряет бдительность. Такая небрежность чаще всего и приводит к поломкам удилища. В процессе нахождения на берегу, по дороге на водоем или при хранении в домашних условиях могут произойти следующие неприятности:

  • Можно нечаянно наступить на свое удилище либо «прут» коллеги. Такое бывает, если неосмотрительно положить спиннинг на землю. Поэтому нужно всегда ставить удочку вертикально, прислоняя к надежной опоре.
  • При сборке или разборке удилища некоторые забываются и облокачивают спиннинг на дверцу машины или на открытый багажник. Случайный порыв ветра или прикосновение к двери может с легкостью ее захлопнуть, сломав при этом удочку.
  • При ловле с плавсредства при забросе, проводке либо вываживании можно случайно ударить бланком об борт лодки. Чаще это не сразу приводит к поломке, но на спиннинге появляется трещина, которая снижает его прочность и ведет к поломке при следующей нагрузке, близкой к критичной.
  • Опытные любители ходовой рыбалки хорошо знают, что нести удочку вперед кончиком категорически не рекомендуется. Малейшая потеря концентрации ведет к тому, что он может воткнуться в землю или «упереться» в ближайшее дерево или кусты. Всегда спиннинг нужно переносить рукояткой вперед.
  • Каждый спиннинг имеет свой запас прочности. Одним из характеристик, показывающих его мощь, является тест по приманкам. Иногда возникают ситуации, когда требуется превысить верхний предел удилища. Однако не все удочки допускают это. В результате имеем поломку, которая, к сожалению, чаще происходит в районе рукоятки. Такая «палка» уже не полежит ремонту. Разве что из верхнего колена можно сделать себе «инструмент» для зимнего блеснения.

Совет! Многие японские удилища не допускают превышение теста. «Американцы», наоборот, обладают необычайным запасом прочности. Китайские изделия нужно испытывать в процессе рыбалки, постепенно подбираясь к верхней границе.

  • У неопытных рыбаков часто спиннинг ломается при неправильном вываживании. Причем бланк может «сложиться» не только от трофейных экземпляров. Самой частой ошибкой у новичков бывает желание быстрее вытащить хищника на берег, и он тянет его напролом или пытается выбросить на сушу с помощью удочки. Также, пытаясь взять рыбу рукой, удилище чрезмерно уводится назад за голову. В результате между леской и бланком образовывается угол меньше 90 градусов, что грозит неприятностями при резком неожиданном рывке.

Дефекты, возникающие в процессе изготовления бланка и сборки удилища, проявляются намного реже, чем из-за халатности спиннингистов. Если сравнить поломки связанные с заводским браком и неправильным обращением рыболова, то счет будет 1:9 в пользу второго фактора.

Чтобы избежать поломок спиннинга, нужно всегда быть аккуратным и сосредоточенным. Следует соблюдать элементарные правила обращения со снастями. Транспортировать удилища на рыбалку следует в сложенном виде в твердом чехле либо .

Как можно отремонтировать удилище своими руками?

Не все поломки можно исправить своими руками. Но все же, некоторые «лечатся» довольно успешно, а при определенном опыте подобных работ заметить, что удилище ремонтировалось почти невозможно. Основные дефекты, которые можно устранить самостоятельно, это:

  • поломка кончика удилища;
  • замена тюльпана;
  • замена кольца;
  • устранение дефектов пробковой рукоятки.

Рассмотрим каждый случай отдельно.

Ремонт кончика спиннинга

Из перечисленных выше этот дефект является самым сложным. Для ремонта кончика потребуется подобрать внутренний стержень подходящего диаметра. Например, можно взять швейную иглу. Она имеет приличный запас прочности, и одновременно ее упругость почти никак не скажется на рабочих параметрах спиннинга.

  1. Оба конца поломанного бланка зачищаются и обезжириваются.
  2. Стержень смазывается эпоксидным клеем и вставляется в бланк.
  3. Даем высохнуть клею.
  4. Для надежности место стыка можно покрыть бесцветным лаком или наложить на него бандаж.

Все, ремонт вершинки для спиннинга окончен, можно отправляться на водоем.

Фото 1. Вместо обломанного кончика красного цвета вклеен новый синий.

Замена тюльпана

Необходимость замены тюльпана может возникнуть в таких ситуациях:

  • образование сколов и прочих дефектов на вставке;
  • небрежное обращение, которое привело к изменению формы оправы тюльпана;
  • поломка незначительного отрезка цельного кончика спиннинга.

Во всех случаях рыболову необходимо подобрать подходящий тюльпан. Для этого следует замерить диаметр кончика и в каталоге производителей спиннинговой фурнитуры подобрать нужную модель изделия.


Важно! Нужно стараться не перегреть бланк, иначе это приведет к его хрупкости и снижению прочности.

  • Посадочное место зачищаем мелким наждаком и обезжириваем спиртом.

Фото 3. Зачищаем кончик на глубину тюльпана.

  • Затем наносим эпоксидный клей на кончик.
  • Надеваем тюльпан, соблюдая соосность с другими пропускными кольцами.
  • Ждем, когда клей застынет.

Все, тюльпан заменен, спиннинг выглядит как новый.

Замена кольца

Алгоритм замены этого элемента подобен установке нового тюльпана:

  1. Приобретаем новое пропускное кольцо, выбирая его по внутреннему диаметру вставки.
  2. Снимаем старое, нагревая место крепления и удаляя оплетку.
  3. Устанавливаем новое кольцо, проклеивая его эпоксидным клеем и накладывая поверх бандаж из прочной капроновой нитки.
  4. Клею даем высохнуть. Сверху место установки кольца покрываем бесцветным лаком.

Фото 4. Примотанное нитками с покрытием черным лаком кольцо.

В процессе установки нового пропускного кольца следим, чтобы не нарушалась соосность. Это чревато снижением дальности заброса и необходимостью проводить ремонт заново.

Ремонт пробковой рукоятки

Со временем на ручке из пробки появляются сколы и прочие дефекты. Это оказывает определенный дискомфорт при ловле и не эстетично выглядит. Эту неприятность можно легко отреставрировать. Для этого понадобится клей и пробковый материал, в качестве которого можно взять обычную крышку от шампанского или вина:

  1. Пробку натираем на терке.
  2. Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА.
  3. Этой массой замазываем имеющиеся дефекты.
  4. Даем клею высохнуть.
  5. Зачищаем рукоятку мелкой наждачной бумагой.

В результате получаем отремонтированную рукоятку, которая выглядит как новая.

Некоторые рыболовы в случае поломки снасти сразу идут в магазин за новой. Однако необходимость в этом есть далеко не всегда. В большинстве случаев вышедший из строя спиннинг можно восстановить своими силами.

Такой подход не только поможет сэкономить, но и позволит сохранить любимую снасть, которая, вполне вероятно, служила вам верой и правдой долгие годы. Кроме того, после ремонта спиннинг даже может стать прочнее - ведь в процессе восстановления будет усилена самая слабая его часть.

Поиск запасных деталей

В первую очередь стоит рассмотреть вариант замены вышедшей из строя детали - колено удилища, пропускное кольцо, шпулю для катушки и так далее. Если речь о штекерном двухсоставном спиннинге, почти всегда ломается верхнее колено, которое заметно более хрупкое, чем нижнее - его часто можно найти в продаже. То же самое касается и тех деталей спиннинговых катушек, которые чаще всего выходят из строя.

Однако вероятность успеха в этом случае сильно зависит от фирмы-изготовителя. К примеру, удилища и катушки компании «Волжанка» известны среди рыболовов тем, что у производителя или официального представителя всегда можно найти запасные части к ним. Это же касается и многих других производителей.

Обойдется замена сломавшейся детали недешево, однако цена на такие запчасти гораздо ниже стоимости нового спиннинга. При этом все рабочие свойства снасти вернутся полностью, и она будет как новая. Таким образом, это самый простой и эффективный, но в то же время и наиболее затратный вариант восстановления работоспособности спиннинга.

Ремонт бланка


В первом случае восстановление снасти своими силами не составляет больших трудностей, но в идеале для него понадобятся материалы в виде колена другой удочки подходящего диаметра. Если у вас есть старые ломаные бланки, которые вам больше не нужны, ремонт не займет много времени.

Чтобы провести его, необходимо:

  • обработать края перелома - отпилить до конца трещин и зачистить края бруском;
  • сделать внутреннюю вставку длиной 7 см из подходящего по диаметру колена другой удочки и придать ей необходимую конусность;
  • сделать внешнюю вставку длиной около 4 см из отрезка колена диаметром побольше и придать нужную конусность ей.

Чтобы придать нужную форму внутренней вставке, необходимо обточить ее таким образом, чтобы внешний диаметр с одного - верхнего - конца был меньше, чем с другого, и она точно входила в место перелома бланка. При обработке внешней вставки, напротив, нужно подогнать ее внутренние диаметры.

Вставки нужно надежно зафиксировать на любой подходящий клей - к примеру, можно использовать эпоксидный. Сначала надо провести внутреннюю втулку внутрь колена с помощью спицы, затем, продолжая удерживать ее этой спицей, надеть на нее верхних отрезок бланка.

Также можно перенести пропускное кольцо, расположенное ниже перелома (ближе к комлю спиннинга) на вставку, которая охватывает колено сверху. Благодаря этому готовая снасть будет иметь более презентабельный вид, а место стыка двух обломков колена удастся максимально разгрузить.

Ремонт бланка с одной внутренней втулкой

Описанный выше ремонт позволяет быстро вернуть спиннинг в рабочее состояние, при этом в случае правильного обращения служить он может еще долгое время. Однако подобная технология имеет существенный недостаток - чтобы смонтировать тщательно подогнанную по верхнему и нижнему диаметрам наружнюю втулку, ее надо надевать со стороны вершинки, для чего, вероятнее всего, потребуется снять одно или несколько пропускных колец.

Есть и более простой вариант , который обеспечивает должный уровень прочности и долговечности восстановленной снасти. Чтобы провести его, необходимо сначала установить внутреннюю втулку, а затем сделать поверх бланка обмотку из капроновой нити или другого подходящего материала, которую надо также смазать клеем. Достаточная длина такой обмотки - 3 см, но можно сделать и больше.

Чем больше диаметр нити, тем меньше понадобится витков и выше окажется прочность соединения, однако слишком толстую брать тоже не стоит, так как это ухудшит вид готового изделия. Если подобрать нить в цвет бланка, отремонтированная снасть будет выглядеть достаточно хорошо.

Единственное, что надо иметь в виду - современные качественные снасти имеют тщательно выверенный строй и столь же тщательно выверенную расстановку колец. Это обеспечивает максимальную дальность забросов и оптимальное распределение нагрузки по бланку во время вываживания.

После ремонта, который предполагает подрезку поломанного колена, спиннинг потеряет часть своих свойств. Поэтому описанная выше технология ремонта подходит в первую очередь для недорогих снастей, а для спиннинга топ-уровня оптимальным вариантом будет замена сломанного колена. Если в свободной продаже найти его не получилось, можно обратиться к хорошему мастеру по ремонту снастей, который наверняка сможет подобрать хороший вариант.

Ремонт кончика спиннинга


Кончики двух спиннингов бывают двух видов - полые (tubular tip) и сплошные (solid tip). В первом случае их восстановление проходит по технологии ремонта бланка, которая была описана выше:

  • необходимо обрезать края сломавшегося колена до конца трещин;
  • подобрать внутреннюю и внешнюю втулку подходящего размера и подточить их, чтобы они идеально подходили к участку перелома;
  • соединить нижнюю и верхнюю части сломавшегося колена.

Также можно использовать вариант с внутренней втулкой и наружной обмоткой.

Ремонт хлыстика

Хлыстики современных спиннингов очень гибкие, и их поломка на вываживании практически исключена. Чаще всего они переламываются пополам либо при захлесте лески вокруг тюльпана, когда не заметивший этого рыболов выполняет заброс, либо при неосторожном обращении со спиннингом на берегу или при транспортировке.

Если сломался сплошной вклеенный хлыстик, правильным решением будет его замена. Все, что нужно для этого сделать - отпилить кусок колена со старой вершинкой и вклеить новую. Подобрать подходящий вариант в рыболовном магазине не составит большого труда, но лучше отправиться в том, где больше ассортимент. Можно приобрести в нем цельную вершинку для маховой удочки или для фидера. В продаже бывают и цельные спиннинговые хлыстики, но отыскать их сложнее.

Установка вершинки проходит так же, как и установка внутренней втулки при ремонте бланка - для этого понадобятся клей и длинная спица. Если хлыстик сломался возле самой вершинки, можно просто отпилить его кончик и установить на него новый тюльпан с подходящим посадочным диаметром. В таком случае спиннинг станет немного короче, а вершинка - жестче.

Ремонт тюльпана


Изо всех пропускных колец наибольшей нагрузке во время ловли подвергается именно тюльпан, поэтому неудивительно, что он ломается довольно часто. К счастью, эта поломка спиннинга устраняется легче всего.

Нужно только обрезать кончик со старым тюльпаном и приклеить к вершинке новое верхнее пропускное кольцо с подходящим посадочным диаметром. При этом имеет смысл хорошенько поискать в магазинах модель, максимальной похожую на родную. К примеру, если старый тюльпан имел вставки из SiC и противозахлестную конструкцию, надо постараться найти такую же. Если не получается найти идеально подходящее пропускное кольцо, лучше взять вариант с большим посадочным диаметром, а на кончике удочки сделать обмотку из нити нужной толщины и покрыть ее клеем.

К ремонтным работам нужно подходить тщательно и без спешки. Очень важно приклеить тюльпан ровно , чтобы он стоял соосно остальным пропускным кольцам. Если тюльпан будет даже незначительно отклоняться вправо или влево, это приведет к значительному снижению дальности и точности забросов.

Ремонт катушки для спиннинга


Современная безынерционная катушка - механизм сложный и просто одновременно. Перебрать его в случае необходимости и при наличии некоторого опыта, однако, не составляет большого труда. Если вы занимаетесь этим в первый раз, у вас уйдет больше времени, однако и в такой ситуации сложностей обычно не возникает. Главное - иметь под рукой подробную схему устройства вашей модели катушки или фотографировать каждый узел перед тем, как его разобрать. Иначе шансы собрать безынерционку правильно невелики.

Это стоит сделать, если ход лесоукладывателя стал затруднен, он с трудом сбрасывается в рабочее положение или начал плохо работать фрикцион. Чаще всего причина в песке, который попадает внутрь и смешивается со смазкой. Чтобы свести вероятность этой проблемы к минимуму, старайтесь никогда не класть снасть на землю при береговой рыбалке. Благодаря такой элементарной мере предосторожности служить вам они будут гораздо дольше.

Во многих случаях простой переборки с заменой смазки оказывается достаточно, чтобы вернуть механизм к нормальной работе. Если же ситуация более сложная, и требуется замена одной или нескольких деталей , стоит ответить на вопрос о целесообразности такого ремонта. В случае с недорогой катушкой проводить его стоит только в том случае, если новые детали дешевы или их можно изготовить самостоятельно - к примеру, согнуть из проволоки подходящего диаметра дужку лесоукладывателя на замену старой.

Таким образом, при выходе снасти из строя не обязательно покупать новую. Поломку спиннинга зачастую можно устранить своими силами, вернув его к жизни - это касается как удилища, так и катушки. Какой из двух этих вариантов выбрать - решать вам. Не стоит сбрасывать со счетов и ремонт в мастерской, особенно в том случае, если речь идет о качественной снасти - хороший специалист всегда сможет проделать необходимые работы в лучшем виде.

Ляльковский О.

Это происходит по-разному, но непременно хоть однажды случается с каждым. И к этому нужно быть готовым. Что же это? Поломка любимого спиннинга. И она может случиться в самых разнообразных ситуациях - начиная от вываживания крупной рыбы - и это самый необидный вариант - и заканчивая бесславной кончиной спиннинга под мягким местом товарища, неуклюже плюхнувшегося в лодке. В любом случае финал один - поломанный бланк спиннинга плюс серьезный повод для огорчения. Что тут можно сделать со спиннингом? На первый взгляд, кажется, что только выводы. Но, уверяю, в восьми случаях из десяти спиннинг можно отремонтировать. О том, как ремонтировать спиннинг своими руками , обойдясь без сложного инструмента, и поговорим в данной статье.

Для лучшего понимания принципов ремонта рассмотрим виды поломок спиннинга. Вначале - немного «анатомии». Бланк спиннинга имеет обычно штекерную двухчастную конструкцию. Иначе говоря, состоит из двух колен: первого - более толстого (комлевого) и второго - тонкого (вершинки). Если поломка происходит под действием динамического усилия - при вываживании рыбы, высвобождения от зацепа и т.п., то чаще всего ломается именно второе колено. Оно и понятно - вершинка спиннинга имеет стенки меньшей толщины чем комель, более изящна по своей конструкции, а значит - уязвима.

Другое дело, если со спиннингом происходит «несчастный случай». Понятно, ломаться здесь может что угодно - собственно, именно та часть спиннинга, на которую сели, наступили, наехали, уронили. Но ввиду конкретных конструктивных особенностей, а также обстоятельств аварийного случая, комель и вершинка спиннинга ломаются обычно по-разному. Вершинка часто подвергается деформации среза, т.е., к примеру, после захлеста при мощном забросе раздается характерный хруст-щелчок и наше колено «размножается делением» - обычно в районе третьего кольца, если считать от «тюльпана». При этом кромки двух вновь образовавшихся частей имеют довольно ровные края, без особого растрескивания. Ремонтируется такая поломка при помощи прочной втулки, которая подгоняется по внутреннему диаметру в месте повреждения и сажается на клей.

Комлевое же колено спиннинга, хоть и ломается реже, но обычно гораздо более сложен в ремонте. И снова это продиктовано особенностями конструкции (довольно мощная толстостенная «трубка» с большим количеством слоев графитного волокна) и характером повреждения. Здесь мы можем столкнуться с другим видом деформации - сжатия, которое вначале вызывает продольное растрескивание бланка в месте повреждения, а затем уже переходит в деформацию среза. В результате чего мы имеем две части одного колена с растрескавшимися краями. Целостность бланка спиннинга в данном случае восстанавливается при помощи той же внутренней втулки, но ситуация осложняется теми самыми продольными трещинами, которые нарушают монолитную конструкцию трубки, а значит - снижают показатели поперечной и продольной упругости бланка. Проще говоря, трещина в бланке приведет в итоге к новой поломке. Именно по этой причине растрескавшиеся части бланка спиннинга необходимо отрезать.

Тяжелый случай

Мощный спиннинг, на котором производителем было указано Duty Jerkbait & Light Trolling («Предназначено для джеркбейтов и легкого троллинга»), имевшее тест 40 - 120 г при длине 198 см, я, как и наказано, использовал при джеркинге и ловле на «дорожку». Как-то раз на Нижней Волге влетел вот такой трофей (фото 1) - амур на 21, 5 кг. Он изрядно меня измотал, а заодно - и снасть потрепал. В процессе вываживания спиннинг подвергался значительным нагрузкам, в результате чего произошел надрыв графитовых волокон внутри бланка. То испытание спиннинг выдержал, но на следующей же рыбалке сломался при выматывании крупного упористого воблера!

Причем поломка спиннинга случилась в весьма неприятном месте - месте стыка двух колен (фото 2). Ситуация осложнилась тем, что от комля отломался примерно 10-сантиметровый отрезок, который был тут же утерян. Что в результате? У меня в руках оказались два колена спиннинга, которые никак невозможно было состыковать меж собой. Соединение было выполнено по принципу OverStick, т.е. комлевая часть входила в верхнее колено. После поломки же оба колена на стыке стали иметь приблизительно равные диаметры, что, понятно, делало невозможной такую стыковку. Решить проблему можно было бы при помощи все той же втулки, но, во-первых, пришлось бы снимать рукоятку с катушкодержателем, чтобы получить доступ к полости комля, что представляет серьезную проблему. А во-вторых, внутренний диаметр комлевого колена оказался чересчур малым для того, чтобы вместить нужной толщины втулку. Решение нашлось довольно оригинальное, благо дома завалялось поломанное верхнее колено от спиннинга Shimano BeastMaster с тестом 20 - 50 г. Бланк этого спиннинга имеет внушительную толщину стенки и сходный с ремонтируемым диаметр, что и натолкнуло на мысль использовать его в качестве донора (фото 3). Идея состояла в том, чтобы изготовить эдакое мини-коленце, которое служило бы связующим звеном между комлем и вершинкой и замещало бы отломанный кусок.

Работаем

Для начала я отпилил растрескавшийся отрезок комлевого колена (фото 4). Это можно сделать обыкновенной ножовкой по металлу, я же за неимением таковой пользовался перочинным ножом с острой пилкой. Затем выровнял края среза при помощи мелкого напильника (фото 5). После демонтировал укрепляющую место стыка обмотку, что усилена эпоксидной смолой. Это легко удалось сделать тем же острым ножом. Покажу это на примере шимановского колена. Нужно аккуратно отстругивая защитный слой, добраться до бланка (фото 6). Причем, если осуществляем демонтаж кольца, то лучше строгать со стороны крепежных лапок, чтобы не повредить сам бланк. В итоге получается нечто подобное (фото 7). Затем остается просто поддеть острием кромку оплетки (фото 8), после чего она буквально слущивается с бланка спиннинга (фото 9).

Дальше я распилил донорское колено в месте с подходящим диаметром - с таким расчетом, чтобы оно плотно надевалось поверх реанимируемого комля. Перед распиловкой я обмотал место отреза скотчем - эта маленькая хитрость позволяет избежать растрескивания бланка и делает срез аккуратным и ровным, без щербинок. В результате получилось, что модифицированное таким образом колено от шимановского спиннинга как родное стыковалось с ремонтируемым комлем (фото 10). Правда, пришлось немного повозиться с подгонкой при помощи мелкой наждачки №0 (фото 11), которой я шкурил ремонтируемый комель, и все того же напильника, каким стачивал торец донорского колена, дабы достичь участка с подходящим внутренним диаметром. После того как две детали совместились, предстояло сделать еще один отрез шимановского колена.

По задумке требовалось изготовить составную втулку, которая надевалась бы поверх комля (на фото 12 справа налево - комель и составная втулка), и внутрь которой по телескопическому принципу вставлялась бы вторая ее часть. Понятно, с таким расчетом, чтоб верхнее колено ремонтируемого спиннинга плотно надевалось на всю эту конструкцию все тем же способом OverStick (на фото 13 справа налево - изготавливаемая втулка и вершинка ремонтируемого спиннинга). Сложностей здесь возникло две: во-первых, подобрать подходящие участки на донорском колене, из которых изготавливались наружная и внутренняя втулки, а во-вторых, по результатам ремонта общая длина удилища не должна была существенно измениться. Кроме того, вершинка ни в коем случае не должна была превосходить по длине комлевую часть спиннинга, потому как это очень небезопасно при транспортировке, что и понятно.

Вот так «на глазок» я распилил донорское колено еще в одном месте - чуть с запасом по длине, потому как знал, что укоротить при подгонке его будет несложно, а вот удлинить - никак. Получилась трубка, в которую плотно вставлялся комель. Затем из ампутированной ранее более тонкой части шимановского колена я изготовил подходящих размеров внутреннюю втулку, которая по принципу телескопического сочленения вставлялась в ранее полученную трубку, а кроме того - подходила по диаметру верхнему колену ремонтируемого спиннинга. Причем для усиления я сделал внутреннюю втулку в два слоя, плотно вставив один в другой два отрезка разных диаметров, предварительно промазав их эпоксидным клеем - это хорошо видно, если смотреть сверху (фото 14). Получилась толстостенная, очень прочная конструкция.

Конечная деталь - двухсоставное мини-коленце-втулка - вышла длиной под 20 см, при этом пришлось отпилить примерно 10 см от уцелевшего верхнего колена, чтобы подгадать с диаметрами сочленяющихся деталей. В итоге общая длина спиннинга практически не изменилась, а вершинка стала немного короче комля, что, в общем-то, не слишком повлияло на строй и транспортировочные параметры спиннинга. Не пришлось даже менять родной матерчатый чехол. После того как втулка была подогнана, оставалось зафиксировать ее эпоксидным клеем на ремонтируемом комле, затем сделать поверх места стыковки, а также на верхнем колене бандаж из шелковой нити и промазать все тем же эпоксидным клеем.

Делается это так: готовим эпоксидный двухкомпонентный клей согласно инструкции - обычно в пропорции 10:1 смола к отвердителю - важно, чтобы после высыхания клей становился полностью прозрачным, это с точки зрения эстетичности - уточните у продавца. Далее обезжириваем склеиваемые поверхности при помощи растворителя (я использую «Нефрас С2-80» но подойдет любой аналогичный). Затем наносим тонким слоем клеевой состав - я использую обыкновенную зубочистку. Нам остается лишь аккуратно и плотно совместить склеиваемые части колена спиннинга.

Далее сооружаем поверх места склейки бандаж из шелковой нити. Покажем технологию этого действия на примере вершинки ремонтируемого спиннинга. Для этого берем 10-сантиметровый отрезок тонкой «плетенки» (чем тоньше, тем лучше - я использую 0,1-миллиметровую), складываем его пополам и прижимаем к участку бланка, где делаем бандаж. Затем берем тонкую шелковую нить и, продев ее конец в образовавшуюся из «плетенки» петельку ровно таким же образом, как продеваем нить в ушко иголки (фото 15), начинаем обматывать нитью наше колено (фото 16). Чтобы бандаж получился аккуратным и ровным, нитку нужно держать в постоянном натяжении и уплотнять пальцами после двух - трех витков.

После того как сделали 5 - 10 оборотов, тянем за концы «плетенки» - в итоге петелька исчезает под витками нити, увлекая за собой и конец шелковой нити, тем самым надежно его фиксируя (фото 17). После продолжаем навивать нитку на бланк до тех пор, пока длина бандажа не окажется достаточной (обычно это 2 - 3 см). За те же 5 - 10 оборотов до конца вновь используем петлю из тонкой «плетенки», чтобы зафиксировать свободный конец нити (фото 18). В итоге у нас должно получиться нечто подобное (фото 19). Остается лишь обезжирить поверхность бандажа при помощи растворителя (фото 20) и нанести тонкий слой эпоксидного клея - я делаю это при помощи все той же зубочистки (фото 21).

Чтобы получить ровную красивую поверхность - как на заводских изделиях - нужно использовать свежеприготовленный эпоксидный клей, чтобы он лучше растекался, а деталь необходимо медленно вращать нескольких часов, пока происходит окончательное схватывание.

Профессионалы используют специальные приспособления с электроприводом, я же делаю это вручную в течение двадцати минут - получаса, подсушивая феном (фото 22). Важно, чтобы эпоксидка схватилась хотя бы в наружном слое - на этом этапе она может немного помутнеть, но не пугайтесь - после высыхания качественный двухкомпонентный состав станет прозрачным - как на заводских изделиях.

Ровно по той же технологии происходит и установка колец спиннинга. Идеальным считается вариант, при котором на месте ремонтного сочленения устанавливается кольцо. Это увеличивает прочность соединения, а зачастую позволяет скрыть место ремонта. Так я и поступил, установив на месте вклейки ранее изготовленного мини-колена пропускное кольцо, перенеся его с места повреждения комля (фото 23).

Ну вот, пожалуй, и весь рассказ про то, как при помощи своих рук вдохнуть вторую жизнь в поломанный спиннинг, да простят меня родбилдеры. Надо понимать, что все это делается из и при помощи подручных материалов, без специнструмента и из б/у компонентов. Возможно, эстетика оставляет желать лучшего, но зато отремонтированный таким образом спиннинг без проблем отработал у меня полноценный сезон 2011-го. И есть все основания полагать, что прослужит еще не один год.

Спиннинг является одной из самых распространенных спортивных снастей. Это идеальный вариант для ловли разных видов рыб на дальних и ближних расстояниях, а также с лодки. Конструкция легко функционирует с наживками природного и искусственного происхождения, но недостатком устройства является его высокая стоимость. Поэтому, в случае поломки, рыбак должен знать, как починить спиннинг, затратив на это минимальное количество времени и денежных средств.

Как отремонтировать сломанный спиннинг?

Когда случилось несчастье в виде поломки рыбацкого устройства, сразу же возникает вопрос: «Как отремонтировать спиннинг своими руками?» Существует несколько вариантов выполнения данного процесса.

Пользователь может:

  • заменить колено, купив новую конструкцию;
  • доверить ремонт профессионалам;
  • попробовать отремонтировать спиннинг самостоятельно;
  • купить новое изделие.

Для выполнения самостоятельного ремонта спиннинга следует заменить муфту наружную и внутреннюю вставку. Элементы снасти можно приобрести в магазине или использовать со старых залежавшихся в шкафу моделей. В процессе поиска вариантов, чем склеить спиннинг, рекомендуем остановиться на эпоксидной смоле. Чтобы работа прошла качественно и завершилась успехом, необходимо ошкурить все детали и осуществлять склейку с помощью выбранного средства.

Одной из самых распространенных спортивных снастей является спиннинг

На первом этапе ремонта спиннингов следует аккуратно поместить внутреннюю вставку в колено, расположенное снизу. Очень важно правильно нанести клеящее средство. Так как внутреннее отверстие слишком мало, лучше наносить смолу на выступающую часть и постепенно прокручивать деталь, всё глубже утапливая её.

Муфта должна быть надета на отломанную часть, после чего конструкцию следует насадить на приготовленную вставку. Все стыки и щели должны быть обильно смазаны клеящим средством. Высыхает изделие в течение 24 часов.

Ремонт удилища спиннинга

Осуществить ремонт удилища своими руками вполне реально. В качестве основных материалов необходимы следующие элементы:

  • трубка нужного диаметра (данная деталь должна быть длиннее образовавшейся трещины примерно в два раза);
  • кевларовый шнур (возможно применение плоского спиннингового шнура);
  • водостойкая эпоксидная смола;
  • в случае образования повышенных нагрузок в месте поломки следует запастись стекло- или углетканью;
  • скотч;
  • кинопленка или другая пленка.

Ремонт спиннинговых удилищ начинается с подготовки материалов. Трубку необходимо отшлифовать и смазать смолой, после чего она готова к установке в колено. Устройство для рыбалки нужно привести к тому виду, который был до поломки. Выбранный тканевой материал вырезается в виде прямоугольника и смазывается клеящим средством, далее он наматывается на место трещины. Кинопленка вместе со скотчем поможет убрать излишек смолы. Чтобы увеличить прочность конструкции, на ткань наматывается приобретенный шнур.


С подготовки материалов начинается ремонт спиннинговых удилищ

После выполнения всех действий, рекомендуется поставить снасть вертикально и дать клею высохнуть в течение суток. Ремонт бланка спиннинга следует проводить своевременно. Как только образовалась самая малая трещина, ее срочно необходимо устранить, иначе может сломаться вся конструкция.

Ремонт вершинки спиннинга

Конец удилища отличается хрупкостью и тонкостью, поэтому его очень легко повредить и сломать. Давайте разберемся, как отремонтировать кончик спиннинга.

Существует несколько вариантов устранения проблемы:

  1. Полностью заменить вершинку снасти.
  2. Произвести работу вручную с частичной заменой.

Успешно пройдет процедура только тогда, когда будет правильно разработан план действий. В самом начале следует выяснить модель устройства, диаметр вершинки и в идеале получить консультацию специалиста.

Если сломался кончик спиннинга, аналогичное изделие лучше подобрать без колец и уделить внимание правильному подбору строя. Вставка должна быть четко продумана. От рыбака требуется визуально определить длину вставки (это можно сделать путем расчета, от какого кольца идет трещина). Место крепления должно быть зачищено и обезжирено, после чего в карбоновую часть заливается супер-клей. Стеклоткань покрывается клеящей смолой и вставляется в поврежденное место. Чтобы сделать конструкцию более прочной, рекомендуется обмотать место поломки черной нитью и укрепить всё клеем. Перед эксплуатацией изделие должно хорошо просохнуть.

Многие не могут выбрать, как починить кончик спиннинга – своими руками или обратиться в мастерскую. На самом деле выполнить работу самостоятельно очень просто. Кроме того, для ремонта понадобятся подручные материалы, которые есть в каждом доме.


Хрупкостью и тонкостью отличается конец удилища

Ремонт рукоятки спиннинга

Чтобы сделать качественный ремонт, нужно знать, как разобрать спиннинг. Процедура должна осуществляться максимально аккуратно, чтобы не повредить детали конструкции.

Рассмотрим на примере, как разобрать ручку спиннинга. Вначале необходимо снять пропускные кольца, далее должна быть демонтирована передняя часть рукояти. Для выполнения данного процесса рекомендуется использовать телескопическое колено, из которого вырезается трубка длиною в 30 см. Данный элемент следует надеть на бланк и, вращая по часовой стрелке, отделить пробку от бланка.

Ремонт ручки спиннинга своими руками:

  1. Начинать нужно с удаления испорченного изделия и тщательной зачистки поверхности конструкции. В качестве основного материала используется пробковая панель. Её необходимо разрезать на кусочки по 20 мм.
  2. Полученные полосы следует замочить в воде и вскипятить (материал должен находиться в горячей воде около 15 минут).
  3. Основной процесс ремонта пробковой рукоятки спиннинга начинается с намотки панели на желаемую поверхность и скрепления её прочными нитками. Закрепить материал можно с помощью влагостойкого клея и улучшить фиксацию с применением изоленты ПВА.
  4. Полученное изделие должно высохнуть, если результат не удовлетворяет владельца снасти, рекомендуется повторить процедуру. Довольно часто необходимо наложить два слоя.

В то же время, никто не отменял замену рукоятки спиннинга новой. Работу можно доверить профессионалам.


Ремонт пробковой рукоятки спиннинга своими руками

Ремонт пропускных колец

Ремонт колец на спиннинге начинается с удаления старой обмотки детали. Обязательным материалом является капроновая нить. Её можно подобрать по цвету снасти. Процесс следует начинать с нанесения термоклея на лапки пропускных колец. Далее следует разогреть его (можно использовать пламя зажигалки). Установка кольца на спиннинге должна осуществляться соосно по отношению к другим кольцам.

На завершающем этапе необходимо закрепить капроновую нить и обмотать нужную область не до конца, оставив 5-10 мм свободными. На этом месте следует заправить петлю из нити и заделать ходовой конец. После завершения обмотки капроновый материал заправляется в сделанную петлю и выдергивается. В конце ремонта результат нужно закрепить лаком. Применяя данную технологию, каждый сможет отремонтировать сломанный спиннинг.

Замена колец на спиннинге

Очень часто рыбак может столкнуться с необходимостью замены кольца на спиннинге. Это достаточно сложная процедура, требующая спокойствия и аккуратности. Вначале нужно прогреть тот участок удилища, который создан для обмотки кольцевых элементов. На следующем этапе делается надрез в области лапки элемента и полностью удаляется покрытие. Края ручки должны быть заточенными, это поможет без труда наматывать шнур.

Наматывание заключается в натягивании материала и его надежной фиксации. Когда леска достигнет приблизительно четыре миллиметра до конца, нужно подложить шнур и закрепить его, срезав конец. Замена колец на спиннинге своими руками завершается продеванием через петлю нити и фиксирования изделия.

Ремонт катушки для спиннинга своими руками

Осуществлять ремонт катушки для спиннинга необходимо при наличии следующих дефектов в работе механизма:

  • скрип – устранить эту проблему очень просто: достаточно почистить и смазать детали маслом;
  • нарушена работа стопора обратного хода – необходимо осуществить разборку муфты и после тщательной очистки смазать её маслом;
  • катушка шумит – следует разобрать механизм, заменить вышедшие из строя детали и смазать конструкцию;
  • изделие клинит – чтобы устранить проблему, понадобится заменить ведущую и ведомую шестерню;
  • в процессе работы леска наматывается неравномерно – достаточно снять шайбу с основного вала катушки;
  • шпуля катушки повреждена – решить проблему можно, отшлифовав и отполировав поверхность изделия.