Какие приемы самбо перечислить. Благоприятные моменты для проведения бросков и способы подготовки к броскам

Бросками называются приёмы, посредством которых противника из занимаемого им положения борьбы стоя переводят в положение борьбы лежа. Этот перевод должен быть осуществлен не плавным опусканием противника на ковёр или прижиманием его к нему, а посредством такого действия, которое обеспечивает полет противника в воздухе и четкое падение его тела. Самбист, проводящий бросок, может остаться на ногах или, начав приём, коснуться ковра какой-либо частью своего тела.

Так как положение лёжа на спине является самым малоподвижным и, следовательно, выгодным для атакующего болевыми приёмами и удержаниями, то целью каждого броска является прежде всего повержение противника на всю спину, причём бросившему всегда выгоднее оставаться над противником.

Но не все проводимые броски достигают намеченной цели. Некоторые выходят неполноценными из-за сопротивления противника, некоторые - из-за неудачных действий самого бросающего. Кроме того, положения, в которых остаётся бросивший, также различаются в зависимости от мастерства самбиста, проводившего бросок.

Исходя из этого, в самбо принята следующая оценка бросков по их боевой и спортивной ценности.

Чистой победой оценивается бросок на всю спину, при котором бросивший остается (стоит) на ногах. Перекат в темп по всей спине, а также бросок на мост приравниваются к броску на всю спину.

Одним очком (+) оцениваются:

1. бросок на весь бок, при котором бросивший остается (стоит) на ногах;

2. бросок на всю спину, при котором проводивший его коснулся ковра какой-либо частью тела, кроме своих ступней.

Половиной очка (1 / 2) оцениваются:

1. бросок на ягодицы или на какую-либо часть туловища, при котором бросивший остается (стоит) на ногах;

2. бросок на бок, при котором проводящий его коснулся ковра какой-либо частью тела, кроме своих ступней.

Как активность самбиста оценивается:

1. бросок на колено, колени, четвереньки или даже касание рукой ковра, вызванное самбистом, при котором бросавший остается (стоит) на ногах;

2. бросок на ягодицы, колени или четвереньки, при котором проводивший коснулся ковра чем-либо, кроме своих ступней. Однако в этих случаях условием получения оценки является положение бросавшего. Он должен или оказаться сверху бросаемого, или первым подняться в стойку.

Броски в борьбе самбо весьма разнообразны. В прилагаемой таблице приведена схема основных бросков борьбы самбо, систематизированных по их форме и характеру движений.

Такая систематизация даёт возможность самбисту понять и прочно запомнить весь объём материала.

Ниже изложены лишь наиболее распространенные в данное время броски.

Из книги Борьба дзюдо [Первые уроки] автора Шулика Юрий Александрович

БРОСКИ Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

4.1.1. Броски Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

4.1.1.1. Броски проворотом А. Броски проворачиваясь (тип «провороты»)Это броски противника вперед, перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

4.1.1.2. Броски наклоном Броски наклоняясь (тип «наклоны»). Они характеризуются тем, что атакующий бросает (сваливает) противника назад, перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего, который может проводиться за счет сгибания и даже разгибания в

Из книги Моя Игра автора Орр Бобби

4.1.1.3. Броски прогибом Броски прогибом (тип «прогибы») характеризуются тем, что атакующий бросает противника вперед, за себя, за счет работы мышц спины. Среди них имеются подклассы движений: «прогибом», «разворотом», «вращением»,

Из книги Сто приемов самозащиты [Пособие для самостоятельных занятий] автора Тарас Анатолий Ефимович

4.1.1.4. Броски запрокидыванием Броски запрокидываясь (тип «запрокидывания») выполняются путем опрокидывания противника назад, за себя, с предварительным поворотом атакующего (в 1-й фазе) в сторону, противоположную броску. В греко-римской борьбе такой выход на старт броска

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

6.1.1. Броски (приложение 4.1) Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.В настоящей главе традиционное описание техники выполнения бросков в основном отсутствует, поскольку в 4-й главе дано

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

БРОСКИ Бросками называются приёмы, посредством которых противника из занимаемого им положения борьбы стоя переводят в положение борьбы лежа. Этот перевод должен быть осуществлен не плавным опусканием противника на ковёр или прижиманием его к нему, а посредством такого

Из книги Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] автора Петров Максим Николаевич

Ответные броски Некоторые приёмы борьбы самбо, даже довольно сильно отличающиеся по конструкции друг от друга, тем не менее характеризуются общим направлением усилий самбиста и примерно одинаковым расположением тяжести его тела над площадью опоры. Это навело на мысль о

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

ГЛАВА IV Броски Просто удивительно, как некоторые события оседают в памяти. В пятницу вечером 1 сентября 1972 года, сидя где-то в десятом ряду зала «Монреаль форум», я впервые собственными глазами наблюдал за тренировкой советской сборной за день до встречи с командой Канады.

Из книги автора

Броски Во многих случаях броски являются эффективными приемами, особенно для защиты от ударов кулаком и при освобождении от захватов. Но чаще всего они представляют собой один из элементов комбинации защитных действий.ЗАДНЯЯ ПОДНОЖКА (рис. 6) а) Шагнув левой ногой

Из книги автора

Из книги автора

Заломы и броски Много лет я занимался борьбой. И в результате пришел к выводу: все, чему учат тренеры, хорошо для татами и ковра. Для реального же боя многие вещи абсолютно не подходят. Никто и нигде не будет расстилать нам маты. Бороться придется на асфальте, на ступенях

Из книги автора

Броски Смысл любого броска – не заставить противника принять определенное положение, а нейтрализовать его, сделать неспособным к движениям. Любой ваш бросок должен заканчиваться для него невозможностью что-то делать в отношении вас дальше.В жизни никто не выставит нам

Из книги автора

Глава 4. БРОСКИ 18. Бросок через бедроСтаньте лицом к противнику:1. Схватите его за руки или за одежду немного выше уровня локтей. Правой рукой потяните его вниз, а левой - вверх, выводя таким образом из равновесия. Одновременно быстро перенесите свою левую ногу как можно

Из книги автора

Броски По техническому исполнению броски относятся к сложной группе приемов. Они используются главным образом в бою на ближней дистанции в том случае, когда нет численного или физического превосходства противника. Сами по себе броски не являются конечной целью боя; их

Искусство защитить себя без применения оружия, в котором приемы для начинающих можно освоить и детям, и взрослым почтенного возраста – так характеризуется вид спортивно-прикладного единоборства с сокращенным названием самбо (самозащита без оружия).

«Рожденное» в СССР, самбо позаимствовало элементы техники дзюдо и традиционных народных видов борьбы (более 15 –ти стилей) и в 1966г. Было официально признано на международной арене.

Весомый аргумент «за» самбо — его популярность. Только в России насчитывается более 400 тыс. занимающихся. Желание влиться в когорту самбистов могут остановить только медицинские противопоказания. Ни возраст, ни стартовые физические кондиции, не являются преградой.

Научиться основам спортивного или боевого самбо можно в спортивных секциях, на курсах, или методом индивидуальных тренировок под руководством инструктора. Помимо приобретения специальных навыков, такие занятия помогут развить силу, выносливость, ловкость, быстроту, координацию – основные качества общефизической подготовки.

Арсенал приемов самбо настолько велик, что квалифицированные борцы – самбисты представляют грозную силу в соревнованиях по смешанным единоборствам и в боях без правил (ММА).

Задача начинающих любителей – освоение и совершенствование базовой техники. Известная спортивная аксиома гласит: «чем лучше ты умеешь выполнять простые приемы, тем выше твое мастерство».

Компоненты тренировочного процесса

Разминка

Тренировка в любом виде спорта обязательно начинается с разминки.

Цель – подготовить мышцы и суставы к выполнению тренировочных нагрузок.

Комплекс разминочных упражнений включает различные виды наклонов, вращений, приседаний, прыжков, выполняющихся на месте и в ходе пробежек.

Акробатика

Специфика самбо делает акробатическую подготовку неотъемлемой частью для освоения техники. Выполняются всевозможные кувырки, стойка на кистях, хождение в стойке, прыжки из положения на корточках и др.

Приемы «самостраховки»

Заповедь борца – «не научившись правильно падать, не научишься бросать». Спортсмены обучаются технике падений вперед и назад в парных упражнениях.

Задача – научиться группироваться и гасить силу удара при падении. Руки и ноги играют роль амортизаторов в движении «перекат» телом или «хлопок» прямыми руками.

Партнеры страхуют друг друга, поддерживая при приземлении за верх одежды.

Отработка технических приемов и действий (атакующих, защитных, комбинационных)

Основная часть занятия. Борцы оттачивают технику изученных приемов в парах и добавляют по 1-2 новых упражнения. Тренер дает установку на каждое конкретное действие, работа над которым длится от 10-до 15 мин.

При обучении новым техническим действиям, движения отрабатываются поэлементно, начиная со статических позиций. Освоив структуру, борцы переходят к отработке приема в целом, в динамике. Совершенствуется техника в спаррингах (по заданию тренера и вольных).

Упражнения на развитие силы

Разбившись на пары, борцы выполняют несколько видов заданий на силу. Ходьба на руках, при поддержке партнером ног за лодыжки; ходьба, приседания, повороты с напарником на плечах и др.

  • не пейте во время тренировки;
  • стригите ногти коротко;
  • не начинайте разучивать новый прием, пока не освоили разучиваемый;
  • не бойтесь переспросить у тренера или опытного партнера, если возникли вопросы;
  • не допускайте состояния «перетренированности»;
  • соблюдайте режим отдыха (сон не менее 8 часов) и здорового питания.

Основные технические приемы в классическом спортивном самбо

К техническим действиям в самбо относятся стойки, передвижения, подготовка и выполнение захватов, ложные движения, броски и их комбинации, защитные действия и ответные броски, борьба лежа, самостраховка.

Броски за счет ног:

Броски за счет туловища (через себя):


Броски за счет рук:


Болевые приемы:


Самые эффективные приемы реального боя собраны в боевом самбо. До 1991г., этот вид изучали только сотрудники МВД (полиции и спецподразделений). Набор «инструментов» в боевом самбо включает, кроме всего спектра классического самбо, удары руками, локтями, ногами, удушающие приемы. Смотреть самоучитель по боевому самбо в видео уроках можно на сайте sport-lessons.com в разделе Самбо.

Обучение по фильмам, картинкам и фото, рассматривается как вспомогательное средство тренировки. В домашних условиях, используя только методы наглядности и аутогенной тренировки, самбо не овладеть.

С техникой выполнения лучших приемов классики можно ознакомиться, посмотрев видео уроков школы Гончарова:

Завершающий урок нашего курса посвящен обзору единоборств. Два из них (крав-мага и самбо, как одни из самых популярных среди специалистов по самообороне) будут рассмотрены более подробно, а остальным мы дадим лишь краткую описательную характеристику.

Крав-мага: краткая история

Крав-мага представляет собой израильскую методику самообороны. Однако появилась она не в Израиле, а в Чехословакии. В 30-х годах 20 века специалист по боевым искусствам Ими Лихтенфельд разработал собственную систему рукопашного боя с целью защиты он нацистов членов еврейской общины Братиславы.

Немногим позже он осел в Палестине, где начал обучать крав-мага в Хагане. В 1948 году методике стали обучать израильских солдат - армии, пограничных войск, контрразведки и других спецподразделений. Затем система была адаптирована для гражданского населения.

В других странах крав-мага стали преподавать лишь в 80-х годах. Изначально специалисты появились в США, а в Россию методика пришла после распада СССР. Сегодня ее основы дают во многих городах нашей страны. Несмотря на то, что крав-мага не является боевым искусством, в ней есть своя иерархия поясов. Проводятся спарринги и чемпионаты местного уровня.

Крав-мага: принципы

Первым и наиболее важным принципом крав-мага является «Точка угрозы». Это то оружие или действие неприятеля, которое угрожает вашей жизни, например, кулак, летящий в лицо, нож возле ребер или рука на горле. Начинать любой прием необходимо с устранения «точки угрозы». Задача состоит в том, чтобы выжить, причем бегство от уголовника на улице тоже считается победой, если вам удалось скрыться.

Второй принцип - это «Отдача» или «Рекойлинг». После нанесения любого удара бьющая конечность должна вернуться в исходную позицию максимально быстро. Но основная суть не в том, чтобы ударить быстро и хлестко, а в том, чтобы следовать правилу: не ввязываться в долгую схватку ни под каким предлогом. Вся тактика крав-мага обусловлена двумя предпосылками:

  • Первая предпосылка: противник не один
  • Вторая предпосылка: противник вооружен

Согласно первой, не нужно тратить на одного соперника более 2-3 секунд. Даже самая эффективная и мощная комбинация, занимающая более 3 секунд, может завершиться ударом вам в затылок от незамеченного изначально подельника нападающего. Согласно второй, на любой удар нужно реагировать, словно это удар оружием, ведь никто не станет рассказывать вам, что он планирует, например, ударить вас ножом после того как ударит рукой и т.д.

Третий принцип - «Простота». Имеется в виду, что все, что сложнее табуретки, в бою неэффективно. На простейшее движение атаки нельзя отвечать несколькими сложными движениями защиты или хитро перемещаться. Время играет огромную роль. По этой причине против удара (не важно, чем он наносится) всегда используется одна из трех защит - внутренняя, внешняя или скользящая.

В крав-мага не так много приемов, но любой из них разработан так, чтобы оказать максимальное поражающее воздействие на соперника, вне зависимости от того, насколько он выше, тяжелее, мощнее или сильнее вас физически, а также вне зависимости от того, стоите вы, сидите или лежите.

Четвертым принципом является «Инстинктивность действий». К примеру, если на удар в лицо вы инстинктивно отмахиваетесь рукой, следует превратить это движение в блок. Можно построить эффективный прием самозащиты на уже имеющемся рефлекторном движении, довести его до ума и усовершенствовать.

Пятый принцип - это «Одновременность атаки и контратаки». Учитывая то, что нападающий будет стремиться бить быстро и часто, если вы не суперпрофессионал, долго парировать атаки у вас не получится. Исходя из этого, необходимо начать бить злоумышленника самому. Время между блоком и ударом нужно приравнять к нулю, чтобы у оппонента просто не было возможности атаковать повторно.

Если, например, первое движение специалист по крав-мага может сделать в любом направлении, второе всегда будет вперед. Постоянно уходя в защиту, бой не выиграть, и начать атаковать следует как можно быстрее. Натиск агрессора должен быть сломлен вашим - еще более мощным натиском.

Шестой принцип крав-мага гласит, что нужно быть прочным по хрупкому, а твердым - по мягкому. Говоря проще, нужно атаковать уязвимые точки соперника. К примеру, намного проще ударить ребром кисти в кадык, чем пытаться провести болевой прием.

И седьмой принцип говорит о том, что нужно использовать все, что есть под рукой. Камень, песок, ключи, ремень, табуретка - если есть угроза жизни, для самообороны подойдет все, что угодно. Но, конечно же, обучение крав-мага начинается именно с работы руками, т.к. при нападении важнее всего быстро отреагировать, а уже потом думать, что взять в руки.

Что касается военной системы крав-мага, то в ней учат защитным действиям с винтовкой; в полицейской - с дубинкой и пистолетом. Методика легко адаптируется под специфику профессиональной деятельности. Именно в этом состоят преимущества системы - она может изменяться и подстраиваться под конкретного человека, в то время как большинство классических боевых искусств требуют того, чтобы человек подстраивался под них.

Профессионально занимаясь крав-мага, вы сможете пройти самые разные уроки самообороны и выработать рефлексы боя без оружия, научитесь использовать для защиты любые подручные средства и станете очень опасным соперником для любого, кто покусится на ваше благополучие.

Самбо: краткая история

Термин «самбо» возник от аббревиатуры «сам-б-о», означающей «самооборона без оружия». Самбо появилось еще во времена Советов и представляет собой некий синтез разных боевых искусств, таких как грузинская борьба и дзюдо. Основателями являются А. А. Харлампиев (исследователь боевых искусств СССР и мастер спорта СССР), В. С. Ощепков (родоначальник советского дзюдо) и В. А. Спиридонов (специалист по бразильскому джиу-джитсу).

Официальная дата появления самбо - 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ №633 о развитии борьбы вольного стиля (так тогда называлось самбо). С этого момента по всему Союзу стали открывать спортивные секции. Сегодняшнее название - «самбо» - боевое искусство получило в 1949 году. Кстати, достаточно долго на обучение самбо было ограничение, т.к. разрабатывалось оно для сотрудников силовых структур.

С 1972 года начали проводиться международные спортивные состязания по самбо, а в 1981 году оно стало олимпийским видом спорта. С 90-х годов в силу обстоятельств в стране самбо стало еще популярнее среди всех слоев и структур населения. Сегодня этому боевому искусству учрежден Кубок Президента РФ, а спортшколы открыты почти в каждом городе.

Самбо: боевые приемы

Среди боевых приемов самбо есть удары, броски и опасные захваты, приемы применения подручных средств и воздействия на уязвимые места нападающего. Многообразие ударов представляют:

  • Удары руками (и защита от них)
  • Удары ногами (и защита от них)
  • Удушающие захваты (и защита от них)
  • Защита от захватов и обхватов
  • Удары палкой (и защита от них)
  • Удары ножом (и защита от них)
  • Удары пистолетом (и защита от них)
  • Удары саперной лопаткой (и защита от них)
  • Штыковой бой (атака и защита)
  • Защита от ударов тяжелыми предметами
  • Использование окружающей обстановки
  • Применение подручных средств
  • Выручка и взаимопомощь
  • Защита от нападения группы злоумышленников
  • Защита от нападения лежа
  • Задержание и сопровождение
  • Осмотр задержанного
  • Тактика группового боя
  • Связывание

Помимо боевых приемов, в арсенале самбо есть специальные. К ним относятся смещение и разрыв позвоночного столба, опасные броски, приемы сжимания и надавливания, приемы снятия часового.

Техника борьбы стоя включает в себя:

  • Стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные действия
  • Методы подготовки к броскам, исходные положения для бросков и подходы к броскам
  • Броски, ответные броски и их комбинации (и защита от них)
  • Страховка и самостраховка

Также существует пять дистанций: вне захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную. Захваты подразделяются на основные, ответные, предварительные и оборонительные. Броски делятся на броски ногами, подножки, зацепы, подбивы, подсечки, подсады, броски туловищем, броски через бедро, «мельницы», броски через спину и через грудь, броски руками (рывками за рукава, за ногу, за две ноги), броски кувырком, перевороты.

Техника борьбы лежа включает в себя:

  • Исходные положения и вспомогательные действия
  • Прорывы оборонительных захватов
  • Болевые приемы
  • Удержания
  • Переворачивания
  • Заваливания
  • Комбинации приемов (и защита от них)

Среди болевых приемов имеются приемы на суставы рук, выкручивания рук, рычаги плеча, ущемления бицепса, приемы на кисть, приемы на суставы ног. Большое разнообразие переходов от борьбы стоя к борьбе лежа и наоборот.

В реальной жизни приемы самообороны самбо (конечно же, отработанные и доведенные до автоматизма) превращают обычного человека в настоящую боевую машину - бойца, способного отразить практически любую атаку и обезвредить любого противника. Профессиональные секции по самбо, как мы и сказали, есть, наверное, в каждом большом городе России. Но для полного овладения этим боевым искусством могут потребоваться годы.

Кроме крав-мага и самбо существует, конечно же, огромное количество и других боевых видов спорта. Многие из них тоже очень популярны и востребованы. Далее мы приведем небольшие обзоры большинства из них.

Лучшие боевые искусства

Любое из этих единоборств эффективно для самообороны. Овладеть ими при должном усердии и систематических тренировках может любой. Сегодня можно найти немало самоучителей, но лучше все-таки заниматься в группе или индивидуально с профессиональным тренером в секции.

Бокс

Бокс - один из древнейших видов спорта, известный еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. С течением времени он не просто не потерял своей актуальности, но и значительно обогатил свою технику и адаптировался под современное общество. Сегодня бокс очень популярен по всему миру, по нему проходит огромное количество чемпионатов и других состязаний. Система бокса включает в себя достаточно много серьезных ударов, как и следует полагать, руками: прямые и боковые удары, апперкоты и т.д. Отдельное место занимает техника защиты и передвижений. Профессиональный боксер способен в считанные секунды обезвредить одного и нескольких нападающих. Из-за своей эффективности снискал славу смертельно опасного боевого искусства.

Джиу-джитсу

Японское боевое искусство, известное так же как дзюдзцзю или «Искусство мягкости». Один из самых эффективных методов ведения боя в мире. Применяет агрессию и импульс атакующего против него же. Основой являются контратаки, самооборона, перехваты ударов, защитные действия. Главный принцип гласит, что не следует идти на прямое противостояние для победы. Важно не сопротивляться, а поддаваться натиску соперника, перенаправляя его действия в нужное русло. Боевые приемы основаны на знаниях психофизиологии, физиологии и анатомии, а также на доведенной до автоматизма технике, продуманной тактике и стратегии боя. Главная задача джиу-джитсу - максимально быстро обезвредить нападающего или группу нападающих, применяя для этого любые имеющиеся в арсенале средства.

Бразильское джиу-джитсу

Японско-бразильское боевое искусство, нередко просто называемое джиу-джитсу или «Человеческими шахматами». Боец учится применять рычаги и грамотное распределение веса тела для победы более сильных противников. Под рычагом имеется в виду изоляция какой-либо конечности нападающего и движение сустава вне обычного диапазона движения. В арсенале имеется множество приемов давления на конечности, удушения, приемы воздействия на болевые точки. Также есть масса приемов классического джиу-джитсу, броски, захваты, удары и, конечно, защитные действия и движения.

Муай Тай

Боевое искусство Таиланда - знаменитый тайский бокс или «Искусство восьми конечностей». Удары в этом виде спорта наносятся кулаками, локтями, коленями и голенями. Профессиональные бойцы муай тай умеют использовать все свои конечности в качестве оружия. Если говорить образно, руки превращаются в сабли и кинжалы, локти - в молоты и булавы, колени - в топоры, а предплечья и голени служат доспехами для защиты. Ударов в тайском боксе очень много, и все они способны моментально лишить нападающего возможности действовать. Также в арсенале традиционного муай-тай присутствуют скручивания, удары в прыжке, множество защитных и контратакующих действий.

Вин Чун

Боевое искусство из Китая, называемое также винг тсун или «Поющая весна». Именно вин чун посвятил свою жизнь известный на весь мир Брюс Ли. В основу этого единоборства, как и в основу многих техник ушу, положена техника «чи-сао», означающая «липкие руки». Изучая ее, боец все время находится своими руками в контакте с нападающим, чтобы иметь возможность чувствовать его и не давать атаковать. Бои ведутся на короткой дистанции. Огромный арсенал перемещений, ударов и защитных приемов. Истинные мастера вин чун умеют атаковать и обороняться одновременно; их совершенно нельзя застать врасплох.

Айкидо

Японское боевое искусство, известное как «Путь гармонии духа». Очень эффективно, но и крайне сложно, и овладеть им в краткие сроки невозможно. Будучи в некоторой степени производной от джиу-джитсу, айкидо делает акцент на слиянии с атакой нападающего, перенаправляет его энергию для совершения броска или захвата. Профессионалы айкидо применяют агрессию и инерцию соперника для выведения его из строя и снижения эффективности его атак до нуля. Несмотря на то, что айкидо учит человека спокойствию, миру и гармонии, оно признано одним из самых опасных единоборств, а его арсенал включает в себя сотни всевозможных приемов нападения и защиты.

Тхэквондо

Боевое искусство родом из Кореи, часто называемое таэквон, таэквондо и «Пусть кисти и кулака». Быстрые и мощные удары ногами делают тхэквондо одним из самых действенных боевых видов спорта. Однако основное его преимущество состоит не только в том, что всего один удар может вывести нападающего из строя, а в том, что можно эффективно противостоять нескольким агрессорам сразу. Кстати, таэквондо является одним из немногих боевых искусств, ставших олимпийскими видами спорта. Но в реальной жизни оно легко способно привести к летальному исходу и самым серьезным травмам.

Спортивный рукопашный бой

Спортивный рукопашный бой, разработанный в нашей стране, пусть и не является полноценным рукопашным боем (в отличие от армейского), но все же очень эффективен в качестве средства самообороны. В соревнованиях нельзя бить головой, локтями и коленями, а также атаковать в партере. Однако спортивный рукопашный бой все же имеет множество мощных техник. Интересно и то, что овладеть им в относительно короткие сроки может даже новичок. Если у вас есть желание научиться результативной самозащите как можно быстрее, этот вид единоборств вполне вам подойдет.

Армейский рукопашный бой

Еще одно единоборство, родившееся на просторах нашей страны. Чаще его называют просто АРБ. Среди его преимуществ можно выделить широчайший арсенал техник, по своему многообразию превосходящий даже арсенал самбо. В АРБ допускаются удары коленями, локтями и головой, добивание лежачего противника. В специализированных школах обучение зачастую проходит в защитном снаряжении, по причине чего в реальных условиях бойцы могут допускать ошибки, т.к. привыкли к защите. Но эти проблемы легко решают полноконтактные спарринги, а также тренировки по боксу.

Миксфайт

Смешанные единоборства или, как их еще называют, - MMA (от англ. Mixed Martial Arts) и вале-тудо. Очень популярны в США, но и по всему миру поклонников миксфайта насчитывается десятки тысяч. Вид единоборств, включающий в себя элементы самых разных стилей, в том числе борьбы, дзюдо, самбо, бокса, муай тай, карате, сумо, грэпплинга и т.д. В арсенале приемов MMA есть удары руками, ногами, коленями и локтями, опрокидывания, завалы и броски, удушающие и болевые приемы. Сегодня школы по смешанным единоборствам есть в большинстве крупных городов страны, руководителями которых являются профессиональные спортсмены и чемпионы.

Панкратион

Истоки панкратиона уходят к временам Древней Греции, а создателями этого вида единоборств многие считают Геракла и Тесея. Признан олимпийским видом спорта и относится к числу видов MMA. Основу составляют удары руками и ногами и вольная борьба. Однако спортсмены применяют также элементы кикбоксинга, бокса, восточных боевых искусств, дзюдо, самбо, греко-римской борьбы и т.д. На сегодняшний день по всему миру функционирует свыше 200 федераций. Одними из лучших школ панкратиона признаны школы России, Бразилии, США, Азии и Европы.

По большому счету, приведенных видов единоборств вполне хватает для совершения . Все они широко распространены, очень эффективны и могут вооружить человека огромным количеством приемов самообороны. При необходимости они также могут стать настоящим смертельным оружием, хотя, и не рассчитаны на это изначально.

Но, одновременно с этим, существуют и такие стили ведения боя, которые сразу создавались для причинения максимального вереда противнику, нанесения серьезнейших травм и увечий и лишения жизни. Для общего развития мы решили вкратце сказать и о таких боевых искусствах.

Смертельные боевые искусства

Все, описанные ниже, боевые искусства можно смело назвать экзотическими. Спортивных школ и секций, где можно ими овладеть, как таковых не существует. Большинству из них преподают лишь в индивидуальном порядке мастера, получившие свои знания от предков, а некоторые вообще запрещены законом. Найти тренера очень сложно, но если вам это удастся, вы можете быть уверены, что отныне в ваших руках будет уникальный инструмент самозащиты, аналогов которому не найти во всем мире.

Бокатор

Древнейшее боевое искусство Азии, появившееся примерно 1700 лет назад в Кхмерской империи. По своей технике бокатор напоминает муай тай, и включает в себя более 10 тысяч самых разных ударов и приемов. Одно из самых сложных единоборств в мире.

Баком

Это боевое искусство появилось во второй половине 20 века в столице Перу - городе Лиме. Основателем считается бывший морской пехотинец Роберто Пуч Безада. Стиль очень опасен, т.к. изначально предназначался для выживания в трущобах городов. Техника основывается на молниеносных захватах, удушениях, переломах конечностей и ударах по жизненно важным точкам противника.

Дамбе

Данное боевое искусство зародилось среди народности хауса, проживающей в Северной Африке. Основу дамбе составляют принципы древнеегипетского бокса, а отличается оно наличием более жестоких атрибутов. К примеру, перед поединком бойцы дамбе оборачивают кулаки в жесткие шнуры, а ведущую ногу обматывают цепью. В некоторых случаях цепь снабжается частями зазубренного металла.

Силат

Национальное боевое искусство жителей Малайского архипелага. На берегах Суматры о нем известно еще с 7 века. Главная цель силата - это не поиск духовного смысла, как во множестве боевых искусств, а в доведении всего за 10 секунд соперника до состояния беспомощности и невозможности продолжать бой. Приемы силата берут за основу скорость, молниеносность и внезапность. Не запрещается пользоваться уловками и ударами исподтишка.

Арнис

У арниса есть еще одно название - эскрима. Это филиппинское боевое искусство, обучающее человека сражаться с нападающим как с оружием, так и без него. В качестве оружия в большинстве случаев выступают боевые посохи (бо), ножи, палки кали. Среди основных приемов арниса можно назвать захваты, очень быстрые удары, блоки и молниеносные контратаки.

Хапкидо

Хапкидо - боевое искусство родом из Кореи. В его основе лежат техники управления собственной силой и силой атакующего. Защита построена на перенаправлении натиска нападающего в нужном для обороняющегося направлении и последующей контратаке. Мастер хапкидо может завершить бой за считанные секунды. В дополнение к приемам рукопашного боя в хапкидо учат использовать клюку, шест, палку, меч и нож.

Каларияпатту

По предположениям многих исследователей, каларияпатту является самым старым боевым искусством в мире, от которого развились все остальные виды едтиноборств. Согласно легенде, создатель этого стиля - земная инкарнация индуистского бога Вишну - Хранителя Вселенной. Важнейшая практика каларияпатту состоит в нанесении ударов по жизненно важным точкам на теле человека, всего которых насчитывается 108.

Ниндзюцу

Японское боевое искусство ниндзюцу - это многоаспектная дисциплина, в которую входит шпионаж, диверсионные методики, выживание и другие составляющие. Философия здесь строится на том, что не имеет смысла вступать в схватку с превосходящими силами противника, если есть возможность незаметно подобраться и нанести один смертельный удар. Ниндзюцу предполагает скрытые и внезапные атаки из засады, методы ошеломления соперника, ведение боя в ограниченных пространствах.

Окичито

Окичито - одно из самых уникальных боевых искусств на планете. Его создатели - индейский народ кри, проживающий в Северной Америке. Сочетает в себе элементы боевых стилей Азии, включая удары руками и ногами, броски и захваты, а также искусство владения традиционным оружием индейцев - боевыми дубинами, томагавками и т.д.

Каджукенбо

Каджукенбо относится к категории гибридных стилей. Оно возникло на Гавайских островах под влиянием боевых искусств Азии, и стало своеобразным ответом на уличное насилие, процветавшее в Оаху в 1940-х годах. В арсенал приемов этого стиля входят броски, захваты, тейкдауны, методы обезоруживания и огромное количество ударов.

Повторимся, что найти тренера по какому-либо смертельному боевому искусству - задача не из простых. Если вам повезет - это хорошо, если же нет - можно пойти в секцию обычных единоборств и посвятить несколько лет упорным тренировкам. Но помните, что применять полученные знания и навыки нужно с умом, не ввязываясь без необходимости в драку и тем более не калеча соперника.

На этом мы заканчиваем наш курс по самообороне. Надеемся, что у вас в распоряжении теперь есть вся информация, которая поможет вам быть готовым к экстремальным ситуациям психологически, эмоционально и физически. Не забывайте также и о и интеллекта, ведь только тогда развитие можно будет считать полноценным. Впрочем, как любит завершать свои передачи из цикла «Следствие вели…» телеведущий Леонид Каневский, - это уже совсем другая история.

Желаем вам успехов и меньше ситуаций, где придется применять навыки самообороны на практике!

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?


- Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное , никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

То есть критерий истинности - практический результат?

Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?

В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.

Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.

На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.

И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?

Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

- Размышлять здесь некогда…
- Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.

Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?

Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.

Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.

Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?

А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?

Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.

И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

- А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.

В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.

Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.

Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.

В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.

Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.

Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.

Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.

Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.

Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.

Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.

Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.

Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?

Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.

Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

- Применимы ли в бою с группой удары ногами?

Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.

Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец… Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.

Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.

  • Болевые приемы самбо
  • Боевые приемы - это элементы классического самбо, дополненные новыми средствами и деталями. Сюда входят опасные захваты, броски, удары, воздействия на уязвимые точки человеческого тела, приемы по использованию подручных средств и окружающей обстановки и т.п.:

    • удары руками - защита от ударов руками;
    • удары ногами - защита от ударов ногами;
    • удушающие захваты - защита от удушающих захватов;
    • защита от захватов и обхватов;
    • удары ножом - защита от ударов ножом;
    • удары палкой - защита от ударов палкой;
    • удары саперной лопаткой - защита от ударов саперной лопаткой;
    • удары пистолетом - защита от нападения с пистолетом;
    • штыковой бой - защита и нападение;
    • защита от ударов тяжелым предметом;
    • использование подручных средств;
    • использование окружающей обстановки;
    • взаимопомощь и выручка;
    • защита от нападения лежа;
    • защита от нескольких нападающих;
    • тактика группового боя;
    • задержание и сопровождение;
    • осмотр задержанного;
    • связывание.

    Специальные приемы боевого самбо

    Специальные приемы боевого самбо (снятие часового; сжимания и надавливания; опасные броски; смещение и разрыв позвоночного столба).

    В технику борьбы стоя входят:

    • стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам;
    • страховка и самостраховка;
    • броски;
    • комбинации из бросков;
    • защиты против бросков;
    • ответные броски.

    В самбо различают пять дистанций:

    • дистанция вне захвата - самбисты не касаются друг друга и выискивают удобный для атаки момент, передвигаясь по ковру и делая всевозможные обманные движения без захватов противника;
    • дальняя дистанция - борцы захватывают друг друга за рукава одной или обеими руками;
    • средняя дистанция - самбисты захватывают друг друга за одежду на туловище спереди или одной рукой за рукав, а другой - за одежду на туловище спереди;
    • ближняя дистанция - борцы захватывают одной рукой за рукав или одежду на груди, а другой - за одежду на спине, ворот или за ногу;
    • дистанция вплотную - самбисты обхватывают друг друга, прижимаясь туловищем один к другому или обвивая ногу ногой.

    Техника захватов в самбо

    Захваты делятся на основные, ответные, предварительные и оборонительные.

    Основными захватами при борьбе стоя называются такие захваты, которые проводятся для того, чтобы выполнить броски. Самбист осуществляет их до того момента, когда противник навяжет свой захват.

    Ответные захваты при борьбе стоя - это такие захваты, которые самбист проводит в ответ на захваты противника, исходя из предоставленных им условий. С ответными захватами также могут быть проведены броски.

    Оборонительными захватами при борьбе стоя называются захваты, проводимые для того, чтобы затруднить или сделать невозможным проведение противником того или иного броска. Однако, в определенный момент оборонительный захват может быть использован самбистом для проведения бросков.

    Предварительные захваты при борьбе - это такие захваты, которые дают удобные исходные положения для последующих основных захватов и проведения с ними бросков.

    Техника бросков в самбо

    Бросками называются приемы, с помощью которых противника из положения борьбы стоя сбрасывают в положение борьбы лежа.

    Броски в основном ногами. В таких бросках ноги самбиста действуют против ног или туловища противника и играют решающую роль в броске. Варианты бросков, в которых действиям ногой предшествует захват ноги противника, все равно рассматриваются как броски в основном ногами. Броски в основном ногами делятся на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.

    Подножками называются такие броски, при которых самбист подставляет ногу сзади, спереди или снаружи (сбоку) ноги или ног противника и он с помощью рывка руками переваливается через нее. В момент проведения подножки обе ноги самбиста касаются ковра. Подножки делятся на передние, задние и боковые.

    Зацепами называются такие броски, при которых самбист ногой как бы захватывает одну из ног противника, а затем бросает его, вынося зацепленную ногу из-под центра тяжести противника и руками выводя его туловище за площадь опоры. Зацепы проводятся голенью, пяткой (ахиллесовым сухожилием) и тыльной частью стопы. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу противника называется обвивом. Одновременные зацепы стопой одной ноги за подколенный сгиб, второй - за ахиллесово сухожилие другой ноги противника называются двойным зацепом. Зацепы и обвивы могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подбивами называются броски, при которых ноги противника подбиваются голенью или бедром самбиста одновременно с рывком руками в направлении, противоположном подбиву. Подхватом называется бросок, при котором ноги противника подбиваются бедром или голенью спереди, сбоку или изнутри. Если задней частью голени подбивается подколенный сгиб противника, то бросок называется отхватом. Подбив - это бросок, при котором передней частью голени подбивается подколенный сгиб противника. Особое место занимает двойной подбив, который делается одновременно двумя ногами во встречных направлениях. По традиции этот бросок называется "ножницами".

    Подсечками называются броски, при которых основным действием, вызывающим падение противника, является подбивание стопы, голени или колена противника пальцевой частью подошвы. Подсечки делятся на передние, задние, боковые и подсечки изнутри. Подсечки могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подсадами называются броски, при которых самбист своей ногой приподнимает ноги или туловище противника и с помощью рук переворачивает его в соответствующем направлении. Подсады делятся на подсады бедром, голенью, подъемом и подсады подошвой. Подсады в туловище подошвой или голенью, при которых происходит бросок противника вперед через голову бросающего, называются бросками через голову. Подсады голенью и бедром могут производиться как в стойке, так и с падением. Броски через голову, подсад туловища с захватом двух пяток и подсад подъемом изнутри проводятся только с падением.

    Броски в основном туловищем . Это броски, при которых самбист частью своего туловища подкидывает ноги или туловище противника и перебрасывает его через себя. Броски в основном туловищем подразделяются на броски через тазовый пояс, броски через плечевой пояс, броски через спину, броски через грудь. Броски через тазовый пояс называют бросками через бедро, а броски через плечевой пояс - "мельницами".

    Бросками через бедро называют такие броски, при которых самбист подбивает верхнюю часть ног противника своим тазовым поясом и в противоположном направлении делает рывок руками. Броски через бедро можно делать как в стойке, так и с падением.

    "Мельницами" называются такие броски, при которых самбист перекатывает туловище противника через свои плечи, делая для этого разнообразные захваты. Броски "мельница" могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Бросками через спину называются такие броски, при которых самбист перекатывает через свою спину туловище противника. Бросок через спину, бросок захватом руки под плечо и бросок перекатом проводятся только с падением. Бросок захватом руки на плечо, обратный бросок через спину и бросок перетягиванием проводятся как в стойке, так и с падением.

    Бросками через грудь называются такие броски, при которых самбист подбивает живот противника нижней частью своего живота или двумя руками подсаживает вверх его грудь и живот и бросает его вправо или влево через свою грудь. Броски через грудь проводятся только с падением.

    Броски в основном руками. Это такие броски, при которых ноги самбиста не касаются ног или туловища противника, туловище его не переваливается через туловище самбиста, однако в некоторых случаях оно может быть использовано как дополнительная точка опоры для переворачивания противника спиной к ковру. В основном противник поднимается, переворачивается и повергается на ковер силою рук самбиста.

    Броски рывком за рукава - это броски, при которых самбист находящегося на дальней дистанции противника выводит из равновесия и бросает на ковер сильным рывком за рукава. По традиции они называются выведениями из равновесия.

    Броски рывком за ногу состоят из бросков, при которых одна рука захватывает ногу, а вторая - рукав, пояс, предплечье под плечо или нажимает на захваченную ногу. Ни ноги, ни туловище самбиста непосредственно не воздействуют на ноги и туловище противника. Броски рывком за ногу включают броски рывком за пятку, броски рывком за голень и броски рывком за бедро.

    Бросками рывком за две ноги называются броски, при которых самбист захватывает обе ноги противника - сразу, или поочередно. Они производятся без непосредственного воздействия ногами против ног противника. В них входят броски захватом двух ног, броски разнохватом двух ног и броски обратным захватом двух ног.

    Бросками кувырком называются такие броски, которые осуществляются рывком двух рук с нажимом на голову или лопатки противника. При этом ноги самбиста не касаются ног или туловища противника. Броски кувырком состоят из бросков кувырком вперед и в сторону.

    Переворотами называются такие броски, при которых самбист противника приподнимает и переворачивает руками в воздухе для броска на спину. При переворотах ноги самбиста не касаются ни ног, ни туловища противника. В некоторых случаях самбист использует туловище как дополнительную точку опоры для облегчения переворачивания противника. Перевороты делятся на передние, боковые и задние.

    В технику борьбы лежа входят:

    • исходные положения и вспомогательные действия;
    • прорывы оборонительных захватов;
    • заваливания;
    • переворачивания;
    • удержания;
    • болевые приемы;
    • комбинации из приемов борьбы лежа;
    • защиты против приемов борьбы лежа;
    • ответные приемы при борьбе лежа.

    Прорывами оборонительных захватов называются способы разъединения сцепленных или цепляющихся рук противника. Они делают возможным проведение болевых приемов или удержаний в таких ситуациях, при которых, не будь прорывов, самбист не сумел бы провести никакого приема.

    Заваливаниями называются способы перевода противника из положения стоя на колене или на коленях в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.

    Переворачиваниями называются приемы, с помощью которых находящегося на четвереньках или лежащего ничком противника переворачивают в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.