Военные турниры XIV века или как поддерживали себя в форме рыцари. Правил рыцарских турниров

Бесстрашный воин на поле сражения и галантный кавалер при дворе, закованный в латы рыцарь, вне всяких сомнений, является центральной фигурой и символом средневековой Европы.


Воспитание будущих рыцарей чем-то напоминало спартанское. По обычаям тех лет, до 7 лет отпрыски благородных семейств воспитывались у матери, с 7 до 12 лет – у отца. А после 12 лет отцы обычно отправляли их ко двору своих сеньоров, где они вначале выполняли роль пажа (в некоторых странах их называли валетами или дамуазо).


Alexandre Cabanel, Paige

Дальнейшей ступенькой на пути к рыцарскому званию была служба экюйе, то есть оруженосцем. Экюйе обычно заведовал конюшней сеньора и уже имел право носить меч. В 21 год молодой человек посвящался в рыцари. Звание рыцаря налагало на человека определенные обязательства, невыполнение которых порой приводило к разжалованию. В XII веке данный обряд заключался в обрубании шпор у пяток. В дальнейшем он принял более театральные и вычурные формы.

Итак, принимая на себя звание рыцаря, молодой человек, помимо службы сеньору, брал на себя обязательство подчиняться неписаному кодексу чести, соблюдая верность двум культам. Первым и важнейшим из них был «культ 9 бесстрашных», в число которых входили 3 язычника (Гектор, Цезарь, Александр Македонский), 3 иудея (Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей) и 3 христианина (король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский).


Годфруа́ де Бульо́н, один из «9 бесстрашных»

Подражание им было первой обязанностью каждого рыцаря. Но в наше время гораздо более известен воспетый в рыцарских романах куртуазный культ Прекрасной Дамы, родившийся в Аквитании и Пуату. На этом пути рыцарь проходил несколько стадий, первой из которых была стадия «робкого рыцаря» – еще не поведавшего о своих чувствах избранной им даме. Открывшись даме сердца, рыцарь получал статус «молящего», а будучи допущенным к служению ей, становился «услышанным».


Walter Crane, La Belle Dame sans Merc, 1865 год

После того как дама дарила рыцарю поцелуй, кольцо и символ (пояс, шарф, вуаль либо платок, которые он укреплял на шлеме, щите или копье), тот становился ее вассалом. С культом прекрасной дамы тесно связано движение трубадуров (странствующие поэты и композиторы) и менестрелей (певцов, исполняющих песни трубадура), которые часто путешествовали вместе, как рыцарь и оруженосец.


Gustavo Simoni, The Minstrels Story

Отношения между рыцарем и его дамой сердца (которая к тому же часто была замужней женщиной), как правило, оставались платоническими. "Я не думаю, что Любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя", – так прокомментировал данную ситуацию рыцарь и трубадур Арнаут де Марейль.

«Лишь позовите – и помощь подам
Из сострадания к вашим слезам!
Платы не надо – ни ласк, ни речей,
Даже обещанных вами ночей.

Стихи Пейре де Барджака.)

Впрочем, давайте не будем идеализировать "певцов любви". Подозреваю, что и самим трубадурам, и их слушателям, гораздо больше нравились совсем другие песни. Например, знаменитая сервента Бертрана де Борна:

"Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле...
Пускай крестьянин с торгашом
Зимой походят нагишом.
Друзья, забудем жалость,
Чтоб чернь не размножалась!
Теперь закон у нас таков:
Плетьми лупите мужиков!
Плетьми – заимодавцев!
Убейте их, мерзавцев!
Их мольбам не внемлите вы!
Топите их, кидайте в рвы.
Навек свиней проклятых
Сажайте в казематы!
Бесчинства их и похвальбу
Давно пресечь пора нам!
Смерть мужикам и торгашам!
Погибель горожанам!"


Бертран де Борн, который в одном из своих стихотворений назвал Ричарда Львиное Сердце «мой Рыцарь Да и Нет»

Настоящий гимн сословной спеси, непроходимой глупости и уверенности в полной безнаказанности. Можно представить, как "нравились" такие песенки представителям Третьего сословия. Потомкам рыцарей и трубадуров заплатить за них придется своей кровью.

Но мы, кажется, отвлеклись, давайте вернёмся в Аквитанию и Северную Италию, где в XII-XIV веках практиковались так называемые «суды любви», на которых знатные дамы выносили вердикты по сердечным делам. В одном из таких «судов» председательствовала знаменитая возлюбленная Петрарки – Лаура.

Для бедных и незнатных рыцарей служение боевому культу и культу Прекрасной Дамы в равной степени открывало пути, следуя по которым можно было стать в общественном мнении на одну ступень с владетельными герцогами и князьями. Герцоги Аквитании и графы Пуату вставали с трона, чтобы встретить "короля поэтов" – трубадура Бертрана де Вентадорн, простолюдина, сына не то пекаря, не то истопника.


Бертран де Вентадорн

А Гийом ле Марешаль, благодаря победам на рыцарских турнирах, не только разбогател и прославился, но даже стал вначале воспитателем юного короля Генриха III, а затем – и регентом Англии (1216-1219 г.г.).

Вы, наверное, обратили внимание на некое противоречие: ведь боевой и куртуазный культы, казалось бы, должны были вести рыцаря по двум разным дорогам. Это противоречие было разрешено путем организации рыцарских турниров, о которых писали поэты, и победы на которых рыцари посвящали своим дамам. сохранила для нас имя человека, который оказался инициатором проведения данных состязаний. Согласно Хронике Святого Мартина Турского (написанной Пеано Гатино), им был Жоффруа де Прейи, который погиб в 1066 г. – увы, не на войне и не на поле чести, а от меча палача. Служение боевому и куртуазному культам не избавило рыцаря от соблазна примкнуть к одному из многочисленных заговоров того времени.

На первых турнирах рыцари не вступали в противоборство друг с другом. Начиналось все с квинтаны – конных упражнения с , во время которых копьем или мечом необходимо было поразить манекен. Описание квинтаны приводится, например, в рассказах о первом крестовом походе (1096-1099 г. г.). Причем сообщается, что манекен в данном случае был снабжен рычагом, приводящим в действие его руку, которая била нанесшего неточный удар рыцаря в спину. Затем на смену квинтане пришел же де баг, по условиям которого требовалось на скаку попасть копьем в висящее кольцо. В дальнейшем появились и стали очень популярны «контактные» разновидности копейных состязаний-единоборств. Это были реннцойг, в котором необходимо было нанести точный удар в доспехи или шлем противника, и штехцойг – очень опасный вид единоборства, где для победы требовалось выбить соперника из седла. В конце XVI-начале XVII веков с развитием огнестрельного оружия турниры выродились в конный балет. Любители исторических романов, вероятно, неоднократно читали о карусели – конном балете, исполняемом по определенному сценарию.

Однако не будем забегать вперед и расскажем о турнирах именно то, что кажется наиболее интересным абсолютному большинству наших современников. Как ни странно, вначале рыцари на турнирах сражались не поодиночке, а боевыми группами – такие состязания получили название меле. Травматизм в побоищах с настоящим боевым оружием был необычайно высок, неудивительно что уже к 1216 г. меле уступили место беурдам, участники которых были вооружены деревянными мечами и тупыми копьями, а роль тяжелых лат выполняли дубленые кожаные куртки. Но поскольку бой с использованием такого «несерьезного» оружия был как бы не совсем настоящим, в XIV-XV в.в. беурд превратился в состязание оруженосцев и недавно посвященных рыцарей накануне основного турнира. А у турнирных бойцов в конце XIV века появилось специальное вооружение. Одновременно с беурдами зрители получили возможность наблюдать за парными поединками – джострой. И лишь потом дело дошло до индивидуальных поединков.


Рыцарский турнир, реконструкция

Но подлинным украшением турниров стали не вышеперечисленные разновидности поединков, а Па д`Арм – вооруженный проход. Это были костюмированные игры-состязания, протекающие по определенному сценарию и чрезвычайно напоминающие ролевые игры современных толкиенистов.

В основе действия лежали мифологические сюжеты, легенды рыцарского эпоса о Карле Великом и короле Артуре. На турнире у Источника слез в окрестностях Шалона в 1449-1550 г.г. защитник Дамы Источника Жак де Лален сразился с 11 противниками и победил во всех схватках. Рыцари, проигравшие бой на копьях, по его воле послали свое копье его сюзерену. Противники, проигравшие поединок на мечах, должны были подарить изумруд самой красивой даме королевства. А те, кому не повезло в поединке на топорах, одели золотой браслет с изображением замка (символ оков), снять который с них могла только дама, которая пожелает и сумеет это сделать. В 1362 г. в Лондоне много толков вызвал турнир, на котором ристалище защищали 7 рыцарей, одетые в костюмы 7 смертных грехов. А в 1235 г. участники турнира Круглого стола в Эсдене доигрались до того, что прямо с турнира отправились в крестовый поход.

Интерес к турнирам оказался настолько велик, что ради участия в турнире дворяне порой забывали о воинском долге и возложенных на них обязанностях. Так, в 1140 г. Ранульф, граф Фландрский, сумел захватить замок Линкольн только потому, что защищавшие его рыцари самовольно отправились на турнир в соседнем городе. В XIII-XIV веках турниры стали настолько популярны, что во многих европейских городах они стали проводиться и между богатыми горожанами. Причем экипировка богатых купцов не только не уступала, но часто даже превосходила экипировку аристократов. Рыцари же для организации турниров стали организовывать союзы и общества (Германия 1270 г., Португалия 1330 г. и т.д.). На собранные взносы проводились турниры, и покупалась экипировка. В 1485 г. в Германии было уже 14 соперничавших между собой турнирных братств. В Англии безусловным чемпионом была команда опытных рыцарей, созданная уже упоминавшимся нами Гийомом ле Марешалем, которая буквально терроризировала прочих участников турниров. Во время только одной из таких гастролей она пленила 103 рыцарей. Доставалось и самому Марешалю. Однажды, победив на очередном турнире, он куда-то исчез перед самой церемонией награждения. Герой был найден в кузнице, хозяин которой пытался снять с него покореженный шлем.

Что касается зрителей, то их поведение часто напоминало выходки современных футбольных фанатов, чему весьма способствовало отсутствие строгих правил определения победителей, которые появились лишь в XIII веке. Несогласие с решением арбитров порой приводило к серьезным волнениям и массовым беспорядкам. С целью предотвращения подобных происшествий, организаторы турниров и власти городов заключали специальные соглашения. Пример был подан в 1141 г. графом де Эко и муниципалитетом города Валенсии, которые заключили договор об ответственности виновных в беспорядках, устраиваемых с целью оспаривания результатов турниров. Там же, где власти полагались на «авось» часто случались происшествия типа «Бостонской ярмарки», когда в 1288 г. недовольные судейством пьяные оруженосцы сожгли половину английского города Бостон. Настоящее сражение произошло в 1272 г. на турнире в Шалоне, когда герцог Бургундский схватил короля Англии Эдуарда I за шею и принялся душить, что было воспринято как нарушение правил.


Эдуард 1, король Англии

На помощь своему сеньору бросились английские рыцари, бургундские дворяне также не остались в стороне, а затем в бой вступили и пешие воины, которые весьма эффективно использовали арбалеты. Случались на турнирах и другие печальные происшествия. Так, в 1315 г. в Базеле во время турнира рухнула одна из трибун, многие из стоявших на ней знатных дам получили травмы и ранения.

Настоящий прорыв в организации турниров произошел в 1339 г. в Болонье, где впервые появилась система судейства по очкам. К XV веку такая система оценки результатов стала общепринятой. Счет очков шел по сломанным копьям, которые специально делались из хрупких и ломких пород дерева – ели и осины. Одно копье присуждалось рыцарю, сломавшему его при попадании в корпус противника, два копья – если оно ломалось по всей длине, три копья – если удар выбивал противника из седла. Верхом искусства считалось, если рыцарю удавалось свалить противника вместе с конем или три раза попасть в забрало. Была введена и система штрафов: одно копье – за удар по седлу, два копья – если рыцарь задевал барьер.

В качестве турнирных призов обычно назначались боевое оружие или кони. На ежегодном турнире в Лилле призом победителю служила статуэтка золотого ястреба, а в Венеции – золотые венки и серебряные пояса. В 1267 г. в Тюрингии было посажено «волшебное дерево» с золотыми и серебряными листьями: рыцарь, выбивший соперника из седла, получал золотой лист, сломавший копье – серебряный. Но порой рыцари боролись и за гораздо более экстравагантные награды. В 1216 г. одна из английских дам, назначила главным призом живого медведя. В 1220 г. Вальтман фон Сетентетм из Тюрингии объявил, что рыцарь, одолевший «Хранителя леса», в награду получит почетную службу даме сердца побежденного. А правитель Магдебурга Брюн фон Шонебек в 1282 г. наградой победителю назначил «фею красоты» – красавицу незнатного происхождения.

Пользуясь возможностью легально собраться во всеоружии и с вооруженной свитой, бароны порой использовали турниры для организации заговоров и мятежей. Противники английского короля Генриха IV в 1400 г. попытались убить его на турнире в Оксфорде. Особое место в истории занимает турнир в Стене (1215 г.), на котором бароны заманили в ловушку короля Иоанна Безземельного, заставив его подписать Великую Хартию вольности.

Справедливости ради надо сказать, что, в отличие от участников современных ролевых игр, рыцари подвергались на турнирах весьма серьезной опасности. Часто отмечались тяжелые ранения, и даже гибель участников независимо от их знатности и общественного положения. Так, в 1127 г. на турнире погиб граф Фландрии Карл Добрый. В 1186 г. та же участь ожидала сына короля Генриха II Английского Жоффруа Бретонского. В 1194 г. этот список пополнился австрийским герцогом Леопольдом, а в 1216 г. был убит Жоффруа де Мандевиль, граф Эссекса. В 1234 г. погиб Флоран, граф Голландский. В 1294 г. на турнире никому не известным рыцарем был убит зять короля Англии Эдуарда I Жан, герцог Брабантский, на счету которого было 70 побед. Самым страшным оказался итог турнира в швейцарском городе Нусе (1241 г.), когда в пыли, поднятой скачущими лошадьми, задохнулось от 60 до 80 рыцарей. А 30 июня 1559 г. в Париже на поединке с капитаном шотландских стрелков графом Монтгомери погиб король Франции Генрих II. Обломок древка копья угодил в щель забрала и вонзился в висок короля.


Генрих II, Король Франции, портрет работы Франсуа Клуэ

Это печальное происшествие прославило врача и астролога Мишеля Нострадамуса, который незадолго до этого написал катрен:

«Молодой лев превзойдет старого
На поле битвы в поединке один на один
В его золотой клетке ему выколют глаз».

(Дело в том, что шлем Генриха был позолочен, а на гербах обоих противников были изображены львы.)


Мишель де Нострдам

Многочисленные жертвы привели к тому, что церковные соборы 1130, 1148 и 1179 г.г. вынесли вердикты, осуждающие и запрещающие турниры. Но монархи и рыцари всех европейских стран дружно проигнорировали данные решения и в 1316 г. Авиньонский папа Иоанн XXII был вынужден признать очевидное, снять все запреты на турниры и отменить церковное преследование их участников. Тем более что уже в XIV турниры постепенно утратили характер тренировки и состязания в воинской доблести – антураж значил больше собственно схваток. Высокородные аристократы желали не подвергать свою жизнь реальной опасности, а красоваться в роскошных доспехах на глазах у празднично разряженных дам. Экипировка стала настолько дорогой, что круг участников резко сузился. Турнирные бои становились все более условными. В 1454 г. на турнире герцога Бургундского большинство знатных гостей отправились на обед, даже не дождавшись окончания поединков.

Но, с другой стороны, появились импровизированные турниры во время военных действий. Во время одной из англо-шотландских войн (в 1392 г.) четверка шотландцев взяла верх над англичанами в поединке на лондонском мосту, и король Англии Ричард II был вынужден одарить победителей.


Ричард II, король Англии

Во время Столетней войны в Плоермале (Бретань) произошла «битва 30» – по 30 английских и французских рыцарей дрались пешими без ограничения в выборе оружия. Победили французы. В 1352 г. состоялся поединок между 40 французскими и 40 гасконскими рыцарями. Особую известность получил турнир в Сен-Энглевере близ Кале в 1389 г.: Жан Ле Менгр, Режинальд де Руайе и сеньор де Сен Пи бросили вызов английским рыцарям, объявив, что в течение 20 дней будут защищать указанное ими поле. Прибыли около 100 английских рыцарей и 14 рыцарей из других стран. Французы одержали верх в 39 поединках. Их оружие было оставлено на хранение в соборе города Булони, Карл VI наградил их 6000 франков.


Карл VI, король Франции

Знаменитый французский рыцарь Пьер Террай, сеньор де Баярд, девизом которого были слова «Делай что следует – и будь, что будет», считался непобедимым в конной копейной схватке, за что получил прозвище «копейщик». В 1503 г. он прославился, защищая мост через реку Гарильяно. В 1509 г. в турнире 13 на 13 он и рыцарь Ороз в ходе схватки остались вдвоем против 13 испанцев. В течение 6 часов они продолжали бой и остались непобежденными.


Пьер Террай, сеньор де Баярд

Баярд никогда не пользовался огнестрельным оружием и был убит выстрелом из аркебузы в сражении при реке Сезия в 1524 г. Могила его находится в Гренобле.

Последний турнир поклонники романтизма устроили в 1839 г. близ Эглинтона в Шотландии. Да и сейчас театрализованные бои в рыцарских доспехах становятся неотъемлемым атрибутом многих исторических праздников.

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Рыцарские турниры

1.3 Как открывались турниры

Заключение

Введение

рыцарский турнир поединок

Происхождение турниров теряется в глубине веков. Согласно общепринятой точке зрения, они восходят к древним военным играм на родовых собраниях или обрядах инициации германских племен. В различных так называемых варварских обществах (не только германских) обряд инициации включал вручение юноше оружия. После этого происходили первые публичные поединки юношей, только что ставших полноправными членами племени.

Большинство историков сходятся во мнении, что первые настоящие рыцарские турниры, подчиненные определенным правилам, стали проводиться в IX в. Хронист Нитгард так описывает состязания отрядов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого, проводившиеся в середине IX в. «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целью месте и в присутствии теснившегося со всех сторон народа большие отряды саксов, гасконцев, австразиев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство. Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом, что обыкновенно случается даже при самом малочисленном сборище и притом состоящем из людей, знакомых друг с другом».

Некоторые источники упоминают о проведении подобных состязаний и в X в. Первое упоминание о турнире XI в. относится к 1062 г.

Первоначально турниры проводились только в Германии и Франции. Лишь в середине XII в. практика турниров проникла в Англию и Италию, а несколько позднее охватила и все другие европейские страны.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Поединки двух рыцарей в XII-XIII вв. были редкостью, хотя к концу XII в. число участников в групповых схватках сильно уменьшилось.

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.

Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха II. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.

В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.

Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.

Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.

Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести -- их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра.

После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

1. Рыцарские турниры

1.1 Кто мог участвовать в турнире?

В рыцарском турнире могли участвовать лишь те, кто был посвящен в рыцари. Но аналогичные турнирам бои проводились и не посвященными в сан рыцарей оруженосцами и даже простолюдинами, только о таких поединках не оповещали заранее. В XV в. в Брюгге, Турне, Лилле, возникли даже турнирные общества горожан. Простолюдины преимущественно соревновались в стрельбе из лука и арбалета, пеших боях со щитом и дубиной, а также (с 1200 г.) в безоружной борьбе.

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.

Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться -- к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") -- поединок на копьях (конно-копейная сшибка).

Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом -- никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.

Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже -- баронов, и наконец, в самом низу -- простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня -- в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.

Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.

Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом -- рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая -- Карла Великого и его воинов.

1.2 Правила рыцарских турниров

Правила турниров различались в разных странах, но требования к рыцарям, желавшим принять участие в турнире, были практически одинаковыми. Так каждый участник должен был доказать судьям и герольду свое знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца. В постановлении французского короля Филиппа Валуа оговаривалось: На турниры не допускается тот дворянин, который сказал или сделал что-либо противное католической вере. Если такой человек все же будет домогаться участвовать в турнире, несмотря на запрещение, то да будет он побит и изгнан дворянами. Определялось это по гербу на щите и нашлемнику. Если кто-либо был уличен в подделке герба, он не только с позором изгонялся с турнира, но также лишался вооружения и боевого коня в пользу герольдов.

Существовали общие правила турнира, которые оставались неизменными. На турнире запрещалось:

умышленно травмировать или атаковать лошадь противника (в том числе целиться в седло);

применять борцовские элементы (толчки, захваты);

наносить удары ниже пояса;

атаковать рыцаря, у которого был сбит с головы шлем;

наносить удар сзади отвернувшемуся или потерявшему копье противнику.

Кроме того, отрицательные очки начислялись за попадание в барьер и сбивание два раза шлема с головы противника. О более мелких правилах, участники договаривались перед каждым конкретным турниром. В качестве наказания за несоблюдение правил участник мог лишиться доспехов и коня, его могли выгнать с турнира и не допустить к следующему турниру.

Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади. Обычно на четверть корпуса позади лошади рыцаря должен был двигаться -- верхом или пешим -- слуга, называвшийся турнирным стражником. Его задачей было удержать лошадь и подстраховать выбитого из седла всадника. Правила были весьма вольными: всадник мог атаковать пешего, а несколько рыцарей -- на одного. Поэтому некоторые лорды приводили с собой целый отряд пехоты для прикрытия от неожиданной атаки.

Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать, ведь победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Выкупы представляли настолько доходное дело, что рыцари и даже сеньоры простирали свои интересы за пределы военного класса, -- на купцов, горожан, даже духовных лиц. Они захватывали их на дорогах, сажали в тюрьму и мучили их, чтобы получить выкуп. Немцы называли этих авантюристов Raubritter (рыцари-разбойники).

В XIII века такой обычай ушел в прошлое, оставшись лишь символическим: победитель получал только часть доспеха, например, шпору или плюмаж с шлема, устроители турниров стали награждать победителей из своих средств.

Высокая смертность и травмы рыцарей на турнирах вызывали беспокойство правителей. Так на турнире в Нейссе (близ Кельна) в 1240 г. пало 60 рыцарей. Мало того, что участие в состязаниях и без того было опасным мероприятием, на ристалище могли встретиться и вражеские кланы, что превращало турнир в настоящее побоище, иногда даже с участием слуг и зрителей. В Англии турниры были запрещены до 1194 г., когда Ричард I Львиное Сердце разрешил их проведение, но только в пяти оговоренных местах и за право участия в них требовалось внести плату.

В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила -- Status Armarium. В середине этого столетия появляется и специальное притуплённое турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всего запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше). Правила коснулись также зрителей и слуг -- им запретили появляться на турнирах в доспехах и с оружием. Причем графу, барону или рыцарю не разрешалось иметь в свите больше трех вооруженных человек, и сопровождавшие его люди должны были носить герб своего сюзерена. Сделано это было для того, чтобы турнир не перерастал в сражение. Любому, нарушившему правила, грозили потеря лошади и вооружения или даже тюремное заключение до трех лет.

1.3 Как открывались турниры

Обычно турнир начинался утром и заканчивался с наступлением сумерек. Пленников отводили в сторону, где они и ожидали окончания схватки. При этом полагались исключительно на их честное слово, которое, правда, иногда нарушалось. К вечеру определяли победителей турнира (если турнир длился один день), после чего часто устраивали пир, во время которого обсуждались события дня.

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, -- словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы -- нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.

Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.

В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.

Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало -- и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

2. Значение и традиции турниров

2.1 Традиция рыцарских турниров

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и турнир являлись своеобразными культурными субститутами сражений, способствовавшими приращению соответствующих навыков и самоутверждению рыцаря в собственных глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало искусство верховой езды, необходимое рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства рыцаря, не говоря уже о том, что создавали благоприятную возможность блеснуть личной отвагой, быть замеченными и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего рыцарскую доблесть. Изначально это были полувоенные поединки. В них четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение воина и захват добычи. Схватка велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей феодальной войны, обязан был заплатить выкуп.

К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название "жюте". Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium - свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника.

Тем не менее, турниры продолжали оставаться опасным мероприятием, дававшим выход природной агрессии воинов. Импульсивный характер человека той эпохи нередко приводил к тому, что разгоряченные противоборством рыцари забывали о том, что это всего лишь праздничная имитация военной авантюры. Нередко такие турниры оборачивались жертвами. Бывали случаи, когда в ход турнирного сражения вмешивались вооруженные слуги и оруженосцы участников. Поэтому со временем мечи и копья для турниров стали притуплять и появился запрет зрителям и слугам участников турнира появляться возле поля в доспехах и с оружием. Ограничивается время проведения турниров - нельзя преломлять копья с пятницы по понедельник и в большие церковные праздники. Символической стала и награда победителю - теперь он получал лишь часть доспеха своего неудачливого соперника - шпору или плюмаж со шлема.

Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и простолюдинов, то в классическую эпоху благородное происхождение участника поединка также превратилось в необходимое условие. "Гербовой король" и герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный доспех - более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков - конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала из рядов участников неимущих.

Одновременно турниры стали ярче и зрелищнее. Большую роль начали играть дамы - иногда они определяли победителя турнира (кон. XIV в). С XIII века в среде рыцарства появилась традиция носить цвета своей дамы и прикреплять к шлему или копью вещицы дам, дарованные как знак расположения - это могли быть вуаль, рукав, платок. К XIV веку стало модным открывать турнир процессией, в которой дамы вели своих рыцарей на золотых или серебряных цепях.

Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями наперевес, в шлемах, с гербами на щитах. В маргиналиях на страницах рыцарского романа "Ланселот Озерный", рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон Кихота в знаменитом романе Сервантеса - вместо реального противника "рыцарь печального образа" сражается с ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму - Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно - желание утвердить свое "Я" в прямом и честном противоборстве с противником.

Неудивительно, что бюргерская среда, отринувшая многие ценности рыцарской культуры, тем не менее, позаимствовала культурную символику рыцарских поединков. Так, в Магдебурге на протяжении XIII-XV веков в последнюю субботу накануне Великого поста неженатые "дети" богатейших бюргеров - так называемые кунстабелен, "имели обычай" организовывать рыцарскую игру, "как это делал Роланд". В рамках одного из таких праздников "сотоварищ" кунстабелен, поэт Брун фон Шенебек соорудил "Грааль" - замок на острове Эльбы около Магдебурга. Поединки начались после богослужения и совместного праздничного застолья, победителю была предназначена в качестве приза благосклонность Прекрасной Дамы - все это выглядит как формальное соответствие рыцарским обычаям. Хотя пародирование обычая налицо - Дамой была горожанка далеко не безупречного поведения, но сами поединки носили нешутейный характер.

В зените средневековья стремление к самоутверждению, лежавшее в основании традиции турнирных сражений дает о себе знать постоянно, в том числе и в повседневной жизни, будь то будни мирного времени, будь то военные действия. Герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся на кресте, что готов когда угодно один на один сразиться с Великим Турком, если тот примет вызов. Фруассар описывает поединок во время Столетней войны Эдуарда III с французским дворянином Эсташем де Рибмоном. Английский король выбирает в первой схватке с французами именно этого рыцаря, имевшего репутацию сильного и смелого воина. Несмотря на достоинства противника, Эдуарду III удалось одержать над ним победу. О том, что он сражался с королем, рыцарь узнал только после того, как получил в дар новую одежду и приглашение отужинать в замке Кале со своим могущественным соперником.

Обычай устраивать личные поединки накануне сражения перед строем двух войск сохранился вплоть до конца средневековья. Так знаменитый Баярд в сражении за Италию в 1501 году вызвал Сотомайора на поединок, который получил название "Вызов при Барлетте". Нередко на месте памятного поединка ставился камень, к которому рыцари совершали своеобразные паломничества.

Подобного рода поединки - явление, известное многим культурным мирам. Гектор и Ахилл, Пересвет и Челубей - этот перечень имен может быть с легкостью продолжен. Однако европейская средневековая цивилизация являет их в своеобразии собственного социокультурного ландшафта. Такого рода событие как поединок правителя и поданного, пусть рыцаря, пусть дворянина, но человека, стоявшего в системе иерархических отношений безусловно ниже властителя - явление достаточно органичное на европейской почве. Нечто подобное трудно представить себе в арабском, китайском, древнерусском обществах. Рыхлость европейской средневековой государственности, относительная сила феодальной элиты во взаимоотношениях с королевской властью, породившая идею рыцарей круглого стола, создавали особую атмосферу эгалитаризма, в которой и возможен был поединок между королем и дворянином как символически равными фигурами на игровом поле европейской культурной традиции.

Этот эгалитарный дух отражают и рыцарские праздники. Пример тому - празднества Артурова цикла в английском королевстве (сочетание пиршеств за круглым столом с рыцарскими поединками), в ходе которых утверждался союз между королем и его рыцарями.

2.2 Воинские ценности и культурные идеалы

Воспевание войны обнаруживают многие культурные феномены средневековой Европы. Так, в рамках праздничных служб при Бургундском дворе в XV веке рождается традиция lґhomme arme ("песня о воине"). В качестве музыкальной эмблемы это песнопение поначалу распространилось среди членов ордена Золотого Руна. Затем было перенято капеллами итальянских княжеских дворов и даже использовано хоралами папской капеллы в Риме.

Характерная деталь - именно в литературной и поэтической лексике рыцарства, принадлежащего к той категории, что называлась вальвассорами и шателенами (представителями мелкого рыцарства), но никак не грандами, самоценность войны была исполнена очевидного и непреходящего смысла. Важно подчеркнуть, что уже в XII веке, когда Бертран де Борн писал свои знаменитые сирвенты, для многих эти смыслы были не безоговорочны. Неслучайно Данте поместил этого доблестного глашатая рыцарской воинственности в восьмой круг своего "Ада" в виде всех проклинаемого сторонника раздоров, носящего, как фонарь, свою собственную отсеченную голову. Видимо, отмечает Ю.Л. Бессмертный, осуждение войн и раздоров становится характерным в конце XII века не только для рыцарских писателей из королевского окружения (внутри которого один из современных Борну королей, Людовик VII, именуется, например, rex pacificus). Важно подчеркнуть, что по мере того как в Европе росли города, развивалась торговля, укреплялись позиции королевской власти, все чаще и целенаправленнее прибегавшей к политическим, а не только силовым способам отстаивания своих интересов, идеалы воинственности начали утрачивать былую силу, как, впрочем, и весь комплекс рыцарских ценностей, с ними связанных.

Эта новая ментальность явит себя в устах не только знаменитого "вселенского паука", французского короля Людовика XI, предпочитавшего искусству войны искусство политического слалома. Он, в ответ на укоры тех, кто не одобрял его нежелания в открытом бою встретиться со своим заклятым врагом, английским королем Эдуардом IV, сказал, что гораздо проще изгнал англичан, чем его отец, "накормив пирогами с дичиной и напоив добрым вином". Мы увидим разные лики этого нового ментального склада в поведении и установках многих представителей рыцарского сословия "осени средневековья". Однако в среде мелкого, небогатого рыцарства война как таковая представляла особую ценность не только в ранний период средневековья, но и значительно позже. Только благодаря войне эта категория рыцарей могла пополнить свое состояние. Но, что не менее важно, именно во время военных действий эта часть рыцарства имела особый шанс самоутвердиться.

Щедрость смыкается со всем стилем общения грандов и рыцарей. Ю.Л. Бессмертный справедливо подчеркивал, что именно за этими строками культурного текста эпохи скрывается некий социальный контекст. Идеал отношений взаимопомощи и взаимоуважения, которые в реалии имели шанс дать о себе знать именно на бранном поприще, имел вполне определенную социально-психологическую почву. Именно война позволяла рыцарской молодежи и мелкому, небогатому рыцарству не только подтвердить свою воинскую удаль, но и оправдать свое социальное призвание, наконец, отстоять свое личное достоинство, доказать магнатам, что они люди "одной крови", равной смелости, отстоять свою независимость.

И здесь мы видим опять-таки явление специфически европейского происхождения. Своеобразие социальной почвы средневекового Запада, характерной чертой которого был определенный эгалитаризм как в отношениях правителей и тех, кого принято именовать великими герцогами Запада, так и в отношениях магнатов и рядового рыцарства, дало жизнь тем культурным смыслам, что прочитываются в строках де Борна, посвященных воспеванию войны. Эти ценности имели большой культурный резонанс в перспективе "большого времени". Именно они стоят за культовым для европейской традиции образом дґАртаньяна, именно они вносят свою интонацию в нравственный императив европейского гуманизма - идеал свободной личности.

Одно из неписаных правил рыцарского кодекса чести подразумевало, что рыцарь должен быть мужественным. В идеале рыцарь не рыцарь, если он лишен этой родовой черты сословия, если он не готов к геройскому подвигу. Обращает на себя внимание тот факт, что этот идеал, особенно на заре становления рыцарского сословия имел специфически избыточный характер. Любой ценой рыцарь должен был доказать свою силу и мужество, даже ценой жизни. В "Песне о Роланде" ее главный персонаж в критический момент отказывается протрубить в рог, чтобы позвать помощь (как советует Роланду его друг Оливье), для него важнее утвердить личную доблесть, доказать свою безоговорочную готовность сражаться до последней капли крови. Причем постыдно прибегнуть к чьему-либо содействию. Чем сильней и доблестней противник, тем больше собственная слава. Говоря о комплексе рыцарских идеалов, связанных с функциональным предназначением рыцарей как людей военного сословия и подчеркивая генетическое родство этих идеалов со многими ценностями варварского мира, следует отметить, что их отличало новое религиозное наполнение. Варвар также вкладывал в понятие своего воинского долга некий сакральный смысл - в бою им руководила сила Одина, который был насколько силен и мужествен, настолько же коварен и неразборчиво жесток. В этом представлении отражалась вся варварская эпоха. Средневековая эпоха свидетельствует, насколько упорядочился, оцивилизовался европейский мир, сумевший укротить яростную воинственность бывшего варвара, ограничить ее, подчинив новым религиозным ценностям. Благодаря христианству в центре внимания окажется духовное борение, претворение в жизнь христианских добродетелей.

Церковь, не принимавшая насилия и человекоубийства была вынуждена считаться с природой мира, в который она пришла. Религиозно-политическая атмосфера, в которой ей приходилось действовать: непрерывные войны, нашествия, раздоры, создали условия для переосмысления войны. Многое в этом смысле сделали отцы церкви, в частности Августин Блаженный, сформулировав понятия праведной и неправедной войны. Война оправдана, если она направлена на восстановление мира и обеспечение безопасности. "Мира не ищут для того, чтобы творить войну, но творят войну для того, чтобы добиться мира", - так определил Августин подлинную миссию христова воинства. Мир воспринимался как знак восстановления попранной справедливости. Главное предназначение воина-христианина, каковым мыслился рыцарь, и заключалось в восстановлении попранной справедливости, в торжестве заповедей Христа. Неслучайно родоначальником рыцарства многие его идеологи считали архангела Михаила - земной образец ангельского воинства, окружавшего престол Господень. Неслучайно один из основных элементов ритуала посвящения в рыцари содержал в себе провозглашение рыцаря "поборником мира" (формула литургии, авторство которой приписывают Дюрану - XIII век). Неслучайно в эпоху классического средневековья в ритуале посвящения большую роль начинает играть символика цвета и предметов. На посвящаемого надевали белую рубаху - символ его чистоты, сверху - алое сюрко в знак крови, которую он готов пролить за христово дело. Штаны - шосс - были коричневого цвета, ибо человеку суждено было вернуться в землю, а пояс - белого, подчеркивавшего "незапятнанность чресел". Навершие меча начинает украшаться крестом, который нередко служит хранилищем для реликвий. Возможно, это делалось для того, чтобы при принесении присяги рыцарь клялся не на оружии, а на святых мощах.

2.3 Богатство и щедрость в рыцарском сознании

Литература рыцарской среды выявляет органичную связь понятий чести, могущества и богатства. Чем сильнее и могущественнее рыцарь, тем, как правило, он и богаче. Богатство являлось знаком не только могущества, но и удачливости. Именно поэтому в "Песне о Нибелунгах" основная коллизия рыцарской эпопеи разворачивается вокруг темы клада Нибелунгов. Возвратить его для Кримхильды означает и восстановить честь, и подтвердить могущество.

Щедрость - оборотная сторона удачи и могущества. Кодекс чести включал в себя щедрость как обязательную максиму поведения рыцаря. Чем сильнее был сеньор, чем могущественнее был его линьяж, тем, как правило, богаче он был. Как правило, и щедрее. Следует особо подчеркнуть, что идеал щедрости, как и идеал мужества, особенно в раннюю эпоху носил некий избыточный характер. Хрестоматийный пример о рыцаре, засеявшем поле серебром, невольно приходит на ум в качестве примера экстремального выражения характера этой ценности.

Традиции рыцарской среды, с присущей ей склонностью публично демонстрировать и "расточать" богатство, были сильны даже в условиях, когда жизнь диктовала новые требования. Это особенно ярко видно в повседневной жизни. Так, в XV веке тирольский эрцгерцог Сигизмунд мог задаривать кубками, наполненными до краев серебряными самородками, своего знатного гостя и племянника, молодого короля, Максимилиана I. Другой пример. В 1477 году саксонский курфюрст Альбрехт, заехав на рудник в Шнееберге, приказал накрыть себе стол на большой глыбе серебряной руды шириной в 2, высотой в 4 метра с тем, чтобы иметь возможность посостязаться с самим императором. Во время застолья курфюрст горделиво заметил своим сотрапезникам, что могучий и богатый император Фридрих, как бы ни был богат, не имеет пока "такого великолепного стола".

Эта избыточная, нерациональная щедрость проявляла себя в пышных пирах, празднествах. Не случайна английская поговорка XIII века - "сеньор не садится за стол один". Не случайны и такие атрибуты убранства рыцарского замка как длинные столы и длинные скамьи. За обильными пирами нередко следовали (по крайней мере, для не особо богатой части рыцарства) дни скудного рациона и вынужденного воздержания. Безусловно, в темные века, когда Европа представляла собой натурально-хозяйственный мир деревень и замков, в которых ценность сокровищ, особенно денег, была принципиально иной, нежели в современном мире, непросчитываемое расточение сокровищ, шире - богатства, было органично рыцарскому мироощущению с его гипертрофированной потребностью в публичном самоутверждении. Однако и в более позднюю эпоху, когда развивавшийся товарно-денежный уклад начал диктовать необходимость счета денег, идеал избыточной щедрости продолжал быть значимым императивом поведения людей, что нередко оборачивалось курьезами трагикомического, с точки зрения современного человека, характера.

Богатые пиры, роскошная одежда, дорогое оружие, подарки - публичные знаки могущества и удачливости. Вместе с тем богатство имело не только психолого-символический и знаковый смысл. Оно являлось и средством привлечения вассалов. Маркграф Рюдегер, вассал Кримхильды, поставленный перед выбором: сохранить верность своей госпоже или дружбу с бургундскими королями, просит Кримхильду освободить его от присяги вассальной верности и обещает возвратить пожалованные ему ленные владения - земли с бургами.

Безусловно, что дары, которые получали рыцари за свою службу, были различными. Рыцари более знатные и могущественные получали от тех, кто стоял выше их на иерархической лестнице и был богаче, соответствующие ленные владения. Безлошадные, как их называли, то есть небогатые рыцари, могли служить за кров, лошадей, словом за определенное содержание и т.д. Важно подчеркнуть, что идеал рыцарской щедрости получил столь широкий резонанс в культурном обиходе западноевропейского мира на почве вполне определенных социальных практик.

Заключение

Средневековая цивилизация Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства - явления, которые можно понять лишь в режиме "большого времени". Истоки этих феноменов в варварском мире, их культурный резонанс во многом определяет характер культурных ценностей современного европейца. Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, "высокой" любви, словом все-то, что составляет "сухой остаток" живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.

Именно специфика социокультурного ландшафта рождения и бытования рыцарской культуры в Европе придала ей своеобразное звучание и оформление в соответствующих эпохе понятиях и ценностях. Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно значимыми оказались исторические условия генезиса рыцарства, элита которого обладала относительно широкими материальными и властными ресурсами, чтобы "держать дистанцию" по отношению к правителю. Значимыми оказались и отношения внутри рыцарской среды, позволившие сформироваться относительно автономной человеческой личности мелкого и небогатого рыцаря. В этом смысле образ дґАртаньяна, культовый образ для европейца, является квинтэссенцией мироощущения свободной личности, для которой понятия долга и чести опосредованы ее личным выбором.

Именно это своеобразие вкупе с теми смыслами, которые были переданы средневековому Западу античной и христианской культурными традициями со свойственными им персонализмом и гуманизмом, зададут рыцарской среде особое интонирование темы человека. При этом важно подчеркнуть, что при всей своей избыточности, или, что одно и то же, романтизации, рыцарские идеалы и ценности во многом будут направлять духовные поиски европейцев последующих эпох. Как и культура варварской Европы, культура рыцарского мира внесет свой вклад в тот культурный багаж, который ляжет в основу европейского гуманизма, пронизанного ценностью и значимостью человеческого "Я" во всех проявлениях его диалога с окружающим миром.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Повседневная жизнь рыцаря как непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Совершенствование воинского искусства рыцаря на турнирах. Условия рыцарских турниров в различные исторические эпохи. Основные ценности средневековой рыцарской культуры.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Возникновение идеалов рыцарства в системе традиционного жизненного уклада разных народов в эпоху Средневековья. Формирование кодекса на основе морально-этических ценностей военных сословий. Влияние рыцарских турнирных поединков на жизнь простых горожан.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Краткая характеристика и основные итоги крестовых походов. Духовно-рыцарские ордена и их роль в крестовых походах. История духовно-рыцарских орденов и их роль в истории средневековой Европы. Характер взаимодействия орденов тамплиеров и госпитальеров.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Общие ценности и противоречия современного славянства. Культурные традиции славянства. Внешняя политика Российского государства в конце XVIII века. Новые подходы к построению славянского единства. Русский язык как часть единого славянского мира.

    доклад , добавлен 19.05.2009

    Истоки появления духовно-рыцарских орденов, их цели, функции, знаки отличия. Описание истории основания, развития, направлений деятельности самых известных из них - госпитальеров, тевтонцев и тамплиеров. Причины утраты ими своего положения в обществе.

    презентация , добавлен 09.11.2015

    История создания, расцвета и упадка духовно-рыцарских орденов, характеристика их положение на политической арене Европы. Характер деятельности рыцарских орденов католической церкви, их структурная организация, духовность, образования, культуры, морали.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Основные правила дипломатического церемониала в Древней Руси в X-XIII вв. Роль и значение женщин в дипломатических переговорах исследуемого периода. Традиции по обращению с врагами пленными. Правила во взаимоотношениях с друзьями и союзниками на Руси.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2016

    Физическая культура в период возникновения феодализма. Рыцарское физическое воспитание. Рыцарские турниры. Состязания и игры феодалов. Физические упражнения сельского, городского населения. Наиболее характерные черты физической культуры эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 12.11.2012

    Изучение процесса возникновения и развития форм королевской власти у германских народов. Выявление специфики политического развития германских племен в IV-V веков н.э. на примере племени готов. Функции короля и способы передачи власти в племени готов.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Появление украшений на самых ранних стадиях развития человечества. Татуировки и раскрашивание тела. Первые подвижные украшения. Формы украшений, материал и техника изготовления. Магическое значение украшения тела. Украшения бразильского племени ботокудов.

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина представляла собой непрерывный тренинг физических и воинских достоинств. Охота и турнир являлись своеобразными культурными субститутами сражений, способствовавшими приращению соответствующих навыков и самоутверждению рыцаря в собственных глазах и глазах окружающих. Сражение с раненным вепрем или медведем было столь же опасным, как и единоборство с вооруженным врагом. Кроме того, преследование диких зверей развивало искусство верховой езды, необходимое рыцарю.

Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства рыцаря, не говоря уже о том, что создавали благоприятную возможность блеснуть личной отвагой, быть замеченными и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего рыцарскую доблесть. Изначально это были полувоенные поединки. В них четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение воина и захват добычи. Схватка велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей феодальной войны, обязан был заплатить выкуп.

К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название "жюте". Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium - свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника.

Тем не менее, турниры продолжали оставаться опасным мероприятием, дававшим выход природной агрессии воинов. Импульсивный характер человека той эпохи нередко приводил к тому, что разгоряченные противоборством рыцари забывали о том, что это всего лишь праздничная имитация военной авантюры. Нередко такие турниры оборачивались жертвами. Бывали случаи, когда в ход турнирного сражения вмешивались вооруженные слуги и оруженосцы участников. Поэтому со временем мечи и копья для турниров стали притуплять и появился запрет зрителям и слугам участников турнира появляться возле поля в доспехах и с оружием. Ограничивается время проведения турниров - нельзя преломлять копья с пятницы по понедельник и в большие церковные праздники. Символической стала и награда победителю - теперь он получал лишь часть доспеха своего неудачливого соперника - шпору или плюмаж со шлема.

Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и простолюдинов, то в классическую эпоху благородное происхождение участника поединка также превратилось в необходимое условие. "Гербовой король" и герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный доспех - более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков - конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала из рядов участников неимущих.

Одновременно турниры стали ярче и зрелищнее. Большую роль начали играть дамы - иногда они определяли победителя турнира (кон. XIV в). С XIII века в среде рыцарства появилась традиция носить цвета своей дамы и прикреплять к шлему или копью вещицы дам, дарованные как знак расположения - это могли быть вуаль, рукав, платок. К XIV веку стало модным открывать турнир процессией, в которой дамы вели своих рыцарей на золотых или серебряных цепях.

Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями наперевес, в шлемах, с гербами на щитах. В маргиналиях на страницах рыцарского романа "Ланселот Озерный", рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон Кихота в знаменитом романе Сервантеса - вместо реального противника "рыцарь печального образа" сражается с ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму - Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно - желание утвердить свое "Я" в прямом и честном противоборстве с противником.

Неудивительно, что бюргерская среда, отринувшая многие ценности рыцарской культуры, тем не менее, позаимствовала культурную символику рыцарских поединков. Так, в Магдебурге на протяжении XIII-XV веков в последнюю субботу накануне Великого поста неженатые "дети" богатейших бюргеров - так называемые кунстабелен, "имели обычай" организовывать рыцарскую игру, "как это делал Роланд". В рамках одного из таких праздников "сотоварищ" кунстабелен, поэт Брун фон Шенебек соорудил "Грааль" - замок на острове Эльбы около Магдебурга. Поединки начались после богослужения и совместного праздничного застолья, победителю была предназначена в качестве приза благосклонность Прекрасной Дамы - все это выглядит как формальное соответствие рыцарским обычаям. Хотя пародирование обычая налицо - Дамой была горожанка далеко не безупречного поведения, но сами поединки носили нешутейный характер.

В зените средневековья стремление к самоутверждению, лежавшее в основании традиции турнирных сражений дает о себе знать постоянно, в том числе и в повседневной жизни, будь то будни мирного времени, будь то военные действия. Герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся на кресте, что готов когда угодно один на один сразиться с Великим Турком, если тот примет вызов. Фруассар описывает поединок во время Столетней войны Эдуарда III с французским дворянином Эсташем де Рибмоном. Английский король выбирает в первой схватке с французами именно этого рыцаря, имевшего репутацию сильного и смелого воина. Несмотря на достоинства противника, Эдуарду III удалось одержать над ним победу. О том, что он сражался с королем, рыцарь узнал только после того, как получил в дар новую одежду и приглашение отужинать в замке Кале со своим могущественным соперником.

Обычай устраивать личные поединки накануне сражения перед строем двух войск сохранился вплоть до конца средневековья. Так знаменитый Баярд в сражении за Италию в 1501 году вызвал Сотомайора на поединок, который получил название "Вызов при Барлетте". Нередко на месте памятного поединка ставился камень, к которому рыцари совершали своеобразные паломничества.

Подобного рода поединки - явление, известное многим культурным мирам. Гектор и Ахилл, Пересвет и Челубей - этот перечень имен может быть с легкостью продолжен. Однако европейская средневековая цивилизация являет их в своеобразии собственного социокультурного ландшафта. Такого рода событие как поединок правителя и поданного, пусть рыцаря, пусть дворянина, но человека, стоявшего в системе иерархических отношений безусловно ниже властителя - явление достаточно органичное на европейской почве. Нечто подобное трудно представить себе в арабском, китайском, древнерусском обществах. Рыхлость европейской средневековой государственности, относительная сила феодальной элиты во взаимоотношениях с королевской властью, породившая идею рыцарей круглого стола, создавали особую атмосферу эгалитаризма, в которой и возможен был поединок между королем и дворянином как символически равными фигурами на игровом поле европейской культурной традиции.

Этот эгалитарный дух отражают и рыцарские праздники. Пример тому - празднества Артурова цикла в английском королевстве (сочетание пиршеств за круглым столом с рыцарскими поединками), в ходе которых утверждался союз между королем и его рыцарями.

Образ жизни рыцаря - это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI - началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой - она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны - «Битва тридцати» - очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем - боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5-6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. - редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. - первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

Самое разное - начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее