Олимпийские надежды бурятии.

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук («яркая луна»), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок.Монгольская борьба — это борьба в куртках, и главная цель ее участников — повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки составляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами — монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух барилдах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

Обычно фестиваль Наадам начинается на главной площади Улаанбаатара около 9 часов утра. Затем торжественным маршем участники двигаются к центральному стадиону. Около 11 часов утра на стадионе начинается торжественная церемония открытия. С поздравительным словом выступает Президент страны. По традиции перед началом праздничных мероприятий проводится церемония водружения в центре стадиона государственного белого флага - 9 белых бунчуков, изготовленных из волос 1000 породистых жеребцов. В программе танцы в национальных костюмах, проезд юрты Чингисхана, установленной на громадной повозке по стадиону, джигитовка и многое другое.

БОРЬБА - ДРЕВНИЙ ВИД СПОРТА

Борьба - древний вид спорта. И за многовековую историю она практически не изменилась. Самые крупные состязания по борьбе проходят во время Наадам, когда в них принимают участие 512 борцов. Монгольская борьба имеет ряд особенностей: проигравший выбывает из игры; в монгольской борьбе нет весовых категории, ограничении времени и площади.

По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением "узла счастья" (улзий), национальные сапоги (гутал).

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть как полагается с закрытой грудью. В древние времена собирались со всей степи богатыри померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение. Однажды появился в степи непобедимый борец. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов. Так были повержены все сильнейшие. Как там дело было, уж не помнит никто, но выяснилось, что богатырь этот, вовсе и не богатырь, а женщина! Борьба - это чисто мужское дело. А тут такой позор! Тут умудрённый жизнью старик говорит: "А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в жилетке с открытой грудью, чтоб ни одна женщина в мужские дела не совалась". С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба так пока и остаётся чисто мужским делом.

За многовековую историю монгольская борьба практически не изменилась. Борцы разделяются на левый и правый фланги, во главе которых стоят наиболее титулованные борцы. Каждый борец имеет своего засуула (секундант), которые защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку. По правилам все борцы одеты в специальную форму - облегающие трусы, курточку, монгольские сапоги и шапку.

Сначала на поле выпускаются самые слабые пары, которые сменяются все более сильными и ловкими, последними выступают самые известные борцы. Когда борцы выходят на поле, они воспроизводя полет мифической птицы Гаруды — взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам. Секунданты снимают с борцов шапки. Схватка начинается. Задача каждого борца -схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом борца более высшего звания.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки. С 2002 года состязания по национальной борьбе проходили по новым правилам: теперь ограничено время поединка и каждый тур проходит в рамках указанного времени, введены денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, учитываются дисциплина и уровень подготовки борцов к состязанию. Но самое главное, если раньше титулованные борцы сами называли себе противника, то теперь этим занимается комиссия. На поле, где проходит состязание борцов, устанавливаются три шатра, два для борцов, где они отдыхают и один для судей, наблюдающих за ходом состязаний. После первого тура, судьи разбивают победителей на пары и все повторяется. Напряжение зрителей накаляется к 5 туру, когда победителям присуждаются почетные звания. За пять побед в схватках присваивается титул - "начин"(сокол), за семь побед - "заан" (слон), за победу в девяти турах - если ты имел титул "слон" то присваивают звание "арслан" (лев). Победившему в состязаниях по борьбе во время Наадам более двух раз присуждается высшее и самое почетное звание "аврага" (исполин).

Как правило в состязаниях, которые проходят два дня, принимают участие 512 борцов и к девятому туру остается одна пара. Титулованные борцы в Монголии пользуются большим почетом и любовью в народе и у своих поклонников. Уважение и любовь к борцам издревле сохранилось у монголов и каждый второй монгол является поклонником этого вида спорта.

МОНГОЛЫ ВОШЛИ В ТОП - 5 САМЫХ “БОРЦОВСКИХ” НАРОДОВ

Борьба в Монголии - национальный вид спорта. Борются там и дети, и взрослые, и старики. Развитый в Монголии вид народной борьбы имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не всегда ограничиваются по времени, нет весовых категорий. Этот вид борьбы дает монголам отличную базу для развития в других борцовских дисциплинах, особенно в вольной борьбе и сумо.

Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж) и его брат, борец национальной борьбы Д.Сумьяабазар

68-ой великий чемпион Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж), второй Йокудзана Хакухо тоже монгол (Даваажаргал), третий Харумафудзи - также монгол (Бямбадорж). . Благодаря своим "вольникам", уже на второй Олимпиаде (1978 год, Мехико), в которой принимала участие Монголия, страна вышла на четвертое место в общем зачете по количеству медалей. Местные газеты восторженно писали: "Под поступью сапогов, с загнутыми вверх носами монгольских спортсменов, борцов Великого Чингисхана, проваливается земля Олимпийского стадиона!", писали на сайте russian7.ru.

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук ("яркая луна"), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок. Монгольская борьба - это борьба в куртках, и главная цель ее участников - повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки сосавляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами - монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух баридах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

Как сказал чемпион монгольской национальной борьбы, ему потребовалось 45 лет для создания 3 томов этой книги. Иными словами, книги - результат его жизни и борьбы.

Книги называются “Монгол бөхийн барилдааны ов, мэхийн чуулган судар”-“ Сутра-сборник наследия приемов монгольской национальной борьбы”. В 3 томах описаны 725 приемов монгольской национальной борьбы, которые проиллюстрированы фотографиями, снабжены инструкциями и комментариями. В комментариях можно узнать о каждом движении борца. Каждый прием имеет свое название. Перевести их с монгольского на другой язык очень сложно. Тем не менее, Великий исполин решился перевести свои книги на английский.

Он даже упомянул о высоких навыках и трюках каждого из знаменитых борцов - чемпионов. Например, описал как и какие приемы использовал его бывший вечный соперник, отец йокодзуны Хакухо, Ж.Мөнхбат .

Никто прежде не писал о монгольской национальной борьбе, в том числе о монгольских приемах борьбы. Эти книги -результат огромного труда, кроме описания приемов, содержат и результаты научной работы автора, посвященной исследованию монгольской борьбы.

Таже автор определил прием монгольской национальной борьбы 800- летней давности, упомянутый в “Сокровенном сказании монголов”. Этот прием принадлежит Бури-бөху рода Хатагин, сыну Хутагт Монхора из племени Жүрхэн аймаг. Он боролся с младшим братом Чингисхана Бэлгүтэйем, сыном хатуна Сочигэла, одного из хатунов Есугэя, отца Чингисхана. В «Сокровенном сказании монголов» говорится: “Однажды Чингисхан назначил борьбу Бури-Бөх с Бэлгүтэйем. Бури-Бөх обладал такою силой, что мог повалить Бэлгүтэйя, действуя только одною рукою и одной ногой.”

О жүрхэнцах написано так: "Каждый из мужей искусен, Силой-могучий борец."

Их аварга (Великий исполин-чемпион) Х.Баянмөнх в своей книге подробно описал, как использовать монгольские приемы в дзюдо, вольной борьбе, самбо и других видах борьбы.

Автор решил, что его книги будут продаваться в книжных магазинах, но он, чтобы монгольские дети унаследовали эти драгоценные навыки и историю монгольской национальной борьбы, в первую очередь будет продавать их в средних школах.

Его книги будут бестселлером, это бесспорно. Поэтому он хочет распространить их во всех школах Монголии прежде, чем книги станут дефицитными.

Эта книга станет для детей, мечтающих стать борцами, учителем, наставницей, близким товарищем и другом, как писал русский писатель В.Ф.Боков. А для тех, кто уважает и чтит монгольскую традицию и национальную историю, станет настоящей “сутрой”. С течением времени ценность этих книг будет только увеличиваться.

Хорлоогийн Баянмөнх, при рождении Хорлоогийн Сүхбаатар, родился 22 февраля 1944 года в сомоне Хяргас, Увс, Монголия - монгольский борец вольного и греко-римского стилей, самбист, участник пяти Олимпиад, серебряный призёр Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион Азиатских игр, 14-кратный чемпион Монголии по вольной борьбе, серебряный призёр Азиатских игр по греко-римской борьбе, чемпион мира по самбо, 10-кратный победитель турниров по национальной монгольской борьбе, один из двух обладателей титула “Великий всенародный непобедимый исполин” в национальной монгольской борьбе. Заслуженный мастер спорта Монголии и СССР (1972). Доктор педагогических наук (1994). Герой Труда Монголии. Отец Баянмөнхийна Гантогтоха, участника Олимпийских игр 1996 года, неоднократного призёра чемпионатов Азии по вольной борьбе.

Родился в 1944 году в семье арата-скотовода. В шестилетнем возрасте ему, в связи с подверженностью болезням, сменили имя Сүхбаатар на Баянмөнх.

В 10-летнем возрасте остался без отца. С 12 лет начал принимать участие в местных соревнованиях по национальной борьбе и уже в 16-летнем возрасте смог добиться звания заан (“слон”, за семь побед подряд в ходе турнира). Его заметили, и с 1961 года он стал учиться в университете и заниматься борьбой в Улан-Баторе.

С 1963 года успешно выступал на национальных соревнованиях по борьбе.

На Олимпийских играх 1964 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в среднем весе. В 1973 году на чемпионате мира был только четвёртым. 1974 год оказался насыщенным для борца. Он стал серебряным призёром чемпионата мира и победителем Азиатских игр по вольной борьбе, серебряным призёром Азиатских игр по греко-римской борьбе, и, выступив на чемпионате Мира по самбо в Улан-Баторе, завоевал там золотую медаль. В 1975 году стал бронзовым призёром розыгрыша Кубка мира и чемпионом мира по вольной борьбе, завоевал серебряную медаль на чемпионате мира по самбо. На Олимпийских играх 1976 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в тяжёлом весе и остался на пятом месте.

После окончания международной спортивной карьеры находился на тренерской работе и одновременно выступал на соревнованиях по национальной борьбе вплоть до 1992 года.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему педагогических проблем в монгольской борьбе, её традиций и стиля. Автор автобиографичной книги “Мои победы”. Депутат монгольского парламента (с 2000 года).

Прошедший в минувший уик-энд открытый чемпионат Монголии по вольной борьбе (Mongolia open - 2017) ярко показал, что сразу несколько бурятских борцов достойно выглядят даже на фоне лучших монгольских вольников.

А в Mongolia open - 2017 участвовало целых пять монгольских команд, в которых был собран весь цвет монгольской вольной борьбы. Отметим, что сразу два спортсмена из Бурятии, представлявших на этом турнире Россию (наряду с борцами из Якутии, Красноярска, Новосибирска и Москвы), стали чемпионами Монголии этого года. Это Балдан Цыжипов, выступавший в весовой категории свыше 125 кг, и средневес Евгений Жербаев (свыше 70 кг).

Все монгольские специалисты в принципе согласны с тем, что на сегодня бронзовый призер чемпионата России 2016 года Балдан Цыжипов, который по результатам прошлого года является реально четвертым-пятым по силе российским борцом в этом весе, явно сильнее всех монгольских борцов.

С моим участием в турнирах за Монголию пока ничего не ясно. Сейчас над решением этого вопроса идет работа. У меня самого есть большое желание выступать за Монголию, поскольку это дает хороший шанс на выход на крупные международные соревнования - чемпионаты мира, Азии, Олимпийские игры. И вообще очень нравится Монголия, нравится сюда приезжать, участвовать в соревнованиях, - говорит чемпион Монголии 2017 года Балдан Цыжипов.

Друг по ковру Бориса Будаева

В этом олимпийском цикле до 2020 года среди монгольских борцов супертяжелого веса (свыше 125 кг) пока нет равных Балдану Цыжипову, - сообщил нам вице-президент Федерации вольной борьбы Монголии Буяндэлгэр Болд. - Он мог бы выступать за Монголию, как это делают многие спортсмены, выступающие за другие страны. Федерации вольной борьбы Монголии и Бурятии могут договориться об этом. Но окончательно такие вопросы должны решаться на уровне Министерства спорта Монголии. В этом смысле у Балдана Цыжипова есть хороший шанс. Поскольку у него, насколько я знаю, супруга является гражданкой Монголии.

Сам господин Б. Болд - титулованный спортсмен, чемпион Азии и Монголии, призер чемпионатов мира, заслуженный мастер спорта Монголии, выступавший в одном весе с бурятским чемпионом мира 1989 года Борисом Будаевым. Кстати, первый крупный международный успех прославленного бурятского борца, когда он в 1979 году завоевал звание чемпиона мира среди молодежи, был достигнут не без помощи Болда. Дело в том, что Борис Будаев на том турнире победил Болда, но проиграл по очкам борцу из США. И для того чтобы Будаев стал чемпионом, нужно было, чтобы Болд чисто (на туше или с явным преимуществом) выиграл у американца.

Перед последней схваткой мне было все равно, поскольку я в любом случае занимал второе место на этом чемпионате, - рассказывает Б. Болд. - Но я чисто выиграл у соперника Бори и помог ему! И Боря стал первым среди бурят чемпионом мира по вольной борьбе среди молодежи. А потом, в 1989 году, Борис Дугданович стал уже чемпионом мира среди взрослых! А я не стал, хотя три раза был вторым в мире...

Триумф Жербаева

Интересно, что и сегодня как раз в этом весе (68 - 70 кг) в Бурятии растет еще отличный борец. Это вчерашний юниор 24-летний Евгений Жербаев, который к своему званию бронзового призера чемпионата России 2015 года добавил на днях звание чемпиона Монголии.

Очень нам понравился Евгений Жербаев, который показал достаточно уверенную и зрелищную борьбу, - сказал доктор наук Лубсанзундуйн Ням, мастер спорта международного класса и один из ведущих в Монголии специалистов по физической подготовке борцов-вольников. - Участие бурятских борцов в турнирах за сборную Монголии - хорошая идея. Нужно просто всем нам хорошо договориться и продвигать эту идею в публичном поле, в СМИ.

На Mongolia open - 2017 Евгений Жербаев все свои схватки выиграл досрочно и с явным преимуществом. Не повезло схватиться на этом турнире с набирающим форму Евгением спортсмену из Якутии Алексею Иванову и трем лучшим монгольским борцам в этом весе: Улзиймунху (1/4 финала, счет 0:10), Мандахнарану (полуфинал, счет 7:17) и Сухбату (финал, счет 0:12)!

Кстати, Ганзориг Мандахнаран - это тот самый монгольский борец, который представлял свою страну прошлым летом на Олимпиаде и вокруг которого тогда случился самый крупный скандал на борцовском турнире в Рио. Напомним, для того, чтобы выиграть олимпийскую бронзовую медаль, Мандахнарану не хватило всего четырех секунд.

На последних секундах его поединка за третье место с борцом из Узбекистана Ихтиором Наврузовым счет был равным 7:7, но монгольский борец имел преимущество за счет того, что именно он провел последний оцениваемый судьями прием. За четыре секунды до окончания схватки Мандахнаран начал праздновать победу, но судьи оценили это как уклонение от борьбы и отдали победное очко Наврузову. Именно в тот момент возмущенные действиями судейского корпуса тренеры сборной Монголии стали срывать с себя одежду и обувь и с размаху бросать на борцовский ковер.

Уверен, что если бы тогда в Рио-де-Жанейро за Монголию выступал Евгений Жербаев, монгольским тренерам не пришлось бы демонстрировать зрителям свои обнаженные торсы и, размахивая руками, громко взывать к высшим силам в поисках справедливости. Поскольку Евгений Жербаев в этой ситуации, скорее всего, выиграл бы с преимуществом большим, чем в одно очко!

Пример Базаргуруева

По международным правилам спортсмен может представлять на Олимпиаде какую-либо страну, если он участвовал во внутренних соревнованиях в этой стране или выступал за нее на международных турнирах не менее чем за два года до Олимпийских игр. Таким образом, предстоящий спортивный год (2017 - 2018) будет решающим для наших борцов.

Сегодня борцы с северного Кавказа и из Саха-Якутии выступают за многие страны мира. Есть пример нашего борца Базыра Базаргуруева. Выступая за Кыргызстан, он завоевал олимпийскую бронзу в Пекине, был бронзовым призером чемпионатов мира и Азии. Наша лучница Мирослава Дагбаева тоже участвовала в турнирах за сборную Монголии, прославленный борец, чемпион мира Борис Будаев выступал в конце своей спортивной карьеры за Узбекистан, стал чемпионом Азии. Век спортсмена короток, и почему бы нам не дать нашим спортсменам - вторым, третьим, четвертым номерам в сборной России - возможность участия в международных соревнованиях за другие, дружественные нам страны? - считает бывший министр спорта Бурятии Владислав Бумбошкин.

Сегодня целый ряд спортивных и общественных деятелей из Бурятии провели в Федерации вольной борьбы Монголии и олимпийском комитете соседней страны несколько встреч, на которых рассматривалась перспектива участия бурятских спортсменов в соревнованиях за монгольскую сборную. Напомним, что сегодня гражданство Монголии получить достаточно сложно, поскольку законы этой страны не допускают двойное гражданство для жителей Монголии. И чтобы стать гражданином Монголии, необходимо отказаться от гражданства другой страны.

По словам участников этих встреч, депутата Народного Хурала Бурятии Степана Калмыкова и заслуженного тренера Бурятии, профессора БГУ Кирилла Балдаева (действующий тренер Балдана Цыжипова), их монгольские партнеры на уровне спортивных деятелей все «за» привлечение спортсменов из Бурятии (борцов, лучников, боксеров) в сборную Монголии. И сейчас очередь за политиками.