Классный час "Здоровье – единственная драгоценность".

Цели урока:
· убедить в необходимости здорового образа жизни;
· расширение знаний учеников о здоровом образе
жизни, о том, как поддерживать и беречь здоровье;

Тема классного часа записана на доске.

Учитель:

Давайте вначале классного часа пожелаем здоровья друг другу. Как это сделать? Да просто поздороваться!

Здравствуйте, ребята!

Ученики:

Здравствуйте (И. О. учителя)

Учитель:

Спасибо! Я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие богатства в мире не заменят самой главной ценности – крепкого здоровья! Когда человек болен, он постоянно думает о своей болезни, тратит время и деньги на лечение. У него нет настроения и времени заниматься чем-либо, кроме проблем со здоровьем. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: (дети читают хором). И проведем мы это время с пользой для здоровья: и поработаем, и отдохнем.

Вы слышали такое слово – «гиподинамия»? Расскажите, что вы об этом знаете.

Это малоподвижность, которая обязательно приведет к нарушению функционирования систем организма. Из-за гиподинамии у детей замедляется физическое развитие, появляется лишний вес и понижается работоспособность. Такие ребята быстро устают, жалуются на частую головную боль и слабость. И, в результате, чаще других болеют.

Проводится беседа о двигательной активности.

Каждый из вас, конечно, сразу подумал о себе и кто-то с легкостью вздохнул, а кто-то и призадумался. Давайте посоветуем, как можно избежать гиподинамии: (Можно сделать запись на доске и обсудить каждый пункт)

Утренняя зарядка;
- подвижные игры;
- уроки физкультуры;
- занятия спортом;
- активный отдых.

Игра «Повторяй-ка»

Дети становятся в круг вокруг парт, и каждый по очереди показывает небольшое движение, а остальные его повторяют.

Учитель:

Из-за малоподвижности и слабости мышц спины у детей нарушается осанка.

Проводится беседа об осанке.
Можно обсудить:

1. Дается ли правильная осанка от рождения или человек сам ее формирует.
2. Важность иметь правильную осанку с медицинской и эстетической точек зрения.
3. Медицинский термин «сколиоз».
4. Причины сколиоза.
5. Почему именно в детском возрасте появляется угроза искривления позвоночника.
6. В каком возрасте исправить недостатки осанки трудно.
7. Стоит ли обижаться на взрослых и слушать их, когда они просят ровно сидеть или ходить.
8. Высокие или низкие люди чаще лечатся от сколиоза.
9. Где и как долго придется лечиться.
10. Излечивается ли болезнь полностью.
11. Виды спорта полезные для укрепления мышц.

Учитель может поставить перед детьми проблему, и предупредит, что придется решать ее коллективно, а кое-что и выполнять на практике.
- Что же делать, чтобы осанка была красивой?

1. Хорошо усвоить правила посадки при письме и чтении. (Дети демонстрируют)
2. Держать спину ровно при ходьбе. (Дети демонстрируют)
3. Обязательно чередовать работу с отдыхом.
4. Тяжести носить, равномерно распределяя нагрузку на обе руки ими нести, меняя руки и плечи.
5. Спать на жесткой основе с низкой подушкой.
6. Выполнять простые упражнения для выравнивания осанки: лечь на пол или прислониться к стене и др. (Дети могут предложить и продемонстрировать свои)
7. Регулировать время просмотра телевизора и видеоигр.
8. Носить только удобную обувь на невысоком каблучке. Причем спортивная обувь только для занятий спортом.
9. Ежедневно «любуясь» на себя в зеркало, уделять несколько минут проверке своей осанки.

Программа внеурочной деятельности «Час здоровья»

1час в неделю

Учитель: Растопина И.И.

Пояснительная записка

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач. И поэтому у нас в школе был введен 1 час в неделю внеурочной деятельности для смешанной группы школьников 1-2-3-4 классов не более 20 человек

Цель программы: формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии с миром внешним – природной и социальной средой – через получение практических навыков такого взаимодействия.

Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.

В основу предлагаемой программы модифицирована и положена разработанная авторами и широко апробированная на территории Нижегородской области и других территориальных образований РФ программа «Уроки здоровья и ОБЖ (1-4)». Положенный в основу этой программы аксиолого-компетентностный подход и вариативность форм её использования в школьной практике полностью отвечают требованиям ФГОС.

Программа «Час здоровья» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо- ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Этому способствуют интегрированность содержание программы, его преемственность с основными учебными дисциплинами начальной школы, а также использование при проведении занятий деятельностного подхода, что и позволяет осуществлять новую образовательную парадигму, способствующих накоплению у учащихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни и относится к категории общей культуры здоровья.

Программа предполагает организацию занятий на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии. Авторами предложено широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный опыт в решении проблем и ситуаций. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребёнка становиться естественной потребностью жизни.

Цели внеурочной деятельности этого направления сформированы через конечный результат, выражающий в деятельности учащихся.

Главным результатом являются практические навыки детей, их умение принимать решение в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни.

Важным результатом программы можно считать изменение взглядов и представлении обучающихся о своём здоровье и способах его сохранения и преумножения.

Эти результаты можно оценивать посредством анкетирования, диагностирования.

Очень важно, чтобы сам ученик видел своё развитие и свои достижения в вопросах здоровья и вёл собственный «дневник здоровья», в котором фиксировал свои впечатления и самочувствие, выполнял задания, заполнял анкеты, строил графики и диаграммы.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Школа и здоровье.

Знакомство. Как взаимодействовать и контак­тировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои инте­ресы и здоровье. Зачем человеку нужна школа. Как на­учиться учиться. Причины успехов и неудач на уроках. Как нуж­но слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как гото­вить свой ответ на уроке.

Что такое здоровье. Здоровье, от чего оно зависит. Ос­новные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носо­вой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила обществен­ной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит. От чего зависит твое здоровье. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на по­мощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.

Мир вокруг и я. Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозор­кость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка. Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движе­ния. Ты и транспорт. Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь. Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я - личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас - каким стану. Мои решения - моя будущая жизнь.

Дыхание и жизнь. Дыхание - основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух - это здоровье. Режим и правила ды­хания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражне­ния. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыха­нию. Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Спо­собы искусственного дыхания. Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чис­тота.

Питание и жизнь. Зачем мы едим. Кто и что употребля­ет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обуслов­ленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион. Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение количества жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или о рациональном питании. Гиги­ена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консер­ванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравле­ния, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.

Движение и жизнь. Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность, форма и образ жизни - за­лог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избе­жать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать пер­вую помощь.

Развитие и жизнь. Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда: природ­ная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родите­лями, друзьями, с учителем, другими людьми. Как правильно раз­говаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей.

Непрерывность жизни. Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки - в чем отличия между ними: внешние и внутренние. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья - настоящая и будущая. Твое отноше­ние к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.

Здоровье и общество. Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доб­рое и злое среди людей. Как возникают конфликты и как нужно поступать в таком случае. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжение, изба­виться от страха.

Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опас­ности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем (семье, профессии, счастливой жизни, здоровье).

Познай себя. Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рожде­ния. Что ты можешь сделать сам для своего здоровья.

Правила общения. Почему важно общаться с другими людь­ми. Основные правила общения с ровесни­ками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Зна­комые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблю­дать осторожность при общений и в каких ситуациях.

Общение и конфликты

Здоровье и эмоции. Твои чувства, эмоции и здоровье. По­ложительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

Хочешь знать, как быть здоровым - действуй! Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя и взаимодей­ствовать на «Уроках здоровья». Какими знаниями о здоровье, по твоему мнению, должен владеть каждый. Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, споим родным и близким словом и делом. Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, в общении, в жиз­ни. Как принимать решения, делать выбор в пользу здоровья - своего, близких, других людей. Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.

Ожидаемые результаты реализации программы

Потребностно-мотивационный уровень. Характеризуется положительным настроением, хорошим самочувствием, желанием участвовать в занятиях по культуре здоровья и состоянием актив­ности младших школьников, связанным с получением знаний о здоровом образе жизни. Следствием хорошего эмоционального состояния служат возникновение у детей интереса к знаниям о здоровом образе жизни и оценивание полученных знаний как полезных для дальнейшей жизни.

Когнитивный уровень. Данный уровень характеризуют по­нимание и осмысление детьми знаний, способов действий, соотне­сение новых представлений о сохранении здоровья с системой ранее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том, что и как необходимо делать, чтобы его сохранить, и о том, зачем,

почему, для чего его необходимо беречь. Таким образом, на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни, а также освоение способов сохранения здоровья.

Оценочно-ценностный уровень. Связан с решением проблем­ных ситуаций, в которых учащемуся нужно совершить выбор, опи­раясь на знания и понимания о ЗОЖ. При этом младший школь­ник должен проявить знание возможных альтернатив, умение оце­нить их с позиций здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть более заманчивыми для школьников начальных классов, нежели выбор сохранения здоровья, но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни.

Деятелъностно-поведенческий уровень. Осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохра­нение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повсе­дневной жизнедеятельности, формах общения и безопасного пове­дения. Данная деятельность может быть различной и многообраз­ной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается п гигиенических действиях, привычке к утренней зарядке, умении оказать практическую помощь при различных видах травм, пред­почтительном отношении к полезным для здоровья продуктам, и отказе от чипсов и кока-колы в пользу, например, яблока или/и сока. Все эти действия напрямую связаны с физическим аспек­том здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность лич­ности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.

Методическое обеспечение :

1.Гладышева, О. С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса для внеурочной деятель­ности (начальная школа) / О. С. Гладышева; министерство обра­зования Нижегородская. обл.; ГОУ ДПО НИРО. - Н. Новгород: Ни­жегородский институт развития образования, 2010. - 19 с.

2.Гладышева, О. С. Уроки здоровья и ОБЖ. 1-й год обуче­ния: методические рекомендации для учителя / О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. - Н. Новгород: НГЦ, 2000. - 69 с.

3.Журнал »Здоровье школьника» М: Издательский дом МЦФЭР при поддержке Департаментов образования здравоохранения Москвы –www .za -partoi .ru

4. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: методические рекомендации/ И.Ю. Абросимова. - Нижний Новгород: НГПУ, 2009.

5. Организация внеурочной деятельности младших школьников /сборник программ / сост. С.К.Тивикова, М.К. Приятелева. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011г

Материально-техническое обеспечение.

Классная доска

Компьютер Колонки.

Мультимедийный проектор

И нтерактивная доска

Многофунк циональный лазерный центр (принтер/сканер/копир)

Фотоаппарат цифровой

Тематическое планирование по программе «Час здоровья»

в 1-2-3-4 классах (в смешанной группе учащихся)

1 час в неделю (34 ч)

Кол-во

часов

Тема

Дата

Я и школа(3часа)

Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Зачем человеку нужна школа

Как на­учиться учиться. Причины успехов и неудач на уроках. Как нуж­но слушать на уроке

Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как гото­вить свой ответ на уроке.

Мои интересы и здоровье.

Что такое здоровье ? (7 часов )

Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души

Здоровье и природа

Здоровье и общество. Общение и конфликты Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участни­ком конфликта. Как найти пути решения конфликтной ситуаций. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты усту­пить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

Здоровье и эмоции . Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты

Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций

Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

Что нужно знать и уметь, чтоб быть здоровым. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на по­мощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.

Мир вокруг и я (9 часов)

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса

Как чувствуют другие животные. Нервная система, зачем она человеку

Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении, близорукость и дальнозоркость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат?

Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе.

Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.

Купание. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь

Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка?

Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас? Каким стану? Мои решения. Моя будущая жизнь

Дыхание и жизнь (5 часов)

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем и как мы дышим? Как дышат животные и растения

Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим?

Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. Какие опасности угрожают дыханию? Как уметь помочь в беде, если он потерял сознание. Способы искусственного дыхания

Чистый воздух и инфекционные болезни

Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений.

Гигиена жилища (влажная уборка)

Питание и жизнь.(3 часа)

Зачем мы едим. Кто и что употребля­ет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обуслов­ленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион.

Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение количества жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем, что ты ешь, или о рациональном питании.

Гиги­ена продуктов питания. Свежие и несвежие продукты. Консер­ванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравле­ния, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.

Движение и жизнь. (3 часа )

Что дает нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормальной работы.

Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность, форма и образ жизни - за­лог долголетия.

Заболевания двигательной системы, как их избе­жать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать пер­вую помощь

Развитие и жизнь. (1час)

Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку, чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда: природ­ная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родите­лями, друзьями, с учителем, другими людьми. Как правильно раз­говаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим, когда кричат или громко говорят. Какие бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей

Хочешь знать, как быть здоровым – действуй(3ч).

Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать?

Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.

Знакомые и незнакомые люди. Как вести себя среди людей. Стоит ли очень доверять незнакомым людям? Что такое осторожность? Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья»

Итого: 34 часа

Игра-соревнование для младших школьников «О правильном питании»

Цели : воспитание правильного отношения к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма, а не удовольствия; обучение учащихся с помощью игровых форм навыкам работы в команде; воспитание взаимопомощи и чувства товарищества; развитие творческих способностей учеников.

Оформление кабинета:

Высказывания о питании: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть», «Кто как жует, тот так и живет», «Правильное питание - один из важнейших компонентов здорового образа жизни»;

Рисунки учащихся с изображением полезных и вредных продуктов;

Выставка книг из школьной библиотеки, посвященная проблемам питания.

Оборудование для конкурсов:

Бумага, ручки;

Эмблемы команд, костюмы;

Заранее приготовленные учащимися рисунки с изображением полезных и «условно» вредных продуктов (по 3 рисунка от команды);

Жетоны в виде яблока, вишни, лимона и т. д.

Организация команд.

До проведения игры учащиеся делятся на команды по 5-6 человек, которые размещаются за отдельно стоящими столами. Состав команд - по желанию учащихся, но учитель деликатно регулирует их состав, чтобы команды были равноценными. После каждого конкурса подводятся итоги в баллах (максимум 5) или выдачей жетонов в виде фруктов.

Итоги соревнований может подводить учитель или специально приглашенное жюри, например, состоящее из учеников старших классов.

Ход игры

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Дорогие ребята! Наша игра посвящена одной из главных тем здорового образа жизни - правильному питанию.

Древние врачи говорили: «Если отец болезни неизвестен, то мать заболеваний - это неправильное питание».

Сегодня мы поговорим о том, что и как нужно есть, каким должен быть режим питания школьника.

Еда без разбора, второпях обязательно приведет к болезни. Она отнимает у нас энергию и выносливость, делает наши тела вялыми и тучными, не позволяет достичь успехов в спорте и учебе.

Физические упражнения и спорт, то есть активный образ жизни, - это одна половина секрета долгой и здоровой жизни; вторая же половина-это правильное питание!

Философ Сократ говорил: «Человек похож на ту пищу, которую он ест». Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества.

II. Основная часть.

1. Конкурс «Представление».

Команды заранее придумывают себе названия и девизы, связанные с питанием, например: «Витаминчики», «Дары природы», «Тертые калачи» и т. д.

Учитель. Предоставляем слово нашим командам. (Каждая команда в 2-3 фразах объясняет свое название.)

Дети могут заранее подготовить эмблемы или оригинальные костюмы, отличающие их команду от других.

Учитель. Итак, команды заявили о себе и получают следующие баллы. (Учитель или член жюри называет оценки.)

2. Конкурс «Полезные и вредные продукты».

Учитель. Ребята! Вы уже много знаете о том, какие продукты полезны для человека, а какие - вредны.

Дома каждая команда должна была изобразить 3 таких продукта на рисунках. Объясните, чем замечательны или опасны выбранные вами продукты.

Учитель должен заранее проконтролировать команды, чтобы не было повторов в ответах, чтобы продукты были разные. Например: морковь, кефир и кетчуп; яблоко, лимон и чипсы; капуста, творог и копченая колбаса.

Учитель. Все команды хорошо справились со своими заданиями, и пока жюри подводит итоги, давайте обобщим наши знания по этой проблеме. (Коротко анализирует все, что было сказано, дополняет пропущенное.)

Информация для учителя.

Итак, полезны для человека:

Овощи и фрукты (желательно свежие и сырые - в них очень много витаминов и особого вещества - клетчатки, которая помогает хорошо работать желудку и кишечнику). Фрукты и овощи нужно есть каждый день, и они должны составлять половину или более половины всей нашей пищи за день;

Каши, приготовленные из различных круп (геркулесовой, рисовой, манной и т. д.). Они легко усваиваются и предупреждают такие заболевания, как гастрит и язва желудка. Каши полезно есть на завтрак, они дают много энергии для учебного дня;

Кисломолочные продукты (кефир, бифидок), творог, сыры содержат много кальция и белков, которые так необходимы для растущего организма. Кроме того, кальций укрепляет скелет и делает зубы более прочными;

Нельзя пренебрегать сливочным и растительными маслами. В умеренных количествах они необходимы организму. Сливочное масло можно добавлять в каши или намазывать на хлеб, а растительным полезно заправлять салаты, так как некоторые витамины лучше усваиваются организмом именно с маслом;

Было бы замечательно, если бы каждый ребенок выпивал по стакану сока каждый день и не пил газированных напитков;

Для хорошего роста ребенку необходимы белки из мяса, но это мясо должно быть вареным или тушеным, жареные продукты можно есть очень редко;

Обязательно нужно есть рыбные блюда - в них содержится фосфор, который делает каждого ребенка чуть-чуть умнее и помогает ему учиться.

К вредным продуктам относятся:

Кетчуп, уксус, острые соусы (они раздражают оболочку желудка и приводят к болезни);

Соленые продукты, в том числе картофельные чипсы, соленые крекеры и орешки;

Конфеты, пирожные, торты, жевательные резинки, пирожки содержат много сахаров и этим разрушают поджелудочную железу, могут привести к диабету;

Жареное и копчености, цыплята, выращенные на пищевых добавках.

Кстати, о жевательных резинках. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не целый день и на голодный желудок. Чем дольше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней собирается, и вместо пользы получается вред организму. Кроме того, жевачка мешает думать и учиться: из-за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать.

3. Конкурс «Загадки с грядки».

Учитель . Каждой команде предлагается несколько загадок. Если команда не угадывает, о каком полезном растении идет речь, то ей помогает другая.

а) Вкусны - оближешь пальчики –

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А неизменно их съедаю. (Апельсины.)

б) Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает. (Банан.)

в) Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него - как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

г) Дольку этого плода

В чай кладем мы иногда,

Ароматней и вкусней

В чашке чай бывает с ней. (Лимон.)

д) Не бросают их солдаты,

Они вкусные - ... (гранаты).

е) Я - красна, я - кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

ж) Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (Малина.)

з) Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки я... (арбуз).

и) Выла ребенком - не знала пеленок,

А взрослою стала - сто пеленок иметь стала. (Капуста.)

к) Этот красный корнеплод

Для борща нам подойдет.

И его ж в вареном виде

В винегрете мы увидим. (Свекла.)

л) Эта рыжая девица

Под землей от нас таится,

Но зеленый веер свой

Выставляет над землей. (Морковь.)

м) Он почти по форме сердца,

Желто-красный плоду... (перца).

н) Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все лекарства заменяет

Нам головка...(чеснока).

Учитель . Очень много загадок вы отгадали, ребята. И все фрукты и овощи, которые вы называли, содержат витамины. Без них не будет хорошего здоровья. Но витамины в пище нужно уметь сохранять.

Овощи нужно чистить непосредственно перед варкой или едой;

Нельзя оставлять овощи на ночь в воде - витамины уходят в воду;

Надо варить овощи под закрытой крышкой - могут разрушиться от кислорода воздуха;

Кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла. Алюминиевую посуду можно использовать для приготовления только молочных блюд.

Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов.

Динамическая пауза «Съедобное - несъедобное».

Ученики становятся в круг и перебрасывают друг другу небольшой мяч, называя по очереди продукты. Поймавший мяч должен сказать: «Полезное или вредное», «Съедобное - несъедобное».

Учитель . Я очень рада тому, что вы поняли, какие продукты для вас полезны, а какие нужно есть как можно реже.

Но, ребята, в некоторых продуктах есть еще и замаскированные вредные вещества - красители, усилители вкуса и запаха. Почему они замаскированные? Потому что на упаковке чипсов написаны безобидные буквы: Е 320, Е 211 и т. д.

А на самом деле - это опасные вещества, которые при частом употреблении могут вызывать болезни желудка и других органов.

Если вы покупаете лимонад или жевачку, или «чупа-чупс» яркого цвета, то знайте - вы отравляете красителями свою печень и каждый раз разрушаете ее.

4. Конкурс «Правила приема пищи».

Учитель. Ребята! Сейчас вы должны показать свои знания о том, как нужно принимать пищу.

Каждая команда за 3 минуты должна составить такие правила. (По прошествии времени на обдумывание команды зачитывают свои ответы.)

Принимать пищу нужно в спокойной обстановке, не торопясь. Кроме того, те люди, которые едят быстро, часто переедают и полнеют, так как их желудок не успевает им сообщить о том, что он уже полон.

Нельзя есть перед телевизором или за чтением книги.

Нельзя разговаривать во время еды. Нельзя ругаться и ссориться, нельзя грустить и печалиться.

Есть нужно понемногу 4-5 раз в день, а перерыв между приемами пищи не должен превышать 4 часов.

Если режим питания соблюдается изо дня в день, то желудок начинает заранее готовиться к приему пищи: он выделяет желудочный сок. Но человек не поел во время, пропустил обед! Что же есть желудку? И желудок начинает переваривать свои стенки. Так может случиться и раз, и два, и три. И так появляется гастрит, которым болеют 30 % старшеклассников.

Учитель. (Кратко излагает предложенный ниже материал.) Ну а теперь немного подробнее поговорим о каждом приеме пищи.

Завтрак - наиболее важный прием пищи в течение дня, особенно для детей, и его никогда не следует пропускать или экономить па нем.

Исследования показывают, что люди, которые завтракают, быстрее работают и думают, лучше усваивают новую информацию, показывают более высокие спортивные результаты - по сравнению с теми, кто пропускает завтрак.

Хороший завтрак обеспечивает ребенка «горючим» на целый день. Ученик должен получить достаточное количество витамина С, кальция, железа и углеводов. Завтрак, который обеспечивает все это, очень прост: тарелка несладкой или чуть сладкой каши, стакан сока или чая, маленькая булочка, намазанная фруктовым джемом. Вафли или оладьи - тоже хороши, да и яйца можно есть 2-3 раза в неделю. Сделайте колбасу, бекон и сосиски редким удовольствием и совсем откажитесь от пирожных, пончиков и тортов.

Второй завтрак (в 10-11 часов утра).

Он должен стать для ребенка «дозаправкой», но снова - только подходящим «топливом».

Если у вас есть претензии к школьной столовой, то возьмите завтрак с собой из дома. Это могут быть фрукты, морковь, нежирный йогурт, несоленые орехи.

Обед (~ 14 часов). Должен обязательно включать в себя первое блюдо: бульон, суп, борщ, щи. Не нужно увлекаться сухими бульонами «Магги» и т. д., лучше их готовить самим из натуральных продуктов.

Второе блюдо должно содержать достаточно белков (рыба, птица, нежирное мясо, горох, соя или фасоль). В качестве гарнира можно использовать сырые, отварные или тушеные овощи.

По объему завтрак должен составлять 15-20 % от всего объема пищи, 2-й завтрак - 10 %; обед-30-35 %.

Полдник 17 часов). Нет ничего плохого в полдниках, если они, конечно, полезны. Шоколадки, сладкие булочки, картофельные чипсы не относятся к такого рода пище и могут не добавить, а отнять энергию у ребенка. Сырые овощи, свежие фрукты, йогурт, овсяное печенье, запеканки из различных круп,

фруктовые соки - это все хорошие, полезные закуски, которые дети должны получать.

Ужин (~ 19 часов). Должен быть очень легким, например, макароны с сыром и овощной салат; или творог и кефир. Врачи рекомендуют на ужин кисломолочные продукты.

(Если время позволяет, то можно предложить командам еще один конкурс.)

5. Конкурс «Анализ меню».

Учитель зачитывает составленное с ошибкой меню на один день, а участники команд анализируют меню и говорят о своих выводах. Например, в меню мало фруктов и овощей, много соленого, жареного, сладкого и т. д.

Заданием на дом. для каждого ученика может стать составление нового, правильного меню, которое можно обсудить и оценить на уроке «Окружающий мир».

Учитель. Жюри подвело итоги и готово назвать победителей.

Слово жюри, награждение команд.

III. Подведение итогов.

Дорогие ребята, вы сегодня не просто соревновались и участвовали в конкурсах, но и узнавали много нового о том, как с помощью правильного питания сберечь свое здоровье. А здоровье - это самый драгоценный дар, который вам достался от природы, и его нужно сохранить на всю вашу долгую жизнь.


Нина Проценко
«Азбука здоровья». Классный час для учащихся начальной школы

Цели : сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни .

Задачи :

Помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью ;

Способствовать укреплению здоровья ;

Развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь;

Воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.

Оформление кабинета :

Плакат с названием конкурсной программы «Береги свое здоровье »

Рисунки учеников на доске;

Семейные стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни » ;

Столы для двух команд.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Учитель :

Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте» , а это значит, что я всем вам желаю здоровья ! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья ? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда , когда его теряем!

2. Вступительная беседа

Учитель : Послушайте притчу :

Жил мудрец. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу» . Мудрец подумав, ответил : «Всё в твоих руках» .

Ребята, подумайте и скажите, что вы считаете самым главным для себя, для своей активной деятельности, для хорошего настроения? (Ответы детей)

Конечно, это здоровье . Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров , он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.

Сегодня у нас классный час на тему «Азбука здоровья » . Мы не просто выясним, что такое здоровье , но и научимся определять параметры своего здоровья , узнаем правила сохранения здоровья и факторы , влияющие на него.

Для начала проведём небольшую разминку «Собери пословицу» . Вам необходимо продолжить пословицу :

1. В здоровом теле , (здоровый дух ) .

2. Голову держи в холоде, (а ноги в тепле) .

3. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит) .

4. Землю сушит зной, человека (болезни) .

5. К слабому и болезнь (пристает) .

6. Любящий чистоту – (будет здоровым ) .

7. Здоровье сгубишь – (новое не купишь) .

8. Было бы здоровье , (а счастье найдется) .

9. Не рад больной и (золотой кровати) .

10. Здоров будешь – (все добудешь) .

11. Где здоровье , (там и красота) .

12. Береги платье снову, а (здоровье смолоду ) .

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

Так что же такое здоровье ? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы ? (Ответы учащихся )

Учитель : Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги . Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми . Быть здоровым - естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своём здоровье . Каждый из нас должен осознавать, какой это бесценный вклад. Давайте вместе подумаем, что такое здоровье , здоровый образ жизни . Наш конкурс называется «Азбука здоровья » и сегодня мы постараемся доказать это друг другу и самим себе. В игре участвует две команды учащихся нашего класса .

Приветствуем участников : первый игровой столик – команда…

второй игровой столик – команда.

Следить за нашим конкурсом будет строгое жюри в составе (Озвучивается список жюри)

3. Основная часть. Конкурсы.

1 конкурс «Здоровье »

К каждой букве в слове «здоровье » нужно подобрать другие слова, которые имеют отношение к здоровью , здоровому образу жизни . Каждое слово принесёт команде один балл. На выполнение задания отводится одна минута.

2 конкурс «Народная мудрость гласит» .

Команды получают карточки с незаконченными пословицами. Задача участников - закончить пословицы о здоровье . В конце конкурса представители своих команд зачитывают свои варианты окончания пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Чистота -.

Здоровье в порядке - .

Если хочешь быть здоров - .

В здоровом теле - .

4. Физминутка.

А теперь немного отдохнём. Отвечайте дружно хором «Это я, это я. Это все мои друзья» , если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите. Не шумите.

Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов;

Кто не хочет быть здоровым , бодрым, стройным и весёлым;

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру;

Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица;

Ну а кто начнёт обед жвачкой с парою конфет;

Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны;

Кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки;

Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей;

Кто согласно распорядку выполняет физзарядку.

5. Продолжение конкурсов.

3 конкурс «Здоровье не купишь - его разум дарит» .

На вопросы нужно дать утвердительные или отрицательные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья ?

Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы?

Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день?

Правда ли, что бананы поднимают настроение?

Верно ли, что морковь замедляет старение организма?

Легко ли отказаться от курения?

Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение?

Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?

Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока?

4 конкурс «Знание сила» .

Как называется результат воздействия мороза на организм человека?

Кто может заразить человека бешенством?

Как называются напитки, которые губят здоровье человека ?

Как называется материал для перевязки?

Как называется травма, нанесённая огнём?

Что способствует закаливанию организма?

5 конкурс «Загадки о режиме дня»

Соблюдаете ли вы режим дня? Сейчас я буду читать вам начало фразы , а вы должны её закончить. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Стать здоровым ты решил , значит, соблюдай…

Утром в семь звенит настырно наш весёлый друг…

На зарядку встала вся наша дружная…

Режим, конечно, не нарушу - я моюсь под холодным …

После душа и зарядки ждёт меня горячий…

Всегда я мою руки с мылом, не надо звать к нам …

После обеда можно сладко поспать, а можно и во дворе …

После ужина веселье - в руки мы берём гантели, с папой спортом занимаемся, маме нашей…

Смотрит к нам в окно луна, значит, спать давно…

6 конкурс «Здоровый образ жизни - это стильно!»

Запишите правила здорового образа жизни . За каждое правило команда получает по одному баллу.

Жюри подводит итоги и награждает команды грамотами.

6. Подведение итогов.

Учитель : Здоровье - неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым , как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни . Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром и вы многое почерпнули из неё. Не зря говорят : «Здоров будешь - всё добудешь» так будьте все здоровы , до свидания!

Игра-викторина для младших школьников

Здоровье не купишь - его разум дарит»

Цель:

формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”

Задачи:

    выявить, насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни

    способствовать формированию навыков здорового образа жизни

у учащихся

Подготовительный период:

    разделиться на 3 команды, придумать названия командам, девиз

Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики - нолики”, музыка, задания для конкурса капитанов, 3 грамоты, чистые листы, кроссворды

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: В век технического прогресса и завоевания космоса нам, как и во все времена, прежде всего, дорого здоровье. Здоровье человека - это глав­ная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Но не зря говорят, что беречь здоровье надо смолоду. Здоровье не только физическое состояние, но и психологическое, духовное. Здоровье человека на 50% зависит от того, как он живёт, чем занимается, т.е. от образа жизни. Девизом нашего классного часа мы возьмём поговорку:

дарит"

У нас играют 3 команды. Я попрошу команды представиться и назвать свой девиз (представления команд)
І конкурс

А начнём мы с игры – викторины „Крестики-нолики” . В игре участвуют 2 команды, команда-победитель играет с третьей командой. Одна команда игроков называется "крестики", другая "нолики". При правильном ответе команда вправе в пустой клеточке сделать пометку "X" и "О". Победить в игре команды могут в двух случаях:

1) как только у какой-либо команды на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены подряд по любой вертикали, горизонтали или диагонали;
2) каких знаков на игровом поле в конце игры будет больше.

Вопросы для игры:

1-ая игра:

1. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
2. Что милей всего на свете? (Сон)
3.Массовое заболевание людей. (Эпидемия)
4. Рациональное распределение времени. (Режим)
5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)
6. Жидкость, переносящая в организме кислород. (Кровь)
7. Наука о чистоте. (Гигиена)
8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
9. Добровольное отравление никотином. (Курение)
10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (Суворов)
11.Любительнюхать вредные вещества (Токсикоман)
12. Любимый цветок наркомана (Мак).

2-ая игра:

1.Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди на­носили на царапину немного крови больных оспой?

(Таким образом заражённые люди переносили заболевание легче. Это как прививка).

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что это?(Вода).

3. Такая вода содержит в своем составе комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют «живой водой». Что это за вода?

(Минеральная).

4. Нужно ли проветривать комнату зимой? Почему?

(Нужно. При температуре 1-2 С болезнетворные бактерии погибают).

5. Назовите витамин, который вырабатывается в организме чело­века только под воздействием солнечных лучей.(Витамин Д).

6. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это?(Сон).

7. Почему весной яблоки не так полезны, как осенью?

(Витамины разрушаются к весне).

8. Что нужно после долгой ходьбы сделать усталому путнику?

(Надо лечь, чтобы ноги были выше головы).

9. Можно после бега сесть и отдохнуть?

(Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах).

10. Это занятие представляет собой естественный массаж, повы­шает тонус мышц, улучшает работу сердца. Что это?(Плавание).

11. Это средство может служить профилактикой кариеса. Однако
чрезмерное употребление приводит к проблемы с желудком. Что это?

( Жевательная резинка).

12. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером?(Душ).

Итак, справились отлично. Команда-победитель получает 10 баллов.

Проигравшие команды получают по 5 баллов.

Конкурс ІІ

Учитель: Какие продуктыявляются наиболее полезными для нашего здоровья?

Ребята: Овощи, фрукты, ягоды.

Учитель: Правильно. Сейчас вы получите кроссворды, где зашифрованы названия фруктов, овощей и ягод. За пять минут найдите на данных листах как можно больше ягод, фруктов и овощей (включается музыка)

Ответы: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго

Конкурс III

Учитель: Перейдём к следующему конкурсу. Он называется „Походка спортсмена”.

Капитанам предстоит изобразить походку спортсмена, который вам

достанется по карточке. Капитаны тянут карточки.

Если капитан хорошо, ясно показывает, то и его команда, и та, которая

первая отгадывает, получают по очку. Ведущий на своём примере показывает, ребята должны угадать., кого изобразил ведущий (изобразить бегуна, которому наступили на ногу) Начинает первая команда.

Карточки:

    Изобразить походку штангиста после того, как ему на ногу упала штанга.

    Изобразить пловца, которого разбил радикулит.

    Велосипедиста, который при падении повредил правый бок.

(Ребята показывают и отгадывают.)

Судьи оценивают команды.

Учитель: Молодцы! Здорово прогулялись спортивной походкой.

Спортсмен преодолел себя,

А это значит много.

И главное здесь даже не рекорд.

И не блестящие поверхности медали.

Здоровье - главное! Его приносит...

Ребята: Спорт.

Конкурс І V

Учитель:

Перед каждой командой лежит лист бумаги. За три минуты вам нужно написать названия спортивных снарядов, всех, что знаете и при помощи которых можно заниматься спортом, а значит, следить за своим здо­ровьем. Сигналом, как обычно, служит музыка. Начали! Какая команда напишет больше, та и победила. (Играет музыка.)

Учитель (читает):

    Турник. 7. Гири.

    Кольца. 8. Штанга.

    Канат. 9. Боксерские перчатки.

    Мячи. 10. Конь

    Скакалки. 11. Велосипед.

    Тренажеры. 12. Груша и т.д.

Конкурс V

Учитель: Здоровье не купишь. Под таким девизом мы проведем наш

блицтурнир. За правильный ответ - один балл. Быстро поднимайте руку.

1.Весной растет, летом цветет. Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок - на медок. Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

2.Растет она вокруг

Она и враг и друг.

Как иглы - волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок -

И капнет едкий сок -

На кожу - хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружишь с ней,

Ты многих здоровей:

В ней витаминов - клад,

Весной ее едят. (Крапива)

3.Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И может два века он ждать человека

В чащобе лесной, под кедровой сосной. (Женьшень)

4.Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранил ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране, -

Боль утихнет и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать. (Подорожник)

5.Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем, -

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

6.Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка? Отгадай. (Душица)

Своё здоровье

Учитель: В завершении нашего мероприятия я хочу, чтобы вы определили размер своего здоровья с помощью методики русского врача Н.М. Амосова. Он предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:

Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).

Если заболевание возникло во время эпидемии - средний уровень здоровья (зеленый жетон).

Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон).

Проанализируйте свое здоровье, возьмите жетон соответствующего цвета и прикрепите свои жетоны на доску. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).

Факторы здоровья

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).

Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?

Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):

Факторы образа жизни

Положительное влияние

Отрицательное влияние

1. Движение

Физические нагрузки, высокая двигательная активность

Гиподинамия

2. Закаливание

Воздух, вода, солнце

Их отсутствие

3. Питание

Правильное, сбалансированное

Неправильное

Четкий, правильный распорядок дня

Безволие, неорганизованность, слабохарактерность

5. Вредные привычки

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания

Заключительный этап:

Вот и закончилась наша игра. Давайте подведём итоги. Все команды выступили отлично. Но победила сегодня команда … . (Вручаются призы, грамоты)

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. "Здоровье не купишь – его разум дарит" Так будьте здоровы!!!