Автомодельный спорт — что это такое.

Автомодельный спорт, вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см 3 . Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямой и по кругу на дистанции 100 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, которая с 1968 входит в Европейскую федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центральный спортивный автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968.

Ю. Г. Бехтерев.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Очень часто, слыша об автомоделизме, на ум приходит, что-то связанное с игрушками, не серьезное. Однако это далеко не так. Давайте рассмотрим такую дисциплину, как автомодельный спорт что это за вид соревнований и как они проводятся.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что это за спорт?

Согласно электронному ресурсу Википедия, автомодельным назван технический вид спортивных соревнований, в котором главными участниками являются самоходные модели автомобилей, управляемые спортсменами. Для управления, в последнее время все чаще используется радиосвязь, но имеется ряд других способов, что сказывается на категории соревнований.

В качестве главного координатора и организатора соревнований выступает Международная федерация автомодельного или IFMAR. Именно под ее руководством, начиная с 1977 года начали проводиться соревнования, проходящие 1 раз в 2 года.

Особенности вида спорта

Данный вид спорта, так же, как и авиа и судомоделирование, очень быстро стал популярным. Еще бы, ведь он позволяет продемонстрировать свои способности, как конструктора. Применение самодвижущихся моделей автомобиля делает этот спорт зрелищным, причем не меньше, чем автомобильный или авиационный. Кроме того, он вполне доступен для детей, а значит позволяет буквально выращивать профессиональных спортсменов или конструкторов современных . Причем очень часто именно дети и подростки могут дать значительную фору взрослым участникам.

Причем очень часто, юные участники стремятся очень хорошо изучить устройство автомобиля, что позволяет создавать действующие модели. Такой спорт будет тренировать у не только его технические способности, но и внимательность, терпеливость и точность.

Естественно, что такое мероприятие, как соревнования автомоделей и тем более подготовка к ним не может обойтись без расходов. В первую очередь это связано с тем, что потребуется приобретать различные детали, механизмы. Производить их модернизацию и ремонт.

В число расходов входят :

  • пластмассовые части кузова;
  • мотор;
  • разнообразную аппаратуру;
  • аккумуляторные батареи;
  • различные регуляторы.

Все то, что во время соревнований может выйти из строй, сломаться, потерять свой внешний вид. И потому расходы, как и в любом виде спорта, будут неизбежны.

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

  • шоссейные – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели , которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей .

Итоги

Теперь вам известно, о таком виде соревнований, как автомодельный спорт что это, какие требования и что нужно знать о них.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наряду с авиамоделированием и судомодельным спортом автомодельный спорт является одной из самых популярных областей технического конструирования. Автомобиль — вспоминаем классику — давно уже не роскошь, а средство передвижения. Неудивительно, что многие ребята уже в достаточно раннем возрасте могут дать фору некоторым взрослым в знании «железного друга», изучив машину отца, дедушки, брата или дяди.

Многие мальчишки не просто хотят разбираться в технике, но и создавать новое своими руками — в частности, и автомобили. Ребята, выбравшие занятия автомодельным спортом во внеурочное время, научатся разбираться как в «начинке» машин, так и создавать модели авто — как простые, так и усовершенствованные, с внешним управлением. Эти занятия развивают внимательность, терпеливость, точность юных автолюбителей.

Опытные мастера-педагоги, заслуженно пользующиеся авторитетом среди коллег и учеников, помогут подрастающему поколению найти занятие по душе, подготовят к профессиональной деятельности и поступлению в профильные колледжи и вузы города и страны. Автомодельный спорт — выбор современных и уверенных в собственных силах школьников.

Что нужно приобретать для автомодельного спорта

Занятия автомоделизмом нередко связаны с дополнительными затратами. Например, без них не обойтись, если родители ребенка серьезно настроены насчет перспектив чада стать профессионалом в этом деле. Модель авто - как компьютер: и «апгрейда» может требовать, и переустановки отдельных элементов. Пластиковый кузов и элементная база - лишь малая часть того, что понадобится юному автомоделисту. Машина не поедет, если к этому не добавить мотор, аппаратуру, аккумуляторные батареи, регуляторы. Деталям свойственно разбиваться, выходить из строя, теряться - поэтому расходы неизбежны.

Чем стайлинг отличается от тюнинга?

Понятие тюнинга известно любому мальчишке. Слово, пришедшее из английского языка, слышали даже те, кто вообще не интересуется автомобилями. Если обратиться к определению, то сформулировать, что такое тюнинг, можно так: ряд действий, связанных с доработкой автомобиля и направленных на улучшение условий эксплуатации «железного коня». Тюнингуют зачастую не новые автомобили, так как, улучшив только что купленную машину, можно лишиться гарантии. На такой риск вряд ли кто-то отважится. Что касается видов, то выделяют тюнинг двигателя (иными словами, усовершенствование производительности авто), подвески, салона и так называемый колхозный тюнинг. Внешний тюнинг по-другому называют стайлинг. В переводе с английского это слово означает «стилизация». В данном случае имеется в виду внешняя доработка автомобиля согласно интересующему автолюбителя стилю или направлению, что отражает его вкусы и пристрастия. Для стайлинга, в отличие от тюнинга, характерны преобразования, которые никак не влияют на технические свойства автомобиля. Если обратиться к примерам, то автомобиль можно «украшать» хромовыми накладками, легкосплавными дисками, аэродинамическими обвесами, антикрыльями, решетками. На занятиях по автомодельному спорту с детьми все эти детали показываются наглядно или на слайдах презентации.

Начало развитию в России модельных видов спорта положили развиваться авиа- и судомоделисты. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы 2 января 1910 года в Москве профессором Московского университета, основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. До революции были также попытки проведения соревнований по судомодельному спорту, но активное развитие модельных видов началось лишь в советское время, в середине 1920-х годов. Однако, автомобильный моделизм тогда большого распространения не получил, и до Великой Отечественной войны модели автомобилей строили лишь отдельные энтузиасты. Основной причиной этому было, очевидно, отсутствие двигателей – главной составляющей части скоростной модели. Зарубежные двигатели в Советском Союзе были недоступны, а первые отечественные начали серийно выпускаться только в конце 1930-х годов.

Начало широкому развитию автомоделизма и машин на радиоуправлении в нашей стране было положено в 1954 году, когда в Устав ДОСААФ добавили пункт о развитии автомодельного спорта, а в конце 1955-го в Москве создали Центральную автомодельную лабораторию. После этого в ряде городов (Харьков, Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Рига, Ереван, Сталинабад и др.) появились первые коллективы автомоделистов. Тогда еще не было деления моделей на классы, четкого регламента соревнований, да и сами соревнования проходили просто на ровных приспособленных площадках. Такого типа временные кордодромы встречались. например, в Минске, Москве (лесопарк в Расторгуеве). Подольске, Таганроге и в других городах. Автомодельный спорт развивался и постепенно завоевывал популярность.

НАЧАЛО

И вот в мае 1957 года в Советском Союзе состоялись первые официальные соревнования по автомодельному спорту. Они прошли в Москве на стадионе Юных пионеров. В них участвовали 30 автомоделистов из Москвы, Ленинграда, Харькова и Риги. Скорости первых моделей были небольшими. Так, первое место в классе моделей 1,5 см 3 занял Евгений Лященко из Харькова с результатом 56,88 км/ч.

Осенью того же года состоялся 1-й чемпионат Советского Союза, в котором участвовали команды уже шести союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда. Среди участников были такие «первопроходцы» отечественного автомодельного спорта, как Сергей Казанков и Анатолий Давыдов из Москвы, Владимир Кузнецов и Олег Гречко из Ростовской области, Гунар Дзенытыс из Риги, а также группа моделистов из Харькова: Евгений Лютов, Евгений Лященко. Виктор Булыгин и Анатолий Гордиенко, которые в составе сборной команды Украинской ССР стали победителями.

Участники всесоюзных соревнований на установление рекордов, г.Николаев, 1974 год:
сидит (слева направо): Павел Шаныгин, Евгений Ионин (Соловьев), Владимир Понов, Владимир Якубович, Виктор Чистазвонов, Евгении Гусев; стоят (слева направо): Сурен Чилиджан, Михаил Осипов. Анатолий Клименко, Анатолий Пятибратов, Юрий Ремжик. Георгий Чудаев, Эдуард Черников. Владимир Бука. Вячеслав Соловьев, Вик гор Белоусов
(Фото Рафаила Огаркова)

В январе 1960 года была учреждена Федерация автомотоспорта СССР. Она состояла из трех равноправных комитетов: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление не замедлило сказаться на развитии автомоделизма в стране. Например, в чемпионате следующего года участвовали команды всех (кроме Эстонии) союзных республик, а число участников превысило 120 человек. В том году было установлено 16 высших достижений страны, среди них рекорды Сергея Казанкова (1,5 см1), Владимира Якубовича (2,5 см3), Бориса Ефимова (5.0 см3), Олега Маслова (10 см3). Согласно советской статистике на 1 января 1961 года, в стране автомодельным спортом занималось 15 000 человек. В августе того же года сборная команда СССР впервые выехала на международные соревнования в Польшу (Познань). «Полпредами» отечественного автомодельного спорта были Вячеслав Соловьев, Гунар Дзенытыс, Юрий Бобров и капитан команды Сергей Казанков. Международный старт оказался удачным, советская команда завоевала первое место.


В 1964 году автомодельный спорт включили в Единую спортивную классификацию, и в этом же году была учреждена Федерация автомодельного спорта СССР. Первым ее председателем избрали А. Славина, а ответственным секретарем – К. Турбабо. В 1968 году в качестве главного учебнометодического и технического центра создали Центральный спортивный автомодельный клуб – ЦСАМК СССР. Статистика за тот год сообщает уже о 54 000 людей, занимавшихся автомодельным спортом и, как минимум, о трех, отвечавшим международным стандартам, кордодромах (Таллинн, Ташкент и Видное в Подмосковье).

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В 1973 году Советский Союз приняли в члены Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA), и наши спортсмены получили право участвовать в чемпионатах Европы. В том же году первый для наших спортсменов чемпионат Европы в Капфенхардте (Германия) оказался победным, команда в составе Владимира Попова, Эдуарда Черникова, Николая Троне-ва и Вячеслава Соловьева заняла высшее командное место. В. Попов стал нашим первым чемпионом Европы, установив при этом рекорд мира в классе моделей 2,5 см3 – 220,426 км/ч. С этого года советские спортсмены уже регулярно участвовали в чемпионатах мира и Европы, а также в других международных соревнованиях, причем они сразу и прочно заняли место среди лидеров мирового автомодельного спорта.


В 1980 году в том же Капфенхардте состоялся первый чемпионат мира по автомодельному спорту. В соревнованиях, кроме европейских стран, приняли участие команды США и Австралии. И здесь советские спортсмены завоевали звание лучшей команды мира. В личном зачете первым нашим чемпионом мира стал Владимир Попов, а призерами – Сурен Чилиджан и Николай Тронев. Нужно также сказать, что, кроме спортивных успехов, советские спортсмены отличались также удачными конструкторскими разработками. Так, например, двигатели класса 1,5 см3 конструкции Александра Карпузикова (1948 – 2010) и Бориса Афанасьева (1950 – 2012) оказались вне конкуренции. Не только в то время, но и до сих пор спортсмены устанавливают эти двигатели на многие модели данного класса, и они приносят их обладателям чемпионские звания и мировые рекорды.

В НАШЕ ВРЕМЯ

С распадом Советского Союза произошло и разделение автомодельного спорта по новым границам. Характерно, что в лидирующую тройку мирового автомодельного спорта, кроме Российской Федерации, вошли Эстония и Украина.

Сейчас в России автомодельный спорт довольно распространен. Его география весьма обширна, но в связи со спецификой она тесно увязана с наличием специализированных треков – кордодромов. В Советском Союзе кордодромов было много – фактически в каждой союзной республике и во многих крупных городах РСФСР. К сожалению, в настоящее время большинство из них уже не существуют. Сейчас всероссийские и международные соревнования проводятся в Брянске, Таганроге, Санкт-Петербурге, Тюмени и Ярославле, то есть там, где есть современные, отвечающие международным требованиям, автомодельные треки. Для такой страны, как Россия, этого конечно, мало, не говоря уже о том, что статус отечественного автомодельного спорта снижает факт отсутствия кордодрома в ее столице – городе Москве. Тем не менее, российский автомодельный спорт не только существует, но и занимает довольно высокую позицию в мире. А по численности спортсменов он, наверное, вообще на первом месте в мире. Сильные коллективы автомоделистов сложились в Санкт-Петербурге, Таганроге, Тюмени и в некоторых других городах.


2016 год. Команда России – бронзовый призер чемпионата мира (Польша):
первый ряд (слева направо): Дмитрий Донской, Юрий Рябен, Алексей Савиных, Николай Кубасов, Анатолий Шлапоберский, Леонид Ройбу, Дмитрий Савиных; второй ряд: Александр Барбнн, Андрей Усанов. Евгений Соловьев, Михаил Горбуннов, Владимир Кинер, Лев Шпринц, Алексей Никулин

Ежегодно проводятся чемпионат и Кубок России, ряд региональных соревнований, в том числе детских и юношеских. Уже в новое время Россия неоднократно принимала у себя престижные международные соревнования – чемпионаты мира и Европы. Сами российские спортсмены также регулярно участвуют в европейских и мировых чемпионатах и в других соревнованиях, проводимых международной федерацией автомодельного спорта. В мировой табели о рангах, как уже говорилось, наша страна уверенно занимает место в первой тройке. Чемпионами Европы и мира только за последние годы у нас становились: Алексей Никулин, Евгений Соловьев и Николай Кубасов. Достижения эти покажутся более весомыми, если учесть, что автомодельный спорт в России не имеет государственной поддержки и существует исключительно благодаря энтузиазму спортсменов. Тем не менее, в российском автомодельном сообществе идет постоянная работа по совершенствованию моделей, поиску и освоению новых материалов и технологий, улучшению подготовки к соревнованиям. Без этого невозможен рост спортивных результатов, рост скоростей. А скорости кордовых автомоделей неуклонно растут из года в год. Наглядное представление об этом может дать нижеследующая таблица, в которой сравниваются лучшие результаты отечественного автомодельного спорта за 1961 и 2016 годы:

Вообще, творческий и спортивный дух, энтузиазм и преданность своему делу свойственны автомодельщикам как ни кому. Поэтому, несмотря на все трудности, отечественный автомодельный спорт постоянно прогрессирует, развивается и привлекает в свои ряды новых адептов.

Лев ШПРИНЦ

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Любите ли вы смотреть автогонки? Видеть красивые дорогие машины, слышать рев мощных моторов, болеть за любимые команды и наслаждаться происходящим зрелищем. Или, может быть, вы бы хотели сами поучаствовать в автогонках? Я уверен, многие с радостью согласились бы, выпади им такая возможность.

Однако, как мы все знаем, не все так просто. Автоспорт весьма дорогостоящий вид спорта, требующий серьезных вложений. Не каждый может себе позволить купить отдельное авто для гонок, усовершенствовать его, ремонтировать после аварий (ведь аварии на гонках не редкость), нанять команду механиков, оплачивать стартовые взносы и т.д. Все эти многочисленные аспекты останавливают многих на пути к тому, чтобы стать настоящим гонщиком (если мы говорим о легальных гонках). Так что большинство так и остается самыми обычными рядовыми зрителями, с завистью посматривая на профессиональных пилотов гоночных авто.

Но что если бы мы могли сократить свои затраты, снизить общую стоимость вложений и уменьшить риски? Каким образом, спросите вы? Есть кое-что, очень близкое к тематике автоспорта, но стоящее гораздо меньше. Я говорю о автомодельном спорте. Если вы впервые слышите о таком попробую немного расширить ваш кругозор. Существует несколько классов автомоделей. Однако, в этой статье я рассмотрю конкретно класс радиоуправляемых моделей (который также делится на множество под классов). Это самый популярный и зрелищный класс, с точки зрения большинства. Радиоуправляемые модели делятся на 2 основных класса: on-road (трассовые) и off-road (внедорожные). В свою очердь, все он-роад и офф-роад модели делятся на модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и модели с электромотором. Не будем здесь рассматривать какой тип силовой установки предпочтительнее. Вы во всем разберетесь самостоятельно, если вам интересна тема радиоуправляемых моделей. Поговорим о общем устройстве модели.

Конструкция большинства моделей (что трассовых, что внедорожных) копирует множество элементов взятых с реальных машин. Тут вам и двигатель, работающий на нитро топливе, и коробка скоростей, и дифференциалы, и полный привод на все колеса, и масляные амортизаторы. Также как и реальные авто, некоторые модели имеют независимую подвеску колес, другие - зависимую. Большинство моделей без труда может разгоняться до 50 км/ч, другие, более быстрые экземпляры, могут разгоняться вплоть до 100 км/ч и выше. При весе среднестатистической модели 3−5 кг, такая масса на такой скорости представляет уже серьезную угрозу для окружающих. Поэтому на коробках большинства моделей имеется надпись: «ЭТО НЕ ИГРУШКА! Только с 14 лет.» И небольшие напутствия о том, чтобы не запускать модель вблизи большого скопления людей.

В Европе, США, Японии и ряде других стран, профессиональные соревнования по автомоделям проводятся уже довольно давно, большинство там об этом хорошо знает и ничуть этому не удивляется. В России ситуация пока несколько иная. Для большинства людей радиоуправляемые модели остаются в диковинку. Можно собрать довольно большую толпу заинтересованных людей если запускать свою модель в людных, оживленных местах. Однако и у нас это все больше набирает обороты, проводятся официальные соревнования, вплоть до чемпионатов России. Однако большинство моделистов пока предпочитает объединяться в клубы конкретно в своем городе и проводить местные клубные чемпионаты, для выявления сильнейших пилотов.

Надеюсь что смог заинтересовать вас это небольшой статьей. Поверьте, тема радиоуправляемых моделей и автомодельного спорта в целом настолько обширна, что по ней уже можно писать целые книги. И уместить все аспекты в пару абзацев небольшой статьи очень и очень трудно. Присоединяйтесь! Это очень интересно!