Архитекторы олимпийской деревни в сочи. Компании, строившие объекты для Олимпиады в Сочи, разорились

Рынки недвижимости городов, где пройдет или уже прошла Олимпиада, имеют тенденцию переживать ценовой бум: как например было и с недвижимостью в Лондоне, который принимал Олимпийские игры в 2012 году, которая подорожала на 40 %. Олимпийские стройки в Сочи для компаний же, чьи интересы так или иначе были связаны с ними, хотя и были довольны выбором МОК, но решали множество серьезных проблем.

«Наша компания готова взять второй и третий проекты только благодаря Олимпиаде, поскольку это обеспечит гарантированный спрос на построенные объекты», – слова заместителя генерального директора по региональным проектам MR Group Виктор Микитей. Другие же опрошенные девелоперы отмечали, что на начальном этапе многие занимали выжидательную позицию, так как существовали ряд моментов, тормозящих развитие заявленных проектов, и среди них отсутствие утвержденного Генплана развития города. «Был неизвестен план строительства олимпийских объектов, а значит, непонятно, какие земельные участки покупать. Ведь там, где будут строить что-то для Олимпиады, объект может попасть под снос», – объяснял генеральный директор Century 21 Sun Realty Яна Бердникова.

И действительно, через несколько недель после того, как Сочи был назван городом проведения Олимпиады-2014, представитель департамента по архитектуре и строительству Краснодарского края Владимир Василенко заявил о начале инвентаризации всех строений в районе большой олимпийской стройки, заверив, что незаконно возведенные объекты будут снесены.

Старый сочинский генплан был принят в 1967 году и рассчитан на 25–30 лет, новый же, которого ждали девелоперы, только разрабатывался. Еще одна неприятность, которая не заставила себя ждать, – это запрет сочинских властей на приватизацию новых земельных участков. С 2008 года земля в Сочи, как и в Москве, предоставляется в долгосрочную аренду сроком на 49 лет.

Когда столичные девелоперы задумывались о расширении своего бизнеса в регионах, в первую очередь им на ум пришел именно Сочи. Не отставали от них и коллеги из других российских городов. Многих манил в этот город-курорт оживившийся спрос со стороны богатых москвичей на квартиры и коттеджи на Черноморском берегу. Играла свою роль и любовь к Сочи Владимира Путина: здесь располагается летняя резиденция Президента России, где он не только отдыхает, но и часто проводит встречи с главами иностранных государств. Теперь город-курорт и вовсе превратился в тему номер один. Основными игроками на сочинском рынке жилой недвижимости были представлены финансовой компанией «Грас», компанией MR Group, «Декра», «Новая Площадь» и «СТ Групп Регион». Как отмечают эксперты, большинство девелоперов, выходивших на рынок Сочи, в первую очередь обращали внимание на сегмент элитного жилья, а также жилья эконом-класса, коммерческая же недвижимость была аутсайдером. Исключением стал лишь гостиничный сектор, активным развитием которого с 2001 года занимается компания «ЮМАКО». Компания получила два крупных проекта на Красной Поляне: комплекс апартаментов «Катерина Альпик» (полностью готов к эксплуатации) и круглогодичный курортный комплекс «Катерина Резиденс», строительство которого начнется в этом году. Также заслуживает внимание развитие бывшей гостиницы “Интурист”, построенной в 1930-е гг. архитектором А.В. Самойловым и включение ее в часть респектабельного .

Основными покупателями строящегося жилья на Черноморском побережье, так или иначе, остаются москвичи. Именно на них ориентируются девелоперы. Основным спросом в Сочи пользуются Центральный и Хостинский районы, что прежде всего связано с их престижностью и более развитой инфраструктурой, а также с лучшей транспортной доступностью в сравнении с другими районами города. Еще до объявления решения МОК в Сочи как одном из наиболее инвестиционно привлекательных городов Краснодарского края интересные и дешевые площадки под застройку стали исчезать. Тогда цены на площадки под строительство многоквартирных домов на вторичном рынке начинались от $ 20 тыс. за сотку и доходили до $ 100 тыс. После этого цены существенно выросли. «Сейчас основная проблема рынка недвижимости в Сочи – несовпадение видения цены на землю у инвесторов и собственников земельных участков. Порой совершенно неинтересный участок, но на Красной Поляне, продают по $ 150–200 тыс. за сотку, и при этом площадь участка может быть 1 га и владелец может быть не готов его делить и продавать по частям», – возмущается Яна Бердникова.

ВСЕ ДЛЯ СПОРТА

Федеральная целевая программа «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» была утверждена Постановлением РФ от 8 июня 2006 г. № 357. Именно этот документ и определил, какие проекты должны быть реализованы, чтобы город с успехом мог принять Олимпиаду. Согласно Федеральной целевой программе, в подготовку Сочи к Олимпиаде-2014 планировалось вложить около 313,9 млрд руб. (около $ 12 млрд). Для сравнения: Олимпийские игры в Афинах обошлись Греции в $ 11,5 млрд, хотя изначально анонсировались более скромные инвестиции – всего $ 6 млрд. Интересно, что примерно в то же время, когда сочинские власти объявили своем намерении поучаствовать в олимпийской гонке, об участии в масштабной стройке Сочи заговорили и крупные инвесторы. Из них выделялись три: «Газпром» -туристический комплекс в устье реки Лаура и лыжный комплекс на хребте Псехако (), холдинг «Интеррос», который развивал горнолыжный курорт «Роза Хутор» с горнолыжным и гостиничным комплексами и сноуборд-парком (15 тыс. мест). Согласно планам, озвученным главой холдинга Владимиром Потаниным, «Интерррос» вложил в олимпийские стройки в Сочи ни много ни мало $ 1,5 млрд. «Базовый элемент» Олега Дерипаски не просто строил основную Олимпийскую деревню на более чем 3 тыс. мест, но и реализовал проект реконструкции сочинского аэропорта. Но это уже совсем другая история.

ВСЕ ФОТО

Крупнейшие кубанские компании, строившие дороги в Сочи перед проведением Олимпиады , обанкротились, пишет газета "Ведомости" . Первыми в этом списке оказались краснодарская КДБ и "Тоннельный отряд - 44".

КДБ обанкротилась в июле, в феврале - (Сочи), который строил в том числе Курортного проспекта.

Затем пришла очередь "Тоннельдорстроя". 29 сентября Краснодарский арбитраж рассмотрел заявление о банкротстве компании и сразу постановил вести конкурсное производство.

Согласно акту, к моменту банкротства долги "Тоннельдорстроя" составляли 3,7 млрд рублей, в том числе по подтвержденным судебным решениям - 1,9 млрд рублей, имущество и дебиторская задолженность компании оценивались всего в 1,8 млрд рублей.

В реестре "Тоннельного отряда - 44" указаны 15 кредиторов с требованиями на 4 млрд рублей. Крупнейшим кредитором компании является ВТБ, на который приходится 3,6 млрд рублей долга.

Реестр кредиторов КДБ и "Тоннельдорстроя" суды еще не успели сформировать.

Вал банкротств

Напомним, что в апреле о банкротстве заявлял один из крупнейших российских господрядчиков - омская строительная компания НПО "Мостовик" , возводившая в Сочи большую ледовую арену на 12 тысяч мест для хоккея с шайбой, санно-бобслейную трассу и ряд крупных объектов транспортной инфраструктуры города. Компания также была одним из крупнейших подрядчиков при подготовке к саммиту стран АТЭС - 2012 во Владивостоке.

Крупные кредиторы "Мостовика" подали иски о возмещении на сумму более 25 млрд рублей, в том числе "Сбербанк" - на сумму порядка 18,8 млрд рублей, "Альфа-банк" и "Газпромбанк" - по 3,4 млрд рублей. Еще 2,3 млрд рублей требует с НПО "Ханты-Мансийский банк". Рассмотрение иска в суде стартовало накануне, 16 октября. Ранее банк уже отсудил у компании 317 млн рублей, сообщает Kvnews.ru .

В марте 2014 года о ликвидации объявил еще один из крупных российских генподрядчиков - корпорация . Она занималась строительством к Олимпиаде 14 объектов, в том числе автодороги между курортами "Альпика-Сервис" и "Роза Хутор", Главного олимпийского медиацентра, гидротехнических комплексов в порту Сочи и в устье Мзымты и др.

Основным владельцем компании является бывший министр строительства России Ефим Басин. В феврале 2014 года он получил медаль "За строительство транспортных объектов", сообщал сайт Минтранса. А спустя всего месяц было объявлено о ликвидации "Инжтрансстроя". Как отмечал сайт "РБК" , свои проблемы Басин связывал с олимпийскими заказами в Сочи.

В апреле эксперты прогнозировали, что крах трех компаний - это только начало. Вал новых банкротств еще впереди, говорил один из сочинских подрядчиков, чье мнение приводилось в другой статье "Ведомостей".

Компаниям отказали возмещать убытки

Крах компаний их руководители объясняли недочетами в проектной документации, следовало из текста статьи. Дело в том, что экспертиза олимпийских проектов происходила едва ли не в авральном порядке, поэтому стоимость строительства радикально отличалась от первоначальной.

Так, НПО "Мостовик", выиграв право на проектирование и строительство санно-бобслейной трассы за 3 млрд рублей, пыталось согласовать с федеральными властями увеличение сметы до 12 млрд рублей из-за необходимости потратиться на решение проблемы с оползнями. Но власти согласились заплатить лишь 7 млрд рублей.

Кроме того, заказчики легко меняли проекты. Например, на автомобильной дороге от Красной Поляны к горной олимпийской деревне, строительством которой занимался "Инжтрансстрой", появились два тоннеля, которые не предусматривались ранее.

Руководители компаний были уверены, что если они докажут заказчику, что проект обошелся дороже контрактной цены, то ущерб им возместят, поясняют эксперты. Однако с 2005 года действует твердая договорная цена, и чиновник не пойдет на увеличение стоимости уже заключенного контракта, пояснял "Ведомостям" человек, близкий к основному инвестору олимпийских объектов "Олимпстрою".

В результате "серьезных разногласий" с заказчиками о стоимости объектов "Инжтрансстрой" не смог продолжать строительную деятельность, а его руководство было вынуждено объявить о ликвидации, передавало агентство РИА "Новости" со ссылкой на заявление, опубликованное на сайте самой корпорации.

Решение не компенсировать подрядчикам убытки принимал вице-премьер Дмитрий Козак. Подрядчики приходили к Козаку и жаловались, что проект подорожал из-за ошибок в документации, "но Козак полностью отметал их претензии или соглашался лишь с частью", рассказывал "Ведомостям" некий федеральный чиновник.

Напомним, что изначально стоимость Олимпиады в Сочи была оценена в 12 млрд долларов . На момент подачи заявки в МОК в 2007 году она равнялась уже 314 млрд рублей, в том числе 195 - из госбюджета, сообщала газета "РБК daily" . В 2013 году стоимость подготовки к Олимпиаде оценивалась в 1,5 трлн рублей. Таким образом, Игры в Сочи стали самыми дорогими в истории. По данным "Ведомостей", 98% средств было направлено на строительство.

По обвинению в растрате бюджетных средств был арестован руководитель "Тоннельного отряда 44" Леван Гоглидзе. Как отмечает "Кубанский репортер", делом Гоглидзе занялись после увольнения и последующего бегства бывшего вице-президента ОКР Ахмеда Билалова , с которым, как утверждают следователи, тот был близок.

Летом 2012 года два уголовных дела были возбуждены в отношении руководства "Мостовика". Как передает ТАСС, по данным правоохранительных органов, компания завышала стоимость работ в ходе строительства спортивных объектов, в частности санно-бобслейной трассы для госкорпорации "Олимпстрой".

Кроме того, в августе этого года уголовное дело завели на гендиректора "Мостовика" - депутата законодательного собрания Омской области от партии "Единая Россия" Олега Шишова. Как писала газета "Коммерсант" , его подозревают в хищении свыше 525 млн рублей при строительстве окружной дороги в Омске, включенной в план мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия города.

Общий кризис

Другие строители отделались проще - для них участие в Олимпиаде обернулось всего лишь снижением прибыли. Так, чистая прибыль "Мостотреста" Аркадия Ротенберга в 2013 году уменьшилась на 45% до 2,3 млрд рублей при росте выручки на 24% до 116,7 млрд рублей, говорилось в сообщении на сайте компании. Потери от строительства олимпийских объектов в Сочи в 2013 году "Мостотрест" оценил в 2,5–3 млрд рублей, передавало агентство ТАСС со ссылкой на гендиректора компании Владимира Власова.

"Трансстрой" Олега Дерипаски потерял больше. Как отмечал "Коммерсант", из-за участия в олимпийской стройке прибыль компании в 2013 году сократилась на 87% по сравнению с 2012 годом. Снижение прибыли в компании объяснили тем, что фактические затраты на строительство превысили сметную стоимость.

Между тем эксперты отмечали, что проблемы не только в Сочи. Строительная отрасль России переживает тяжелейший в истории кризис, писали "Ведомости". Неприятности есть и у других компаний, строящих на бюджетные деньги. Некогда крупнейший в столице подрядчик по инфраструктурному строительству - "Мосинжстрой" - начал ликвидацию. На грани банкротства его конкурент - НПО "Космос", практически прекратило деятельность ОАО "Горнопроходческих работ N1" (ГПР-1). Падает прибыль у "Мостотреста", АРКС, "Ингеокома" и "Трансстроя", жаловались журналистам в апреле близкие к компаниям источники. Так что дело не в Олимпиаде, она лишь выявила недостатки системы.

Хроники строительства объектов Олимпиады «Сочи-2014»

Олимпийский парк -- один из самых главных объектов XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, общей площадью более 200 га, расположен на побережье Чёрного моря в Имеретинской низменности. Впервые в истории зимних олимпийских игр создавался Олимпийский парк и на сегодняшний день суммарная площадь олимпийских объектов самая большая в мире. Одновременно в парке могут находиться около 75 тыс. посетителей. Он объединяет все спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры.

Все олимпийские объекты по месту расположения стоит разделить на входящие в состав Прибрежного и Горного кластеров.

Рисунок 3 - Прибрежный кластер олимпийских объектов Сочи-2014


Рисунок 4 - Горный кластер олимпийских объектов Сочи-2014

Расстояние между Прибрежным и Горным кластером -- всего 48 километров, добраться от одного объекта до другого можно будет по новой железной дороге всего за 30 минут.

Власти Сочи выделили также и Городской кластер, где центральное место в подготовке Сочи к проведению Игр заняла модернизация транспортной инфраструктуры. Отстраивались новые коттеджные поселки для жителей вынужденных переселиться из домов в районе строительства, проводилась модернизация - водоснабжения, канализации и электропитания. Демонтированы старые и запущены новые очистные сооружения. Окрасилась городская набережная, и расширился морской порт. Расширилось здание городской больницы, уже принят в эксплуатацию новый хирургический комплекс.

К Олимпиаде-2014 года в Сочи были возведены 235 объектов, из которых всего 11 -- новые спортивные сооружения олимпийского уровня, возводимые буквально с нуля, остальные -- объекты инфраструктуры, в частности 100 гостиниц и отелей, 5 ТЭС, строительство которых было направлено на развитие города, как климатического, морского и горнолыжного курорта. Отчет Оргкомитета Сочи-2014 об экологической стратегии.. - 2014 - 129с. Стр. 82

Подготовка к Олимпиаде непосредственно самого города Сочи включала в себя строительство автодорожного моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца, обустройство автомобильной транспортной развязки «Адлерское кольцо», капитальный ремонт некоторых нуждавшихся в реконструкции жилых зданий, поликлиники и больницы, строительство двухуровневых транспортных развязок на восьми наиболее загруженных сочинских перекрестках.

Как видим, в Городском кластере особое внимание было уделено строительству именно дорог и ремонту зданий, после введения в эксплуатацию основных строящихся развязок и магистралей курорта - пропускная способность дорожной сети Сочи увеличилась в 2,7 раза.

Прибрежный кластер

Главным, наиболее значимым объектом Прибрежного кластера стал Центральный Олимпийский парк, который объединил парковую зону, все спортивные объекты кластера и объекты инфраструктуры.

Впервые в истории Зимних Олимпийских игр все ледовые арены, на которых прошли соревнования, расположились в шаговой доступности друг от друга. Олимпийский парк Сочи рассчитан на 75 тысяч посетителей. В состав этого крупного комплекса состязательных объектов вошли:

2007-2013 года - сроки строительства Олимпийского Стадиона «Фишт».

Рисунок 5 - Олимпийский Стадион «Фишт»

Вместимость этого значимого сооружения -- 40 тысяч человек. Именно здесь прошли церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, главной особенностью здания стала полупрозрачная кровля, которая придала ему образ снежной вершины, в честь которой стадион и получил свое название. Фишт -- на адыгейском языке означает «Белая голова» или «Седоглавый», эта вершина, хорошо заметная всем зрителям стадиона, поднимается на высоту 2857 метров над уровнем моря и является одной из самых популярных в России. Сверкающая снежная шапка послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. С трибун можно любоваться Чёрным морем и панорамой Кавказских гор.

2009-2012 года - сроки строительства Ледового дворца «Большой»

Рисунок 6 - Ледовый дворец «Большой»

В Ледовом дворце были проведены хоккейные матчи Еврохоккейтура. Дворец имеет колоссальную высоту (49 м), его плавные очертания и серебристый цвет купола придают сооружению сходство с огромной замерзшей каплей. Благодаря диодным световым приборам, вмонтированным в крышу дворца, она способна светиться любыми цветами и передавать изображения. Внутри дворца, поделённого на две площадки -- игровую и тренировочную, есть кольцевая дорога, по которой автобусы доставляли хоккеистов прямо к раздевалкам их команд. На арене установлено новейшее звуковое оборудование -- более 30 микрофонов, которые записывали и транслировали живой звук, что позволило телезрителям погрузиться в атмосферу спортивного азарта, царящую на стадионе. Большая ледовая арена рассчитана на 12 тысяч посетителей.

2009-2012 года - строительство Дворца Зимнего Спорта «Айсберг»

Рисунок 7 - Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»

Снаружи здание дворца, имеющее криволинейные очертания, покрыто мозаично уложенными разноцветными панелями, внутри этот приём использован в оформлении зрительских мест, которые также разноцветны -- бирюзовые, синие, белые. Дворец «Айсберг» не только является нарядной ареной, он также функционален: современные технологии позволяют быстро намораживать необходимое количество льда и переоборудовать арену в кратчайшие сроки, в зависимости от проводимых соревнований -- шорт-трек или фигурное катание. Зимний дворец рассчитан на 12 тысяч зрителей.

2010-2012 года - сроки строительства конькобежного Центра «Адлер - Арена»

Рисунок 8 - Конькобежный Центр «Адлер - Арена»

Овальный стадион, в котором были проведены соревнования по конькобежному спорту, рассчитан на 8 тысяч посетителей. В оформлении комплекса преобладают оранжевый, жёлтый и белый цвета. В частности, в этих цветах выполнен интерьер комплекса и зрительские места.

2010-2013 года - сроки строительства Ледовая Арена «Шайба»

Рисунок - 9 Ледовая Арена «Шайба»

«Шайба» имеет скруглённые очертания, снаружи декорирована белыми и синими панелями, расположенными на диагональных полосах. Полосы опоясывают всё здание, создавая впечатление стремительного круговорота, спортивного вихря, в который попадают спортсмены во время хоккейных состязаний. Название арены также выбрано неслучайно: «Шайбу!» -- это традиционный клич российских болельщиков, которым они поддерживают команды. Малая, рассчитанная на 7 тысяч человек деловая арена олимпийских состязаний объект сборно-разборного типа.

2010-2012 года - сроки строительство Центр керлинга «Ледяной куб»

Рисунок 10 - Центр керлинга «Ледяной куб»

Наружное убранство комплекса лаконично: вся поверхность здания покрыта зеркальными панелями. Это еще один сборно-разборный объект Олимпиады с возможностью переноса на другое место после завершения соревнований. Рассчитан на 3 тысячи человек и отличается простым, сдержанным дизайном.

Красная поляна расположена в 40 км от побережья Черного моря, на высоте 650 метров над уровнем моря. Курорт со всех сторон окружён величественными горными вершинами. С севера скалистая гряда Ачишхо, с южной стороны высится мощный массив четырёхглавой Аибги. Горы Чугуш, Ассара, Дзитаку, Псеашхо - с востока, и с северо-востока. На северном склоне хребта Аибга в 7 км от посёлка расположен горнолыжный комплекс. Канатно-кресельная дорога, состоящая из четырёх очередей, поднимет на высоту 2230 метров. Это красивейшее место, от которого захватывает дух.

Горный кластер состоит из четырех частей - "Горная карусель", "Альпика-Сервис", "Роза-Хутор", горно-туристический центр "Газпром".

Комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура»

Комплекс состоит из 2 отдельных стадионов, имеющих зоны старта и финиша, 2 отдельных систем трасс для биатлона и лыжных гонок, стрельбища, а также зон для подготовки к соревнованиям. Общая протяжённость трасс 15 км. Стрельбище биатлонного стадиона построено с учётом местной розы ветров, мишени защищены от ветра. «Лаура» рассчитана на прием 9,6 тысяч зрителей, находится в 10 километрах от Красной Поляны. После завершения Олимпийских игр «Лаура» продолжит функционировать как лыжный комплекс международного значения.

2008-2010 года - сроки строительства горнолыжного Центра «Роза Хутор»

Рисунок 11 - Горнолыжный Центр «Роза Хутор»

Горнолыжный центр «Роза Хутор» расположен на хребте Аибга, в Кавказских горах. Этот центр является комплексом трасс международного уровня. После Олимпийских игр стал частью престижного горнолыжного курорта. Комплекс рассчитан на 8 тыс. сидячих и 10 тыс. стоячих зрительских мест. В состав комплекса также входит основная горная олимпийская деревня, в которой жили спортсмены-горнолыжники, сноубордисты, бобслеисты и другие.

2008-2012 года - строительство комплекса для прыжков с трамплина «Русские Горки»

Рисунок 12 - Комплекс для прыжков с трамплина «Русские Горки»

Комплекс трамплинов расположен на стыке двух горных хребтов. Это уникальное расположение защищает прыгунов от порывов бокового ветра. Он состоит из современных олимпийских трамплинов К-95 и К-125 и является местом проведения соревнований по прыжкам с трамплина и лыжному двоеборью. Комплекс, рассчитанный на 9,6 тысяч человек, после окончания Олимпиады стал Национальным тренировочным центром для лыжников.

2008-2012 года - строительство Центра санного спорта «Санки»

Рисунок 13 - Центр Санного Спорта «Санки»

Санно-бобслейная трасса расположилась на горнолыжном курорте «Альпика-Сервис» с финишной зоной на территории урочища «Ржаная Поляна». Уникальной чертой трассы являются три контр уклона, чего нет ни на одной другой трассе в мире. Передовые технологии подготовки льда обеспечивают точный и постоянный контроль над температурой трассы. «Санки» -- полноценная трасса, которая позволяет проводить тренировки почти круглый год. Этот комплекс может принять до 9 тысяч человек.

2010-2012 года - строительство Сноуборд-парк и Фристайл-центр «Экстрим»

Данный объект расположен к западу от плато “Роза хутор “. Он включает Сноуборд-парк на 15 тыс. зрителей и Фристайл-центр на 14 тыс. зрителей. В нём расположены олимпийские трассы для лыжной акробатики, могула, ски-кросса, хафпайпа, слоупстайла, сноуборд-кросса.

2009-2012 года - строительство Олимпийской деревни

Кроме того, в Сочи были построены и две Олимпийские деревни -- основная, готовая принять 3 тысячи гостей и горная, рассчитанная на 2,6 тысяч жителей. Жилой массив включает около 50 зданий различной этажности, 16 из которых предназначены для параолимпийцев. Строительство олимпийских объектов сопровождается также и бурным развитием строительной сферы в Сочи в целом. Был отстроен новый медиацентр, он находится в непосредственной близости Олимпийского парка рядом со спортивными объектами прибрежного кластера. Неподалёку от медиацентра расположена железнодорожная станция «Медиацентр», а также дороги, ведущие к аэропорту, горному кластеру, гостиничному комплексу и центру Сочи. После проведения Игр медиацентр стал использоваться как торгово-развлекательный центр.

Транспортная инфраструктура была построена в период с 2009-2013 года.

В Сочи в преддверии Олимпийских игр введен в эксплуатацию ряд дорожно-транспортных объектов. Среди них и канатные дороги, благодаря которым будет осуществлена доставка зрителей в места проведения соревнований. От железнодорожной станции «Красная Поляна» на отметке 550 м до Приюта №2 на отметке 1646 м построена уникальная канатная дорога. На сегодняшний день это самая длинная в мире «канатка» с кольцевым движением, её длина составляет 5369,7 метров, вместимость кабин -- до 30 человек, пропускная способность -- 3 тысячи человек в час в каждом направлении. Крупный пересадочный узел обеспечит доступ туристов и участников Олимпиады на хребты «Аибга» и «Псехако». Предусмотрено новой схемой и то, что основным городским средством передвижения станет железнодорожный транспорт. По железной дороге в Сочи курсируют современные электропоезда. Автобусы и маршрутки довозят пассажиров до остановочных пунктов, где можно будет пересесть на поезд и уже на нем добраться до нужного места. Пассажиры могут добраться из центра Сочи в аэропорт, как в Москве, на «Аэроэкспрессе», минуя пробки.

Всего же РЖД вела строительство шести объектов в Сочи в рамках подготовки к Играм 2014 года. Создавались грузовые дворы, строились двупутные вставки для усиления железной дороги на участке Туапсе -- Сочи, создавались пассажирские терминалы в Сочи, Дагомысе, Мацесте и Хосте, строился спальный корпус в санатории «Мыс Видный».

Главный проект РЖД -- создание совмещенной авто- и железной дороги «Адлер -- Альпика-Сервис» (период строительства: 2009-2012 гг.). Новая дорога протяженностью 48 километров соединяет Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Она связывает шесть спортивных арен на берегу Чёрного моря и пять центров горного кластера. Дорога проходит сквозь горные массивы через 12 тоннелей. Самый короткий тоннель на трассе -- 141 м, самый длинный -- более 4000 м. На новой трассе возвели около 50 мостов, среди них первый на юге России вантовый автомобильный мост. Максимальный пассажиропоток на железной дороге составляет 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге -- 11,5 тысяч. Поездка до конечной станции в горах занимает около получаса,12 комфортабельных поездов, развивая скорость до 160 км/ч, доставляет пассажиров в край, еще не потерявший ускользающий Олимпийский аромат.

В Сочи были построены в 2010-2012 гг.: сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA на 100 пользовательских групп (ёмкостью 10 тыс. абонентов) , 700 км волоконно-оптических линий передачи вдоль автомобильных дорог на участках Анапа -- Джубга -- Сочи с ответвлением Джубга -- Краснодар, инфраструктура цифрового телерадиовещания, включая радиотелевизионную передающую станцию (здание и башню) с покрытием территории от Грушевой Поляны до Сочи и Анапы. В проект также входил создание инфокоммуникационного центра вещания на зарубежные страны через три спутника связи в стандарте HDTV.

Международный аэропорт (2008-2010 гг)

Международный аэропорт Сочи первым встречает гостей курортного города Сочи. После модернизации пропускная способность аэродрома увеличена в два раза -- с 12 до 24 взлётов и посадок в час.

Во время Олимпийских игр аэропорт принимал 3 800, что полностью соответствует требованиям МОК. Взлетная полоса была увеличена на 300 м, её длина была доведена до 2500 м при ширине 49 м. В Геленджике, Минеральных Водах и Краснодаре к 2010 году были построены резервные аэродромы. Новый аэровокзал называют самым «зелёным» в России. Часть электроэнергии в аэропорту вырабатывают солнечные батареи. Аэропорт Сочи -- единственный в Росси, аэровокзал с внутренним двориком и вечнозелёными насаждениями.

Строительство Большой ледовой арены в Олимпийском парке на черноморском курорте. Парк сможет вместить около 75 тысяч посетителей, все ледовые арены будут находиться в пределах пешей досягаемости друг от друга. В Сочи пройдет зимняя Олимпиада 2014 года, открытие которой запланировано на 7 февраля 2014 года.

Охранники проходят по обломкам разрушенных зданий. Фотография сделана в Имеретинской долине, Сочи, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 году.

на строительство Олимпийского парка в Сочи 18 мая 2012 года.

Завершено строительство «Айсберга», в котором пройдут соревнования по шорт-треку и фигурному катанию во время зимней Олимпиады 2014. Фото сделано 7 декабря 2012 года в Сочи.

Люди ловят рыбу с сочинского берега недалеко от места строительства Олимпийской деревни в Имеретинской долине. Фото сделано 22 ноября 2012 года.

Строительство конькобежного центра «Olympic Oval», в котором будут проходить соревнования по скоростному бегу на коньках во время зимних Олимпийский игр и паралимпиады в Сочи. По окончании олимпиады 2014 года, стадион будет использован в качестве торгового и выставочного центра.

Большой ледовый дворец в стадии строительства в Олимпийском парке.

Местные жители работают в огороде недалеко от строящегося Олимпийского парка в Имеретинской долине, где на 2014 год запланированы зимние Олимпийские игры.

Строительство железнодорожной линии, которая свяжет прибрежные олимпийские центры и площадку в горах. Фото сделано 9 декабря 2012 года в Сочи, Россия.

Горнолыжный курорт в стадии строительства.

Река, протекающая через городок, где остановятся участники зимней сочинской Олимпиады 2014.

Строительство горнолыжных трамплинов (Ski Jump), которые будут использоваться для соревнований по прыжкам во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Сноубордист проходит мимо рекламного плаката, висящего возле строящегося горнолыжного курорта на Красной Поляне, в 40 километрах от города Сочи. Во время Олимпиады 2014 здесь будет находиться олимпийская деревня.

Российский спортсмен парит над строительной площадкой, расположенной на Красной Поляне (поселок городского типа в Адлерском районе Сочи), 7 декабря 2012 года. Фото сделано в преддверии зимних Олимпийских игр, открытие которых запланировано на 2014 год.

Комфортабельные кабинки, при помощи которых можно будет подняться на хребет Аибга. Фото сделано на горнолыжном курорте, где полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде 2014.

Разрушенный дом семьи Хлыстовых в черноморском городе Сочи, 19 сентября 2012 года. Рабочие таким образом расчистили путь для прокладки канализационных труб в Олимпийскую деревню.

Татьяна обнимает убитую горем мать после того, как ее дом разрушили. Хлыстов и его 33-летний сын-в-законе, Максим, попытались заблокировать бульдозерам дорогу, но безрезультатно. Дома в сочинском поселке Мирный снесены, чтобы освободить место для строительства Олимпийского парка.

Жилые дома и другие объекты спортивного комплекса. Строительство, по мнению организаторов, должно быть завершено к августу 2013 года.

Рабочие на крыше Большой ледовой арены, которая находится на стадии строительства в преддверии Олимпиады 2014 в Сочи.

Вид на Адлеровскую Арену, где будут проходить соревнования по конькобежному спорту во время зимних олимпийских игр.

Строительство одного из стадионов в Олимпийском парке, 2 декабря 2012 года.

Журналистка на трибунах строящейся Большой ледовой арены, находящейся в Имеретинской долине.

Частично завершен интерьер хоккейной арены, которую строят специально для зимней Олимпиады 2014 в Сочи. Стадион рассчитан на семь тысяч зрителей. Также здесь планируется провести паралимпийские игры.

Мужчина начищает пол конькобежной Адлеровской арены.

Внешний вид Арены «Шайба», 6 ноября 2012 года.

Строительство спортивных объектов в Олимпийском парке. Церемония открытия зимней Олимпиады в Сочи запланирована на 7 февраля 2014 года.

Продолжаем знакомить с отчётами архитекторов, посетивших . Статья была опубликована в журнале «Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015», издаваемом «Российская академия архитектуры и строительных наук» (РААСН).

А.В. Анисимов,
главный редактор журнала «Academia. Архитектура и строительство»,
доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН

Сочинская зимняя Олимпиада ушла в историю. Оказалось, что игры на льду и снежных склонах можно проводить и в субтропической зоне. И это особая поэзия – море, горы, снег, лед и солнце. Пальмы, кипарисы и высокогорная флора. Я думаю, что это была гениальная выдумка .

Теперь, когда улеглись предолимпийские и олимпийские страсти, когда остались позади опасения за своевременное окончание строительства необходимых объектов, появилось время для спокойного и, в меру способностей, объективного рассмотрения того, что осталось от этого мероприятия людям и городу. Каково же архитектурное наследство прошедшего события? Я думаю, не только для Сочи и Адлера, но, может быть, и для всей страны.

Хочется напомнить, что сочинская Олимпиада проходила все-таки не в городе Сочи, а в 30 км от него в Олимпийском парке за Адлером и в 70 км в горах за Красной Поляной в районе Роза Хутор. Именно это обеспечило и климатический комфорт, и транспортные удобства без перегрузки и без задушенного автомобилями города Сочи.

Прежде всего не может не восхищать огромный масштаб проделанных работ по освоению диких и полудиких горных и равнинных участков большого, около 100 км длиной, района, гигантское количество новых зданий и сооружений, возведенных с использованием сложнейшей современной технологии. Поражает своевременная реализация самых затратных проектов – строительство дорог, энергоснабжение, коммунальные сети, природоохранные мероприятия.

Самое сильное впечатление производят транспортные объекты: новые дороги, связавшие горные районы с побережьем, мосты, железнодорожные пути и вокзалы, многоуровневые развязки, транспортные тоннели. Всего проектировалось около 370 км новых автодорог, более 100 мостов общей протяженностью почти 30 км, 50 мостовых железнодорожных сооружений и свыше 40 объектов инженерной инфраструктуры . Всего этого еще пять лет назад не было, и далеко не все верили, что все это будет.

Горный район за Красной Поляной, ставший крупнейшим центром горнолыжного спорта, теперь связан с побережьем двумя шоссе и новой железной дорогой. Пожалуй, трудно назвать в стране ещё один город, где бы за последнее время было построено столько многоуровневых транспортных развязок. Удивляет только одно – при сделанных затратах под этими дорожными кольцами в ряде мест всё же сохранились пересечения потоков машин. Построена целая серия замечательных вокзалов. После мучительно долгой паузы, наконец, завершено строительство нового аэровокзала в Адлере, начатое более 15 лет назад (технология института «Аэропроект»). Его эффектные фасады и очаровательные благоустроенные дворики (произведения архитекторов Ольги и Олега Козинских), куда я не смог войти (двери заперты), украшают воздушные ворота на черноморский юг.


Положительные эмоции вызывают и . является крупнейшим железнодорожным терминалом в стране.

В ноябре 2010 года восточнее существующего. Мощная конструктивная петля, выходящая на главный фасад, энергично выпрямлется и превращается в длинный навес над путями иплатформами. Все подчинено оптимальной технологической схеме. Внизу – главный вестибюль вокзала, а зал ожидания для пассажиров 150х50 м расположен на высоте 10 м над путями. Проект разработан архитектурной группой под руководством А. П. Даниленко (НПО « ») в сотрудничествес архитектурным бюро GMP (Берлин). Вокзал имеет две части:морскую и городскую. На кровле автостоянки вокзала установлены солнечные коллекторы, за счет которых осуществляетсятеплоснабжение. Новый вокзал станции принимает 3–5 тыс.пассажиров в час в обычном режиме эксплуатации и до 20 тыс. принял в день открытия Олимпийских игр. 28 октября 2013 года в присутствии Президента России В.В.Путина и главы Международного олимпийского комитета Т.Баха . Его комплекс объединяет в единую сеть все виды сообщения: воздушное, морское, автомобильное и собственно железнодорожное .

В Олимпийском парке при Имеретинском комплексе построен специальный вокзал для спорткомплекса по проекту петербургского архитектора Никиты Явейна – потомственного зодчего железнодорожных построек. Это сооружение чуть в стороне от главных крытых стадионов радует своим благоустройством и особенно мощным водным каскадом на подходе к нему.

Все главные спортивные сооружения сосредоточены в двух комплексах, отстоящих друг от друга на 48 км, – горном кластере, расположенном выше Красной Поляны на склонах близлежащих хребтов Аибга и Псехако, и прибрежном кластере в Имеретинской долине.

– небольшой поселок вместе с соседними поселениями ( , где в конце XIX века осели эстонские переселенцы, Роза Хутор и др.) – превратилась в оживленный туристический центр с многоэтажными гостиницами, кафе, ресторанами и т.д. Над ним в горах были построены: комплекс трамплинов, совмещенный лыжно-биатлонный комплекс «Лаура», санно-бобслейная трасса, сноуборд- парк, фристайл-центр, а также горнолыжныйцентр «Роза Хутор». Все это образовалось практически на горной целине с выходом на долину реки Мзымта. Были построены зрительские трибуны и оборудованы подъезды и стоянки автомобилей. Руководить созданием горнолыжного проекта пригласили Гира Олсена из Норвегии – с 2009 года генерального директора и основателя консалтинговой компании «Norwegian Snow Consulting AS» в Лиллехаммере. Он стал ответственным за подготовку олимпийских трасс в Сочи. Прежде отвечал за подготовку олимпийских горнолыжных трасс в своем Лиллехаммере и в Солт-Лейк-Сити (США) .

В то время как в долине строился новый город, на склонах создавались горнолыжные трассы по проекту всемирно известного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Бернарда Руси (Швейцария). По его словам, проблема дизайна трасс связана с тем, что предлагает горный ландшафт.

«Моя цель, – заявил он, – найти и выстроить наиболее привлекательную трассу, где решающую роль будет играть именно мастерствоспортсмена, а не снаряжение. Я стараюсь сбалансировать скорость и техническое мастерство. Однако дизайн – это только 50% стоимости конечного продукта, в остальном качество трассы для спуска определяется подготовкой снега и, конечно, условиями в день гонки» .

Горнолыжный курорт «Роза Хутор» находится в красивом горном регионе с большими пиками и обширными лесами на высоте от 500 до 2500 м. Близость к Черному морю и географическая широта Ниццы гарантируют зимой обильные снегопады.

В долине реки построена медиадеревня – городок, напоминающий европейские курорты вроде Карловых Вар с нарочито эклектической архитектурой без всякого намека на оригинальность. Здесь можно увидеть и уютные европейские домики XIX века, и фахверковые, немного нелепые стены, и альпийские хижины, и многоэтажные композиции до наглости безграмотной классической архитектуры. Безграмотность, похоже, демонстрируется сознательно, чтобы обратили на неё внимание. Это пляшущие по многоэтажному фасаду якобы классические портики (по слухам, произведение известного художника-архитектора М. Филиппова или его партнеров).

Правда, в одном месте параллельно дорогам представлена затейливая декоративная композиция на тему построек разных районов нашей огромной страны – Сибири, Урала, Русского Севера, аркады и галереи торговых рядов и гостиных дворов Костромы, Ярославля, Санкт-Петербурга и, похоже (но не очень), Москвы. Идея не новая, на уровне ВСХВ, ВДНХ и т.д. Но при отсутствии больших идей в современной архитектуре это палочка-выручалочка. Но и не это главное.

Если подняться немного в горы, то на месте стыка двух горных хребтов, неподалеку от поселка Эсто-Садок, в ложбине, защищенной от боковых ветров (что важно для соревнований), можно увидеть высокий комплекс для прыжков с трамплина, наивно названного «Русские горки». Трамплины, построенные на северном склоне (чтобы не так быстро таяли) горного массива Аибга, прекрасно вписаны в окружающий пейзаж вместе с трибунами на 7,5 тыс. зрителей. Несмотря на некоторую незаконченность в архитектурных деталях, объект производит впечатление очень серьезно и хорошо продуманного сооружения. Два суперсовременных трамплина – большой (К-125) и малый (К-95) – успешно прошли международную аттестацию. Еще три тренировочных трамплина предназначены для обучения начинающих спортсменов. Любопытно, что трамплины работают круглогодично. Мы наблюдали, как в начале мая, при полном отсутствии снега и льда, по специальному покрытию большого трамплина успешно прыгали и катились по моченному пластмассовому покрытию настоящие спортсмены. Снежная зимой нижняя равнина летом превращается в футбольное поле. За ним – корпус с тремя этажами комментаторских кабин, значительно выше над местом отрыва от трамплина висит в воздухе на металлических раскосах кабина для главных судей. Большие стоянки и удобный серпантин предусмотрены для всех уровней этого сооружения .

По другой дороге можно подняться к санно-бобслейной трассе в урочище Ржаная Поляна на склоне того же хребта Аибга. Это, безусловно, выдающееся произведение архитектуры производит огромное впечатление даже в летнее время. Трасса в 1814 м прихотливо змеёй извивается по защищенному от прямых солнечных лучей северному склону хребта. Особенно ценно, что она повторяет рельеф местности и безукоризненно вписана в лесной ландшафт Кавказских гор на абсолютных отметках от 840 до 670 м над уровнем моря. Комплекс предназначен для спортивных соревнований по бобслею, скелетону и санному спорту. Этот сложный объект состоит из целого ряда удачно скомпонованных построек: зданий старта для мужчин и для женщин, здания финиша, аммиачной станции холодоснабжения, пожарного депо, здания единого центра управления, контрольно-пропускных пунктов, подземных и надземных переходов для зрителей, трансформаторных подстанций, насосных, резервуаров воды и т.д. Технологически наиболее сложная часть – это искусственно охлаждаемый желоб с регулируемым контуром, конструктивная модель которого в натуральную величину выставлена на территории для просвещения зрителей и участников. Вдоль трассы располагаются несколько площадок для зрителей и трибуны. Внутри финишной петли устроена основная зрительская зона таким образом, чтобы оттуда был возможен максимально комфортный обзор двух последних виражей и финишного участка . Вместимость зрителей – до 9 тыс. человек. Здесь возможно проведение соревнований любого международного уровня. По мнению специалистов, сегодня в мире насчитывается не более полутора десятков подобных сооружений. К тому же этот комплекс отличается высоким архитектурным качеством. Для основных крупных его элементов выбрана эффектная конструкция гнутых клееных деревянных рам со светопрозрачным заполнением. Их изгибы, многократно повторенные, как бы вторят формам горных вершин и растворяются в пересеченном ландшафте.

Совершенно замечательно выглядят эти конструкции изнутри сооружений, создавая определенный ритм, созвучный с этим видом спорта. В отдельных местах деревянные конструкции напоминают гигантские хоккейные клюшки. Тёплая охристая поверхность дерева безукоризненно сочетается с видными сквозь конструкции заснеженными склонами и вершинами Кавказа. По официальным данным, авторами проекта этого замечательного сооружения являются сотрудники ООО «НПО Мостовик» А.А.Князев (руководитель мастерской), А.И.Певнев (ГАП), А.А.Устинов (ГИП), А.А.Виноградов (ГИП), архитекторы В.А.Данилова (Фимина), Ф.А.Скокан, И.Г.Ивлева, М.Н.Комарова, Д.Е.Травников, Т.В.Зозуленко, Е.Н.Евстигнеева, И.О.Бабич, С.В.Дорофеев, И.В.Плевин .

Горный кластер двумя шоссейными дорогами и железной дорогой соединён с прибрежным кластером в Имеретинской долине.

Застройка этой территории основными, крытыми олимпийскими сооружениями наиболее сложна, интересна, в чём-то спорна и, несмотря на все технические трудности, реализована. Олимпийский парк расположен между долинами рек Мзымта и Псоу. Основная часть территории была заболочена, её уровень находился несколько ниже поверхности Чёрного моря , что раньше требовало постоянной откачки воды.

Для заявочной книги американское архитектурное бюро НОК Sport (теперь Populоus), давно и профессионально обслуживающее Олимпиады, подготовило эскиз генерального плана олимпийского парка. Основная его идея была очень проста – все крытые стадионы разместить по кругу, а в центре сделать площадь. По мнению многих отечественных специалистов, этот план имел ряд недостатков: размещение объектов по кругу выглядело случайным и полностью игнорировало близость моря , не принималось во внимание наличие особо охраняемой территории исторических поселений, старообрядческого кладбища, не учитывалась и сложнейшая гидрогеология района. Несмотря на организованный Союзом архитекторов России специальный семинар-конкурс в Суханове, на котором были выдвинуты альтернативные предложения по размещению арен иным способом (например, вдоль берега моря или по дуге, обращённой к морю), основная идея HOK Sport была сохранена, доработана и реализована.

В результате на колоссальной территории Олимпийского парка (более 200 га) были построены действительно по кругу шесть основных спортивных залов и несколько объектов, обеспечивающих работу спортивных сооружений. Затем эта территория была засорена утилитарными и техническими объектами , точками общественного питания, временными складами, туалетами, щитовыми и т.п., появились киоски и палатки, необходимость которых почему-то не была учтена генеральным планом. После Олимпиады количество всего этого значительно уменьшилось, но появились заборы, ограждающие реконструируемые части комплекса. Цельность композиции участка была нарушена внедрением туда тематического парка с аттракционами для семейного отдыха и устройством нешуточной трассы для «Формулы-1». Это нужно, это работает, но, к сожалению, не было предусмотрено в изначальном генеральном плане.

Вообще к генеральному плану здесь можно предъявить много претензий. Концептуальный круг совершенно не читается. Первое впечатление, что все залы разбросаны по огромной территории как попало. Разные формы мощных покрытий и огромные размеры самих сооружений с разной геометрией, нечеловеческие расстояния между ними создают ощущение планировочного хаоса , усугубляющегося из-за отсутствия зелени и серьёзного благоустройства. Возникает желание пользоваться для осмотра каким-нибудь транспортом. Слишком удалены от главной площади стоянки и железнодорожный вокзал, который не имеет никакой визуальной связи с комплексом, а ось его замечательной лестницы с водяным каскадом направлена, по сути дела, в пустоту. Ошибка в масштабе – самая тяжёлая ошибка для градостроителя. В результате огромные расстояния между объектами принижают значимость самих объектов и притупляют ориентацию посетителя. В центре площади, скорее пустыря, стоит символ Олимпиады – высокое устройство для олимпийского огня с бассейном и фонтаном, напоминающее мемориал. При достаточных размерах оно могло бы объединить всю эту сложную композицию как некая вертикальная доминанта.

Но «мемориал» этот катастрофически мал и для такой площади, и для таких дворцов спорта («и для этого вальса, и для этой гитары»). Говорят, что в процессе стройки было слишком много изменений в градостроительной документации. Постоянно добавлялись новые, в том числе крупные, объекты. Каждый нарушал общую первоначальную градостроительную композицию. Ничего необычного – такова жизнь авральных объектов.

Несмотря на начавшуюся реконструкцию главного стадиона, где происходили открытие и закрытие Олимпиады, объект этот производит самое серьёзное впечатление. Он и поставлен очень удачно – своей осью с мощной расщелиной направлен прямо на берег Черного моря, от которого его отделяют только небольшая стоянка, шоссе и пляж с подпорной стенкой. Зрители олимпийского стадиона « » могут видеть и снежные горные вершины, и морские волны, и «лукоморье» изогнутого берега. Через некоторое время он превратится в полноценный футбольный стадион и Сочинский район примет ещё одно мероприятие.

Впечатляют мощная архитектура стадиона с грандиозными металлическими фермами, накрывшими зрительские трибуны, и изысканная серебристая поверхность изогнутого покрытия с прозрачным поликарбонатом. Но не всё понятно с авторством этого произведения, как, впрочем, и всех других олимпийских объектов. И тут я полностью согласен с Григорием Ревзиным, написавшим в Интернете:

«Вы не знаете имён архитекторов, построивших олимпийский город, не видели их на открытии и закрытии (и я не видел – их не приглашали), не читали интервью с ними – так, будто их и не было вовсе. Для оценки архитектуры сочинской Олимпиады это принципиальный факт, потому что в других странах так не делают. Мы знаем архитекторов Олимпиад в Лондоне, Афинах, Пекине – их очень активно пропагандировали, делали выставки, печатали интервью, показывали фильмы. У нас как будто не было таких людей. Это то, что резко отличает нашу прекрасную Олимпиаду от не нашей…» .

Кто-то из сочинских архитекторов сказал, что первый проект «Фишта» был сделан какими-то архитекторами из Южной Африки. Где-то не очень чётко упоминаются наши архитекторы, закончившие объект, упоминается и какой-то английский архитектор… Тайна, небрежность или жульничество?

Своим размером обращает на себя внимание Большая ледовая арена на 12 тыс. зрителей. Криволинейная оболочка её покрытия выполнена из металла и светопрозрачных материалов. Предназначена для основных матчей хоккейного турнира. В дальнейшем Ледовый дворец будет использоваться как многофункциональный зал для крупных спортивных и развлекательных мероприятий. Кто-то решил, что его форма забавно напоминает замерзшую каплю… .

Гигантской прямоугольной плашкой с эффектно закругленными торцами поднялся конькобежный центр «Адлер-Арена», где проходили соревнования по скоростному бегу на коньках. По имеющимся данным, его проектировал итальянский архитектор Алессандро Цоппини из бюро Happold . Стандартный по технологии 400-метровый овальный конькобежный стадион с двумя дорожками и трибунами на 8000 мест для зрителей по своей внешней архитектуре производит хорошее впечатление – с разных точек открываются эффектные ракурсы. При этом нет чуждых обстановке цветовых заплаток и амбициозных, не обоснованных технологией форм. Дорабатывали проект наши специалисты.

Каток построен в Олимпийском парке у моря, на высоте 3 м. В центре трибун три вип-ложи площадью 250 кв.м, 12 оборудованных раздевалок по 15 атлетов на каждую. К центру ледовой арены из раздевалок ведет туннель.

Строительство его велось ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края „Омега“». Наружные ограждения туннеля выполнены из трехслойных сэндвич-панелей. После Олимпиады, с несколькими кортами.

Дворец зимнего спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. мест хорошо заметен за счёт окраски панелей в голубые и белые цвета и прихотливо изогнутых стен как по вертикали, так и по горизонтали. Зал спроектирован в виде сборно-разборной конструкции, изначально допускающей возможность его демонтажа и установки в другом городе России. Проектирование велось под руководством наших опытных в области строительства спортивных сооружений архитекторов А.Бокова и Д.Буша.

Малая ледовая арена «Шайба» на 7 тыс. зрителей с нарочито цветными в холодной гамме стенами, видимо, по мнению авторов, должна хорошо сочетаться со снежными горными вершинами. Но ведь там цвет настоящий, естественный, он радует глаз и не рвёт пространство искусственной покраской, как пластмассовый парик, приклеенный к живописному портрету. Задуманная как сборно-разборное сооружение, арена будет увезена в другой город (кажется, в Краснодар), что хорошо. Её структура напоминает хоккейный стадион на месте Аэропорта, спроектированный в Моспроекте-4 несколько лет назад. Но этот объект, по имеющимся данным, проектировался в институте Промстройпроект .

Представляется, что разборка двух крупных сооружений окончательно деформирует призрачное планировочное кольцо Имеретинского комплекса, и тогда, конечно, встанет вопрос о новой, уже стационарной планировке территории.

Между конькобежным центром и Большой ледовой ареной приютился сравнительно скромный объём кёрлингового центра «Ледяной куб». Нужно сказать, что на куб он совсем не похож. Арена центра – самая небольшая среди всех объектов Олимпийского парка – всего 30 на 60 м с трибунами на 3 тыс. зрителей. Высота здания составляет 19,3 м.