Почему все так быстро закончилось? Мавлет Алавдинович Батиров: биография.

Когда ты пришёл к осознанию того, что Ислам – это не череда традиционных для дагестанца обрядов, а смысл жизни?

Мама с детства приучала нас к религии. Она всегда была очень набожной, часто бежала с работы домой, чтобы вовремя совершить намаз. Мама и нас научила молиться. Со временем я начал осознавать, что такое религия. На тренировочных сборах мы часто собираемся, общаемся с братьями. АльхамдулиЛлях, среди борцов много соблюдающих мусульман. Мы рассказываем друг другу об Исламе, делимся знаниями. Не только дагестанцы… я, например, раньше не знал, что кабардинцы – тоже мусульмане (смеётся).

А ранее ты практиковал Ислам в повседневной жизни, к примеру, осознанно отказываясь от чего-то греховного?

Когда узнаёшь, что является запретным, а что дозволенным, конечно, начинаешь остерегаться харама, всё это приходит со знаниями. Отец наш – даже не то что с религиозной точки зрения – вообще, всегда старался уберечь нас от всего дурного. Старался, чтобы мы не испортились, не отпускал далеко от себя. Наверное, Аллах сделал его причиной того, что мы, его дети, не совершали больших грехов. Потом, когда стали общаться с мусульманами, соблюдающими религию, мы (с братом) начали осознавать смысл Ислама.

Получается, родители оберегали тебя от плохого влияния улицы, но глубже об Исламе ты тоже узнал с улицы. Был ли какой-то толчок для твоего прихода в религию?

Сначала, как я уже сказал, родители учат нас делать намаз, но мы не осознаём, для чего. Обычно нам объясняют, что если совершать молитву, то в жизни всё будет получаться, будет сопутствовать удача. Я так и думал: если буду делать намаз, то Аллах поможет мне побеждать на соревнованиях. Я часто обращался к Аллаху с дуа, в которых просил поддержки и победы. Такой был мотив раньше. И для меня не раз это было знамением. Например, перед чемпионатом России, до олимпиады в Пекине, я был вообще не в форме, не мог согнать вес, был очень вялым и проигрывал основным оппонентам. Я думал: если войду в тройку призёров – уже будет хорошо. Но потом сделал намаз-истигхару и обратился к Аллаха: «если эти соревнования будут полезны для моей религии, то облегчи их мне, если же они будут вредны для моей религии, то отдали их от меня». И, альхамдуЛлилях, на следующий день, когда выходил бороться, у меня появились такие сила и желание, что я легко выиграл этот чемпионат. А схватка с главным соперником – осетином Аланом Дудаевым – получилась одной из самых зрелищных. Поэтому, всё от Аллаха, а не от меня.

А как отец сегодня относится к тому, что вы с братом так активно начали практиковать религию?

Переживает, конечно, за нас. Ситуация ведь сейчас непростая в республике.

На твою молодость пришлась и слава и, соответственно, деньги. Аллах испытывает тебя таким образом, и шайтан, наверное, часто пытался сбить тебя с истины и взрастить в тебе гордость или расточительность. Удалось справиться с этим?

Я всегда просил Аллаха, чтобы Он уберёг меня от высокомерия. И к тому времени, когда чего-то достиг, я уже понимал, что деньги и слава – не главное в жизни. Даже борьба – не главное в жизни. Смысл моей жизни в поклонении Аллаху.

Тяжело ли будучи в Исламе, профессионально заниматься вольной борьбой? Не вступают ли спорт и религия в конфликт друг с другом? Какие трудности в этой связи тебе приходится испытывать?

Я часто бываю в разъездах и поэтому пытался выяснить, как мне делать намаз в сафаре (поездке). Сначала я сокращал молитву, но потом узнал, что если выезжаю больше чем на четыре дня, то сокращать намаз не следует. Да и вовремя тренировок нет проблемы в том, чтобы уйти с ковра и помолиться. А в месяц Рамадан я в принципе вообще не тренируюсь.
Тренировки абсолютно не входят в конфликт с религией. Наоборот: когда бываю дома, часто ленюсь читать исламскую литературу, заниматься полезными делами. А когда выезжаю на сборы, практически не теряю свободного времени и чуть что сразу берусь за книгу. Правильное окружение – это очень важно. Общение с другими братьями-борцами всегда поднимало мне иман. У нас на сборах всегда бывает «дежурный», который будит всех на утренний намаз.

Недавно исламские сайты распространили информацию о том, что Мавлет Батыров на встрече Дмитрия Медведева с олимпийцами не поднял бокал шампанского. Часто бываешь в ситуациях, несовместимых с Исламом?

Я знал, что молодёжь смотрит на меня. Представьте, каким бы примером я был для них, если бы держал в руках спиртное, тем более в месяц Рамадан? Да, может шайтан и говорил мне: «Это же президент, надо взять в руки бокал, неудобно же». Но, альхамдулиЛлях, я переборол это. Президент поочередно чокался со всеми спортсменами, а когда дошёл до меня, увидел, что я стою без бокала. Сначала он растерялся немного – я ещё и руки в карманах держал (смеётся), – но он видимо понял, что я мусульманин; может, вспомнил о месяце Рамадан, поздравил и дальше прошёл. В такие моменты нельзя слабинку давать. Тем более, сейчас понимаешь, что ничего геройского или хамского в моём поведении не было: я просто сделал то, что должен был.

Часто спортсмены-мусульмане, радуясь победе, поднимают вверх правый указательный палец или кричат «Аллаху Акбар». С чем это связано?

Наверно именно в эти минуты лучше всего понимаешь, что победа только от Аллаха. Был ещё такой случай: как-то я стоял на пьедестале и повторял «альхамдулиЛлях», в этот момент заиграл гимн, и многие подумали, что я его пою (смеётся).

Часто ли к тебе обращаются за помощью в решении проблем?

Я стараюсь помогать мусульманам, но после одного случая с отцом сначала пытаюсь выяснить: действительно ли человек нуждается в помощи или просто меня обманывает. Однажды к отцу пришёл человек и говорит, что у него в дороге сломалась машина: ему не хватает денег на ремонт. Папа ответил: «Подожди, я помогу тебе. Сейчас вместе на моей машине поедем». Пока отец переодевался, он уже убежал куда-то.

Как в прошлом, так и в этом году ты часто посещал мечеть на Орджоникидзе, принимал участие в молитвах, и’тикафе, общался с братьями. Какие чувства ты испытывал при этом?
Душевное спокойствие и никакой фитны. На улице в любом случае с разными людьми общаться приходится: другие интересы, лишние разговоры; а здесь я чувствую себя своим.

Братья, наверное, воспринимают тебя не как Мавлета Батырова – звезду, двукратного олимпийского чемпиона, а как Мавлета Батырова – брата-мусульманина?

Да, вы правильно это заметили. На улице часто останавливают, просят автограф или сфотографироваться вместе. Я не знаю, куда деться в такие моменты.

Твой брат, Адам, тоже соблюдает религию, насколько Ислам сблизил вас?

Раньше, по детству, мы много дрались. В Исламе мы тогда ничего не понимали. Я не помню, когда я дрался с кем-то на улице, но с ним – дрался постоянно. АльхамдулиЛлях, всё изменилось. У Адама больше знаний об Исламе, чем у меня. Раньше он любил пустое времяпровождение с ребятами, я говорил ему, что это не главное. Потом, потихоньку, он осознано пришёл в Ислам и сейчас, можно сказать, перегнал меня в этом.

В Хасавюрте ярче, чем во всём остальном Дагестане, можно видеть, как молодёжь приходит в Ислам, в частности много борцов. С чем на твой взгляд связано исламское возрождение в Дагестане?

Сейчас много источников для получения знаний, можно выезжать на учёбу за рубеж. В Хасавюрте молодёжь старается придерживаться норм ислама, не сквернословить, например, уважать старших. В Махачкале с этим похуже.

Несмотря на обилие информации о религии, большая часть дагестанской молодёжи не в Исламе и продолжает вести «кайфовый» образ жизни…

Каждый, наверное, по-своему приходит в Ислам, по милости Аллаха.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Ислам вернётся таким же чуждым, каким он пришёл. И сейчас действительно люди, которые стремятся жить по шариату, становятся чуждыми для общества. Ты сталкивался с этим? И что бы ты посоветовал братьям, которые сталкиваются с проблемой непонимания?

Я объясняю людям, что ничего не придумываю от себя, что стараюсь следовать Сунне пророка Махаммада (солля Ллаху алейхи ва саллям). Мусульманина сегодня, например, могут обозвать бородачём, но как можно так говорить, когда у пророка Мухаммада (солля Ллаху алейхи ва саллям) была борода. И на многих, кто следует Сунне и не участвует ни в каких радикальных делах, смотрят сегодня как на боевика. На сборах у нас тоже бывают разногласия с братьями-суфиями. Но мы стараемся придти к пониманию, ведь мы братья. Мы приводим хадисы и побуждаем друг друга получать исламские знания, а не бездельничать.

А что может объединить салафитов и суфиев? Что такое должно произойти, чтобы они объединились?

Даже не знаю. Наверно если все будут следовать Сунне пророка Мухаммада (солля Ллаху алейхи ва саллям), то будет единство. А если каждый от себя что-то будет добавлять в религию, то единства не будет. Уровень знания надо поднимать.

Можно ли вообще сегодня сказать о том, что в Дагестане существует джамаат? Так ли верующие относятся другу к другу, как должны? Насколько мы знаем друг друга, насколько помогаем друг другу? Чувствуешь ли ты, что живёшь среди мусульман?

Бывают такие моменты, когда люди делают для тебя что-то не потому что ты известный спортсмен, а просто потому, что ты – мусульманин. В такие моменты я действительно радуюсь и чувствую братскую любовь.

Ходят разговоры, что Мавлет хочет выиграть три олимпиады в трёх разных весовых категориях…

Было бы неплохо, но я уже год как не принимал участия ни в одних соревнованиях. Каждая подготовка к олимпиаде сильно изматывает. Например, за год до Афин я перестал есть мучное, боясь поднять вес (смеётся).

Как ты проводишь свободное время?

Раньше я играл в компьютерные игры, фильмы смотрел, но потом понял, что это лишняя информация, которая забивает голову и не оставляет в ней места для полезного знания. Теперь, альхамдулиЛлях, я отказался от всего этого и лучше проведу время с книгой в руках.

Говорят, борцы – люди с поломанными ушами – чувствуют друг друга. Есть какое-то борцовское братство? Те же красноярцы или буряты, они сильны характером?

Если бы они были сильны характером, они бы нам дышать не давали. Они ведь такие пахари, по физической подготовке превосходят нас, их вообще измотать невозможно. А кавказцы наоборот берут за счёт духа. А насчёт «борцовского братства»… да, есть такое. Иногда видишь человека с поломанными ушами и чувствуешь, что он тебе чем-то близок.

Ты не пытался делать даават борцам из других регионов?

Конечно пытался. Мы по возможности стараемся объяснять религию всем.

Были, кто принял Ислам?

Был один борец, который стремился к Истине. В итоге он признал Ислам и единобожие, но не стал углубляться. Видимо боялся, что друзья и близкие осудят его. На сборах он подходил к нам и шёпотом говорил «салам алейкум». А потом вроде бы родные узнали, что он принял ислам и напали на него. А недавно я видел его с крестом на груди. Поэтому круг общения – это очень важно для мусульманина.

Ты не думал популяризировать борьбу среди братьев-мусульман, чтобы верующие были крепки не только умом, но и телом?

Я только за. Главное, чтобы была инициатива.

Когда человек осознанно соблюдает Ислам, для него становится актуальным вопрос выбора жены. Ты выбирал жену по религии или на выбор больше повлияли родители?
Нет, я сам выбирал. У меня была цель: жениться один раз и навсегда. АльхамдуллиЛлях, получилось. Жена у меня из Кадара, а кадарцы не любят отдавать дочек за представителей другой нации. Но родителям объяснили, что согласно Исламу, главный критерий человека – это богобоязненность, они согласились. И сейчас, альхамдулиЛлях, у меня с тестем и тещёй отличные отношения.

А вообще с дагестанками сегодня что-то не то происходит. Они стараются подражать Западу в поведении, одежде. Но клянусь Аллахом, когда девушки закрываются, одевают хиджаб, перестают краситься, то становятся намного красивее и приятнее, чем те, кто мажут себе на лицо разную краску.

Насколько мусульмане Дагестана выполняют исламский принцип «останови зло рукой, останови языком или осуди в сердце»?

Сегодня, наверное, в основном осуждают только сердцем. Но Адам (брат), например, не стесняясь, может остановить и рукой. Он часто выкидывает чьи-нибудь сигареты, и на него даже не обижаются за это, потому что понимают его добрые намерения.

Как изменился твой круг общения, когда ты пришёл в Ислам?

Есть такие ребята, с которыми мы постоянно бывали вместе, но когда я пришёл в Ислам, мы как-то отдалились, особенно после того, как я начал объяснять им, что нужно следовать Сунне. Появились новые знакомые – братья, с которыми у меня совсем другие интересы. Только сейчас я начинаю понимать: то, что связывало меня раньше с людьми помимо Ислама, это далеко не главное.

Ты думал, чем займёшься после борьбы?

Если завершу со спортом, есть намерение учиться исламу. Не знаю, как получится.

Что ты посоветуешь в заключении нашим читателям?

Я советую братьям не терять время, поклоняясь пустым интересам и страстям. Получайте знания и распространяйте религию Аллаха!

Беседу вел коллектив редакции сайта “Исламская цивилизация” [сайт]

У Мавлета и Адама Батировых спортивные карьеры удачно сложились благодаря отеческой заботе. Когда-то в студенческую пору Алавдин Ниязбекович увлеченно занимался вольной борьбой, которая в Дагестане по праву считается национальным видом спорта. Особых успехов не добился, но любовь к борьбе сохранил на всю оставшуюся жизнь. Вначале как мог помогал племянникам – Мураду, Багаутдину и Шамилю Умахановым, которые удачно выступали на республиканских соревнованиях. Дядя часто появлялся на тренировках юных родственников, азарт­но болел за них на соревнованиях. И мечтал: если у него появятся сыновья, он обязательно привьет им любовь к единоборствам.

Когда родились Мавлет и Адам, стремился вырастить сыновей смелыми, сильными и закаленными. С ранних лет приучил детей к физкультуре, кроссам, к четкому распорядку дня. Когда сыновья немного подросли, отец постепенно стал прививать им навыки вольной борьбы. Для братьев отец был непререкаемым авторитетом, не делавшим им поблажек ни в чем. Восхищает бойцовский характер Мавлета и Адама, их самоотверженность во время непримиримых схваток на борцовских коврах.

– Дома я вообще для них был строже тренера, практически дышать не давал, – вспоминает Алавдин Ниязбекович. – Думал, если чемпионат мира или хотя бы Европы не выиграют, всю жизнь меня будут ненавидеть. Честно говоря, я боялся, что они станут меня упрекать, скажут, что ни учиться нормально не давал, ни со сверстниками поиграть не разрешал. А когда Мавлет стал чемпионом, сразу полегчало...

Дебют

Родился Мавлет 12 декабря 1983 г. в Хасавюрте. По национальности он аварец. Дебютным турниром для десятилетнего борца стал юношеский в родном городе. Мавлет, весивший всего 22 кг, к радости отца и первого тренера Сайгитпаши Умаханова, одолел всех сверстников. С годами Мавлет окреп, возмужал, овладел эффективными приемами ведения схваток.

Знаменательным годом для двадцатилетнего аварца стал 2003-й. Главное – победил на чемпионате России и вошел в сборную страны. Дебют на чемпионате Европы отметил бронзовой медалью. Минул всего год, и Батиров, выиграв второе «золото» на чемпионате России, получил право на участие в XXVIII Играх, которые принимали Афины. Никто особых надежд на него не возлагал: в активе молодого борца была только европейская «бронза». Другое дело – олимпийский уровень. К тому же перед этими Играми Мавлету пришлось в буквальном смысле основательно попотеть – сбросить почти девять килограммов избыточного веса. Но молодой дагестанец все выдержал и завоевал в самой легкой весовой категории – до 55 кг – олимпийское «золото». Безмерно счастливый Алавдин Ниязбекович на руках унес сына с афинского ковра. А сам виновник торжества, подаренного России и землякам, вспомнил о первом свое триумфе так:

– У меня было шоковое состояние только от того, что попал на Игры. Всего остального попросту не успел испугаться. Когда специально готовишься к Олимпиаде – страннее бывает. А она за день проходит…

После Афинских Игр Мавлет, удостоенный звания заслуженного мастера спорта, сумел стать победителем нескольких престижных международных турниров: в частности, чемпионата Европы–2006, чемпионата мира–2007 и Кубка мира–2007.

На всероссийской арене Батиров представляет Клуб спортивной борьбы ЦСКА. Личные тренеры – Сайгитпаша Умаханов, Магомед Азизов и Дзамболат Тедеев. Женат. Учится в Дагестанском государственном университете.

Вперед, к победе!

После афинского триумфа Мавлет заявил, что на Игры в Пекин поедет eго брат Адам. Так и случилось бы: на чемпионате России братья выступали в одном весе, оба пробились в финал. Далее произошло непредвиденное: Мавлет без схватки отдал победу брату, предоставив ему возможность выступить на чемпионате мира, последнем перед Пекином. Однако Адам получил травму, и в Баку пришлось отправиться Мавлету, откуда он вернулся с золотой медалью.

События на аренах столицы Поднебесной для наших олимпийцев развивались явно неблагоприятно. Первые золотые медали для России сумели завоевать только на пятый день мастера греко-римской борьбы. Но и у них не обошлось без осечек: три олимпийских чемпиона Сиднея и Афин не смогли пробиться к вершине пьедестала. Неудачно начали турнир и «вольники». Самый легкий из них Бесик Кудухов (категория до 55 кг), чьи шансы расценивались очень высоко, неожиданно проиграл американцу, у которого всегда выигрывал.

Слово за Батировым. На ковер он вышел вторым из россиян, когда начались схватки за медали в категории до 60 кг. Переход в другой вес не смутил Мавлета:

– В этом весе мне бороться проще, чем в более легком. Я нарастил мышечную массу, стал мощнее, и теперь не приходится каждый раз сгонять вес. Этот процесс очень непростой: чуть не рассчитал – и сразу теряешь силы.

На пути к финалу Батиров заставил капитулировать Зелимхана Хусейнова из Азербайджана, кубинца Яндро Кинтану и уроженца Дагестана Мурада Рамазанова, представлявшего Македонию. Крепким орешком предстал в полуфинале чемпион мира–2006 иранец Сайедморад Мохаммади. Но и его сумел начисто перебороть Мавлет – 1:0, 1:0. После этой серии побед герой Игр в Афинах уверовал в возможность завоевать второе олимпийское «золото»:

– Со своим соперником по финалу украинцем Василием Федоришиным я боролся много раз и всегда выигрывал. Впрочем, не стоит забывать, что к Играм каждый подготовился по максимуму. Федоришин – сильный соперник, но я уверен, что смогу выиграть золотую медаль.

Что это – бравада или вера в себя? Федоришин – искушенный борец, трижды побеждал на чемпионатах Европы. Словом, исход решающего поединка был далеко не ясен. Но уверенность Мавлета в себе подкупала: «Если такой уверенности нет, не знаю, зачем тогда выходить на ковер». Не собирался кому-то что-то доказывать. Жаждал одного – оправдать надежды всех, кто переживает за него душой и сердцем.

Решающая схватка

Итак, 19 августа. Спортивная арена Пекинской сельскохозяйственной академии. Вольная борьба. Финал в категории до 60 кг. На ковер приглашаются Мавлет Батиров (Россия) и Василий Федоришин (Украина).

Решающую схватку дагестанец провел в присущем ему стиле – уверенно, решительно и ответственно. В первом периоде оба борца предельно бдительны, осторожничают. До перерыва оставались считанные секунды, когда по жребию Мавлет получил право на захват. Шанса не упустил и заработал балл – 1:0.

Второй период Федоришин начинает энергичным натиском и благодаря удачному броску сравнивает счет. В случае ничейного результата предусмотрен третий период. К счастью, он не понадобился. Улучив момент, Батиров молниеносно провел великолепный бросок, оцененный двумя баллами. В итоге и второй период остался за ним – 2:1.

Не передать словами, что творилось в душе Алавдина Ниязбековича, когда арбитр на борцовском ковре взметнул вверх руку сына. Ах, как хотелось рвануться к нему и унести на руках, как это было тогда – на Играх в Афинах. Однако прорваться сквозь кольцо бдительных китайских стражей порядка было немыслимо. Пришлось с высоты трибуны наблюдать, как тискают в объятиях Мавлета тренеры. Вскоре к ним присоединился и президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили, между прочим, – олимпийский чемпион.

Дерзай, пока молод!

Специалисты подметили, что дагестанский спортсмен в Пекине по сравнению с Афинскими Играми выглядел более зрелым и уравновешенным бойцом за чемпионский титул. В столице Греции неудержимо атаковал, нередко необоснованно рисковал. В Поднебесной же Батиров действовал грамотно, расчетливо, экономно: силы зря не тратил и только в подходящий момент выкладывался полностью, как это и произошло в кульминации в главном поединке с украинцем Федоришиным. Оценивая решающую схватку в пекинском турнире Мавлета, наш великий «классик» – Александр Карелин выделил именно эту черту:

Полный контроль. Действовал Батиров собранно и уверенно, ничуть не сомневался в своем превосходстве. Молодец!..

Сам же Мавлет, воспринявший второе олимпийское «золото» внешне спокойно, перемены в техническом и тактическом мастерстве объяснил так:

– Со временем приходит опыт. Конечно, не автоматически. От того, что ты будешь дома сидеть, он не появится. За эти четыре года участвовал в массе турниров, и это мне очень помогло...

В 2012 году ему будет 28 лет – возраст для борьбы самый подходящий, а мастерства ему не занимать. Уместно в связи с этим заглянуть в олимпийскую летопись. Самый первый наш трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь начал с победы на Играх в Токио–64. Тогда ему было 27 лет, выступал в полутяжелом весе. Две другие высшие награды Медведь завоевал в тяжелой категории – в Мехико–68 и Мюнхене–72. Стал трехкратным олимпийским чемпионом в 35 лет – здорово!

Так что дерзай, Мавлет, пока молод! Не секрет, что твое имя по-дагестански означает «праздник». Подари же соотечественникам, всей России еще один яркий олимпийский праздник!

Виктор Горбунов

Еще одну, четвертую золотую олимпийскую медаль принесли России борцы. Вчера гимн страны прозвучал в честь «вольника» Мавлета БАТИРОВА, победившего в весовой категории до 60 кг. Причем спортсмен из Дагестана стал уже двукратным олимпийским чемпионом, так как добрался до первой ступени пьедестала и четыре года назад в Афинах. После золотого финала, несмотря на усталость, Батиров с удовольствием пообщался с журналистами.


– Все, кто давно наблюдает за вашей борьбой, сказали, что нынешняя схватка с украинцем Федоришиным в финале была для вас самой трудной.

– Это правда. Почти все поединки я у него выигрывал, но этот получился на редкость напряженным. Мне пришлось действовать хитрее, было очень опасно бороться открыто. В последнее время моя борьба вообще стала более консервативной, не такой эмоциональной, как раньше. Во втором периоде Федоришин раскрылся и стал более понятным для меня. Правда, я по ошибке отдал ему балл. Главное тут было не бояться, не запаниковать. Я справился с собой.

– Не давило то, что ваш товарищ по сборной России – Кудухов не смог пробиться в своем весе в финал?

– То, что Кудухов так глупо проиграл, меня разозлило. Хотелось доказать, что мы сильнее. Ведь Бесик, если говорить откровенно, в своем весе (до 55 кг. – «НИ») – борец номер один. Просто, может, что-то недодумал, чего-то не хватило. Но он еще молодой, наберется опыта, как все мы, повзрослеет и, думаю, в ближайшие годы покажет себя.

– В Афинах вы говорили, что на Олимпиаде в Пекине мы увидим вашего брата, Адама…

– У Адама не сложилось пока. Он немного невезучий. В идеальной форме подойдет к соревнованиям и – травма. В этом году выиграл чемпионат России, а перед первенством мира опять травмировался. Пришлось мне готовиться…

– Что вы можете сказать тем, кто, демонстрируя свое несогласие с арбитрами, оставляет на ковре медали? Я, конечно, имею в виду нашумевший поступок шведа Ары Абрахамяна...

– Скажу, что это большая глупость. Каждая медаль свою цену и свою ценность имеет. Ты же добивался ее, работал. Да, я могу понять – зажали эмоции. Но эмоции уйдут...

– Не собираетесь на победной волне завершать карьеру?

– Если все нормально со здоровьем будет, то год отдохну, а потом приму решение.

– О чем думается на пьедестале, когда уже все позади?

– В Афинах я был в шоке, тогда ведь надежды на меня особой не было. А сейчас… Стоял и думал: готовиться к Олимпиаде даже страшнее, чем на ней выступать. И тяжелее. Ведь у нас Олимпиада проходит фактически всего один день, и думаешь потом: а почему же все так быстро закончилось...

– Кроме отца, который был в зале, вас кто-нибудь уже поздравил?

– Жена звонила. Спасибо ей за то, что она терпит все мои сборы, отъезды. Она тоже заслужила эту медаль.

– Куда потратите премиальные, уже решили?

– Подробно не думал об этом. Но хочу создать благотворительный фонд. У нас много нуждающихся людей…

Олимпийский чемпион Мавлет Батыров расказывает о том, как спорт и религия уживаются в его жизни.

Когда ты пришёл к осознанию того, что ислам – это не череда традиционных для дагестанца обрядов, а смысл жизни?

Мама с детства приучала нас к религии. Она всегда была очень набожной, часто бежала с работы домой, чтобы вовремя совершить намаз. Мама и нас научила молиться. Со временем я начал осознавать, что такое религия. На тренировочных сборах мы часто собираемся, общаемся с братьями. АльхамдулиЛля, среди борцов много соблюдающих мусульман. Мы рассказываем друг другу об Исламе, делимся знаниями. Не только дагестанцы… я, например, раньше не знал, что кабардинцы – тоже мусульмане (смеётся).

- А ранее ты практиковал ислам в повседневной жизни, к примеру, осознанно отказываясь от чего-то греховного?

Когда узнаёшь, что является запретным, а что дозволенным, конечно, начинаешь остерегаться харама, всё это приходит со знаниями. Отец наш – даже не то что с религиозной точки зрения – вообще, всегда старался уберечь нас от всего дурного. Старался, чтобы мы не испортились, не отпускал далеко от себя. Наверное, Аллах сделал его причиной того, что мы, его дети, не совершали больших грехов. Потом, когда стали общаться с мусульманами, соблюдающими религию, мы (с братом) начали осознавать смысл ислама.

Получается, родители оберегали тебя от плохого влияния улицы, но глубже об Исламе ты тоже узнал с улицы. Был ли какой-то толчок для твоего прихода в религию?

Сначала, как я уже говорил, родители учат нас делать намаз, но мы не осознаём, для чего. Обычно нам объясняют, что если совершать молитву, то в жизни всё будет получаться, будет сопутствовать удача. Я так и думал: если буду делать намаз, то Аллах поможет мне побеждать на соревнованиях. Я часто обращался к Аллаху с дуа, в которых просил поддержки и победы. Такой был мотив раньше. И для меня не раз это было знамением. Например, перед чемпионатом России, до олимпиады в Пекине, я был вообще не в форме, не мог согнать вес, был очень вялым и проигрывал основным оппонентам. Я думал: если войду в тройку призёров – уже будет хорошо. Но потом сделал намаз-истигхару и обратился к Аллаху: «Если эти соревнования будут полезны для моей религии, то облегчи их мне, если же они будут вредны для моей религии, то отдали их от меня». И, альхамдуЛлиля, на следующий день, когда я выходил бороться, у меня появились такие сила и желание, что я легко выиграл этот чемпионат. А схватка с главным соперником – осетином Аланом Дудаевым – получилась одной из самых зрелищных. Поэтому, всё от Аллаха, а не от меня.

- А как отец сегодня относится к тому, что вы с братом так активно начали практиковать религию?

Переживает, конечно, за нас. Ситуация ведь сейчас непростая в республике.

На твою молодость пришлась и слава, и, соответственно, деньги. Аллах испытывает тебя таким образом, и шайтан, наверное, часто пытался сбить тебя с истины и взрастить в тебе гордость или расточительность. Удалось справиться с этим?

Я всегда просил Аллаха, чтобы Он уберёг меня от высокомерия. И к тому времени, когда я чего-то достиг, я уже понимал, что деньги и слава – не главное в жизни. Даже борьба – не главное в жизни. Смысл моей жизни в поклонении Аллаху.

Тяжело ли, будучи в исламе, профессионально заниматься вольной борьбой? Не вступают ли спорт и религия в конфликт друг с другом? Какие трудности в этой связи тебе приходится испытывать?

Я часто бываю в разъездах и поэтому пытался выяснить, как мне делать намаз в сафаре (поездке). Сначала я сокращал молитву, но потом узнал, что если выезжаю больше чем на четыре дня, то сокращать намаз не надо. Да и во время тренировок нет проблемы в том, чтобы уйти с ковра и помолиться. А в месяц Рамадан я в принципе вообще не тренируюсь.

Тренировки абсолютно не входят в конфликт с религией. Наоборот: когда я бываю дома, часто ленюсь читать исламскую литературу, заниматься полезными делами. А когда выезжаю на сборы, практически не теряю свободного времени и чуть что сразу берусь за книгу. Правильное окружение – это очень важно. Общение с другими братьями-борцами всегда поднимало мне иман. У нас на сборах всегда бывает «дежурный», который будит всех на утренний намаз.

Недавно исламские сайты распространили информацию о том, что Мавлет Батыров на встрече Дмитрия Медведева с олимпийцами не поднял бокал шампанского. Часто бываешь в ситуациях, несовместимых с исламом?

Я знал, что молодёжь смотрит на меня. Представьте, каким бы примером я был для них, если бы держал в руках спиртное, тем более в месяц Рамадан? Да, может шайтан и говорил мне: «Это же президент, надо взять в руки бокал, неудобно же». Но, альхамдулиЛля, я переборол это. Президент поочередно чокался со всеми спортсменами, а когда дошёл до меня, увидел, что я стою без бокала. Сначала он растерялся немного – я ещё и руки в карманах держал (смеётся), – но он видимо понял, что я мусульманин; может, вспомнил о месяце Рамадан; поздравил и дальше прошёл. В такие моменты нельзя слабинку давать. Тем более, сейчас понимаешь, что ничего геройского или хамского в моём поведении не было: я просто сделал то, что должен был.

Часто спортсмены-мусульмане, радуясь победе, поднимают вверх правый указательный палец или кричат «Аллаху Акбар». С чем это связано?

Наверно именно в эти минуты лучше всего понимаешь, что победа только от Аллаха. Был ещё такой случай: как-то я стоял на пьедестале и повторял «альхамдулиЛля», в этот момент заиграл гимн, и многие подумали, что я его пою (смеётся).

- Часто ли к тебе обращаются за помощью в решении проблем?

Я стараюсь помогать мусульманам, но после одного случая с отцом сначала пытаюсь выяснить: действительно ли человек нуждается в помощи или просто меня обманывает. Однажды к отцу пришёл человек и говорит, что у него в дороге сломалась машина: ему не хватает денег на ремонт. Папа ответил: «Подожди, я помогу тебе. Сейчас вместе на моей машине поедем». Пока отец переодевался, он уже убежал куда-то.

Как в прошлом, так и в этом году ты часто посещал мечеть на Орджоникидзе, принимал участие в молитвах, и’тикафе, общался с братьями. Какие чувства ты испытывал при этом?

Душевное спокойствие и никакой фитны. На улице в любом случае с разными людьми общаться приходится: другие интересы, лишние разговоры; а здесь я чувствую себя своим.

Братья, наверное, воспринимают тебя не как Мавлета Батырова – звезду, двукратного олимпийского чемпиона, а как Мавлета Батырова – брата-мусульманина?

Да, Вы правильно это заметили. На улице часто останавливают, просят автограф или сфотографироваться вместе. Я не знаю, куда деться в такие моменты.

- Твой брат, Адам, тоже соблюдает религию, насколько ислам сблизил вас?

Раньше, в детстве, мы много дрались. В исламе мы тогда ничего не понимали. Я не помню, когда я дрался с кем-то на улице, но с ним – дрался постоянно. АльхамдулиЛля, всё изменилось. У Адама больше знаний об исламе, чем у меня. Раньше он любил пустое времяпровождение с ребятами, я говорил ему, что это не главное. Потом, потихоньку, он осознано пришёл в Ислам, и сейчас, можно сказать, перегнал меня в этом.

В Хасавюрте ярче, чем во всём остальном Дагестане, можно видеть, как молодёжь приходит в ислам, в частности много борцов. С чем, на твой взгляд, связано исламское возрождение в Дагестане?

Сейчас много источников для получения знаний, можно выезжать на учёбу за рубеж. В Хасавюрте молодёжь старается придерживаться норм ислама, не сквернословить, например, уважать старших. В Махачкале с этим похуже.

Несмотря на обилие информации о религии, большая часть дагестанской молодёжи не в Исламе и продолжает вести «кайфовый» образ жизни…

Каждый, наверное, по-своему приходит в ислам, по милости Аллаха.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ислам вернётся таким же чуждым, каким он пришёл. И сейчас действительно люди, которые стремятся жить по шариату, становятся чуждыми для общества. Ты сталкивался с этим? И что бы ты посоветовал братьям, которые сталкиваются с проблемой непонимания?

Я объясняю людям, что ничего не придумываю от себя, что стараюсь следовать Сунне пророка Махаммада (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманина сегодня, например, могут обозвать бородачём, но как можно так говорить, когда у пророка Мухаммада была борода. И на многих, кто следует Сунне и не участвует ни в каких экстремистских делах, смотрят сегодня как на боевиков. На сборах у нас тоже бывают разногласия с братьями-суфиями. Но мы стараемся прийти к пониманию, ведь мы братья. Мы приводим хадисы и побуждаем друг друга получать исламские знания, а не сидеть дома.

- А что может объединить салафитов и суфиев? Что такое должно произойти, чтобы они объединились?

Даже не знаю. Наверное, если все будут следовать Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то будет единство. А если каждый от себя что-то будет добавлять в религию, то единства не будет. Уровень знания надо поднимать.

Можно ли вообще сегодня сказать о том, что в Дагестане существует джамаат? Так ли верующие относятся другу к другу, как должны? Насколько мы знаем друг друга, насколько помогаем друг другу? Чувствуешь ли ты, что живёшь среди мусульман?

Бывают такие моменты, когда люди делают для тебя что-то не потому, что ты известный спортсмен, а просто потому, что ты – мусульманин. В такие моменты я действительно радуюсь и чувствую братскую любовь.

- Ходят разговоры, что Мавлет хочет выиграть три олимпиады в трёх разных весовых категориях…

Было бы неплохо, но я уже год как не принимал участия ни в одних соревнованиях. Каждая подготовка к олимпиаде сильно изматывает. Например, за год до Афин я перестал есть мучное, боясь поднять вес (смеётся).

Как ты проводишь свободное время?

Раньше я играл в компьютерные игры, фильмы смотрел, но потом понял, что это лишняя информация, которая забивает голову и не оставляет в ней места для полезного знания. Теперь, альхамдулиЛля, я отказался от всего этого и лучше проведу время с книгой в руках.

Говорят, борцы – люди с поломанными ушами – чувствуют друг друга. Есть какое-то борцовское братство? Те же красноярцы или буряты, они сильны характером?

Если бы они были сильны характером, они бы нам дышать не давали. Они ведь такие пахари, по физической подготовке превосходят нас, их вообще измотать невозможно. А кавказцы, наоборот, берут за счёт духа. А насчёт «борцовского братства»… да, есть такое. Иногда видишь человека с поломанными ушами и чувствуешь, что он тебе чем-то близок.

- Ты не пытался делать даават борцам из других регионов?

Конечно пытался. Мы по возможности стараемся объяснять религию всем.

- Были, кто принял ислам?

Был один борец, который стремился к Истине. В итоге он признал ислам и единобожие, но не стал углубляться. Видимо боялся, что друзья и близкие осудят его. На сборах он подходил к нам и шёпотом говорил «салам алейкум». А потом вроде бы родные узнали, что он принял ислам и напали на него. А недавно я видел его с крестом на груди. Поэтому круг общения – это очень важно для мусульманина.

Ты не думал популяризировать борьбу среди братьев-мусульман, чтобы верующие были крепки не только умом, но и телом?

Я только за. Главное, чтобы была инициатива.

Когда человек осознанно соблюдает ислам, для него становится актуальным вопрос выбора жены. Ты выбирал жену по религии или на выбор больше повлияли родители?

Нет, я сам выбирал. У меня была цель: жениться один раз и навсегда. АльхамдуллиЛля, получилось. Жена у меня из Кадара, а кадарцы не любят отдавать дочек за представителей другой нации. Но родителям объяснили, что согласно Исламу, главный критерий человека – это богобоязненность, они согласились. И сейчас, альхамдулиЛля, у меня с тестем и тещёй отличные отношения.

Вообще с дагестанками сегодня что-то не то происходит. Они стараются подражать Западу в поведении, одежде. Но клянусь Аллахом, когда девушки закрываются, одевают хиджаб, перестают краситься, то становятся намного красивее и приятнее, чем те, кто мажут себе на лицо разную краску.

Насколько мусульмане Дагестана выполняют исламский принцип «останови зло рукой, останови языком или осуди в сердце»?

Сегодня, наверное, в основном осуждают только сердцем. Но Адам (брат), например, не стесняясь, может остановить и рукой. Он часто выкидывает чьи-нибудь сигареты, и на него даже не обижаются за это, потому что понимают его добрые намерения.

- Как изменился твой круг общения, когда ты пришёл в ислам?

Есть такие ребята, с которыми мы постоянно бывали вместе, но когда я пришёл в ислам, мы как-то отдалились, особенно после того, как я начал объяснять им, что нужно следовать Сунне. Появились новые знакомые – братья, с которыми у меня совсем другие интересы. Только сейчас я начинаю понимать: то, что связывало меня раньше с людьми помимо ислама, это далеко не главное.

- Ты думал, чем займёшься после борьбы?

Если завершу со спортом, есть намерение учиться исламу. Не знаю, как получится.

- Что ты посоветуешь в заключение нашим читателям?

Я советую братьям не терять время, поклоняясь пустым интересам и страстям. Получайте знания и распространяйте религию Аллаха!

Мавлет Батиров родился 12 декабря 1983 года в городе Хасавюрт, Дагестан. Уроженец Дагестана, по национальности аварец. После школы получил диплом юридического факультета Дагестанского государственного университета. Любовь к борьбе привил Батирову его отец Алавдин Ниязбекович, водивший мальчика с ранних лет на различные турниры и соревнования.

В первый раз отец привел Мавлета и его младшего брата Адама в спортивный зал когда им исполнилось семь и шесть лет соответственно. Первым соревнованием, в котором Батиров принял участие оказался юношеский турнир в Хасавюрте, где мальчик занял первое место. Мавлету Батирову в то время исполнилось десять лет и весил всего 22 килограмма. Первым его тренером являлся Сайгидпаша Умаханов.

В сборной команде России Батиров оказался с 2003 года. Представлял команду ЦСКА. Личные тренеры: Сайгидпаша Умаханов, Магомед Азизов, Джамболат Тедеев. Вершиной спортивных достижений Мавлата стали две Олимпиады в греческих Афинах и китайском Пекине, где борец сумел в тяжелых схватках завоевать золотые медали.

После Игр в Пекине перенес операцию по удалению желчного пузыря, из-за чего врачи запретили сгонять вес, и Батиров после двухлетней паузы перешел в категорию до 66 кг. На чемпионате России 2010 года в новой весовой категории проиграл уже в квалификации.

В начале июля 2011 года Мавлет выиграл серебро на чемпионате России в категории до 66 кг, уступив только своему младшему брату Адаму. В финале Мавлет за 15 секунд выиграл первый период, затем уступил во втором, а в третьем была ничья 1-1, и Адама признали чемпионом.

В январе 2012 года Мавлет Батиров из-за болезни не смог принять участия в международном турнире памяти Ивана Ярыгина. После этого борец решил завершить спортивную карьеру.

Женат. Воспитывает дочь.

Рост спортсмена: 156 см; вес: 66 кг.

Награды и Спортивные Достижения Мавлета Батирова

Олимпийский чемпион (Афины 2004, Пекин 2008).

Чемпион мира (2007) и бронзовый призер чемпионата мира (2006)

Чемпион Европы (2006) и бронзовый призер чемпионата Европы (2003)

Обладатель золотых (2003, 2004, 2006, 2008) и серебряных медалей (2005, 2007, 2011) на чемпионатах России.

Заслуженный мастер спорта России (2004)

Орден Дружбы (18 февраля 2006) - за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения

Орден Почета (2 августа 2009) - за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине