Игры с игральными костями. Летний спортивный праздник в детском саду «Чудо шарики

Змейка

Все присутствующие образуют цепочку или разбиваются на несколько команд-цепочек. Первый – «голова», последний, соответственно, - «хвост». Включается музыка, и гусеница начинает двигаться вперед. При этом «голова» показывает различные танцевальные движения, как хочет, - машет руками, делает выпады, идет гусиным шагом и т.д. Все остальные должны повторять движения за ней. Когда «голова» устает, она поворачивается к следующему игроку, гладит его по голове и переходит в хвост, после чего все продолжается с новым ведущим и новыми «приколами». Конкурс длится пока звучит музыка.

Скованные одной цепью

Участвуют команды по 3-7 человек. По количеству участников к веревке с интервалом в 1 метр пришиваются шапочки или панамы. Участники надевают их на головы и танцуют под музыку. Проигрывает та команда, у которой раньше с участника слетела шапочка. Руками шапку держать нельзя.

Танцевальный конвейер

Участники делятся на группы по 5-12 человек. По 1-2 минуты звучат несколько мелодий, группы должны, быстро перестраиваясь, танцевать соответствующие движения. Побеждает самый слаженный, быстрый и оригинальный коллектив.

Пуговица

Участвуют несколько команд по 3 человека. Им сообщается, что сейчас они должны будут танцевать, а жюри будет оценивать их, но по каким критериям сообщит позже, так что нужно очень стараться. Как только танец окончен, в каждой команде считается количество пуговиц на верхней одежде участников. Побеждает команда, у которой жюри обнаружит большее количество пуговиц. Как вариант, в этом конкурсе можно попросить команды изобразить танец пуговиц.

Спичечный коробок

Команды с равным количеством участников встают в линии и как только начинает звучать музыка, они должны передавать коробок от спичек надетый на нос от участника к участнику без помощи рук. Выигрывает команда, которая, не уронив коробок, успевает передать его пока звучала музыка.

Несмеяна

Из участников выбирается царевна Несмеяна, затем на сцену приглашаются желающие участвовать в конкурсе. Им нужно своим танцем рассмешить Несмеяну, не прикасаясь к ней.

Танцы по именам

Во время дискотеки ведущий объявляет о том, что сейчас будут танцевать только те, кто услышит свое имя. Например: сейчас танцуют все Саши, а теперь Елены. Можно называть несколько имен одновременно.

Бронзовый олень

Лучше всего этот конкурс проводить в летнем лагере. Из зала приглашаются все мальчики, которые считают себя самыми загорелыми. Из них выбирается победитель и призеры, которым присваивается звание «бронзового оленя». Они исполняют победный танец «северного оленя».

Рекордный вес

В помещении дискотеки устанавливаются весы для взвешивания. Приглашаются желающие участвовать в этом конкурсе пары. В течение всего вечера они могут взвешиваться на весах, и та пара, у которой вес будет больше, чем у всех остальных пар, становится победительницей и награждается «богатырским» призом.

Воздушный танец

Все участники разбиваются на пары. Каждой паре дается 2-3 надутых шарика. В 1 туре танца нужно зажав их телами, танцевать так, чтобы ни один из шариков не упал. Во 2 туре – нужно лопнуть шарики, причем руками, ногами, зубами или острыми предметами повреждать их нельзя.

Парад компаний

Все команды выстраиваются на площадке и по сигналу ведущего начинают под музыку оригинальным образом передвигаться.

Синхронность

Зал условно делится на группы, которым под музыку необходимо выполнять синхронные танцевальные движения.

Самая «Худая» компания»

Необходимо забраться в гимнастический обруч. У какой компании войдет в обруч больше человек, та и победила.

Квадрат – овал – треугольник

Команды танцуют в кругу и по сигналу ведущего перестраиваются в треугольник, затем в квадрат и т.д.

Танцы вдвоем – странные танцы

По два человека от команды (юноша и девушка) танцуют под медленную композицию, причем юноша в течение всего танца держит партнершу на руках.

В мире животных

Участникам необходимо станцевать так, как бы это сделали: слоны, змеи, сороконожки, жирафы и т.д.

Капуста

Один человек из компании становится капустой. Остальные за одну минуту должны украсить его при помощи подручных средств. Побеждает компания, «вырастившая» самый большой качан капусты.

Все ниже и ниже

На определенной высоте (человеческого роста) устанавливается перекладина, под которой должны пройти все участники по очереди, при этом выполняя танцевальные движения. Постепенно перекладина опускается. Игра проводится до тех пор, пока не останется один самый гибкий участник.

Разрастающийся танец

Включите любую музыку и выберите двоих играющих, которые начнут танцевать друг с другом. Затем остановите музыку. Танцоры разделяются, и каждый из них выбирает себе другого партнера или партнершу. Теперь уже 2 пары танцуют, пока не остановится музыка. Затем каждый выбирает себе по новому партнеру, и танцуют 8 человек. Так продолжается до тех пор, покуда не будут танцевать все.

Для данной игры - ледокола вам понадобится четное количество играющих. Если появляется один лишний игрок, то он может запускать и останавливать музыку.

Музыкальные падения

Эти «музыкальные стулья», которые не требуют стульев. Нужна только музыка, которую ведущий либо играет на фортепьяно, либо вместо этого использует диски или кассеты. Он даже может вообще обойтись без музыки и просто хлопать в ладоши. Играющие двигаются в такт с ритмом. Когда ведущий останавливается, все должны сесть на пол. Тот, кто сядет последним, выходит из игры и должен отойти в сторону, к ведущему. Чтобы обезопасить себя от возможных ошибок, садиться на пол надо полностью.

Меняйте тип музыки или ритм, чтобы одна музыка была громкой, другая мягкой, а третья в ритме джаза. Также меняйте продолжительность каждого музыкального фрагмента, чтобы игроки были совершенно не подготовлены к моменту, когда прервется звук. Используйте несколько очень коротких фрагментов. Они сделают игру еще более захватывающей.

Когда останутся всего два игрока, они будут пристально наблюдать друг за другом, и, возможно, вы будете иметь несколько ничьих подряд, поскольку они будут касаться пола одновременно. Если это случится, попросите их закрыть глаза и продолжать двигаться под музыку. Вскоре вы узнаете победителя.

Игры для дискотек

«Змейка».

Все присутствующие образуют цепочку или разбиваются на несколько команд-цепочек. Первый – «голова», последний, соответственно, - «хвост». Включается музыка, и гусеница начинает двигаться вперед. При этом «голова» показывает различные танцевальные движения, как хочет, - машет руками, делает выпады, идет гусиным шагом и т.д. Все остальные должны повторять движения за ней. Когда «голова» устает, она поворачивается к следующему игроку, гладит его по голове и переходит в хвост, после чего все продолжается с новым ведущим и новыми «приколами». Конкурс длится пока звучит музыка.

«Скованные одной цепью».

Участвуют команды по 3-7 человек. По количеству участников к веревке с интервалом в 1 метр пришиваются шапочки или панамы. Участники надевают их на головы и танцуют под музыку. Проигрывает та команда, у которой раньше с участника слетела шапочка. Руками шапку держать нельзя.

«Танцевальный конвейер».

Участники делятся на группы по 5-12 человек. По 1-2 минуты звучат несколько мелодий, группы должны, быстро перестраиваясь, танцевать соответствующие движения. Побеждает самый слаженный, быстрый и оригинальный коллектив.

«Пуговица».

Участвуют несколько команд по 3 человека. Им сообщается, что сейчас они должны будут танцевать, а жюри будет оценивать их, но по каким критериям сообщит позже, так что нужно очень стараться. Как только танец окончен, в каждой команде считается количество пуговиц на верхней одежде участников. Побеждает команда, у которой жюри обнаружит большее количество пуговиц.

Как вариант, в этом конкурсе можно попросить команды изобразить танец пуговиц.

«Спичечный коробок».

Команды с равным количеством участников встают в линии и как только начинает звучать музыка, они должны передавать коробок от спичек надетый на нос от участника к участнику без помощи рук. Выигрывает команда, которая, не уронив коробок, успела передать его пока звучала музыка.

«Несмеяна».

Из участников выбирается царевна Несмеяна, затем на сцену приглашаются желающие участвовать в конкурсе. Им нужно своим танцем рассмешить Несмеяну, не прикасаясь к ней.

«Танцы по именам».

Во время дискотеки ведущий объявляет о том, что сейчас будут танцевать только те, кто услышит свое имя. Например: сейчас танцуют все Саши, а теперь Елены. Можно называть несколько имен одновременно.

«Бронзовый олень».

Лучше всего этот конкурс проводить в летнем лагере. Из зала приглашаются все мальчики, которые считают себя самыми загорелыми. Из них выбирается победитель и призеры, которым присваивается звание «бронзового оленя». Они исполняют победный танец «северного оленя».

«Рекордный вес».

В помещении дискотеки устанавливаются весы для взвешивания. Приглашаются желающие участвовать в этом конкурсе пары. В течение всего вечера они могут взвешиваться на весах, и та пара, у которой вес будет больше, чем у всех остальных пар, становится победительницей и награждается «богатырским» призом.

«Воздушный танец».

Все участники разбиваются на пары. Каждой паре дается 2-3 надутых шарика. В 1 туре танца нужно зажав их телами, танцевать так, чтобы ни один из шариков не упал. Во 2 туре – нужно лопнуть шарики, причем руками, ногами, зубами или острыми предметами повреждать их нельзя.

«Парад компаний».

Все команды выстраиваются на площадке и по сигналу ведущего начинают под музыку оригинальным образом передвигаться.

«Синхронность».

Зал условно делится на группы, которым под музыку необходимо выполнять синхронные танцевальные движения.

«Самая «Худая» компания».

Необходимо забраться в гимнастический обруч. У какой компании войдет в обруч больше человек, та и победила.

«Квадрат – овал – треугольник».

Команды танцуют в кругу и по сигналу ведущего перестраиваются в треугольник, затем в квадрат и т.д.

«Танцы вдвоем – странные танцы».

По два человека от команды (юноша и девушка) танцуют под медленную композицию, причем юноша в течение всего танца держит партнершу на руках.

«В мире животных».

Участникам необходимо станцевать так, как бы это сделали: слоны, змеи, сороконожки, жирафы и т.д.

«Капуста».

Один человек из компании становится капустой. Остальные за одну минуту должны украсить его при помощи подручных средств. Побеждает компания, «вырастившая» самый большой качан капусты.

«Все ниже и ниже».

На определенной высоте (человеческого роста) устанавливается перекладина, под которой должны пройти все участники по очереди, при этом выполняя танцевальные движения. Постепенно перекладина опускается. Игра проводится до тех пор, пока не останется один самый гибкий участник.

«Разрастающийся танец».

Включите любую музыку и выберите двоих играющих, которые начнут танцевать друг с другом. Затем остановите музыку. Танцоры разделяются, и каждый из них выбирает себе другого партнера или партнершу. Теперь уже 2 пары танцуют, пока не остановится музыка. Затем каждый выбирает себе по новому партнеру, и танцуют 8 человек. Так продолжается до тех пор, пока не будут танцевать все.

Для данной игры - ледокола вам понадобится четное количество играющих. Если появляется один лишний игрок, то он может запускать и останавливать музыку.

«Музыкальные падения».

Эти «музыкальные стулья», которые не требуют стульев. Нужна только музыка, которую ведущий либо играет на фортепьяно, либо вместо этого использует диски или кассеты. Он даже может вообще обойтись без музыки и просто хлопать в ладоши. Играющие двигаются в такт с ритмом. Когда ведущий останавливается, все должны сесть на пол. Тот, кто сядет последним, выходит из игры и должен отойти в сторону, к ведущему. Чтобы обезопасить себя от возможных ошибок, садиться на пол надо полностью.

Меняйте тип музыки или ритм, чтобы одна музыка была громкой, другая мягкой, а третья в ритме джаза. Также меняйте продолжительность каждого музыкального фрагмента, чтобы игроки были совершенно не подготовлены к моменту, когда прервется звук. Используйте несколько очень коротких фрагментов. Они сделают игру еще более захватывающей.

Если вы пользуетесь дисками или кассетами, неожиданно измените уровень громкости. Многие игроки сядут при изменении уровня звука, не осознавая, что музыка все еще играет и игра продолжается. Эти игроки тоже выходят из игры.

Когда останутся всего два игрока, они будут пристально наблюдать друг за другом, и, возможно, вы будете иметь несколько ничьих подряд, поскольку они будут касаться пола одновременно. Если это случится, попросите их закрыть глаза и продолжать двигаться под музыку. Вскоре вы узнаете победителя.

Игры и Конкурсы

«Размотало! Замотало!»

Диджей, широко раскинув в стороны руки:
– Размотало!
Диджей, обнимая девушку:
– Замотало!
Диджей, раскинув руки:
– Размотало! Делайте как я!
Диджей, обнимая другую девушку:
– Замотало! Делайте со своей соседкой как я!
– Размотало!
– Замотало!
– Размотало!
– Замотало!...
Темп ускоряется.

«Чтоб он лопнул!»

Диджей раздает парам надутые воздушные шары.
– Пожалуйста, поместите шар между собой и танцуйте так, не давая шару упасть. Прикасаться к шару рукой нельзя! Удерживайте корпусом.
Пары танцуют. Диджей комментирует и награждает пары, наиболее искусные в танце с шарами.

Диджей (в конце танца):
– А теперь внимание! Мужчины, прижмите своих дам к себе так, чтобы шары лопнули!

«Шоколадный танец»

Диджей:
– Объявляется шоколадный танец!..
Медленная музыка, парный танец.
За мгновение до конца музыки и расставания партнеров диджей продолжает:
– …А теперь, кавалеры, пожалуйста, вручите своим дамам по шоколадке!

«Танец в газете»

Наготове несколько газет, в каждой сделан вырез ровно для двух голов.
Пары продевают головы в дырки и так танцуют.
У кого газета не порвётся до конца танца?

Вариант:
Парный танец в газете под быструю музыку.

«Найди свою половину»

Заготовлены карточки, разрезанные на две половины.
Одна половина каждой карточки предназначена для девушек, вторая - для юношей.
Диджей раздаёт половинки соответственно девушкам и парням.
Участники игры отыскивают на танцполе свои вторые половинки.
Спрашивать друг друга разрешается только шёпотом и только на ушко.
Пара, которая воссоединится быстрее всех, становится победителем.
Можно подготовить призы в тему для каждой пары.

На карточках могут быть написаны имена литературных героев:

Гамлет - Офелия

Ромео - Джульетта

Дон Кихот - Дульсинея Тобосская

Д"Артаньян - госпожа Бонасье

Евгений Онегин - Татьяна Ларина

Мастер - Маргарита

Это могут быть герои сказок:

Иван Царевич - Царевна Лягушка

Принц - Золушка

Кай - Герда

Лиса Алиса - Кот Базилио

Пьеро - Мальвина

Киногерои:

Клайд - Бонни

Джо Брэдли - принцесса Анна ("Римские каникулы")

Джеймс Бонд - девушка Бонда

Корбен Даллас - Лилу ("Пятый элемент")

Винсент - Мия ("Криминальное чтиво")

Пары фигуристов:

Пахомова - Горшков

Торвилл - Дин

Грищук - Платов

Бестемьянова -Букин

Линичук - Карпоносов

«Танец встреч и расставаний»

Во время медленного (или быстрого) танца выбирают солиста и солистку.
Как только они оказываются в центре всеобщего внимания, диджей поясняет: «Когда музыка прервётся, а она прервётся – это я вам обещаю – партнёр под ваши аплодисменты попрощается с дамой и пригласит на своё место другого парня – по своему выбору».

Музыка снова звучит.

Пара солирует в центре круга в обновлённом составе.
Но – снова пауза, и на этот раз дама под аплодисменты танцпола благодарит партнёра за танец и приглашает вместо себя другую солистку.
Так в солирующей паре меняются по очереди парни и девушки, однако сохраняется интрига: кто же будет следующим и насколько тепло попрощаются партнёры?

«Танец с цветком»

Диджей ставит на танцпол перед сценой стул. Приглашает сесть на стул какую-либо девушку. Вручает девушке цветок.
Диджей:
- Сейчас зазвучит медленная красивая музыка. К девушке, что сидит в этом бархатном креcле с золотыми кистями и держит в руках благоуханную розу, покрытую алмазными каплями росы, подойдут двое юношей - одновременно подойдут! С одним из них девушка, так и быть, согласится станцевать, цветок же передаст другому, и он займет ее место в кресле.
К юноше, сидящему в кресле, подойдут одновременно двое девушек. Одну из них - только одну! - юноша пригласит танцевать, а другой девушке передаст цветок, и она останется в кресле.

К девушке с цветком в кресле приблизятся двое юношей и - так далее, пока все не будут танцевать!

«Музыка»
Диджей следит, чтобы подходили по двое. Если очередная пара долго не является, он расхваливает девушку или юношу, сидящего (щую) в «кресле», призывает аудиторию «быть смелее».

Когда музыка заканчивается, диджей просит сидящую в кресле оставить цветок себе.

Вместо цветка может быть что угодно: воздушный шарик, игрушка, книжка - они становятся утешительным подарком последнему участнику игры, кого не успели пригласить.

Вариант:
Когда игра началась, диджей вдруг поворачивает «кресло» спинкой к залу, так что сидящий не видит, кто к нему подходит. Подошедшие кладут ладони на плечи сидящего, тот «по касанию» выбирает партнершу (партнера) для танца.

«Сумма пуговиц – 13»

Диджей:
- Призы в конкурсе получает пара, сумма пуговиц в одежде которой - 13!
Медленный танец.

Выходят пары-претенденты.

Идет гласный подсчет пуговиц.

«Поменяй партнера»

Диджей:
- Сейчас музыка на пару мгновений прервется. В паузе вам предлагается поменять партнера! Если музыка вновь звучит, а у вас нет партнера - вы выбываете! Какая пара окажется самой ловкой?
Музыка прерывается несколько раз. Как правило, в конкурсе побеждают сразу несколько пар.

«С метлой не танцуют» - старинная французская игра

Перед танцующим залом появляется диджей с метлой в руках:
- Я тоже хочу танцевать. Но не могу этого делать, потому что моя партнерша - метла - не танцует. Зато я имею право на другое: взять метлу, спуститься в зал (проделывает), подойти к любой паре, отдать метлу молодому человеку, а взамен забрать его девушку и танцевать с ней!
Правда, у молодого человека теперь есть метла! Он в свою очередь может подойти к любой паре, отдать метлу кавалеру и забрать его даму. И так далее.

Эту игру лучше проводить в аудитории, где все друг друга знают.
Вместо метлы может быть посох Деда Мороза, заметная игрушка.

Вариант:
Начинают игру двое, Он и Она (Дед Мороз и Снегурочка, парень и девушка - аниматоры, диджей и его ассистентка). Он, «разбивая» пары, забирает для танца девушку, Она - молодого человека.

Вариант:
Вместо метел используются шляпы, которые надевают на головы «жертв»: «В шляпе не танцуют!»

«Самая несхожая пара»

Под медленную музыку – конкурс "на самую несхожую пару". Он и Она должны отличаться. Ростом. Весом. Цветом волос, глаз и т.д. Вручаются два приза – ей и ему.

«Диско-бол с открытками»

Диджей-аниматор приглашает троих молодых людей.
Вручает каждому по открытке - валентинке.

Просит послать открытки - забросить их как можно дальше.
Парни бросают. Как правило, открытки падают неподалеку.
Победитель в метании открыток получает приз.
Аниматор объявляет, что научит всех правильно метать новогодние открытки. Аккуратно кладет открытку на поднятый вертикально вверх указательный палец. Аккуратно, но сильно бьет свободной рукой по ребру открытки, закручивая ее. Открытка, вращаясь наподобие вертолетного винта, летит далеко.

«Гол!»

Диджей пронзительно свистит в футбольный свисток, сразу собирая все внимание. Напевает мелодию футбольного марша.
Объявляет, что в этом году - году футбольного Чемпиона мира - без футбола никак нельзя, поэтому на танцполе начинается чемпионат области по футболу.

Делит аудиторию на две команды.

Одна команда группируется слева от него, другая - справа.
Диджей, обращаясь к одной из групп:

Как называется ваша команда?
- «Спартак»!
- А ваша?
- «Динамо»! (Могут выкрикнуть любое имя.)
Диджей:
- Правила игры просты. Когда я поднимаю кверху левую руку, ваша команда - «Спартак» (слева) - громко, дружно кричит слово «Гол!»
Когда я поднимаю правую руку, ваша команда - «Динамо» (справа) - кричит слово «Гол!»
Когда я поднимаю вверх обе руки - никто ничего не кричит.
Свисток. Начинается игра. Диджей поднимает вверх то левую, то правую руки, время от времени - обе руки.
Кто-нибудь в командах обязательно кричит невпопад. Это засчитывается как гол команде.
Диджей ведет счет.
Команда-победительница награждается хорошей музыкой.
Оптимальное число «футболистов» в команде 10 – 30 человек. При меньшем числе игроки собраны, ошибаются редко. При большем числе игроков, наоборот, каждый раз кто-нибудь да ошибется - счет предсказуем.

«Танец в тишине»

Диджей:
- Под музыку любой станцует. А вы попробуйте станцевать без музыки, в тишине! Интересно, найдутся такие, кто не собьется с ритма?
Итак, музыка постепенно уходит (диджей микшером убирает громкость), а вы танцуете, музыка уходит, а вы танцуете.
Наконец, танцующие двигаются в полной тишине.
Диджей может приколоться: «Что здесь происходит? Куда я попал?»
Диджей:
- Сейчас музыка вернется. Посмотрим, кто не разошелся с ритмом.
Резко включает громкость. Награждает призом «самого ритмичного».

Танец «без ничего»

Диджей:
- Танцуем… без помощи ног! Только руками! Присядьте на корточки. Танцуйте руками.
- А теперь, сидя на корточках, руками обнимите себя за плечи. Танцуем только головой!
- Теперь голова неподвижна. Танцуем мимикой!
- Танцуем только губами!
- Только языком!
- Только ушами!
- Только глазами!
- Танцуем во весь рост!
Награждает самых изобретательных танцоров «без ничего».

Найди «клад»

Перед началом программы, пока публика еще не собралась, диджей прячет в зале «клад» - бутылку шампанского или игрушку.

В нужный момент вечера приглашает двух «кладоискателей». (Могут участвовать и две команды по несколько человек.)

Диджей:
– В зале спрятан клад - шампанское. Две совершенно одинаковые карты, на которых отмечен клад, - у меня в руках.

– Сейчас я вручу эти карты кладоискателям. Но вначале я их …порву на 8, нет на 32 части (рвет ту и другую карту на равное число частей), помну их (мнет), перемешаю обрывки (мешает, любуется на плоды трудов своих).
Ваша задача - собрать карту из кусочков и найти клад. Вперед, флибустьеры!

Вариант:
Если «клад» спрятан действительно хорошо, вначале можно предложить публике найти его.

Вариант:
Разорвав и скомкав обрывки, один-два из них можно изъять – для усложнения задания.

«Кто хочет конфету?»

Диджей-аниматор:
- Кто хочет конфету?
- Я!
- Иди сюда, держи (дает конфету).
- Кто еще хочет конфету?
- Я! Я! Я!
- Э, нет, эту конфету получит тот, кто победит в конкурсе.
Проводит конкурс.
Эта фишка помогает начать дискотеку, когда народ плохо раскачивается. Вторая конфета достается тому, кто первый начинает танцевать.

«Найди своих»

Аниматор формирует две равновеликие команды.
Ассистенты завязывают детям глаза и «перемешивают» их друг с другом.
Одна команда «хрюкает», другая «мяукает».

Задача: опередив соперников, собраться своей командой в «кучу».

«Цвета»

Можно проводить прямо во время детской дискотеки.

Диджей:
- Коснись жёлтого - раз, два, три!
Каждый игрок как можно быстрее старается взяться за нужного цвета вещь (предмет одежды, часть тела) любого из танцоров. Кто не успел - выбывает из игры. Диджей повторяет команду, уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.


Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и
любознательности.

В. Сухомлинский

Игра – это один из видов деятельности человека. Дидактические игры уточняют знания о предметах и явлениях окружающей жизни. Одна из целей использования игры в обучении развивающая: развитие внимание, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать, развитие творческих способностей, мотивации учебной деятельности.

Технология проведения игры заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игры развивают инициативу и волю ребенка, учат жить и работать в коллективе, считаться с интересами одноклассников, приходить им на выручку, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания.

Применение игровых элементов в обучении способствует рассеиванию ученических страхов, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.

Представленные ниже развивающие игры с игральными костями обладают характерными особенностями:

  • каждая игра представляет собой набор задач, которые решаются с помощью кубиков;
  • игры подаются в разнообразной форме, что знакомит детей с разными способами информации;
  • игры имеют широкий диапазон сложности, это дает возможность использовать их для любого возраста и класса;
  • большинство игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют составлять новые варианты и заданий, и игры.

Таким образом, игры позволяет сразу решать несколько проблем:

  1. развитие творческих способностей в любом возрасте;
  2. создание условий, опережающие развитее способностей;
  3. подниматься каждый раз на новую ступень своих возможностей;
  4. игры, разнообразные по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  5. игры позволяют детям самостоятельно размышлять и принимать решения.

1. Игра “Три кубика”

Бросают три кости, выигрывает тот игрок, у которого сумма выпавших очков равнялась одному из двух чисел, названных им перед началом игры. Например, игрок назвал 7 и 13, и один из его удачных бросков показан на рисунке.

Рисунок 1

2. Игра “Крэпс”

Историческая справка. Игра “крэпс” – одна из популярнейших в Америке. Предшественником ее была старинная английская игра “азар” – игра с двумя костями для двух и более игроков.

Название “азар” происходит от испанского слова “аzаr” - неудачный бросок при игре в кости, неудача. Это испанское слово, в свою очередь, происходит от арабского “azzahr” -кость. Во Франции и в Англии игроки в “азар” использовали слово “крэбс” (“злюка”) для обозначения неудачного броска, после которого на костях в сумме выпадало два или три очка. Постепенно слово трансформировалось и стало звучать как “крэпс”.

В начале XIX века негры, жившие в окрестностях Нью-Орлеана, стали пробовать играть в “азар”. Правила игры упростились, и игра стала называться “крэпс”. “Крэпс” в США еще называют “Крэпшутинг” или “Шутинг Крэпс”.

Правила игры такие. Игрок бросает две кости и подсчитывает сумму выпавших очков. Он сразу же выигрывает, если эта сумма равна 7 или 11, и проигрывает, если она равна 2, 3 или 12. Всякая другая сумма – это его “пойнт”. Если в первый раз выпадает “пойнт”, то игрок бросает кости еще до тех пор, пока он или не выиграет, выбросив свой “пойнт”, или не проиграет, получив сумму очков, равную 7.

Рисунок 2

3. Игра “2 кубика”

Бросают два кубика (рисунок а, б).

Рисунок 3

Белый кубик показывает число выигрышных очков, черный – число проигрышных. Например: В 2 (выигрыш 2 очка) (рисунок в), П 4 (проигрыш 4 очка) (рисунок г). Заполните таблицу 1. Подведите итог игры.

Таблица 1

Рисунок 4

4. Игра “4 кубика”

Вариант 1. В коробке находятся четыре игральных кубика: два белых и два черных. Берут наугад два кубика и бросают. Белый кубик показывает число выигрышных очков, черный – число проигравших. Заполните таблицу 2. Подведите итог игры.

Таблица 2

Рисунок 5

5. Игра “Какова сумма?”

Игра может проводиться на улице. Нарисуем во дворе школы большой прямоугольник, 14?11 клеток. Между 14 детьми распределяем 14 кусков картона, пронумерованных от 1 до 14. Дети ставят свои фишки на линию старта на клетку с соответствующим номером. Если нарисовать достаточно большие клетки, можно расставить в них не фишки, и самих детей. Бросаем две большие игральные кости, красную и синюю. После каждого подбрасывания костей ребенок, номер которого равен сумме очков на выпавших гранях, продвигается на одну клетку к финишу. Выигрывает тот, кто первый достигает финиша.

Вот ситуация после нескольких бросков.

Рисунок 6

Дети играют в эту игру с большим возбуждением. Очень скоро они догадываются, что некоторые из них находятся в более благоприятных условиях, чем другие, и что участники, получившие номера 1, 13, 14, не имеют никакого шанса продвинуться вперед. Можно обсудить вопрос о причинах: обнаруживается, что, имея две кости, невозможно получить в сумме 1 или число, большее 12. Тогда дети решают, что в следующей партии эти числа нужно выбросить.

Предположим, что игра кончается победой номера 10. В следующей партии дети, как правило, хотят получить этот номер. Есть ли у них причина сделать такой выбор? Некоторые после размышления выбирают 6, 7, 8 или 9, но никто не хочет взять 2, 3, 4, 11 или 12. Следующий этап подтверждает их выбор. Перераспределим детей в группы по три, каждой группе дадим красную и синюю кости и таблицу 3.

Таблица 3

Рисунок 7

Детям дают дощечки, пронумерованные от 2 до 12. Каждый выбирает 5 дощечек. Бросают две кости, и те, у кого номер совпадает с суммой точек на гранях костей, ставят дощечку с этим числом на соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто первым выставит свои пять дощечек.

Во время этой игры у детей будет возможность подтвердить то, что они констатировали на предыдущем этапе: сумма 7 выпадает гораздо чаще остальных.

Вот вариант этой игры: каждый ребенок выбирает какое-либо число и после каждого броска тем детям, которые выбрали наиболее близкое к полученной сумме число, вручается фишка. Если таких детей несколько, то все они получают по фишке.

Так, например, если дети выбрали соответственно 6, 7 и 9, у кого из них больше шансов выиграть?

При двух костях имеются:

  • один способ получить 2 или 12;
  • два способа получить 3 или 11;
  • три способа получить 4 или 10;
  • четыре способа получить 5 или 9;
  • пять способов получить 6 или 8;
  • шесть способов получить 7.

Первый выигрывает, если сумма будет 2, 3, 4, 5 или 6, второй – если сумма будет 7 или 8, а третий – если сумма будет 8, 9, 10, 11 или 12. таким образом, вероятность выигрыша для каждого ребенка равны соответственно 15/36, 11/36, 15/36.

6. Игра “Перевертывание кости”

Для игры нужна одна игральная кость. Первый игрок называет любое число от 1 до 6, а второй бросает кость. Затем они по очереди перевертывают кость в любую сторону, но не больше, чем на четверть полного оборота за один раз. К числу очков, названному первым игроком, прибавляется число очков, выпавших на верхней грани после бросания кости и каждого ее поворота. Выигрывает тот из игроков, которому удается при очередном повороте достичь суммы 25 очков или вынудить противника при следующем повороте превзойти 25 очков.

Например, игрок называет 6, а игрок В, подбросив кость, получает 3 очка, после чего сумма становиться равной 9. Затем А повертывает кость вверх грань с 1 очком, сумма становится равной 10 очкам, игрок В повертывает кость вверх гранью с 3 очками (сумма равна 13 очкам). Игрок А повертывает кость вверх гранью с 6 очками (сумма равна 19). Игрок В повертывает кость с 3 очками (сумма равна 22). Игрок А повертывает кость вверх гранью с 1 очком (сумма очков 23). Наконец, игрок В переворачивает кость вверх гранью с 2 очками, достигает суммы 25 очков и выигрывает.

Рисунок 8

7. Игра “Три кости”

Игроки по очереди бросают три кости одновременно. После каждого броска они изымают кость, на которой выпало наибольшее число. Если это число выпало на нескольких костях, то изымают только одну кость. После каждого броска записывается сумма чисел, выпавших на двух остальных костях. Выигрывает тот, у кого сумма окажется наибольшей после 10 бросаний (о количестве бросаний можно договориться заранее).

8. Игра “Пиратские кости”

Во многих старинных морских играх числа и счет играют не последнюю роль. Легенды гласят, что пираты во время отдыха забавлялись игрой в кости, в частности, в покер. Главная цель – заполнить все пункты игровой таблицы 4 и набрать в итоге как можно больше очков. Таблица состоит из 3-х частей и 15-ти пунктов (строк). Чтобы заполнить их, надо сделать 15 ходов. Каждый ход состоит из трех попыток.

Таблица 4

Рисунок 9

Чтобы записать очки в какой-либо пункт таблицы, надо за три попытки выбросить комбинацию из трех костей с равными значениями граней и двух костей с другими равными между собой значениями граней. Строки таблицы можно заполнять в любой последовательности. Каждый пункт таблицы играет один раз.

Правила заполнения таблицы:

  1. В покер играют пятью костями. Игроки ходят по очереди. Когда до вас дойдет ход, встряхните кости в ладонях (или в стаканчике) и бросайте. Это первая попытка. В зависимости от того, какие очки выпали на костях, решайте, какой пункт таблицы выгодно заполнить. Кости с устраивающими вас значениями отложите в сторону, остальные перебросьте (2-я попытка). Из переброшенных костей вновь оставьте необходимые, а остальные перебросьте еще раз (3-я попытка). Имейте в виду, что в ходе попыток можно перебрасывать любые кости, в том числе и отложенные ранее. Полученный после трех попыток результат запишите в таблицу.
  2. Конечно, можно ограничиться одной или двумя попытками. Если вас устраивают значения костей.

    Вы также вправе заполнить любую другую сточку таблицы вместо объявленной ранее, если в результате трех попыток вы поняли, что вам это выгоднее.

  3. Если вам так не повезет, что после трех попыток вы не сможете заполнить ни один из пунктов, то вам придется вычеркнуть любой пункт из второй или третьей части таблицы и в дальнейшем его уже не играть.
  4. Теперь подробнее разберемся с каждой из частей таблицы. Посмотрите внимательно на первую часть . Чтобы сыграть в ней какой-нибудь из пунктов, надо за ход выбросить три кости с одинаковыми значениями граней. Количество очков, выпавших на каждой из костей, должно соответствовать числу, обозначенному в пункте.
  5. Первую часть таблицы нужно заполнить обязательно. Вычеркивать пункты из нее нельзя. Очков здесь почти не зарабатываешь, зато наказание может быть суровым: если за три попытки вместо трех костей с нужными гранями вы выбросили только две, то придется записать в этот пункт таблицы штраф “–10”; если выпала только одна нужная кость, пишите “–20”; если же за ход не удалось выбросить ни одной нужной кости, вы “заработали” штраф “–30” очко.

    Если необходимых костей выпало ровно три, то в пункте, который вы играете, ставиться “крестик” (?), что означает: “пункт сыгран”. Очков при этом вы не заработали, но и штрафа избежали.

    Если же нужных костей выпало на одну или две больше, то в строчку таблицы запишите сумму всех выпавших очков. Правда, при пяти выпавших с необходимыми гранями костях многие игроки предпочитают заполнить пункт “5 р” – покер.

  6. Основное количество очков вы заработаете, играя пункты второй и третьей частей таблицы, в которых записываются суммы выпавших очков.
  7. Чтобы заполнить какой-либо пункт второй части, вы должны в результате хода получить комбинацию из двух, трех и т.д. костей с любыми одинаковыми значениями граней. В пункт записывается их сумма. Например, при игре пункта “3 р” выпали кости с гранью “4”. В пункт записывается 12 очков (4 + 4 + 4). Если же выпали четыре таких кости, то учитываются из них только три необходимых в этом пункте, и результат все равно будет равен 12 очкам. Другой пример: вы играете пункт “2 п” (две пары), у вас выпало “2” и “2”, “6” и “6”. Сложите очки и результат запиши в таблиц (2 + 2 + 6 + 6 = 16).
  8. Если при заполнении любого из пунктов 2-й или 3-й части таблицы (кроме пункта “сумма”) вам повезло и нужные кости выпали с первой попытки, то результат хода умножается на два и записывается в таблицу.
  9. К сумме очков при пяти равных (покер) в любом случае прибавляется 50 очков.
  10. Сумма очков в пункте “малый стрит” равна 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5), а с первой попытки – 30.
  11. Сумма очков в пункте “большой стрит” равна 20 (2 + 3 + 4 + 5 + 6), а с первой попытки – 40.
  12. Сумма в пункте “фул” может быть самой разной. Например: выпало две кости с гранью “4” (4 ? 2 = 8) и три кости с гранью “2” (2 ? 3 = 6). Записывается сумма: 8 + 6 = 14. Если результат получен с первой попытки, сумма удваивается: 14 ? 2 = 28.
  13. В пункте “С” записывается сумма очков, выпавших на всех костях (с любыми значениями граней).

Многие комбинации костей подходят к разным пунктам таблицы. Например, на костях выпало “4”, “4”, “4”. У вас не заполнены ни пункт “3 р”, ни пункт “4” в первой части таблицы. Подумайте, что вам нежнее: расквитаться с коварной первой частью или подзаработать побольше очков. Ведь в пункт “3 р” вы в этом случае можете записать 12 очков, а это не так уж мало (а если очки выпали с первой попытки, то сумма удвоится).

Когда таблица заполнена всеми игроками полностью, каждый складывает свои очки и вычитает из них сумму штрафов. Побеждает тот, кто в итоге набрал наибольшее количество очков.

9. Игра “Тысяча”

Играют пятью игральными костями. Цель каждого игрока ясна из названия – первым набрать 1000 очков. Но это не так-то просто, потому что подсчитываются очки, выпавшие только на зачетных гранях костей:

  • грань “1” – 10 очков;
  • грань “5” – 5 очков;
  • три кости с равными гранями, выпавшие одновременно, – десятки очков. Например, “2”, “2”, “2” – 20 очков, “5”, “5”, “5” – 50 очков и т. п., но “1”, “1”, “1” – это 30 очков;
  • четыре кости с равными гранями, выпавшие одновременно, – сотни очков. Например, “6”, “6”, “6”, “6” – 600 очков и т. п.;
  • все пять костей, выпавшие одномоментно с равными значениями граней (любыми), означают “тысячу”. Выбросивший их счастливчик сразу становится победителем.

Правила игры:

  1. Игроки ходят по очереди. За один ход вы можете сделать не более трех бросков.
  2. После первого броска откладывайте кости с зачетными гранями, остальные перебрасывайте. Из переброшенных вновь откладывайте зачетные кости, остальные перебрасывайте третий раз.
  3. Если на всех выброшенных костях выпали зачетные грани, то их сумма запоминается, и все кости перебрасываются в следующей попытке.
  4. Если вы бросили кости и ни на одной из них не выпало зачетных граней, знайте: фортуна от вас отвернулась – очки, набранные в результате всего данного хода, сгорают. Поэтому, набрав определенное количество очков, вы можете остановиться и завершить свой ход после любой из попыток. Сделайте это вовремя!
  5. Результаты всех бросков (но не более трех) складываются и записываются как результат хода.
  6. Чтобы вступить в игру и сделать первую запись очков, надо за один ход набрать 60 очков или более.
  7. Если вы уже вступили в игру, то количество очков, набранных вами за один ход, может быть любым (см. пункт 1.4.).
  8. В ходе игры вы, как и любой из ваших соперников, три раза можешь попасть в “бочку”, то есть по набранным очкам попасть в определенный промежуток: первая “бочка” – с 300 до 400 очков; вторая “бочка” – с 600 до 700 очков; третья “малая бочка” – с 900 до 960 очков.
  9. Попавший в “бочку” игрок получает право на три хода подряд (по три броска каждый). За это время он должен набрать столько очков, чтобы выйти за пределы “бочки”.
  10. Когда пытаетесь выйти из “бочки”, правило “сгорания” очков не действует.

Например: результат первого броска – 15 очков; результат второго броска – 0 очков; результат третьего броска – 10 очков.

Затем делаются второй и третий ходы. Результаты ходов складываются.

  1. Если за три хода вы не вышли за пределы 400, 700 или 960 очков, у вас остается только 100 очков – остальные сгорают.
  2. Пример выхода из “бочки”. Было 260 очков. Наилучший вариант – если игрок в результате очередного хода наберет 35 очков (260 + 35 = 295) и подойдет к порогу “бочки” максимально близко. Право хода в этом случае переходит к сопернику, а игрок, дождавшись своей очереди, должен за три хода подряд набрать 105 очков (295 + 105 = 400). Если же, имея 260 очков, игрок в результате хода набрал 40 очков (или более), он продолжает ходить, потому что о уже вошел в “бочку”, и для того, чтобы выйти из нее, игроку остается только два хода (по три броска каждый), ведь первым будет считаться тот, в результате которого игрок в “бочку” вошел.
  3. Если вы набрали нужные очки и выкарабкались из “бочки” менее чем за три хода, то записывайте набранные очки, а кости передайте следующему игроку.
  4. Игра окончена, когда один из игроков набирает 1000 очков (без перебора). Если за ход игрок набрал больше очков, чем ему недостает до 1000, то результат хода не учитывается.

Литература

  1. Афанасьев В.В., Суворова М.А. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
  2. Бизам Д., Герцег Я. Игра и логика. 85 логических задач / пер. с венг. Ю.А. Данилова. – М.: Мир, 1975. – 358 с.
  3. Бурау И.Я. Загадки мира цифр. – Донецк: Сталкер, 1997. – 448 с.
  4. Гарднер М. Математические досуги: пер. с англ. / под ред. Я.А. Смородинского. – М.: Мир, 1972. – 496 с.
  5. Гарднер М. Математические новеллы: пер. с англ. / под ред. Я.А. Смородинского. – М.: Мир, 1974. – 456 с.
  6. Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях: элементы теории вероятностей в курсе сред. школы. Пособие для учителя / пер. с фр. А.К. Звонкина. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
  7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80 с.
  8. Минскин Е.М. Пионерская игротека. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 174 с.

Текст и движения повторяются детьми сразу вместе с ведущим; слова должны быть предварительно выучены. Основная задача - как можно громче прокричать последние слова:
Два притопа (по очереди топают ногами),
Два прихлопа (хлопают в ладоши),
Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи).
Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот),
Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу "ножниц" выпрямленные руки перед собой).
Бег на месте, бег на месте (бегут на месте),
Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).
Ну-ка вместе, ну-ка дружно!
Девочки (повторяют только девочки)]
Мальчики (повторяют только мальчики)]

РАЗ МОБИЛЬНИК, ДВА МОБИЛЬНИК

Эта игра - своеобразная пародия на вышеприведенные игры. В то же время это и пародия на некоторые реалии нашей современной жизни: Раз мобильник, два мобильник, Пейджеры, пейджеры. Навороченные тачки, Девочки, девочки. Тут разборки, там разборки, Пальчики, пальчики. Ну-ка дружно, ну-ка вместе! Девочки! Мальчики! Движения игры могут придумывать сами дети.

РАКЕТА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Ведущий произносит реплику, сопровождая ее движением, а зал отвечает, повторяя то же самое движение:
- К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).
- Есть приготовиться!
- Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)
- Есть надеть скафандры!
- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакт! (прикасаетсяуказательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)
- Есть контакт!
- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)
- Есть ключ на старт!
- Включить моторы!
- Есть включить моторы!
- Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)
- Вжик, вжик, вжик.
- Начать отсчет времени! (все вместе считают: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1")
- Пуск!
- Ура! (бурные аплодисменты)

ПАРАМ - ПАРЭРУМ

Игра-кричалка, с помощью которой можно в считанные секунды поднять настроение зала или группы детей. Ведущий проговаривает первую часть слогана, например: "Парам - парэрум", а зал отвечает второй частью слогана: "Хей!" и т. д.:
Парам - парэрум - Хэй!
Парам - парэрум - Хэй!
Парам - парэрум - Хэй! Хэй! Хэй!

О-ОЛЕ!

В эту игру можно играть в кругу, на отрядном месте, в зале и т. п. Ведущий выкрикивает строчку, а зал повторяет:
О-оле!
О-саласа-бимба!
О-кикилис-бамба!
Отен-дотен-битен-били!
Тумба! Политен-били!
О, я бананы ем!
И апельсины ем!
И мандарины ем!
И чай пью!
О-о-о-о!
Ш-ш-ш-ш...

Затем ведущий задает вопрос, на который дети отвечают:
Настроение каково? - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может, вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Молодцы? - Это мы!
Это мы? - Молодцы!

КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ

Проводится таким же способом, как и предыдущая игра, но с другими словами и движениями:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак!

Постепенно слова "колпак", "мой", "треугольный", заменяются на движения:
o "колпак" - правая ладонь подносится к макушке,
o "мой" -*- левая рука подносится к груди,
o "треугольный" - руки изображают треугольник.

ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ

В этой игре по мере повторения из игры исчезают слова "чайничек", "крышечка", "шишечка" и "дырочка":
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки пар идет.
Пар идет из дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка на крышечке,
Крышечка на чайничке.

У ТЕТИ АДОТИ ЧЕТЫРЕ СЫНА

Текст повторяется вместе с залом. Предварительно необходимо выучить слова:

У тети Моти четыре сына,
Четыре сына у тети Моти.
Они не пили, они не ели,
А только пели один куплет - ...

Когда куплет произносится в первый раз, в последней строчке добавляется: "правая рука", затем дети повторяют куплет, непрерывно потряхивая правой рукой. Таким образом, после каждого повтора добавляется по новому движению. В конце получается: "правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова, язык..."

Эту игру можно проводить в кругу. Все участники (вместе с ведущим) хором произносят слова, одновременно показывая движения.

У ДЯДЮШКИ АБРАМА

Правила те же, что и в игре "У тети Моти", но с другими словами:

У дядюшки Абрама сорок сыновей,
Сорок сыновей и сорок дочерей.
Они не пили и не ели,
Все на дядюшку смотрели.
Правая рука...

(К концу игры в движении находятся все части тела)

ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ

Игра является прекрасным средством установить тишину в зале и привлечь внимание детей к тому, что происходит на сцене. Ведущий говорит примерно такие слова: Дорогие ребята! Посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами?! Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала...
Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем).
Две капельки (все хлопают по ладони двумя пальцами).
Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами).
Четыре капельки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами).
Пошел проливной ливень (все хлопают в ладоши).
И посыпался "звездный дождь" (бурные аплодисменты стоя).
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (дождь прекращается).

КУПИЛА БАБУШКА КУРОЧКУ

Текст повторяется вместе с залом. Предварительно необходимо выучить слова. Ведущий произносит их и показывает движения. Все вместе повторяют после каждой строчки слова и движения:

Купила бабушка себе курочку (повторяется два раза; дети изображают курочку на насесте).
Курочка по зернышку: "кудах-тах-тах" (дети показывают руками, как клюет курочка).
Купила бабушка себе уточку (повторяется два раза)
Уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", (дети изображают, как плавает уточка)
Курочка по зернышку: "кудах-тах-тах" (слова сопровождаются теми же движениями).
Купила бабушка себе индюшонка (повторяется два раза).
Индюшонок: "фалды-балды" (на слово "фалды" -рука вправо, на слово "балды" - влево).
Уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе кисоньку.(повторяется два раза)
А кисуня: "мяу-мяу" (дети показывают, как умывается кошка).
Индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка: "гав-гав", (дети поднимают ладошки в стороны на уровне плеч, пальцами показывая как кусается собака)
А кисуня: "мяу-мяу", индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе поросенка.(повторяется два раза)
Поросенок: "хрюки-хрюки" (показывают рукой пятачок поросенка).
Собачонка: "гав-гав", а кисуня: "мяу-мяу", индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах".
Купила бабушка себе коровенку.(повторяется два раза)
Коровенка: "муки-муки" (показывают руками рога у коровы).
Поросенок: "хрюки-хрюки", собачонка: "гав-гав", а кисуня: "мяу-мяу", индюшонок: "фалды-балды", уточка: "тюрюх-тюх-тюх-тюх", курочка по зернышку: "кудах-тах-тах"
и т. д.
Замечания. Возможные дополнительные варианты: лошаденка: "скоки-скоки"; телевизор: "время-факты"; дикторша: "ля-ляля-ля"; динозавр: "кряки-хряки"; экскаватор: "бряки-бряки" и т. д.

Я, ТЫ. ОН, ОНА

Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Зал повторяет и слова, и движения:

В этом зале - все друзья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Обними соседа справа, обними соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!

НА БЕРЕГУ БОЛЬШОЙ РЕКИ

Так начинается речитатив перед песней "Землю обмотали" . Дети повторяют за ведущим каждую строчку, после чего поется песенка:

На берегу большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос
Ой - ой - ей - ей!
Вскричал медведь,
И начал петь.

Начинается первый куплет песни "Землю обмотали" .

ГЛАВА. РАМЕНА, КОЛЕНА. ПАЛЬЦЫ

Текст повторяется вместе с залом, слова должны быть предварительно выучены. Ведущий проговаривает их и показывает движения, все дети вместе повторяют за ним.

Слова повторяются несколько раз подряд, постепенно увеличивая темп. Можно сделать конкурс на самый лучший вариант исполнения или на самый быстрый темп:


Колена, пальцы (обеими руками показать на колени и щелкнуть пальцами).
Колена, пальцы (обеими руками показать на колени и щелкнуть пальцами),
Колена, пальцы (повторить эти движения).
Глава, рамена (обеими руками показать на голову и плечи),
Колена, пальцы (показать на колени и щелкнуть пальцами),
Уши, очи, уста, нос (обеими руками показать па уши, глаза, рот, нос).

ЧИКИ-БУМ

Ведущий произносит первые две строчки, затем вместе с залом проговариваются третья и четвертая строчки. Пятая и шестая строчки снова проговариваются только ведущим. Темп с каждым разом увеличивается:

Чики-бум - крутая песня Повторим ее все вместе!
Чики-бум-чикарака, чикарака-чики-бум
Чикарака-чикарака-чикарака-чики-бум.
Чики-бум - крутая песня, Побыстрей поем мы вместе!

ЖИЛА-БЫЛА БАБКА

Предварительно выученный текст повторяется вместе с залом. Ведущий говорит слова и показывает придуманные им движения, все вместе повторяют за ним. С каждым разом темп ускоряется:

Жила-была бабка У самой речки,
Захотелось бабке Искупаться в речке.
Бабка шустрая была - Купила мочало,
Наша песня хороша - Начинай сначала.

САЛЯМИ

Ведущий говорит слова и показывает движения, которые все повторяют. Постепенно темп увеличивается:


Трам-пам-пам (ладонями похлопать по коленям соседа справа).
Гули-гули-гули-гули (одна рука над головой, другая под подбородком, пальцами щекотать голову и подбородок).
Трам-пам-пам (ладонями похлопать по своим коленям),
Трам-пам-пам (ладонями похлопать по своим коленям),
Трам-пам-пам (ладонями похлопать по коленям соседа слева).

Трам-пам-пам (ладонями похлопать по своим коленям).
Салями, салями (поочередно поднять правую и левую руки вверх).
Гули-гули-гули-гули (повторить).
Трам-пам-пам (ладонями похлопать по своим коленям).

РЕПКА

Ведущий делит всех участников игры на семь команд: первая команда - "Репка", вторая - "Дедка", третья - "Бабка", четвертая - "Внучка", пятая - "Жучка", шестая - "Кошка", седьмая - "Мышка".

Распределив роли, ведущий рассказывает сказку "Репка". Когда он называет кого-то из героев, команда, которую назвали, должна быстро встать и сесть. Задача ведущего - рассказать сказку как можно интереснее и запутаннее.

КОЛОБОК

Игра очень похожа на предыдущую. Ее можно проводить с залом, в кругу, а также на сцене; будет различным только количество игроков.

Когда роли распределены (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, пенек), ведущий начинает рассказывать сказку. По мере того как называются те или иные персонажи, они или встают с мест (если сидят в зале) или делают шаг вперед и кланяются (если находятся на сцене или в кругу). Не повезло только "колобку" - он должен на каждое слово "колобок" поворачиваться вокруг своей оси (он ведь абсолютно круглый)!

СЕМЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Между ведущим и залом происходит следующий диалог:

  • - Сколько дней в неделе?
  • - Семь!
  • - Перечислите!
  • - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
  • - Назовите рабочие дни недели!
  • - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
  • - А теперь выходные дни недели!
  • - Суббота, воскресенье.

Затем ведущий перечисляет дни недели, а зал должен хлопать только тогда, когда называются рабочие дни. Постепенно темп игры увеличивается.

Замечания. Следует учесть, что внимание ослабевает по мере ускорения темпа.

РЫБАЛКА

Левая рука ведущего изображает море (держится на уровне груди, согнутая в локте), правая рука - рыбку, которая, плавая в море, периодически выпрыгивает, а зал "ловит" ее хлопками - хлопок, как только "рыбка" появилась над поверхностью моря. Темп зависит от частоты появления "рыбки". Когда "рыбка" плавает "под водой" (ниже уровня руки), зал молчит. Как только она показывается на поверхности воды (выше уровня руки) или выпрыгивает "из воды", зал хлопает. Если "рыбка" задержалась в воздухе, то раздаются аплодисменты.

ИППОДРОМ

Ведущий: "Представим, что мы все на ипподроме. Вы будете левой трибуной (левая половина), а вы - правой (правая половина). Ну-ка, проверим, как вы умеете свистеть. Хорошо! Ваша задача - изображать бег лошадей в соответствии с моей командой".

Каждому слову соответствуют свои движения:

Лошадей выводят на старт (цок-цок-цок).
Приготовились! На старт! Внимание! Марш!
Лошади побежали! (топают ногами).
Зашумели болельщики левой трибуны (свистит левая половина зала).
А теперь правой трибуны (свистит правая половина зала).
Барьер! (хлопокруками).
Лошади бегут быстрее! (топают ногами сильнее).
Еще барьер! (хлопокруками).
Лошади бегут по мостовой (топают ногами).
Барьер! (хлопокруками). Бегут дальше (топают ногами).
По щебенке, по мостовой. Затяжной барьер! (несколько быстрых хлопков руками).
Вот уже виден финиш!
Зашумела правая трибуна, левая, теперь обе засвистели! Финиш!

ГОЛ - ШТАНГА - МИМО

Зал делится на две команды: команда правой и команда левой руки. Одна команда кричит "Гол!", когда ведущий показывает правой рукой в ее направлении. Другая команда кричит "Штанга!", когда ведущий показывает левой рукой в ее направлении. Все кричат "Мимо!", когда ведущий показывает двумя руками на обе команды.

Замечания. Можно обмануть команды (проверить их бдительность и внимание) показывая, например, правой рукой не в ту сторону, в которой сидит нужная команда.

ПЕТЬКИ И ВАСЬКИ

Зал делится на две группы - "Петьки" и "Васьки".

Ведущий говорит: На маленькой полянке стоит красивый дом, А в домике красивом живет веселый гном. Гном, гном! Как тебя зовут?

Если показывает на "Петек", они говорят: У меня штаны в горошек, Я пришел сюда из сказки, Потому что я - хороший!

Если показывает на "Васек", они говорят: У меня рубашка в клетку, Я пришел сюда из сказки И принес конфетку!

Замечания. Ведущий показывает на группы в произвольном порядке, может показать на них одновременно.

НЬЮКАВТЭНЕДЖЭ
(поход тинейджеров в лес)

Игра проводится после того, как ведущие выучили с ребятами слова и движения.

Произнося слово "Ныокавтэнейдже", ведущие и дети делают движения, как будто высматривают что-то в траве (прикладывая раскрытую ладонь чуть выше глаз).
На слова "Ва-у!" - вытягивают руки вперед и вниз, немного их раскрывая (как при встрече с кем-либо).
На слова "О-о!" - поднимают руки вверх, также немного их раскрывая (воздавая хвалу).
На слова "Много сыроежек, земляники, ананасов..." - указательным пальцем показывают на ребят, сидящих в зале.
На слова "А как же так?" - пожимают плечами. "А все потому, что..." - поучительно поднимают указательный палец вверх.



Много сыроежек, много сыроежек, много сыроежек, Ва-у!
Много сыроежек, много сыроежек, много сыроежек, соберем ВЕДРО!


Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ва-у!
Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, О-о!
Много земляники, много земляники, много земляники, Ва-у!
Много земляники, много земляники, много земляники, соберем ВЕДРО!
Долго удивлялись, долго удивлялись, долго удивлялись МЫ!
Долго удивлялись, долго удивлялись, долго удивлялись, А как же так?! А все потому, что...
Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ва-у!
Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Ньюкавтэнеджэ, Зю!
Много ананасов, много ананасов, много ананасов, Ва-у!
Много ананасов, много ананасов, много ананасов, соберем ВЕДРО!
Долго удивлялись, долго удивлялись, долго удивлялись МЫ!
Долго удивлялись, долго удивлялись, долго удивлялись, А как же так?! А все потому, что...
Да потому, что у нас ананасы в лесу не растут!!!

ШКОЛА АПЛОДИСМЕНТОВ

Игра проводится с залом перед началом какой-либо программы. Ведущий программы объявляет детям о том, что все они зачисляются в школу аплодисментов.

Ведущий: Эта школа не совсем обычная, потому что в ней всего пять классов и обучение в ней проходит довольно быстро. Но зато после ее окончания все ребята могут совершенно квалифицированно дарить свои аплодисменты всем, кто выступает на сцене. Но для начала давайте я объясню вам нехитрые правила поведения в нашей школе. Во-первых, в нашей школе категорически запрещено свистеть во время и после выступления артистов. Во-вторых, в нашей школе запрещено топать ногами во время и после выступления артистов. И, наконец, в-третьих, в нашей школе категорически запрещено проявлять неуважение ко всем, кто выступает на сцене и сидит в нашем зале.

Итак, первый класс школы аплодисментов - это умеренные аплодисменты. Они непродолжительные, без особого шума. Давайте попробуем. Молодцы! Поздравляю вас с окончанием первого класса.

Второй класс школы аплодисментов - бурные аплодисменты. Они шумные и продолжительные. Давайте отрепетируем. Молодцы, справились с заданием!

Третий класс школы аплодисментов - бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Продемонстрируйте их, пожалуйста. Изумительно, какие способные ученики! Поздравляю вас с окончанием третьего класса нашей школы. Переходим в четвертый.

Четвертый класс школы аплодисментов - это бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками "Браво!" и "Бис!". Они достаточно сложные, но выполнимые, давайте попробуем! Как хорошо вы справились с трудным заданием! И вы достойны того, чтобы перейти в выпускной класс!

Пятый класс школы аплодисментов - это бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками "Браво!" и "Бис!", сопровождаемые всеобщим вставанием и ликованием. Какие вы молодцы, что прошли все пять классов нашей школы.

А теперь - самое время устроить выпускные экзамены. Итак, я называю класс, а вы аплодируете в соответствии с ним.

Далее можно повторить все упражнения от первого класса к пятому, в разброс, от пятого к первому. Можно устроить экзамен каждому отряду или выборочно и т. д. А по окончании "экзамена" необходимо обязательно похвалить всех детей и начать программу с бурных продолжительных аплодисментов, переходящих в овации с криками "Браво!" и "Бис!" со всеобщим вставанием и ликованием.