Турецкая борьба гюреш. Турецкая борьба гюреш — самые необычные виды спорта

Турецкая масляная борьба

Фото: Владимир Поморцев

Каждое лето в приграничном турецком городке Эдирне проходит чемпионат страны по масляной борьбе. Принято считать, что первые состязания по этому традиционному виду спорта состоялись на поле Кыркпынар аж в 1346 году. За прошедшие 650 лет ежегодный турнир отменялся всего несколько раз, и каждый раз только по очень уважительной причине, как правило, из-за военных действий. Так что сегодня чемпионат Кыркпынар официально признан старейшим непрерывно существующим спортивным состязанием в мире. Когда в начале XX века в результате Балканских войн историческое поле Кыркпынар оказалось на территории Греции, турнир перенесли на нынешнее место на окраине города Эдирне. Ежегодно в начале июля на острове Сарайичи, образованном двумя рукавами речки Тунджа, собираются победители региональных соревнований по масляной борьбе со всей Турции, чтобы определить лучшего.

1

Турецкая масляная борьба, или «ялы гюреш», уже много столетий остается одним из любимейших видов спорта в Турции. Перед поединком борцы, или «пехливаны», обильно обмазывают себя оливковым маслом. Сражаются пехливаны в специальных кожаных штанах до колен, которые называются по-турецки «киспет». Поскольку покрытое маслом тело получается очень скользким, единственный надежный способ ухватить противника - просунуть руку сквозь штаны насквозь и схватиться за другой край штанины. Традиционно киспеты изготавливались из шкуры буйвола, последнее время обычно используется бычья или козлиная кожа. Каждые штаны шьются по индивидуальной мерке, а их вес может достигать 13-ти килограммов. Сзади металлическими заклепками выбито имя пехливана.


2. Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Считается, что турецкая масляная борьба зародилась больше тысячи лет назад еще во времена Османской империи. Во время долгих военных походов солдаты султана устраивали между собой на привалах товарищеские поединки. В старинных османских хрониках сохранилась легенда, как в XIV веке сорок воинов под руководством Сулеймана-паши впервые переправились через Босфор на европейский берег. На обратном пути после успешной кампании против Византии солдаты расположились на привал в окрестностях деревни Самона и затеяли между собой поединок. Через некоторое время большинство схваток завершились, только двое братьев Али и Селим никак не могли определить, кто из них сильнее. Борьба продолжалась всю ночь и закончилась смертью обоих соперников от истощения. Братьев похоронили рядом на поле, где они боролись и умерли, а когда через несколько лет солдаты вернулись проведать их могилы, оказалось, что около нее забил источник. В честь сорока воинов место получило название Кыркпынар, что в переводе означает «сорок ключей». Именно на этом поле в 1346 году состоялись первые состязания по масляной борьбе.


3 . Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Первоначально поединки борцов проводились без ограничения по времени и заканчивались только когда одному из пехливанов удавалось положить соперника на лопатки или поднять его над головой. Таким образом бой мог продолжаться и несколько часов. В 1975 году были утверждены новые правила масляной борьбы, по которым на обычный поединок отводится 30 минут, а на поединок за звание чемпиона - 40 минут. Если отведенное время не выявило победителя, назначаются добавочные 10 или 15 минут, а победитель определяется судьей по сумме баллов.


4. На каждом чемпионате Кыркпынар расходуется около трех тонн оливкового масла.


5 .



7 .



Нынешний приграничный городок Эдирне в европейской части Турции когда-то был известен под греческим названием Андрианополь. Именно у его стен больше тысячи лет назад потерпел сокрушительное поражение киевский князь Святослав Игоревич. Столетия спустя великий турецкий архитектор Синан построил здесь свое самое грандиозное сооружение. Над мечетью Селимие впервые в истории мусульманской архитектуры Синану удалось возвести купол, превосходящий по размерам купол Святой Софии в Константинополе. По сложившейся традиции, чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе каждый год открывается пятничной соборной молитвой в мечети Селимие.


10 . Внутренний двор мечети Селимие во время сильного дождя.

Строительство мечети Селимие началось в 1569 году и продолжалось шесть лет. Колонны, обрамляющие внутренний дворик, были перенесены сюда из разоренных византийских храмов. Грандиозный купол диаметром 31,2 метра на 20 сантиметров превосходит купол собора святой Софии в Константинополе, возведенный тысячелетием раньше. Правда, сама мечеть получилась почти на 15 метров ниже христианской святыни, так что превосходство не столь очевидно. Когда в 1913 году во время Первой Балканской войны Эдирне был осажден болгарскими войсками, прямо в купол попал артиллерийский снаряд. Однако конструкция оказалась настолько прочной, что всё обошлось лишь незначительными повреждениями. В 2011 году мечеть Селимие была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


11 . Пятничная соборная молитва джума-намаз в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


12. Обувь перед входом в мечеть Селимие.


13 . Спортсмены на соборной молитве в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


14. Продавцы турецких сладостей около мечети Селимие.


15 . Юные спортсмены исполняют национальный гимн Турции на открытии чемпионата Кыркпынар. На чемпионат съезжаются победители региональных соревнований со всей страны. Всего около тысячи борцов каждый год. Для многих юных спортсменов из сельских районов поездка на чемпионат становится первым большим путешествием в жизни.


16.


17.


18.


19.


20 .


21 .


22.


23 .


24.


25 .


26.


27 .


28.


29.


30 .


31 .


3 2.


33 .


3 4.


35 .


3 6.


3 7. Последняя тренировка накануне открытия чемпионата. На тренировках используется более дешевое подсолнечное масло.


3 8.


3 9.


40 . Портреты всех победителей чемпионата Кыркпынар в городском музее Эдирне.

Фотографии этого очерка сняты в июле 2009 года в городе Эдирне в Турции.

Copyright © 2009 Вова Поморцев

АНКАРА, 3 янв - РИА Новости, Федор Смирнов. Фестивали турецкой национальной "масляной" борьбе гюреш, которые проводятся ежегодно в городке Кыркпынар на северо-западе страны, являются одними из старейших соревнований в мире. Отсчет их истории ведется с 1362 года, когда турки-османы захватили Адрианополь (ныне Эдирне) и объявили его своей столицей.

Борьба гюреш как искусство

Согласно легенде, 40 лучших воинов султана решили выяснить, кто из них самый сильный и ловкий, и устроили состязание в борьбе без правил, говоря современным языком. В финал вышли двое турецких богатырей (пехлеванов), которые в течение нескольких часов сражались друг с другом, но так и не смогли выявить победителя. В конце концов оба упали обессиленными и скончались прямо на поле боя, на котором через некоторое время начал бить ключ, получивший название Кыркпынар (сорок источников). Соревнования по борьбе на этом месте стали с тех пор проводиться каждый год.

Особенность этой борьбы в том, что тела пехлеванов перед боем обильно смазываются оливковым маслом. Борцы выступают в кожаных штанах из бычьей кожи, которые, пропитываясь маслом, создают дополнительную нагрузку для спортсменов.

Как рассказал РИА Новости борец из города Коджаэли Эркан Эртем, пехлеваном может стать каждый мужчина, детей начинают обучать искусству борьбы с 11 лет, а в соревнованиях можно участвовать до 45-летнего возраста.

"Часто спрашивают, почему мы обливаемся маслом. Это дань олимпийской традиции: в Древней Греции борцы тоже обливались маслом. Только они боролись либо обнаженными, либо в коротких шортах, а поскольку мы мусульмане и у нас нагота не приветствуется, мы используем специальные кожаные штаны. Борьба гюреш занесена в список нематериального наследия ЮНЕСКО, и я горжусь, что причастен к этому виду спорта, и делаю всё, что в моих силах, для его популяризации", — говорит Эртем.

По его словам, пехлеваны это — профессиональные спортсмены.

"У нас нет никакой любительщины. Мы представляем обычно либо спортивные клубы, либо мэрии наших городов. В год в Турции проходит 100-150 соревнований пехлеванов разного масштаба, но главный фестиваль проходит в июле в Кыркпынаре, там участвуют лучшие борцы, и за соревнованиями наблюдают 30 тысяч зрителей", — рассказывает он.

"Можно ли назвать нашу борьбу искусством? Наверное, в какой-то мере, да. Это красивый вид спорта, соревнования проходят под старинную национальную музыку, все участники — от спортсменов до судей и музыкантов — одеты в особую одежду. Это всегда красивое зрелище — не только спорт, но и часть нашей национальной культуры. На поле во время борьбы, конечно, испытываешь разные чувства, бывает, и ненависть к противнику. Но как только борьба заканчивается — мы всегда обнимаемся, и вне поля мы дружим и прекрасно общаемся", — говорит Эртем.


Рука в штанах соперника

Как же выглядят соревнования по борьбе гюреш? Бои длятся 40 минут. Если за это время победитель не был выявлен, добавляются еще 15 минут. Победителем считается тот, кто либо положит соперника на лопатки, либо поднимет его над собой. После каждого тура в паре определяется победитель, который продолжает борьбу, а проигравший выбывает. В финале встречаются два сильнейших спортсмена.

Перед началом соревнований на поле выносят большую емкость, наполненную оливковым маслом, которым борцы смазывают друг друга. Перед каждым туром борьбы скользкие и блестящие пехлеваны выстраиваются в одну линию, диктор каждого представляет, после чего они расходятся от центра к трибунам, размахивая руками, как мельницами. Потом сходятся по парам и начинают бороться, пытаясь схватить друг друга за любую часть тела. Когда противник в масле, это очень непросто сделать.


Пояс штанов — это единственное место, за которое можно крепко зацепиться, удачным приемом удается сунуть руку в штаны соперника и схватиться там за специальную лямку, тогда захват будет более надежным. Со стороны это выглядит немного забавно и даже извращенно, но привыкшие к этому зрелищу зрители воспринимают такие приемы как должное.

Борцы время от времени могут попросить минутный перерыв. Бывает, что один пехлеван сидит верхом на другом, и оба отдыхают, вытирая лицо салфеткой. Отдохнули, и снова начали словно лениво друг друга хватать.


Многовековые традиции

Пехлеваны борются под звуки национальных инструментов — ударного давула и духовой зурны. Музыка тягучая, в точности соответствующая неспешности самой борьбы. Музыканты и судьи одеты в национальные османские костюмы - это обязательный атрибут зрелища. Ведущий не только представляет спортсменов и комментирует ход боев, но и время от времени вставляет мусульманские молитвы на арабском языке, читает стихи. Это тоже дань многовековой традиции.

Представитель Федерации гюреш Турции Эрол Джесур рассказал РИА Новости о других традициях этой национальной борьбы.

"Традициям гюреш уже много столетий, начиная от приглашений на соревнования до вручения наград победителям. Сохранены все старинные названия и роли участников. Например, по-прежнему большую роль в соревнованиях играет güreş ağası (гюреш агасы) - организатор и ответственный за них, хранитель традиций, и сегодня мы бы его еще назвали спонсором. Ведущий соревнований называется сazgır (джазгыр). Он мотивирует своими речами борцов, поднимает трибуны", — говорит Джесур.

Борьба по своей сути – выяснение между мужчинами кто сильнее. Искусство борьбы было известно с древних времен. У каждого народа есть свой национальный вид борьбы. В Турции этот вид спорта называется «яглы гюреш», что в переводе означает масляная борьба. Почему масляная? Да потому, что перед схваткой богатыри смазывают тело оливковым маслом.

Я представляю, как тяжело бороться со «скользким противником». Наверное, поэтому на борцах должны быть надеты кожаные брюки весом больше десяти килограммов. За них разрешается захватывать соперника. Раньше кисбет (так называются борцовские штаны) шили из кожи буйвола, теперь из телячьей кожи. История этого вида спорта идет издалека. Говорят, что, захватив несколько крепостей, султан Орхан Гази с братом на привале решили развлечься богатырскими играми и затеяли бойцовый турнир. Самые сильные борцы никак не могли одолеть друг друга и боролись до тех пор, пока не упали замертво. Их похоронили вместе.

По прошествии времени воины посетили захоронение и увидели, что появилось много родников. Это место назвали «Сорок источников» - Киркпинар. Главное событие года по масляной борьбе тоже называется Киркпинар. Символично, не правда ли? Восемь месяцев отбирают лучших из лучших борцов по всей стране. И вот в один из летних дней в Эдирне начинается фестиваль масляной борьбы. Тысячи зрителей съезжаются на праздник атлетов.

Фестиваль начинается с того, что процессия, сопровождаемая национальной музыкой, отправляется в мечеть Селемие, где имам проведет службу в честь борцов пехлеванов. Впереди несут главную награду Золотой пояс. Затем посещение могил легендарных спортсменов. Только потом все двигаются к месту проведения соревнований. Главный судья представляет зрителям борцов, и начинаются схватки. Фестиваль сопровождается ярмарками, танцами, вкусными угощениями.

Победитель получает приз 100 000 долларов и титул баспехлеван (старший борец). А кому же достается Золотой пояс? Если баспехлеван в течение трех лет докажет, что он самый-самый – Золотой пояс его. Ведь борьба это радость победы великой.

Турецкая борьба в целом похожа на вольную, хотя и имеет специфические черты. Главный нюанс – оливковое масло, которым обильно смазываются атлеты перед боем. После этого они становятся жутко скользкими, и ухватить противника можно лишь за специальную лямку, расположенную в его штанах, куда надо запустить руку….

Кстати, одним из условий дисквалификации является повреждение или хуже того потеря штанов.

Второе отличии в разделении на категории бойцов. Тут критерием выступает не вес, а рост противников.

Ну и наконец, третье отличие – полное отсутствие временных рамок боя.

Драться можно сколько угодно долго, все зависит только от ловкости и выносливости бойцов. Зато в бое можно делать перерывы небольшие.

Цель у спортсменов в бою – положить противника на лопатки, как в практически и любой борьбе, а сам турнир идет навылет.

Турецкая борьба сейчас переживает не лучшие времена. Обычно призовой фонд турнира образуют взносы VIP-трибуны – министров, бизнесменов и т.д. Организаторы сами закупают масло для борцов.

Кстати, турецкая борьба гюреш чисто мужская забава – женщины даже как зрители туда не допускаются.

Yağlı güreş, или масляная борьба, — это сердце Киркпинара, фестиваля в турецком городе Эдирне. Тысячи людей съезжаются каждый год посмотреть на этих натертых маслом борцов. Это не просто вид спорта, это настоящая традиция с молитвами, музыкой, инструментами и костюмами. Вы как будто попадаете в прошлое. Главный приз соревнования – Золотой пояс Киркпинар. Перед соревнованием все идут в мечеть, где имам проводит службу в честь соперников. Также для многих юношей это своего рода ритуал вхождения во взрослую жизнь. Далее все идут к могилам легендарных спортсменов помолиться, а затем – по улицам к месту проведения соревнования. При этом поют национальный гимн. Далее соперников представляют зрителям. Мало кто из этих борцов зарабатывает этим видом спорта на жизнь, но для них он очень важен и престижен.

(Всего 14 фото)

1. Двое мужчин во время соревнований по масляной борьбе Киркпинар во время фестиваля в Эдирне, Турция. (Pari Dukovic)

2. Оркестр исполняет традиционные мелодии, идя по городу. Соревнования проходят в течение трех дней.

3. Борцы ждут своей очереди, следя за соревнованиями.

4. Два рестлера на фестивале Киркпинар.

5. Матч в самом разгаре

6. Два соперника на земле.

7. Будущие борцы следят за соревнованиями с края поля.

8. Мужчины собрались после молитвы в Старой мечети, которая была построена в 1414 году.

9. Толпа, в которой находятся и борцы, ждет начала соревнований и молится в мечети Селимийе.

10. Юноша в Саннет Дугуну в мечети Селимийе, которой более 430 лет.

Турецкая борьба

«Кыркпынарские соревнования» (а именно так называется самое известное состязание в этом виде) по турецкой борьбе в масле традиционно проходят в районе Сарайичи в провинции Эдирне с 1361 года. Состязания проходят ежегодно в начале июля. Есть несколько легенд о том, как эта традиция зародилась. Самая известная гласит о том, что на это место прибыл султан Орхан Гази вместе с Сулейманом-пашой и 40 воинами. Они разбили лагерь. В какой-то момент солдаты начали бороться. Двое братьев, Али и Селим, боролись несколько часов, и ни один не мог одолеть другого. Тогда было решено продолжить борьбу на праздник весны Хидреллез. Сулейман-паша пообещал победителю пару кожаных штанов (kispet). Борьба началась в праздник рано утром и не завершалась до полуночи, когда оба брата умерли от истощения. Их друзья похоронили их под фиговым деревом и уехали. Много лет спустя некие люди приехали в эти места и увидели, что по захоронению течет обильный ручей. Они назвали это место Kırkpınar - Сорок ручьев. В наше время оригинальное поселение Кыркпынар расположено в Греции. В конце Первой мировой соревнования проходили в городке Вирантекке в Эдирне. А с момента основания Турецкой республики «переехали» в Сарайичи. До 1928 года организацией соревнований занимались Kırkpınar Ağaları («Браться Кыркпынара»). Они развлекали гостей и награждали победителей. Но с 1946 года главный организатор - муниципалитет Эдирне. Основные отличия Кыркпынарской борьбы от греко-римской - в продолжительности матча и правилах. Турецкие борцы обмазывают тело оливковым маслом, чтобы их было сложно удержать, и носят киспеты - кожаные штаны. Они изготавливаются из воловьей кожи и весят около 12 килограммов. В старину церемония надевания киспетов была очень торжественной. Штаны имел право надеть только Pehlivan - то есть, борец высшей категории. Киспеты хранятся в Zembil (зембиль). После состязания борец моет штаны и складывает в зембиль до следующей схватки. Когда пехливан вешает зембиль на стену, значит, он больше никогда не будет бороться. Перед состязанием все пехливаны выстраиваются вдоль поля и Cazgır (джазгыр), рефери, объявляет их имена и титулы, сопровождая это молитвой. Затем борцы выходят на поле и совершают разминочные движения, которые называются peşrev (пешрев). Все это происходит под звуки davul (давул), барабана, и zurna (зурна), рожка. Главная цель пехливана на Кырпынарских соревнованиях - стать Başpehlivan (башпехливан), то есть главным пехливаном, или чемпионом. Он также получает награду. Тот борец, который становится башпехливаном три года подряд, получает главный приз - 22-каратный золотой пояс, который весит 1,5 килограмма.