Сколько максимум скоростей бывает на велосипеде. Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать

История велосипеда насчитывает уже более 200 лет и за это время он очень сильно эволюционировал. У самого первого велосипеда не было даже педалей, у современного же велосипеда есть не только педали , но и трансмиссия, которая позволяет переключать передачи на велосипеде.

Большинство новичков, которые собираются купить свой первый велосипед, считают, что чем больше скоростей, тем быстрее будет ехать байк. Но скорости нужны совсем не для этого, более того максимальная скорость у дорожного односкоростного велосипеда и скоростного спортивного практически одинаковая. Так зачем нужны передачи на велосипеде? На этот и другие интересные вопросы Вы сможете найти ответ, читая дальше наш материал.

Зачем нужны скорости на велосипеде

Необходимость в возможности переключать передачи на велосипеде зависит от продолжительности и стиля катания конкретного велосипедиста. Если Вы выезжаете на неспешные прогулки несколько раз в неделю, а то и реже, то необходимости в системе переключения передач у Вас не должно возникнуть. Но если Вы всерьез увлечены велопокатушками, то переключатели скоростей просто необходимы. Помочь разобраться для чего скорости на велосипеде, нам поможет специальный термин - каденс.

Каденс - это частота вращения педалей за определенный промежуток времени. Каденс условно можно разделить на три типа:

  • Низкий каденс - подразумевает низкую частоту вращения педалей, но при этом для поддержания скорости нужно сильно давить на педали. Низкий каденс не только способствует быстрому наступлению усталости, то и наносит непоправимый ущерб мышцам, суставам и сердцу.
  • Высокий каденс - это когда Вы очень быстро крутите педали, а тащитесь со скоростью черепахи. Толку от такого педалирования естественно очень мало.
  • Оптимальный каденс - позволяет передвигаться на длительные дистанции, при этом затрачивая минимум энергии. Для каждого велосипедиста величина оптимального каденса разная и колеблется, где-то около 60 - 100 вращений в минуту.

Если Вы хотите не только получать удовольствие от велосипеда, но и укреплять здоровье, то необходимо придерживаться своего оптимального каденса. Для этого проще всего использовать велокомпьютер с функцией подсчета каденса.

Так причем тут скорости велосипеда.. Все просто, при помощи изменения передач велосипеда мы можем поддерживать оптимальный каденс на всем протяжении пути, независимо от встречного ветра, подъемов, спусков и прочих преград. Другими словами передачи велосипеда оптимизируют расход энергии велосипедистом. Это очень важно не только для спортсменов, но и обычных велолюбителей, проезжающих значительные расстояния за один раз.

Как узнать, сколько скоростей у велосипеда

Существует множество типов скоростных велосипедов с различным количеством передач. Скоростей у велосипеда может быть от 6 до 33. Количество передач велосипеда зависит от количества звезд - ведущих и ведомых. Скоростные горные и шоссейные велосипеды могут иметь от 18 до 33 скоростей. Иногда обычные дорожные и прогулочные велосипеды тоже могут оснащаться переключателями передач, чаще всего такие велосипеды имеют 6 или 7 скоростей.

Чтобы узнать, сколько скоростей на велосипеде нужно умножить передние звезды на задние. Например, если у велосипеда 3 ведомых звезды системы шатунов и 7 звездочек на трещотке (или кассете) , то такой велосипед имеет 21 скорость. Обычно спортивные велосипеды начального уровня имеют 18 и 21 скорость. Более продвинутые байки оснащаются 24, 27 и даже большим количеством скоростей. На данный момент максимальное возможное количество скоростей на велосипеде 33. У такого велосипеда три передних звезды и 11 звезд на кассете заднего колеса.

Как видите понять и определить количество скоростей велосипеда очень просто. Теперь выбирая новенький велосипед в магазине, Вы сможете самостоятельно узнать количество скоростей любого велобайка.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Для начала нужно разобраться, для чего предназначены звезды разных размеров. Здесь все достаточно просто. Самая маленькая ведущая звезда предназначена для подъемов в гору. Самая большая для поддержания большой скорости и набора скорости на спусках. Если присутствует средняя звезда, то она идеально подойдет для неспешной езды. Задние звезды считаются вспомогательными и способны повышать эффективность ведущих звезд. Например, при подъеме в гору на маленькой передней звезде мы можем менять её свойства путем переключения задних звезд, чем круче подъем, тем меньшую заднюю звезду мы включаем.

Переключатели скоростей - это достаточно тонкие механизмы, которыми нужно уметь правильно пользоваться, иначе они быстро выйдут из строя. Приведем несколько простых правил для поддержания работоспособности механизмов велосипеда:

  • Следует избегать сильных перекосов цепи. Если цепь значительно перекошена, то она способствует быстрому износу цепи и звездочек, что влечет за собой дорогостоящий ремонт. Схему правильных комбинаций передних и задних звезд смотрим ниже. Совместно с большой ведущей звездой нежелательно использовать большие ведомые, с маленькой ведущей - маленькие ведомые. Если цепь находится на средней ведущей цепи, то не рекомендуется применение крайних задних звезд.
  • Переключать передачи необходимо во время вращения педалей, причем сила вращения должна быть умеренной, не нужно давить на педали изо всех сил. Если переключаете ведущие (передние) звезды, то вообще следует снижать усилие на педали. Категорически запрещается щелкать передачами - это может привести к поломке переключателей. Кроме того не следует переключать несколько скоростей за один раз.
  • Так же очень важно содержать все элементы трансмиссии в чистоте. Для нормальной работы переключателей необходимо, чтобы им не мешала грязь и прочие предметы.

Подводя итог, хочется сказать, что если Вы решили купить скоростной велосипед, то учитесь правильно использовать скорости велосипеда. При должной тренировке переключение скоростей будет проходить на подсознательном уровне и полном автомате. Управляйте велосипедом при помощи трансмиссии и не тратьте силы впустую. Материал, приведенный в данной статье, относится к обычным механическим переключателям и в большинстве случаев не применим для современных планетарных втулок и автоматических трансмиссий.

Недавно виделся с Алексеем Баевским, забрал у него бутылкодержатель на свой . Леша сделал мне замечание и СОКРУШАЛСЯ, что мол я неправильно переключаю передачи и у меня есть перекос цепи и скоро можно будет её выкинуть. Я залез в нет и начал искать материал по теме. Нашел несколько статей. Предлагаю вашему вниманию самые полезные тезисы из них.

Как правильно на велосипеде?

Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше. Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц. А искусство грамотно переключать передачи - это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.

Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость. Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции. Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.

У современных велосипедов существует два блока шестеренок - передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:

  • Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).
  • Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.
  • Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует умения и «чувства велосипеда»).
  • Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи,переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).
  • Избегайте больших «перекосов» цепи.

Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:

  • Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.
  • Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.

Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:

  • Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.
  • Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке,плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда.
  • Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве.

Каденс

По поводу частоты вращения (каденса). Каждому человеку комфортен свой каденс, при котором педали будут вращаться с максимальным КПД. Если скорость вращения будет ниже удобного вам ритма, то силы будут тратиться впустую. При неверном каденсе появляется также риск травмы. Это связано с повышенными нагрузками на суставы и мышцы. Так что при езде обратите внимание на этот момент.

Слишком быстро крутить педали тоже не нужно, иначе быстро устанете. Подобрать идеальную для себя частоту несложно, полагайтесь на ощущения. Добавлю только, что кроме дорожных условий на выбор передачи и каденса влияет сила и направление ветра, а также физическая форма велосипедиста в данный момент.

При любых условиях цель одна – крутить педали с неизменной скоростью и постоянным усилием на них в независимости от выбранной передачи. Один и тот же ритм значительно отодвигает момент наступления усталости и увеличивает выносливость. Следовательно, преодолеть можно существенно большее расстояние.

Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них - частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности - например, у шоссейников - составляет в среднем 95 — 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 — 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента. Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.

При езде против ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1. При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1. В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни. Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.

В 1985 году в США Джоном Говардом был установил рекорд скорости 245,077 км/час. Он же впервые на велосипеде преодолел за один час 241 километр. Уже через десять лет его мировой рекорд скорости на велосипеде побил Ромпельберг Фред из Нидерландов, показав результат 269 км/час.

Многие начинающие велосипедисты избегают часто переключать скорости и даже при езде против ветра оставляют цепь на большой ведущей и маленькой ведомой шестернях. Их езда больше напоминает маневры парусника против ветра. Как результат - после такой езды закономерно могут возникать боли в коленях. Между тем грамотный велосипедист при езде против ветра, снизив передаточное число до 2-3:1 сможет с меньшими усилиями поддерживать большую скорость. На малых передачах необходимо педалировать с частотой 80-90 об./мин.

Переключение скоростей во время подьёма

Если понимаете, что переключаете передачи по необходимости — значит, Вы уже пропустили оптимальный момент для переключения. Значит, Вы не сохраните нужный ритм и инерцию движения. В следующий раз будьте предусмотрительнее. Никогда не переключайте скорости при сильном педалировании, что приводит к быстрому износу компонентов.

Самая распространенная ошибка – редкое использование переднего переключателя. Переключитесь сзади на удобную звездочку и работайте с передним переключателем. Вы почувствуете на сколько быстрее находите нужную передачу, ведь эффект от одного переключения на передней звездочке можно сравнить с эффектом от переключения на две звездочки задней кассеты, а времени тратится значительно меньше!

Появляется возможность быстро набирать нужную скорость движения с помощью одного переключения. Затем, когда Вы войдете в ритм движения, у Вас будет шанс с помощью заднего переключателя точнее скорректировать передачу.

Помните: сначала правильно выберете переднюю передачу, и только потом с помощью заднего переключателя корректируйте передачу!

Многие байкеры сходятся во мнении, что байк – живой. Но не позволяйте ему проявлять характер. В особенности это касается системы переключения скоростей: если скорости переключаются без Вашего участия или не переключаются вовсе, когда вы этого хотите, — это не всегда означает, что компоненты изношены или поломаны, скорее всего, проблема в грязи или траве, попавшей на перекидку, в цепь или звездочки. Обязательно чистите и смазывайте цепь, звездочки и переключатель – подобная забота способствует более плавному и четкому переключению, а, следовательно – комфортному катанию.

Очень важно хорошо чувствовать байк, тогда вы услышите любой посторонний звук. Например, посторонний «металлический звук» может возникнуть из-за того, что цепь растянута. Это быстро приводит к износу компонентов. Меняйте цепь как минимум! – раз в сезон.

В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации.

Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей,правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.

Ну и на десерт: ученые решили создать велосипед с переключением скоростей при помощи только мыслей:

Важное дополнение от пользователя Arkady Belousov:

На каждой звёздочке имеются зубья и их шаг (расстояние между зубьями) всегда одинаков и совпадает с длиной звеньев цепи, поэтому количество зубьев на звёздочке диктуется её размером (диаметром). От числа зубьев на ведущей и ведомой звёздочках зависит важнейший параметр трансмиссии — передаточное соотношение (отношение количества оборотов колеса на один оборот педалей). Обычно оно числом зубьев и обозначается (например, «передача 42-14»). Для передачи 42-14 на один оборот педалей (один оборот ведущей звёздочки) придётся 42/14=3 оборота колеса (три оборота ведомой звёздочки). Диапазон передаточных соотношений трансмиссии горного велосипеда чаще всего будет от 0,68 до 3,8 (то есть в 5 с лишним раз). На практике говорят просто о количестве «скоростей», поскольку распространённые виды велосипедов имеют примерно одинаковый набор звёздочек.

Для комплексной оценки тяги велосипеда используется параметр «укладка» или «шаг» велосипеда - это расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей на данной передаче. Чем меньше укладка, тем лучше тяга велосипеда на данной передаче, но меньше скорость.

Для езды в тяжёлых условиях (где требуется прилагать больше усилий) лучше подходят передачи с меньшим передаточным соотношением, поскольку у них меньше укладка. Нетрудно видеть, что наименьшее передаточное соотношение получается при выборе первой ведущей (самая маленькая) и первой ведомой (самая большая) звёздочек. То же относится и к велосипедам с единственной передней звёздочкой — для езды в тяжёлых условиях лучше выбирать первые (наибольшие) ведомые звёздочки, а для лёгких условий больше подходят последние (меньшие)

Когда-то, еще не совсем давно, во времена молодости наших отцов, было себе сложно представить, что велосипед может быть многоскоростным. Хотя, в это же время в западных странах уже давно использовались велосипеды с переключателями скоростей, первый такой велосипед создала компания Bianchi, однако, привычный нам велосипед, с шестеренками спереди и сзади, был создан лишь в 1950 году итальянским велосипедистом Туллио Кампаньоло. Со временем количество передач росло и сегодня, современные спортивные велосипеды удовлетворяют требования серьезных гонщиков, с помощью целых 11 звездочек на кассете. Количество ведущих звезд на шоссейном велосипеде — две, на горных велосипедах, обычно — три, но последним временем активно начались выпускать «даблы» и на шатунах.

Перед рядовым велосипедистом, не являющимся профессиональным гонщиком стоит серьезный вопрос: сколько скоростей выбрать на свой велосипед? Давайте отдельно рассмотрим горный и шоссейный велосипед, т.к. требования у них существенно отличаются. Начнем с МТБ велосипедов. Сегодня на новые модели в магазинах, обычно ставят 3 звезды спереди и 7-10 сзади. Что дает большее количество звезд? В первую очередь, чем больше у велосипеда диапазон передач, тем оптимальнее можно выбрать необходимую передачу для конкретного рельефа под колесами. Приведу пример: два велосипедиста едут в подъем, у обоих спереди по 3 шестеренки (количество зубьев равное), но кассета у одного с 7, а у другого с 10 шестеренками. Первому будет сложнее выставить нужную передачу, скажем при соотношении 1:4 (передней к задней), езда не очень комфортная и педалирование слегка утяжеленное, а при 1:3 каденс завышенный. Ему бы еще одну звездочку между 3 и 4… Здесь как раз таки проще, когда сзади у тебя 10 скоростная кассета. Есть одно уточнение, большую роль играет диапазон звезд на кассете, например популярный расчет 11-32 или 11-30, если же вместо него поставить назад кассету с меньшим диапазоном, допустим 12-28, возможно, даже на 7-рике сзади можно будет подобрать комфортную передачу. Однако, смотрите, чтобы при небольшом диапазоне кассеты вам хватило самой большой шестеренки сзади для заезда в самый тяжелый подъем. Может случиться и так, что на соотношении 1:1, когда задняя звезда будет 28 или меньше, вы не сможете заехать в тяжелый подъем, в то же время, на 32..34 звезде сзади заехать было бы можно.

На шоссейные велосипеды всегда ставят более узкий диапазон кассеты, нежели на МТБ. Объясняется это тем, что шоссейный велосипед, реже попадает в ситуацию, когда нужно переключать передачи. Обычно, асфальт менее изменчив в плане рельефа, чем пересеченная местность. Поэтому, шоссейному велосипедисту важно подобрать очень комфортную передачу, случается так, что рельеф асфальтированной дороги долго остается неизменным, а если еще нет порывов ветра, то условия для шоссейника длительное время остаются неизменными, отсюда комфорт педалирования выходит на первый план.

Но сколько же скоростей выбрать? Вопрос очень спорный, поэтому однозначных выводов делать я не стану, а лишь распространю важную информацию, а вы уже сами для себе решите, что вам нужно. Все-таки, на МТБ я бы не ставил 7-8 скоростную кассету в комплекте с «даблом» спереди, очень высока вероятность, что подобрать комфортную передачу будет сложно. Я езжу на 3 спереди и 8 сзади. Хватает, но 9 было бы еще комфортнее, а 10 еще Учтите цену на трансмиссию, 8-ск. самая недорогая, к примеру цепь KMC Z92 я покупаю за 90 грн. (меньше 10 долларов), в то время, как 10-ск. обойдется не дешевле 400 грн., т.е. в 4 раза дороже. Девятискоростная цепь немного дешевле десятискоростной. Разница в цене за счет того, что чем под большее количество скоростей сделана цепь, тем уже она должна быть, соответственно ее сложнее сделать при тех же требованиях к прочности, износу и т.д. То же самое касается кассет, в плане производственного и ценового вопроса. Есть и другая сторона медали Лидеры рынка велосипедных запчастей Shimano и Sram делают хорошие переключатели и манетки, ориентируясь, что покупатель возьмет 9 ск., а не 8; 10 ск., а не 9. То есть, чем больше скоростей, тем лучше оборудование, которое будет работать в паре с трансмиссией. Скажем на 8 ск. кассеты ставят переключатели: Altus, Acera, Alivio. На 9-ку уже поставят, скажем, Deore. А на 10-ке будет стоять XT. Естественно, что чем выше класс переключателя и манетки, тем лучше будет и само переключение, помимо соотношения шестеренок.

В былые времена велосипедистам хватало 4 скоростей, благодаря которым они прекрасно передвигались по асфальту и пересеченной местности. О том, почему в наши дни все большее количество байков, особенно горных, имеет от 20 до 30 скоростей, зачем они нужны, а также как выбрать и настроить оптимальную систему переключения передач, мы поговорим в этой статье.

Все упирается в такое понятие, как каданс. Оно характеризует оптимальное количество оборотов в минуту для комфортного путешествия на велосипеде. Нормальное значение находится в диапазоне 80-100 оборотов в минуту. Это позволяет передвигаться длительное время без сильных перегрузок и усталости в ногах.

Езда по пересеченной местности – это различные склоны, на которые необходимо подняться, спуски, где следует набрать максимальную скорость, а также участки грунта с разной степенью проходимости.

Для того чтобы во всех этих случаях соблюдать одинаковый каданс, требуется разное передаточное число. То есть скорость будет варьироваться в зависимости от сложности участка, а число вращений станет оптимальным и наиболее комфортным. Все это обеспечивает своевременное переключение передач. Далее мы рассмотрим .

Что это такое велосипедные передачи

Существует 2 основных механизма реализации переключения передач.

  • Внутренний (планетарная втулка). Все элементы системы находятся в корпусе втулки заднего и позволяют обеспечить плавность действий. Такие варианты отличаются высокой надежностью и прочностью, а также хорошо защищены от влияния погодных условий. Однако на горных велосипедах, о которых здесь идет речь, они встречаются крайне редко из-за нестойкости механизма к ударным нагрузкам.
  • Внешний. Он состоит из переднего и заднего переключателя скоростей. Передний включает в себя набор из 2–3 звездочек (систему) и непосредственно переключатель (в виде рамки, через которую пропущена цепь). Он смещает цепь относительно системы. Задний переключатель скоростей состоит из 6–12 звездочек (кассеты) и переключателя, смещающегося относительно кассеты (в виде лапки с шестеренками, по которым вращается цепь).

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс - фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.