Основные виды туризма.

Лекция 14. Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь.

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

  1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья».
  2. Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
  3. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Туристско-прикладные многоборья (ТПМ) – один из двух видов спорта, входящих в систему спортивного туризма в Республике Беларусь, имеющий свои Правила соревнований и установленные Единой спортивной классификацией Республики Беларусь разрядные требования. Соревнования по ТПМ – это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения разнообразной туристской техникой и тактикой. Дистанции ТПМ выступают в качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, а технические этапы ТПМ – модели отдельных классифицированных участков маршрута. С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по ТПМ – это соревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивного туризма препятствий (технических этапов). Как и в случае спортивного туризма, где походы, по способу передвижения подразделяются на пешие (горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные, соревнования по ТПМ проводят в технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма.

1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье»

(краткая история возникновения ТПМ).

Предшественниками соревнований по ТПМ, как самостоятельного вида спорта, несомненно, являются туристские слеты и соревнования по технике видов туризма .

Что представляют собою туристские слеты с точки зрения их содержания и программы? Туристские слеты являются достаточно специфичными, разноплановыми туристскими мероприятиями. Проведение слетов разного масштаба (республиканских, областных, районных, слетов отдельных организаций, межвузовских слетов и т.д.) практикуется со времен СССР по настоящее время. Например, I Всесоюзный слет туристов, был проведен в Северной Осетии (Кавказ) в 1981г.

Хотя многие туристы, понятия «туристский слет» и «туристские соревнования» понимают одинаково, между ними есть существенные отличия. Главные цели и задачи основной массы туристских слетов – популяризация туризма, и пропаганда здорового образа жизни среди широких слоев населения; общение и обмен туристским опытом (Кодыш и др., 1984). Туристские соревнования являются лишь составной (хотя и наиболее важной) частью программы слета (пусть и наиболее существенной). Традиционная «зачетная» программа туристского слета является комплексной и включает в себя, по крайней мере, два раздела: программу спортивных состязаний и т.н. конкурсную программу. Таким образом, кроме состязаний в туристской технике на слетах широко практикуется проведение спортивных игр, конкурсов туристской песни, фотографий и т.д. Важным компонентом программы слетов являются и разнообразные культурно-массовые (воспитательные) мероприятия.

В туристско-спортивную программу слетов обычно включают следующие соревнования. Во-первых, это соревнования по ориентированию на местности (обычно участники преодолевают дистанцию ориентирования в заданном направлении или ориентирования по выбору, в том числе дистанции ночного ориентирования). Во-вторых, обязательным компонентом туристско-спортивных состязаний является преодоление полосы препятствий горно-пешеходной техники (препятствий, специфичных для горно-пешеходного туризма), а так же дистанции техники водного и велосипедного туризма. Сложность данных соревнований, со спортивной точки зрения, зависит от масштаба слета. Например, на туристских слетах республиканского масштаба акцент делается именно на туристско-спортивную часть программы, и дистанции слета могут приравниваться с технической точки зрения к дистанциям ТПМ четвертого класса сложности (см. ниже раздел 3 данной лекции). На туристских слетах меньшего масштаба преследуются, как мы уже отмечали выше, прежде всего цель пропаганды туризма как средства оздоровления и активного отдыха широких масс трудящихся и учащейся молодежи (а не цель спортивного совершенствования). Поэтому и спортивно-туристские дистанции данных слетов не являются сложными со спортивной точки зрения.

Ни в коем случае не умаляя пропагандистского и воспитательного значения слетов, следует признать, что они имеют косвенное отношение к спорту, как таковому. Соревнования в рамках слетов проводятся без определенных, единых правил , на относительно несложных туристских дистанциях. Правила состязаний в рамках туристского слета оговариваются «условиями» проведения данного конкретного слета и варьируют от слета, к слету (не являются незыблемыми). Участие в данных соревнованиях никак не связано с присвоением туристам спортивных разрядов и званий .

Что представляли собою соревнования по технике туризма? Если главной целью туристских слетов является все же популяризация туризма, то главной целью соревнований по технике туризма являлось все же спортивное совершенствование в технике и тактике спортивного туризма . Соревнования по технике видов туризма зародились в 70-х годах прошлого века в СССР и предлагались вначале, в качестве эффективного способа специальной подготовки для совершения спортивных походов. Отмечалось, что, «В туристских соревнованиях важно не только и не столько завоевать победу, сколько проверить техническую и тактическую подготовку, общефизическую и специальную тренированность, проверить новые образцы снаряжения в условиях максимально приближенных к походным» (Кодыш и др., 1984). Соревнования проводились по технике пешего, горного, водного, велосипедного, лыжного туризма и вскоре завоевали признание в туристской среде. Сложились предпосылки к переходу от соревнований, как вида специальной подготовки , к формированию самостоятельного вида спорта .

Соревнования в любом виде спорта – это игра по заранее оговоренным, определенным правилам. Поэтому в СССР были разработаны временные Правила туристских соревнований по отдельным видам туризма, утвержденные Центральным советом по туризму и экскурсиям и федерацией туризма СССР. Правилами устанавливалось четыре класса соревнований по возрастанию сложности. Именно в данных правилах было закреплено основное содержание соревнований туристов – преодоление дистанций туристской техники . В то же время до 90-х годов не было выработано единого подхода и единых Правил соревнований по технике разных видов туризма.

Какие дистанции преодолевались туристами в соревнованиях по технике видов туризма? Соревнования по технике пешеходного туризма заключались в преодолении протяженной дистанции кросс-похода с набором естественных препятствий (этапов) и компактно расположенной на местности полосы препятствий . Движение команды по дистанции кросс-похода было приближено к условиям похода (передвижение по маршруту с грузом и преодолением естественных препятствий). Дистанция полосы препятствий выявляла, прежде всего, техническую подготовленность команды. Она была призвана быть зрелищной, динамичной, и преодолевалась обычно без контрольного груза. Характерными техническими этапами и участками на дистанциях данных соревнований являлись: преодоление горных склонов (моделей горных склонов); переправы через водные препятствия, разные виды транспортировки «пострадавшего» и пр.

Соревнования по технике горного туризма высшего четвертого класса проводились на трех дистанциях: скальной , снежно-ледовой , и дистанции преодоления водной преграды . Скальные дистанции заключались в преодолении командой скального склона различной крутизны и протяженности (дистанция 4 класса – крутизна 55-60°, протяженность до 100м) с применением разнообразной техники передвижения и страховки. На ледовой дистанции, соответственно командой преодолевались ледовые склоны, а на дистанции преодоления водных препятствий команды демонстрировали технику и тактику наведения различных переправ (вброд, над водой). Соревнования по технике лыжного туризма проводились на двух дистанциях: туристы преодолевали протяженный лыжный маршрут и полосу препятствий , характерных для лыжных путешествий.

Таким образом, в соревнованиях по технике различных видов туризма не было единой структуры (несмотря на примененный принцип преодоления дистанций туристской техники), не было единых Правил и соответственно, единого метода классифицирования дистанций, определения результатов соревнований. Все это не позволяло до 90-х годов соревнованиям по технике видов туризма трансформироваться в отдельный вид спорта со своими разрядными требованиями, хотя предпосылки к такой трансформации уже были созданы.

В 90-х годах прошлого века желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и с едиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В Республике Беларусь «родился» новый вид спорта – туристско-прикладное многоборье. Заслуга в его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжному туризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований по спортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который является автором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.

Каково содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью? Соревнования по ТПМ, в технике различных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующих владения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решения комплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристской техники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники: техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техника ориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определения ключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» нами было представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанция ТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнований по ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников с установленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (система маршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях (естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или ином объеме на карте местности. Технический э тап основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиями соревнований технико-тактическое задание.

Состав дистанций туристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всех четырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три вида дистанций: длинная дистанция , короткая дистанция и дистанция поисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнований ТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях класса мастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трех дистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города, области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, на соревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточную по протяженности и числу технических этапов между длинной и короткой дистанциями.

Все соревнования по ТПМ проводятся как лично-командные . Начиная с четвертой группы соревнований, (см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личные дистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками на данных личных дистанциях определяются победители соревнований в личном первенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личных дистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандном зачете. Соревнования V группы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции. Победители личного первенства определяются по результатам преодоления участниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.

Что представляет собою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья? Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский, лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до 12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжного туризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция является своеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в свою очередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода. На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· В технике и тактике ориентирования на местности;

· В технике и тактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и по выделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;

· В технике и тактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий;

· В технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.

· В технике туристского бивака.

В соответствие с оцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают ряд технических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона со страховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организацией страховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности (по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего» по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, по склону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.

В соревнованиях по ТПМ в технике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона, переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или ином объеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности в зимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе. Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны и технические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема и спуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимого леса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанных технических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету «Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление о применяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же в материалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий», «Технические приемы ориентирования на местности».

Что представляет собою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанция пешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумевает движения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту на местности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризма естественных локальных препятствий с выполнением командами заданных условиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, прежде всего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различной сложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр. Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные технические этапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.

На короткой дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двух компонентов туристской техники: техники передвижения по естественным препятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанция на соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолении склонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях по технике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолевается частично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь с организацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Кроме того, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, на коротких дистанциях может оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» по склону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).

Что представляет собою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определенную протяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длинной дистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные технические этапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· Технике и тактике поисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночное ориентирование).

· Технике оказания первой (доврачебной) помощи «пострадавшему».

· Технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, по естественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).

Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являются следующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении, диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапы разнообразной техники транспортировки «пострадавшего».

Как в туристско-прикладных многоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указывает т.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пяти группам: V группа – соревнования «класса новичков»; IVБ группа – соревнования класса массовых разрядов; IVА группа – соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки Республики Беларусь); II и I группы – международные соревнования с участием команд из различного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции. Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья – на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные и командные дистанции. Начиная с III группы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся в рамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и на дистанции ТПСР (командной).

  1. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Как мы указывали выше – соревнования по ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой и тактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанции преодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложные дистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности их преодоления); на соревнованиях V группы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМ определяется понятием «класс дистанции (этапа)».

Какие характеристики дистанций и этапов определяют их класс? Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложности дистанций. Дистанция V класса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых, естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественных препятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемого склона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения, глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водное препятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющих местоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование в заданном направлении» и т.д. Во-вторых , класс дистанций определяется сложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактических задач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могут преодолевать с использованием разных по назначению и сложности технико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; с командной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего» и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом (читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующих логичную комбинацию.

Каким количественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этапов ТПМ? Принципы количественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций и этапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методического занятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов и дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы только отметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется так называемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах. Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов) различных классов сложности является шкала, выраженная в числах последовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классов дистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются за исходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причем каждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющим дать окончательную оценку в виде:

5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21 ± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).

Можно сказать, что сами числа Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этапов соответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которые ориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов. Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательные оценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристик препятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактических действий.

Какой сложности дистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различных групп? Правилами проведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум две дистанции должны быть не ниже II класса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обе дистанции должны быть не ниже III класса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.

Для иллюстрации вышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группы соревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так, протяженность дистанции V группы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университета физической культуры (2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевали следующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон по веревке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальное ориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оценивалась индивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техника самостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьями соревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения по азимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники: «Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, с командной организацией страховки для первого участника, переходящего ручей вброд и организацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по перилам участников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках», «ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов не выходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими в процессе изучения курса «Туризм».

В качестве примера дистанции IV А класса приведем некоторые параметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спорта Челядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанции были установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа через сухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкой пострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие по бревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме того дистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентирования по указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанных носилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перил и организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д., выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась и тактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовало уже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высших разрядов).

Как определяется ранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными им разрядами и спортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются по результатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований, установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ). Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационный ранг соревнований.

Квалификационный ранг соревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатов соревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участников соревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняя величина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первых места. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняя величина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест, умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек). При этом квалификационные баллы участников следующие:

Звания и разряды: МСРБ КМС I р. II р. III р.(I юн. р.) без разряда

Квалификационные баллы 100 40 20 5 2 0.5

Разряды и звания в ТПМ присваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатов командного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСК определяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоения того или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении к соревнованиям V группы, необходимые результаты участников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Требования к выполнению массовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.

Ранг соревнований (баллы)

Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда.

(% от значений СПС * дистанции)

II разряд

III разряд

* – СПС – суммарный показатель сложности дистанции.

Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  1. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Единая спортивная классификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.

Спортивный Туризм - это вид спорта - соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. При этом по "земной поверхностью" подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет. Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Спортивный туризм - вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. Спортивный туризм исторически сложился в СССР и развивается на постсоветском пространстве . Спортивность туризма заключается в преодолении естественных препятствий, в применении различной тактики и техники преодоления препятствий.

Звания и разряды

В настоящее время звание МСМК по спортивному туризму не присваивается, остальные квалификационные спортивные разряды и звания до ЗМС присваиваются на территории России. 15 октября 2013 года состоялось заседание комиссии по ЕВСК Минспорта России. Комиссия приняла решение о восстановлении разряда кандидат в Мастера спорта и спортивного звания Мастер спорта России по группе спортивных дисциплин «маршрут».

Кроме того, в СТ имеются специализированные профессиональные звания, связанные с правом осуществления профессиональной или преподавательской деятельности в области спортивного туризма: гид-проводник, инструктор (старший инструктор, инструктор международного класса) спортивного туризма.

Как и в других официальных видах спорта, в спортивном туризме существует организованное и профессиональное судейство, деятельность которого регламентируется соответствующими нормативными документами. Приобретая опыт судейства и проходя соответствующую профессиональную подготовку(школы, семинары), судьи приобретают соответствующие судейские звания. В то же время, определенной особенностью судейства в СТ является то, что вознаграждение спортивных судей небольшое, либо судейство осуществляется на общественных началах. Многие из судей сами являются спортивными туристами с большим опытом и значительными спортивными достижениями. Спортивные судьи в СТ, без преувеличения, являются уважаемыми, почетными представителями спортивного сообщества СТ.

Особенности

Многие спортивные туристы также занимаются смежными видами спорта: спортивным ориентированием и мультиспортом, скалолазанием, альпинизмом, рафтингом, маунтинбайком, лыжами, яхтенным спортом и др. Спортивные туристы являются, в том числе, резервом для подготовки спасателей в природной среде.

Спортивный туризм, прежде всего, спортивные походы, является командным видом спорта, в котором сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, спортивной дисциплины, самосовершенствования и взаимной передачи знаний и опыта.

Увлечение спортивным туризмом позволяет познакомиться с культурой и бытом различных стран и народов, с замечательными и часто даже уникальными уголками природы, интересными достопримечательностями, получить удовольствие от общения, приобрести надежных товарищей.

Участие в спортивных походах начальных категорий сложности и в соревнованиях на дистанциях, как правило, не требует значительных финансовых затрат, в то же время позволяет получить необходимые базовые навыки и удовольствие от участия в походах и соревнованиях.

Занятие спортивным туризмом, как комплексным видом спорта, осуществляемым в сложной природной и общественной среде, разумеется, несет в себе определенные риски, и требует от спортсмена разносторонних знаний, умений, опыта и хорошей физической, технической и психологической подготовки.

В крупных городах России имеется немало физкультурных организаций спортивного туризма и самодеятельных туристских клубов, которые, среди прочего, проводят школы подготовки туристских кадров (начального, базового, специализированного и высшего уровня). Обучение в таких школах является желательным, хотя и не обязательным для занятий туризмом.

Должности в спортивном походе

Среди основных функциональных должностей в спортивном походе, помимо официальной должности руководителя туристсткой группы, можно перечислить заместителя руководителя группы (может назначаться при необходимости), руководителя (капитана) средства сплава или спортивного судна, медика, штурмана, заведующего хозяйством (завхоз), заведующего снаряжением (завснар), механика (реммастера), метеоролога, казначея, хронометриста, летописца, фотографа и др. В то же время, деление на должности является, за исключением руководителя, и в определенной степени медика (если медиком является профессиональный мед. работник), достаточно гибким, так как все туристы группы должны владеть в той или иной степени различными базовыми навыками и осуществлять взаимопомощь всегда, когда это необходимо. В малых группах один человек совмещает различные должности.

Снаряжение

Снаряжение в спортивном туризме зависит от его вида и включает в себя специальную одежду и обувь (куртки и брюки штормовые, ветровые, утепленные, самосбросы и т. п., термобелье, перчатки, треккинговую, лыжную, горную или треккинго-велосипедную обувь, бахилы, велоформу, мокрые и сухие гидрокостюмы, неопреновую обувь или носки, защитные очки различных видов и др.), шлемы или каски, веревки, карабины и др. технические средства страховки и работы с веревками, фонари с аккумуляторами, палатки, тенты, альпинистские инструменты и приспособления (альпенштоки, ледорубы, кошки, ходовые палки, снегоступы и др.), костровые принадлежности и походную посуду, мультитопливные горелки, средства навигации и связи, а также вьючных животных, технические средства и инвентарь по видам (катамараны и др. средства сплава, лыжи, велосипеды, автомобили и мотоциклы и пр.).

Навыки

К основным навыкам туриста относятся: оказание первой помощи, организация и проведение эвакуации пострадавших, навыки выбора места и установки лагеря и временных стоянок, работы с веревками и техническими средствами наведения переправ, страховки и т. д., техники движения и преодоления препятствий различного характера, организации порядка движения и иных действий в группе, выживания в экстремальных условиях (например, ночевки в снегу, работы при недостаточном питании, действия в экстремальных погодных условиях, действий в случае потери контакта с группой, самопомощи, использования в качестве снаряжения подручных средств и т. п.), составления меню и раскладки питания в спортивном походе, разведения и поддержания огня, приготовления пищи, ремонта снаряжения, ориентирования и навигации, психологической работы и разрешения конфликтов, руководства различными работами и действиями в экстремальных ситуациях. К дополнительным полезным навыкам можно отнести знание языка района похода или распространенного языка, навыки смежного вида туризма и видов спорта, навыки охоты и рыболовства, обращения с животными и различной техникой, полезные знания в области географии, флоры и фауны, навыки переговорщика, рассказчика, инженерные знания.

Виды спортивного туризма

По видам спортивный туризм различается:

  • пешеходный туризм - передвижение на туристском маршруте производится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности - в районах со сложным рельефом и климатическими условиями.
  • лыжный туризм - передвижение на туристском маршруте производится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности - в условиях суровых климатических зон и в горной местности.
  • горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов.
  • водный туризм - сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями её течения.
  • спелеотуризм - путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах.
  • парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озёр. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море.
  • на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедный туризм , конный туризм и авто-мото туризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т. д.) в сложных условиях, как правило в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности.
  • комбинированный туризм - походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма;
  • Мотоциклетный туризм - один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма :

  • путешествия (в том числе - одиночные путешествия);
  • Дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе;

Спортивные туристские походы

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

  • походы выходного дня;
  • походы 1 - 3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;
  • спортивные категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме - шесть категорий сложности (к. с.); в автомото- и парусном туризме - пять; в конном - три.

Более подробно деление приведено в «Единой Всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов»(ЕВСКТМ) . Маршрутно-квалификационные комиссии являются общественными экспертными (сертификационными) органами, осуществляющими заключения по категорированию туристских маршрутов , подтверждению соответствия квалификации участников и руководителя заявленной категории сложности маршрута. Они работают при спортивных организациях спортивного туризма (региональных и общероссийской федерациях) и ряде аккредитованных ими организаций физической культуры (спортивные туристические клубы). Маршрутно-квалификационная комиссия, среди прочих её функций, является органом, разрешающим выпуск группы в спортивный туристский поход.

Разряды и звания по спортивному туризму

Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его спортивной квалификации, выражающейся в способности к прохождению маршрутов определенных категорий сложности.

Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением туристского маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода, в МКК сдаётся отчёт, на основании которого происходит рассмотрение материалов, и в случае положительного решения присваиваются разряды участникам и руководителю.

Согласно «Разрядным требованиям по спортивному туризму на 2010-2013 г.» могут быть присвоены разряды (по возрастанию спортивного мастерства):

Туристско-спортивные соревнования

Туристско-спортивное соревнование - это передвижение человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. «ТСС» проводятся по двум группам дисциплин: 1. «Маршруты » - непосредственно походы и спортивные туры (в соответствии с категорией сложности); 2. «Дистанции», бывшее «туристское многоборье», в зависимости от сложности этапов делятся на классы - с 1 по 6. Класс дистанции условно соответствует категории сложности соответствующего похода.

Соревнования обычно проводятся отдельно по каждому из видов туризма. Допускается проведение соревнований на комбинированных дистанциях.

По социально-возрастным факторам соревнования делятся на:

  • семейные;
  • детские;
  • юношеские;
  • студенческие,
  • молодёжные;
  • взрослые;
  • среди пожилых;
  • среди ветеранов;
  • разновозрастные;
  • среди юношей и/или девушек;
  • среди мужчин и/или женщин;
  • среди инвалидов.

Организационная структура

Самодеятельное движение туристов, преследующих спортивные цели, организационно представлено туристскими группами (командами) и клубами туристов по месту жительства, секциями спортивного туризма - на местном уровне. На региональном уровне - региональными общественными спортивными организациями (федерациями). На федеральном уровне головным органом самоуправления для туристов-спортсменов является Туристско-спортивный союз России (Федерация спортивного туризма России) расположенный в Москве .

История спортивного туризма в СССР и России

Социология туризма

Благодаря относительной доступности спортивно-оздоровительным туризмом занимаются дети и учащаяся молодёжь, а также все слои населения независимо от социального положения и достатка. Спортивный туризм является одним из распространенных видов спорта. С точки зрения социологии выделяют социальные самоорганизующиеся образования в спортивном туризме:

  1. команда (туристская группа) -
  2. секция (клуб туристов) -
  3. федерация спортивного туризма -
  4. спортивное туристское движение во главе с федерацией страны, например, Федерация спортивного туризма России , Туристско-спортивный союз России .

См. также

  • Туризм , экстремальный туризм , индустриальный туризм , космический туризм , экологический туризм
  • Горный туризм , пешеходный туризм , конный туризм , велосипедный туризм , автомобильный туризм
  • Медицинский туризм , стоматологический туризм

Напишите отзыв о статье "Спортивный туризм"

Примечания

Ссылки

  • , Министерство спорта Российской Федерации , приказ от 22 июля 2013 г. № 571.
  • Туризм: приключения и спорт в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Отрывок, характеризующий Спортивный туризм

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.
– Mais ecoutez moi, au nom de Dieu. [Но выслушайте меня, ради бога.]
– Epousez moi, et je serai votre esclave. [Женитесь на мне, и я буду вашею рабою.]
– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.
Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.
– Entendons nous, comtesse, [Разберем дело, графиня,] – сказал он с улыбкой и стал опровергать рассуждения своей духовной дочери.

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.
И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.

Инструкция

Спортивный туризм – это чаще командный вид спорта, чем одиночный. Работа в команде развивает чувство взаимопомощи и взаимовыручки, дисциплину, необходимость передачи опыта и знаний. Спортивные походы развивают кругозор человека, позволяют познакомиться с культурой и бытом народов разных стран, их достопримечательностями и различными уголками природы. В отличие от многих других видов спорта, туризм не предполагает значительных финансовых затрат.

В спортивном походе каждый участник команды должен выполнять свою роль. Поэтому заранее, по общей договоренности всем присваиваются различные должности. Например: капитан (руководитель), медик, штурман, заведующие хозяйством и снаряжением, механик, метеоролог, казначей, летописец-фотограф и другие. В малых группах один человек, как правило, совмещает несколько должностей. Опытные туристы владеют навыками, необходимыми для каждой должности и в любой момент могут заменить заболевшего товарища.

Снаряжение подбирается в зависимости от характера предполагаемого похода, величины дистанции, сложности маршрута и в основном включает в себя специальную одежду и обувь. Надевают куртки и брюки из непромокаемого материала, берут с собой теплые вещи, перчатки, термобелье, запас нижнего белья, удобную и практичную обувь. Обязательно – или тенты, веревки и карабины, фонари с аккумуляторами, костровые принадлежности и походную посуду, переносные горелки, средства навигации и связи. Из специального снаряжения при необходимости берут горную, лыжную или велосипедную обувь, гидрокостюмы, защитные очки и шлемы, альпинистское снаряжение, снегоступы, вьючных животных, технический транспорт: байдарки и катамараны, лыжи, велосипеды, автомобили, мотоциклы.

Каждый турист обязан уметь квалифицированно оказывать первую помощь, эвакуировать пострадавшего, уметь выбрать место и на нем разбить лагерь или стоянку, использовать в различных ситуациях веревки, преодолевать водные преграды и другие препятствия. Иметь навыки выживания в экстремальных ситуациях: ночевать в снегу, работать при недостаточном питании или при отрыве от группы, оказывать самопомощь при травмах и ранениях, использовать подручные средства в качестве снаряжения. Очень полезны навыки разведения огня и приготовления походной пищи, ремонта снаряжения, ориентирования и навигации. Дополнительными навыками могут быть: знание языка местных жителей, навыки охоты и рыболовства, обращения с животными и техникой, инженерные знания, познания в географии, биологии и зоологии.

В зависимости от сложности и длительности спортивные походы делятся на несколько видов. Походы выходного дня рассчитаны на 1-2 суток и нужны для обучения новичков, поддержания формы и для совместного культурно-оздоровительного проведения выходных на природе. В детско-юношеском туризме походы рассчитаны на 1-3 категорию сложности. Для взрослых количество категорий зависит от вида туризма. А их существует очень много: пеший, лыжный, водный, горный, спелеотуризм (путешествия по пещерам), парусный туризм, авто- и мототуризм, конный и велосипедный туризм. Все категории сложности подробно описаны в «Классификации спортивных маршрутов»

Для получения разряда в спортивном туризме туристу или группе туристов необходимо разработать маршрут определенной категории сложности и зарегистрировать его в маршрутно-квалификационной комиссии, которая подтверждает заявленную сложность и дает разрешение. После завершения похода руководитель группы подробный отчет о прохождении маршрута и комиссия, на основании рассмотрения материалов, присваивает всем участникам группы. Всего существуют 3 юношеских и 3 взрослых разряда, звания кандидата в мастера спорта, мастера спорта и заслуженного мастера спорта. Последние звания присваиваются судьями на Всероссийских спортивно-туристских соревнованиях.

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях - от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям - работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя - Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых - мастера спорта по горному, А. Битус - мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик - республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения - заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее - по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. - чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период - период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, - начался новый этап их истории -- в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25