Шаткармы – очистительные практики йоги. Возможно ли с помощью шаткарм и практик йоги достичь идеального здоровья? Что делать, если вода не выходит

Шаткарма – это одна из шести основных очистительных техник в йоге . В переводе с санскрита это слово означает «шесть действий». Они применяются тогда, когда доши находятся в дисбалансе. В « » говорится, что выполнять Шаткарму необходимо каждому, у кого в избытке слизь и жир.

Используются эти техники обычно в том случае, если имеются нарушения в работе каких-либо органов или тканей. Однако, лучше прибегнуть к ним в качестве профилактических мер, не дожидаясь проблем со здоровьем.

Очистительные техники йоги могут показаться достаточно грубыми процедурами, однако, именно они способны привести к утончению, чувствованию праны, которая движется потоком по телу в процессе выполнения асан и пранаям . .

Всего выделяют шесть основных техник очищения организма: , . Все Шаткармы в йоге имеют определенное предназначение . Быстрые чистки можно выполнять при необходимости каждый день, а долгие и мощные обычно делают в свободные от работы и практики йоги дни, а также по выходным.

Джала-нети (Нэти) – процедуры очищения носовых ходов

Для выполнения этой процедуры потребуется специальный небольшой чайник – нети-пот. Используется подсоленная вода для промывания носовых ходов. Приготовить соляной раствор можно с расчетом 1 ч. л. на 0,5 литра воды. Техника помогает избавиться от слизи из носа, улучшает зрение, благотворно влияет на состояние ушей, обостряет интуицию .

Техника выполнения выглядит следующим образом. Соленую воду такой же температуры, что и тело, заливают в одну ноздрю, наклоняя голову таким образом, чтобы вода вытекала через другую ноздрю. То же самое сделать в обратном порядке.

Вдыхать жидкость ни в коем случае нельзя ! Вода должна пробивать носовые ходы самостоятельно, без усилий со стороны человека. Подробнее об этой процедурре Вы можете узнать из . Также иногда стоит запастись терпением. Может потребоваться 3-4 подхода, чтобы почувствовать эффект. После процедуры необходимо просушить ноздри дыханием Капалабхати.

Процедуру нельзя делать в нескольких случаях:

  • при воспалительных и гнойных процессах в пазухах носа (промывание может спровоцировать попадание инфекции через евстахиевую трубу во внутреннее ухо);
  • в холодное время года перед выходом на улицу, особенно, если наблюдается морозная погода.

Есть более жесткая практика в пределах этой очистительной техники – Сутра-нэти. Нос прочищается с помощью шнурка (подойдет резиновый катетер 3 мм). Приступать к выполнению этой процедуры можно только после того, как идеально освоена техника Джала-нэти.

Также есть другие разновидности процедуры Нэти. Например, можно промывать нос или молоком (Дуд-нети).

Наули (волна) – самомассаж внутренних органов

Необходимо встать в позицию с полусогнутыми коленями и опереться на локти. После выдоха втягивается живот внутрь и вверх. Нужно постараться «отпустить» среднюю часть живота. Визуально это также будет видно: посередине проступит жгут мышц, а с боков живот будет втянут. В таком состоянии нужно попытаться задержаться как можно дольше. Только так, чтобы удерживание не причиняло дискомфорт, поэтому достаточно секунд 20-30 .

После того, как эта практика будет освоена, можно приступать к «взбиванию» (вращению) живота влево-вправо. Движение заканчивается влево для того, чтобы воспламенить пищеварительный огонь.

Ограничений к выполнению Наули практически нет. Исключение составляют только беременность, период менструации, а также острые заболевания брюшной полости.

Выполняется упражнение на пустой желудок.

Йоги, имеющие достаточный опыт в выполнении этой техники, способны делать по 100 вращений животом. В этом случае отпадает всякая необходимость прибегать к другим техникам для очищения пищеварительной системы.

Капалабхати – упражнение для очищения дыхательных путей

Эта техника направлена на очищение носовых пазух, передних частей мозга, создание умиротворенного состояния сознания . Упражнение очищает дыхательные пути, пробуждает тело энергетически. Именно поэтому Капалабхати лучше всего выполнять перед тренировками и по утрам.

Итак, необходимо начать делать только через нос и животом сильные вдохи и выдохи. Вначале выполняется плавный вдох, который переходит в мощный выдох. Повторить упражнение нужно от 15 до 54 раз. Для осуществления этой техники подходят Сиддхасана или Падмасана. Глаза должны быть закрыты, позвоночник прямой, а кисти рук сложены в «чин» мудру или «джняна».


В процессе выполнения дыхательных упражнений животом желательно держать мышцы малого таза в тонусе. Капалабхати не только эффективно очищает тело, но и делает его крепким, развивает мускулатуру.

Басти – очищение кишечника

При стабильной работе кишечника особо увлекаться Басти не нужно . Выполнять процедуру стоит тогда, когда необходимо очистить тело или если возникли сбои в функционировании кишечника.

Басти – это йогическая клизма, для которой должна использоваться чистая вода. Так как в больших городах обычно проблемы с чистой водой из-под крана, то лучше использовать для процедуры кипяченую или слегка подсоленную воду, набранную в бутылку или тазик.

Выполняется практика следующим образом. Если вода находится в тазике, нужно сесть в него (желательно на корточки). Вначале мышцы тазового дна расслаблены, а затем нужно сделать брюшной жгут. Из-за образовавшегося вакуума вода сама через прямую кишку попадает в кишечник. Затем ее нужно выпустить. Такие манипуляции производятся до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.

Так как для некоторых целесообразней выполнять очищение с помощью воды, которая находится в бутылке, для этого используется бамбуковая палочка или какой-то другой подходящий материал.

Из-за того, что в толстом кишечнике всасывается только вода, а полезные вещества не усваиваются, чем эффективнее и быстрее вывести все лишнее оттуда, тем лучше будет для всего организма и самочувствия человека .

Те, у кого склонность к запорам, в первую очередь прибегают к этой процедуре. Вначале в течение недели ее делают каждый день. Затем проводят очищение 3 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю, а потом – 1 раз в месяц или три месяца. Еще раз повторимся: при отсутствии проблем с пищеварением нет нужды делать Басти . Если человек придерживается правильного йоговского питания, то обычно подобных нарушений не возникает. .

Басти также показано к выполнению в случаях проблем с кожей, при частых простудах. Это, как правило, проявления зашлакованности организма. Еще процедуру делают перед голоданием, чтобы избавить прямую кишку от всего ненужного.

Тратака – созерцание и концентрация

Эта индийская техника тратака относится к созерцательному упражнению . Заключается она в том, что необходимо фиксировать взгляд на внешнем или внутреннем объекте. Обычно таким объектом выбирается пламя свечи или лампадки с маслом гхи.

Необходимо в темноте сесть в удобную позу и на уровень глаз установить источник пламени (приблизительно на расстоянии 20-30 см от себя). Теперь нужно, стараясь не моргать, смотреть на огонь до тех пор, пока не начнут проступать слезы и в правом, и в левом глазу. В этот момент следует закрыть глаза серединой ладони. Посидите так минут пять, не надавливая на глазницы. Нужно стараться зафиксировать образ от пламени в области межбровного центра .

Выполнять практику необходимо в течение месяца, затем сделать недельный перерыв и продолжить далее. В хатха-йоге считается, что это упражнение не только очищает слезные каналы и оздоравливает глаза, но и способствует усилению Аджна-чакры («третьего глаза»).

Дхаути – очищение желудка

Эта индийская практика имеет и другие названия – кунджула, багхи . С ее помощью выполняется очищение желудка. Наиболее распространенные техники – Шанкха-Пракшалана и Кунджал-крийя.

Кунджал-крия, именуемая также как «жест слона», должна выполняться в том случае, если последние 3-4 часа в желудок не попадало никакой пищи. Процедура начинается с того, что нужно выпить 1,5-2 литра воды залпом. Это может быть обычная вода, а может быть подсоленная, с ромашкой или лимоном. Сразу после того, как вся жидкость выпита, нужно надавить пальцем на корень языка и вызвать рвоту. Минут через 30 после очищения следует немного поесть.

Эта практика улучшает пищеварение, дает бодрость, проясняет ум, а также очень сильно воздействует на прану, поэтому с ее выполнением нужно быть очень осторожными.

Шанкха-Пракшалана («жест раковины») – более сложная техника. Она способствует очищению всего кишечника и желудка. Для ее выполнения нужно выпить 2-3 литра слегка подсоленной воды и выполнить специальные асаны, которые помогают двигаться воде по всей пищеварительной системе. Вызывая дефекацию, они способствуют выведению воды.

Эта комплексная чистка благотворно влияет на все системы организма.

При желании начать выполнять очистительные практики, необходимо быть подготовленным к ним. Обязательно нужно придерживаться советов специалистов-йогов, имеющих богатый опыт в этом направлении.

1. Актуальность темы

В настоящее время очень многие люди интересуются йогой, но очень немногие из них знают о важности выполнения шаткарм, или очистительных техник. В современном мегаполисе жизнь человека сопряжена со стрессами, неправильным и нерегулярным питанием, нарушением режима дня, неблагополучной экологией и другими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нарушению здоровья и «зашлакованности» организма. Для того, чтобы практика йоги могла дать более быстрый результат, имеет смысл остановиться на теме шаткарм наиболее подробно и доказать их важность. Поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной, особенно для начинающих практикующих.

2. Определение и виды очистительных техник йоги

Шаткарма – это «шесть действий» (в переводе с санскрита), или шесть очистительных процедур Хатха-йоги, применяемых с целью очищения тела, энергетических каналов (нади), избавления от болезней благодаря достижению баланса между дошами и других специфических эффектов.

Согласно одному из первоисточников йоги – «Хатха-йога прадипике», шаткарму (шесть очистительных техник) рекомендуется выполнять перед тем, как приступить к практике асан и пранаям. Все потому, что очищенное тело от токсинов и последствий дисбаланса дош (слизи, желчи и ветра) способствует более быстрым и стойким результатам от перехода к последующим ступеням Хатха-йоги (Асанам и Пранаяме). Некоторые источники, наоборот, придерживаются мнения, что делая только пранаямы и асаны можно добиться того же результата очищения организма. «Хатха-йога прадипика», при этом, соглашается с этим фактом, но утверждает, что в этом случае энергия от пранаямы излишне расходуется только на очищение, хотя в чистом теле она бы пошла на более тонкие изменения. Т.е. практика будет идти более эффективно, если человек прибегает к шаткармам в начале своего движения по пути йоги.

Существует шесть видов шаткарм: дхоути, нэти, басти, наули, капалабхати и тратака. Каждая из указанных шаткарм имеет свои подвиды.

1. Дхоути , или практика, благодаря которой достигается внутреннее очищение.

Она делится на:

· Антар дхоути (внутренняя): ватсара (заглатывание воздуха ртом и его прохождение по толстой кишке, выход через прямую кишку и анус), варисара (шанкхапракшалана, или потребление подсоленой воды и выведение ее из кишечника); вахнисара (агнисара крийя – «полоскание» живота), бахискрита (промывание прямой кишки руками);

· Данта дхоути (зубная): джихва (прочищение языка), карна (чистка ушей), капалрандхра (очищение передних синусов), чакшу (очищение глаз);

· Хрид дхоути (сердечная): вастра (заглатывание длинной полоски ткани в желудок), данда (погружение в желудок мягкого бананового стебля), ваман (йогическая рвота);

· Мула шодхана (очищение ануса).

2. Нэти (очищение носовых ходов): сутра (нитью), джала (подсоленной водой), дугдха (молоком), гхрита (топленым маслом).

3. Басти (клизма йогов): джала (прохождение воды через анус) и стхала (втягивание им воздуха).

4. Наули (овладение прямыми мышцами живота и интенсивное вращение ими): мадхьяма (выпячивание прямых мышц посередине), дакшина (вращение вправо), вама (вращение влево).

5. Капалабхати («свечение черепа»): ваткрама (активный выдох и пассивный вдох), вьюткрама (втягивание соленой воды носом и стекание ее через рот), шиткрама (обратный процесс, вода через рот выталкивается в нос).

6. Тратака (пристальное сосредоточение на определенной точке, например, на пламени свечи): бахир (сосредоточение на внешнем объекте), антар (сосредоточение на внутреннем образе этого или любого другого объекта).

3. Тратака. Техника выполнения

Одной из разновидностей шаткармы является тратака. На ней мы остановимся более подробно.

Тратака – это «пристальное вглядывание», «сосредоточение» на каком-либо объекте или предмете. Это может быть точка на стене, неяркое солнце, луна, изображение божества, портрет Гуру или любой другой неподвижный символ или образ. Чаще всего в качестве объекта для концентрации используют пламя свечи.

Различают два вида тратаки : бахир тратака, или сосредоточение на внешнем объекте, и антар тратака, или сосредоточение на внутреннем объекте.

Для выполнения бахир тратаки необходимо сесть в удобную медитативную позу в темном помещении без сквозняков и других отвлекающих факторов. Неподвижное пламя свечи должно располагаться на расстоянии около метра на уровне глаз. В «Хатха-йога прадипике» описан вариант концентрации на средней части пламени (немного выше фитиля). В книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует сосредоточиться на самой яркой части, кончике фитиля. В этом вопросе следует придерживаться рекомендаций Гуру или преподавателя той школы, в рамках которой практикует ученик. Взгляд немигающий, тело неподвижно. Следует как можно дольше вглядываться в пламя свечи, возможно, при этом, станут проступать слезы. При утомлении глаз, необходимо их закрыть и сохранять образ пламени свечи перед закрытыми глазами на уровне межбровья. Время выполнения – 15-20 минут или дольше.

Отличие антар тратаки в том, что практикующий удерживает внимание на индивидуальном внутреннем символе сразу с закрытыми глазами (при высоком уровне овладения концентрацией и техникой, глаза могут сохраняться открытыми) и на всем протяжении техники.

Как и любую другую практику йоги, данную шаткарму лучше выполнять на пустой желудок.

4. Воздействие тратаки

Практика тратаки оказывает положительное воздействие как на физическое тело, так и на ментальное, тонкое тело. Тратака является средством профилактики и лечения заболеваний глаз, избавляет от головных болей, уравновешивает нервную систему, успокаивает, помогает справиться с бессонницей и стрессом, замедляет сердцебиение. Тратака, при регулярном ее выполнении, способна улучшить состояние и качество психических процессов (восприятия, памяти, волевых процессов).

На более тонком уровне, уменьшаются умственные колебания, можно достичь однонаправленности ума. Поэтому, можно сказать, что тратака хорошо готовит к медитации.

Согласно «Гхеранда Самхите», тратака развивает ясновидение, яснослышание, телепатию и др. за счет активирования аджна-чакры. По Сватмараме, тратака способна пробудить сушумну, или центральный энергетический канал, который отвечает за поднятие энергии Кундалини и проявление Высшего Сознания.

5. Заключение

Таким образом, становится очевидной неоценимая польза выполнения шаткармы. Так, практикуя только тратаку, ученик может достичь удивительных результатов в практике йоги в целом и в собственном самочувствии. Но если ее дополнить всем спектром шаткарм, то эффект усилится в разы.

«Хатха-йога прадипика» говорит следующее: «Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом – очищение. Когда системы тела очищены, энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее. Кроме того, развивается большая осознанность. И не удивительно, что йогины, достигшие совершенства и знающие реальные пределы человеческих способностей, ценят шаткарму очень высоко».

Шаткармы («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге, призванных улучшить работу организма. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники проверены временем и эффективно используются уже не одно столетие.

Однако многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники и так ли они полезны, как их «классические» собратья? Попытаемся разобраться.

В классическом тексте по йоге «Хатха Йога Прадипика» (предположительно датируется 15 веком) описываются следующие техники: Дхоути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати . В более позднем тексте «Гхеранда-Самхита» (датируется предположительно 17 веком) указаны всё те же техники, но Наули там носит название Лаулики . У каждой шаткармы есть несколько форм выполнения, которые подробно описываются в более поздних текстах по йоге: в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха», написанной основателем всемирно известной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009 годы жизни) и в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати (год рождения 1959) при участии Свами Сатьянанды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика».

То есть у каждой из шести этих техник есть свои разновидности, которые также являются шаткармами. Получается, что существует около 20 видов шаткарм, из которых разные источники «собирают» свои шесть. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы классические тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит оздоровить себя.

Нети

Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла». В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует 4 формы выполнения этой практики: Джала Нети (водная), Сутра Нети (Нитяная), Гхрита Нети (масляная) и Дугдха Нети (молочная). Если в текстах «Гхеранда-Самхита» и «Хатха Йога Прадипика» описывается только один из ее вариантов — Сутра Нети (который, правда, называется там просто Нети), то в более поздних текстах о йоге добавляется описание еще одной разновидности этой техники — Джала Нети.

«Джала» (санскр.) – «вода», «Нети» (санскр.) – «нос». Джала Нети – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она особенно полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала Нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.

«Сутра» (санскр.) – нить, «Нети» (санскр.) – «нос». Сутра Нети – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после Джала Нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с Джала Нети, выполнение Сутра Нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.

Дхоути

Дхоути – это техники очищения пищеварительного тракта, и дыхательной системы. В тексте «Хатха Йога Прадипика» говорится, что в результате её выполнения излечиваются «кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи». Согласно «Гхеранда-Самхите», существует 4 типа дхоути: Антар Дхоути (внутреннее очищение), Дант Дхоути (очищение органов восприятия и частей головы), Хрид Дхоути (очищение сердца) и Мула Садхана (очищение заднего прохода).

Антар Дхоути

Это внутреннее очищение, которое имеет 4 формы: Ватасара Дхоути (очищение воздухом), Варисара Дхоути (очищение водой, более известное как Шанкх Пракшалана), Агнисара Дхоути (очищение огнем), Бахиш Крита (очищение руками).

Ватасара Дхоути

Представляет процесс медленного вдыхания воздуха через рот, последующее его удержание внутри в течение некоторого времени и затем выведение его из организма. В тексте «Гхеранда-Самхита» предлагается удалять его через толстую кишку. В комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика» предлагается удалять воздух через задний проход, находясь при этом в перевернутой позе. А вот в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» процедуру Ватасара Дхоути предлагается завершать выведением воздуха через рот, с помощью отрыжки. Правда с чем связано такое видоизменение в проведении процедуры, автор, Свами Сатьянанда Сарасвати, умалчивает.

«Шанкх» (санскр.) – «раковина», «Пракшалана» (санскр.) – «жест». Шанкх Пракшалана — это эффективный способ очищения желудочно-кишечного тракта, который заключается в выполнении специальных упражнений после употребления внутрь большого количества подсоленной воды. Это позволяет очистить пищеварительный тракт путем пропускания воды через кишечник. Выполнение Шанкх Пракшаланы позволяет очистить желудок и кишечник, удалить избыточную слизь из организма, избавиться от запоров, гастритов и несварений желудка. Данная техника благотворно влияет на печень, тонизирует железы внутренней секреции и укрепляет иммунную систему. Для тех, кто по каким-то причинам не может выполнить полную версию этой техники, существует ее сокращенный вариант – Лагху Пракшалана.

Представляет собой практику движения мышц и органов брюшной полости. Она может служить подготовкой к пранаямам Капалабхати и Бхастрике. Агнисара Джоути выглядит как быстрое дыхание животом с одновременными притягиванием пупка к позвоночнику. В тексте «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» предлагается два ее варианта: упрощенный и усложненный. Во втором данную технику предлагается выполнять на задержке дыхания, удерживая Джаландхара-бандху. В «Гхеранда-Самхите» предлагается выполнять технику Агнисара Джоути сто раз, однако в современных текстах говорится о допустимости уменьшения количества повторов этих движений.

Дант Дхоути

Это очищение участков тела выше шеи: правильный уход за зубами, ушами, кожей головы и глазами. Она имеет 5 видов: Данта Мула Дхоути (очищение корней зубов, чистка зубов при помощи зубного порошка), Джива Садхана (очищение корня языка, протирание его пальцами), Чакшу Дхоути (очищение глаз и их промывание водой), Капала Рандха Дхоути (очищение кожи головы) и Карна Дхоути (очищение ушей).

Хрид Дхоути

Разъясняется в «Гхеранда-Самхите» как очищение сердца. На самом деле из описания этих техник видно, что это не что иное как способы очищения желудка. Существует 3 их варианта: Данта Дхоути, Вастра Дхоути и Вамана Дхоути.

Данта Дхоути

Это очищение пищевода при помощи «палки». Для этой цели используют сердцевину бананового дерева, стебель сахарного тростника, корень тумерика или тонкий катетер. Данная процедура может выполняться только под присмотром квалифицированного инструктора.

Вастра Дхоути

Это очищение пищевода платком или матерчатым бинтом. При помощи воды этот бинт медленно заглатывают и постепенно запускают в желудок, оставляя на поверхности лишь небольшую его часть. После этого рекомендуется выполнить Наули. Ткань удерживается в желудке всего 5-20 минут, после чего аккуратно извлекается наружу. Недопустимо удержание материала внутри на большее время, так как это чревато его попаданием в кишечник. Вместе с тканью из желудка удаляется слизь, что позволяет улучшить работу органов пищеварения. Эту технику недопустимо выполнять самостоятельно, без опытного инструктора.

Если два предыдущих способа достаточно специфичны для современного человека и могут выполняться только под присмотром квалифицированного специалиста, то Вамана Дхоути достаточно проста в выполнении, хотя и не менее эффективна.

Это очищение желудка подсоленной водой с помощью рвоты, имеющее 2 формы выполнения: Кунджала Крия и Вьягхра Крия.

выполняется утром натощак. Эта шаткарма позволяет очистить желудок путем сознательно вызванной рвоты. Выполняется данная техника после принятия внутрь нескольких литров соленой воды. Соленая вода, которая извергается из организма, помогает выводить излишнее количество соляной кислоты и желчи, остатки пищи и желудочные загрязнения. Выполнение техники Кунджала Крия избавляет от болезней органов пищеварения и приносит облегчение во время приступов астмы.

Если Кунджала Крия выполняется на пустой желудок, то Вьягхра Крия выполняется с полным желудком, после приема пищи. Перед выполнение Вьягра Крии необходимо выждать 3 часа с момента последнего приема пищи. Данную процедуру сравнивают с типичным пищевым поведением тигра (что видно из ее названия, ведь «вьягра» переводится с санскрита как «тигр»), который извергает остатки непереваренной пищи спустя 3-4 часа после ее приема. Считается, что непереваренная за это время пища имеет минимальное количество питательных веществ, поэтому польза от нее гораздо меньше тех усилий, которые организм прикладывает для ее переработки. Рекомендуется выполнять Вамана Дхоути при переедании или при случайном употреблении несвежей пищи.

Мула Садхана

Это четвертая Дхоути, которая означает очищение заднего прохода. Оно может производиться при помощи среднего пальца, стебля куркумы или тумерикового корня.

Капалабхати

Капалабхати («Капала» – (санскр.) череп, «Бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят очистить переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.

В «Гхеранда-Самхите» говорится: «Капалабхати бывает трёх видов: Ваткрама, Вьюткрама, Шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».

  1. Ваткрама Капалабхати – это техника пранаямы, позволяющая очистить носовые каналы воздухом. Особый акцент в ней делается на выдохе, а вдох происходит естественным образом. Такое дыхание сравнивается с работой кузнечных мехов: когда они сжимаются, то воздух выталкивается наружу, а при их раскрытии воздух всасывается внутрь. Так и в Капалабхати: вдох – это реакция на принудительный выдох.
  2. Вьюткрама Капалабхати («Вьюткрама» – «система удаления») – напоминает по выполнению Джала Нети и также является способом очищения носа от слизи и загрязнений при помощи соленой воды. В данной шаткарме вода поступает через ноздри, а удаляется через рот.
  3. Шиткрама Капалабхати («Шит» – «холодный, пассивный») – данная форма шаткармы является противоположной Вьюткрама Капалабхати, Во время нее соленая вода поступает через рот, а удаляется через нос.

Наули (Лаулики)

Наули («Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота. В «Гхеранда-Самхите» она описывается следующие образом: «Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».

Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы. Результатом выполнения Наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма. Она стимулирует и поддерживает работу половых органов. Существует три варианта этой шаткармы. Перед тем как приступать к ним необходимо освоить Уддияна-Бандху и Агнисара Крию.

Мадхьяма Наули

Это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.

Вама Наули

Это передвижение мышц живота в левую сторону.

Дакшина Наули

Это передвижение мышц живота в правую. После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому Наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (Вама Наули), а потом против часовой (Дакшина Наули). Вариант кругового Наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.

(«Тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда-Самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».

Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на Бахиранга Тратака (внешняя Тратака) и Антаранга Тратака (внутренняя Тратака).

Чаще всего объектом для Бахиранга Тратака выбирается пламя свечи, хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для Бахиранга Тратака.

Антаранга Тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.

Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы. «Хатха Йога Прадипика» обещает, что в результате практики Басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда-Самхите» существует 2 вида Басти: Джала Басти (водная клизма) и Сукшма Басти (сухая клизма). Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить Наули и Уддияна Бандху.

Джала Басти должна выполняться в воде. Выполняющий эту практику захватывает воду мышцами сфинктера, одновременно выполняя Уддияна Бандху и Наули. Некоторое время вода удерживается внутри, после чего выпускается наружу. Так как для многих людей это трудновыполнимо, в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатха Йога Прадипика» предлагается выполнять эту технику при помощи катетера.

Сукшма Басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара Дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма Басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала Басти.

Выполнение Басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула. Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы. Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант Басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.

Шаткармы: как выбрать свою технику?

Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?». Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам». То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом.

Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.

Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.

Если в теле есть дисбаланс энергий. Шаткарма переводе это значит “шесть действий”. За этим названием кроются обычные упражнения, позволяющие практикующему поддерживать свое тело как минимум в безболезненном состоянии, научиться управлять внутренними органами, привести в порядок доши.
Но кроме очистительного эффекта эти упражнения, несомненно, дают и выраженный энергетический эффект, также упражнения шаткармы меняют качества ума, делая его более устойчивым и подконтрольным. Хотя если вдуматься, то все оно суть одно и тоже, и разделение на физический и энергетический аспект довольно иллюзорно:). Человек, после освоения шаткарм и думать начинает по другому, и к себе относиться – ну да сами убедитесь…
В древних трактатах указывается на необходимость соблюдения тайны выполнения техник, что свидетельствует о важности данной части : “эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов…”, “…и действительно, что бы быть плодотворной практика должна держаться в секрете; раскрытая, она становится бессильной” Прадипика

Итак собственно техники:

1.”Капалабхати “. Очистительное упражнения для дыхательных путей. Имеет также выраженное энергетическое действие как бы “пробуждения” тела. Хорошо использовать по утрам, или вначале любых тренировок.
Техника выполнения : делать сильные вдохи-выдохи (исключительно через нос), и исключительно животом. Как правило выполняется плавный вдох – и затем сильный выдох. Сделать 12-54 цикла. Кроме прочего, такое упражнения делает тело более мускулистым. Обратите внимание на то, что во время дыхательных движений животом, мышцы малого таза лучше держать в тонусе.

2.”Наули ” (волна). Самая важная из Шаткарм, не имеет практически ограничений (не выполняется только во время месячных, беременности и при острых заболеваниях брюшной полости), приводит к балансированию дош. Сватмарама пишет: “Наули является главной практикой очищения в . Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье”. Последнее утверждение может проверить каждый, кто будет выполнять в день 200-1000 перемещений волны.

В Йоге существуют определенные техники, которые можно отнести к глубоким внутренним, а иногда и секретным. К одной из таких секретных техник относится наули. В древних писаниях сказано, что получивший знание этих техник, должен хранить их тайну, только так они будут действенными. И это действительно так, ибо мысли других материальны и способны мешать или помогать нам. Советую Вам до полного овладения этими крийями (действиями) держать их в тайне от окружающих, а, овладев ими – делиться опытом лишь с теми, кто хочет обучаться йоге. Не следует демонстрировать техники йоги просто так, ради удовлетворения собственного эго.

С помощью уддияны бандхи мы осуществляем массаж внутренних органов и усиливаем обмен веществ в области брюшной полости. Для уддияны бандхи не обязательно выделять отдельное время практики, ее можно выполнять даже сидя в офисе, главное, что бы желудок был пустым.

Наш следующий шаг в освоении наули это образование «волны» из мышц живота. Вначале практикуется «мадхьяма наули », то есть волна фиксированная посредине. Практически каждый человек готов выполнить это упражнение. То есть, для его освоения не нужна дополнительная подготовка мышц или связок. Главное научиться владеть своими мышцами, или по-другому сказать – научиться создавать правильный сигнал от мозга к мышцам. Единственный путь к этому – через постоянные попытки. Точно так же как мы учились ходить: вначале у нас не получалось, мы падали… но вскоре нужная координация быстро закреплялась в мозге. Взрослые учатся, конечно, не так быстро как дети, но зато опыта как обучаться у взрослых побольше.

Практика наули не имеет ограничений у здоровых людей. Это упражнение выполняется на пустой желудок. Наули не выполняется только при острых заболеваниях брюшной полости, во время менструации, а также в период беременности. То есть, у женщин практика наули будет цикличной. Наули и уддияна являются очень мощными упражнениями в йоге, которые способны перенаправить энергию в теле особым образом. То количество раз, которое мы используем на групповых занятиях, является совершенно безопасным и очень полезным (108-216 раз). При необходимости можно увеличить количество раз до 2000 в обе стороны, то есть по 1000 раз в каждую сторону. Необходимость выполнять такое количество раз, может быть продиктована недостаточной иннервацией кишечника и как следствие – запорами. Или, к примеру, когда вы решите избавиться от лишнего жирка на животе.

В трактате «Гхеранда Самхита» эта практика называется лаулики. Лаулики происходит от слова лола, которое означает «вращение» или «перемешивание, взбалтывание». Наули, фиксированная посредине, используется также в Тантра йоге для управления энергопотоками. Это мощное упражнение, способное поднять энергию из нижних чакр вверх. Именно с помощью мадхьяма наули делается таинственная практика Ваджроли. Ваджроли больше относится к тантрической традиции, хотя и упоминается в Прадипике. Ее применяют в индивидуальных практиках.

Наули.

Наули (волна) – это самая важная из Шаткарм. Она приводит к балансу всех дош и является главной практикой очищения в .

Намного легче освоить мадхьяма наули стоя на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени. Можно также принять положение «ваджраасана»

После выполнения уддияны бандхи, не вдыхая, мы изолированно напрягаем мышцы живота посередине. Никаких особых секретов овладения этим движением нет. Если не удается сразу выполнить волну, фиксированную посередине – не огорчайтесь, и продолжайте попытки. В среднем, на овладение этим упражнением требуется от одного дня до двух недель, с учетом ежедневных попыток. Каждый день следует делать не менее 20 подходов. Вспомните, что овладение любой новой координацией требует некоторого времени и потраченных усилий. Затем следует научиться вама- и дакшина- наули. Это практики перемещения волны в правую и левую стороны. заканчивать всегда следует вама-наули, то есть перемещением волны в левую сторону.
3. “Басти “. Очищение кишечника.
Просьба обратить внимание, что если у вас стабильно работает кишечник, то особо увлекаться наули не стоит. Можно изучить упражнения и использовать его на случай сбоя в работе кишечника или когда требуется очистить тело. Техника выполнения : Сесть в водоем (ванну) по пояс. Сидеть лучше на корточках. Расслабить мышцы тазового дна, выполнить брюшной жгут – вода вследствие создавшегося вакуума в кишечнике начнет стремительно заполнять его. Наберите воды сколько можете – и выпустите. И так до чистой воды. Если трудно расслабить анус, то йоги рекомендуют пользоваться трубочкой (в Индии йоги используют бамбуковую трубочку. У нас можно просто подобрать подходящую из подручного материала). Пользуясь трубочкой, некоторые йоги умудряются вытягивать воду из небольшой посудины или ведра, тогда нет необходимости садиться в ванну или водоем. Йоги утверждают, что при выполнении этого упражнения создается мощный энергетический поток снизу вверх, что на физическом теле можно отследить как поднятие воды вверх по кишечнику.
Есть древняя поговорка “чем короче кишечник – тем длиннее жизнь”. В данном случае, конечно же, имеется в виду не сама длина кишечника, а то, насколько быстро человек способен вывести из организма ненужные вещества. (Мед. справка – в толстом кишечнике полезные вещества уже не усваиваются, а втягивается только вода. Поэтому чем быстрее все оттуда вывести – тем лучше, а воду можно и другим способом добывать:). Те кто освоили наули могут подтвердить благотворный эффект не только на тело но и на сознание. И все же хотим подчеркнуть, что эта практика выполняется в основном в случае нестабильной работы кишечника (склонность к запорам).

4. “Дхаути “.(другие названия: багхи, кунджала) Очищение желудка. Известно, что желудок имеет несколько функций: моторную (двигательную), секреторную (выделение ферментов), и выделительную. Нас в данном случае интересует выделительная. Как оказывается, вредные вещества из крови поступают в желудок. Это могут подтвердить медики: даже при отравлении газом – следует промыть желудок, так как вредные вещества из крови переместились уже туда. Казалось бы, ошибка природы? зачем токсинам попадать в начало пищеварительного тракта, а не в его окончание (кишечник)? А нет! Никакой ошибки нет:) Так задумано природой, как естественная очистительная процедура, найти подтверждение можно у животных. Кроме непосредственно физического воздействия это упражнение имеет хорошо выраженный психический эффект освобождения от напряжения после переживания сложных ситуаций, конфликтов и т.д.
Техника выполнения : выпить теплой воды 1.5-2 литра. Вызвать рвотный рефлекс, путем раздражения корня языка пальцами руки, до полного выхода воды. Сначала это может проходить не так легко, будете чихать, кашлять… Но раз на десятый рвотный рефлекс будет таким же обычным как и глотательный. Как Басти так и дхаути – можно выполнять по показаниям. Худощавым людям следует избегать частого использования.

5. “Нетти “. Очищение носовых ходов. Йоги рекомендуют использовать специальный чайничек, носик которого, мог бы поместится в ноздрю. Следует использовать для промывания носа подсоленную воду. Обратите внимание, что в холодное время года нельзя делать эту процедуру перед выходом на улицу, а на время морозов, я бы вообще рекомендовал не использовать. Так же не рекомендуется использовать упражнение во время воспалительных, гнойных процессов в пазухах носа, во избежание попадания инфекции во внутренние ухо через евстахиеву трубу.
Техника выполнения : выливать воду в одну ноздрю, наклонив голову так, что бы вода свободно выливалась из другой ноздри. Потом поменять стороны. Воду использовать телесной температуры. Кроме того, у йогов есть более жесткий вариант очищения – сутра-нетти в нем используют специальный шнурок, который продевают в ноздри.

6. “Тратака “. Это упражнение относится также и к созерцательным йоговским упражнениям. Хотя имеет выраженный очистительный эффект. По научным данным известно, что слеза содержит массу токсических веществ, которые таким образом выводятся из тела.
Техника выполнения : остановить взгляд на какой либо точке, и немигающим взглядом смотреть туда. При этом можно созерцать что угодно – текущую воду, пламя свечи, листок, – или смотреть в пустоту. Нужно не мигать, так чтобы потекли слезы. Выполнять упражнение 5-30 минут. Кстати, способствует возникновению состояния Читта Вритти Ниродхах (отсутствия мыслей). (Йоги также использовали это упражнение для вхождение в состояние Дхияны).

Чистки организма (конечно, в сочетании с регулярностью тренировок) дают гибкость, силу, и здоровье внутренних органов и желез. Таким образом, Шаткармы — «шесть действий» — ускоряют первые шаги в йоге, и позволяют ликвидировать «слабые звенья» в практике опытных.

Несколько практических советов «бывалого»:

1. В Йога-сутрах Патанджали указано, что Шаткармы нужно делать только тем, кто страдает «Амой». «Ама» расшифровывается как «токсины». Поэтому, к сожалению, в нашу эпоху эта проблема касается всех без исключения . Ведь даже если вы не потребляете в избытке пищу, содержащую нитраты (вегетарианскую) и гормоны (мясную), то все равно дышите загрязненным городским воздухом (Москва — на втором месте после Норильска в «хит-параде» самых вредных городов страны). При современном образе жизни и уровне продуктов питания (в т.ч. молока «из пакета» и «пластиковых» овощей-фруктов), Ама, т.к. токсины, это общая беда, а не проблема отдельных индивидуумов с вредными привычками; счастливые исключения редки. Это надо учесть, когда встает вопрос, делать или не делать Шаткармы.

2. Шаткармы надо выбирать «под себя». А потом еще и корректировать их практику (регулярность выполнения и прочее), смотря по состоянию организма . Например, бесполезно и даже рискованно часто «промывать» свое тело со всех сторон, если этого не требуется (например, часто делать клизму — очень вредно). Шаткармы — это йоговские «лекарства», а как мы знаем, лекарства применяют не все подряд, и не горстями, каждый день каледнаря, а четко по показаниям. Даже такие простые и натуральные лекарства, как горчичный компресс, вы не станете делать раз в неделю или, тем более, каждый день. Лекарства, как и Шаткармы, надо применять по показаниям, когда и сколько нужно. Иначе можно еще больше расшатать и так не идеальное здоровье.

3. В начале практики йоги стоит сделать все Шаткармы, которые вы сможете. А потом вам уже нужны не все Шаткармы «по списку» , а может быть, только 1 или 2 пару раз в месяц. Но не каждый день. Если у вас уже все в порядке со здоровьем, не нужно делать Шатмармы ежедевно! Чтобы не стать героем поговорки «заставь дурака Богу молиться...» Ни один йоговский текст не советует делать Шаткармы постоянно. Кроме того, как и с любой другой практикой йоги — в идеале, первый раз надо получить наставления непосредственно от опытного человека, который и проверит правильность выполнения. Даже в такой, казалось бы, простой Шаткарме, как Джала-нети (промывание носа), особенно если пытаться делать ее каждый день (!), можно так напортачить, что понадобится квалифицированная врачебная помощь, или можно приобрести трудноизлечимые, хронические заболевания (гайморит, синусит и т.п.). В наши дни вполне можно найти семинар или мастер-класс по Шаткармам, посетить и освоить все, что нужно.

Чистку языка (Джихва Дхаути) лучше проводить не деревянным (не гигиеничен и не долговечен) и не железным скребком (легко может поранить), а пластиковым. Современные скребки для языка продаются в крупных аптеках.

5. Важность выполнения Тратака — медитации для здоровья глаз, которая обычно выполняется на пламени свечи — в наши дни только возросла. Т.к. нас окружает буквально море визуальной информации, которая неплохо «интегрируется», гармонизируется этой техникой. Вместо кровавого кинофильма или выпуска новостей про войну, на ночь лучше поглядеть на свечу — сны будут легче и счастливей, качество ночного отдыха заметно повысится, и на завтра вы проснетесь, чувствуя прилив сил! В том числе, для практики йоги до завтрака!

И последнее — техника «Сурья-намаскар » не входит в круг практик классической йоги. Несмотря на окружающие ее легенды, по всей видимости Сурья-намаскар «изобрели» во второй половине XX века, в том числе руку к нему приложили Т. Кришнамачарья и Свами Шивананда Сарасвати из Ришикеша. И это ей не в минус: техника эта очень хорошая, действенная, а главное — она очищает организм на грубом уровне не хуже иной Шаткармы! Поэтому её стоит включить, как седьмой пункт, в круг полезных очистительных практик «шести действий» — тем более, что она замечательно интегрируется в любой распорядок дня и может выполняться в любое время.

Прежде, чем практиковать йогические (как и любые другие) чистки организма, желательно проконсультироваться с профессониальным врачом (можно с йога-терапевтом). Неправильное или несвоевременное выполнение Шаткарм представляет серьезную опасность для здоровья.

Железное правило: беременные женщины, а также больные с температурой не должны делать Шаткармы.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga