Прыжковые упражнения. Выносливость и ее развитие у юных бегунов Известно что по скорости и выносливости среди

Научное название страусов — Struthio camelus. В переводе с латинского camelus означает «верблюд». О сходстве страусов с последним говорят выпуклые глаза и длинные ресницы, большие размеры тела. Страусы, как и верблюды, тоже обитают в пустыне и способны в трудных условиях преодолевать большие расстояния.

Взрослый страус-самец весит около 120-150 кг (самка — 100-120 кг) при высоте 180-230 см. Большие глаза, диаметром около 5 см, занимают примерно одну треть объема головы страуса. Их прикрывают веки (верхнее и нижнее) с тонким опушением, которое выглядит как длинные ресницы. Глаза также имеют развитую мигающую мембрану (третье веко), которая движется от внутреннего к наружному углу глаза, защищая его от пыли и песка. Благодаря очень длинной и гибкой шее и особому расположению глаз страусы обладают отличным зрением и очень хорошим кругозором. Этому способствуют гибкость шеи и стратегическое, спереди, расположение глаз. Птицы фокусируют объекты, находящиеся на дальнем расстоянии, что помогает им и другим животным, находящимся с ними на пастбище, избежать опасности.

В Африке страусы появились два миллиона лет назад. Родиной страусов считается африканский континент, хотя некоторые ученые утверждают, что в Африку страусы попали из Азии.

В предледниковое время страусы обитали на юго-востоке Европы, в Северной Индии и Китае. Здесь найдены кости семи-восьми вымерших видов страусов. Африканские страусы сотни тысяч лет назад, а возможно, и позже жили на юге Украины и дальше на восток до Монголии. В Сирии и Аравии их истребили совсем недавно (по некоторым данным - даже в 1948 году!).

В настоящее время обитает на открытых безлесных пространствах Африки. Завезен на юг Австралии, где встречаются одичавшие страусы. Эти птицы питаются преимущественно растительной пищей — травой, листьями, плодами, кроме того, мелкими зверьками и насекомыми. В желудке страуса можно найти камни и даже металлические предметы. Страусы могут длительное время обходиться без воды, но при случае охотно пьют и любят купаться.

Большинство зоологов склоняется к тому, что это полигамная птица, хотя птенцов водят нередко два родителя — самец и самка. Чаще страусов можно встретить небольшими группами по 3-5 птиц. При этом самец только один, остальные самки. Во внегнездовое время страусы собираются иногда стадами до 20-30 птиц, а неполовозрелые птицы на юге Африки и до 50-100 особей. В период размножения самец садится на длинные ноги, ритмично бьет крыльями, запрокидывает голову назад и трется затылком о собственную спину. Шея и ноги у него в это время становятся ярко-красными. Затем самец огромными шагами мчится вслед за убегающей самкой.

Оберегая свою территорию, самцы иногда рычат подобно львам. Почти вся забота о потомстве лежит на самце. Он выскребает в песке плоскую гнездовую ямку, куда несколько самок откладывают яйца. Обычно они кладут яйца, в прямом смысле слова, под нос сидящего на гнезде самца, и он уже сам закатывает их под себя. В Северной Африке находят гнезда страусов, содержащие 15-20 яиц, на юге материка 30, а в Восточной Африке и до 50-60 яиц. Масса соломенно-желтых (иногда более темных, иногда белых) яиц с очень толстой скорлупой от 1,5 до 2 кг.

Ночью яйца насиживает самец, днем на них сидит самка, но далеко не весь день. Нередко днем яйца обогреваются лучами солнца. Длительность насиживания — более сорока дней. Иногда яйца страуса становятся добычей хищников. Страусов часто можно видеть в одном стаде с зебрами и антилопами. Благодаря остроте зрения и будучи очень осторожными, страусы служат в таких стадах «сторожами». В случае опасности они стремительно бегут, делая шаги в 4-5 м и развивая скорость до 70 км/ч. Рассерженный страус опасен для человека. Убегающий страус может исчезнуть из глаз наблюдателя потому, что ложится, прижимаясь к земле и вытянув шею. Это, вероятно, и послужило поводом к рассказам, что напуганный страус прячет голову в песок.


Перед Первой мировой войной в Южной Африке на фермах жило около 300 тысяч страусов. 370 тонн страусиных перьев экспортировала в 1910 году эта страна. Перья из птиц не выдергивали, а раз или два в году срезали близко к коже. Только двух-трехлетние и более пожилые страусы годились для такой операции - у молодых особей перья неценные.

Потом началась война, и всем было уже не до страусов. После войны излишки страусов стали ликвидировать - на птиц открыли свободную охоту. На автомобилях гонялись за ними и стреляли: с каждой такой "прогулки" привозили сотни страусиных шкур, шили из них дамские сумочки и прочие вещи. Мясо оставляли в степи, так что гиены, шакалы и грифы наедались вволю.


После некоторого упадка вновь возродились фермы страусов: 42 тысячи птиц пасется сейчас в Южной Африке в обширных загонах. Перья и даже страусиная кожа идут на разные поделки.

Конечно, перья - это не единственная ценность страусов. Говорят, страусятина на вкус - нечто среднее между мясом птицы и говядиной, а страусиные яйца вкусные, как куриные, при этом весят от полутора до двух килограммов каждое. В саванне на них много охотников - даже антилопы ориксы (копытами) и стервятники (употребив камень как молоток!), взломав скорлупу, едят страусиные яйца. У этих яиц есть еще ценное достоинство: не скоро портятся, в холодильнике можно хранить целый год.


Одно неудобство: разбить яйцо трудно. Скорлупа на нем толстая - миллиметр-два. И варятся долго: "вкрутую" - по два часа.

Впрочем, это нисколько не мешает поклонникам разведения страусов: сегодня даже в России немало страусиных ферм - от Краснодара до Мурманска прижились пернатые лошади.

Страус по праву завоевал титул "самого-самого". Во-первых, это самая высокая птица в мире, во-вторых, самая тяжелая и, в-третьих, самая быстроногая. Ростом страус выше лошади, а весит не менее девяносто килограммов.

Страус - чрезвычайно сильное животное, на нем легко можно ездить верхом! Взрослый самец везет человека без труда, и седла не требуется: ведь под всадником "перина". 50 километров в час страус бежит не напрягаясь(полчаса не сбавляя скорости и каждым шагом отмеривая по 4- 5 метров!). А высшая резвость - 70 километров в час. Африканцы утверждают, что быстроногую птицу невозможно догнать верхом на коне.

У страуса на ногах всего лишь по два пальца. Один из пальцев гораздо больше другого, поэтому страус бегает, по существу, опираясь только на один большой палец. Страусы - единственные двупалые среди птиц.


Сила страуса такова, что он легко противостоит довольно крупным хищникам, напоминая собой легендарных царственных пернатых хищников доисторических времен. В Ганноверском зоопарке был такой случай: страус на что-то рассердился, ударил ногой по решетке и согнул под прямым углом железный прут толщиной в сантиметр. Во Франкфурте, в зоопарке, страус тоже "погорячился": стукнул сторожа ногой, задел только пальцем, но швырнул человека на проволочную изгородь. В зоопарках удержать страусов могут только двухметровые сетки, если ниже - перепрыгнут.

Единственное в чем страус уступает остальным пернатым - он не умеет летать. Крылья у него короткие и слабые. Полеты этим птицам заменяют весенние танцы. Во время подобных игрищ они подгибают ноги и бьют головой по своим бокам-барабанам. Черное оперение колышется, как волны, а белые перья кажутся пышной пеной на черных волнах...

Пасущиеся страусы поддерживают между собой постоянный визуальный контакт. Саванна полна неожиданностей, и птица, увлекшаяся кормежкой, рискует стать жертвой незаметно подкравшегося хищника -- льва, леопарда или гепарда. Поэтому во время пастьбы то один, то другой страус неожиданно вскидывает голову и секунду-другую внимательно озирает окрестности. И, несмотря на то что ни одна птица в стаде не берет на себя обязанностей часового, близко подобраться к кормящимся страусам чрезвычайно трудно. Вспугнутые страусы спасаются бегством. Известно, что по скорости и выносливости среди наземных позвоночных животных эти птицы занимают одно из первых мест в мире. Такой способностью страусы обязаны совершенному строению своих длинных мускулистых ног, оканчивающихся, как и у других признанных бегунов планеты — парнокопытных представителей отряда млекопитающих, только двумя мощными, уплощенными пальцами. Это сходство конечностей страусов с конечностями верблюдов получило свое отражение и в научном названии вида — Struthio camelus, что буквально означает «птица-верблюд». Короткие крылья этой птицы не способны ни на сантиметр оторвать страуса от земли, зато им отведена роль балансира при выполнении сложных скоростных маневров.

Однако все эти замечательные страусиные качества ничуть не впечатляли авторов средневековых трактатов о животных — «Бестиариев». По их мнению, расправляющий крылья, но неспособный к полету страус подобен ханжам и лицемерам, которые хоть и придают себе видимость святости, но из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот не в состоянии устремиться в небесную высь. Что же касается широко распространенной байки о том, что испуганные страусы прячут голову в песок, то родилась она из-за особого маневра страусов во время бега.

Оказывается, спасающиеся от хищников птицы, особенно молодые особи и самки, иногда распластываются на земле и мгновенно исчезают из поля зрения преследователя. И происходит это благодаря защитной окраске их оперения.


Большую часть дня эти птицы проводят за кормежкой. И хотя страусы -- вегетарианцы, они тем не менее не упускают возможности пополнить свой рацион и разнообразной животной пищей. Длинная гибкая шея позволяет им с одинаковой легкостью щипать траву, выкапывать из земли корни и клубни растений, дотягиваться до семян на ветках высоких деревьев и кустарников и стремительным выпадом поражать крупных насекомых, ящериц и грызунов. Чтобы усвоить попавшую в желудок пищу, страусы постоянно заглатывают песок и камни, которые накапливаются в желудке и служат для измельчения твердых оболочек плодов, хитина и костей. Такая крайняя неразборчивость в еде и привычка заглатывать неудобоваримые предметы породила легенды о том, что страусы могут питаться камнями и даже проглоченные куски раскаленного железа не причиняют им никакого вреда, а, напротив, пройдя через кишечник, выходят наружу «еще более звенящими и сияющими, чем прежде»…

При наличии воды страусы охотно пьют и даже купаются, но и в этом вопросе они довольно неприхотливы, поскольку способны подолгу обходиться без нее, довольствуясь влагой, содержащейся в пище. Вместе с тем эти птицы обладают и специальными физиологическими приспособлениями для экономии влаги. В жару температура их тела повышается на 3—4°С, что выравнивает температурный градиент между телом и окружающей средой, способствуя тем самым уменьшению испарения. А холодными ночами аккумулированное за день тепло расходуется ими на обогрев. Кстати сказать, аналогичными «приспособлениями» наделены и «тезки страусов» -- верблюды, а длинные, оголенные шеи и ноги тех и других увеличивают теплоотдачу, предохраняя животных от излишнего перегрева.

С наступлением темноты страусы располагаются на ночлег. Спят они, сидя на земле и подогнув под туловище ноги. Они никогда не прячут голову под крыло, так что практически всю ночь шея птицы остается в вертикальном положении, и хотя глаза страуса при этом закрыты, сон его предельно чуток. Лишь несколько раз за ночь страус позволяет себе на несколько минут полностью расслабиться, опустив голову на землю и даже вытянув во всю длину ноги. Только в эти моменты он погружается в глубокий настоящий сон, полностью отключившись от внешнего мира и доверив свою жизнь своим сородичам, пребывающим в полудремотном состоянии.

С приближением сезона размножения размеренная, спокойная жизнь большого стада заканчивается. Голые шеи взрослых самцов окрашиваются в розовый или голубой цвет, и они, впав в состояние возбуждения, начинают выяснять отношения друг с другом, преследовать и стараться отбить от стада понравившихся им самок, самки же при этом всячески отгоняют от себя выросших птенцов. И через некоторое время стадо распадается на небольшие семейные группы, состоящие из взрослого самца и 4—6 самок.

Ученые, проводившие наблюдения за семейными группами страусов, заметили, что каждая птица в них занимает определенное социальное положение. Явление доминирования одних птиц над другими, впервые отмеченное среди обычных домашних кур и получившее название «порядок клевания», имеет место и в семейной жизни страусов. Самец и одна из самок, пользующаяся особым расположением самца, занимают в стаде доминирующее положение, и именно они решают, будет ли группа пастись или купаться в песке, отдыхать в тени или перемещаться на новое место кормежки, остальные же просто следуют их примеру. Как это свойственно многим особам высокого ранга, «любимая жена» нередко устраивает взбучку своим «товаркам», но зато именно она не расстается с самцом на протяжении многих лет, а в особо засушливые годы, когда кормовые условия не позволяют самцу собрать большой гарем, остается его единственной подругой.

Утром или во второй половине дня, когда спадает зной, самки, стараясь привлечь внимание самца, устраивают неистовые танцы, стараясь превзойти друг друга страстью и грацией, которые трудно заподозрить у этих массивных и неуклюжих на вид птиц. Самец, наметив избранницу, удаляется с ней в сторону, и птицы некоторое время пасутся рядом, тщательно копируя движения друг друга. Но вот возбужденный самец, распластав крылья, бросается перед самкой наземь. Ритмичные движения его черных крыльев и хвоста, отороченных пышным плюмажем из белых перьев, удивительно напоминают взмахи цыганских юбок. Сходство становится до забавного полным, когда страус, неистово трепеща всем телом, запрокидывает назад шею, касаясь затылком хвоста. Все это время восхищенная самка кружит вокруг него, едва не касаясь земли приспущенными крыльями и хвостом. Только после этого продолжительного и сложного ритуала ухаживания наступает его кульминационный момент - спаривание.


Страус-самец выбирает участок земли с хорошим обзором, в центре которого выкапывает в земле неглубокую яму диаметром около 3 м -- будущее гнездо. А затем регулярно патрулирует границы своих владений, площадь которых, в зависимости от кормовых условий и его физической формы, составляет от 2 до 15 кв. км. Заметив приближение птицы своего вида, страус принимает характерную позу угрозы: высоко поднимает голову, расправляет крылья, раздувает шею и оглашает окрестности глухим ревом, напоминающим львиный рык. Другие самцы обычно сразу понимают, что место уже занято и поспешно ретируются, хотя иногда между соперниками случаются и драки, во время которых птицы наносят друг другу удары клювом и ногами. Признавший свое поражение самец низко склоняет к земле голову, опускает крылья и хвост и в этой позе подчинения покидает поле сражения. Ну а если на гнездовую территорию самца забредет привлекательная самка, исход встречи будет целиком и полностью зависеть от ее готовности к спариванию.

В библейских текстах страус нередко приводится как пример крайне беспечного и нерадивого родителя, невнимательного и даже жестокого к своим детям, потому что он якобы откладывает яйца в песок, доверяя солнцу согревать их и забывая о том, что «нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их». На самом деле это далеко не так.

Главная роль в инкубации яиц у страусов принадлежит самцу. Он насиживает яйца большую часть суток, включая ночь, и лишь днем его на несколько часов сменяет главная самка, которую трудно заметить на гнезде благодаря маскирующей окраске оперения. Другие самки наведываются к гнезду только для того, чтобы отложить очередное яйцо, и долго около него не задерживаются. Впрочем, порядки в страусином гареме не очень строгие, и самки вольны отложить яйцо в гнездо другого самца, если таковое окажется по соседству, а иногда, обойденные вниманием предводителя своего стада, спариваются с самцами, которые не имеют своих гнездовых участков и в одиночестве бродят по окрестностям.

Яйца страусов, хотя и невелики по сравнению с размером самой птицы, весят около 1,5 кг, а по объему в 20—25 раз превосходят куриные. В одном гнезде их может скопиться несколько десятков, но насиживающая птица, как ни распушает оперение, может прикрыть своим телом не больше 20—25 яиц. Страусу-самцу по большому счету безразлично, чьи яйца он насиживает, но вот главная самка, сменив его на гнезде, имеет на этот счет собственное мнение. По едва уловимым нюансам окраски, размера, формы и структуры поверхности она безошибочно распознает свои яйца и располагает их в центре гнезда, а яйца других самок решительно выталкивает на периферию. Если кладка небольшая, то все яйца будут благополучно насижены, в противном же случае птенцы вылупятся только из яиц главной самки и нескольких яиц, отложенных другими самками. Однажды в Кении была найдена кладка страусов, состоящая из 78 яиц, из которых насижено было только 21! Надо сказать, что подобная расточительность имеет глубокий биологический смысл: многочисленные хищники в первую очередь подбирают яйца, разбросанные вокруг гнезда, не трогая те, что лежат в его центре.


В течение 40—45 дней, пока длится насиживание, страусы охраняют гнездо и поддерживают в нем определенные температуру и влажность, прикрывая яйца ночью от холода, а днем - от испепеляющих лучей солнца. Уже за несколько дней до вылупления родители слышат доносящийся из яиц писк и ответными звуками подбадривают птенцов, стимулируя их попытки выбраться на свободу. Как и птенцы других птиц, страусята пробивают отверстие в скорлупе, используя как долото особый выступ на клюве - так называемый птенцовый зуб, который исчезает по мере взросления.

Но даже с помощью такого приспособления страусятам было бы непросто пробить скорлупу яйца, не уступающую по прочности фарфору, если бы не то обстоятельство, что стенка их «тюрьмы» значительно истончается за время развития зародыша, так как содержащийся в ней кальций расходуется на строительство скелета птенца. Едва вылупившиеся из яйца страусята покрыты курчавыми буроватыми волосками и имеют размер хорошо упитанной курицы.

Спустя 2—3 дня после вылупления выводок покидает гнездо и отправляется в долгое странствие по саванне. Несмотря на то что страусята с первых дней жизни способны кормиться самостоятельно, они на протяжении почти целого года нуждаются в опеке родителей, которые согревают их холодными ночами, защищают от солнца и дождя. При приближении опасности птенцы в сопровождении самки бросаются наутек или затаиваются в траве, а самец, нередко рискуя жизнью, пытается отвлечь хищников, притворяясь раненым и уводя их в другую сторону. Описаны достоверные случаи, когда защищающий выводок самец бросался в атаку и ударами своих мощных ног наносил смертельные ранения людям и даже львам. И тем не менее, несмотря на самоотверженную заботу родителей, большая часть страусят гибнет в первые месяцы жизни.

При встрече нескольких семей страусов с птенцами они иногда объединяются в одну большую стаю, но бывает и так, что после непродолжительного выяснения отношений одна пара страусов принимает на себя заботу о нескольких выводках. После чего можно встретить настоящие детские сады, состоящие из сотни разновозрастных птенцов в сопровождении только одной пары взрослых птиц.

Страусята растут очень быстро и уже через год почти не отличаются по росту от взрослых птиц, хотя и уступают им по весу. К этому моменту их детские перышки сменяются юношеским нарядом, очень похожим на наряд самок. И только на третьем году жизни, достигнув половой зрелости, самцы страусов одеваются пышным, шелковистым черно-белым оперением.

Красота страусиных перьев, которую первыми оценили жители Древнего Египта, едва не послужила причиной полного уничтожения этих птиц в природе. В XVIII—XIX веках повальная мода на веера, боа и шляпные украшения из страусиных перьев охватила буквально всю Европу, и миллионы самцов страусов были принесены в жертву этой моде. В результате был полностью истреблен единственный подвид африканских страусов, обитавший на Ближнем Востоке, чрезвычайно редки страусы стали и в северных и южных районах Африки.

Распространение получили три разновидности африканского страуса: с черной, розовой и голубой шеей. Черные страусы являются результатом скрещивания малийских страусов с южноафриканскими. В неволе его стали разводить с начала XVIII века в Южной Африке. В Америку, Южную Калифорнию, первая птица была завезена в 1882 г. Эта разновидность страуса наиболее подходит для разведения в наших условиях. От черного страуса получают мясо, шкуры и исключительного качества перо. Благодаря довольно длительному содержанию в домашних условиях эти птицы наиболее сообразительны, послушны и легко адаптируются в новой среде. Сегодня их разводят во многих странах мира. Страусы с розовой шеей относятся к подвидам малийскому и массайскому. Это очень крупные птицы с хорошо выраженной мускулатурой, но они менее продуктивны и плохо приручаются. Страусы с голубой шеей охватывают подвиды сомалийский и южноафриканский. Характеризуются средними между двумя первыми разновидностями параметрами продуктивности. Их отличают хорошие воспроизводительные способности, но для них требуются более высокие изгороди. Эти страусы более доверчивы к человеку.


Первая коммерческая страусиная ферма появилась в Южной Африке в 1838 году, а в 60-х годах таких хозяйств становится все больше. Страусоводство развивалось исключительно быстрыми темпами. Если в 1865 году в Южной Африке насчитывалось всего 80 африканских страусов, то через 30 лет их количество уже достигло 253 463 голов. Страусов держали исключительно для получения от них перьев, причем их не выщипывали, как, например, у гусей, а аккуратно срезали у самой кожи. Страусиные перья занимали четвертое место в экспорте этой страны после золота, алмазов и шерсти. Собирая страусиные перья через каждые 6-8 месяцев, владельцы ферм получали высокий доход. Постепенно этот опыт распространился на другие страны, и страусиные фермы появились в Кении, Египте, Алжире, Италии, Австралии, Новой Зеландии, США, Аргентине.

В 1910 году ежегодный вывоз страусиных перьев из Южной Африки составлял 370 тыс. кг. К 1913 году общая численность страусов в мире, выращиваемых на коммерческих фермах, достигла 1 млн. голов. Однако в связи с последующими за этим мировыми войнами торговля страусовыми перьями нарушилась и число таких хозяйств существенно сократилось. Новый устойчивый подъем страусоводства начался после того, как этих птиц стали использовать не только ради перьев, но также и для получения мяса и шкур. К 1986 году ежегодный экспорт страусовых шкур из Южной Африки только в США достиг 90 тыс. штук.

Сейчас разведение страусов рассматривается как один из наиболее доходных видов бизнеса в сельском хозяйстве. Это объясняется как большим разнообразием и оригинальностью получаемой от страусов продукции, так и высокой устойчивой оборачиваемостью вложенного капитала. Производство мяса страусов имеет определенные преимущества перед традиционным животноводством, что и обусловило переключение ряда скотоводческих ферм Европы, США и Канады на содержание этой птицы.

В настоящее время в странах Европы насчитывается около 600 страусиных ферм с общим поголовьем около 9 тысяч особей племенного назначения. Объем производства мяса страусов пока остается небольшим по причине преобладания спроса на племенную птицу. Стоимость одной самки страуса в состоянии яйцекладки, в частности, во Франции составляет 7,5 тысячи долларов.

Крупная партия страусов в последнее время импортирована в Бельгию из Южной Африки, где широко практикуется разведение этой птицы в коммерческих целях. Имеются такие хозяйства также в странах Латинской Америки. Крупнейшая в Северном полушарии страусиная ферма Майка Гревенбрука с 1981 г. функционирует в Израиле. Здесь на площади более 600 га содержится 400 самок и 200 самцов с потомством. Ферма экспортирует мясо этой птицы в Швейцарию, Францию, Германию, Нидерланды, перо —в Бельгию, США, Филиппины, а инкубационные яйца —в США, где в штате Огайо создается крупный центр по разведению и изучению страусов в целях содействия коммерческому фермерскому хозяйству.

В 1892 году был осуществлен первый завоз африканских страусов членом русского общества акклиматизации немецким бароном Фридрихом Эдуардовичем Фальц-Фейном в свое имение в Украине Аскания-Нова. Здесь содержалось несколько африканских страусов сомалийского подвида. Это были первые опыты по разведению африканского страуса в условиях неволи в нашей стране. Цель деятельности Фальц-Фейна не носила коммерческого характера. Подражая устройству европейских зоопарков, он создавал в своем степном имении своеобразный природный уголок, который со временем превратился в заповедник, процветающий и поныне. Африканские страусы содержатся там на территории в 100 гектаров земли на полувольном содержании.

Несколько лет назад в России и странах СНГ начали заниматься коммерческим разведением страусов. Предпринимаются попытки по развитию страусоводства в Краснодарском крае, в Волгоградской области, в Молдове, в Грузии, странах Балтии, в Украине.


В России разные породы страусов стоят по разному. Если вас интересует конкретно африканский, то тут стоимость взрослого страуса будет от 50 до 90 тысяч, страусиха обойдется вам в 2-2,5 раза дороже.

Учитывайте, что для начала "страусиной фермы" вам понадобится семья из 1 страуса и двух страусих.

А вот страусята обойдутся гораздо дешевле, но стоит учитывать, что смертность страусят (до того, как они достигнут возраста в 3 месяца) примерно 20-30%. Поэтому 10-дневный птенец будет стоить в 3-3,5 раза дешевле чем подрощенный, 5-6 месячный.

Дорогое это удовольствие - размножаются они плохо, поэтому их не продают "суточными", как цыплят или утят. Яйца вообще продают неохотно, продают только потом, когда поголовье выйдет на расчетный уровень.


А первую фотографию поста мы смело добавляем в нашу коллекцию - кто еще не видел, советую:-)

СИЛА. СКОРОСТЬ и ВЫНОСЛИВОСТЬ

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу — это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение — сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают.

В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах:

— Концентрический(Преодолевающая) — преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются.

— Эксцентрический (Уступающий) — мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз.

Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

— Изотонический — сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в с преодолением внешнего отягощения (штанги, гантелей, гирь, отягощения на блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому, упражнения со штангой и подобными снарядами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе.

— Изокинетический — при этом мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетические тренажеры широко применяются пловцами, а также в общефизической подготовке. Многие специалисты высказывают мнение о том, что силовые упражнения на тренажерах с данным режимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и «взрывной» силы. Выполнение силовых упражнений с высокой угловой скоростью движений более эффективно, по сравнению с традиционными средствами, при решении задач развития силы без значительного прироста мышечной массы, необходимости снижения количества жира, для развития скоростно-силовых качеств. В подготовке спортсменов и в атлетических клубах широкое распространение получили также тренажеры типа «Наутилуус» с изменяющимся по ходу движения (переменным) сопротивлением. Такой эффект достигается применением в их конструкции эксцентриков и рычагов. Тренажеры этого типа в значительной мере компенсируют недостатки силовых упражнений с изотоническим режимом работы мышц, изменяя за счет конструктивных особенностей динамику мышечной тяги. Преимущество этих тренажеров заключается в том, что они позволяют регламентировать выполнение упражнений с большой амплитудой, максимально напрягать мышцы в уступающей фазе движений, совмещать развитие силы и гибкости мышц. Недостатками их являются сложность в изготовлении и громоздкость, возможность выполнения на одном тренажере только одного упражнения. Переменный режим работы мышц имеет место также и при использовании силовых упражнений с амортизаторами и эспандерами.

— Изометрический — Выполняя движения, человек проявляет силу и без изменения длины мышц.

В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках, в быстрых движениях, когда необходимо погасить кинетическую энергию движущегося звена тела и т. д. Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости; чем больше скорость, тем больше и сила.

Если постепенно наращивать величину отягощения (или сопротивления), то сначала с увеличением этого отягощения (т. е. перемещаемой массы тела) сила до определенного момента возрастает. Однако, попытки дальнейшего повышения отягощения силу не увеличивают. Например, сила, прикладываемая к теннисному мячу при его метании, будет существенно меньше, чем при метании металлического ядра весом 1-2 килограмма. Если же массу метаемого с ускорением снаряда постепенно повышать и далее, то наступает предел, выше которого развиваемая человеком сила уже не будет зависеть от величины перемещаемой им массы, а будет определяться лишь его собственно силовыми возможностями, то есть уровнем максимальной изометрической силы.

Выносливость

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Как развить выносливость.

К средствам, способствующим развитию общей выносливости на первом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения с невысокой интенсивностью: бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, плавание и др. При выполнении этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию дыхательных процессов.

На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спортсмены используют продолжительный бег с различной интенсивностью, особенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интенсивностью создаются благоприятные условия для повышения не только работоспособности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных механизмов регуляции, совершенствования систем биохимических процессов, но и работоспособности всего организма. Решению этих задач более всего способствует малоинтенсивная, но длительная работа в беге, гребле, плавании, ходьбе на лыжах и др. Первый этап развития выносливости характеризуется постепенным увеличением продолжительности работы при относительно невысокой скорости передвижения (например, пробегание каждых 1000 м со скоростью 6- 8 мин). От занятия к занятию длительность бега с такой скоростью увеличивается.

Для развития общей выносливости на первом этапе используют следующие методы тренировки:

— равномерный - прохождение тренировочной дистанции с равномерной малой скоростью, от занятия к занятию продолжительность работы увеличивается;

— переменный-непрерывное чередование тренировочной работы умеренной или малой интенсивности;

— кроссовый - выполнение тренировочной нагрузки (бег, ходьба на лыжах) умеренной или малой интенсивности по пересеченной местности;

— смешанный - чередование медленного бега с ходьбой. Обычно используется на первых занятиях у новичков.

На первом этапе с целью развития общей выносливости могут быть использованы от 2 до 3 занятий в неделю.

На втором этапе (длительностью до 2,5-3 мес.) продолжается развитие общей выносливости с помощью вида спорта, в котором специализируется спортсмен. При этом нагрузку умеренной интенсивности (при частоте пульса вдвое или чуть больше по сравнению с состоянием покоя) выполняют ежедневно и продолжительно. На всей дистанции частота пульса держится на относительно одинаковом уровне. Повышение ЧСС при сохранении скорости выполняемой работы служит сигналом к прекращению тренировки.

На этом этапе также применяют равномерный, переменный и кроссовый методы тренировки в большом объеме.

Используется также и метод постепенного втягивания, при котором спортсмен с постоянной скоростью вначале проходит постепенно увеличиваемую, а затем уменьшае¬мую дистанцию.

Продолжительность выполнения в умеренном темпе упражнений избранного вида спорта с целью развития выносливости может составлять в беге на длинную дистанцию, спортивной ходьбе - до 20-50 км, в лыжных гонках, гребле на байдарке - до 3-5 ч, в велосипедном спорте-до 100-150 км.

К концу второго этапа, когда достигнута норма продолжительности работы на выносливость , скорость может быть незначительно увеличена.

Третий этап (продолжительностью до 1-2 месяца) характеризуется улучшением анаэробных возможностей организма и повышением силового и скоростно-силового компонентов выносливости. Для решения этих задач преимущественно используют: соревновательные упражнения в трудных условиях (бег по песку, глубокому сне¬гу и др.), в облегченных (бег с горы, гребля по течению и др.) и в обычных условиях.

На третьем этапе выполняют с большей, чем на втором этапе, скоростью.

В одном занятии могут сочетаться все три метода тренировки: например, бег по равнине, в гору и под гору и т. п. Методы тренировки, используемые на этом этапе: повторно-силовой (упражнения на выносливость с повышенным проявлением выносливости), скоростно-силовой (упражнения с повышенным проявлением быстроты и силы), повторно-скоростной (повторное выполнение с по¬вышенным проявлением быстроты).

Четвертый этап (продолжительностью до 4-б месяцев) направлен на воспитание специальной выносливости посредством упражнений вида спорта, в котором специализируется спортсмен, с интенсивностью, близкой к соревновательной, соревновательной и превышающей ее.

Также существуют понятия: силовая выносливость – выносливость при с тяжёлыми отягощениями. Скоростная выносливость – при работе на предельной скорости. Упражнения в этих режимах необходимо выполнять с хорошо проработанной техникой на первых этапах, чтобы уменьшить риск получения травмы.

Развивайтесь, занимайтесь спортом и у Вас обязательно всё получится!

При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изме-нений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты:

1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.

2.6 -минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минут-ного бегового теста. Используется для оценки выносливости детей 7-17 лет.

3. Гарвардский степ - тест. 5-минутное восхождение на ступень высотой 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений после нагрузки и её вос-становление.

4. Бег или ходьба на различные дистанции - в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м - И лет и старше).

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен-сивность деятельности. На основе этого критерия разработаны пря-мой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв-ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос-венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан-ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан-ции обычно составляет 600--800 м; средних классов -- 1000--1500 м; старших классов -- 2000--3000 м. Используются также тесты с фик-сированной длительностью бега -- 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и фи-зиологические показатели (максимальное потребление кислорода -- МПК, частота сердечных сокращений -- ЧСС, порог анаэробного обмена -- ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной. С помощью специфически тестов измеряют выносливость при выполнении определение деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn - tk ,

где tn -- время преодоления эталонного отрезка;

tk -- лучшее время на этом отрезке.

Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) -- это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталон ном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk * n ,

где t -- время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk -- время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n -- число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) -- это отноше-ние времени преодоления всей дистанции ко времени преодоле-ния эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: tk ,

где t -- время преодоления всей дистанции;

tk -- лучшее время на эталонном отрезке.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (напри-мер, количество повторений теста с отягощением) нужно соот-носить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеха-нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об-щего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнива-ют их значения в начале, середине и конце упражнений. По вели-чине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изме-няются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Использование тестов на выносливость позволя-ет дать количественную оценку способности сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормаль-но функционировать в экстремальных ситуациях.

Оценка выносливости по времени бега на 2000 и 3000 м

Оценка уровня развития выносливости учащихся 16-17 лет по 6-минутному бегу (по В.И. Ляху, 1998)

Пробегаемая дистанция, м

1 1 00 и ниже

1500 и выше

1300 и выше

Оценка выносливости по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу, 1987)

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Известно, что по скорости и выносливости среди наземных позвоночных животных одно из первых мест в мире занимают страусы: они способны бежать со скоростью 50 км/ч около получаса. А вот на коротких дистанциях скорость их бега достигает порой и 70 км/ч, при этом шаги они делают длиной 3-5 м. Такой способностью страусы обязаны совершенному строению своих длинных мускулистых ног, оканчивающихся только двумя мощными, уплощёнными пальцами. Короткие крылья этой птицы не способны ни на сантиметр оторвать страуса от земли, зато им отведена роль балансира при выполнении сложных скоростных маневров. Близко подобраться к кормящимся страусам чрезвычайно трудно. Пасущиеся страусы поддерживают между собой постоянный визуальный контакт. Вспугнутые страусы спасаются бегством.

Большую часть дня эти птицы проводят за кормёжкой. И хотя страусы - вегетарианцы, они не упускают возможности пополнить свой рацион и разнообразной животной пищей. Длинная гибкая шея позволяет им с одинаковой лёгкостью щипать траву, выкапывать из земли корни и клубни растений, дотягиваться до семян на ветках высоких деревьев и стремительным выпадом поражать крупных насекомых, ящериц и грызунов. Чтобы усвоить попавшую в желудок пищу, страусы постоянно заглатывают песок и камни, которые накапливаются в желудке и служат для измельчения твёрдых оболочек плодов, хитина и костей. Такая крайняя неразборчивость в еде и привычка заглатывать неудобоваримые предметы породила легенды о том, что страусы могут питаться камнями.

Красота страусиных перьев, которую первыми оценили жители Древнего Египта, едва не послужила причиной полного уничтожения этих птиц в природе. В XVIII - XIX веках повальная мода на веера, боа и шляпные украшения из страусиных перьев охватила буквально всю Европу, и миллионы самцов страусов были принесены в жертву этой моде. (257 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Благодаря строению ног страусы могут бежать очень быстро и долго

2 - Страусы не способны летать

3 - Страусы неразборчивы в еде

4 - Из-за красоты перьев страусов чуть не уничтожили

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Слово «вейкко» по-фински значит «брат, браток, землячок» - что-то в этом роде. (2) Русское (точнее петербургское) «вейка» для всех нас полвека назад означало нечто весьма приятное: «весёлый масленичный извозчик».

(3) Как только начиналась «мясопустная», предшествующая великому посту, неделя, мирянам нельзя было «вкушать мясную пищу», но пища «сырная» - масло, сметана, молоко, - хоть и была скоромной, разрешалась. (4) Народ помнил ещё, что масленичный понедельник - это «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул»... (5) В деревне в эти дни выезжали на праздничное катанье на доморощенных рысаках. (6) Чем-то должны были замениться эти катания и в хмуром, щепетильном Питере, и город существенно менялся.

(7) Обиженные и огорчённые «извозцы» вдруг куда-то исчезали. (8) Конечно, они были тут же, но держались тише воды, ниже травы, радуясь каждому случайному седоку, не рискуя запрашивать нелепую цену, только безнадёжно отмахиваясь, когда, нанимая, их спрашивали, согласны ли они везти, допустим, в Тентелеву деревню или к Уткиной заводи.

(9) «Да, барин, хоть - к шашку 1 !» - отвечал извозчик.

    1 Шашко - в псковском говоре «домовой», «черт», «кикимора».

(10) Вместо них на улице с понедельничного утра в великом множестве появлялись лохматые «чухонские » лошадки, запряженные в легковые саночки или в обычные сельские розвальни, со сбруями, разукрашенными разноцветными ленточками, увешанные голосистыми колокольцами и бубенцами, большими, маленькими, басистыми, дискантовыми... (11) Иная такая лошадёнка вся тонула в пёстрых тряпочках и в звенящей меди; по тихим улицам уже издали слышался жизнерадостный звон. (12) У стариков светлели лица, а ребята с утра до ночи клянчили у матерей: «Мам, на вейке! Мам, хочу на вейке...»

(13) Всюду начинало пахнуть свежим сеном, крепким финским табачком; всюду слышалась исковерканная «ингерманландско-русская» речь. (14) И насколько же приятно было вместо приевшегося: «Да положите, барин, четвертак!» - хоть раз в году услышать долгожданное: «Рицать копеек - райний сэна!»

(15) На козлах вейки или в передке саней, на куче сена, сидел, как клуша, закутанный карьялаинен, в кожаной ушастой шапке с меховым шариком наверху, с короткой трубкой в зубах, молчаливый, мрачноватый, сущий угрюмый «пасынок природы».

(16) Он не реагировал ни на что. (17) В его розвальни могла ввалиться шумная студенческая компания, но он, не оборачиваясь, через плечо называл свою «сэну» и ударял густошерстую, словно валяную, «шведку» кнутиком по заиндевевшему крупу. (18) Мог сесть, чудачества ради, какой-нибудь накушавшийся блинов всеми почитаемый чиновник с молоденькой супругой, - вейка бурчал своё «рицать копеек» и трогал с места. (19) Но он же мог, завернув между двумя седоками к ближнему трактиру, пропустить глоток и вдруг завести на ходу бесконечную, унылую, отзывающую зимней поземкой, замёрзшими болотами - свою «чухонскую» песню.

(20) Остановить его тут оказывалось уже невозможно. (21) Он мог, сторговавшись за четвертак, повезти вас хоть себе в Парголово, но где-нибудь вдруг остановиться в чистом ветреном поле и заявить: «Лезай! Вацать пять копеек - конец был...» (22) И сдвинуть его с места без новой ряды было немыслимо.

(23) Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили. (24) Никто не хотел в эти семь дней ездить на скучных извозчиках, хотя самые дошлые из них тоже пускались на хитрости, подвязывая к дуге какой-нибудь жалкий шарик или вплетая в лошадиную гриву цветную тряпочку... (25) Нет, эти номера не проходили!

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему слово «вейка» означало нечто весьма приятное?»

  1. Вейки были одним из атрибутов масленичной недели.
  2. Они возили не так дорого, как обычные извозчики.
  3. Людям нравилась их речь с акцентом.
  4. У них были самые лучшие лошади.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дошлые» (предложение 24).

  1. наглые
  2. умные
  3. ловкие
  4. опытные, много видавшие

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

  1. Русское (точнее петербургское) «вейка» для всех нас полвека назад означало нечто весьма приятное: «весёлый масленичный извозчик».
  2. Всюду начинало пахнуть свежим сеном, крепким финским табачком; всюду слышалась исковерканная «ингерманландско-русская» речь.
  3. Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
  4. И насколько же приятно было вместо приевшегося: «Да положите, барин, четвертак!» - хоть раз в году услышать долгожданное: «Рицать копеек - райний сэна!»

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПРазДНИЧНОЕ (предложение 5) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СБРУЯМИ (предложение 10) первый звук - [с].
  3. В слове НЕДЕЛЯ (предложение 3) все согласные звуки мягкие.
  4. В слове СДВИНУТЬ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. мирянам
  2. огорчённые
  3. щепетильном
  4. почитаемый

А6 В каком слове правописание гласной буквы в приставке определяется ударением?

  1. пропустить
  2. предшествующая
  3. розвальни
  4. приевшегося

А7 В каком слове правописание -Н- определяется тем, что это отглагольное прилагательное, произошедшее от бесприставочного глагола несовершенного вида?

  1. масленичной
  2. утиной
  3. ветреном
  4. валяную

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово РЯДА из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ (предложение 15), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В4 Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Конечно,(1) они были тут же,(2) но держались тише воды,(3) ниже травы,(4) радуясь каждому случайному седоку,(5) не рискуя запрашивать нелепую цену,(6) только безнадёжно отмахиваясь,(7) когда,(8) нанимая,(9) их спрашивали,(10) согласны ли они везти,(11) допустим,(12) в Тентелеву деревню или к Уткиной заводи.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

В его розвальни могла ввалиться шумная студенческая компания,(1) но он,(2) не оборачиваясь,(3) через плечо называл свою «сэну» и ударял густошерстую,(4) словно валеную,(5) «шведку» кнутиком по заиндевевшему крупу.

В8 Среди предложений 9-12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-1; А2-4; АЗ-4; А4-2; А5-4; А6-3; А7-4.

Б1-торг; Б2-шариком из меха; Б3-посмеивались, рассказывали, любили; Б4-3; Б5-1; Б6-2; Б7-1; Б8-11; Б9-3.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Б. Голуб.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Диалектизмы - это слова и выражения, распространённые на определённой территории. В художественных текстах они служат для воссоздания местного колорита, передачи речи героев - выходцев из определённых областей. Это делает описание и повествование более достоверным и выразительным.

Примеры

Примеры диалектных слов и выражений, использованных в тексте.

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.

Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию.

Однако проблема спортивной тренировки юных бегунов многие годы вызывает споры и разногласия у тренеров и исследователей. Основные противоречия относятся к начальным, базовым этапам спортивной подготовки, охватывающим детский и юношеский возраст, а именно эти этапы имеют ведущее значение для достижения высоких спортивных результатов.

Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости.

В настоящее время высокие спортивные результаты в беге на выносливость стали доступны для девушек 16-17 лет и юношей 18-19 лет. Вместе с тем это не является препятствием к повышению результатов при переходе их в категорию взрослых спортсменов.

Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам развития выносливости в онтогенезе в связи с возрастно-половыми особенностями организма. Также известно, что этот возраст является благоприятным и для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно и несистемно.

Все это и определило цель нашей работы - исследовать закономерности возрастного развития выносливости и экспериментально обосновать процесс перспективной, систематической тренировки в беге на выносливость детей, подростков, юношей и девушек.

Сложность и многогранность проблемы привела к необходимости построить работу в виде ряда отдельных исследований, проводимых в двух основных направлениях.

Первое направление связано с исследованием возрастных изменений выносливости в различных ее проявлениях у неспортсменов-школьников. Второе - с исследованием и экспериментальным обоснованием методики тренировки юных бегунов на дистанциях, требующих проявления выносливости.

Приступая к исследованию, мы надеялись, что установление возрастных закономерностей развития выносливости и биологических факторов их обуславливающих позволит целенаправленно применять рекомендуемые средства и методы тренировки в зависимости от возраста, пола и квалификации юных спортсменов.

Цель исследования требовала решения ряда конкретных задач, выдвинутых на основе обобщения многолетнего личного опыта работы с юными бегунами, а также научно-теоретических и практических данных по проблеме тренировки в беге и воспитания выносливости в школьном возрасте.

Бег является циклическим локомоторным упражнением глобального характера и требует проявления общей, специальной выносливости и других двигательных качеств.

В связи с этим нас интересовала количественная характеристика факторов, обеспечивающих успех в беге у начинающих спортсменов. Для решения этого вопроса мы определили изменение результата на 600 м и его взаимосвязь с возрастом, уровнем двигательных качеств и физическим развитием у 125 начинающих бегунов в возрасте 11-16 лет.

Было установлено, что результат в беге на 600 м в этом возрасте значительно изменяется. Однако изменения эти происходят неравномерно: наибольшие среднегодовые темпы прироста обнаружены в 12, 14 и 16 лет. В 15-летнем возрасте отмечается снижение результатов, но оно статистически недостоверно.

Наиболее тесно связь с результатом имеет уровень развития выносливости по показателю запас скорости, предложенному Н.Г. Озолиным. Быстрота достоверно связана с результатом лишь до 14-летнего возраста, а сила - в 13 и 16 лет.

Результат в беге на 600 м в 11 и 16 лет тесно связан с антропометрическими показателями, ЖЕЛ не влияет на этот результат, в то время как относительная ЖЕЛ достоверно связана с результатом во всех возрастах, за исключением 13 и 16 лет.

Таким образом, результат в беге на средние дистанции у новичков находится в корреляционной зависимости с большинством исследуемых показателей, однако характер этой зависимости, особенно изменения ее, с возрастом неодинаковы.

До 15 лет на результат в беге у новичков значительно влияют вместе с выносливостью быстрота и сила. В 15 лет у них начинается процесс дифференциации влияния физических качеств на результат. В дальнейшем ведущим остается одно качество - выносливость.

Установленная тесная корреляционная связь выносливости с результатом в беге на 600 м во всех возрастах послужила предпосылкой для дальнейшего, более глубокого исследования этого двигательного качества. В связи с этим мы исследовали возрастную динамику изменения выносливости и ее взаимосвязи с физическим развитием и двигательными качествами в различных зонах мощности работы и при статических усилиях у 832 школьников 9-17 лет, не занимающихся спортом.

Изменение показателей выносливости у школьников и школьниц в беге субмаксимальной, большой и умеренной мощности происходит неодинаково: у мальчиков наибольший прирост приходится на 13-14 лет, а у девочек показатели выносливости к работе субмаксимальной и большой мощности увеличиваются до 14 лет, выносливость к работе умеренной мощности (бег в сочетании с ходьбой в течение 35 мин) с возрастом меняется несущественно.

Показатели выносливости к статическим усилиям и к работе максимальной мощности у мальчиков и девочек с возрастом улучшаются незначительно.

Суммарные показатели возрастных изменений выносливости составляют у школьников - 28%, у школьниц - 21%, в то же время суммарные показатели силы возрастают соответственно на 177 и 107%. Отставание развития выносливости по сравнению с силой показывает недостаточное использование бега и других естественных локомоций, направленных на воспитание этого важного качества в школьном возрасте.

Установленная нами возрастная динамика физического развития и двигательных качеств достаточно полно характеризует становление организма школьников, не занимающихся спортом, и их отличие от развития юных спортсменов. Результаты статистической обработки обнаруживают достоверную неравномерность развития, а также периоды наибольших приростов. Особое влияние на физическое развитие и совершенствование двигательных качеств оказывает пубертатный период полового созревания.

Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие выносливости у школьников, не занимающихся спортом, является возраст, пол и биологические изменения, происходящие в организме в пубертатный период.

Корреляционный анализ показателей физического развития и уровня двигательных качеств показал, что проявление выносливости в большинстве возрастных групп школьников не взаимосвязано с показателями длины тела, ЖЕЛ и имеет тенденцию к отрицательной связи с весом тела, окружностью грудной клетки и разнонаправленную связь со степенью полового созревания. По нашим данным, показатели выносливости у школьников к работе в зонах субмаксимальной, большой и умеренной мощности имеют высокую степень взаимосвязи. Связь выносливости с показателями быстроты и скоростно-силовых качеств ослабевает по мере уменьшения мощности работы (длины дистанции), причем у девочек отмечены более широкие взаимосвязи физических качеств, чем у мальчиков. Проявление выносливости к работе максимальной мощности и статической выносливости очень слабо коррелирует с показателями других физических качеств.

Итак, результаты интеркорреляции позволили установить, что выносливость в четырех зонах работы относительной мощности и при статических нагрузках у школьников в большинстве возрастов не имеет достоверных связей с физическим развитием и другими двигательными качествами. Это послужило предпосылкой для исследования зависимости выносливости от функциональных возможностей организма.

Особое внимание мы уделили исследованию проявления выносливости в беге субмаксимальной мощности (так как к этой зоне мощности работы относятся средние дистанции) и ее взаимосвязи с деятельностью систем кислородного обеспечения организма. При этом у 349 мальчиков 10-17 лет мы избрали для ее определения показатель длины дистанции, преодолеваемой со скоростью 75% от максимальной, а у 1019 девочек 8-17 лет - расстояние, пробегаемое за 90 сек. Оба эти показателя апробированы нами и объективно отражают уровень развития изучаемого качества во всех возрастах.

В динамике выделяются следующие периоды: первый (10-12 лет) - стабилизация выносливости; второй (13-14 лет) - резкое увеличение ее; третий (15-16 лет) - снижение уровня выносливости; четвертый - период второго прироста, когда показатели выносливости имеют тенденцию к новому увеличению.

Увеличение выносливости у школьников 13-14 лет объясняется большой двигательной активностью в этом возрасте, началом интенсивного полового созревания и связанного с ним быстрого прироста показателей физического развития. Этому способствует также значительное увеличение абсолютного и относительного МПК и прирост величин потребления кислорода. В этом возрасте улучшается легочная вентиляция, снижается частота дыхания и увеличивается его глубина.

Ухудшение выносливости в 15-16 лет объясняется уменьшением двигательной активности, отсутствием значительных приростов в показателях физического развития, затуханием изменений, связанных с половым созреванием, снижением прироста в показателях максимального потребления кислорода и легочной вентиляции.

Улучшение выносливости в 17 лет обуславливается постепенным приближением юношей в этом возрасте по общему развитию и развитию качеств (в том числе и выносливости) к уровню взрослых, новым увеличением абсолютного и относительного МПК и приростом процента потребления кислорода.

У девочек и девушек в первом периоде (10-13 лет) идет резкое нарастание выносливости; во втором (13-15 лет) - некоторое снижение интенсивности прироста, но в целом прирост продолжается; в третьем (15-16 лет) - некоторое снижение выносливости; в четвертом (17 лет) - значительное снижение выносливости, особенно по сравнению с показателями 13-14-летних.

Исследования развития функциональных возможностей систем кислородного обеспечения у девочек и девушек показали, что до 13 лет идет интенсивное развитие всех показателей, характеризующих деятельность кардиореспираторной системы, причем наибольший прирост в их становлении приходится на 12-13 лет. После этого значительного прироста в показателях МПК, в таких как процент потребления кислорода и легочной вентиляции, никаких изменений не наблюдается.

У девочек средний показатель МПК на кг, характеризующий систему кислородного обеспечения организма, во всех возрастных периодах значительно ниже, чем тот же показатель у мальчиков.

Таким образом, возрастные изменения выносливости в беге субмаксимальной мощности происходят неравномерно и совпадают с закономерностями изменений показателей, характеризующих деятельность кардиореспираторной системы. У школьников отмечается два активных периода прироста показателей: 13-14 и 16-17 лет. У школьниц интенсивное развитие выносливости и функциональных показателей происходит до 14 лет, наибольшие приросты соответствуют 12-13 годам. В дальнейшем темпы естественного развития кардиореспираторной системы снижаются. Установленный период интенсивного развития аэробных возможностей является биологической предпосылкой для воспитания выносливости в беге и создания, таким образом, своеобразной функциональной базы для будущих спортивных успехов.

Уровень развития выносливости и аэробных возможностей у юных спортсменов по данным обследования 99 юношей и 156 девушек во всех возрастах превышает средний уровень развития этих показателей у школьников, не занимающихся спортом, причем с возрастом он непрерывно увеличивается.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что систематические оптимальные тренировочные нагрузки на выносливость, применяемые с детского возраста, оказывают существенное влияние на ход процессов пубертатного периода, отодвигая сроки вступления в этот период, однако сроки его окончания не задерживаются.

У юных спортсменов к концу периода полового созревания отмечаются высокие показатели МПК, в ряде случаев равные величинам взрослых спортсменов - 60-70 мл кг/мин.

Результаты множественного корреляционного и регрессионного анализов позволили установить степень влияния показателей физического развития и аэробных возможностей на проявление выносливости в субмаксимальных нагрузках при беге, что позволяет считать МПК объективным и информативным показателем работоспособности юных спортсменов.

Установленные биологические особенности развития выносливости подтвердили большие возможности совершенствования общей выносливости с 9-10 лет, а также позволили обосновать с анатомо-физиологических позиций возраст начала специального в интересах спортивной подготовки развития выносливости (у девочек - 13-14 лет, у мальчиков - 15-16 лет). Именно эти возрастные этапы имеют ведущее значение для достижения результатов в перспективе, поэтому особое внимание в начальные периоды тренировки следует уделять улучшению систем кислородного обеспечения организма, затем на этой базе в более позднем возрасте приступать к совершенствованию анаэробных возможностей.

Решение ведущей задачи нашего исследования - обоснование многолетнего тренировочного процесса юных бегунов - мы начали с определения зависимости результата в беге на средние дистанции от уровня физического развития и подготовленности бегунов возраста 13-19 лет и старше и квалификации - от новичков до мастеров спорта.

Установлено, что показатели антропометрии, быстроты, силы и скоростно-силовых качеств у спортсменов имеют статистически достоверный прирост до 17-18 лет, а показатели выносливости улучшаются с повышением квалификации. Путем корреляционного и регрессионного анализов установлено, что во всех возрастных группах результат в беге на 800 м обусловлен совокупным влиянием специальной выносливости и быстроты. Опосредованное влияние на результат через специальную выносливость оказывает общая выносливость, быстрота и сила.

Возраст для начала занятий и специализации в беге обосновывался в ходе педагогического эксперимента, направленного на выявление воздействия нагрузок и средств воспитания двигательных качеств у детей (10-12 лет), подростков (13-14 лет) и юношей (15-17 лет). Результаты изучения особенностей реакций организма юных бегунов разного возраста и уровня полового созревания послужили обоснованием возрастных границ этапов их многолетней подготовки.

Исходя из целесообразности начала занятий бегом в возрасте 10-12 лет, был проведен следующий эксперимент с участием 45 мальчиков и 51 девочки. Проверялись наиболее часто встречающиеся в практике четыре варианта построения этапа начальной подготовки.

Результаты исследования позволили установить наиболее положительное влияние варианта, при котором 50% времени занятий отводилось на воспитание выносливости с использованием нагрузок невысокой интенсивности - бег в сочетании с ходьбой при ЧСС 150-170 уд/мин, перемежающийся подвижными и спортивными играми на воздухе.

Основываясь на проведенных исследованиях, мы рекомендуем для мальчиков и девочек в первую очередь использовать такую нагрузку в беге, при которой бы не создавались кислородный долг и условия гипоксии. Необходимо, чтобы упражнения выполнялись в истинно устойчивом состоянии и только к концу занятий на недлительное время создавалась бы кислородная задолженность, последствия которой затем должны быть ликвидированы путем использования влияния естественных локомоций умеренной мощности.

Эффективность продолжительного бега определяется благоприятным воздействием и постепенным совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличением объема сердца и легких, повышением кислородной емкости крови, улучшением метаболических процессов в тканях. Все это совершенствует регуляцию функций организма и приводит к экономизации их деятельности при физических нагрузках.

На этапе подготовки к специализации мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет у 117 школьников мы исследовали три различных режима нагрузок, направленных на совершенствование выносливости: продолжительный бег невысокой интенсивности, бег на отрезках со средней интенсивностью, бег на коротких отрезках с высокой интенсивностью.

Данные контрольных измерений, полученные через год, позволили установить, что у всех занимающихся значительно повысился уровень общей физической подготовленности, причем у тех, кто использовал бег с невысокой интенсивностью, результат в беге за 6 и 35 мин был достоверно выше, чем у остальных. Использованные в ходе педагогического эксперимента средства, методы и режимы нагрузок в целом оказали положительное влияние на организм мальчиков и девочек. Результаты эксперимента свидетельствуют о разностороннем влиянии таких нагрузок и хорошую адаптацию к ним.

В дальнейшем объектом экспериментального исследования при определении эффективности комплексного последовательного и параллельного воспитания выносливости, быстроты и силы были 24 подростка 13-14 лет, объединенных по возрасту, уровню полового созревания и физическому развитию в две равноценные экспериментальные группы. Анализ результатов эксперимента показал, что при одинаковом времени, отводимом на воспитание выносливости, быстроты и силы 13-14-летних бегунов, более эффективным является последовательный подход к их совершенствованию.

Установленная последовательность в воспитании качеств позволяет при улучшении спортивных результатов добиваться больших результатов в показателях работоспособности, выносливости, силы и быстроты, чем при параллельном воспитании этих качеств.

Этап углубленной специализации в спортивном беге на выносливость начинается в возрасте 15-16 лет и характеризуется повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, совершенствованием специальной физической подготовленности, техники и тактического мастерства бегунов.

Исследованию методов тренировки предшествовал анализ объема и интенсивности нагрузки по специальной схеме, составленной с учетом рекомендаций Ф.Суслова, В.Зациорского, С.Дедковского. В основу этой схемы при оценке интенсивности была положена "критическая скорость".

Дальнейшие исследования были посвящены определению воздействия различных режимов нагрузки, направленных на совершенствование специальной выносливости на этапе углубленной специализации юных бегунов. В серии опытов, проведенных в естественных условиях тренировки, приняли участие 52 юных спортсмена, среди которых были бегуны второго, первого разрядов и кандидаты в мастера спорта. Анализ результатов исследования выявил особенности реакции организма на различный объем и интенсивность нагрузки при повторном методе тренировки и различия в показателях ЧСС и артериального давления при одинаковой работе, выполненной повторным и переменным методами.

Выполненная нами работа позволила установить оптимальные изменения объема и интенсивности нагрузок в многолетней тренировке по возрастам и квалификации спортсменов.

Критерием оценки нагрузок в зонах субкритических и критических скоростей, помимо субъективных ощущений, может служить показатель ЧСС, позволяющий оперативно руководить процессом с учетом ответных реакций организма. При использовании субкритических скоростей ЧСС находится на уровне 130-150 уд/мин, при критических скоростях - 170-180 уд/мин, а при надкритических скоростях ЧСС может достигать больших величин, которые изменяются не только от характера нагрузки, но и от возраста и квалификации спортсменов.

На основании экспериментальных данных и теоретического обобщения мы выделили четыре основных этапа многолетней подготовки в спортивном беге, требующем проявления выносливости.

1-й этап (10-12 лет) - подготовка к специализации осуществляется на основе ОФП в сочетании с улучшением аэробной производительности организма - увеличением "потолка" МПК. Используются равномерный и игровой методы тренировки.

Основные задачи - достижение значительного уровня развития физических качеств и всесторонней физической подготовки. Это обеспечивается занятиями многими видами спорта (игры, лыжи, коньки, гимнастика, легкая атлетика).

2-й этап (13-15 лет) - начало специализации. В этот период осуществляется дальнейшее целенаправленное совершенствование разносторонней физической подготовки и на основе высоких показателей МПК улучшается способность к удержанию скорости бега, близкой к критической. Используется равномерный продолжительный бег и комплекс методов тренировки - переменный, повторный, круговой.

Основные задачи - развитие выносливости и быстроты на фоне многоборной легкоатлетической тренировки. Планируются достижения III и II спортивных разрядов в беге.

3-й этап (16-19 лет) - углубленная специализация. В этом возрасте заканчивается развитие вегетативных функций, и по своим показателям организм приближается к показателям взрослых.

Наряду с совершенствованием аэробных возможностей организма используются в небольшом объеме средства, улучшающие анаэробные возможности.

Основные задачи - развитие общей и специальной выносливости, установление склонности к одной-двум средним или длинным дистанциям. Планируется достижение результатов I разряда, КМС, МС в беге на избранной дистанции.

4-й этап (20-24 года) - достижение высшего спортивного мастерства. На этот период планируются личные рекорды. Осуществляется индивидуальная подготовка с учетом избранной дистанции.

Данные экспериментальные исследования показывают, что такое построение многолетней тренировки соответствует возрастным особенностям растущего организма, способствует всестороннему физическому развитию, необходимому для успешной трудовой деятельности, и достижению высоких спортивных результатов.