Основы йоги. Ограничения в занятиях йогой


Хатха-йога. Йога равновесия энергии. Часть 1

Система Хатха-йоги это физический, энергетический и духовный фундамент Классической йоги. Механизмы энергетического баланса каналов и чакр присутствуют во всех духовных системах, даже когда явно не применяются техники Хатха-йоги, такие как асаны и пранаямы. Но если адепт осознанно работает с энергетикой тела и физической оболочкой, то его продвижение неуклонно и застраховано от негативных состояний, которые часто проявляются у неподготовленных искателей при попытках войти в подсознание. Игнорировать методы укрепляющие жизненную силу, стабилизирующие человеческую личность, и при этом надеяться на серьёзный успех в духовном развитии - очень самонадеянно. Известно, что многие великие мудрецы практиковали Хатха-йогу до самой реализации.


Теория и практика Хатха-Йоги
- особенности различных направлений и школ Хатха-йоги
- степени активности занятий Хатха-йогой
Баланс напряжения и покоя - как уравновесить энергетику во время занятий Хатха-йогой
Система очищающих техник, практика крий - очищающие процессы для успешной практики йоги
Асаны Хатха-йоги - физические упражнения в Хатха-йоге, тренировки тела
Пранаяма - практика дыхательных техник - управление энергией через дыхание
Мантры в практике Хатха-йоги - применение звука и вибраций для концентрации сознания
Визуализации в практике Хатха-йоги - образные представления для сосредоточения в Хатха-йоге
Практика техник балансирующих энергию - стабилизация энергии праны
Развитие уровня энергии и накопление праны - как повысить жизненную силу через Хатха-йогу
Методы сохранения праны - резервные хранилища энергии в организме
Заблуждения о ценности учения Хатха-йоги - неверное понимание теории и практики Хатха-йоги
Хатха-йога и Кундалини-йога - баланс энергии и пробуждение глубинных сил организма
Переход от Хатха-йоги к практике Раджа-йоги - от йоги энергий к йоге развития сознания
Хатха-йога и достижение Освобождения - духовный вектор практики Хатха-йоги
Атрибуты для практики йоги - вспомогательные средства для практики Хатха-йоги

Практика Хатха-йоги в Лесной Школе Йоги является базовой системой развития занимающегося, особенно на начальной стадии практики. Хатха-йога прекрасно подходит для укрепления физического и психического здоровья, и создаёт надёжную основу для достижения трансцендентальных состояний Раджа-йоги в дальнейшем, на это указывают авторитетные мастера. Обычно начинающие адепты имеют множество проблем с физическим телом, энергетическими каналами и центрами, поэтому применение сложных психотехник для большинства невозможно без предварительной подготовки. Попытки заниматься медитацией при зашлакованном организме и хаотичной пране приводят только к новым проблемам, потере веры в свои возможности, ослаблению желания практиковать методы духовной трансформации.

Стили Хатха-йоги

Стили Хатха йоги
Хатха-йога в существующих школах йоги может быть выражена в различных стилях практики. При этом система может включат статические асаны, с длительным пребыванием в каждой отдельной позиции, динамические связки - с использованием плавных пеходов из асаны в асану, а также смешанный стиль выполнения асан. Особенности стиля практики может определять направление философской доктрины данной школы или традиции, представлено оно как аскетическое или же тантрическое, например.

Возможно применение того или другого стиля в зависимости от поставленных тактических задач практики и определённых стратегических целей всей школы. На выбор стиля практики может оказать влияние место, время, индивидуальные особенности самого практикующего.

Ни один из стилей практики не может быть приоритетным или наилучшим, всё определяется совокупностью различных условий, которые могут повлиять на результаты процесса йоги. В истинном смысле, ни одна школа йоги не может утверждать превосходство своей системы практики над другими школами, так как сама практика Хатха йоги относится к методам относительного уровня и поэтому не может дать окончательного постижения Истины. Уровень развития пластичности, силы или выносливости тела, а также различных сиддх не является определяющим, это лишь промежуточный этап совершенствования, который, однако, ещё не гарантирует достижение состояния Освобождения.

Подобрать необходимый стиль практики начинающему йогину поможет более опытный практик или наставник (гуру). Наиболее прогрессивным стилем практики будет тот, который содержит в себе весь набор необходимых техник для развития физического, энергетического и ментального тел. Так как Хатха-йога является переходным этапом к методам Раджа-йоги (йоги сознания), то техники Раджа-йоги должны культивироваться практикующим с самого начала практики, в упрощённой форме, с последующим развитием сложности, по мере достижения мастерства. Таким образом, йогину удастся осуществить плавный переход к высшему созерцанию через обретение баланса праны и равновесия ума, после очищения и стабилизации физического уровня.

Интенсивность практики Йоги

Режимы интенсивности практики Йоги
"Слабый зверь, попав в сети, запутывается и гибнет, а сильный - разрывает сети и освобождается". Это ключевой девиз Хатха-йоги. Силы иллюзии, действующие в проявленном мире, огромны. Если практикующий не сумеет развить в себе внутреннюю стойкость и силу противостоять этим сансарным влияниям, то он не сможет преодолеть обусловленности и омрачений. Поэтому, в зависимости от личной кармы, особенностей тела и жизненных обстоятельств, практик должен подобрать наиболее подходящий режим тренировок, соответствующий поставленным целям.

Более того, необходимо учитывать ритмы движения энергий тела, доминирующее влияние элементов пранического тела (пяти таттв), и в связи с этим строить свою личную практику по степени интенсивности. Жёсткий режим тренировки, на основе искусственно созданного распорядка, может иногда вступать в противоречие с естественным течением энергии тела, об этом необходимо постоянно помнить. Иначе ум будет "заставлять" прану действовать "против самой себя", это приведёт лишь к перенапряжению и ослаблению чакр.
Режим интенсивности определяется степенью сложности выполняемых практик и количеством времени, отведённому вашей садхане, он подбирается строго индивидуально. Для коллективных занятий также существуют определённые критерии нагрузочного режима.

Интенсивный режим практики подходит для тех, кто обладает мощными йогическими самскарами (качествами) и стремится активно изучать и практиковать йогу, или же для практикующих на период личного ритрита. В любом случае, необходимо быть очень внимательным к своему состоянию, чтобы вовремя избежать перегрузки. Интенсивный режим тренировок очень часто приводит к разного рода травмам от "избытка энтузиазма".

Средний режим практики подходит для большинства практикующих. Он даёт наиболее стабильные результаты, позволяя сохранять прогрессивный режим тренировки длительное время, без опасности перенапряжения.
Мягкий режим практики подходит в случаях, когда практик имеет некоторые нарушения здоровья или различные кармические проблемы.
По мере очищения кармы и укрепления жизненной силы следует постепенно перейти к среднему режиму интенсивности тренировок и сделать его преобладающим.

В Древней Индии йогой занимались только представители высшей касты - брамины, игравшие роль духовных наставников для людей, принадлежавших к низшим сословиям.

Главной задачей любого брамина было всестороннее духовное развитие - и физические упражнения были частью работы над собой. Йога как стиль жизни - это и медитация, и пение мантр, и изучение духовных текстов, и, конечно, безупречное соблюдение нравственных принципов, и выполнение асан. Йога как урок в фитнес-центре или другом подобном учреждении - это асаны (позы йоги), пранаяма (дыхательные упражнения), иногда пение мантры, например, «Ом», в начале или в конце занятия. Именно потому, что йога как «тренировка в зале» не делает акцента на духовные практики, заниматься ею можно и только ради достижения отличной физической формы - от того, что вы проигнорируете все слова учителя о душе, асаны не станут менее полезными и эффективными. Но стоит помнить: существует несколько видов йоги, и занятия ими могут строиться по разным принципам.

Правда ли, что йога - это скучно? Ведь все упражнения нужно делать медленно.

В некоторых стилях йоги все действительно происходит в очень размеренном темпе. Если вы пришли на урок и заскучали, значит, вам просто не подходит этот стиль. Попробуйте тот, где переходы из позы в позу делаются динамично, в ритме дыхания: например, дживамукти-йогу.

Как выбрать студию йоги?

Первым делом расспросите друзей и знакомых - возможно, кто-то из них уже занимается и сможет рассказать о происходящем на уроке. Затем изучите описания основных стилей (колонка слева) и выберите тот, который кажется вам наиболее привлекательным. В идеале стоит посетить несколько разных уроков.

Как найти хорошего преподавателя йоги?

Лучше, если инструктор будет адептом только одного стиля: в каждом из известных направлений есть сложившаяся система преподавания и сертификации учителей. Вам нужен человек, прошедший инструкторские курсы по своему направлению. Второй важный момент: преподаватель должен нравиться. Вам должно быть комфортно в его присутствии, тогда занятия будут приносить не только пользу, но и удовольствие.

Могу ли я заниматься йогой, если у меня проблемы со здоровьем?

При некоторых заболеваниях нельзя выполнять определенные позы, поэтому о проблемах со здоровьем надо сообщить преподавателю перед занятием - при необходимости он подберет для вас замену «запретной» асане. Повышенное или пониженное давление, межпозвоночная грыжа, сильный сколиоз, глаукома и отслоение сетчатки, гинекологические заболевания - все это требует особого подхода.

Тренажерный зал или йога?

В йоге есть упражнения абсолютно для всех групп мышц, плюс она воздействует на эндокринную систему и нормализует обмен веществ, поэтому в отдельных случаях помогает худеть гораздо эффективнее, чем обычный фитнес. Но ответ на поставленный выше вопрос каждый человек должен дать себе сам - попробовав и то, и другое. И, возможно, не один раз. Именно таким путем к йоге пришло огромное количество людей.

Теория

Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж» , означающего «связывать», или «соединять», и отражает конечную цель практики - единение ума, тела и души с божественным началом. Классическая йога состоит из восьми ступеней-заповедей, следование которым приближает человека к достижению этой цели.

Яма - нравственные принципы: ненасилие, правдивость, неворовство, воздержание и нежелание чужого.

Нияма - самоочищение посредством соблюдения правил поведения. Их пять: чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение своего «я» и преданность Богу.

Асана - поза йоги. Асаны делают тело сильным и здоровым, а кроме того, дисциплинируют ум, поскольку их выполнение требует терпения и сосредоточенности.

Пранаяма - дыхательные упражнения, с помощью которых человек учится контролировать движение энергии в теле - праны. Как и асана, пранаяма способствует концентрации ума.

Пратьяхара - направление всех чувств внутрь, умение не отвлекаться на внешние объекты, необходимое для освоения следующих ступеней.

Дхарана - абсолютная концентрация на одном объекте.

Дхьяна - медитация. Состояние, в котором человек не осознает ничего, кроме факта своего существования и слияния с объектом медитации.

Самадхи - состояние, в котором ум сливается с Вселенским духом.

Гид по стилю

Кристи Тарлингтон увлечена йогой с 18 лет. Она позировала в асанах для обложек Time и Vogue, а также выпустила собственную книгу о йоге

Чтобы вам было легче сориентироваться в современных стилях йоги, мы кратко описали самые популярные из них. Почти все они относятся к хатха-йоге - разделу йоги, отвечающему за физическое развитие.

Йога айенгара

Главное отличие йоги айенгара от других стилей - статичное выполнение асан и скрупулезное выравнивание тела в каждой из них. Преподаватель дает много инструкций, много объясняет и показывает. Во время занятия используют большое количество вспомогательных материалов - кирпичи, ремни, одеяла и т. п. - они помогают избежать травм.

Куда пойти заниматься : сеть центров Yoga Practika, yoga.ru; студия йоги айенгара на Ст. Арбате, yogastudio.ru

Аштанга-виньяса-йога

Все асаны выполняются динамично, в ритме дыхания, и связаны между собой комплексами движений - виньясами. Кроме того, все упражнения выполняются совместно с пранаямой (специальным дыханием). На уроках всегда звучит музыка, преимущественно индийские мантры.

Куда пойти заниматься :
«Аштанга йога центр», yoga108.com;
«Аштанга йога центр 1», yoga108.su

Свастха-йога

Динамичное выполнение асан сочетается с детальным выстраиванием каждой позы. Групповые занятия разделены на три уровня. Первый, начальный уровень, развивает силу, второй - гибкость, третий - сочетает элементы первого и второго уровней.

Куда пойти заниматься: студия йоги и йога-терапии Agapkin, Yoga Station,
yoga-station.ru

Кундалини-Йога

Единственный из перечисленных стилей, не относящийся к хатха-йоге. Упражнения кундалини-йоги - не асаны, а крии - сравнительно простые движения, которые повторяют по много раз в сочетании с глубоким дыханием. Комплексы упражнений тематические: они могут быть направлены, например, на раскрытие сексуальности, избавление от стресса и т. п.

Йога. Теория и практика. Борис Аров. Основа Йоги в том, что она не приемлет фанатизма, который обычно появляется у человека в моменты, когда его истинное духовное развитие останавливается, и он становится автоматом от какого-либо учения или религии. Идя по пути духовного развития, каждый Йог проходит все религии и стремится познать все самое ценное, что в них было когда-то заложено.

Читать книгу Йога. Теория и практика онлайн

ОТ РЕДАКЦИИ

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках. Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

Но нужно сказать, что сами Йоги не привязаны к какой-либо религии, ничто не ущемляет их свободу и не посягает на их право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.

Основа Йоги в том, что она не приемлет фанатизма, который обычно появляется у человека в моменты, когда его истинное духовное развитие останавливается, и он становится автоматом от какого-либо учения или религии. Идя по пути духовного развития, каждый Йог проходит все религии и стремится познать все самое ценное, что в них было когда-то заложено.

Специальные упражнения помогают Йогу более глубоко проникать в истинные знания религий, понимать скрытый смысл, входить в состояния, даруемые каждой религией, а также пользоваться возможностями, которыми зачастую не Могут воспользоваться последователи этих направлений духовного развития.

Как утверждают, родина Йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, который соединял Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, подобно той, что произошла с Атлантидой, Арктида исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Ее уцелевшие жители донесли Йогу до жрецов и посвященных других цивилизаций: Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем Йога попала в Индию и Египет.

С наступлением последней Кали-юги (малый астрономический период, продолжавшийся пять тысяч восемьдесят лет, известный как «черная юга», эра раздоров и беззакония) хранителями высокой информации выступали эзотерические школы Востока, которые и донесли многие знания до наших дней.

В ведический период (с XV-VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ. Оттуда Йогу принесли в Китай и Японию, где она распространялась в форме дзен-буддизма. Однако Йога и сейчас признается всеми восточными философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Научная традиция приписывает выделение учения Йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.), который сделал это на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных Йогами-практиками, и фундаментальной информации, считанной ими с информационного поля Земли и Вселенной и доступной на тот период времени. Патанджали указал восемь ступеней, или этапов, развития от уровня человека к уровню Йога. Они предполагают осознание и раскрытие всех известных сейчас семи (по некоторым источникам - восьми) тел человека. Этот путь был назван восьмеричным, но тогда мало кто знал его скрытый смысл.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь Йоги был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который закончился в 1982 году, после Парада планет, когда Земля вошла в новый, очередной 26-тысячелетний цикл, в его начальный этап - Сатья-югу (совершенная, или «белая», эпоха), которая будет определять нашу жизнь следующие пять с половиной тысяч лет.

Смена юг сопровождается глобальными изменениями социальных, политических и экономических отношений во всем мире. Коренным образом меняются все стороны человеческой жизни, свойства минералов и растений, меняется само устройство человека, число энергетических меридианов и структура чакр. Ведь иными становятся свойства Пространства-Времени.

Уже сейчас все чаще рождаются люди, наделенные неординарными способностями. Ожидается появление и распространение новой всеобщей религии, религии Сатья-юги, более высокой, чем те, которые господствовали в Кали-югу.

В новой эпохе другими будут обычаи, нравы, видение и восприятие мира - ведь другим становится сам мир. Многое из того, что было почитаемо и считалось высшим в Кали-югу, становится ненужным и даже вредным теперь.

И Йогой, как утверждалось еще в древних текстах, в разные эпохи положено заниматься по-разному.

Если раньше человек, занимавшийся Йогой, обыкновенно уединялся в лесу или в горах, то ныне наступило время, когда можно (и даже рекомендуемся) развиваться в социуме. Сегодняшние Йоги - мужчины и женщины, семейные и без семьи, -живут и совершенствуются среди людей, хотя особенности тренировки требуют иногда уединения (хотя бы на час-полтора) и довольно строгих ограничений на первых порах.

Сегодня для всех открывается путь духовного совершенствования, под которым понимается не слепая вера в Бога, а изучение законов природы и их соблюдение.

Важно отметить, что всегда культивирование в обществе отживших догм и мировоззрений тормозит дальнейшее развитие человечества в целом и ведет к его деградации. Это может выражаться в неудовлетворенности жизнью большинства людей и их стремлении к разрушению не только того, что их окружает, но и самих себя. Подсознательно при этом человек хочет себе плохого, хочет болеть, хочет быть несчастным, бедным. А вот через культивирование реальных, то есть обусловленных устройством мира, достоинств и устранение недостатков происходит постепенная гармонизация самого себя в мире, в который мы сейчас пришли. При этом мы не только накапливаем силу, но можем производить огромное количество энергии и для себя, и для всей Вселенной. Поэтому появляется возможность выхода в другие миры.

Считается, что Йога, как научный способ ускорения эволюции, в Сатья-югу охватит очень многих (так говорят учителя) и станет не экзотическим, а общепризнанным способом жизни на Земле. Уже сейчас при внимательном рассмотрении вы можете заметить, что практически все успешные психологи, медики, ученые, философы и даже политические деятели сознательно используют в какой-то степени знания и опыт Йоговской практики.

Но есть и другая информация, согласно которой огромные возможности для духовного развития даются только в переходный период. В дальнейшем же все выходы будут снова закрыты, и занятия Йогой, духовное развитие станет возможно только для избранных, как это всегда и было раньше.

Особое значение для развития человека имеет последняя ступень восьмеричного пути - Самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.

Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние Самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для них самих. Йога же учит сознательному достижению состояния Самадхи, и Йогом можно называть человека только тогда, когда для своего здоровья, развития и выполнения миссии на Земле и во Вселенной он может периодически входить в такое экстатическое состояние по своему желанию. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку Йоги.

Не будет преувеличением сказать, что освоение людьми состояния Самадхи способствует развитию человечества в целом. Выходя в Самадхи, можно мгновенно освоить любой язык и не только человеческий, некоторые после нескольких секунд этого состояния вдруг начинают писать стихи, картины или получают знания и опыт в самых неожиданных областях. Кроме того, выходя в Самадхи, можно прокладывать дорогу для других людей, которые, не испытывая этого состояния, смогут получать нужную для человечества информацию, новые возможности, неожиданное исцеление.

Но следует отметить, что основной задачей Йоги, делающей ее привлекательной сегодня для широких слоев населения, является не только излечение и не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни, понимание, удовлетворение и радость, которую приносят ежедневные занятия.

Тысячелетняя практика Йоги довела ее до совершенства и каждое упражнение, асана и методика стали истинно кладами для знающего человека. Пути к достижению духовного развития различны для каждого человека, и каждый практик Йоги найдет свой путь, только ему необходимый и нужный. Йога как наука имеет разные направления, разные системы тренировки и практики, но все эти направления ведут к духовному росту и совершенству.

Вооружившись знаниями, как правильно жить на Земле и соблюдая эти правила, приобретая опыт, навыки и умения, практикующий Йогу быстро растет духовно и в течении одного воплощения может достигнуть ступени развития Йога и даже больше. Практикуя Йогу, замечаешь в себе изменения постоянно, сам видишь всё новые достижения.

Достаточно многогранна и может быть очень полезна любому человеку вне зависимости от возраста, пола, философских и религиозных воззрений, профессии и т.д.

Йога как система философских, этических и психофизиологических учений интересует многих. Ее история развития и трансформации в другие течения исчисляется тысячелетиями.

В 1963 г. ЮНЕСКО начал официальную научную проверку и исследование методов йоги . Научно-исследовательские институты и центры исследования йоги существуют в Индии, США, Канаде, Франции, Болгарии и других странах.

Йогу часто рассматривают как религиозно-мистическое учение о существовании сверхприродных сил, о возможностях сосредоточения очищенного разума в самом себе, осознании отличия своего "я" от внешнего материального мира. А путь йога – это путь воссоединения индивидуальной души с абсолютной душой.

В переводе с санскритского слово йога означает связывать, соединять, собирать, скреплять, сосредотачивать, направлять внимание.

Считается, что философские взгляды йоги систематизировал во II веке до н.э. мыслитель Патанджали в трактате «Йога-сутра» в виде восьмиступенчатой йоги . Каждая ступень имеет свои задачи и свою технику:

Яма – сдержанность, соблюдение вечных заповедей, таких как ненасилие, правдивость (отказ ото лжи и самообмана), неворовство, воздержание, нежелание чужого (нестяжательство),

Нияма – культура, иногда говорят культура, правила индивидуального поведения, такие как чистота, удовлетворенность, аскетизм, самоизучение, преданность абсолюту,

Асана – поза. Выполнение поз позволяет йогу подчинить собственное тело, сделать его инструментом духа,

Прана яма – дыхательные упражнения и контроль дыхания (Прана – энергия Вселенной, вдох, дыхание, ветер, часть космического дыхания Вселенского Духа), практика прана ямы позволяет избавиться от большинства болезней, воспитать спокойствие духа.

Пратьяхара – освобождение от чувств, от рабства перед желаниями и страхами, что ведет к очищению ума,

Дхарана – целенаправленная сосредоточенность, внимание. Преодолев предыдущие ступени, очистив тело, душу и ум, йог может сосредоточиться на поставленной задаче концентрац ии сознания,

Дхьяна – наблюдение, медитаци я, внутреннее сосредоточение, подготовка к самадхи,

Самадхи – осознание своей истинной природы.

Первые две ступени связаны с дисциплиной моральности, четвертая -шестая ступень получили название хатха-йога т.к. связаны с дисциплиной тела, хатха значит баланс, равновесие. Последние три ступени связаны с дисциплиной ума.

Выделяют четыре основных (классических) течения йоги – Джнана-йога, Раджа-йога, Бхакти-йога и Карма-йога.

Джнана-йога, джняна-йога или гьяна-йога основана на знании - «джнана» и направлена на осознание истинной духовной природы человека, постижение разницы между материальной природой и своей истинной духовной сущностью, что также как в Карма–йоге ведет к освобождению из круговорота рождений-смертей, всех страданий и ограничений материального мира (к мокше, мокша – освобожедние на санскрите).

Раджа-йога (или как ее часто еще называют Царская йога ) сосредоточена на психическом и физическом совершенствование, саморазвитии и самопознании посредством медитации.

Бхакти-йога направлена на установление и развитие взаимоотношений с Богом, посредством служения ему: слушания историй из священных писаний, воспевания Его святых имен, медитации на формы, имена, деяния Бога, предания мыслей и деяний Богу, вознесения молитв, поклонения.

Карма-йога основана на индуистском учении «Бхагавад-гиты» о выполнении предписанных обязанностей, долга (дхармы) совершенно бескорыстно, без каких-либо эгоистических мотивов, что ведет к очищению ума, самоосознанию и освобождению из круговорота рождений и смертей, страданий и ограничений материального мира.

Сегодня практикуют и другие виды йоги: Агни-йога, Аштанга-виньяса-йога, Интегральная йога, Крийя-йога, Кундалини-йога, Сахаджа-йога, Сурат-шабд-йога, Хатха-йога, шесть йог Наропы, Тантра-йога и др.

Разновидностей йоги достаточно много, они существенно различаются по философским трактовкам и методам достижения целей. Однако следует помнить, что все они направлены на развитие духовной сущности человека и возможности достижения единства с целым , частью которого мы все являемся. И еще, в йоге каждый может найти , что-то очень полезное для себя вне зависимости от возраста, пола, философских и религиозных воззрений, профессии и т.д.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка – санскрита – означает «союз, соединение, связь, единение, гармония».

Следует прежде всего подчеркнуть заложенный в этом термине смысл полной гармонии физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Ибо йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих формированию цельной личности, гармонично сочетающей три начала человека: физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное.

Согласно учению йоги, человек также является существом, представляющим собой некую смесь сознания и материи. С сознанием отождествляется человеческая душа, а с материей – физическое тело. Йоги не считают тело сущностью человека, оно, по их мнению, составляет лишь внешнюю, временную оболочку истинного бытия, каковым и является сознание.

С точки зрения йогов, сознание, не зависящее от материи, способно к существованию вне ее и может быть абсолютно не связанным с ней.

Следование по пути, обозначенному учением йоги, готовит человека к разрешению тех проблем, которые появляются в результате воздействия на организм его высших психических сил, т. е. воли, сознания, чувств и эмоций. Пробуждение и дальнейшее развитие этих сил приводит к колоссальному нервному перенапряжению и оказывает порой разрушительное влияние на тело и душу. И в том случае, если функции организма не будут поддерживаться специальными упражнениями, он вряд ли сумеет справиться с огромной нагрузкой, обусловленной повышенными энергетическими затратами органов сознания и восприятия.

Для того чтобы обеспечить отдых жизненно важным органам – сердцу и мозгу, необходимо привести свое тело в состояние гармонии и равновесия. И тогда оно вновь сможет эффективно выполнять свои функции, становясь неуязвимым для разного рода заболеваний, разрушающих организм и сокращающих продолжительность жизни.

В течение многовекового существования учения йоги была разработана целая система регулирования и контроля функций всех частей человеческого тела. Как утверждают йоги, организм не должен действовать самопроизвольно, инстинктивно, и для осуществления руководства над ним следует прилагать сознательные, целенаправленные усилия.

В учении йоги о человеческом теле содержится мысль о том, что оно не является идеальным с точки зрения своего естественного, неконтролируемого функционирования и отдельные виды деятельности организма существуют лишь для сохранения физической оболочки в неблагоприятных условиях окружающей среды. Одна из важных проблем, как считают йоги, заключается в том, что многие из таких нежелательных условий с течением времени устраняются, а функции, порожденные ими, все еще остаются, хотя потребность в них уже не возникает. Ликвидировав эти ненужные функции организма, человек сумеет увеличить количество энергии, с помощью которой будут успешнее осуществляться полезные действия.

Таким образом, с точки зрения йоги, физическое тело – это лишь несовершенный инструмент, который человек может на протяжении всей жизни настраивать и оттачивать, чтобы в результате получить прекрасное универсальное орудие, умелое использование которого приведет к достижению самых высоких целей.

Потенциал человеческого организма, по мнению йогов, неисчерпаем, а возможности его бесконечны, как Вселенная.

Йоги полагают, что из огромного количества энергетических сил, заложенных в организме, на полезную деятельность расходуется только незначительно малая доля (под полезной деятельностью в данном случае подразумевается поддержание жизненных функций и осуществление духовных запросов). Основная же часть физических сил растрачивается понапрасну, без всякой цели.

Последователи учения йоги ставят своей задачей объединить все функции организма, т. е. сделать так, чтобы они работали слаженно и производимая ими энергия использовалась для достижения единой высшей цели. И эту задачу вполне можно реализовать, если заниматься йогой.

Практическая часть учения йоги основана на глубоком знании физической природы человеческого организма. В этой области были сделаны открытия, подтверждающие самостоятельность функций определенных частей тела и отсутствие какого-либо руководящего органа, обеспечивающего контроль над организмом в целом. Кроме того, йоги пришли к выводу, что деятельность одного человеческого органа до известной степени может заменить функционирование другого.

Данное заключение породило идею о том, что все тело человека можно подразделить на сотни и тысячи отдельных, самостоятельных жизней. Каждая из этих жизней предполагает наличие души, или сознания. Существовать и функционировать самостоятельно, по мнению йогов, способны не только целые органы или части тела, но также и ткани, сосуды, кровь и ее компоненты и т. д. Такая точка зрения отражает оккультную направленность учения йоги.

Отдельные жизни и сознания, из которых состоит физическое тело, – это его духи, и во власти человека подчинять их себе. В оккультных науках сам человек рассматривается как Вселенная в миниатюре, универсальное божественное творение. Подобные взгляды нашли свое отражение и в йоге. Согласно этому учению, человек общается с объектами Вселенной при помощи собственного тела. Вода, которая содержится в организме, есть объединяющий элемент, связывающий человека со всеми водами Земли и окружающей планету атмосферой. Кислород, поступающий в кровь, и углерод, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности, объединяют человеческий организм со всеми запасами кислорода и углерода во Вселенной, а образ жизни, который ведет человек, объединяет его со всеми живыми существами, обитающими в природе.

Овладев методикой управления различными жизнями, или духами, человек может обучиться управлению объектами Вселенной и стать не только полноправным властелином собственного тела, но и мудрым хозяином окружающей природы. К тому же познание и правильное применение принципов йоги приводит к осознанию теории мироздания и обретению уверенности в том, что каждый человек уникален и может обладать большой значимостью в этом мире.

В течение тысячелетий складывалась точная и строгая система физических упражнений, так называемых асан, призванных способствовать психофизическому самосовершенствованию.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать правила, советы и методические рекомендации, которые будут даны в предлагаемой работе, и постепенно осваивать их на практике. Именно постепенно, т. к. йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, т. к. тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Исторические корни йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – древнейший индийский философский трактат. Он включает 4 книги: Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу. Каждая из рукописей содержит философскую систему взглядов на предназначение и сущность человеческой жизни. Комментарии, написанные к Ведам, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Индии и на создание системы йоги.

В Ригведе (одной из четырех Вед), создание которой ученые датируют серединой III тысячелетия до н. э., упоминается и о йоге как определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества. Поэтические гимны, воспевающие красоту природы, сочетаются в ведах с попытками постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к «покинутой» цивилизации бронзового века Мохенджодаро и Хараппы (III–II тысячелетия до н. э.). Во время археологических раскопок были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробирование и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь только самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение – йога – путь психофизического самосовершенствования.

На Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чля), следуя строгому правилу йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяла сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за тем, как ученик осваивает учение, включая и его нравственное совершенствование. Это был долгий, кропотливый путь, на котором укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием моральной чистоты. В таком единстве заключается оптимальный подход к воспитанию вообще.

Древнеиндийский философ Патанджали (живший предположительно в период между II веком до н. э. и II веком н. э.) в своей книге «Йогасутра» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге.

Три золотых правила йогов

Последовательность, постепенный переход от простого к сложному.

Систематичность и регулярность.

Умеренность во всем.


Йога не поддается изучению ускоренными темпами; не овладев одним этапом знаний, нельзя переходить к изучению другого. Отделение процесса физического развития человека от развития духовного и психического приводит к профанации йоги. Занятия в этом случае, как минимум, теряют всякий положительный смысл.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития, или восьмеричную систему тренировок:

– яма – отказ от негативных морально-нравственных качеств;

– нияма – культивирование положительных качеств;

– асана – принятая поза, положение тела;

– пранаяма – дыхательные упражнения;

– пратьяхара – овладение контролем над чувствами;

– дхарана – концентрация внимания;

– дхьяна – медитация;

– самадхи – стадия просветления. Существуют различные аспекты йоги: крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога, джнани-йога, бхакти-йога, лая-йога, мантра-йога и т. д.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, т. е. яма и нияма, составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, т. е. третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, составляют раджа-йогу.

Крия-йога – это моральный, этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение. Крия-йога предшествует хатха-йоге и может быть охарактеризована как дисциплина нравственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Система хатха-йоги включает в себя физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), гидротерапевтические процедуры, различные очистительные средства, питание, дозированное голодание и пр.

Хатха-йога ведет не только к физическому совершенству тела, но и к совершенству ума и духа человека. Позволяя человеку стать полновластным хозяином своего тела, хатха-йога служит подготовительным этапом к раджа-йоге. Если хатха-йога является «дисциплиной тела», то раджа-йога является «дисциплиной ума, психики и сознания».

Карма-йога – аспект йоги, позволяющий достичь совершенства посредством труда и активных действий. Человек должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше и не ожидая поощрения или награды. Карма-йога занимается еще изучением «кармы», которую в современном понимании можно в какой-то степени сравнить с генетическим кодом.

Джнани-йога представляет собой аспект, в котором совершенство достигается путем приобретения знания (слово «джнани» означает «знание»), кропотливого изучения всего того, что способствует обретению мудрости и духовному развитию. Мудрость рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из Космоса (этот аспект часто называют космической йогой). Призывающая человека жить в гармонии со Вселенной, лая-йога в практическом отношении помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога – наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении определенных гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые, согласно мантра-йоге, положительно воздействуют на организм человека.

Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга. В то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане дает возможность заниматься йогой всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Древняя мудрость ноги позволяет учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, его духовную склонность и стремление.

Постепенно восходя по восьми ступеням, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над своими чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

Ограничения в занятиях йогой

Следует помнить, что физическими упражнениями по системе хатха-йоги нельзя заниматься при повышенной температуре; при острых заболеваниях и хронических обострениях; детям до 6 лет; женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных.

Людям старше 60 лет следует особенно тщательно соблюдать большую осторожность и постепенность в занятиях.

Женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия. Возобновить их можно через 3–4 месяца после родов.

Другие противопоказания существуют при некоторых болезнях. Они обозначаются для каждого конкретного комплекса упражнений.

Особенности питания йогов

Питание является одной из важнейших составных частей системы йоги. Без этого йога будет представлена неполно и не будет иметь должного терапевтического воздействия на организм человека.

Мудрые йоги считают, что «у европейцев и американцев имеется целый ряд причин, которые вынуждают вас потреблять мясо. Во-первых, ваша клетка генетически отравлена, т. к. на протяжении многих поколений ваши предки ели мясо. Во-вторых, вы живете в более холодном климатическом поясе и пытаетесь восполнить потерянные калории, потребляя мясную пишу. В-третьих, вы ведете более подвижный образ жизни по сравнению с жителями Востока и южанами, а потому также восполняете растраченные калории мясной пищей. Наконец, есть такие люди, у которых некоторые мясные блюда являются просто их любимыми, и они не хотят от них отказаться. Вот почему, принимая все это во внимание, можно полностью от мяса не отказываться. Однако рекомендуется в течение дня, а еще лучше в течение нескольких дней, потреблять не более одного мясного блюда. Если же вы едите мясные блюда и за завтраком, и за обедом, и за ужином, то это приведет вас прямой и быстрой дорогой к могиле».

Сами же йоги являются вегетарианцами. Исторически это можно объяснить как жарким климатом, так и религиозными убеждениями. С медицинской точки зрения йоги рассматривают вегетарианскую пищу как более полезную и чистую, менее загрязняющую человеческий организм, чем пища животного происхождения.

Йоги исключают из своего рациона мясо и мясные продукты и не рекомендуют их употреблять. Они советуют хотя бы свести к минимуму их употребление. В этом сказываются не только моральные требования, которые препятствуют убийству животных, но и тот вред, который наносит прием мясной пищи организму человека, т. к. в мясе присутствуют токсические вещества и ядохимикаты. Употребление в пищу мяса и мясных продуктов приводит к раннему старению, потому что провоцирует в кишечнике процессы гниения. В организме происходит накопление карбамида, отравляюще действующего на него.

Йога предлагает отказаться от животных жиров, на которых приготавливается пища, из-за того что они отрицательно сказываются на работе желчного пузыря и печени, приводя к разным болезням. Применение для приготовления пищи животных жиров ведет к возникновению атеросклероза. Эти жиры заменяют подсолнечным, оливковым, кукурузным, хлопковым и, другими растительными маслами.

Переход на использование растительных масел необходимо делать постепенно, как, с точки зрения йогов, и любые переходы и изменения.

Йоги советуют исключить потребление сахара и всех насыщенных им продуктов. Сахар заменяют фруктами и сухофруктами, ягодами и медом, т. к. он способствует появлению онкологических заболеваний, разрушает зубы и отрицательно сказывается на обмене веществ. Мировая медицина солидарна с мнением йогов о вреде сахара и настаивает на ограничении его потребления. Особую важность приобретает это предостережение для пожилых людей, лиц преклонного возраста. К сожалению, достаточно трудно определить количество употребляемого сахара, содержащегося в варенье, компоте, мороженом и даже хлебе. Лучше всего заменить сахар сухофруктами или медом.

Мучные изделия, приготовленные на дрожжах, – это пироги, беляши, торты, пирожные, которые также желательно исключить из рациона. Дело в том, что их потребление подавляет кишечную микрофлору.

Хлеб черный полезнее белого, и чем он более грубого помола, тем он еще полезнее.

Употреблять молоко и молочные продукты йоги рекомендуют в умеренных количествах. Дело в том, что молоко – это очень полезный продукт, но для детей, а не для взрослых. Ни одно животное во взрослом состоянии молоко не потребляет. Исключая домашних кошек и собак, которых научили пить молоко люди.

У взрослого человека, в особенности после 40 лет, большое количество молока нарушает обмен веществ в организме, т. к. содержит быстроусваивающийся белок.

Кисломолочные продукты типа кефира, простокваши, ряженки, сметаны оказывают хорошее воздействие на желудочно-кишечный тракт и, в особенности, на кишечную флору.

При внесении изменений в ваше питание не забывайте о постепенности отказа от того или иного продукта, т. к. резкое изменение в вашем питании может привести к разного рода неприятностям и нарушениям в работе всего желудочно-кишечного тракта.

Нужно сказать, что йоги относят некоторые привычные для многих людей продукты к наркотическим средствам. Они выделяют 5 видов существующих в мире наркотиков:

– марихуана, опий, гашиш и др.;

– алкоголь;

Все они приводят к нарушению работы печени перевозбуждению нервной системы и отрицательно сказываются на психике, в целом нанося вред и разрушая здоровье людей.

Чесноком и луком в сыром виде йоги не советуют злоупотреблять, несмотря на то что эти овощи обладают замечательными лекарственными свойствами и используются во многих рецептах Аюрведы в составе различных смесей. При ежедневном употреблении сырого чеснока и лука возбуждается нервная система и приводится в состояние раздражения слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта.

Йоги умеют выводить поваренную соль из органов, правильно пьют воду, поэтому для них нет строгого запрета на употребление соли, но они советуют ограничить ее количество из-за вредного воздействия на процессы обмена веществ организма, из-за отрицательного влияния на сердечно-сосудистую систему.

Вредит здоровью как очень горячая, так и очень холодная пища. Очень плохо сказывается на органах пищеварения и состоянии зубной эмали большая разница в температуре принимаемой пищи. Например, после горячего блюда особенно опасно есть мороженое.

Чем меньше пищевые продукты подвергаются термической обработке, тем лучше, потому что в противном случае пищевая ценность снижается, витамины разрушаются. Лучше всего питаться фруктами и овощами в сыром виде. Организм при этом очень быстро насыщается.

Свежие овощи и фрукты при правильно организованном питании составляют 60 % относительно всего объема принимаемой пищи. Из этого следует, что каждый раз, будь то завтрак, обед или ужин, в него должны входить сырые продукты растительного происхождения и соки. Тем не менее вареную и печеную растительную пищу, например, каши из пшеницы, гречихи, кукурузы, ржи, ячменя и овса, йоги употребляют в пищу так же, как и вареный картофель. В этом случае варят продукты минимальное количество времени.

По мнению йогов, самая здоровая, естественная пища – это овощи и фрукты, сухофрукты и различные соки из фруктов и овощей. Орехи, зелень, ягоды, горох, фасоль, бобы и другие бобовые, а также разнообразные крупы – все это содержит необходимые организму питательные вещества и витамины.

Самым легким должен быть завтрак, потому что после ночного отдыха человек не израсходовал большого количества энергии и не растратил калорий.

Вероятно, многие замечали, что утром не хочется есть, а тем не менее люди приучили себя плотно завтракать. Йоги учат, что есть надо только тогда, когда у вас появляется чувство голода, желание поесть. А если такого желания нет, то лучше прием пищи пропустить или поесть тогда, когда вам захочется.

Помните, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.