"Йоменри" и др. Бой на палках британцев

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.

Когда речь заходит о восточных единоборствах, на ум первым делом приходят карате, кунг-фу и фильмы с Брюсом Ли. Тем не менее на Востоке существует множество менее известных, но не менее древних видов боевых искусств. В сегодняшнем материале FURFUR разбирается в экзотических видах единоборств и оздоровительных практик Ирана, Индии, Филиппин и Китая.

Варзеше-зурхане

Варзеше-зурхане, или «спорт дома силы», - традиционный стиль силового тренинга и борьбы, практикуемый в Иране и сопредельных землях уже как минимум две с половиной тысячи лет. Те, кто занимается в доме силы, называются пехлеванами - богатырями. Занятия в зурхане – это не только совершенствование тела, но и свод этических правил, сходный с законами суфийских орденов, и свод традиций, восходящий к героям и богатырям древности.

Место тренировок

Традиционный спортивный зал называется зурхане (или зорхана), по-персидски - «дом силы». Это крытое сооружения с отверстием в центре крыши.

Чтобы обеспечить постоянную температуру, занятия проводятся в суфре, то есть в яме посредине зурханы глубиной один метр и длиной и шириной в десять метров. Раньше она засыпалась сухими травами, мягкой землей и до начала тренировок, чтобы не было пыли, орошалась водой. Вокруг тренировочной площадки находились места для зрителей и возвышения для ведущего. Теперь тренировочное пространство делают из дерева или же вовсе тренируются в самых обычных спортивных залах.

Тренировки

Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике с использованием пары булав, щитов и металлического лука. Упражнения богатырей включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами. Заканчивается тренировка борьбой (кошти-пехлевани), суть которой - положить противника на лопатки.

Снаряды

Парные булавы разного веса (meel) - это основной снаряд, который используется в зорхане. Малые булавы весят по два-три килограмма, тяжелые по 15–20 килограммов. На соревнованиях ими выполняют полумахи на количество повторений. Обязательным требованием является работа двумя булавами одновременно. В тренировочной практике также выполняют и другие упражнения, в том числе жонглирование. Используются и булавы большего веса, на сегодняшний день самой тяжелой является пара булав весом 185 килограммов.

Лук (kabbadeh или kabade) - металлический лук c цепью и бубенцами, его вес - от 15 до 20 килограммов. Первоначально это был настоящий боевой лук с натянутой тетивой. Сообщения об этом относятся к древним временам, а снаряд в современной его форме используется уже очень давно. Служит для тренировки мышц плечевого пояса на силу и гибкость.

Скамейка

Скамейка (shena) - деревянная скамеечка, 70 на 8 сантиметров и высотой 5 сантиметром. Служит для упражнений со своим весом - в основном разного вида отжиманий от пола во время групповых тренировок. Это вспомогательный тренажер, все упражнения, в которых она применяется, могут быть выполнены и без нее.

Моршед и миондор

Непременным сопровождением тренировок в зорхане является барабан и пение духовных стихов или же иранских мифов и легенд наравне со стихами иранских поэтов. Для каждого упражнения есть своя мелодия или песня.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок. И именно он в течение всего занятия играет на барабане и читает стихи. Второй в доме силы - это миондор, или пиш-кесват. Он намного опытнее остальных занимающихся. Место миондора - посередине арены. Другие спортсмены выполняют физические упражнения, смотря на его движения.

Главный человек на занятиях в доме силы - это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок.


Ранги богатырей

В варзеше-зурхане существует система рангов. Первые два ранга - новички, третий и четвертый - чемпион и чемпион чемпионов (соответственно, пехлеван и пехлевани-пехлеван). Для достигнувших 80-го уровня в этом нелегком занятии существуют и суперчемпионские титулы. Джахан-пехлеван («мировой богатырь») - самый высокий ранг, этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. В современности титула удостоился Голамреза Тахти, самый известный борец в истории Ирана. На его счету олимпийское золото 1956 года и мировое чемпионство по борьбе в 1959 и 1961 годах. Еще один ранг - пехлеване-бозорг, или «великий богатырь». Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул, среди них был поэт и мистик Пурья-йе-Вали (около 1300), а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941).

Голамреза Тахти

Маллакхамб

Индийская тренировочная дисциплина, сочетающая отработку техники борьбы и йогу. Основным элементом является вертикальный столб, на котором происходят занятия. Тренировка сочетает боевое искусство, элементы акробатики, йогу и самооздоровление.

Маллакхамб, или «йога на столбе», зародился в Индии. «Малла» означает «борец», а «кхамб» - шест. Изначально это было дополнительное упражнение для традиционной борьбы, но позже стало отдельной дисциплиной. По легенде столб, а также все ухватки, которым его сподручнее бороть, передал людям бог-обезьяна Хануман. Он однажды явился к воину, который готовился к важному поединку, и шепнул тому, как поухватистее свернуть врага в бараний рог.

Во время занятий боевыми искусствами столб выступает в роли противника - на нем отрабатывают различные захваты и элементы борьбы. Йогическая практика предполагает выполнение асан, адаптированных или, скорее, усложненных таким образом, чтобы они были выполнены на столбе. Занимающийся делает серию асан с динамическими переходами между ними, не касаясь земли. Таким образом, развиваются не только гибкость и сила, но и координация, баланс и концентрация. Так же как и в обычных техниках йоги, здесь практикуются особые виды дыхания.

Отдельно нужно сказать о массажном эффекте, который достигается при занятиях на столбе. Постоянный контакт с ним обеспечивает оптимальную нагрузку и массаж всех частей тела, улучшает кровообращение и стимулирует работу внутренних органов.

Маллакхамб бывает двух разновидностей, которые различаются между собой видом столба. В фиксированном маллакхамбе вертикальный деревянный столб закреплен у основания. Высота столба - 2,25 метра, диаметр навершия - 13 сантиметров, книзу он несколько расширяется. Для маллакхамба в подвешенном состоянии используют канат диаметром 2,5 сантиметра. Упражнения на таком канате даже более сложны, нежели на столбе. Маллакхамб наравне с каларипаятту служит одним из элементов подготовки индийских военных и развлечением для молодежи с окраин.

Филиппины

Традиционное филиппинское боевое искусство арнис включает в себя технику работы с оружием (мечом, ножом, палкой) и без оружия - с ударами руками, ногами, головой, захватами и бросками. Это очень разнообразная система, в которой предусматривается работа не только с «равным» оружием, например палка против палки, но вообще работа в любых сочетаниях - палка против ножа, без оружия против оружия, две палки против палки.

Техника арниса крайне многообразна, но при этом описывается всего лишь несколькими общими базовыми принципами, из которых получается широкая вариативность действий. Основная черта филиппинских боевых искусств - максимальная прикладная эффективность в бою при минимальном использовании физических сил.

Базовые принципы

Атакующие техники в арнисе сведены к 12-ти базовым углам. Для каждого угла есть своя атака, свой блок, разоружение и защита от разоружения. В системе арниса нет формальных двигательных комплексов или заучиваемых серий ударов и блоков. Вместо этого происходит обучение принципам движения, которые затем модифицируются в зависимости от типа, направления атаки и атакующего оружия.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой. Начинающие тренируются с одной и двумя палками, затем движения преобразуются в технику ножа, затем - пустых рук. Движения тела и углы атак остаются теми же самими. Они универсальны, а переход от одного вида оружия к другому вполне естественен.

Защита в арнисе строится на принципе под названием «вырвать ядовитый зуб змеи». Действия защищающего направлены на кисть или запястье вооруженной руки противника. Вторая, невооруженная рука осуществляет контроль рук противника, обычно запястья или локтя, что позволяет выиграть время для совершения контратакующих действий. Цель - максимально быстро обезоружить противника. Затем можно сокращать дистанцию и атаковать тело противника оружием, руками, ногами или головой.

Процесс обучения всегда начинается с освоения навыков владения оружием, и лишь затем изучается безоружный бой.

Оружие

Чаще всего для тренировок используются деревянные палки бастон или мутон длиной 69–76 сантиметров и диаметром 2,6-3 сантиметра из ротанга, бамбука или пластика и тренировочные ножи разной длины и форм, а также деревянные или пластиковые.

В связи с тем, что в настоящее время арнис все больше практикуется как спортивное единоборство, ножи используются все реже и реже. Помимо палок стандартной длины, применяются короткие палки 30–40 сантиметров как вспомогательное оружие во второй руке. Палки топадо, наоборот, вдвое длиннее обычных.


Дистанция

Бой может происходить на различных дистанциях. Обычно выделяют три боевые дистанции: дальнюю (ларго), где противники могут достать своим оружием только до кисти вооруженной руки; среднюю (медиа), где можно нанести своим оружием удар по телу противника; ближнюю (кортэ или серрада), где, помимо ударов палкой или ножом, могут производиться действия руками, ногами и головой.

Этапы обучения

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них. Палку надо держать так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8–10 сантиметров, этот выступ, пунио, используется для захватов и ударов на короткой дистанции. Отрабатывается техника передвижения. С этой целью ходят по специальному треугольнику со сторонами около 40 сантиметров. В движении осваиваются уходы с линии атаки противника, комбинации ударов и блоков.

Второй этап - санга ат патама - парная тренировка. Базовые удары отрабатываются в учебных схватках в различных комбинациях и связках, с растущими скоростью и сложностью. Третий этап - ларга мутон - вольный бой, в процессе которого ученики подбирают наиболее подходящие для себя комбинации, приемы и вырабатывают свою собственную манеру ведения поединка. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары руками, локтями, ногами, коленями и головой.

Первый этап называется муэстрасьон, или пандалаг. В ходе его ученики изучают удары по пяти основным углам, а также способы защиты от них.

Ранги

В современных школах, практикующих арнис, существует деление на ранги, отмечаемое поясами различного цвета. Ученики подразделяются на начинающих (багухан), продолжающих (пангитна) и продвинутых (абанте). Своя градация мастерства и у инструкторов. Но главным критерием мастерства в филиппинских боевых искусствах всегда считалось умение вести реальный бой. До середины XX века большинство школ практиковало бои до смерти. В настоящее время школы проводят в основном поединки в полный контакт в защитном снаряжении: шлем с забралом или фехтовальная маска, куртка, щитки на голени, перчатки.

В отличие от большинства других восточных боевых искусств, арнис не является герметичной системой, а открыт для влияний извне. Мастера различных школ заимствуют техники из тайского бокса, дзюдо, айкидо, тхеквондо, ушу, бокса - тех стилей, чья техника ближе именно им. Таким образом, арнис постоянно изменяется и приобретает все новые формы.

Своей эффективностью, относительной простотой и зрелищностью арнис привлекает множество людей и широко распространяется по миру и в России. Есть множество школ, практикующих разные направления арниса. Некоторые делают упор на бое на ножах, другие на техники работы с палкой, третьи на технику без оружия. Арнис преподается как система действенной самообороны или как спортивное боевое искусство.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева, зонтиком, при определенном, навыке бутылкой с водой.

Палки делают из пальмового дерева, бамбука, камагонг. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Техника:

    Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову - тычковые, по рукам - рубящие.

    Инстинктивная защита от верхних ударов. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом (палкой) сверху по голове или сбоку в челюсть, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним ударом не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первый удар прикладом следует наносить либо снизу в живот (или в пах), либо по прямой линии в лицо. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет добить ударом приклада в шею, горло или висок уже на земле.

1. Атака. Серия ударов.

2 Атака. Удар.

    Палка держится одной рукой. Ладонь расположена в 10-15 см не меньше от края палки. Палка направлена вниз. Получается как обратный хват для ножа.

    Без замаха. Верхним концом палки бьются в пах противника с шагом вперед.

Эскрима Де Кампо JDC-IO – филиппинское боевое искусство, относящееся к стилям эскрима с длинной дистанцией боя. Акроним JDC-IO состоит из первых букв имени основателя единоборства Хосе Д. Кабальеро и его первого ученика Иринео Олавидеса. Первым названием школы было De Campo Uno-Dos-Tres Orihinal. Потом обучающиеся назвали школу Eskrima de Campo JDC-IO за заслуги Эрика Олавидеса, который усовершенствовал систему ГМ Кабаллеро.

Этот стиль в основном применяет дальнюю дистанцию. Мастера стиля считают наиболее правильным выстраивать поединок на дальней дистанции, если применять палку. А на ближней дистанции и в клинче полезнее применять нож, кулаки, удары головой и др. В Эскрима Де Кампо проводятся прямые атаки, а также удары на расстоянии поражения, вместо проведения ударов по углам, которое используется в большей части систем ближнего боя.

Не применяются в Эскрима Де Кампо блоки типа «палка в палку» и не проводится наработка техник боя без оружия.

Обезоруживания в этом стиле производятся с помощью нанесения ударов по руке с оружием. На тренировках этого стиля большое внимание обращается на наработку силы, точности и скорости. Проведение тренировок для отработки точного удара всегда проводятся в парах инструктор-студент. Упражнения, которые проводятся между парой равных бойцов не поощряется, т.к. боец всегда должен быть в состоянии сразиться с высшим по уровню противником, а не только с уличными хулиганами. Грандмастеру Хосе Кабаллеро приходилось бить не только обычных головорезов, но и лучших бойцов, сражавшихся в то время: Балбино Манчао, Симеона Сааведра, Винсента Лабор, Хуана Каролла, Хенеросо Карбахоса, Альфредо Макалолан, Танчонга Лопеза, Хорхе Навахо, Соломона Канонио, Пастора Хингойо, Аноя из Тангуба и др. Хотя эта система достаточно жестока, она сосредотачивает внимание обучающихся на ударе по руке с оружием, чтобы снизить шансы на смертельный исход поединка. Кабальеро никогда не наносил серьёзных ранений и не убивал противников.

Видео: Бой на палка в замедленной съемке

Техника стиля

Основными особенностями техники Де Кампо являются:

  • отсутствие финтов,
  • начальный удар всегда наносится с самой большой силой,
  • любая часть тела соперника, которая находится в зоне возможного поражения, должна быть первоначальной целью,
  • наиболее часто вначале поражается рука с оружием, если рука с орудием находится сзади – удары наносятся по остальным частям тела,
  • нет блоков палка в палку,
  • отсутствуют активные действия рукой без оружия,
  • все разоружения противника проводятся простыми точными ударами по руке с оружием,
  • все комбинации ударов тренируются в паре студент-инструктор.

Три уровня атак

Иренео Олавидес советовал:

  • Если соперник подступает – нужно поражать колени.
  • Если соперник открывается – нужно поражать локти и кисти рук
  • Если соперник находится по центру – нужно бить в глаза.

Боевая дистанция

Манонг Хосе акцентировал внимание на ма-ай – основном принципе сохранения эффективной дистанции. Для ее сохранения необходимо правильно оценить диапазон действия, применять приставной боксерский шаг. Как снайпер одним выстрелом совершает одно убийство, так мастер – должен точно измерять длину удара до противника.

Палки

В этом стиле не используют палки стандартной длины. Они обрезаются пропорционально показателям веса и длины. Увеличение длины может быть принесено в жертву лучшей скорости и силе. Палка может быть длиной от 31 до 26 дюйма. Чтобы нанести мощный удар применяют палки из прочной древесины бахи или камагонг, имеющие преимущество над легкими палками из ротанга. Большинство ударов палкой совершаются кистевым движением. В Де Кампо применяются и нелакированные палки, без обжига и лакировки, с корой. Они являются более толстыми и тяжелыми, по сравнению с обычными.

Отражение удара

Манонг Хосе дал ценный совет начинающим: «Если поразить вооруженную руку противника в поединке тяжело, целью нужно сделать локти на близком расстоянии. Если соперник наносит горизонтальный удар – нужно ответить вертикальным сверху, а если соперник бьет Вас вертикальным ударом, нужно ответить горизонтальным с удержанием максимально эффективной дистанции». Он всегда напоминал студентам: «Я учил вас для боя с лучшими бойцами, а вовсе не с большими хулиганами. Бой на палках должен завершиться через несколько секунд».

Орлиное зрение

Когда Манонг Хосе жил в Себу, произошла история с двумя мужчинами, которые пришли к нему, чтобы увидеть его технику, о которой много слышали. Эти люди объехали всю провинцию, чтобы найти эскримадора, прошедшего бы их испытание. В конечном итоге эти люди встретились с Манонгом Хосе, и один из них убедил второго вступить с ним в дружеский бой.

«Джо, как вы отразите это!» – предупредил один из них и быстро и преждевременно ударил по первому углу. Манонг Хосе вынужден был ответить на нанесенный удар и в ответ ударить коварным нуките (рука-нож) своей голой рукой в солнечное сплетение противника – атака была остановлена. Потрясенный человек поклонился и, вытерпев боль, сказал: «Мы проехали много селений и вот – встретили настоящего мастера, который прошел наше испытание».

Манонг Хосе применил периферийное или так называемое орлиное зрение. Он рекомендовал обучающимся смотреть на соперника как на одно целое и не концентрироваться на одной из частей тела. Манонг Хосе говорил: «Если вы стоите перед другим человеком с палкой – это уже боевая ситуация. Даже если это дружественный бой, нужно поддерживать свою готовность на высоте».