Военные турниры XIV века или как поддерживали себя в форме рыцари. Правил рыцарских турниров

Кратко о статье: История рыцарских турниров, их истоки и виды: хейстилъюд, меле, джостра, бугурт и другие, а также правила боев, прекрасные дамы, трагические смерти и судебный поединок с собакой.

Игры голубой крови

Рыцарские турниры

Каждый день они либо дрались, либо смотрели на драки, и каждую ночь они пели, играли, плясали и пьянствовали. Все это считалось у них благородным времяпрепровождением.

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Что такое рыцарство? Отъевшиеся аристократы, имеющие деньги на хорошую экипировку - а потому способные в одиночку разогнать небольшое войско пешей бедноты? Геральдика, в которой правил больше, чем законов в физике? Титулы, каждый из которых занимает три пухлых тома и не помещается даже на надгробиях? Серенады под балконом прекрасной дамы? Поиски Грааля? Убийства драконов?

Историки и социологи называют рыцарство «феодальным сословием» и «общественным институтом». Романтики считают, что рыцари - это отвага, приключения, защита слабого и культ беззаветной любви. Реалисты вспоминают, что рыцарь - это тяжеловооруженный конник, военная элита средневековья, главный аргумент любого сражения. А там, где статус находится в прямой зависимости от боевых навыков и где каждый считает себя исключительным, обязательно возникнут споры о профессиональном первенстве. Эти вопросы решались на турнирах - одной из самых ярких «визитных карточек» рыцарства.

Война и мир

Горячие средневековые парни спускали пар по-разному: устраивали пиры, охоты, набеги на соседних феодалов, брали в заложники богачей, увлекались алхимией, реализовывали право первой ночи, отправлялись освобождать Святую Землю, наказывали крестьян или, наконец, умножали собственное благосостояние выгодными браками.

Спорта в его сегодняшнем понимании тогда еще не было. Тысячи лет назад греки собирались на Олимпийские игры. Сотни лет назад римляне устраивали гладиаторские бои и гонки на колесницах. Средневековые мезоамериканские индейцы гоняли каучуковые мячи по специально построенным стадионам, а для европейских богатырей главным и едва ли не единственным массовым видом спорта была война.

В мирное время расслабляться тоже было нельзя, поэтому рыцари предпочитали отдыхать, готовясь к очередной войне. Равных по опыту и вооружению партнеров для тренировочных боев найти было сложно (полную экипировку могли позволить себе лишь аристократы - да и то не все), а владельцы соседних замков предпочитали дружеским спаррингам старую добрую резню. Так что спортивные поединки можно было проводить лишь под эгидой могущественного сеньора и по заранее оговоренным правилам.

Строго говоря, европейская традиция рыцарских турниров уходит корнями в римские конно-боевые шоу hippica gymnasia . Они не были состязаниями в прямом смысле этого слова - всадники, одетые в специально сконструированные роскошные доспехи, работали для увеселения публики. Одна группа кавалеристов преследовала другую, обстреливая затупленными дротиками, а отступающие прикрывались щитами.

Европейские конники тренировались похожим образом, играя друг с другом, отрабатывая погони и атаки. Известно, что в 843 году в городе Вормсе (где, согласно эпосу, жила семья Нибелунгов) состоялись военные игры. Традиционные маневры наступления-отступления закончились массовой «битвой» участников.

«Изобретателем» турниров считается барон Жоффруа де Прейли , однако, вероятнее всего, это миф. Система правил соревнований формировалась постепенно. Точку отсчета обычно ставят в 11 веке - на первых летописных упоминания о турнирах (примечательно, что первые же записи о турнирах начинаются с несчастных случаев и смертей их участников). Историк Нитгард описывал забавы воинов Людовика Немецкого и его брата Карла Лысого как полную копию римских конных выступлений, делая особый упор на то, что участники шоу особо старались не поразить противника - ни оружием, ни бранным словом, «что обыкновенно случается».

Согласно немецкой «Турнирной книге» (Thurnierbuch) 1554 года первым монархом, систематизировавшим правила рыцарских турниров, был саксонец Генрих Птицелов (876-936 гг.). Король вел затяжную борьбу с венграми. Он смог выторговать у них 9 лет перемирия, которые использовал для подготовки войск к разгрому противника. Вероятно, турниры были нужны ему для тренировки конницы.

Это интересно
  • Первой «официальной» жертвой турниров стал герцог Генрих III Брабантский, погибший в 1095 году.
  • Есть предположения, что вначале турниры были открыты для простолюдинов. В 1077 году на одном из них погиб сын башмачника (правда, причины смерти хронистами не уточняются - возможно, бедняга просто попал под лошадь).
  • Турниры во время осады замка нередко приводили к курьезам. В 1113 году группа рыцарей выехала из осажденной Генрихом I крепости, чтобы принять участие в турнире. Однако солдатам забыли сообщить о ранее заключенном перемирии. Они бросились в атаку и случайно захватили замок.
  • Падение на землю вместе с лошадью считалось менее позорным, чем вылет из седла.
  • Считается, что традиция рукопожатия возникла на турнирах. Так рыцари показывали, что не держат друг на друга зла.

Главное - победа, а не участие

Демонстрация боевых качеств первоначально мало чем отличалась от реального боя. Подобные соревнования можно сравнить с «русской рулеткой на деньги», ведь на них использовалось обычное боевое оружие, а вместо того, чтобы получать призы, победители захватывали поверженных оппонентов в плен, присваивали себе их экипировку (для безденежных аристократов это было равносильно разорению) и требовали выкуп. Словом, вели себя как на нормальной средневековой войне. На кон этих азартных игр со смертью ставилось имущество и жизнь представителей самых влиятельных фамилий Европы, что не могло не привлекать толпы зрителей.

Пальма первенства здесь принадлежит французам (в Англии рыцарские турниры сперва называли «галльскими боями»). Очень скоро зрелища приобрели популярность в Германии. Рачительные итальянцы относились к массовым рыцарским поединкам менее восторженно - мероприятия были очень дорогими и слишком кровавыми для культурных наследников латинян.

Сперва турниры были спонтанными и не имели хорошей организации. Рыцари просто договаривались о встрече и в назначенное время съезжались к назначенному месту, чтобы проломить друг другу головы. В дальнейшем турнирные выступления стали подразделяться на дисциплины. В турнирной терминологии разных стран путались историки средневековья, а, следовательно, и современные исследователи, но основные разновидности рыцарских боев мы сейчас назовем.

Меле и ристалища

Групповые бои («меле» ) - исторически самый ранний вид турнирного боя. Их цель состояла в имитации реального военного сражения. Рыцари делились на два конных отряда во главе с капитанами. Они разъезжались, потом по сигналу бросались в атаку и на полной скорости сшибались друг с другом. Поначалу количество бойцов с каждой стороны исчислялось десятками (что в малонаселенной средневековой Европе могло считаться уже маленькой армией). Позднее число бойцов стало уменьшаться.

В защитной экипировке доминировали кольчуги, плохо державшие колющие удары. Количество «спортсменов» в средневековой Европе стало резко сокращаться, так что рыцари были вынуждены смягчить правила и разрешить использовать тупое оружие. Обязательным оно было далеко не всегда. Особо «безбашенными» считались французы, выходившие на турниры с боевыми копьями. Немцы и англичане же активно использовали «гуманные» деревянные палицы. Убить закованного в латы рыцаря ими было сложно. Зато просто свалить его с седла, где бедняга тут же затаптывался тяжелыми лошадьми.

Самый успешный рыцарь в истории меле - Уильям Маршалл (1146-1219). Турниры служили для него средством к существованию. Если верить историкам, он прошел через 500 конных «сшибок» и ни разу не проиграл, обчистив до нитки множество поверженных оппонентов.

Главным оружием фронтальной атаки было копье. Вначале рыцари удерживали его по старинке, прижимая к бедру. В 12 веке они стали поднимать его выше, и, наконец, копье разместилось под мышкой (крюков для фиксации копья тогда еще не существовало). Вопреки распространенному заблуждению, турнирные копья не были гигантскими «бревнами». Диаметр древка редко превышал 6 см, так что им можно было легко управлять и наносить точные, прицельные удары. Длина копий была всегда одинаковой (это проверялось до начала турнира).

Слететь с лошади считалось наиболее позорным, да и опасным тоже, поэтому нередко можно было видеть, как за атакующим рыцарем скачет либо даже бежит слуга. Ему разрешалось подстраховывать господина от падений и прикрывать его от нападений с тыла (хороший удар в спину - верный путь к победе).

К 12 веку турниры проводились уже повсеместно. Поводом для проведения могло быть что угодно: от коронации, свадьбы или приема послов до скуки во время осады замка. Организаторы турнира - крупные феодалы - заблаговременно (за несколько недель или даже месяцев) рассылали гонцов с приглашениями. Самым популярным местом проведения были поля северо-восточной Франции, где плотники возводили временные «спортивные» сооружения - ограждения и трибуны.

Рыцари по всей Европе готовились к турнирам заблаговременно: украшали лошадей, начищали до блеска доспехи, обновляли краску на гербах, взбивали плюмажи. Некоторые из них отправлялись на турниры с целым обозом челяди, другие - что победнее - брали лишь нескольких слуг.

Вечером перед турниром проводились индивидуальные выступления рыцарей - «весперы »*. Команды для предстоящего меле формировались, как правило, по территориальному признаку (французы против англичан). Утром они проезжали парадным строем перед зрителями, выкрикивая боевые кличи и всячески стремясь произвести впечатление.

*Слово образовано от названия «вечерней звезды» - Венеры.

После этого проводились первые, пробные сшибки. В них должны были участвовать лишь молодые, неопытные рыцари. К полудню наступало время гвоздя программы: закованные в латы конники выстраивались в линии (эсторы) и по сигналу герольда пришпоривали коней. После первого столкновения те, кто усидел в седле, должны были быстро развернуться и вновь сойтись с противником. При подобной схеме состязаний боевые построения быстро нарушались, что и дало название состязанию.

Слово «меле» произошло от французского глагола meler - «смешивать», «перемешивать», «приводить в беспорядок».

На противоположных сторонах поля стояли слуги, обеспечивавшие своих господ новыми копьями взамен сломанных. Постепенно количество боеспособных рыцарей уменьшалось. Меле разбивалось на индивидуальные схватки и растягивалось по площади на несколько миль.

Рыцари посильнее старались выбирать себе более слабых противников, чтобы нажиться на их экипировке. Кто-то искал схватки с конкретным бойцом, чтобы отомстить ему за старые обиды, а кто-то с позором отступал под прикрытие слуг (последним нередко приходилось отбивать своего господина от излишне ретивого рыцаря). Некоторые пары бойцов бились до тех пор, пока не падали от усталости, и лишь немногие держались до сигнала об окончании меле, которым служило естественное событие - заход солнца.

Высокая смертность от спортивно-кавалерийских наскоков привела к появлению строгих правил боя. Рыцарям позволялись лишь секущие удары. Колоть и бить плашмя было запрещено. Зачастую ограничивалась и область атаки - справа, на щит противника. Атаки сзади строго запрещались. Также нельзя было атаковать лошадь, захватывать противника руками, бить ниже пояса, атаковать рыцаря, потерявшего шлем.

Вечером после турнира проводился богатый банкет (в средневековье самый обильный прием пищи происходил за ужином). Смягчение правил боя коснулось и его итогов. Грабить поверженных противников было запрещено. Основным видом поощрения рыцарей стали призы, которые обеспечивались устроителями турнира. Они были весьма ценными: полностью экипированный боевой конь, золотые шпоры, оружие, церемониальные кубки, ювелирные изделия, а иногда весьма необычными. Например, в 1215 году победителю одного турнира подарили живого медведя.

Дополнительным - и, надо сказать, весьма мощным - стимулом были дамы. Средневековый культ романтической любви требовал от рыцаря беззаветной преданности даме сердца. Воины месяцами носили на доспехах подаренные их дамами безделушки, восхваляли возлюбленных при каждом удобном случае и посвящали им свои победы.

Дама победившего рыцаря могла стать королевой турнира, что обязывало её совершить в адрес кавалера определенные действия. Она могла подарить ему аксессуар своего туалета, поцелуй или даже руку и сердце. Возможность завоевать супругу становилась причиной страшной вражды между некоторыми рыцарями, чего нельзя было наблюдать в состязаниях за денежные призы.

Бугурт

С ристалищем часто путают бугурты. Единого мнения на этот счет у историков нет, да и средневековые летописцы далеко не всегда имели в виду одно и то же под данным наименованием. Наиболее распространена точка зрения о том, что бугурты - не кровавое ристалище, а военизированное шоу, проводимое во время крупных фестивалей. Битвы-спектакли разыгрывались шуточно, поэтому доспехи были не обязательны и в общей костюмированной «потасовке» могли принимать участие даже горожане.

За основу таких мероприятий брался некий героический сюжет. Иногда потешные бои превышали масштабы даже самых крупных турниров. Например, в 1517 году Франциск I приказал построить деревянную крепость с рвами, которую брали приступом 100 рыцарей и 400 пехотинцев. Им помогали пушки, стрелявшие облегченными ядрами.

Ты не пройдешь!

Одной из форм стихийного состязания был «Вооруженный проход » (Pas d’armes). Странствующий рыцарь или группа рыцарей вставали на мосту или в городских воротах и вызывали на бой каждого проходящего мимо рыцаря. Именно в такую ситуацию попал янки из известного романа Марка Твена, прибыв в прошлое. Если у вызываемого не было коня или оружия, оно ему предоставлялось. Отказ от боя покрывал рыцаря позором и лишал его шпоры - символа боевого достоинства. Дамы, шедшие без кавалеров, оставляли рыцарям перчатку или вуаль, служившие призами для последующего вызываемого (выиграв поединок, тот мог догнать даму и вернуть ей «спасенный» предмет одежды). Иногда pas d’armes выходили за пределы куртуазных забав. Некоторые рыцари, обчитавшись романтической литературы, давали обеты не прекращать защиту прохода, пока не сломают, например, 200 копий. В итоге им приходилось стоять на страже месяцами или бесславно падать с коней от усталости.

Джостра

Второй по значимости вид турнирного поединка, постепенно вытеснивший массовые побоища. Джостра фактически представляла собой дуэль двух рыцарей. Оружие могло быть разным - от топоров или булав до кинжалов, однако наиболее зрелищными были копейные поединки. Бой шел на очки, которые засчитываются арбитрами за сломанные копья, сбитые шлемы и тому подобные достижения. Касание земли коленом или потеря оружия автоматически засчитывались как поражение.

Лобовое столкновение тяжелых коней дестриэ могло бы заставить прослезиться даже видавших виды работников ГАИ. Поэтому во избежание ненужных травм участники джостры стали разделяться деревянными барьерами. Иногда рыцарям разрешалось спешиваться и вести бой на мечах - но тоже через барьер.

Это позволяло делать акцент на фехтовании и избегать запрещенных приемов. А для любителей грязной игры работали помощники судей, защищенные доспехами и вооруженные палками. Они тщательно отмеряли дистанцию разгона коней, проверяли оружие соревнующихся и растаскивали их в том случае, если кто-то слишком увлекался.

В качестве альтернативы дуэлям можно было поражать копьем подвешенные кольца или вращающиеся манекены, причем, если рыцарь проявлял недостаточную ловкость, «противник» разворачивался и бил его мешком по спине (подобные состязания получили название «квинтин» ).

Вскоре джостра обросла невероятным количеством формальностей. Герольды тщательно проверяли родословную рыцарей. При обнаружении безродного участника его снаряжение переходило в их собственность, так что интерес герольдов к генеалогии носил сугубо материальный характер. Иногда романтические идеалы оказывались сильнее правил, и в турнирах принимали участия таинственные «черные рыцари» без гербов на щитах, закрывавшие лица шлемами в течение всего турнира.

Перед джострой рыцари выставляли свои щиты с гербами. Их могло быть несколько - разных цветов, означавших разновидности оружия. Желающий вызвать рыцаря на бой должен был лично или посредством представителя подойти к палатке вызываемого и коснуться соответствующего щита.

Всем спасибо, все свободны

Несмотря на использование специальных усиленных доспехов, затупленных копий из легких пород дерева и барьеров между рыцарями, в финалах многих турниров некрологи были длиннее списков победителей. Поначалу счет жертв шел на десятки. В 1175 году в Германии погибло 17 рыцарей. Однако уже в 1240 году на одном только турнире в городе Нойсе на тот свет отправилось 60 человек.

Особенно не везло королям по имени Генрих. В 1524 году Генрих VIII Английский xуть не погиб, когда осколки копья попали ему за забрало. С Генрихом II Французским вышло хуже - в 1559 году осколок копья противника попал ему в глаз и вышел из уха. Король умер в страшных мучениях через 10 дней.

Монархам не нравилось, что их лучшие рыцари, составлявшие костяк феодальной армии, гибнут в мирное время чаще, чем на войне. Естественно, турниры пытались запретить с самого момента их появления. В 1192 году Ричард Львиное Сердце разрешил их проведение только в строго отведенных местах, причем участие рыцарей стало платным.

С 12 по 13 век вышло шесть церковных эдиктов разной строгости. Одни запрещали проводить турниры с пятницы по понедельник, в религиозные праздники и Пост. В 1130 году папа Иннокентий II запретил хоронить убитых на турнире по христианскому обычаю.

Однако вовсе не запреты привели к закату эпохи турниров. Групповые схватки сошли на нет быстрее всего: последний полноценный турнир проводился в Англии в 1342 году, а во Франции - в 1379. Немалую роль сыграли высокие расходы на их проведение. В том же 1369 жители Гента подняли восстание, когда узнали, что в их городе будет проведен богатый турнир.

***

Джостра угасла в 17 веке вместе с рыцарством. Появились регулярные армии, а огнестрельное оружие свело на нет преимущество брони. С точки зрения подготовки воина турниры стали бесполезны и вскоре были вытеснены скачками. Сегодняшние инсценировки, проводимые историческими клубами (крупнейший из них имеет свой сайт - worldjousting.com), - не более чем тень прежних игр голубой крови.

Первые рыцарские турниры прошли во Франции в IX веке, но правила их проведения разработали лишь спустя несколько веков, когда стало понятно: терять профессиональных воинов таким образом - непозволительная роскошь.

сайт выбрал 5 главных правил, которым должны были следовать участники и организаторы рыцарских поединков:

В каждой европейской стране придумывали свои правила организации турниров, но общие принципы поведения в бою были едины для всех.

Рыцарь не мог умышленно травмировать лошадь своего врага и целиться в седло. Запрещалось наносить удары ниже пояса и применять борцовские приемы, например, захваты и толчки.

В каждой стране Европы были свои правила рыцарских турниров

Атаковать со спины, безоружного или соперника, у которого слетел шлем, также считалось грубым нарушением. Тем, кто игнорировал эти правила, засчитывалось «техническое» поражение, грозила дальнейшая дисквалификация и тюрьма.

Турниры устраивали в крупных городах обычно ранней весной или поздней осенью. Организаторами выступали государи или дворяне. Для соревнований выбирали требовалась большая площадка, которую обносили оградой. Рядом разбивали шатры и строили трибуны - для знати, судей и простых зрителей. Им запрещалось проносить с собой оружие и доспехи.

Состязания начинались ранним утром и заканчивались поздно вечером, иногда затягивались на несколько дней. Все зависело от уровня и количества участников. Турнир всегда завершался грандиозным пиром, где чествовали победителей.

Рыцарские турниры устраивали обычно ранней весной или поздней осенью

Средневековый рыцарь в самом расцвете сил попадал на тот свет двумя путями. Либо погибал в войне, либо умирал на турнире. Даже если боец выживал, он получал серьезные увечья. Этим обстоятельством были обеспокоены монархи и даже церковь. Организаторы соревнований обязали соревнующихся переходить на менее опасное оружие. Например, при конной сшибке брали «копья мира».

У него был особый наконечник с тремя остриями, чтобы сила удара распределялась на три точки. В ближнем бою стали использовать затупленные мечи и булавы из твердых пород дерева.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного противника - оружие оставляли. Побежденного иногда брали в плен, тогда ему предстояло платить за себя выкуп. К XV-ому веку эти традиции ушли в прошлое. Награду стали вручать организаторы соревнований.

Вознаграждение формировалось из совместных взносов участников. Самым же ценным был подарок от прекрасной дамы, которой рыцарь посвятил свою победу. Его ждала вуаль, платок или шарф. Эту вещицу позже прикрепляли к шлему или копью.

Выигравшему турнир рыцарю доставались доспехи и лошадь поверженного

Когда традиция рыцарских турниров только зарождалась, на родословную участников никто не обращал внимание - на арене нередко оказывались простолюдины, желавшие подзаработать. Но со временем благородное происхождение превратилось в необходимое условие. Рыцаря не пускали на арену, если он не мог доказать, что несколько поколений его предков были свободными людьми.

Если предки рыцарей были свободными людьми - их пускали на арену

За соблюдением этого правила следили герольды. Велись турнирные книги. Кроме того, стоимость специальных доспехов, которые в отличие от боевых, были тяжелее, прочнее и дороже, автоматически исключала из рядов участников малоимущих. Во Франции действовало ещё одно условие. на бой запрещали выходить тем, кто каким-либо образом причинил вред католической вере.

Средневековый рыцарь либо погибал в войне, либо умирал на турнире

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир, иллюстрация из германской средневековой книги, 1480 год.

Конная сшибка

Современная реконструкция

Ры́царский турни́р - военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века . Родина турниров - Франция .

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья . Турниры обычно устраивались королём либо баронами , крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови , в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы . Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище ». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды , они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки . Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение и история развития

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Вот как описывается поединок двух кавалеристов - датчанина и сакса - в поэме XIII ст. "Песнь о Нибелунгах ":

Датчанин гневным взглядом окинул чужака

Коням всадили шпоры наездники в бока

Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,

И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.

С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,

Потом друг мимо друга как ветер понеслись.

Бойцы их повернули и съехались опять,

Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.

Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.

Столбом взметнулись искры над шлемом короля,

Как будто кто-то рядом большой костер зажег,

Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог...

Подобные поединки были не редкостью в те времена, когда воинственный характер (а отчасти и нехватка денег) толкал рыцарей и оруженосцев на приключения. Вот что пишет Руа об этом:

...молодые корианфы, только что посвящённые в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d"armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив своё знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться...

Описание это, надо полагать, относится ко временам зарождения и становления рыцарства, то есть к X-XII векам. Впоследствии подобные стихийные турниры старались упорядочивать и создавать для этого более подходящие условия. Обычно турнир устраивался как всенародное развлечение по случаю или праздника, или какого-либо события (свадьбы, крестин и т.д.) в жизни крупных феодалов. Естественно, это потребовало определённого свода правил, наиболее знаменитыми из коих есть "Турнирная книга" Рене Анжуйского , где детально прописаны все элементы позднесредневекового церемониала, связанного с турниром. Руа кратко описал обстановку турнира, превращающегося во всенародный праздник, таким образом:

Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарям и всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам. которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара .

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - апликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:

В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, ещё сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался "не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ". Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд (Рене Анжуйский называет его "герольдмейстер ") с помощниками объявляют о проведении турнира следующим образом:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

Да пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из земель (далее идёт перечисление земель вокруг) и всех других каких бы то ни было земель в этом королевстве и всех других христианских королевств, что не объявлены вне закона и не враги нашему королю, да хранит его Господь, знают, что в такой-то день такого-то месяца, в таком-то месте и в таком-то городе, состоится великий праздник и благородный турнир с булавами установленного веса и затупленными мечами, в соответствующих доспехах, с плюмажами, гербовыми накидками и конями, покрытыми попонами с гербами благородных участников турнира, согласно старого обычая;

Хозяева этого турнира - (именуются соответственно титулам) зачинщик, и (...) защитник;

И чтобы знать это лучше, все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из вышеуказанных владений и рыцари из любых других земель, кто не изгнан и не враг нашему королю, кто желает принять участие в турнире и ищет чести, могут нести эти малые щиты, что даются вам сейчас, дабы все могли знать, кто участвует в турнире. И каждый, кто хочет, может иметь их: эти щиты разделены на четыре части гербами четырёх рыцарей и дворян-судей турнира.

И на турнире дамами и девицами будут розданы почётные и богатые призы.

В дополнение я объявляю всем вам: принцам, сеньорам, баронам, рыцарям и дворянам, которые намереваются участвовать в турнире, что вы должны прибыть на постоялые дворы за четыре дня до турнира и выставить на обозрение ваши гербы в окнах, иначе вам не позволят участвовать; и это я говорю от имени моих сеньоров и судей, так что прошу меня простить. "

Сначала принцы, сеньоры и бароны, которые желают выставить на обозрение свои знамёна на турнире, должны приложить усилия, чтобы собрать окружение, особенно когда они въезжают в город, из как можно большего числа рыцарей и дворян, участвующих в турнире; и таким путём въехать в город, как следует далее.

А именно, боевой конь принца, сеньора или барона-предводителя рыцарей и дворян, сопровождающих его, должен войти в город первым, покрытый гербом предводителя, с четырьмя гербовыми щитами эмблемы предводителя, укреплёнными на конских ногах, на голове коня-украшение из страусиных перьев, на шее коня - связка колокольчиков, в седле - маленький паж, как больше нравится ему. И после коня принца должны точно так же идти боевые кони других рыцарей и дворян из его окружения, пара за парой, или один за одним, если Вам так нравится, с рыцарскими и дворянскими гербами на ногах коня, как выше описано. А после боевых коней должны идти, играя, трубачи и менестрели, или другие инструменты, какие пожелаете; а после них, герольды или их помощники, одетые в свои гербовые накидки; и после них, рыцари и дворяне со всеми их свитами.

Также, немедленно после того, как сеньор или барон прибывает на постоялый двор, он должен выставить свою гербовую накидку в окне. Он должен приказать герольдам и их помощникам вывесить длинную доску, прикреплённую к стене фасада его пристанища, на которой нарисован его герб, а именно его навершие шлема и щит, а также тех из его свиты, кто будет участвовать в турнире, как рыцарей, так и дворян. И он должен приказать выставить своё знамя в верхнем окне постоялого двора, висящее над дорогой; и для выполнения этого герольдам и их помощникам требуется заплатить четыре су для вывешивания каждой гербовой накидки и каждого знамени, а они должны раздобыть гвозди и верёвки, чтобы прибить и поднять или опустить знамёна, вымпелы, гербовые накидки, когда это потребуется. И заметьте, что хозяева турнира должны делать то же, что и другие сеньоры и бароны, вывешивая свои атрибуты в окнах постоялых дворов: здесь нет разницы, кроме того, что они должны выставить на обозрение их флажки со знамёнами: а для чести баронов, вывешивающих свои знамёна в окнах, необходимо вывесить ещё и гербовые накидки не менее пяти участников турнира из их окружения.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d"honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Вот что пишет Рене Анжуйский:

Первый случай и самый серьёзный, когда дворянин уличён во лжи и нарушении клятвы, особенно в вопросе чести.

Второй: когда дворянин-ростовщик, и явно одалживает ради выгоды.

Третий случай, когда дворянин женится на женщине, которая ниже его по происхождению и неблагородна.

Касательно этих трёх случаев, первые два не могут быть прощены, поскольку должны строго осуждаться на турнире, и они настолько бесчестны и возмутительны, что если кого-нибудь уличают в совершении этого, то после того, как вина его будет доказана, его шлем бросают на землю.

Заметьте, если на турнир приезжает кто-либо, кто неблагороден во всех поколениях, но добродетелен, он не должен поначалу избиваться, кроме как принцами и великими сеньорами, которые, не вредя ему, должны побить его своими мечами и булавами, и это должно всегда считаться честью. Это должно означать, что поскольку он весьма добродетелен и заслужил право быть на турнире, и с этого времени никто не может порицать его за его происхождение в любом почётном месте, где он находится, на турнире или ещё где-либо. Там также он может носить новое навершие или поменять герб, если желает, и оставить их для себя и своих потомков.

Наказание для двух основных серьёзных проступка, описанных выше, следующее:

А именно остальные сеньоры, рыцари и дворяне на турнире должны схватить и бить провинившегося, пока тот не согласится уступить своего коня, это всё равно, что он скажет: "Я сдаюсь." И когда он сдастся, остальные участники турнира должны приказать своим пешим и конным слугам обрезать подпругу с его седла и пронести негодяя на седле к ограде ристалища и установить его там, как будто верхового, и держать его в таком положении, чтобы он не смог слезть или незаметно удрать до самого конца турнира; а конь его дарится трубачам или менестрелям.

Наказание за третий проступок состоит в том, что провинившийся должен быть хорошо бит, пока он не согласится уступить коня, как в вышеописанном случае. Но его подпруга не срезается и он не сажается в седло на барьерах, как за два первых нарушения. Вместо этого его садят на шею коня так, чтобы он держался руками за лошадиный зад, а его булава и меч бросаются на землю, и конь отводится под уздцы к герольду или его помощнику, который отведёт его в угол ристалища и будет держать там до самого конца турнира. А если провинившийся попытается сбежать или вырваться из рук герольда, он может быть бит снова, его подпруга срезается, а его садят верхом на барьеры, как сказано выше.

В четвёртом случае, дворянина, который сказал недостойное в адрес дам или девиц, без всякой на то причины. И в наказание он должен быть побит другими рыцарями и дворянами на турнире до тех пор, пока он громким голосом не попросит у дам прощения, так, чтобы все могли слышать его, и не пообещает никогда больше не говорить плохого и мерзкого им.

Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика. Вот как описывает эту клятву Рене Анжуйский:

Судейский герольд говорит участникам турнира:

"Высокие и могущественные принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, каждый из вас, поднимите пожалуйста вверх вашу правую руку, по направлению к небесам и все вместе, как вы будете в будущем, поклянитесь верой, вашей жизнью и вашей честью, что вы никого на этом турнире не будете умышленно поражать острием вашего меча, или ниже пояса, и что никто из вас не начнёт нападать на другого, пока это не будет дозволено, а также если чей-нибудь шлем свалится, то никто не прикоснётся к этому рыцарю, пока он не наденет его обратно, и вы согласны с тем, что если вы умышленно сделаете обратное, то вы потеряете своё оружие и коней и будете изгнаны с турнира; также судьи везде и во всём наблюдают за порядком и они могут карать все нарушения без разбора; и в этом вы клянетесь верой, жизнью и честью." И они отвечают: "Да, да."

В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира. Эта церемония тоже красиво описана Рене Анжуйским:

Герольдмейстер должен подняться на галерею менестрелей и приказать одному из помощников герольда крикнуть:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!"

"Высокие и благородные принцы, графы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне, которые будут участвовать в этом турнире: я должен сказать вам от имени судей, что каждый из вас должен быть на ристалище завтра в полдень вооружённым и готовым к турниру, ибо в час дня судьи перережут верёвки, чтобы начать турнир, где дамами будут вручаться богатые и достойные награды.

В дополнение я предупреждаю вас, что ни один не может приводить на ристалище конных слуг более определённого числа: а именно, четверо слуг для принца, трое - для графа, двое - для рыцаря, один - для дворянина, а пеших слуг может быть столько, сколько вы пожелаете; потому что так решили судьи."

После этого, судьи должны подойти к дамам и выбрать из них двух самых прекрасных и благородных, которых они ведут с факелами, в сопровождении герольдов и их помощников. И один из судей должен нести большой платок, вышитый, украшенный драгоценными камнями и красиво орнаментированный золотом. И судьи должны провести под руку дам вокруг комнаты, пока они не найдут среди участников турнира рыцаря или дворянина, которого судьи заблаговременно выбрали как честнейшего из всех остальных, перед которым дамы и судьи останавливаются вместе. И герольдмейстер должен сказать рыцарю или дворянину что следует:

"Благороднейший и доблестнейший рыцарь (или благороднейший и честнейший дворянин), как в обыкновении дам и девиц сострадать, те, кто пришли посмотреть на турнир, проводимый завтра, боясь, что какой-нибудь благородный господин, который сделал дурное по умыслу, может быть наказан слишком строго по требованию судей, и не желая смотреть, что кого-то бьют очень сильно, не взирая на то, кто он, тем не менее они могут помочь ему; дамы просили судей назначить им славного, мудрого и благородного рыцаря, который более, чем остальные, заслуживает чести нести от их имени этот шарф на конце копья на завтрашнем турнире. И если кто-то слишком сильно побит, этот рыцарь или дворянин коснётся его шлема шарфом, и все, кто нападает на него, должны прекратить и не сметь прикасаться к нему, потому что с этого времени дамы взяли его под свою защиту и охрану. Вы избраны ими из всех остальных, чтобы быть на этом турнире почётным рыцарем (или дворянином) и принять эту обязанность, и они просят и требуют от вас делать так, как они пожелают, и так же делать по велению судей."

Затем дамы должны дать ему шарф, прося его сделать это; а затем рыцарь (или дворянин) целует их, а потом отвечает им в следующем виде:

"Я покорно благодарю наших дам и девиц за честь, оказанную ими мне: и хотя они легко могли найти других, кто мог бы сделать это лучше, и кто достоин этой чести более меня, но тем не менее я повинуюсь дамам легко и буду выполнять мои обязанности, всегда прося, чтобы они прощали мои ошибки."

Затем герольд или его помощники должны повязать шарф на конец копья, которое они поднимают в высоту, а потом один из помощников, держа его ровно, должен пронести его перед почётным рыцарем или дворянином, как часом позже. А он должен провести целый вечер возле знаменитейшей дамы, присутствующей на празднике. И пока они находятся при дамах, герольдмейстер должен приказать помощнику крикнуть следующее:

"СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

"Пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне знают, что N избран дамами почётным рыцарем (или дворянином), вследствие его честности, храбрости и благородства. Вам приказано судьями, а также дамами, что когда вы увидите этого рыцаря (или дворянина) завтра под эти шарфом, под страхом быть битым за это, не смеет нападать или прикасаться к нему; с этого часа он взят дамами под свою защиту и милость, а шарф называется "Благоволение дам".

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в

Многие думают, что турниры , которые проводились среди рыцарей, были неотъемлемой часть средневекового мира . Такие турниры описаны не в одном историческом романе, и при чтении его, мы уже почти слышим крики толпы, встречающей своего любимца, вот-вот и увидим блеск сверкающих лат рыцаря. но буквально через две минуты весь блеск скрывается за кучей пыли, крови и грязи, но даже это не заставляет нас не любить эти турниры.


В средневековом мире такие рыцарские поединки лишний раз дают повод рыцарям самовыразиться, и показать свои навыки обращения с оружием и показать всем, что они способны на многое. Кроме всего этого, это была возможность для новичков, чтобы показать себя и начать писать список своих подвигов.

В наше время известно всего о трех разновидностях рыцарских турниров. Первым в этом списке будет наиболее зрелищный турнир, такой как ристалище, в котором участвовали конные отряды, а именно два, и после сигнала, который давал организатор турнира , начиналась битва. В ходе сражения враги ярость врагов разгоралась еще сильнее, и поэтому никто не ждал пощады от противника, в конце битвы было много мертвых, и получалось, что выигрывала та команда, участники которой остались в живых. Именно из-за этого пришлось отменить данный вид турнира.

На смену ристалищу пришел чуть менее красочный вид турнира, такой как «джостра». В этом турнире рыцари сходились один на один, и бились на турнирном оружии, которое не давало нанести смертельных ран. Сначала еще конные рыцари сражались на копьях, но после этого сражения, если оба рыцаря были способны стоять на ногах, поединок продолжался на мечах до полной победы. Но «джостра» ограничивал рыцарей своими правилами, например, было запрещено ударять друг друга копьями на уровне пояса или ниже, а ряд приемов с мечем был и вовсе отменен.

Но время шло, и давало о себе знать, сменив «джостру» на «богардо», в котором уже небыло как такового поединка, а было лишь выступление показывающее ловкость и умение рыцарей . Впоследствии «богардо» стал увеселительной программой для карнавалов.

Происхождение рыцарских турниров

Рыцарские турниры проводились постоянно, так как это была возможность показать себя в бою. Богатые сеньоры и короли устраивали состязания, чтобы увидеть на что способны его вассалы, да и просто для развлечения. Нередко бывали и такие случаи, когда сам король выходил на арену, чтобы посоревноваться в силе с рыцарями своего королевства, а также с рыцарями соседних королевств. Но сам обычай проводить турниры появился еще за долго до возникновения рыцарства.

Еще в восемьсот сорок четвертом году, в древней Германии начали проводиться такие поединки, так например в летописях описано, что при встрече Людовика Немецкого с его братом – Карлом в Страсбурге они решили провести показательную битву, предварительно разделившись на две равные группы.

А вот первые правила в такие состязания были введены уже намного позднее, это произошло в одиннадцатом веке, когда рыцарь Франции – Готфрид де Прельи, решил ввести определенные рамки в ход битвы.

Примерно через сто лет первые рыцарские поединки начали проводиться в Англии, но были и противники у рыцарских турниров, так например король Генрих второй был категорически против проведения подобного рода мероприятий, но уже через некоторое время, его сын Ричард полностью поддержал идею турниров и разрешил их проведение, после чего сам не раз участвовал в турнирах..

Примерно в это же время рыцарские турниры появились и в Италии, но там они проводились между двумя определенными городами.

Конечно со временем менялись и правила турнира, но это делало боевые игры только зрелищней. Многие уверены в том, что при сражении на копьях рыцари держат копье подмышкой, но а самом деле это тяжелое и массивное копье находится у них в руке. Со временем оружие и броня рыцаря менялась, как для реального боя, так и для турниров, но во все времена, турнирное оружие делалось так, чтобы нанести как можно меньше повреждений участнику. Так например при проведении боя на турнире рыцари сначала съезжались на конях, сражаясь с помощью копья, и тот, кто выпадал из седла, тот и признавался проигравшим, а если в седле оставались оба, то поединок продолжался на тупых мечах.

Но развитие оружия позволило уже в пятнадцатом веке, германцам проводить конные поединки на палицах, что заставило оружейников подумать об утяжелении и укреплении рыцарского шлема.

Существовало множество различных турниров, и назначить например «странствующий турнир» мог любой желающий рыцарь, который нашел себе соперника, но такие поединки чаще проводились не для зрителей, а для выяснения силы рыцарей. И совсем другое дело когда турнир проходил по приглашению, на таких турнирах встречались множество рыцарей, даже из разных стран, на трибунах собиралось просто огромное количество зрителей, а бои были яркими и красочными. На таком турнире немало внимания уделялось происхождению рыцаря, а если быть точнее, то его гербу.

Такие большие турниры устраивались по любому поводу, будь то свадьба дочери ил же посвящение в рыцари, нередко такие турниры проводились между заключившими мирный договор странами. Тогда рассылались приглашения всем знатным людям, точнее кого желали видеть на турнире, но все равно никаких ограничений для учатия в турнир никогда не устанавливалось, поэтому приходило огромное количество рыцарей, чтобы проверить себя в бою.

Роль турниров в развитие общества в целом

При одном появлении слуха о том, что скоро будет турнир, сразу же начинались приготовления к предстоящему событию, все хотели выглядеть лучше остальных, поэтому турниры были всегда полны нарядов и украшений. А если говорить о рыцарях, то не было не одного, кто бы не хотел принять участие в турнире. Специально для турнира изготавливались красивые и крепкие доспехи, подбирался самый сильный конь, который точно не подведет, а что касается рыцарского вооружения, то тут было огромное количество разновидностей оружия, самыми впечатляющими были как правило трофейные оружия, которых еще не было у других.

Для одних турнир был поводом просто покрасоваться в своих ослепительных доспехах и с уникальным оружием, а для других это была возможность показать себя с лучшей стороны, поведать знати, да и всем присутствующим о своих навыках владения оружием.

А некоторые шли, чтобы найти и завоевать своими сражениями даму сердца, совершить в е честь подвиг и прославить ее имя..

Также это был шанс поправить свое финансовое положение, ведь конь, доспехи и вооружение проигравшего в битве, оказывались в полном распоряжении победителя, поэтому он мог продать все это, причем за очень большие деньги, так как рыцарское вооружение в то время стоило огромных денег, которые можно было получить только в случае продажи целой деревни.

Также на турнирах присутствовали и знатные и богатее сеньоры, которые чтобы показать свое величие привозили с собой несколько рыцарей, огромное количество слуг и даже музыкантов. В связи с этим в замке того, кто устраивает турнир могли найти ночлег далеко не все гости, поэтому им приходилось либо ночевать в походных шатрах, либо ехать на ночлег в ближайший город.

Во время турнира даже небольшой и неприметный городок становился красочнее любого центр культуры, так как дома были украшены знаменами и девизами, а у крылец стояли рыцарские щиты, говорившие о том, что этот рыцарь нашел здесь ночлег.

В дни проведения турнира оживлялись все лавки и рынки, так как огромное количество гостей нуждалось в пище и покупке чего-то нового. В лавках менялись драгоценные металлы и камни на золотые монеты, а если говорить о городском рынке, то там было столько народа, что ступить было негде, специально к дню турнира купцы привозили даже из далеких стран всевозможные вкусности, специи и украшения, ведь они точно знали, что все продадут.

Перед самим рыцарским турниром проходил конкурс мастерства рыцарских оруженосцев, которые также могли посоревноваться в силе с другими оруженосцами, но их оружие было абсолютно безопасным, так как они не могли позволить себе купить подходящие доспехи. Наградой победителю было посвящение в рыцари перед самым турниром на глазах у огромного количества людей, а далее им предоставлялась возможность участвовать и в рыцарском турнире.

За ночь перед самым турниром город был как сотня огоньков, так как никто не спал в ожидании зрелища, как только был слышен утренний горн, все шли на служение в церковь, после которого и начинался турнир. В преддверии ожидания, обсуждались достижения и заслуги участников турнира, ну и конечно же не обходилось и без красочного появления в последний момент какого-нибудь рыцаря

Турниры в 12-13 веке.

В течение 13 века турнир оставался достаточно опасными для жизни делом. Под словом «арена» в те времена подразумевалось не специальное огороженное поле, на котором проводились турнирные бои , а ограниченные деревянными перекладинами или веревками участки открытой местности, где собирался народ, который приходил посмотреть на красочное зрелище. В отдалении располагались площадки для отдыха. Само турнирное поле боя, как правило, располагалось между деревнями или городами. Как говорил Годфрея де Прули, рыцари, участвовавшие в подобных турнирах, должны были выполнять определенные правила. Большой размер турнирного поля не давал возможности судьям наблюдать за всеми происходившие на нём событиями. Участники состязаний не редко получали серьёзные ранения и даже могли умереть, поскольку на турнирах использовали настоящее боевое оружие . В крайнем случае, в документах того времени еще не встречаются упоминания об использовании специально затупленных копий.

Наиболее подробные сведения про турниры можно почитать в биографии Вильяма Маршала, которая была написано во 2-ой половине 13 века. В ней наглядно можно увидеть, как молодой человек, который хорошо владел оружием , мог заработать себе достаточно большое состояние.

Через пару недель после прибытия все рыцари делились на 2 команды согласно территориальному или национальному признаку. Норманны, как правило, объединялись с англичанами и боролись против французов. Рыцари , которые приезжали поодиночке, могли присоединиться к одной из команд либо создать свою собственную. Ночью, перед турниром рыцари почти не спали: они чистили снаряжение, лошадиную сбрую, полировали кольчуги в ящиках с песком.

В начале состязания проходило торжественное шествие всех рыцарей. В процессе самого турнирного боя группы рыцарей могли нападать на одного, а конные рыцари - вступать в бой с пешим противником. Такое поведение не было нарушением кодекса рыцарской чести . В то время, когда сэр Вильям был опекуном наследника Генриха 2, они вместе с юным королем были на множестве турниров во Франции. В его биографии мы можем прочитать о том, как Вильям боролся с противниками на обнесенных частоколом равнинах, на деревенских улицах, внутри крестьянских домов и в виноградниках.

Для некоторых лордов участие в рыцарских турнирах считалось делом чести, другие рыцари стремились просто захватить денежную добычу. Сэр Вильям, участвуя в своём самом первом турнире, поборол рыцаря и, взяв с него обещание дать выкуп, отпустил просто под честное слово, а затем захватил ещё троих. Разделив свою победу над 5-ым пленником с еще одним рыцарем , он оставил турнир с 8-ю конями (4-мя рыцарскими и 4-мя для сквайров), парой вьючных коней и снаряжением. Порой было разумнее забрать у выбитого из седла соперника только лошадь. Когда Вильям уже намеревался захватить рыцаря , которого сбросил с лошади, его атаковали еще 5 человек. У него получилось отбить атаку, однако шлем во время драки перевернулся так, что загородил обзор, и ему пришлось отступить к арене зрителей, где с огромным трудом вернул его в правильное положение. Как-то раз, сэр Вильям вёз захваченного пленника в город Анет. Когда его лошади остановились возле водосточной канавы, пленник спрыгнул из своего седла и был таков! Когда сэр Вильям обернулся, он обнаружил, что пленённый им рыцарь, вместе с потенциальный выкуп, пропал. Такой инцидент вызвал массу шуток, не только среди друзей, но и среди недругов.

Иногда было выгоднее подождать, пока команда соперника ослабнет от атак (наносимых, обычно по шлему). В таком случае было легче победить не только лидера, но и прочих рыцарей без особых потерь в своей команде. По окончании конного боя пленников, которые сидели верхом на конях, отдавали под присмотр сквайров, потом освобождали, как правило, под честное слове, которое частенько нарушалось. Бой продолжался до наступления полумрака, после чего участники собирались на совете, чтобы решить, кто заслуживает главный приз. Как-то раз, после турнира 2 рыцаря, которым поручалось вручить призовую брошь В.Маршалу, нашли его в кузнечной, где тот стоял, положив свою голову на наковальню, а мастер-оружейник старался высвободить ее из сплющенного шлема при помощи клешей и молота.

Рыцарь, который возглавлял команду, определял суммы выкупов за товарищей по оружию , командовал захваченным снаряжением, а также решал дальнейшую участь пленников. За рыцарей, которые были захвачены противниками в турнирном сражении, требовали намного меньший выкуп, чем за военнопленных, когда была настоящая война. В 1177 г. сэр Вильям вместе с рыцарем Роджер де Гаг на протяжении десяти месяцев захватили в плен 103 человека. Турнир 1179 г. в Лагнн стал последним, из тех. которые посетил сэр Вильям. Общее количество рыцарей в свите молодого короля увеличилось до 200. В их число входило 11 рыцарей-беннерстов. На рыцарском турнире были герцог Бургундский и тринадцать графов.

К концу 12 века свита уменьшилась в размерах. Рыцари, как и раньше, использовали арбалетные стрелы и дротики. В турнирных боях участвовали отряды пехотинцев. Сам Фитцстефан говорит, что в конных боях принимали участие молодые жители Лондона, которые были вооружены щитами и копьями без острых наконечников. Возможно, этот турнир был незначительный, о котором не говорилось заранее. Исследователи считают, что молодёжь принимала активное участие в захвате бутафорского замка. Так же Фитпстефан говорит о сражении на льду р.Темзы. В 13 веке пешие солдаты из городов Умбрии и Таскали, вооруженные дубинками и щитами, приняли участие в сражении, которое продолжалось дольше, чем простой турнир.

Традиция посещения турниров скоро была принята императором Германии и его приближенными. Однако английские короли с подозрительностью и осмотрительностью относились к проведению рыцарских турниров , поскольку, под прикрытием которых могли собираться зачинщики мятежей. Вероятно, нападение на Аленкона отбили благодаря поддержке рыцарей , которые принимали участие в турнире невдалеке. Приближенные короля удостоверились, что такие мероприятия собирают очень много воинов и бойцов. Генрих II создал указ, который запрещал такие развлечения, когда Вильям Ньюбургский понял, как много молодых рыцарей отправляются в другие страны на турниры, в особенности во Францию. Д. Нрейклонд говорит, что проведение рыцарских турниров в Англии появилось при Ричарде I, который разрешил проводить их только в 5-ти определенных им местах. С того времени проведение неразрешенных королём рыцарских турниров расценивалось как поступок против короны. Ричард, который постоянно нуждался в деньгах для ведения войны, решил сделать вход на турниры платным. Сумма платы зависела от социальною положения человека: с графа брали двадцать марок серебром; с барона - десять марок; с рыцаря, который владел землёй - четыре марки; с простого безземельного рыцаря - две марки. Главный судья назначал своих братьев на должности сборщиков входной платы. На любом турнире были 2 рыцаря и 2 чиновника, которые наблюдали за исполнением указа короля.

После стычки между собой баронов либо ссоры с королевским фаворитов следовала череда неофициальных турниров . Таким образом, проведение турниров планировалось провести после ухода короля Иоанна под Руннимедом. По неволе оказавшиеся между двумя враждующими сторонами - с одной стороны, королевским двором, с другой баронами - местные рыцари втянулись в гражданскую войну. Правитель Генрих 3 (1216-1272 г.г.) издал специальный декрет, который объявлял, что инициаторы таких противозаконных турниров лишаются поместий, а их дети – полноправного наследования. Посвященные им в рыцари восемьдесят претендентов, еще в сопровождении сына самого короля - принца Эдварда, отправились для участия в турнирах в другие государства. После поражения под Эвсшсмом король опять стал благоволить к организации турниров. Особую поддержку им оказывал Эдвард Первый, который отличился при встрече в Блее, проходившей в 1256 году. Если на рыцарские бои накладывался запрет, это случалось по какой-либо веской причине: либо король был за пределами государства, либо он участвовал в военный действиях вместе с баронами.

Филипп II, король Франции (1180-1223) запрещал сыновьям принимать участие в турнирных состязаниях из-за высокой опасности получить увечья или вообще потерять жизнь. Но короли достаточно часто сами проводили крупные турниры, которые были удобным поводом для прощупывания настроения подданных, в особенности высшей знати - баронов, а еще для набора солдат в армию.

01.03.2019

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео