Сценарий открытого мероприятия. «Ярмарка подвижных игр»

Цель:
- формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку;
- развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений и гибкость;
- воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
Оборудование:
4 платка, 2 палки, шишки сосновые по количеству детей и мяч резин.
Ход развлечения:
Дети под музыку заходят в зал и внимательно рассматривают обстановку. Ведущий говорит, что сегодня зал украшен национальными атрибутами, которые соответствуют какому-либо народу, живущему у нас на Земле. И приглашает всех девочек и мальчиков принять участие в празднике, посвященном подвижным играм.
Вдруг из-за двери раздаются громкие, спорящие голоса Петрушки и Батырши.
Петрушка. Ты неправильно считаешься, я буду водить.
Батырша. Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.
Петрушка. Вот давай я теперь посчитаю, и узнаем, кто будет водить.
Ведущий. Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?
Петрушка. Мы хотели поиграть в игру и никак не можем договориться, кто же будет водить.
Ведущий. А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте я вам помогу: Катился горох по блюду,
Ты води, а я небуду.
Батырша. Ух, ты. Здорово! А еще знаете какие–нибудь считалочки?
Ведущий. Конечно, и наши дети всегда рассчитываются только по народным считалочкам. Вы у них спросите, они вам помогут. (ребята помогают гостям рассчитаться)

1. Я куплю себе дуду и по улице пойду
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
2. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой…
Или считалочка, в которой участвуют все играющие. Хором говорят:
Кто засмеется, губа задерется.
Раз два три четыре пять,
С этих пор молчать!
Водящим становится самый молчаливый.
Ведущий. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают много народных подвижных игр. А вызнаете?
Петрушка и Батырша: Да «Медведь», «Гуси», «Курица» «Завязки на глазах», «Бочка»…
И продолжают неправильно называть игры.
Ведущий. Останавливает гостей и исправляет их, называя правильные названия игр:
«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка-хохлатка», «жмурки», «городки».
Ведущий. Наши ребята знают не только русские народные игры, но и игры других народов.

1. Башкирская народная игра «Юрта». Развивает внимание и ловкость.
В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из них образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов дети становятся в один большой круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

2. Татарская народная игра «Продаем горшки».
Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
- Эй дружок, продай горшок!
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Один (два, три) отдай.
Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

3. Татарская народная игра «Угадай и догони». Развивает внимание и скорость.
Играющие сидят друг за другом верхом на скамейке. Первому сидящему завязывают глаза. Ведущий молча подводит к нему одного из игроков. Кладет руку на плечо и произносит «Угадай». Правильно называет имя игрока и бежит за игроком вокруг скамейки. Кто не успел, первым сесть на свободное место становится водящим.

4. Чувашская народная игра «Луна и солнце».
Две команды луна и солнце. Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

5. Удмуртская народная игра «Собирай шишки». Развивает скорость и реакцию.
Дети перед игрой выбирают «сторожа». Остальные игроки «воры». Перед началом игры все игроки кричат «наша деревня хороша». Задача сторожа - не дать похитить шишки. Игрок, до которого он дотрагивается становиться «сторожем».

6. Марийская народная игра «Биляша». Развивает силу и чувство товарищества.
На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4м. друг от друга. Играющие разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из пробегающих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед руку. Подбежавший берет кого-нибудь за руку и стараясь перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника. То становится ее пленником. Затем высылается игрок из другой команды.

7. Мордовская народная игра. «Круговой». Развивает ловкость.
Играющие, делятся на две команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

8. Татарская народная игра «Спутанные кони». Развивает ловкость и координацию.
Играющие делятся на две команды на линии старта. От линии старта установлены поворотные флажки. По сигналу первые игроки начинают прыжки на палках. Обегают флажки и возвращаются обратно бегом

9. Русская народная игра «Горелки».
Колонна парами. «Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо-
Птички летят
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Ведущий догоняет последнюю пару.

10. Русская народная игра «Малечена-калечена».
Дети ставят на ладонь палочку (20-30 см.) и произносят слова.
- Малечена – калечена
Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот, кто больше всех удержит палочку.
Петрушка. Ребята, какой замечательный праздник. Спасибо вам за считалки и игры которым вы нас научили. И мы обязательно будем играть в них у нас во дворе.

Батырша. И за это мы хотим вас угостить сладостями.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать

В работе представлена подборка материала по всем образовательным областям на тему "Космос", "День космонавтики", в приложении дано описание подвижных и хороводных игр, пальчиковой, дыхательной и глазной гимнастики; загадки и стихи, а также словесные игры по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ: «Космос», «День космонавтики»

Цель : Познакомить с праздником «День космонавтики», объяснить, почему его отмечают 12 апреля.

Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина.

Задачи:

  • дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;
  • дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной;
  • познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;
  • продолжать учить детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
  • пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения.

ОО

Формы работы

1. физическая культура

Подвижные игры:

  • «Луна и звёзды»
  • «Космонавты»
  • «Космическая охота»
  • «Бывает – не бывает»
  • «Звёздный магазин»

Эстафеты, соревнования:

  • «Пролети среди метеоритов»
  • «Сбей метеориты»

2. здоровье

Физкультминутки:

  • «Мяч по кругу»
  • «Космонавт»

Дыхательная гимнастика:

  • «Шаловливый ветерок»
  • «Луна»

Глазная гимнастика: «Звёздочка»

Пальчиковая гимнастика:

  • «Метеоритный дождь»
  • «Чудесная книга созвездий»

Мелкая моторика:

  • «Собери созвездие по образцу» (магнитная мозаика)
  • Аппликация методом обрыва «Звёзды и кометы»
  • «Картины из пластилина»
  • Выгибание звезды из проволоки
  • Выкладывание созвездий из палочек, горохом на пластилиновой пластине
  • «Пластилиновые жгутики»

Свободное общение: «Каким нужно быть, чтобы стать космонавтом»

3. художественное творчество

Рассматривание фотоиллюстраций

Лепка:

  • «В далёком космосе» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.182),
  • «Наш космодром» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.186),
  • «Покорители космоса» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.188)

Аппликация:

  • «Летающие тарелки и пришельцы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.184)

Рисование:

  • «День и ночь» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.178),
  • «На далёкой, неизведанной планете» (Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени, с.134)

4.музыка

Хороводные игры:

  • «Звёздный хоровод»
  • «Угадай созвездие»

Слушание:

  • «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев
  • «Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский
  • «Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким

5. познание

Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций

Отгадывание загадок

Беседы:

  • «Этот загадочный космос»
  • «Что такое Луна»
  • «Первый космонавт»

Дидактические игры:

  • «Хочешь стать космонавтом?»
  • «Большие и маленькие»
  • «Угадай по описанию»
  • «Сравни картинки»
  • «Сходство и различие»
  • «Что лишнее?»
  • «Что исчезло?»
  • «Почему Луна такая разная?»

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» с. 106, 166

  • «На орбите», «Прямо или по кругу» (что удерживает спутники на орбите)
  • «Приплюснутый шар» (почему земной шар приплюснут с полюсов)
  • «Тёмный космос» (почему в космосе темно)
  • «Вращающаяся Земля» (как Земля вращается вокруг своей оси)
  • «Далеко – близко» (расстояние от солнца и температура воздуха)
  • «Чем ближе, тем быстрее» (время обращения планет вокруг Солнца)

Конструирование:

  • «Звёзды и кометы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.180)
  • «Космодром»

6. чтение художественной литературы

Энциклопедии:

Бэрнхем Р. «Атлас Вселенной для детей»

Дорожкин Н.Я. «Космос»

Житомирский С.В. «Астрономия»

Калашников В.»Звёзды и планеты»

Кошурникова Р.В. «Путешествие по глобусу» «Планета Земля»

Порцевский К.А. «Моя первая книга о космосе»

«Человек и Вселенная»

Л.Талимонова Сказки и притчи

Мифы о Солнце, Луне, планетах (Древняя Греция, Древний Египет)

Стихотворения:

Я.Аким «Береги свою планету»

О.Высоцкая «Космонавт»

А.Матутис «Ракета и я»

В.Степанов «Космонавт», «Астроном»

Ж.Парамонова «Забавная Астрономия для малышей»

Р.Сеф «Комета»

Е.Стюарт «Наш спутник»

А. Усачёв «Астрономическая считалка», «Стихи о материках», «География», «Откуда берётся вода?»

«Там, где звёздочка горит»

Е.Шиловский «Я обнял глобус»

Рассказы:

В.Баруздин «Первый человек в космосе»

Бороздин В. «Звездолётчики» , «Первый в космосе».

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

В. Кащенко «Созвездие драконов»

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»

Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах»

А.Леонов «Шаги над планетой»

Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы)

О. А. Скоролупова «Покорение космоса».

Томилин А.Н. «Голубая планета Земля», «Есть ли вола в море дождей?»

Шалаев Г. «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета? Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт»

7. коммуникация

Грамматика:

  • образование и употребление сложных слов (луноход, звездочёт, звездолёт, звездопад, космолёт)
  • употребление и согласование числительных с существительными и прилагательными в косвенных падежах
  • образование прилагательных от существительных (космос – космический, луна – лунный, звёзда – звёздное)

Фраза:

  • распространение фразы
  • составление сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО

Связная речь:

  • Составление рассказа по картине, по серии картинок, по схеме
  • Составление и отгадывание загадок,
  • Пересказ коротких рассказов
  • Составление творческих рассказов «Что можно увидеть из космоса», «Расскажи о своей планете»

Словесные игры

  • «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
  • «Скажи наоборот»
  • «Похожие слова»
  • «Какой, какая, какое»

8. безопасность

Беседы:

  • «Жизнь людей на космическом корабле»
  • «Можно ли смотреть на Солнце?» (как сберечь зрение)

9. труд

Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Познакомить детей с профессиями: космонавт, учёный-астроном, инженер-конструктор

10. социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса»

Пластические этюды: «Парим в космосе»

Экскурсии: в Планетарий, в музей им. Циолковского

Приложение

1. Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра «Луна и звёзды»

С помощью считалки выберите водящего – это будет Луна (одеть шапочку на голову). Все остальные дети – звёзды.

На земле начерчен большой круг – территория Луны. Звёзды забегают в круг и дразнят Луну. Луна может заморозить звезду, дотронувшись до неё. Когда все звёзды заморожены, водящий меняется.

Считалка

На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной. (О.Высоцкая)

Подвижная игра «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулки по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этого все разбегаются по «ракетодрому» и стараются занять место в любой заранее начерченной «ракете». Внутри каждой «ракеты» обозначено по 5 кружков. Это места для участников игры, их меньше, чем играющих. опоздавший – проиграл.

Подвижная игра «Космическая охота»

Два космических охотника встают по краям площадки, остальные – в центре. Охотники стараются попасть мячом в игроков. Когда охотник кидает мяч, он называет какое-либо созвездие, а игроки должны изобразить его и увернуться от мяча. Например, Лира – имитируют игру на лире, Лебедь – руки в стороны, Андромеда – руки вверх и т.д.

Подвижная игра «Бывает – не бывает»

Дети встают наверх лесенки. Ведущий бросает детям мячик, называя реальное или выдуманное созвездие. Если созвездие существует, то мяч нужно поймать, если нет – то не ловить. Если ребёнок не ошибся, то он спускается на одну ступеньку. Если ошибся, то стоит на месте. Выигрывает тот, кто первым спуститься с лесенки.

Подвижная игра «Звёздный магазин»

Дети загадывают, каким созвездием они будут и сообщают об этом продавцу. Приходит покупатель – астроном и говорит, что ему нужно какое-то созвездие. Если такое созвездие есть, то оно убегает, а покупатель должен его поймать.

Эстафета «Пролети среди метеоритов»

На дорожке вразброс расставляются кегли. Дети должны пробежать среди них до планеты, не сбив ни одной кегли. Если сбита 1-2 кегли, то корабль повреждён и ребёнок продолжает движение шагом, если сбито 3 кегли, то корабль взрывается и ребёнок выходит из игры.

Соревнование «Сбей метеориты»

Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в метеориты – катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем.

2. Образовательная область «Здоровье»

Физкультминутка «Мяч по кругу»

Играющие передают мяч по кругу, называя при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта…). Проиграет тот, на ком мяч остановится.

Физкультминутка «Космонавт»

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, скоро взлет.

Чтобы долететь до Солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею

Ей передадим привет.

(поднимают руки вверх)

(разводят руки в стороны)

(круг руками)

(берутся руками за щеки, качают головой)

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

(сгибают руки в локтях)

(разводят руки в стороны)

(поднимают руки вверх и машут)

Дыхательная гимнастика:

Упражнение «Шаловливый ветерок»

Оборудование: узкие атласные ленточки на верёвочке (занавеска)

Инструкция: Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну, чтобы поиграть с занавеской. Он подул на них, они стали колыхаться. (показ)

Упражнение «Луна»

Оборудование: картинка с изображением ночного звёздного неба, Луна, вырезанная из бумаги.

Инструкция: Луна медленно передвигается по ночному небу (показ). По команде ребёнок набирает через нос воздух и начинает плавно и медленно дуть на Луну.

Глазная гимнастика «Звёздочка»

Мы звездочку увидали – глазки вверх подняли.

Вот звезды полетели – глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели – глазки влево посмотрели.

А теперь звезда внизу – глазки я опущу.

Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»

Дети под руководством воспитателя стучат пальчиками по полу сначала слабо, а потом сильнее, с разным темпом, можно повторять ритм за воспитателем.

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развёл прекрасный и гордый Орёл.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы,

И Лебедь прекрасный плывёт,

И Лира о счастье поёт.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные – разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы – «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы, а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

4. Образовательная область «Музыка»

Хороводная игра «Звёздный хоровод»

Ведущий: На скамейке я лежу, и на небо я гляжу,

Солнце вижу, облака, звёзд не вижу я пока.

А как вечер настаёт, вижу звёздный хоровод!

Дети водят хоровод, а в конце разбегаются под музыку и изображают какое-либо созвездие. Водящий угадывает созвездие. У кого не угадает – тот выходит из игры.

Хороводная игра «Угадай созвездие»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре – водящий. Водящий закрывает глаза и изображает рукой стрелку. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:

Мы по кругу пойдём и созвездие найдём.

На кого стрелка укажет, тот созвездие покажет.

Ты его изображай, угадаем – убегай.

Выбранный стрелкой ребёнок, изображает созвездие, а если его угадают, то убегает от водящего. Если его поймают, то он становится стрелкой.

5. Образовательная область «Познание»

Загадки про Солнце:

*Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все…

*Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.

*В дверь, в окно стучать не будет,

А войдёт и всех разбудит.

*Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

*В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг, словно на магните.

Хоть пока я и не стар, но уже учёный,

Знаю: то не круг, а шар, сильно раскалённый.

Загадки про Месяц и Луну:

*По высокой дороге идёт бычок круторогий.

Днём он спит, а ночью глядит.

*То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

*Ночь уже не так темна, если светит нам …

*Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…

*Шёл я мимо - видел диво:

Висит в небе котёл золотой.

*Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

*Ночью с Солнцем я меняюсь, и на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами, словно серебром.

Полной быть могу ночами, а могу – серпом.

Загадки про небо:

*Голубая простыня весь свет покрывает.

*Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый:

Кружевной и синий-синий.

Загадки про звёзды:

*Ясными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: спать ложитесь, поздно!

Потому что мать луна, а дочурки…

*Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру – нет ничего.

*Ночью посмотри в оконце – в небе высоко

Зажигаются, как Солнце, очень далеко.

*Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

*Я – огромное пространство, больше Солнца и Земли.

И в меня для дальних странствий запускают корабли.

Пролети хоть сотню лет – мне конца и края нет! (Вселенная)

*В космосе с хвостом летаю, пыль Вселенной подметаю.

Как метла мой длинный хвост проведёт уборку звёзд. (комета)

*Эти звёздочки, как искры, падают и гаснут быстро,

Зажигают среди ночи в небе звёздный дождик,

Словно эти огоньки рисовал художник. (Метеоры)

Загадки про планеты:

*Вот планетам младший брат, по размерам маловат.

К Солнышку всех ближе он, потому и раскалён. (Меркурий)

*В небе я свечусь нередко, ваша близкая соседка.

Я – Меркурию сестра, и на мне всегда жара. (Венера)

*Эта красная планета по соседству с нами.

Он зимой и даже летом мёрзнет под снегами.

Странно, что ни говори: лёд не сверху, а внутри. (Марс)
*Все планеты с полюсами, есть экватор у любой,

Но планеты с поясами не найдёте вы другой.

В этих кольцах он один очень важный господин. (Сатурн)

*В телескоп скорей взгляните: он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми, больше всех других планет.

В нашей Солнечной системе никого крупнее нет. (Юпитер)

Загадки про полёты в космос:

*Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли принимать телесигнал. (спутник)

*Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (ракета)

*Распустила алый хвост, улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту межпланетную… (ракету)

*Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (ракета)

*Есть окошко в корабле «Челленджере», «Мире»,

Но не то, что на Земле – в доме и в квартире.

В форме круга то окно, очень прочное оно. (иллюминатор)

*В космосе нет сковородки, и кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селёдка, и торты, и винегрет

Расфасованы как крем! Космонавтом буду –

Из чего-то я поем вовсе без посуды. (тюбик)

*В космосе всегда мороз, лета не бывает.

Космонавт, проверив трос, что-то надевает.

Та одёжка припасёт и тепло, и кислород. (скафандр)

*Вот в скафандре, очень смелый, он идёт в ракету,

Перед ним снимают шляпы люди всей планеты.

Для него совсем не новость, что такое невесомость. (космонавт)

*Он в скафандре со страховкой вышел на орбиту.

Кораблю поправит ловко кабель перебитый. (космонавт)

*В своём скафандре я лечу в ракете.

Моя ракета лучшая на свете.

Я на Луну пока не полечу.

Сначала Землю облететь хочу. (космонавт)

Исследовательская деятельность:

«Как Земля вращается вокруг Солнца»

Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мячик – это Земля, а сами возьмите большой мяч – Солнце. На полу обозначьте траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложите ребёнку медленно обходить вас по эллипсу, одновременно совершая оборот вокруг себя.

«Почему Луна такая разная?»

Нужны настольная лампа и 2 мяча. Лампу (Солнце) ставим на пол, обозначаем траекторию движения большого мяча (Земли). Ребёнок медленно катит Землю, а вы вращаете маленький мяч (Луну) вокруг Земли. Луна, оказавшись за Землёй не освещается лампой – Солнцем, поэтому мы её не видим. Как только она появляется из-за Земли, и Солнце начинает освещать её часть, мы видим светящийся месяц, потом полукруг – половину Луны, потом всё больше и больше и, наконец, вся Луна видна, как светящийся шар. А затем Луна начинает убывать.

7. Образовательная область «Коммуникация»

Словесная игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс,

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун,

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Словесная игра «Скажи наоборот» (упражнять детей в подборе антонимов)

Какой должен быть космонавт? Я буду называть качества людей, а вы подберите слово, обозначающее противоположное качество. Можно играть с мячом.

(ленивый – трудолюбивый, злой – добрый, слабый – сильный, медлительный – быстрый, неряшливый – аккуратный, грустный – весёлый, старый – молодой, неуклюжий – ловкий).

Словесная игра «Похожие слова» (упражнять детей в образовании родственных слов)

Вспомните и назовите слова, похожие на то, которое я назову.

Космос – космический, космодром, космонавт…

Луна – луноход, прилуниться, лунатик…

Земля – земной, подземный, землянин, землянка, земляника…

Словесная игра «Какой, какая, какое, какие?» (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Нужно подобрать слова-признаки к названному слову:

Земля какая? – красивая, круглая, большая…

Скафандр какой? – прочный, гибкий, многослойный…

10. Образовательная область «Социализация»

Пластический этюд «Парим в космосе»

Под медленную «космическую» музыку дети выполняют различные фигуры, имитируя выход космонавтов в открытый космос.

Мы друзей хороших в космосе нашли,

И друзьям своим мы вместе помогли.

Мы парим как ласточки в звёздной темноте,

Звёздами любуемся в тишине.

Создание условий для самостоятельной деятельности:

Книжный уголок: иллюстрации, фотографии и книги по теме,

плакаты: «Звёздное небо», «Строение Солнечной системы»

настольно-печатные игры: «Медвежонок в космосе», «Солнечная система», «Большое космическое путешествие», «Кругосветное путешествие»

дидактические игры: «Солнечная система», «Звёздное лото», «Космическое лото»,

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»

Центр строительно-конструктивных игр:

Крупный конструктор, игровые модули, коробки.

Мозаика, пазлы.

Центр продуктивных видов деятельности:

внести природный материал для ручного труда, материал для лепки и аппликации, иллюстрации, алгоритмы изготовления космических кораблей из различных материалов, папка И.А. Лыкова Лепка из пластилина «Космос», Аппликация «Далёкий космос».

Работа с родителями:

  • Оформление стенда «Астрономия – это интересно», «Азбука юного звездочёта»
  • Оформление папки-передвижки на тему «Что прочитать ребёнку про космос?», «Что должен знать ребёнок о Космосе»
  • Консультация «Ребёнок познаёт мир», «Как начать знакомить ребёнка с планетой Земля»
  • Предложить родителям участие в выставках «Ракета своими руками», «Такие странные инопланетяне», «Солнце – звезда необыкновенная», «Разноцветные планеты», «Моё любимое созвездие» (изготовление поделок, рисунков родителями совместно с детьми)
  • Участие родителей в проекте «Отважные космонавты»

Анастасия Смородина
Картотека подвижных игр по теме «Космос»

1. «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.

2. «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

3. «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

4. «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

5. «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

6. «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Вот, наконец, и провели четвертый день творения. Долго не могла придумать, что лучше провести из опытов, о чем рассказать. В итоге некоторые игры все же были для нас рановаты, но главное, что поиграли. А что-то повторим через годик, другой, может и лучше усвоится.

Ты помнишь, что в первый день Бог создал свет, и днем стало светло, а ночью – темно. Во второй день появилось небо. В третий день – были созданы растения – самые разные деревья, кустарники, травы и цветы. Постепенно небо стало таким прозрачным, что на четвертый день стало видно Солнце, Луну и звезды. (Показываю все на фланелеграфе и выкладываю карточки слова – ЧЕТЫРЕ, СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ и цифра 4). Повторяем, смотря на цифры — аппликации, которые висят на стене.

Бог создал Солнце, чтобы светить днем. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца всё замёрзло бы, и на земле было бы невозможно жить. Правда, хорошо, что Бог создал Солнце? А для того, чтобы ночью не было очень темно, Бог создал Луну и звезды. Правда, ночное небо очень красиво? Солнце он назвает СОНЕ, а луну — НУНА.

В этот день Творец Всесильный,
Нам светила подарил,
Времена определил,
Чтобы солнышко светило,
Чтобы нам тепла хватило.
И луну, и звёзды в срок,
Милосердный, добрый Бог,
В день четвёртый нам зажёг.

Круг с картинками дней творения и прищепки с цифрами 1, 2, 3 и 4.

Цифры 1, 2 и 3 прикрепляем, как повторение, цифра – 4 сегодняшняя тема. Он уже очень легко справляется с этим заданием.

Книжка-листалка «Дни творения»

Давай прочитаем, что Бог сотворил в четвертый день. Где цифра четыре? Открывай эту страницу.

Презентация «Солнце, Луна и звезды»

Долго думала, как сделать так, чтобы ребенку было интересно, но похоже ему она была трудновата. Я старалась читать очень выразительно, чтобы привлекать его внимание! По ссылке можно посмотреть, что внутри, а скачать со всеми эфектами вместе со всеми материалами четвертого дня.

Наглядные демонстрации — опыты
Свет Солнца и звезд (фонарик и звезды из фольги)

Начните с солнца – это самая главная звезда, от неё зависит жизнь нашей планеты. На занавеске закрепите три звезды, вырезанные из цветной фольги. Взяли маленький фонарик и светили на них, когда отходили назад, свет отражался слабее и они светили более тускло. Так объяснила, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Давай представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы проведем гимнастику для наших глаз. Лево и право мы еще не очень знаем, а тем более делать так глазами — так я показывала ему рукой с нужной стороны и просила посмотреть на неё. Получилось! Надо было лучше взыть звездочку с занавески и показывать её.

Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Размеры Солнца и Земли (футбольный мяч и горошина)

Если наше Солнце уменьшить так, что бы оно стало размером с футбольный мяч. Земля тогда бы вместе со всеми горами, реками лесами и океанами, стала бы размером с эту горошину. Рассмотрели, но это не произвело большое впечатление.

Фазы Луны (мячик и настольная лампа)

Показывала на мячике с помощью лампы фазы луны. процесс ему понравился, но по-моему что именно я изображала он не понял. Хотя мячик у нас — ну вылитая луна с кратерами. Чтобы хорошо показать — отдвигала лампочку, а не мячик, тогда видно какую часть она освещает.

Вращение Луны и Земли вокруг Солнца (глобус или мячик большой и второй для луны маленький)


  1. Дима вращал глобус, а я пыталась догнать это вращение мячиком, изображающим луну.
  2. На примере трех мячиков разного размера можно показать, как Земля вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли. Димка стоял на стульччике по середине комнаты, а я бегала вокруг с глобусом и мячиком-луной.

Анимация

Вот здесь просто и коротко это показано на видео макете. Вращение Луны вокруг Земли и их вместе вокруг Солнца http://www.youtube.com/watch?v=EWas-dkx29g

Подвижная игра: «Солнце, Луна и Земля»

«Земля» — она вращается вокруг своей оси – по команде «Земля» нужно вращаться вокруг себя.
«Луна» — вращается вокруг Земли – слышишь «Луна», пробегаешь маленький круг.
«Солнце» — центр, он стоит на месте, слышишь «Солнце» — останавливаешься на месте.
Внимание игра началась. Луна, Земля, Луна, Солнце…. Вот здесь нам понравилось! Правда команды путал.

Поверхность Луны (миска с мукой и маленькие мячики)

В муку бросали маленькие орешки, не нашла мячиков разного размера. Объяснила, что это похоже на поверхность луны, но это тоже не очень произвело впечатление.

Пазлы «Дни творения»

Давай найдем цифру четыре. Сколько точечек здесь нарисовано? Пазлы подбираем уже на ура!

Рамки и вкладыши «Дни творения»

Вкладышами играет и так в обычные дни, пожэтому складывает быстро и безошибочно!

Творчество: Подвеска Солнце, Луна и звезды

Заранее вырезала заготовки Солнца, Луны и звезд, а Дима раскрашивал их при помощи губки. Ему этот процесс понравился. Когда немного подсохло, раскрасили гелем с блестками. Выдавливание геля из тюбика тоже произвело яркое впечатление! Когда все подсохло, приклеила веревочки с помощью скотча на полоску фиолетовой бумаги (Разрезала вдоль лист А-4). Прикрепила веревочки сверху, и подвести на люстру.

Задачи. Познакомить детей с правилами игры, предложить самостоя­тельно с помощью считалки распределить роли. Учить соблюдать правила безопасности, контролировать правильность выполнения основных дви­жений. Способствовать закаливанию детского организма.

Дидактическая игра «Мальчики».

Задачи. Закрепить умения детей, связанные с порядковым счетом, ак­тивизировать в речи порядковые числительные. Учить детей передавать в речи свои рассуждения.

Спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам.

Задачи. Актуализировать двигательный опыт детей, упражнять в сколь­жении по утрамбованному снегу, учить выполнять разбег, удерживать рав­новесие. Поощрять инициативу детей, способствовать воспитанию дисцип­линированности и смелости.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

Беседа на тему «Глобус».

Задачи. Расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля. Познакомить с понятиями Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктика. Развивать любознательность.

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций В.М. Конашевича к"произведениям А.С. Пушкина.

Задачи. Учить детей видеть средства выразительности, используемые художником; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к произве­дениям А.С. Пушкина.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Задачи. Учить детей развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений, подготавливать необходимые условия и атрибуты.

Работа в уголке музыкального воспитания: русская народ­ная мелодия «Гори ясно».

Задачи. Учить детей чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и точно воспроизводить ритмический рисунок в игре на металлофоне и шумовых инструментах.

№ 5. Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Кто где стоит?» ,

Задачи. Закреплять умение определять свое местоположение относи­тельно других людей и предметов.

День 16

Утро

Виды деятельности

Подвижная игра «Прятки».

Задачи. Учить детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать уме­ние ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции.

Дежурство в уголке природы: практикум «Зарядка» аквариума».

Задачи. Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по ухо­ду за аквариумом: учить «заряжать» аквариум, готовить его к пересадке рыбок. Воспитывать ответственность, бережное отношение к обитателям уголка природы.

Работа в уголке природы: определение погоды.

Задачи. Учить детей подбирать карточки, на которых схематично изоб­ражено состояние погоды, наблюдаемое за окном в этот день, учить аргу­ментировать свой выбор, составлять развернутый рассказ о погоде по выб­ранным карточкам.

Дидактическая игра «Придумай предложение».

Задачи. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

№ 5. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Почта»: заучивание детьми отрывка из стихотворения С. Маршака «Почта»; составление графического письма заболевшему товарищу, оформле­ние конверта.

Задачи. Усложнять игру путем расширения числа участников, согласо­вания и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.